Рейтинг@Mail.ru На главную Библиотека Фотогалерея Контакты Лица О проекте Поиск      В е р а    и    В р е м я
Религиозные ценности и современная система образования
Основные разделы:
Публикации по теме:

23 мая 2022

Святейший Патриарх Кирилл:

«И ныне Русский мир вновь становится форпостом христианской цивилизации». Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на пленарном заседании XXХ Международных образовательных чтений

23 мая 2022 года в Государственном Кремлевском дворце в Москве состоялось...

(См. далее...)

1 мая 2022

Татьяна Петракова:

О воспитании добродетелей (на примерах повести И.С. Шмелёва «Лето Господне»)

Доклад на Крымских международных Шмелёвских чтениях «И.С. Шмелев и писатели литературного зарубежья», посвященных 140-летию со дня рождения И.С. Шмелева и 20-летию Алуштинского...

(См. далее...)

Последние репортажи:

25 мая 2022

XXX Международные образовательные чтения: Научно-практическая конференция «Будущее наследие»

25 мая 2022 года в Белом зале Храма Христа Спасителя под председательством епископа Тольяттинского и Жигулёвского Нестора в рамках XXX Международных образовательных чтений прошла XIV Межрегиональная научно-практическая конференция «Моделирование социокультурного...

(См. далее...)

22 мая 2022

XVI Фестиваль-конкурс «Алтарь Отечества — 2022»: итоги и гала-концерт московского регионального этапа

22 мая 2022 года в актовом зале Центра «Ломоносовский» в рамках XXX Международных образовательных чтений прошло подведение итогов и гала-концерт московского регионального этапа XVI Межрегионального фестиваля-конкурса «Алтарь Отечества - 2022».

(См. далее...)


ПУБЛИКАЦИИ
Автор публикации:
Петракова Татьяна Ивановна /Доктор педагогических наук,, профессор, Профессор Московского педагогического государственного университета, методист Городского методического центра Департамента образования и науки города Москвы (отдел ОРКСЭ — основ религиозных культур и светской этики)

января 2001

Рождественские чтения | Образование и наука | Основы Православной культуры


 

Базовое содержание образования и ценности православной культуры

Выступление на IX Международных Рождественских образовательных чтениях.
Январь, 2001 г.


Уже в девятый раз мы собираемся на Рождественские образовательные чтения, в рамках которых развивается и углубляется диалог светской и православной образовательных систем. За эти годы многое наработано, более четко обозначились проблемы, намечены перспективы дальнейшего сотрудничества. По словам Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, сказанным им на открытии чтений, и у Церкви, и у государства есть немало совместных задач. Для их решения нужен конструктивный диалог в духе благожелательности и откровенности.

Сегодня, когда начались заседания секций, выступлениями заместителя Министра образования России А. Ф. Киселева и академика РАО В. С. Леднева был начат разговор о необходимости взаимодействии двух систем на уровне содержания образования. Эта задача встает не только в теоретическом, но и в практическом плане: рекомендованы Минобразованием для использования в общеобразовательной школе такие книги, как "Основы нравственности". "Христианство и религии мира". "Симфония по творениям святителя Тихона Задонского" и другие. Каким образом можно внедрить эти и подобного рода издания в практику работы массовой школы, как использовать на уроках и в системе дополнительного образования все богатство святоотеческого наследия, житийную литературу и в перспективе - сокровища Евангелия?

Сказанное свидетельствует об актуальности заявленной нами темы. По существу речь идет о том, на какой содержательной основе возможно сотрудничество светской и православной образовательной систем. Хотя каждая из них обладает своими особенностями, их взаимодействие будет продуктивным, если опираться на ценностный потенциал базового образования.

Говоря в общем плане, ценность - это то, что значимо для человека. Ценностные предпочтения проявляются в ситуации выбора. Если мы, к примеру, утверждаем, что для нас самое важное - это семья, а фактически, предпочитаем работу, друзей, развлечения, то становится ясным, что для нас действительно ценно. Так же определяемся мы с вопросами духовной жизни.

Проблема включения ценностей в содержание образования и их использование стала особенно актуальной на современном этапе (Л. Я. Зорина, И. Я. Лернер, В. Оконь, И. М. Осмоловская и др.). Включенные в содержание образования ценности, как опыт эмоционально-ценностного отношения к миру, присутствуют там имплицитно и нуждаются в выявлении (Ю. Шаров). Будучи выявлены, структурированы, дидактически переработаны и приняты педагогом в качестве личной иерархии ценностей, они могут стать основой системы ценностных ориентации школьников, ядром системы духовно-нравственного воспитания в общеобразовательной школе.

Вместе с тем, анализ ценностного потенциала базового образования свидетельствует о тенденции к его разрушению. В частности, прослеживаются следующие изменения в содержании и структуре образования.

 

- Переход от предметоцентризма к образовательным областям. Представление образовательным учреждениям широких возможностей в создании и использовании вариантов учебных планов в зависимости от региональных и национальных особенностей, в выборе учебных предметов в рамках образовательной области приводит к размыванию содержательного "ядра", нескоординированности в определении стратегических целей (ценностей).

- Усиление вариативности содержания за счет инварианта. Это изменение связано с установлением практики одновременного использования вариативных (параллельных) программ и учебников, что приводит к содержательной и концептуальной "мешанине".

- Рационализация и вербализация образования за счет аффективно-эмоциональной сферы. Исследователи отмечают, что акцент на формирование у ребенка суммы знаний, умений и навыков не адекватен задачам современной школы и приводит к дегуманизации образования. При этом остается несущественным удельный вес предметов художественного цикла, в концепции которых заложена идея учения через переживание (как выработка умения оценивать сущее).

- Перегруженность учебных программ информацией. Об этом опасном явлении пишут практически все ученые-дидакты. Особенно оно усилилось с появлением нерегулируемого количества так называемых авторских программ. Не умея выделить главное, общезначимое в содержании образования многие авторы программ, учебников, методических разработок, загромождают их малозначимым, второстепенным материалом, что приводит к перегрузке учащихся, а, в конечном счете, блокирует эмоциональную сферу.

- Излишняя усложненность программ. Тенденция к усложнению учебного материала прослеживается сейчас не только в элитарной школе. При этом игнорируется такой важнейший критерий конструирования содержания образования, как его доступность. На этой основе сложилась так называемая "ознакомительно-информативная методика", ведущая к поверхностному, безоценочному усвоению материала.

Вместе с тем, в содержании программ и учебников представлен целый комплекс ценностей, которые могут формировать и стимулировать развитие духовных и нравственных потребностей у учащихся. Это следующие ценности:

 

- социальное благополучие общества;

- социальная справедливость;

- ценность знания;

- уважение к талантам и умельцам;

- достоинство личности;

- здоровье;

- сохранность природы;

- социальная активность личности;

- нравственное здоровье личности;

- ценность других народов и их культур;

- патриотизм;

- творчество и ряд других.

 

Для выявления и анализа ценностей нами были взяты "Примерные программы основного общего образования", изданные Министерством образования России в1998 г. В качестве критериев были выбраны следующие:

 

Исторический - наличие сведений из истории науки;

Общекультурный - использование материала культуры;

Оценочный - постановка задач на оценивание учебного материала.

 

Под историей науки(исторический критерий) понимается единство двух процессов: истории развития понятий, идей, теорий и истории тех или иных открытий. История науки в школе, по мнению ученых-дидактов, необходима для полноценной реализации важнейших целей обучения и воспитания, среди которых - формирование эмоционально-мотивационной сферы школьников и системы личностных ценностей (Журавлев, 1993, С.162-209). Историко-научный материал вводит "человеческий фактор" в учебные предметы.

Общекультурное значение учебного материала (общекультурный критерий) измеряется масштабом и значимостью области его применения, возможностями его педагогического влияния на сферу жизни учащихся.

Ценностное отношение (оценочный критерий) предполагает формирование определенной направленности эмоционального отношения к учебному материалу, значимому в воспитательном и образовательном плане.

Детальный разговор о ходе анализа ценностного потенциала знаний сейчас вряд ли целесообразен. Следует, однако, отметить, что его результаты в целом совпали с выводами ученых-дидактов, касающихся принципиальных недостатков в содержании образования (Лернер, 1993, С.3-8).

 

l. Bce содержание образования в средней школе не имеет достаточно системно разработанного теоретического обоснования. Оно строится, главным образом, на традициях и эмпирическом опыте.

2. Второй недочет состоит в неполноте материала, в недостаточности представленного в нем т.н. внепредметного содержания, обеспечивающего соответствующие средства усвоения учебного предмета. К таким знаниям относятся логические, методологические, философские, историко-научные знания и знания из других дисциплин.

3. Содержание образования слабо ориентировано на развитие творческих потенций и формирование у учащихся ценностного отношения.

4. Базовое содержание не проработано с точки зрения гуманистической ориентации всего образования, авторы программ и учебников каждый по-своему понимают и пытаются решить эту проблему.

5. Имеет место серьезная перегрузка программ усложненным, объемным материалом, ориентированным на учащихся высших учебных заведений, при явной недогруженности его историческими, общекультурными сведениями.

6. Наблюдается диспропорция между формально-рациональным и ценностно-эмоциональным началами содержания образования при общей перегруженности программ информацией.

7. Поставленные в "Пояснительных записках" к программам общегуманитарные задачи не обеспечиваются содержатель но, не прослеживается их связь с общегуманитарными требованиями, содержащимися в последнем разделе каждой программы - "Требования к уровню подготовки выпускников".

Сказанное позволяет сделать вывод о том, что имеющиеся в базовом содержании образования ценности носят преимущественно гуманистический характер. Они нуждаются в систематизации, дополнении и углублении. Вместе с тем, ценностный потенциал базового образования открывает возможности дальнейшего сотрудничества светской и православной педагогики в области содержания (Петракова,1997). В перспективе содержанием образования, по словам Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, должны стать вечные, непреходящие ценности христианства. Но чтобы эта перспектива стала действительностью необходима большая совместная работа ученых и педагогов.

Конкретные действия в этом направлении уже предпринимаются. В лаборатории дополнительного образования Института общего образования Минобразования России создана программа по духовно-нравственному воспитанию младших подростков, основанная на ценностях базового образования и дополненная ценностями христианства (Евладова,1994). Она получила широкое распространение в школах Российской Федерации и доказала свою эффективность. Нам представляется, что сотрудничество школы и Церкви должно быть продолжено.

 

Литература:

 

1. Алексий II. Церковь и мир на пороге нового тысячелетия: Доклад Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на открытии IX Международных Рождественских чтений. М.,2001.

2. Евладова Е. Б., Петракова Т. И. Путешествие к истокам. Комплексная программа воспитания и дополнительного образования на уроках и во внеурочной деятельности. М.,1994.

3. Журавлев И. К. Зорина Л. Я. Лернер И. Я. Дидактическая концепция содержания базового образования // Дидактические проблемы построения базового содержания образования / Под ред. И. Я. Лернера, И. К. Журавлева. М., 1993.

4. Лернер И. Я. Введение // Дидактические проблемы базового содержания образования / Под ред. И. Я. Лернера, И. К. Журавлева. М.,1993.

5. Петракова Т. И. Духовные основы нравственного воспитания. М.,1997.

6. Шаров Ю.В. Проблемы формирования духовных потребностей. М.,1969.

© Петракова Т. И. 2001


Источник:      IX Международные Рождественские образовательные чтения

Последние публикации:
Святейший Патриарх Кирилл

24 мая 2022

Святейший Патриарх Кирилл:

«Их трудами пасхальная весть стала для нас доступной и родной». Слово в день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия

...Вспоминая подвиг святых Кирилла и Мефодия, мы вместе с тем совершаем память всех, кто, продолжая труды Солунских братьев, утверждал Православие на Святой Руси, кто возвещал слово истины на родном и понятном для наших предков...

(См. далее...)

23 мая 2022

Святейший Патриарх Кирилл:

«И ныне Русский мир вновь становится форпостом христианской цивилизации». Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на пленарном заседании XXХ Международных образовательных чтений

23 мая 2022 года в Государственном Кремлевском дворце в Москве состоялось пленарное заседание XXХ Международных образовательных чтений «К 350-летию со дня рождения Петра I:...

(См. далее...)

21 мая 2022

Священник Иоанн Валентин Истрати:

Святое дитя – духовник веков: научиться тому, как не умереть никогда. Иоанн Богослов

...Он всюду рядом с Учителем. Ходит на волосок от Бога, слышит дыхание Творца галактики, ест с Питателем миров, осязает руками Огонь вечнующий. Он так естествен и невинен, и сердце его более всего на свете пропитывается любовью Божией. Оставляет родителей и родню, бросает...

(См. далее...)

19 мая 2022

Протоиерей Александр Шаргунов:

«У Бога всегда есть пути восстановить наши потери и утешить наше горе». Слово в день памяти святого праведного Иова и в день рождения святого царя Николая II

...мы видим терпение Иова среди невероятных бедствий как пример терпения для всех нас. В конце книги, для нашего воодушевления последовать его примеру, мы видим счастливый итог его испытаний, восстановление...

(См. далее...)

Публикация:

IX Международные Рождественские образовательные чтения

01.2001

Также у этого автора:

1 мая 2022

О воспитании добродетелей (на примерах повести И.С. Шмелёва «Лето Господне»)

Доклад на Крымских международных Шмелёвских чтениях «И.С. Шмелев и писатели литературного зарубежья», посвященных 140-летию со дня рождения И.С. Шмелева и 20-летию... (Далее)

12 декабря 2021

Уроки Горецкого. Обращение к участникам Всероссийской научно практической конференции

«Два чувства дивно близки нам, в них обретает сердце пищу: любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам…» Приветствую участников Всероссийской... (Далее)


Архив публикаций:
Святые и святыни:
Мученик Исидор Хиосский

27 мая

Мученик Исидор Хиосский (251)

...На допросе перед Нумерием святой Исидор бестрепетно исповедал свою веру во Христа Спасителя и отказался принести жертву идолам. Нумерий убеждал святого не подвергать себя мучениям и повиноваться воле императора, но святой Исидор отвечал, что повинуется лишь воле вечного Бога...

(См. далее...)

Фотоальбомы

18 октября 2021

Шмелёвские чтения - 2021: Лица и сюжеты

Фотоальбом по материалам XXVI Крымских международных Шмелёвских чтений, прошедших в Алуште 15-19 сентября 2021 года.

(См. далее...)

Анонсы

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Рейтинг@Mail.ru

Вера и Время    2022