Рейтинг@Mail.ru На главную Библиотека Фотогалерея Контакты Лица О проекте Поиск      В е р а    и    В р е м я
Религиозные ценности и современная система образования
Основные разделы:
Аннотация:

Беседа с наместником Сретенского монастыря, ректором Сретенской духовной семинарии архимандритом Тихоном (Шевкуновым) состоялась в связи с празднованием 10-летия Сретенской духовной школы и опубликована на сайте Православие.ру 4 июня 2009 года

Публикации по теме:
Святейший Патриарх Кирилл в Покровском монастыре Москвы. 14.10.2019

17 октября 2019

Святейший Патриарх Кирилл:

Это праздник нашей надежды, нашей благодарности… Слово в Покровском монастыре в праздник Покрова

...в самые тяжёлые моменты истории мы нередко оставались один на один с врагом, один на один со стихийными бедствиями, один на один со скорбями. И народ понял...

(См. далее...)

14 октября 2019

Митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов):

Принести в жертву Богу немощи свои и леность. Проповедь на праздник Покрова Божией Матери

...Христа ради юродивый Андрей был именно таким человеком, который всю жизнь свою посвятил величайшему искусству и, как Святые отцы пишут, науке из наук – богообщению...

(См. далее...)

Последние репортажи:

15 октября 2019

Клуб «Я шагаю по Москве» («Активное долголетие»): Рассказ священника Александра Кузнецова о святом благоверном великом князе Александре Невском

15 октября 2019 года в Городском методическом центре Департамента образования и науки Москвы состоялось очередное заседание клуба «Я шагаю по Москве» («Активное долголетие»). Перед собравшимся выступил иерей...

(См. далее...)

5 октября 2019

«Алтарь Отечества»: паломническая поездка в Грецию

Паломническая поездка участников проектов «Наследие», «Алтарь Отечества» и «Oma Randa» по святым местам Греции началась в День учителя, 5 октября 2019 года. Её возглавляет протоиерей Димитрий Лихачев, соруководитель этих проектов. Участие в поездке принимают московские православные педагоги, члены Ассоциации...

(См. далее...)


ПУБЛИКАЦИИ
Автор публикации:
Тихон (Шевкунов), митрополит Псковский и Порховский  /Митрополит Псковский и Порховский

Тихон (Шевкунов), митрополит Псковский и Порховский

Митрополит Псковский и Порховский

Публикации этого автора

16 декабря 2010

Московский Патриархат | Изучение традиционных религий


 

«С радостью и благодарностью служить Богу».

Интервью с архимандритом Тихоном (Шевкуновым), ректором Сретенской духовной семинарии


Архимандрит Тихон (Шевкунов)

– Отец Тихон, как возникла идея создания Сретенской духовной школы?

– Пятнадцать лет назад началось возрождение иноческой жизни в Сретенской обители, которая некоторое время была подворьем Псково-Печерского монастыря. Постепенно собирались насельники, в основном молодые люди. Конечно же, им необходимо было дать образование. Вначале братия попробовали заниматься на заочном секторе в Московских духовных школах, но толку от этого вышло мало, поскольку все насельники были заняты на многочисленных послушаниях и времени на самостоятельную учебу не хватало. Все осознавали, что очное образование нельзя сравнить с заочным. Так постепенно родилась мысль, подсказанная отцом Владимиром Чувикиным, – создать монастырскую духовную школу. Мы оценили свои возможности, в том числе и финансовые, и я обратился за благословением к отцу Иоанну (Крестьянкину). Он очень обрадовался, что у нас есть такое желание и возможность, и благословил создавать учебное заведение в стенах Сретенского монастыря. Конечно, главное благословение в данном случае было за настоятелем нашей обители – почившим Святейшим Патриархом Алексием II. Он тоже очень тепло напутствовал нас на этот труд. И все прошедшие годы живо интересовался жизнью студентов, их обучением и воспитанием. Откликался Святейший и на семинарские проблемы, прискорбные неудачи, радовался нашим маленьким победам.

– Расскажите, пожалуйста, о том, как была сформирована преподавательская корпорация руководимой вами духовной школы.

– Это был живой, активный процесс, довольно длительный. Вначале в нем участвовали Александр Михайлович Камчатнов и Василий Георгиевич Моров. Мы вместе с ними стали привлекать преподавателей. Через год – в 2000-м – к нам пришел из Московской духовной академии нынешний владыка Амвросий (Ермаков), тогда иеромонах. Его деятельность стала для нас большим подспорьем, потому что из насельников Сретенского монастыря никто «очно» в духовной школе не учился. У многих было светское высшее образование, а вот специфику внутреннего устройства семинарии мы знали недостаточно. Отец Амвросий много потрудился, привнес в наше совсем юное тогда учебное заведение все самое лучшее, что накопил за годы жизни в духовных школах.

Наша семинария вначале называлась Сретенским высшим православным училищем, и мне это название очень нравилось. И слово «училище», и «православное», и «высшее» – все мне казалось правильным и уместным для церковного воспитания молодежи. Но отец Амвросий был категорически против такого наименования. Училище, оказывается, в табели о рангах духовного образования стоит ниже, чем семинария. Я уступил, и так мы стали Сретенской духовной семинарией. Говорят, что она сейчас одна из лучших высших православных школ в России. Если это и так, то в первую очередь заслуга в этом нашего педагогического состава. Нам повезло, что мы находимся в центре Москвы и можем приглашать к себе преподавателей и из Московской духовной академии, и из МГУ, и из Свято-Тихоновского университета, из многих других учебных заведений. Наши преподаватели вызывают у меня настоящее восхищение. Это талантливые самоотверженные труженики, любящие науку, которой они посвятили жизнь. И самое главное, они любят и очень трогательно заботятся о наших воспитанниках. Я не помню ни одного случая за последние девять лет, чтобы мы вступили в конфликт, чтобы было какое-то недопонимание. По всем вопросам, которые неизбежно возникают в духовной школе, мы всегда находим верное и единодушное решение. И надеюсь, по милости Божией, такое прекрасное единство сохранится и в дальнейшем.

– Как строится учебный процесс в Сретенской духовной семинарии? Какие дисциплины являются приоритетными при подготовке будущих священников? Не задумываетесь ли вы о введении новых курсов в программу духовной школы?

– У нас есть обязательные предметы, которые предусмотрены единой семинарской программой. Но, помимо этого, студенты у нас изучают ряд дополнительных дисциплин, прежде всего гуманитарных. Здесь, в первую очередь, важна не только сама дисциплина, но и преподаватель. В любой сфере знаний можно талантливо, глубоко и ярко раскрыть предмет. Мы стараемся сделать все, чтобы в Сретенской духовной школе не было ситуаций, когда дисциплина читается скучно и непознавательно.

Что касается приоритетных предметов, то это, конечно, богословские и пастырские дисциплины. Когда-то в духовном обучении придавалось большое значение знанию наизусть святого Евангелия, Псалтири. Думаю, это было бы замечательной практикой и сегодня. Наши семинаристы-сретенцы регулярно читают неусыпаемую Псалтирь, и некоторые действительно почти наизусть знают Псалтирь к пятому курсу. Кроме того, мы ввели для наших воспитанников небольшое молитвенное правило, куда включено чтение Нового Завета, Псалтири, Иисусова молитва. Мне представляется это совершенно необходимым. Так же, как и преподавание предмета, который, как ни парадоксально, не включен в обязательную программу семинарий, – православной аскетики. Помню, когда я был послушником в Псково-Печерском монастыре, а было это в начале 1980-х годов, приехало несколько семинаристов из Ленинградской семинарии. Они казались для нас чем-то недосягаемым: семинаристы, богословы! Но каково же было наше изумление, когда в разговоре выяснилось, что они, учащиеся духовных школ, студенты четвертого курса, не читали ни «Лествицу», ни авву Дорофея. Это было для нас просто сокрушительным потрясением: мы даже представить себе не могли, что такое может быть. А чем же они вообще там занимались? В Сретенской семинарии изучаются труды святых отцов-аскетов, их богатейшее наследие. Мы ставим себе задачей, чтобы святоотеческие творения вошли в жизнь будущих пастырей как нечто совершенно органичное, живое и необычайно важное.

– Батюшка, вы несколько лет преподавали семинаристам пастырское богословие. В чем вы видите задачи данного курса?

– Приучение будущего священника к молитве, непрестанному предстоянию пред Богом и твердой надежде на Промысл Божий – главные задачи духовного воспитания в семинарии. Молитва, жизнь, во всем основанная на вере в Господа нашего Иисуса Христа, – вот главные инструменты, невидимые, не до конца порой осознаваемые, но самые сильные и действенные в духовном труде священника.

– Какие изменения, произошедшие в семинарии за эти годы, вы считаете наиболее важными?

– Естественно, за десять лет, с того дня, как мы начинали все с нуля, изменений произошло немало. У нас уже шестой выпуск в этом году. Конечно, в первое время было множество всяких «детских» болезней, да и сейчас мы, наверное, «хвораем» время от времени. Но нам удалось, как мне представляется, войти в некое стабильное русло. Особенно хочется сказать про тех наших выпускников, которые руководят повседневной жизнью и сложным учебным процессом в нашей школе. Это проректор и благочинный монастыря иеромонах Иоанн, его помощники монах Николай, диакон Антоний, дежурные помощники Игорь Максимов, Дмитрий Дементьев. Без них, без их огромного труда, сердечной заботы о студентах и о деле, им порученном, без их молитв наша семинария попросту бы не существовала.

У нас особое учебное заведение, так как студенты пока живут бок о бок с братией монастыря: 40 монахов и 150 студентов располагаются на сравнительно небольшой территории. Вся братия – и казначей, и эконом, и келарь, и ризничий, и труженики издательства – да все без исключения заботятся о наших воспитанниках и о самой семинарии. Сретенская обитель – это наш дом, здесь у нас и библиотека, и трапеза, и учебные аудитории. Мы надеемся, что через какое-то время наши возможности расширятся, и мы получим новые просторные помещения и для аудиторий, и для жизни семинаристов. Тогда и братии будет немного полегче. Ведь когда над кельей монаха, этажом выше, пробегает веселая толпа наших юных воспитанников, непросто сосредоточиться на молитве. Хотя все, конечно, понимают, что надо потерпеть, что это временно, и никто, или почти никто, не жалуется. Я считаю очень важным, что наши студенты живут в монастыре, имеют возможность общаться с братией, посещать монастырские службы, полунощницы, братские молебны. Послушания мы тоже выполняем вместе, хотя, разумеется, братия занимается, скажем так, более квалифицированными делами: написанием и изданием книг, воспитанием тех же студентов, пастырским послушанием, хозяйством и т.д. А главное послушание для студентов – это учеба. Однако и обязательные трудовые послушания у них тоже есть. Но они занимают, наверное, в день не больше часа. Что же касается главного, то в первую очередь мы требуем от наших воспитанников ответственной и заинтересованной учебы. Когда мы видим их старание, то всячески поощряем таких студентов; когда замечаем лень и равнодушие, то вынуждены предпринимать стимулирующие меры. Сейчас мы ввели любопытную практику, которая дала отличные результаты. Наши воспитанники нередко опаздывали на занятия. Мы, конечно, увещевали их, ставили на дополнительные послушания, но все было неэффективно, и я, посоветовавшись с преподавателями, ввел следующую систему взысканий: если кто-то опоздает на занятие, даже на минуту, преподаватель поручает ему написать реферат – страниц этак на пять. Без представления такого реферата семинарист не будет допущен к экзаменационной сессии. Такой же реферат требуется написать, если студент пропустил занятие, в том числе и по болезни. Это справедливо: пропустил тему – восполни ее самостоятельным изучением и представь соответствующую письменную работу. И знаете, произошло чудо: многие исцелились, заболеваемость резко снизилась, а опоздания совершенно прекратились.

– Отец Тихон, какими критериями вы руководствуетесь при приеме вступительных экзаменов? Как определить среди большого числа абитуриентов будущего семинариста, а затем и священнослужителя?

– В первую очередь, это благочестие и искреннее стремление быть священником, служить Церкви Христовой. Если даже на старших курсах мы видим отсутствие желания служить Богу, то с таким студентом мы расстаемся. Раньше в духовную школу поступали, отслужив в армии. Сейчас многие наши абитуриенты – в основном семнадцатилетние выпускники школ, которые, конечно же, не смогли еще до конца определиться, и мы учитываем это обстоятельство. Если мы видим, что юноша по-настоящему благочестивый, хочет учиться, мечтает служить Церкви, мы зачисляем его в семинарию. Даже не очень сильных учащихся мы всячески поддерживаем, тем более что есть множество способов не заставить, а заинтересовать студентов тем или иным учебным предметом. Но если мы видим кощунство или грубость, если человек не добрый, обижает кого-то, не любит своих сокурсников, не хочет смириться перед ними, если для него исполнение евангельских заповедей не является самым главным в жизни, с таким студентом мы расстаемся.

– Из чего складывается духовная жизнь в семинарии?

– Духовная жизнь наших студентов строится совершенно определенным образом. Каждую неделю все должны обязательно приступить к исповеди. Первые лет семь исповедовал их я, а сегодня студентов исповедуют специально поставленные иеромонахи-духовники. Убежден: навык постоянного наблюдения за собой, через призму евангельских заповедей, необходим для будущих священников. Примерно раз в две недели студенты причащаются. И мы за этим внимательно следим. Если наш воспитанник уклоняется от причастия, то это тревожный признак духовных проблем. Семинаристы, как я уже отмечал, имеют небольшое молитвенное правило. Все без исключения проходят практику чтения неусыпаемой Псалтири, когда на молитву встают даже ночью. На трапезе читаются святые отцы, жития святых, книги о подвижниках благочестия. Немаловажной составляющей воспитания в семинарии мы считаем овладение общей культурой поведения. Она, к несчастью, утрачивается, многие ее нормы нивелируются, размываются. Приходится объяснять элементарные вещи, которые для нашего поколения были почти автоматичны, например то, что при встрече надо здороваться, и, к сожалению, многое, многое другое.

– По вашему мнению, какие этапы проходит молодой человек, обучаясь в семинарии?

– Мы вывели шуточную градацию, основанную на «партийном принципе». Итак, на первом курсе наши студенты наивные, тихие, еще ничего не понимающие, «беспартийные» – с ними легче всего. На втором курсе в них вселяется какой-то особый дух самоуверенности и противоречия; это уже совсем освоившиеся молодые люди, которые совершенно не замечают своей наивности и малоопытности, но всеми силами стремятся к внешней свободе, – этакие либералы из партий «Яблоко», СПС. На третьем курсе большинство «перекидывается» в ЛДПР: могут и похулиганить, и поэпатировать. На четвертом курсе – это КПРФ: начинают понимать смысл порядка, системы, но предпочитают ворчать в оппозиции. А на пятом курсе – это такая «Единая Россия»: послушные, ко всему привычные, исполнительные, все понимающие и т.д. Конечно, это шутка. А если говорить серьезно, ребята, конечно, становятся мудрее. Студенты со временем начинают понимать нас как руководителей. Начинают понимать то, чего раньше они просто не могли осмыслить. Они становятся нашими настоящими помощниками. И поэтому-то всегда, с одной стороны, печально расставаться с выпускным курсом, но, с другой, понимаешь: это уже состоявшиеся люди, которые начинают свою новую жизнь, ради которой мы, собственно говоря, их и воспитывали.

– В связи с этим такой вопрос: что должна воспитывать семинария в своих учащихся?

– В семинарию приходят люди с настоящей Христовой верой, пусть детской, юношеской, но настоящей, со стремлением стать священниками, получить знания, спастись… Казалось бы, что нам еще надо делать, как не приумножать эти прекрасные качества? Конечно же, это так. Но кроме этого, важнейшую задачу духовного воспитания я вижу в формировании чувства внутренней свободы о Господе, то есть полной и свободной преданности воле Божией, и всежизненном познании этой Божественной воли. Как определил для себя святитель Филарет Московский: «Свобода есть способность и невозбранность разумно избирать и делать лучшее». И еще: чрезвычайно важно воспитать в семинаристах благодарность. Причем, конечно, не к нам, хотя, разумеется, приятно, когда наши выпускники приезжают в обитель на праздники, служат вместе с братией, поздравляют с памятными датами. Благодарность – это необычайно важное и высокое духовное состояние человека, благодарность Богу, благодарность в жизни вообще. Только грубые души не способны к благодарности. И мы стараемся привить нашим воспитанникам понимание этой деликатной материи, привить благодарность к Господу, к Церкви, к жизни, к людям, которых Господь посылает им на жизненном пути. Это чувство возвышает человека, облагораживает его, защищает от пошлости отупляющего себялюбия, от грехов осуждения и самопревозношения.

– Каково будущее семинарии, ее перспективы?

– Что касается чисто внешних целей, то, еще раз повторю, мы надеемся на расширение нашей территории. Разумеется, мы будем развивать и совершенствовать воспитательную и учебную работу. Так, например, в этом году вводится новая миссионерская практика для всех наших студентов. О ее результатах, я думаю, мы отдельно расскажем на страницах нашего сайта «Православие.Ru».

– Что можно пожелать учащим и учащимся в связи с юбилеем Сретенской духовной семинарии?

– Наша школа вступает в новое десятилетие своей истории с тем, чтобы мы все вместе – и воспитанники, и преподаватели – с радостью и благодарностью служили Богу и несли послушание, на которое призвал каждого из нас Господь.

4 июня 2009 года

 

Полный текст беседы можно прочитать на сайте Православие.ру


Источник:      Патриархия.ру

Последние публикации:
Святейший Патриарх Кирилл в Покровском монастыре Москвы. 14.10.2019

17 октября 2019

Святейший Патриарх Кирилл:

Это праздник нашей надежды, нашей благодарности… Слово в Покровском монастыре в праздник Покрова

...в самые тяжёлые моменты истории мы нередко оставались один на один с врагом, один на один со стихийными бедствиями, один на один со скорбями. И народ понял: кроме Неба, у него нет никого, кто протянул бы руку помощи. Вот почему Царица Небесная, к Которой...

(См. далее...)

14 октября 2019

Митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов):

Принести в жертву Богу немощи свои и леность. Проповедь на праздник Покрова Божией Матери

...Христа ради юродивый Андрей был именно таким человеком, который всю жизнь свою посвятил величайшему искусству и, как Святые отцы пишут, науке из наук – богообщению. И постепенно он отсекал всё то, что становилось между ним и Богом: страсти, гордость, самомнение...

(См. далее...)

11 октября 2019

Митрополит Волоколамский Иларион:

«Призвание и цель Церкви – менять мир и людей к лучшему». Интервью Болгарскому телеграфному агентству

Отвечая на вопросы корреспондента БТА, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион затронул тему братских связей Русской и Болгарской Православных Церквей, в том числе в сфере академического сотрудничества...

(См. далее...)

7 октября 2019

Протоиерей Андрей Ткачёв:

Рыцарь Христа-Бедняка. О Леоне Блуа и его книгах, которых… нет на русском языке

Бог уравнивает гениев и простаков. Он уравнивает тех, кто исколесил весь мир, с теми, кто не высовывал носа из своего поселка. Уравнивает тех, кто с детства ел на серебре и говорил на трех языках, с теми, кто ел руками из глиняной миски и изъяснялся на местном диалекте, плохо...

(См. далее...)

Публикация:

Патриархия.ру

16.12.2010

Также у этого автора:

14 октября 2019

Принести в жертву Богу немощи свои и леность. Проповедь на праздник Покрова Божией Матери

...Христа ради юродивый Андрей был именно таким человеком, который всю жизнь свою посвятил величайшему искусству... (Далее)

7 марта 2019

«Он явил собой особый и великий подвиг отцовства». Проповедь в день памяти преподобномученика Корнилия Псково-Печерского

...Этот особый дом для нас преподобный создавал на протяжении более чем сорока... (Далее)


Архив публикаций:
Святые и святыни:
Апостол Фома

19 октября

Апостол Фома (I)

Дни памяти: Апрель 2 (15) (Воспоминание уверения апостола Фомы), Июнь 20 (3 июля), Июнь 30 (13 июля) (12 ап.), Октябрь 6 (19)

(См. далее...)

Фотоальбомы

22 июня 2018

Родная земля. Дорогами паломников: Кострома - Нерехта - Плёс

Фотоальбом по материалам паломнической поездки московских педагогов в Кострому 22-24 июня 2018 года.

(См. далее...)

Анонсы

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Рейтинг@Mail.ru

Вера и Время    2019