Рейтинг@Mail.ru На главную Библиотека Фотогалерея Контакты Лица О проекте Поиск      В е р а    и    В р е м я
Религиозные ценности и современная система образования
Основные разделы:
Аннотация:

Рассматривается потенциал предметно-образного пространства школы в аспекте обеспечения воспитательной деятельности. Предлагаются пути стандартизации и развития воспитательного предметно-образного пространства общеобразовательного учреждения.

Публикации по теме:

13 августа 2019

Протоиерей Андрей Ткачёв:

Возвращение памяти

...подлинная Россия – та, что с верой, Царем и Отечеством, та, что из всего массива более чем тысячелетней истории занимает собою почти тысячелетие – русскому человеку не открыта. Оставляя на время в стороне военную историю, можно и...

(См. далее...)

9 августа 2019

Митрополит Антоний (Паканич) :

Почему никому не нужно ничего доказывать

...Вера – свободный выбор человека, его волеизъявление. Она не требует доказательств, как не требует доказательств любовь, когда один человек по-настоящему любит другого. И там, где есть хотя бы намёк на желание...

(См. далее...)

Последние репортажи:

20 августа 2019

Клуб «Я шагаю по Москве» («Активное долголетие»): Рассказ о храмах Донского благочиния

20 августа 2019 года в Городском методическом центре Департамента образования и науки Москвы состоялось очередное заседание клуба «Я шагаю по Москве». Перед собравшимися выступил проректор по воспитательной работе Сретенской духовной семинарии иерей Давид Шуплецов...

(См. далее...)

29 июля 2019

«Алтарь Отечества»: паломническая поездка на Алтай

В понедельник, 29 июля 2019 года, началась паломническая поездка православных педагогов Москвы («Алтарь Отечества», Ассоциация учителей православной культуры) на Алтай. Она посвящена 190-летию основания Алтайской Духовной Миссии и 90-летию со дня рождения выдающегося русского писателя Василия Макаровича...

(См. далее...)


ПУБЛИКАЦИИ
Автор публикации:
Метлик Игорь Витальевич /Доктор педагогических наук, Заведующий лабораторией развития воспитания и социализации детей Института изучения детства, семьи и воспитания РАО, профессор кафедры общей и социальной педагогики ПСГТУ, заведующий Научно-методическим кабинетом Синодального ОРОИК РПЦ

Метлик Игорь Витальевич

Доктор педагогических наук
Заведующий лабораторией развития воспитания и социализации детей Института изучения детства, семьи и воспитания РАО, профессор кафедры общей и социальной педагогики ПСГТУ, заведующий Научно-методическим кабинетом Синодального ОРОИК РПЦ

Публикации этого автора

12 января 2003

Общие проблемы и вопросы


 

Предметно-образное пространство в школе как фактор воспитания


Одной из актуальных проблем восстановления и развития практики воспитания детей и молодежи, проводимого в образовательных учреждениях, является проблема содержания воспитательной деятельности и, в связи с этим, ее стандартизации. Любая деятельность социальной системы, в том числе образовательного учреждения невозможна или затруднена без четких представлений о её целях и ожидаемых результатах, средствах обеспечения, без определенной регламентации усилий всех ее участников и возможности объективного контроля со стороны.

Воспитание в образовательных учреждениях является неотъемлемым компонентом их деятельности. Но сегодня, если говорить о средней общеобразовательной школе, даже попытки фиксации стандартов обучения по основным учебным дисциплинам сталкиваются с серьезными трудностями. Образовательные стандарты пишутся одними людьми, с определенными взглядами и убеждениями по ряду ключевых вопросов — мировоззренческих, духовно-нравственных, научных и не воспринимаются другими людьми, с другими взглядами. Поэтому до сих пор мы имеем не государственные стандарты обучения в средней школе, а временные требования к содержанию общего образования. Понятно, что в области воспитания эти проблемы выражаются ещё более остро. Какая-либо устойчивая стабилизация в этой сфере станет возможной только тогда, когда значительное большинство нашего общества сумеет обеспечить реализацию своих потребностей и целей в системе государственного и муниципального образования в современных социальных и правовых условиях. Решение этой последней задачи требует достаточно высокой степени самоорганизации, что явится свидетельством действительного возрождения общественной жизни, восстановления в России самоуправляемого гражданского общества. 

Тем не менее, в настоящее время в российском обществе уже сложилось достаточно устойчивое согласие в отношении необходимости представления в содержании воспитания детей и молодежи некоторого круга идей, представлений, взглядов, большая часть которых декларирована в действующем законодательстве об образовании, обозначена в ряде принятых федеральных программ в области развития и модернизации образования (Программа развития воспитания в системе образования, Программа патриотического воспитания граждан в Российской Федерации и др.).

Прежде всего, это идеи российской гражданственности, патриотизма, сохранения исторической преемственности и национально-культурной самобытности (идентичности) нашего общества, свободного развития в обществе и системе образования всех этнических культур народов России, диалога мировоззрений, мира и сотрудничества в едином государстве всех социальных, этнических и религиозных групп. Эти идеи и представления ныне активно разрабатываются педагогами и учеными, входят в жизнь образовательных учреждений — в содержании основного образования, дополнительного образования, воспитательной работы. К этому же кругу идей и убеждений можно отнести убеждение в необходимости воспитания у детей и молодежи любви к семье, окружающей природе, развития экологической культуры личности, трудолюбия и др.

Как известно, до 80% информации, поступающей к человеку извне, усваивается им через органы зрения. Поэтому традиционно именно визуальные элементы окружающей среды, символы, образы, изображения, часто художественные, считаются одним из главных средств оказания воспитательных воздействий на личность. Их значение на формирование настроения, чувств, мышления детей и, в конечном счете, — ценностных ориентаций, нравственных и идейных убеждений, конечно, не стоит преувеличивать, но также не стоит и приуменьшать.

Ныне иногда принято иронично относиться к таким наглядно-визуальным средствам воспитания, памятуя о перегруженности этими средствами практики воспитания в прошлом, в советском обществе. Такая перегруженность, действительно, имела место. Из личного опыта вспоминается такой факт. Однажды, где-то в конце 1980-х годов, начиная задумываться не столько об этой форме воспитания, сколько о психологической природе её воздействия, автор ради интереса решил подсчитать, сколько раз мне напомнят о В.И. Ленине – словом, образом, ещё чем угодно, пока я в течение часа проеду через город из дома на работу. Результат оказался довольно внушительным — 22 «напоминания» в течение часа:  слова Ленина, слова о Ленине, барельефы, памятники, орден Ленина на газете «Правда» у соседа в метро и т.д. Не менее одного воздействия (сознаваемого или несознаваемого) в каждые три минуты.

Наверное, это перебор. Но, представляется, что такая ситуация, в частности, была обусловлена падением внутренней идейной убежденности людей в коммунистических идеалах в 1980-х годах, которую приходилось подстегивать таким образом, удерживая на должном уровне. С другой стороны, имела значение и определенная теоретическая абстрактность этих идеалов, их несовместимость с основным содержанием традиционной духовной культуры народов России. В связи с этим приходилось настойчиво внедрять эти идеалы в общественное сознание в режиме борьбы с традиционной культурой, прежде всего религиозной, что и происходило с первых лет установления Советской власти.

Из этого опыта, конечно, следует делать выводы. То, что человек не хочет принимать в сердце, ему не загонишь внутрь призывом и плакатом. Любое духовное насилие неприемлемо и неперспективно. Тем не менее, определенный визуальный ряд, обеспечивающий цели общезначимого, а не узко идеологического гражданского воспитания детей и молодежи совершенно необходим, особенно в современных условиях агрессивной антироссийской пропаганды, двери для которой широко раскрыты практически во всех основных средствах массовой информации. Чего стоят только американские боевики или компьютерные игры, где их вояки рубят в капусту наших солдат в военных столкновениях за рубежом или натовские офицеры понукают нашими солдатами уже здесь, на российской территории. Эти фильмы можно рассматривать как массированную пропагандистскую подготовку будущего военного вторжения в Россию, при всей казалось бы абсурдности такого предположения. И эти фильмы постоянно показываются практически на всех телеканалах.

Противостоять всему этому тяжело, но необходимо. На уровне образовательных учреждений представляются интересными предложения, которые были высказаны некоторыми руководителями и специалистами в системе профессионального образования. Их суть сводилась к следующему: можно хорошо прописать стандарт воспитания в жанре того, что учащийся должен стать добрым, сознательным, ответственным и т.д., активным и деятельным патриотом и гражданином. Но без объективных средств контроля результатов, сознания и поведения человека все эти прописи, в значительной степени, останутся и остаются благими пожеланиями. С другой стороны, воспитательные воздействия педагога на ребёнка могут быть очень эффективными, глубокими, но проявиться далеко не сразу, иногда спустя годы и потому не фиксироваться «объективными» методиками оценки эффективности воспитательной работы.

Кроме того, при попытках стандартизировать духовно-мировоззренческие, нравственные требования сразу возникает множество вопросов и столкновений, обусловленных мировоззренческим разнообразием в современном обществе. Требования становятся абстрактными, размытыми теряют определенность, часто «телега ставится впереди лошади». Последнее происходит тогда, когда выдвигается категорическое требование воспитания «нравственной личности», даже «высоко нравственной личности», «высокой нравственности», требования «духовно-нравственного воспитания». Пример из совершенно абсурдных, но часто используемых в планах воспитательной работы школ формулировок — «воспитание духовно богатой личности». И все это без понимания того, что в обществе и культуре существуют разные мировоззрения и нравственные системы. Нравственная культура определяется мировоззрением человека, социальной группы, общества. Не существует духовности и нравственности вообще. Любая нравственная система коренится в определенном типе духовности, мировоззрения, без указания на которое (хотя бы в косвенной форме — «ценности российской культуры», «традиционные ценности российской культуры», «духовно-нравственная культура народов России» и т.п.) любое требование нравственности бессмысленно и означает только некритическое послушание некоторому абстрактному «общему мнению», которое формулируется ситуативно. Сегодня на школу «спустили» абстрактное требование воспитания толерантности (разъяснение того, что это такое и что надо делать учителям на многие брошюры, но ничего толком не поясняет), а вчера потребовали воспитывать непонятную «культуру мира». Может это и хорошо для некоторых ученых и научных институтов, но для школ выливается в постоянные «реформы» воспитания, невозможность четко формулировать перед учащимися устойчивые воспитательные ценности и задачи.

Таким образом, оказывается, что формулировки воспитательных требований в содержании общеобразовательных стандартов, практически не могут быть расширены далее тех формулировок, которые зафиксированы в действующем законодательстве (Конституция РФ, ст. 2, 14 закона РФ «Об образовании»). Однако можно и нужно стандартизировать другое, — характеристики предметно-образного пространства в школе, образовательном учреждении. Эти характеристики могут быть изучены, фиксированы и к ним могут быть сформулированы общие (инвариантные) требования, исполнение которых администрацией образовательного учреждения можно проверить и оценить.

Конечно, этим не может исчерпываться воспитательная деятельности в школе. Более того, наверно это и не главный ее компонент. Но без этого все личностные усилия педагогов, их душевный труд, талантливые находки в воспитательной работе могут в существенной части обесцениваться, «уходить в песок». В связи с этим вспоминается посещение одной из московских школ с русским этнокультурным компонентом образования. В школе работают хорошие педагоги, стараются приобщать детей к высшим образцам отечественной духовной культуры. Но на входе в школу вас встречает громогласный хриплый вой из динамиков (идет перемена, школьный магнитофон барахлит): «… я душу дьяволу продам за ночь с тобой!». Когда через пять минут после такого «вступления», директор говорит о приобщении школьников к базовым ценностям русской культуры, его слова воспринимаются с трудом.

Итак, речь идет о предметной и образно-визуальной среде, а также звуковой среде в пространстве, в котором наши дети проводят почти половину своего детства. И никому из нормальных родителей не может быть безразлично, что это за среда, каково наполнение этого пространства. Стандартные (стандартизированные) характеристики этой среды в российской школе должны работать на российское гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание учащихся. И они могут быть фиксированными для образовательных учреждений разных типов, так же как стандарты по санитарно-гигиеническим или противопожарными нормам и требованиям. По большему счету, это и есть санитарно-гигиенические нормы, только в сфере информационной, духовной и нравственной, и противопожарные — в части предупреждения, профилактики аморализма и асоциальности детей и молодежи. Это актуально и для учреждений профессионального образования, но особенно для системы общего образования, российской общеобразовательной школы, а также для учреждений дошкольного образования.

Учитывая вышесказанное, можно предложить некоторые простейшие рекомендации по организации воспитательной среды образовательного учреждения. Большая часть этих рекомендаций уже сознательно или по обычаю, оставшемуся ещё от советских времен, учитывается в деятельности школ. Начинают «поворачиваться» в плане разработки таких рекомендаций федеральные органы управления образованием (пока, главным образом, в плане пропаганды государственной символики Российской Федерации). В ряде регионов России проявляются свои инициативы (например, решение исполнять гимн Российской Федерации перед первым уроком в начале учебной недели, принятое в Московской области и др.). Их дальнейшая систематизация, осмысление, уточнение, как представляется, совершенно необходимы и смогут помочь организовать воспитательную деятельность и каждого образовательного учреждения, и всей системы общего образования более продуманно. Например, аналогично трём уровням образовательных стандартов, выделить в этой системе государственный инвариантный компонент, вариативный региональный компонент, отражающий социальные, этнокультурные и другие особенности региона и компонент, который реализуется образовательным учреждением самостоятельно с тем, чтобы каждая школа сохраняла свое неповторимое лицо, не происходило бы жесткой унификации воспитательного пространства.

Здесь мы обозначим только два момента, которые могут оказаться полезными в этой работе: 1) перечислим основные пространственные элементы учебно-воспитательной среды общеобразовательной школы и 2) основные элементы содержания предметно-образной воспитательной среды, которые должны «наполнять» эти пространственные элементы.

Основные пространственные элементы учебно-воспитательной среды общеобразовательной школы.

  1. Окружающая территория общеобразовательной школы.
  2. Внешний фасад зданий.
  3. Помещение на входе (холл первого этажа).
  4. Переходные пространства помещений школы.
  5. Рекреационные помещения в школе.
  6. Учебные аудитории.
  7. Помещения администрации.
  8. Рабочие помещения педагогов, учительская и т.д.
  9. Физкультурный зал, спортзал.
  10. Актовый зал.
  11. Школьная библиотека, читальный зал.
  12. Школьный музей и другие отдельные музейные экспозиции в школе (общероссийские, краеведческие, исторические, конкретных лиц событий, областей культуры, традиционных религий и др.).

Основные элементы содержания предметно-образной воспитательной среды общеобразовательной школы.

  1. Изображения современной государственной символики Российской Федерации — государственный герб, государственный флаг, текст государственного гимна. Современная государственная символика субъектов Российской Федерации (регионов), городов, муниципальных образований, местных общин, поселений.
  2. Изображения государственной символики России в разные периоды истории Российского государства, историческая символика. Историческая символика регионов, административных образований, городов, местных административных образований России в разные периоды истории Российского государства.
  3. Карты России, регионов, местных административных образований: точные и стилизованные, художественные, географические и культурологические разных типов.
  4. Художественно оформленные тексты гражданско-патриотического содержания — высказывания известных людей, стихи, лозунги, народные пословицы и др.
  5. Художественные изображения (символические, живописные, фотографические и др.) природы, городов России характеристических предметов культуры русского и других народов России, быта и духовной культуры (изображения предметов народной культуры, мест почитания народов России, мемориалов, храмов, народных святынь, иконографические изображения и др.).
  6. Портреты руководителей и выдающихся деятелей Российского государства, российской науки, культуры, образования, религиозных деятелей (современных и в разные исторические периоды существования Российского государства).
  7. Предметы материальной культуры народов России, предметы традиционного быта, художественной культуры русского и других народов Российской Федерации, а также изображения выдающихся достижений нашего общества в области современной материальной культуры, производства, высоких технологий.
  8. «Места гражданского почитания» — художественно оформленные особые места в общеобразовательной школе (в школьных помещениях, на прилегающей к школе территории и др.), предназначенные для общественно-гражданского почитания лиц, событий отечественной истории и культуры, традиций гражданско-патриотического служения и ценностей традиционной духовной культуры русского и других народов России: школьные мемориалы воинской славы, памятники, изображения общероссийских или местных мест почитания, национальных исторических, культурных и религиозных святынь.
  9. «Места гражданской памяти» — художественно оформленные места в школьных помещениях (отдельные помещения или часть помещения в школьной библиотеке, рекреации, классе или школьном музее), содержащие в доступной форме разнообразную информацию позитивного гражданско-патриотического содержания о Российском государстве, регионе, городе, местном административном образовании на всем протяжении их истории: стенды, планшеты, справочники и др.
  10. «Места новостей» — художественно оформленные места в школьных помещениях (холл первого этажа, отдельные помещения или часть помещения в классе, рекреации, школьной библиотеке или музее), содержащие в доступной форме актуальную новостную информацию позитивного гражданско-патриотического содержания о Российском государстве, регионе, городе, местном административном образовании: стенды со сменными изобразительными элементами и др.

Это общая схема, которая в каждом конкретном образовательном учреждении может наполняться самостоятельно, творчески видоизменяться и совершенствоваться, учитывая историю и традиции школы, района, региона.

При планировании и организации такой деятельности важно учитывать её, условно говоря, статический и динамический аспекты.

Статический аспект — стабильное и повторяющееся образное воздействие. Динамический аспект — регулярное или нерегулярное обновление содержания элемента предметно-образного воспитательного пространства, что предполагает как свободное творчество в этом отношении, так и, в обязательном порядке, создание банка регулярного обновления информации. Например, обусловленного динамикой нашего гражданского, народного, церковного календаря и календаря других традиционных религий народов России, цикла школьных мероприятий и праздников, цикла региональных праздничных мероприятий и памятных дат.

Некоторые элементы воспитательной среды должны быть строго статическими. В их статике, неизменности во времени и пространстве заключается их суть и сила воспитательного воздействия. Например, государственный герб и флаг на видном месте при входе в школу или памятник, памятная доска воинам, павшим в Великой Отечественной войне. Другие элементы должны быть динамическими и в этом заключается основной потенциал их воспитывающего воздействия (новостные стенды и т.п.). Третьи должны сочетать статику и динамику каждый в своей мере.

Всеми этими вопросами должен внимательно заниматься заместитель директора школы по воспитательной работе. По большому счету, создание такой системы не требует больших затрат сил и средств. Большая часть этой системы (в статике) нуждается только в поддержании её в должном порядке, а обновление воспитательной среды образовательного учреждения является одним из основных средств и «полем» реализации воспитательной деятельности для учащихся и педагогов, классных руководителей, детских объединений в школе. Повторим, что только при наличии в образовательном учреждении правильной, разумно организованной предметно-образной воспитывающей среды личностные усилия педагогов и детей в воспитательной деятельности не будут пропадать втуне, а будут «ложиться» на благоприятную почву.  

Работа педагогических коллективов, управлений образования в этом отношении ныне нуждается в активной поддержке государства на всех уровнях — федеральном, региональном, местном. Это позволило бы разработать единые для всех образовательных учреждений данного типа, уровня, направленности образования нормативы в этой области. И включить их в качестве отдельного раздела в соответствующие государственные образовательные стандарты. Тогда мы были бы застрахованы, по крайней мере, от бредовой музыки на школьной перемене или ларька с «эротической» печатной продукцией у школьной раздевалки. Представляется, что такой раздел в стандартах общего образования необходим в современных условиях, и чем скорее он будет создан, тем лучше. Его реализация как в учреждениях государственной (муниципальной) системы образования, прежде всего в общеобразовательных школах, так и во всех негосударственных образовательных учреждениях в качестве необходимого элемента при лицензировании и аккредитации образовательной деятельности будет способствовать укреплению единства культурного и образовательного пространства в нашей стране, развитию воспитательных функций системы образования.


Источник:      Воспитательная среда образовательного учреждения. М.: Гос. НИИ семьи и воспитания, 2003

Последние публикации:
Святейший Патриарх Кирилл в Соловецком монастыре в день памяти преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких. 21.08.2019

22 августа 2019

Святейший Патриарх Кирилл:

Духовность — это сила. Проповедь в Соловецком монастыре в день памяти преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких

...нужно трудиться и родителям — папам и мамам, дедушкам и бабушкам, чтобы не упустить молодое поколение, потому что родители пред Богом дадут ответ за своих детей. Как бы трудно ни было, нужно воспитывать детей в Православии, приводить...

(См. далее...)

19 августа 2019

Протоиерей Андрей Ткачёв:

Преображение

...Христос, сияющий, как солнце. Люди, поклоняющиеся Ему. Слава Божия, освящающая праведников. Это и есть Царствие Божие, явленное на краткое время малому числу избранных, но ожидающее в конце веков и времён всех, кто записан в Книгу Жизни...

(См. далее...)

13 августа 2019

Протоиерей Андрей Ткачёв:

Возвращение памяти

...подлинная Россия – та, что с верой, Царем и Отечеством, та, что из всего массива более чем тысячелетней истории занимает собою почти тысячелетие – русскому человеку не открыта. Оставляя на время в стороне военную историю, можно и нужно говорить о том, чтобы сделать предметом общественного изучения историю российского путешественника...

(См. далее...)

9 августа 2019

Митрополит Антоний (Паканич) :

Почему никому не нужно ничего доказывать

...Вера – свободный выбор человека, его волеизъявление. Она не требует доказательств, как не требует доказательств любовь, когда один человек по-настоящему любит другого. И там, где есть хотя бы намёк на желание доказать себе правильность выбранного пути, – нет веры...

(См. далее...)

Публикация:

Воспитательная среда образовательного учреждения. М.: Гос. НИИ семьи и воспитания, 2003

12.01.2003

Также у этого автора:

4 июня 2017

Моделирование социального партнерства в духовно-нравственном образовании школьников

Включение в содержание общего образования предметных областей духовно-нравственной воспитательной направленности, предусматривающих преподавание... (Далее)

22 января 2016

Новое об изучении религий и воспитании школьников в законе «Об образовании в Российской Федерации»

...Наша недавняя история, отношение государства к Церкви как своему идеологическому противнику привели к устойчивым искажениям в употреблении... (Далее)


Архив публикаций:
Святые и святыни:
Страстная икона Пресвятой Богородицы

26 августа

Страстная икона Пресвятой Богородицы

...Празднество ради иконы совершается 13/26 августа по случаю перенесения её в 1641 году из села Палицы в Москву: на месте встречи ее у Тверской заставы была выстроена церковь, а затем, в 1654 году, Страстной монастырь...

(См. далее...)

Фотоальбомы

22 июня 2018

Родная земля. Дорогами паломников: Кострома - Нерехта - Плёс

Фотоальбом по материалам паломнической поездки московских педагогов в Кострому 22-24 июня 2018 года.

(См. далее...)

Анонсы

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Рейтинг@Mail.ru

Вера и Время    2019