Рейтинг@Mail.ru На главную Библиотека Фотогалерея Контакты Лица О проекте Поиск      В е р а    и    В р е м я
Религиозные ценности и современная система образования
Основные разделы:
Публикации по теме:
Патриарх Кирилл на Божественной литургии в день памяти святителя Филиппа в Успенском соборе Кремля, 22.01.2011

22 января 2023

Святейший Патриарх Кирилл:

«Он явил нам и простоту, и смирение, и величие церковного служения». Слово после Божественной литургии в день памяти святителя Филиппа, митрополита Московского

...Пример святителя Филиппа говорит об очень многом. Он свидетельствует, что Церковь всегда...

(См. далее...)

2 января 2023

Святой праведный Иоанн Кронштадтский:

Учитесь молиться! 10 цитат святого праведного Иоанна Кронштадтского

...Самолюбие и гордость наша обнаруживаются особенно в нетерпении и раздражительности, когда кто-нибудь из нас не терпит малейшей неприятности, причинённой нам другими намеренно или даже...

(См. далее...)

Последние репортажи:

25 января 2023

В Кремле прошло торжественное пленарное заседание XXXI Международных Рождественских образовательных чтений

25 января 2023 года в Государственном Кремлевском дворце в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось торжественное пленарное заседание XXXI Международных Рождественских образовательных чтений «Глобальные...

(См. далее...)

24 января 2023

XXXI Международные Рождественские образовательные чтения: Научно-практическая конференция «Будущее наследие»

24 января 2023 года в Белом зале Храма Христа Спасителя под председательством епископа Тольяттинского и Жигулёвского Нестора в рамках XXXI Международных образовательных чтений прошла XV Межрегиональная научно-практическая конференция «Моделирование...

(См. далее...)


ПУБЛИКАЦИИ
Автор публикации:
Склярова Татьяна Владимировна /Доктор педагогических наук, Доцент, декан педагогического факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета

30 мая 2007

Общие проблемы и вопросы


 

Конфессиональная ориентация педагогического образования: проблемы и пути решения


 

Система высшего гуманитарного образования, к которому относится педагогическое образование, призвана сформировать у будущего профессионала целостное мировоззрение. Структура мировоззрения, представляющая собой комплексный взгляд на мир, содержит в себе такие важнейшие характеристики, как понимание смысла жизни, принятие определённых критериев добра и зла, что определяет понимание самого бытия человека и мира. Понимание смысла жизни может быть различным. Задача высшей школы – познакомить студентов с основными мировоззренческими концепциями и помочь в усвоении взглядов, представлений, принципов, направленных на выяснение отношения к миру, определение человеком своего места. Однако важнейшей особенностью образовательного процесса высшей школы является учёт мотивов и потребностей самой обучающейся личности. Данные социологических опросов последних лет свидетельствуют о том, что верующими называют себя около 50% россиян [14]. Процент верующей молодёжи также очень высок [10,18]. Вместе с тем, современная педагогика высшей школы определяет духовную культуру учителя в качестве приоритетного компонента профессионального мировоззрения педагога. Проведённый нами теоретический анализ генезиса представлений о содержании понятия «духовная культура учителя» в педагогических исследованиях позволил выявить определенную закономерность.

В диссертационных работах начала 90-х годов духовная культура педагога рассматривалась в аспекте соответствия современной культуре. Процесс поиска структуры и содержания духовной культуры педагогов в ряде работ отражал сугубо профессиональный подход. Процессы обновления российского общества затронули и современную культуру, которая к этому времени, ранее других общественных институтов, отразила обращение к религиозным ценностям. Названая тенденция получает выражение в педагогических исследованиях следующим образом.

В диссертационном исследовании А.Н.Гуровой [8] определены показатели и уровни развития духовного мира личности учителя, выявлены условия эффективности педагогического руководства формированием духовного мира учителя с привлечением философских, психологических и, частично, религиозных понятий. В работе Плаховой Н.Г.[19] рассмотрены мировоззренческие основы работы учителя на базе духовно-философского наследия начала ХХ века, и в частности идей русских религиозных мыслителей первой половины ХХ века Н.О. Лосского, С.Л.Франка, П.А.Флоренского.

Необходимость и целесообразность обращения к религиозным традициям и религиозной педагогике наиболее полно начинает проявляться в педагогических исследованиях в середине 90-х годов ХХ века. Значительное место в названном обращении занимают проблемы поиска духовных основ профессиональной деятельности.

В работе В.Л.Ширяева [25] обосновывается необходимость профессиональной подготовки современных педагогов к нахождению собственной ответственной социально-профессиональной и личностной позиции в сфере религиозной грамотности. Р.М.Салимовой [20] указано на то, что актуальность и необходимость духовного развития студентов педагогических вузов в процессе профессиональной подготовки также предполагает обращение к религиозному учению.

В диссертационном исследовании «Традиции и современное состояние православного воспитания в России» [21] нами было ведено в педагогическую науку понятие «религиозного воспитания» на примере православного воспитания.

Появление работ, в которых духовность начинает рассматриваться не только в русле светской, но и религиозной традиций, задаёт принципиально новое направление в российских педагогических исследованиях конца ХХ века. Религиозная (или конфессиональная) педагогика всё более воспринимается в качестве инновационной теоретической и практической деятельности.

В диссертационном исследовании В.А.Беляевой [4] впервые сопоставляются сущность и факторы духовно-нравственного воспитания и развития личности в теории и опыте светской и православной педагогики. Религиозное учение православия предстаёт в качестве концептуальных основ содержания инновационной системы духовно-нравственного становления будущих педагогов. Сделанные в работе выводы свидетельствуют о высокой эффективности использования религиозных ценностей в процессе профессиональной подготовки педагогов. Дальнейшие исследования проблем развития и формирования, духовности, приобщения к духовным ценностям в педагогическом процессе обязательно формулируют общность и различие светского и религиозного подходов к определению духовной культуры.

В работе А.Г.Яковлевой [26] обосновывается сущностное определение категории «духовность» в двух основных традициях: религиозной и светской. В.В.Игнатовой[12] приводится ретроспективный анализ категории «духовность», употребляемой в гуманитарных исследованиях, что позволяет автору выделить следующие направления – теологическое, психологическое, светское (секулярное). Таким образом, теологическое направление занимает определённое место в рамках научных исследований.

Артамоновой Е.И.[1] исследована духовная культура учителя как интегральное качество личности, разработана педагогическая концепция целостного процесса развития духовной культуры будущего учителя, которая позволяет рассматривать различные стили духовности, в том числе и религиозные. Выявленные автором в исследовании этапы развития духовной культуры будущего педагога дают основания использовать этот процесс в профессиональной подготовке учителей, учитывая его свойства межнаучного взаимодействия. Обращение к теологии как к отрасли научного знания в этом направлении является актуальным и перспективным. Неслучайно, через пять лет после защиты докторской диссертации Е.И.Артамоновой в статье «Духовная культура педагога», написанной в соавторстве с Н.И.Узиковым, появляются идеи включения теологии в процесс профессиональной подготовки педагогов [2]. Констатируя факт общеметодологического кризиса науки, авторы цитируемой статьи отмечают, что нынешняя наука как никогда прежде нуждается в философском и богословском осмыслении своих открытий [2, C.32].

Первые опыты включения элементов теологического образования в содержание светского образования охарактеризованы в следующих исследованиях. В работе Б.Р.Гильмутдинова [6] выявлены возможности и условия, методы и формы использования педагогической мысли Ислама в современной школе. В качестве важного компонента обеспечения преподавания исламской культуры и традиции названа подготовка преподавателей, но специфика её в диссертации не рассматривается. В диссертационном исследовании Л.А.Харисовой [23] охарактеризован образовательный потенциал религиозного знания в качестве педагогической модели, отражающей специфику развития религиозной культуры и образовательной среды, что обусловливает духовно-нравственное формирование личности. Вместе с тем, автор указывает на недостаточность профессиональной полготовки педагогов в использовании религиозной культуры, отсутствие научно-методической и учебной обеспеченности педагогов и учебных заведений в использовании религиозной культуры. В диссертационном исследовании И.В.Метлика [17] представлена концепция интеграции знаний о религии в учебно-воспитательной деятельности российской светской школы. В числе первых социально-педагогических условий реализации данной концепции названа профессиональная готовность педагогов и работников органов управления образованием к интеграции религиозных знаний в учебно-воспитательный процесс современной светской школы.

Выявленные при обзоре педагогических исследований кандидатских и докторских диссертаций конфессиональные особенности соотнесём с материалами публикаций в научно-педагогических журналах в рассматриваемые сроки.

Так, публикации журналов «Педагогика», «Высшее образование в России», «Высшее образование сегодня», «Социологические исследования» в период с 1992 по 2006 год отражают всё возрастающую востребованность религиозного компонента, как в воспитании, так и в образовании. И, если публикации 90-х годов констатируют возвращение ценностей традиционных российских религий в образовательное пространство России и дискутируют о том, каковы могут и должны быть формы передачи религиозных знаний подрастающему поколению [13], то публикации третьего тысячелетия конкретизируют формы и методы религиозного воспитания и образования, обобщая накапливающийся эмпирический опыт современной педагогики [3, 7, 9, 11, 15, 16, 18, 22]. Разноплановые по своему характеру и методам исследования религиозного феномена в современном образовательном и воспитательном пространстве, названные публикации едины в отношении ценности религиозного знания для подрастающего поколения. Таким образом, педагогическая теория и практика третьего тысячелетия в России в новом качестве обратилась к исследованию религиозных ценностей в отечественном образовании. Религия становится всё более востребованной в образовании и воспитании подрастающего поколения, в системе профессиональной подготовки педагогов, в гуманитарном образовании.

В этой связи актуализируется проблема исследования конфессиональной ориентации в педагогическом образовании. Объектом исследования конфессиональной ориентации педагогического образования является религиозный феномен. Предметом исследования конфессиональной ориентации педагогического образования является процесс профессиональной подготовки и повышения квалификации учителей к взаимодействию с религиозными объединениями, а также использованию духовно-нравственного потенциала традиционных для России религиозных учений в учебно-воспитательном процессе.

Решение названной проблемы сопряжено с решением в процессе профессионального образования будущих педагогов следующих задач:

- осуществление собственного мировоззренческого выбора светской или религиозной духовности в структуре профессиональной педагогической культуры;

- формирование индивидуального стиля педагогической деятельности в отношении к ценностям религиозных культур, предполагающего наличие определённого уровня знания религиозных учений, а также учёт собственного образа мировосприятия;

- компетентное использование духовно-нравственного потенциала религиозных учений в учебно-воспитательном процессе;

- проведение учебно-методической и организационной работы, грамотно соотносимой с возможностью использования культуры и деятельности традиционных религиозных объединений в воспитательном пространстве образовательного учреждения.

Для решения поставленных задач в процессе профессиональной подготовки педагогов должна быть обеспечена комплексная деятельность, направленная на формирование конфессиональной компетентности в случае выбора светской духовной культуры педагога и обеспечение конфессиональной специфики в становлении профессиональной педагогической культуры в ситуациях личностного религиозного мировосприятия педагога. В этой связи конфессиональная ориентация педагогического образования представляет собой определённый компонент системы профессиональной подготовки педагогов в настоящее время и отражает комплекс мер, направленных на структурирование учебно-воспитательного процесса с учётом влияния на него традиционной культуры религиозных конфессий, современной деятельности религиозных объединений, а также индивидуальных характеристик субъектов учебно-воспитательного процесса, отражающих наличие у них религиозного мировоззрения.

 

 

Литература:

 

1. Артамонова Е.И. Философско-педагогические основы развития духовной культуры учителя. Дисс. на соиск.уч.ст. д-ра пед.наук. М., 2000.

2. Артамонова Е.И., Узиков Н.И. Духовная культура педагога // Педагогическое образование и наука. №5, 2005. С.32.

3. Ахматов А.Ф. Нравственность и одухотворённое образование //Педагогика. 2003, №8.

4. Беляева В.А. Теория и практика духовно-нравственного становления и развития личности учителя в светской и православной педагогической культуре. Дисс.на соик.уч.ст. д-ра пед.наук. М.,1999.

5. Гасанов З.Г. Морально-этические и религиозные основы воспитания патриотизма и веротерпимости //Педагогика. 2003, №5.

6. Гильмутдинов Б.Р. Тенденции развития и педагогические условия использования прогрессивной мысли Ислама в современной школе. Автореф. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. Казань,2002.

7. Гликман И.З.Религия и образование //Высшее образование сегодня. 2004, №2.

8. Гурова А.Н. Формирование духовной культуры учителя. Автореф. на соиск.уч.ст.канд.пед.наук. М., 1994.

9. Давлетшин К.Д.Национальные и религиозные компоненты культуры //Педагогика. 2003,№6.

10. Данные социологического опроса «Отношение российской молодёжи к Русской Православной Церкви», проведённого в июле 2005 г. социологическим факультетом Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова и рядом региональных отделений Российской социологической ассоциации (РоСА) под руководством заместителя декана факультета по научной работе, доктора экономических наук, вице-президента РоСА профессора И.П.Рязанцева  (http://www.newsru.com/arch/religy/05jun2006/socio.html)

11. Запесоцкий А.С.Гуманитарное образование и проблемы духовной безопасности //Педагогика. 2002,№2.

12. Игнатова В.В. Педагогические факторы духовно-творческого становления личности в процессе социализации и условия их реализации. Автореф.на соик. уч. ст. д-ра пед.наук. Челябинск, 2000.

13. Кудаева Л.А. Религиозно-нравственное просвещение в общеобразовательных учреждениях России//Педагогика,1998.№8.

14. Лапин Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян //Социологические исследования.1996, №5. С.6.

15. Лихачёв А.Е.Воспитание и духовность (заметки православного педагога)// Педагогика. 2001,№3.

16. Мукаева О.Д. Буддийское воспитание в контексте современности// Педагогика. 2002, № 2.

17. Метлик И.В.Интеграция знаний о религии в учебно-воспитательной деятельности светской школы. Автореф. дисс. на соиск.уч.ст.д-ра пед.наук. М., 2005.

18. Пейкова З. Молодёжь, церковь и будущее//Высшее образование в России.2000, №4.

19. Плахова Н.Г. Мировоззренческая подготовка учителя к работе учащимися в области духовно-художественной культуры. Автореф. на соиск. уч.ст.канд.пед.наук. М., 1996.

20. Салимова Р.М.Духовное развитие студентов педвуза в процессе профессиональной подготовки. Автореф.на соиск.уч.ст.канд.пед.наук. Уфа, 2000

21. Склярова Т.В. Традиции и современное состояние православного воспитания в России. Дисс.на соиск.уч.ст.канд.пед. наук. М., 1995.

22. Харисова Л.А.Ислам: воспитание и образование //Педагогика. 2001,№8.

23. Харисова Л.А.Религиозная культура в содержании общего образования. Автореф. дисс. на соиск.уч.ст.д-ра пед.наук. Казань, 2002

24. Чернилевский Д.В.Дидактические технологии в высшей школе. М.,2002.

25. Ширяев В.Л. Изучение истории религий как фактор развития общей культуры учителя в процессе повышения квалификации. Автореф.на соиск.уч.ст.канд.пед.наук. СПб., 1995.

26. Яковлева А.Г. Педагогические условия приобщения младших школьников к духовным ценностям. Автореф.на соиск.уч.ст.канд.пед.наук. Томск, 2003.


Источник:      Вера и Время

Последние публикации:
Святая равноапостольная Нина

27 января 2023

Святитель Иоанн (Максимович):

«Не обладая учёными знаниями и никакими сокровищами, она привела к Свету Истины целый народ». Ко дню памяти св. равноапостольной Нины

...Пришла она туда, ничего не имея, кроме креста и свитка, данных ей Божией Матерью, и одежды, которая была на ней. Всё то совершила она силою своей веры, и молитвою непрестанною, и неустанными трудами с помощью Христа...

(См. далее...)

26 января 2023

Святейший Патриарх Кирилл:

«Все больше людей понимают, насколько важна любовь к Родине, верность своей стране, готовность защитить её священные рубежи…» Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на XI Рождественских Парламентских встречах

26 января 2023 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил с докладом на открытии XI Рождественских Парламентских встреч,...

(См. далее...)

25 января 2023

Протоиерей Александр Шаргунов:

Чтобы во Христа крестившись, мы во Христа облеклись… Слово в день памяти святой мученицы Татианы

...отвержение зла, лжи и греха — это не просто отрицание, это — утверждение нашей истинной духовной жизни. Это наше участие в Истине. Это наша причастность Божественной любви. Это наше участие в жизни Самого Бога и в Крестной тайне Его Искупления...

(См. далее...)

22 января 2023

Святейший Патриарх Кирилл:

«Он явил нам и простоту, и смирение, и величие церковного служения». Слово после Божественной литургии в день памяти святителя Филиппа, митрополита Московского

...Пример святителя Филиппа говорит об очень многом. Он свидетельствует, что Церковь всегда находится вне каких-либо политических схваток. Именно благодаря этой отвлечённости от мирских стихий...

(См. далее...)

Публикация:

Вера и Время

30.05.2007

Также у этого автора:

17 июня 2012

Религиозное образование Русской Православной Церкви и проблема его стандартизации в общеобразовательной школе

Рассматривается проблема стандартизации религиозного образования Русской Православной Церкви в средней школе в контексте... (Далее)

22 октября 2011

Религиозная социализация: проблемы и направления исследований

В статье рассматриваются ведущие направления исследований религиозной социализации в современной педагогике и социологии. Проанализированы и обобщены материалы... (Далее)


Архив публикаций:
Святые и святыни:
Фотоальбомы

18 октября 2021

Шмелёвские чтения - 2021: Лица и сюжеты

Фотоальбом по материалам XXVI Крымских международных Шмелёвских чтений, прошедших в Алуште 15-19 сентября 2021 года.

(См. далее...)

Анонсы

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Рейтинг@Mail.ru

Вера и Время    2023