Рейтинг@Mail.ru На главную Библиотека Фотогалерея Контакты Лица О проекте Поиск      В е р а    и    В р е м я
Религиозные ценности и современная система образования
Основные разделы:
Аннотация:

...«Соединение» предметов по религиозным культурам и этике в некий «комплексный курс» привело к негативным последствиям в подготовке учителей. К преподаванию стали массово готовить «учителя ОРКСЭ», что означало заведомо пониженный уровень подготовки в сравнении с тем, если бы учитель готовился к преподаванию одного предмета. «Размывалась» и идентичность самого учителя православной культуры, нарушался принцип добровольности..

Публикации по теме:
Святейший Патриарх Кирилл на пленарном заседании Всероссийского съезда учителей русской словесности, 07.11.2018

15 ноября 2018

Святейший Патриарх Кирилл:

«Роль учителя приобретает в нынешних условиях огромное значение». Слово на пленарном заседании Всероссийского съезда учителей русской словесности

...мы призваны научить молодых людей ценить настоящую культуру и отличать в лавинообразном информационном...

(См. далее...)

8 марта 2018

Митрополит Волоколамский Иларион:

Мы должны закладывать в наших детей духовно-нравственный код, который поможет им вырасти полноценными гражданами

3 марта 2018 года в передаче «Церковь и мир», выходящей на канале «Россия-24» по субботам и воскресеньям, председатель Отдела внешних церковных...

(См. далее...)

Последние репортажи:

18 декабря 2018

Клуб «Я шагаю по Москве» («Активное долголетие»): знакомство с храмами в селе Козлово Спировского района Тверской области

18 декабря 2018 года, в преддверии дня памяти святителя Николая Чудотворца, в Городском методическом центре Департамента образования города Москвы прошло очередное заседание клуба «Я шагаю по Москве» («Активное долголетие»).

(См. далее...)

16 декабря 2018

Итоговое заседание Совета Ассоциации учителей православной культуры города Москвы

16 декабря 2018 года в конференц-зале Центрального совета ВООПИиК прошло расширенное заседание Совета Ассоциации учителей православной культуры города Москвы, посвящённое итогам года.

(См. далее...)


ПУБЛИКАЦИИ
Автор публикации:
Метлик Игорь Витальевич /Доктор педагогических наук, Заведующий лабораторией развития воспитания и социализации детей Института изучения детства, семьи и воспитания РАО, профессор кафедры общей и социальной педагогики ПСГТУ, заведующий Научно-методическим кабинетом Синодального ОРОИК РПЦ

Метлик Игорь Витальевич

Доктор педагогических наук
Заведующий лабораторией развития воспитания и социализации детей Института изучения детства, семьи и воспитания РАО, профессор кафедры общей и социальной педагогики ПСГТУ, заведующий Научно-методическим кабинетом Синодального ОРОИК РПЦ

Публикации этого автора


Потаповская Ольга Михайловна /Кандидат педагогических наук, Старший научный сотрудник Института изучения детства, семьи и воспитания РАО

Потаповская Ольга Михайловна

Кандидат педагогических наук
Старший научный сотрудник Института изучения детства, семьи и воспитания РАО

Публикации этого автора

11 января 2016

Образование и наука | Изучение традиционных религий


 

Проблемы методики преподавания православной культуры в школе в аспекте государственно-церковных отношений

Рассматривается процесс формирования методики преподавания православной культуры в школе как сферы совместной компетенции государства и Церкви. Выделены его этапы, обозначены основные методические позиции, а также проблемы, обусловленные динамикой государственно-церковных отношений в сфере образования и социокультурной эволюцией общества в постсоветский период. Вестник ПСТГУ. Серия «Педагогика. Психология», вып. 4 (39), ПСТГУ, 2015, с. 29-53
11 января 2016 г.


(Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, проект № 15-06-10648а)

Отправной точкой в рассмотрении проблем методики преподавания православной культуры в российской светской (здесь — государственной и муниципальной) общеобразовательной школе состоит в понимании цели образования. От этого зависит отбор содержания образования для детей, содержание и формы подготовки учителей, их положение в школе, условия и формы взаимодействия участников образовательного процесса, способы и приемы педагогической, учебной и воспитательной деятельности, т.е. методика преподавания учебной дисциплины в широком смысле данного понятия.

Вторая исходная позиция — это положение, что преподавание православной культуры в светской школе является сферой совместной компетенции государства и Церкви. Это образование, участниками которого являются государство и местное самоуправление в лице соответствующих организаций (органы управления образованием, школы) и Русская Православная Церковь также в лице соответствующих организаций: центральных (синодальных), епархиальных и других. Церковь в отношениях с государством по вопросам преподавания православной культуры в светской школе должна представлять интересы в общем образовании православного сообщества, граждан РФ, выражающих принадлежность или предпочтительное отношение к Русской Православной Церкви. Государство же, соответственно, должно представлять интересы всех граждан в целом, всего общества с учетом их разнообразия и соотношения интересов социальных, в том числе мировоззренческих, конфессиональных групп.

Понимание цели преподавания православной культуры в светской школе и условий участия этом государства и Церкви в совокупности актуализируют вопрос о единстве, согласованности или рассогласованности цели и соответственно методики преподавания православной культуры детям в светской школе со стороны государства и Церкви. Возникающие в этих отношениях проблемы, противоречия влияют на методику преподавания православной культуры и, таким образом, на результаты образования.

Вопрос о согласованности понимания цели преподавания православной культуры государством и Церковью выводит на проблему адекватности реализации указанных функций в преподавании православной культуры государства и Церкви, и их взаимного соответствия.

В православной христианской русской, российской традиции, культуре изучение православного христианства является неотъемлемой частью общего образования детей. В классическом выражении в педагогике понимание роли религиозного образования в народной школе сформулировано еще классиком отечественной педагогики К. Д. Ушинским. Он подразделял знания, которые должны получить дети в школе, на необходимые, полезные и приятные. В одной из своих работ он называет религиозное образование в числе пяти обязательных школьных учебных дисциплин. «Такими необходимыми знаниями для каждого человека признаются: умение читать, писать и считать, знание оснований своей религии и знание своей родины. Это уже ясно выработавшаяся педагогическая аксиома; кажется, что и нам пора сознать ее и провести повсюду в народном образовании» [15, с. 56-61]. Православное образование в школе также не ограничивается возрастом детей, проводится по всем годам обучения и предусматривает как теоретическое, так и практическое приобщение ребенка к православной христианской религиозной традиции, Церкви. Основной учебной дисциплиной православного образования в дореволюционной российской школе был учебный предмет «Закон Божий».

Восстановление православного образования в Российской Федерации началось с 1990-х гг. [4]. В условиях секуляризированного постсоветского социума, очевидно, не мог сложиться широкий образовательный запрос на религиозное образование в форме «Закона Божьего». Отдельный, точечный опыт такого образования вскоре был вытеснен из государственных школ и закрепился в небольшом числе негосударственных православных школ, гимназий, учредителями которых являются церковные организации или частные лица. Попытки вернуть православное образование в светскую школу в его «полном» формате в центральных областях России, например в Курской области, где запрос на изучение православия в школе, очевидно, выше, чем в среднем по стране, также привели к пониманию, что в форме «Закона Божьего» сделать это затруднительно, особенно без системной поддержки государства, а тем более при его противодействии. Достаточно широкий запрос в светской школе в таких условиях имелся только на изучение православной культуры и соответствующее духовно-нравственное воспитание учащихся, но без приобщения детей к богослужебной религиозной практике, так называемого «обучения религии».

Таким образом, институционализация преподавания православной культуры или православного религиозно-культурологического образования, формирование содержания и методики этого образования были обусловлены социокультурными характеристиками постсоветского общества, в том числе той его части, которая сознаёт свою принадлежность или предпочтительное отношение к Церкви. При этом и в Русской Православной Церкви в 1990-е гг. светской школе уделялось мало внимания. В профильных церковных организациях (синодальный и епархиальные отделы религиозного образования) задача развития православного образования в светской школе тогда практически не ставилась. Инициативы активных представителей православного родительского, педагогического, научного сообщества воспринимались с трудом, также в основном только в отдельных регионах центральной России. В этих условиях даже преподавание православной культуры в школе развивалось медленно, противоречиво, как правило ограничиваясь лишь внеурочными занятиями в отдельных школах, где в принципе не могла формироваться методика преподавания православной культуры как учебного предмета, школьной учебной дисциплины.

В формировании методики преподавания православной культуры в аспекте государственно-церковных отношений можно выделить три этапа: 1990–2002 гг., 2002–2009 гг., 2009 г. — по настоящее время.

Первый этап (1990–2002 гг.). Это период инициативно-стихийного формирования методики преподавания православной культуры в отдельных регионах, школах. Его главная особенность — широкая вариативность методических подходов: от практически «обучения религии» на занятиях типа воскресной школы до почти информативно-религиоведческого подхода, при котором не предполагается обращение к личности школьника, его внутреннему миру. Данный этап характеризуется также слабым участием Церкви: многие курсы, занятия православной религиозной познавательной, воспитательной направленности разрабатываются и ведутся педагогами без связи с церковными организациями. Преподавание православной культуры на этом этапе не является сферой совместной компетенции государства и Церкви, участие и Церкви, и государства, прежде всего органов управления образованием, в этой практике не носит систематического, организованного характера, является «точечным» в небольшом числе регионов.

Второй этап (2002–2009 гг.). В этот период в целом сложились основные методические условия преподавания православной культуры. Постепенный процесс восстановления влияния Церкви в обществе привел к позитивным изменениям ситуации в начале 2000-х гг. Условным рубежом этого этапа стала официальная публикация Примерного содержания образования по учебному предмету «Православная культура». Данный материал, ориентировочный учебный стандарт по предмету «Православная культура», был подготовлен в созданном в 1999 г. Координационном совете министерства образования и Русской Православной Церкви и направлен в регионы письмом министра образования В. М. Филиппова. Создание этого совета, разработка в нем данного материала и его направление в регионы письмом руководителя высшего исполнительного органа государственной власти в сфере образования фактически легализовало и упорядочило практику изучения православной культуры в российской светской школе.

В Примерном содержании было дано описание содержания образования по учебному предмету «Православная культура» в светской школе и основные методические положения по его практической реализации, цели изучения предмета (образовательной области), место в учебном плане. Важно, что данный материал был обращен не только к разработчикам учебно-методического обеспечения и учителям, но и руководителям образования в регионах, методистам, работникам учреждений повышения квалификации учителей. «Примерное содержание образования по учебному предмету “Православная культура” предназначено для ориентации в вопросах содержания и организации изучения православной культуры… руководителей образования, работников методических центров, разработчиков учебных программ и пособий, учителей, учащихся и их родителей, является основой для создания соответствующей системы учебно-методического обеспечения… подготовки преподавателей в учреждениях профессионального образования» [9].

Основные методические позиции преподавания православной культуры как особого вида образования были сформулированы в аспекте государственно-церковных отношений в связи с их соответствием принципу светского характера образования в государственной и муниципальной школе: «Реализация принципа светского характера образования при изучении православной культуры в государственных и муниципальных учреждениях в соответствии с настоящим Примерным содержанием обеспечивается:

1) культурологическим, неиндоктринальным содержанием предъявляемых знаний и соответствующей методикой…;

2) правом свободного выбора изучения курсов православной культуры учащимися или их родителями (законными представителями), образовательными учреждениями (их органами самоуправления), местными и региональными органами управления образованием в соответствии с конкретными параметрами социального заказа…;

… 4) методическим контролем служб учредителя государственных и муниципальных образовательных учреждений (органов государственной власти и местного самоуправления) за практикой организации и преподавания православной культуры.

Изучение православной культуры… не сопровождается совершением религиозных обрядов, отправлением религиозного культа, не требует от учащихся или их родителей православной религиозной самоидентификации в любой форме и не препятствует их свободному мировоззренческому или конфессиональному самоопределению, не предусматривает обязательного участия обучаемых в религиозных службах, не преследует в качестве образовательной цели вовлечение учащихся или их родителей в религиозную организацию».

Отметим, что здесь дана трактовка культурологического подхода в преподавании православной культуры как неиндктринального, т. е. не предусматривающего индоктринацию, обязательное принятие учащимся православного христианского вероучения. В методике преподавания это не предусматривает в качестве цели и результата образования оценку «веры» учащегося, личного принятия или непринятия им православного вероучения. При этом вероучение, конечно, преподается, изучается, причем именно так, как оно содержится в Православной Церкви. То есть культурологический подход здесь постулирован как преподавание знаний о религиозной культуре. Это важно отметить потому, что впоследствии получила распространение ложная трактовка, что культурологический подход в определении содержания образования и методике преподавания православной культуры в светской школе означает ориентацию на методологию и методику культурологии — философской дисциплины. Как видно, для этого нет никаких оснований.

Также методически значимым было указание на статус «Православной культуры» в школе как самостоятельной учебной дисциплины: «Изучение православной культуры не подменяет собой другие образовательные области. Со своей стороны, историческое, обществоведческое, филологическое, искусствоведческое и др. образование не могут заменить православное культурологическое образование. Каждое из них, будучи содержательно связано со всеми другими, имеет свой особый предмет и свои задачи в обучении, воспитании и развитии детей и молодежи». Тогда активно предлагалось (даже в церковном сообществе) приобщение учащихся к ценностям православной культуры путем интеграции знаний о Православии в содержание основных гуманитарных дисциплин — как альтернатива преподаванию отдельного учебного предмета. Отказ от самостоятельного статуса православной культуры как учебного предмета фактически означал бы отказ от реального восстановления православного образования в школе и, на самом деле, не создавал условий для обновления содержания образования по истории, литературе и другим гуманитарным дисциплинам. Напротив, введение учебного предмета по православной культуре создает условия, фактически требует соответствующего обновления содержания образования по другим гуманитарным дисциплинам в школе.

Письмом Минобразования России в 2002 г. было положено начало практическому взаимодействию государства и Церкви в преподавании православной культуры. Содержание образования по православной культуре и основные методические принципы его реализации были согласованы в государственно-церковном органе, зафиксированы решением государства.

Все эти обстоятельства, несмотря даже на то, что письмо 2002 г. было информационно-методическим, им не вводилось преподавание православной культуры в школах, а только лишь фиксировалось содержание образования и основные методические принципы его реализации, вызвали резкую реакцию антицерковной части общества. Были попытки дезавуировать это письмо или, по крайней мере, принципиально изменить его содержание с целью трансформации подхода к преподаванию православной культуры в направлении философско-религиоведческого образования. Такая позиция нашла выражение в заявлениях многих политиков и деятелей сферы образования об актуальности и приоритетности в общегосударственных интересах не конфессионально ориентированного, а философско-религиоведческого подхода в изучении религий в школе. Сторонники такого подхода ратовали за преподавание православной культуры без участия Церкви, оценивая такое участие негативно как «ненаучное», «апологетическое», «миссионерское» и даже, якобы, провоцирующее межрелигиозную и межнациональную рознь в школе и обществе. С этих позиций проявилась тенденция ограничения православного образования детей в светской школе, в любой форме, в том числе даже изучения православной культуры по выбору, на добровольной основе.

Мировоззренческие основания такого подхода лежат в доктрине т. н. «светского гуманизма», которая «по умолчанию» тогда сменила коммунистическую идеологию в качестве идейной основы государственной политики, по крайней мере, до середины 2000-х гг. Эта идеология вполне отвечала и сформированной после разрушения СССР модели государственности, ориентированной главным образом на интеграцию в политическое и культурное пространство Запада, а не на традиционные ценности и духовную культуру народов России, историческую преемственность в развитии (тезис о «новой России», начинающей новую историю). В 1993 г. эта модель была закреплена в Конституции включением в правовую систему принципов и норм международного права (ч. 4 ст. 15), которые вырабатываются специализированными международными организациями и преимущественно основываются именно на этом глобально-секулярном «гуманизме». В отношении изучения в школе религий, роли семьи в воспитании детей и выборе образования о религии для своих детей в одном из установочных документов этой доктрины указано: «… родителям не следует навязывать детям собственные религиозные представления или моральные ценности… Учащиеся должны получать знания относительно различных культурных традиций. Сюда входит сравнительное изучение религий, языков и культур… Преподавание светского гуманистического мировоззрения… не является нарушением принципа отделения церкви от государства» [1]. Изучение религий с учетом выбора семьи школьника, ее мировоззренческих, культурных потребностей должно заменить обязательное для детей образование и воспитание на основе «гуманистического мировоззрения». Родители не должны иметь права на выбор религиозного воспитания и образования для своих детей. Изучение религий должно быть только «сравнительным» (сравнительное философское религиоведение), без приобщения к какой-либо одной, своей или национальной религии, духовно-нравственной культуре, традиции.

Указанные социокультурные процессы привели к ситуации, когда целеполагание изучения православия в светской школе и, соответственно, формирование методики преподавания православной культуры оказались в пространстве действия двух противоположных тенденций. С одной стороны, восстановления изучения Православия в российской светской школе с целью православного христианского духовно-нравственного воспитания детей при получении ими общего образования. Она формировалась «снизу», в обществе и российском педагогическом сообществе и вела к введению и расширению преподавания православной культуры в светской школе с участием церковных организаций. С другой стороны, действовала тенденция к недопущению этой практики или ее ограничению на идейной основе секулярного «гуманизма» и сохраняющихся атеистических стереотипов в отношения религии. Выход дискуссий о преподавании православной культуры на общегосударственный уровень в 2002 г. привел к более выраженному столкновению этих тенденций. С этого времени тема православного образования в светской школе, преподавания православной культуры, вошла в круг постоянно обсуждаемых вопросов в общественных и политических дискуссиях в стране, публикациях СМИ, причем не только в связи с образованием.

Тем не менее, после 2002 г. преподавание православной культуры в светской школе на методической основе, заданной Примерным содержанием, стало активнее распространяться в регионах и школах. Этому способствовала и принятая в конце 1990-х гг. структура учебного плана, по которой частью учебной нагрузки могли распоряжаться регионы и школы (региональный и школьный компоненты). За счет этих ресурсов вводилось преподавание православной культуры по разным годам обучения. С учетом Примерного содержания были разработаны первые учебно-методические комплекты по православной культуре уже не на 1–2 года обучения, а на ступени общего образования (А. В. Бородиной, Л. Л. Шевченко, В. Д. Скоробогатова и Т. В. Рыжовой и др.). Преподавание православной культуры, по мере его расширения, стали вводить не только отдельные школы, районы, но и целые регионы. В 2006 г. преподавание православной культуры было включено в региональный компонент общего образования Белгородской области со 2 по 11 классы (1). Подобные решения принимались и в ряде других областей.

Значимым для закрепления методики преподавания православной культуры во взаимодействии государства и Церкви было еще одно письмо Минобрнауки России — с Примерным соглашением о сотрудничестве органа управления образованием в регионе и епархии. Оно было разработано с участием представителей Церкви в 2007 г. и также направлено в регионы.

В этом Примерном соглашении (ст. 1) органы управления образованием в регионах ориентировались на взаимодействие с епархиями в: «… решении организационных вопросов, связанных с преподаванием предметов по православной культуре в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях, развитием их учебно-методического обеспечения и научно-педагогической базы, подготовкой, повышением квалификации и получением рекомендаций педагогами, желающими преподавать данные предметы» [7]. Таким образом, фиксировались основные методические принципы преподавания православной культуры как сферы совместной компетенции государства и Церкви, участие Церкви в определении содержания образования, учебно-методическом обеспечении, в подготовке педагогов, желающих преподавать православную культур и даже получении ими рекомендации для такого преподавания.

Однако в том же 2007 г. были инициированы изменения Федерального закона об образовании. Ими исключалось деление государственных образовательных стандартов на федеральный и региональный компоненты. Тем самым ликвидировался и региональный компонент школьного учебного плана. Угроза полной ликвидации вариативного компонента учебного плана, за счет которого преподавалась православная культура, поставила под вопрос развитие преподавания православной культуры. Для решения этой проблемы по предложению Министерства образования РФ в Русской Православной Церкви группой специалистов была разработана концепция преподавания православной культуры в новых условиях [2]. Предлагалось включить в обязательную часть учебного плана новую предметную (образовательную) область в составе пяти учебных предметов по выбору семьи школьника: православной культуры, предметов по религиозным культурам ислама, буддизма, иудаизма и альтернативного учебного предмета по этике и философии, ориентированного на нерелигиозную часть общества. Концепция обсуждалась на специально собранной всероссийской (более 40 регионов) совместной конференции Минобрнауки России и Русской Православной Церкви в декабре 2007 г. с участием министра А. А. Фурсенко и решением конференции [12] была рекомендована для включения в новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) общего образования.

До 2009 г. это решение не выполнялось, затягивалось разработчиками ФГОС общего образования. В 2009 г. после встречи Президента России Д.А. Медведева с Патриархом Кириллом и лидерами других традиционных российских конфессий Президент принял решение поддержать введение преподавания религиозных культур в школе.

Третий этап (2009 г. — по настоящее время).

Введение преподавания православной культуры в обязательную часть учебного плана означало масштабное расширение этой практики, многократный рост числа изучающих ее школьников и преподающих учителей, новое качество государственно-церковных отношений в этой сфере, которые теперь должны были выстраиваться на всех уровнях системы образования. Однако то, как это было сделано, привело к существенным изменениям, искажениям охарактеризованных методических принципов преподавания православной культуры, поэтому данный этап можно рассматривать как время сохранения и восстановления сложившейся на предыдущем этапе методики преподавания православной культуры в широком образовательном пространстве уже в целом Российской Федерации.

Искажения фактически вели к изменению методики преподавания православной культуры в направлении религиоведческого образования «о Православии». Они закономерно проявились, прежде всего, в отходе от понимания изучения религиозных культур как сферы совместной компетенции государства и конфессий. Основные решения принимались как бы «для конфессий», при их согласии, фактически вынужденном, но без их реального участия в их проработке. Такую ситуацию можно считать и следствием негативной реакции на решение Президента (подобно реакции в отношении Примерного содержания по православной культуре в 2002 г.), и следствием недостаточной готовности в Русской Православной Церкви обеспечить реализацию согласованной в декабре 2007 г. Концепции.

Дополнительным фактором, влияющим на преподавание православной культуры в светской школе с этого времени становится позиция других религиозных организаций в России (ислам, буддизм, иудаизм). Они приняли участие во введении преподавания религиозных культур в обязательную часть школьной программы. Однако их представители публично выступали за религиоведческое образование и против конфессионального преподавания религиозных культур в школе даже по выбору, на добровольной основе. Это обусловлено спецификой их деятельности в сфере образования. Иудаистские организации курируют особый кластер еврейских национальных школ с изучением в них иудаизма, в том числе светских (2), а исламские организации ориентированы на развитие исламского образования в светской школе в регионах с большинством мусульманского населения. Кроме того, такая позиция имеет основания также в особенностях отношений в этих религиях к свободе выбора религиозной идентичности человека, в том числе в связи с его национальной принадлежностью. Только в последнее время позиция ряда исламских организаций стала меняться, их представители стали проявлять заинтересованность в преподавании исламской культуры по выбору.

Вместо последовательного введения преподавания с первых классов школы, как это предполагалось Концепцией 2007 г. (так это делалось и во многих бывших соцстранах Европы), было решено в режиме «эксперимента» ввести преподавание только в последней четверти 4-го и первой четверти 5-го классов, в объеме всего 34 учебных часов. Сведение предметной области к 34 часам с неясными перспективами ее развития по ступеням и годам обучения сразу усложняло методику преподавания. Ведь в эти 34 часа надо было теперь «втиснуть» весь учебный материал по религиозной культуре, который при нормальном введении преподавания с первых классов можно было бы спланировать по ступеням и годам обучения (пропедевтический курс в начальной школе, основной систематический курс в основной и старшей школе и т.д.). Оставался открытым вопрос, в каком направлении может расширяться эта область, будет ли вообще расширяться, и когда.

По итогам встречи с лидерами конфессий Президент издал поручение. Правительству России предлагалось ввести «в 2010 году в 18-ти субъектах Российской Федерации, а с 2012 года во всех субъектах Российской Федерации в общеобразовательных учреждениях» преподавание «новых предметов» по выбору, в том числе «Основ православной культуры». Однако в выпущенном во исполнение этого поручения распоряжении Правительства вместо «новых предметов» появился «комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). Он уже просто «включал» основы православной культуры, основы исламской культуры и т.д. в виде «модулей» [11]. Такое изменение обосновывалось все теми же «опасениями о разделении» детей при изучении ими религиозных культур по выбору. С учетом этих опасения в разработанную тогда же (без участия конфессий) программу ОРКСЭ в каждый «модуль» включили темы общегражданской воспитательной направленности («Россия наша Родина» и т. п.), в конце курса запланированы общие уроки для детей, обучавшихся по разным модулям. Никакой методической необходимости в этом не было. Общегражданская тематика осваивается всеми школьниками при изучении учебного предмета «Обществознание», а в начальной школе в рамках социального блока тем по предмету «Окружающий мир». И «опасения о разделении» впоследствии все признали необоснованными, в том числе руководители Министерства (3). Однако к «отдельным предметам», согласно поручению Президента, пока так и не вернулись. В целом же «опасения о разделении» при изучении религиозных культур по выбору в школе имеют основания по большей части не в заботе о социальной стабильности, а в «опасениях» в отношении религии, в идеологии воинствующего атеизма, являющейся и частью т. н. «светского гуманизма», о котором сказано выше.

Таким образом, был сделан шаг к смешению содержания учебных предметов по религиозным культурам и этике, размыванию идентичности преподавания православной культуры. Это была не случайная инициатива, в дальнейшем неоднократно предпринимались попытки еще больше изменить содержание образования по православной культуре в направлении «сравнительного религиоведения» включением в него дополнительной тематики по другим религиям, религиозным культурам.

«Соединение» предметов по религиозным культурам и этике в некий «комплексный курс» привело к негативным последствиям в подготовке учителей. К преподаванию стали массово готовить «учителя ОРКСЭ», что означало заведомо пониженный уровень подготовки в сравнении с тем, если бы учитель готовился к преподаванию одного предмета. «Размывалась» и идентичность самого учителя православной культуры, нарушался принцип добровольности преподавания православной культуры самим учителем, по его выбору и желанию, в связи с его личностным отношением к религии. Право преподавать православную культуру получили педагоги, не только не являющиеся ее носителями, но и негативно относящиеся к религии, Церкви. В сферу методического обеспечения преподавания православной культуры было вовлечено множество людей, не знакомых с практикой преподавания православной культуры в школе или отрицательно относящихся к ней.

Подготовка учителей на первом этапе велась сразу по всем модулям и практически без участия религиозных организаций. Более того, в некоторых регионах от нее отстраняли педагогов, прошедших ранее подготовку к преподаванию православной культуры и ведущих такие курсы в школах. Единственно, учебники по религиозным культурам разрабатывались при участии конфессий, но и здесь при подготовке к публикации в издательстве «Просвещение» учебник по ОПК подвергся редакции с атеистических позиций. Церковь реагировала на эти изменения. В выступлении на заседании президиума Российской академии образования в тот период, 11 ноября 2009 г., Святейший Патриарх Кирилл заявил: «Я очень надеюсь, что это внедрение будет честным, что в процессе внедрения не будет попыток откорректировать предложения президента в ту или иную сторону» [14].

Однако не допустить такой корректировки (4), обеспечить введение преподавания православной культуры в обязательную часть школьной программы на методической основе уже сложившейся и развивавшейся практики и на основе принятой в 2007 г. Концепции, тогда оказалось невозможным. Хотя в документах и выступлениях определенно говорилось, что введение ОРКСЭ опирается на преподавание православной культуры в регионах, сложившееся в предшествующий период, является развитием этой практики на новом уровне, принятые решения, очевидно, вступали в противоречие с методикой преподавания православной культуры. Поэтому на практике это привело к затруднениям в сохранявшемся преподавании православной культуры в рамках школьного и регионального компонентов. Введение ОРКСЭ пришлось как-то соотносить с ведущимся преподаванием, они не стыковались одно с другим. В итоге с введением ОРКСЭ преподавание православной культуры в вариативной части учебного плана во многих регионах сократилось или даже вообще прекратилось.

В апреле 2010 г., с опозданием, когда преподавание ОРКСЭ в экспериментальном режиме в 18 регионах уже началось, были подготовлены и направлены в регионы методические материалы для учителей [5]. Они обсуждались в Межведомственном координационном совете по введению ОРКСЭ с участием представителей Церкви и других конфессий. Принять согласованный текст не удалось, но Методические материалы все равно были направлены в регионы. В связи с этим Синодальный отдел религиозного образования опубликовал свои разъяснения. Сопоставление этих разъяснений и Методических материалов иллюстрирует расхождения в методике преподавания православной культуры, которые проявились в тот период в государственно-церковных отношениях. Они касаются буквально всех вопросов — от цели образования до контроля его результатов.

В части целеполагания введения ОРКСЭ, в том числе преподавания религиозных культур, на первый план в Методических материалах была поставлена задача воспитания веротерпимости (в некоторых материалах даже «толерантности», которая не принимается в Церкви в ее трактовке как всетерпимости). В Разъяснениях [10] указано, что формирование веротерпимости важно, но эта задача в преподавании православной культуры «не может решаться без успешного решения первой и главной задачи — собственно систематического изучения ребенком традиционной религиозной культуры, морали, к которой выражает принадлежность или предпочтительное отношение его семья. Именно изучение своей религиозной традиции и воспитание ребенка на основе традиционных духовно-нравственных принципов, является главной задачей преподавания учебных предметов по основам религиозных культур и основным содержанием образовательного запроса граждан, принявших решение об изучении их детьми соответствующего предмета по религиозной культуре. …главной задачей изучения ОПК является систематическое изучение ребенком истории, традиций и культуры Русской Православной Церкви и духовно-нравственное воспитание личности в православной христианской религиозной традиции по выбору его семьи и его самого с определенного возраста».

В Методических материалах на вопрос о том, в какой мере к преподаванию могут привлекаться представители религиозных организаций, указано: «В ходе подготовки учителей возможно проведение встреч с представителями религиозных организаций». В Разъяснениях: «… данное указание недостаточно. Участие представителей Церкви в преподавании ОПК не может исчерпываться «проведением встреч» с учителями, должно предусматривать участие церковных и православных светских специалистов в реализации образовательных программ повышения квалификации и подготовки учителей ОПК и получении учителями рекомендации для преподавания ОПК. Неучастие представителей епархии или уполномоченных епархией светских специалистов в такой подготовке фактически означает отсутствие преподавания ОПК… Тем самым нарушается право родителей на изучение их детьми ОПК. Знание и понимание православной культуры не может быть просто «взято» из учебника, пособий или методических материалов… Для преподавания ОПК необходим педагог, который не просто прослушал ряд лекций по православной культуре, но человек, рекомендованный Русской Православной Церковью, сознающий и понимающий православную традицию как свою собственную. Приоритетной задачей Русской Православной Церкви является согласование кандидатуры каждого учителя, преподающего ОПК, потому что за результаты его работы несут ответственность и школа, и епархия. В противном случае вред от неправильного, некомпетентного преподавания, нанесенный детям и семьям, может полностью нивелировать позитивный смысл изучения ОПК в школе».

В Разъяснениях специально прокомментированы ряд положений из Методических материалов, «которые… оцениваются как нецелесообразные или отражающие устаревшие подходы к пониманию религии, положению Церкви в обществе, организации государственно-церковных отношений в сфере образования». Приведем примеры (с сокращениями).

В Методических материалах: «В рамках апробации комплексного курса не предусматривается обучение религии. Под обучением религии понимается преподавание вероучения». В Разъяснениях: «Положение «Под обучением религии понимается преподавание вероучения» является неточным фактически и не основано на каком-либо нормативном документе. Обучение религии предполагает не только преподавание вероучения, но и практическое обучение ребенка правилам участия в религиозной жизни общины, т. е. фактически катехизацию. … Преподавание ОПК… как и преподавание других конфессионально ориентированных учебных предметов (модулей), безусловно, предусматривает изучение и соответственно преподавание основ вероучения соответствующих религий. Вероучение является мировоззренческим ядром любой религии и соответствующей религиозной культуры, традиции. Преподавание вероучения Церкви является содержательным ядром предмета ОПК и проводится с учетом возраста обучающихся, их познавательных возможностей и способностей, условий преподавания предмета ОПК фактически на любом уроке по ОПК».

В Методических материалах: «Содержание модулей по религиозным культурам ориентировано на общее знакомство с соответствующими религиями, их культурой (история, традиции, нравственные ценности, выдающиеся представители и т.п.) и не включает специальных богословских вопросов». В Разъяснениях: «Содержание предмета ОПК, в том числе учебника «Основы православной культуры»… ориентировано не только на «общее знакомство» с Православием, православной культурой, но и на приобщение ребенка к этой традиции по свободному выбору его семьи, родителей (законных представителей). … Также следовало бы уточнить, что под «специальными богословскими вопросами» … имеются в виду вопросы богословских исследований и содержание профессионального религиозного (духовного) или катехизического образования («обучение религии», пастырская подготовка). Как указано… основы вероучения Церкви, безусловно, преподаются и изучаются учащимися на уроках ОПК».

В Методических материалах: «Комплексный курс является светским». В Разъяснениях: «Необходимо уточнить, что характеристика комплексного курса как «светского» не относится к вопросу о соотношении религиозного и естественнонаучного знания. Характеристика учебного курса, дисциплины, предмета как «светского» относится к условиям организации его преподавания, а не к его содержанию. Светское образование — это образование, реализуемое светским — не церковным (конфессиональным) учреждением или организацией. Таким учреждением или организацией может быть государственное, муниципальное, частное образовательное учреждение. В правовом отношении понятие «светский»… не несет в себе никакого мировоззренческого содержания и в частности отношения к религии, религиям, религиозным мировоззрениям. «Светский» означает — гражданский, не церковный по организационной или правовой принадлежности. Светским человеком является человек любых взглядов, любого мировоззрения, отношения к религии или религиозной принадлежности, в том числе православный, мусульманин и т. д., — только не служащий в соответствующей религиозной организации в качестве духовного лица или религиозного служителя. Все ещё распространенная в обществе трактовка понятия «светский» как «нерелигиозный», «атеистический» является результатом длительной деформации этого понятия в период государственного атеизма… Общепринятой в праве, международных документах является трактовка понятия «светский» как гражданский, государственно-общественный. Понятие «светское» в применении к содержанию образования в соответствии с действующим законодательством не может трактоваться в смысле «нерелигиозное», «основанное на нерелигиозных мировоззренческих подходах к религии» или «осуществляемое без участия религиозных организаций». Однако в формулировке, которая использована в Методических материалах, понятие светского характера образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях может неверно толковаться как требование преподавания знаний о религии исключительно на основе «светских» — в смысле нерелигиозных мировоззренческих подходов, оценок религии, а значит и без участия религиозных организаций. … Таким образом, характеристика комплексного курса в Методических материалах как «светского» не исключает участия Русской Православной Церкви в определении содержания предмета ОПК, содержания программ подготовки учителей ОПК, участия в подготовке учителей и допуске их к преподаванию ОПК, разработке и допуске учебных пособий по ОПК для использования в государственной и муниципальной школе».

В Методических материалах ставился вопрос: «Как преодолеть ряд противоречий, возникающих при преподавании различных составляющих данного курса (взгляд на сотворение мира, человека и другое)?». В Разъяснениях: «Мировоззренческие противоречия нельзя преодолеть в принципе, и не следует пытаться или стремиться их преодолеть. Как раз для того, чтобы не было необходимости это делать,… предметная область включает шесть самостоятельных предметов или модулей».

В Методических материалах: «…учителю нужно избегать абсолютизации тех или иных взглядов». В Разъяснениях: «Учитель ОПК должен преподавать основы православной культуры как положительное знание, без критики. «Избегать абсолютизации» следует только в том смысле, что не следует постоянно сравнивать изучаемые на ОПК традиции и культуру Церкви с другими религиозными традициями и нерелигиозной моралью по принципу: содержание нашего предмета это абсолютная истина, а всех других — заблуждение. Но знания о Православии, о традициях и культуре Церкви должны преподаваться учителем ОПК как положительные знания и в этом смысле абсолютные, содержащие определенные ответы на основные мировоззренческие и нравственные вопросы. Что, конечно, не исключает обсуждений, однако такие формы освоения учебного материала целесообразно использовать в старшей школе».

В Методических материалах: «Чтобы не допустить противоречий, важно постоянно учитывать, что содержание всех модулей ориентировано на общие для всех россиян гражданские нравственные ценности и нормы, а не на мировоззренческие и религиозные различия». В Разъяснениях: «… текст может восприниматься как противопоставление общих гражданских ценностей и норм религиозным мировоззренческим различиям… Содержание каждого из учебных предметов по основам религиозных культур народов России ориентировано, прежде всего, на представляемую каждым предметом духовно-нравственную религиозную традицию. Содержание предмета по светской (гражданской) этике… должно быть ориентировано на общие гражданские нравственные ценности и нормы. Содержание предмета по истории и культуре российских религий ориентировано на освоение знаний о религиях на основе нерелигиозных мировоззренческих подходов и потому предлагается для нерелигиозной части общества. В то же время содержание всех предметов… действительно, ориентировано на общие для всех россиян гражданские нравственные ценности и нормы, однако без какого-либо их противопоставления мировоззренческим и религиозным различиям. Общие ценности и нормы, приемлемые для всех граждан нашей страны, людей различных убеждений, отношения к религии и религиозной принадлежности закреплены в Конституции РФ (глава 2 и др.). Важно отметить, что это совокупность ценностей и норм, но не целостная система ценностей и норм, включающая в себя решения основных смысложизненных вопросов (происхождение и смысл жизни человека, смысл истории, источник морали и т.п.). Общие для всех россиян гражданские ценности и нормы являются общими именно потому, что они могут быть свободно приняты людьми различного отношения к религии и религиозной принадлежности без отказа от своей веры, культуры, своих взглядов и религиозной идентичности. Если какие-либо ценности и нормы требуют такого отказа, они не могут быть общими гражданскими ценностями и нормами. Таким образом, содержание всех учебных предметов по религиозным культурам ориентировано, прежде всего, на мировоззренческие и культурные особенности православного христианства, ислама, буддизма, иудаизма, но при этом не противоречит общим гражданским ценностям и нормам».

В Методических материалах: «Как формировать взаимопонимание и уважение к взглядам другого у учеников, изучающих разные модули?». В Разъяснениях: «Уважение следует формировать не к собственно взглядам другого человека или общины (православная, как и любая другая религиозная традиция не позволяет уравнивать свое вероучение, взгляды по принципиальным мировоззренческим вопросам с другими), а к праву другого человека, общины иметь другие, отличные взгляды… православный человек не может принимать… взгляд на происхождение человека последователей атеизма. Не могут быть уважаемы и взгляды, принятые в других религиях по основным догматическим богословским вопросам. Равно и мусульмане, буддисты, иудаисты не могут принимать взгляды православных христиан по богословским вопросам наравне с взглядами, выработанными и принятыми в их религиозных традициях. Взаимопонимание… должно основываться на взаимном понимании значимости мировоззренческих убеждений… в жизни общества и уважении права каждого человека, семьи, народа, социокультурной группы на мировоззренческую и культурную самобытность (идентичность), на свободу мировоззренческого выбора».

В Методических материалах предлагалось сформировать «методическое объединение из учителей, преподающих разные модули». В Разъяснениях: «Такое решение может быть педагогически оправданным, поскольку все указанные предметы в перспективе включаются в новую предметную область учебного плана духовно-нравственной воспитательной направленности… В то же время должно быть организовано методическое объединение учителей (в школе, округе, регионе) конкретно по ОПК, в работе которого должны принимать участие учителя ОПК и методисты, занятые преподаванием именно ОПК». В Методических материалах: «Формализованные требования по оценке успеваемости по результатам освоения курса не предусматриваются». В Разъяснениях: «Данное указание следует рассматривать как пожелание, а не категорическую рекомендацию… образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок. Система оценивания в каждом классе, учебной группе может определяться, исходя из конкретной ситуации (готовность учащихся к изучению материала, новизна его для них, численность групп и другое)».

В Методических материалах: «Светский характер комплексного курса и в целом образовательного процесса в общеобразовательном учреждении не подразумевает включение в программу посещения религиозных организаций (культовых сооружений)». В Разъяснениях: «Данное положение и следующий за ним комментарий являются необоснованными… Не существует… запретов на посещение школьниками религиозных организаций и культовых сооружений, если это не препятствует выполнению основной общеобразовательной программы. Очевидно, что посещение школьниками православного храма или монастыря, если это предусматривается программой обучения, и даже свободное выражение ими при этом своей религиозной принадлежности… не требует никаких согласований и разрешений от органов управления образованием. Тем более это относится к школьникам, изучающим ОПК в соответствии со свободным выбором их родителей (законных представителей). Посещение храмов, монастырей… практически повсеместно входит в программу обучения по ОПК. В рамках эксперимента такие посещения также могут включаться в программу обучения по ОПК… Выбор родителями для изучения их ребенком предмета ОПК свидетельствует об их принадлежности или предпочтительном отношении к Русской Православной Церкви и согласии на приобщение ребенка к духовно-нравственной культуре и традициям Церкви. Поэтому планирование таких мероприятий …в урочное время по предмету ОПК, если это предусмотрено программой обучения, и во внеурочное время для желающих школьников не требует согласования с их родителями программы внешкольного мероприятия, а только времени и условий его безопасного для детей проведения. Во время проведения таких экскурсий недопустимо принуждение учащихся к практическому участию в церковных богослужениях, Таинствах и обрядах, церковных празднованиях. Одновременно учитель не вправе и препятствовать принимать участие в церковных богослужениях, Таинствах и обрядах, празднованиях тем детям, которые выражают такое желание, если это не препятствует реализации образовательной программы и не противоречит регламенту экскурсии».

В Методических материалах: «для успешного преподавания курса подготовлены книга для учителя, справочные материалы для общеобразовательных учреждений и книга для родителей, которые поступили в каждую школу». В Разъяснениях о пособиях для учителей: «Эти пособия… содержат неточности, ошибки, …не рекомендованы Синодальным отделом религиозного образования и катехизации для использования в процессе подготовки учителей по ОПК… Содержание книги [общего методического пособия по ОРКСЭ — Авт.] не отвечает задачам методического обеспечения преподавания учебного предмета по основам православной культуры… Содержание разделов «Христианство» и «Православие» раскрывается с позиций, неприемлемых для Русской Православной Церкви… Методическое пособие для учителей по ОПК… которое Синодальным отделом религиозного образования рекомендуется использовать в процессе подготовки учителей, …размещено на Интернет-сайте Олимпиады школьников по Основам православной культуры» [6].

В качестве вывода в Разъяснениях приведены «Принципиальные положения, значимые для участия Русской Православной Церкви… без учета которых эксперимент не может отвечать образовательным потребностям последователей Русской Православной Церкви, а именно:

1) согласование всех основных учебников, учебных пособий, образовательных материалов по ОПК с Синодальным отделом религиозного образования и катехизации, согласование всех дополнительных пособий по ОПК в регионах с епархиальными отделами религиозного образования;

2) церковная конфессиональная экспертиза всех учебников и пособий по ОПК на предмет соответствия их содержания историческим и культурным традициям Русской Православной Церкви, недопущение какой-либо идеологической, мировоззренческой цензуры, редактуры в процессе публикации учебников и пособий по ОПК;

3) участие специалистов и уполномоченных представителей Русской Православной Церкви в разработке и реализации образовательных программ подготовки, повышения квалификации учителей по ОПК, реализации этих образовательных программ в церковных, государственных, муниципальных центрах подготовки, повышения квалификации, вузах;

… Епархиальным отделам религиозного образования предлагается осуществлять взаимодействие с органами государственной власти и местного самоуправления, образовательными учреждениями на основе указанных принципиальных положений».

До настоящего время большая часть этих положений, обеспечивающих методику преподавания православной культуры в светской школе в соответствии с учебными и воспитательными задачами этого образования, сохраняют актуальность. За время, прошедшее с начала эксперимента (в 2009 г.), и преподавания ОРКСЭ уже по всей стране (с 2012 г.) эти проблемы постепенно решаются в государственно-церковных отношениях, в практике, прежде всего уже на региональном уровне. Способствует их решению принятие в 2012 г. нового Федерального закона об образовании, где впервые закреплены некоторые из этих положений (части 1–3, 6, 12 статьи 87), в частности о конфессиональной экспертизе содержания образования, участии Церкви в учебно-методическом обеспечении преподавания православной культуры. В то же время статус учителя православной культуры еще не закреплен, нет и четких норм об обязательной церковной экспертизе основных учебников по православной культуре. Таким образом, в целом сохраняется возможность искажений методики преподавания православной культуры в той форме, как она в целом сложилась к началу введения ОРКСЭ.

В преподавании православной культуры есть и другие методические, педагогические проблемы. Это проблема построения систематического, основного курса православной культуры на ступенях основной и старшей школы, последовательности изучения учебного материала, которая должна решаться на основе общих принципов дидактики (культуросообразность, научность, системность и т. д.). Варианты ее решения предложены авторами существующих учебно-методических комплектов, однако она сохраняет свою актуальность. Это и проблемы методики преподавания знаний о православной культуре детям разного возраста; средств, форм, приемов духовно-нравственного воспитания при изучении православной культуры; оценки результатов образования. В рамках сложившейся, определенной в своих основных позициях (участие Церкви, православный педагог и др.) методики проблемы преподавания православной культуры разрабатываются специалистами. Так, выделяются дидактические принципы преподавания православной культуры, особенные именно для этого учебного предмета: христоцентричность, иерархичность, другодоминантность, антиномичность, незавершимость (Т. В. Склярова [13]); разрабатывается методика подготовки учителей православной культуры, формирования их профессиональных компетенций (О. В. Розиной, О. Л. Шевченко и др.).

Есть и такие проблемы, которые, вероятно, сохранятся даже в самых благоприятных условиях. Но часть проблем может найти, и должна будет найти свое решение при полноценном введении преподавания православной культуры по всем годам обучения в объеме не менее 500–550 учебных часов (1 час в неделю в начальной школе, 2 часа в неделю в основной и старшей школе). Такие величины учебной нагрузки были указаны еще в Примерном содержании в 2002 г. Такое же время (500–600 часов) минимально необходимо и на полноценную подготовку учителя православной культуры. Многие методические проблемы сейчас обусловлены именно минимальным объемом преподавания ОПК в рамках ОРКСЭ, а в преподавании в вариативном компоненте учебного плана (компонент участников образовательного процесса или образовательных отношений) — самим статусом этого компонента, который может меняться в школе каждый год.

Новый этап в развитии методики преподавания православной культуры начнется, когда будет принято решение о расширении преподавания православной культуры в качестве самостоятельного учебного предмета как минимум на 2–10 классы (так предлагается в актуальной концепции расширения ОРКСЭ [3], разработанной в 2012 г. после эксперимента). Тогда также будет необходимо обеспечить сохранение основных методических принципов преподавания православной культуры. Как учебного предмета, реализуемого в сфере совместной компетенции государства и Церкви, направленного на систематическое изучение школьниками по выбору их семьи или их самих с определенного возраста вероучения, нравственных принципов, исторических и культурных традиций православного христианства, Русской Православной Церкви, приобщение к православным христианским духовно-нравственным ценностям, воспитания на их основе.

Список литературы

1. Гуманистический манифест 2000 // «Кредо» (журнал Оренбургского регионального отделения Российского философского общества). 2000. № 20. (URL: http://nauchnii-soyuz.narod.ru/HumanistManifesto2000.html)

2. Концепция включения в новое поколение государственных стандартов общего среднего образования учебного предмета «Православная культура» в составе новой образовательной области учебного плана «Духовно-нравственная культура». М., 2007. (URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/358393.html).

3. Концепция комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» на ступенях начального, основного, среднего (полного) общего образования (проект). Декабрь 2012. (URL: https://pravobraz.ru/koncepciya-kompleksnogouchebnogokursa-osnovy-religioznyx-kultur-i-svetskoj-etiki-na-stupenyax-nachalnogoosnovnogosrednego-polnogo-obshhego-obrazovaniya/).

4. Метлик И. В. Религия в школе: опыт изучения проблемы // Советская педагогика. 1990. № 2. С. 36–42.

5. Методические материалы для учителей и организаторов апробации комплексного учебного курса ОРКСЭ в субъектах РФ. Приложение к письму директора департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России И. М. Реморенко руководителям органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих управление в сфере образования «Об апробации комплексного учебного курса ОРКСЭ» от 30 апреля 2010 г. № 03-831 (дублированы письмом Минобрнауки от 8 июля 2011 г. № МД-883/03 «О направлении методических материалов ОРКСЭ»).

6. Методическое обеспечение экспериментальных уроков по Основам православной культуры для 4–5 классов. (URL: http://experiment-opk.pravolimp.ru/).

7. Письмо Директора департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России И. И. Калины от 13.07.2007 № 03-1584. (URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=403467).

8. По этому вопросу см.: «В Московском патриархате считают противоречивой позицию еврейской общины по вопросу о преподавании религии в школах», «В учебные заведения Федерации еврейских общин России пошли порядка 15 тыс. детей». Интерфакс-религия, 19.02.2008 г., 01.09.2014 г.

9. Примерное содержание образования по учебному предмету «Православная культура». Приложение к Письму Министерства образования Российской Федерации органам управления образованием субъектов РФ от 22.10.2002 г. № 14-52-876 ин/16. (URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=309247).

10. Разъяснения к «Методическим материалам для учителей и организаторов апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в субъектах Российской Федерации» и «Дополнению к методическим материалам по преподаванию курса ОРКСЭ». 21.05.2010. На сайте Синодального ОРОиК РПЦ, раздел «Документы». (URL: https://pravobraz.ru/dokumenty/).

11. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.10.2009 г. № 1578-р. (URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=466026).

12. Резолюция, принятая участниками конференции «Государственные образовательные стандарты нового поколения в контексте формирования нравственных и духовных ценностей обучающихся». Пресс-релиз Минобрнауки России от 26.12.2007 г. (URL: http://old.mon.gov.ru/press/reliz/4376/)

13. Склярова Т. В. Теория и методика преподавания религиозной культуры в школе // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2012. Вып. 4. С. 7–12.

14. Слово Святейшего Патриарха Кирилла на заседании президиума Российской академии образования 11 ноября 2009 г. (URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/934483. html).

15. Ушинский К. Д. О необходимости сделать русские школы русскими // Избранные педагогические произведения. М., 1968.

Примечания:

1) Закон Белгородской области об установлении регионального компонента государственных образовательных стандартов общего образования в Белгородской области. Принят Белгородской областной Думой 21 июня 2006 г.

2) По этому вопросу см.: «В Московском патриархате считают противоречивой позицию еврейской общины по вопросу о преподавании религии в школах», «В учебные заведения Федерации еврейских общин России пошли порядка 15 тыс. детей». Интерфакс-религия, 19.02.2008 г., 01.09.2014 г.

3) Выступление заместителя министра образования и науки В. В. Дулинова на открытии 20-х Рождественских образовательных чтений 23 января 2012 г.

4) «Корректировка» решений Президента затронула не только преподавание религиозных культур. Д. А. Медведев говорил о предмете по «истории традиционных крупнейших конфессий нашей страны», как втором альтернативном наряду со светской этикой. Однако было принято название этого модуля «Основы мировых религиозных культур» с включением в него тем по «древним» и нетрадиционным в России религиям.


Источник:      Вестник ПСТГУ. Серия «Педагогика. Психология», вып. 4 (39), ПСТГУ, 2015, с. 29-53

Последние публикации:
Святитель Николай Чудотворец

19 декабря 2018

Протоиерей Андрей Ткачёв:

Николай Чудотворец

...Второй же его урок нам заключается в необходимости оберегать и воспитывать своего внутреннего человека. К монашескому образу жизни склонны очень немногие. Но совершать временное бегство от суеты, находить время для молчания и молитвы обязан каждый, кто не весь вывернут наизнанку и живёт только внешним, кто хранит и оберегает свой...

(См. далее...)

17 декабря 2018

Марина Чижова:

«Самый добрый старец»: к дню памяти архимандрита Ипполита (Халина)

...Он принадлежал к числу тех священников, которые не столько заботятся о благоустройстве храмов, сколько о благоустроении человеческих душ. Возможно, именно поэтому так много людей стремилось попасть к старцу. А он имел такую любовь и сострадание, что мог вместить в своё сердце каждого...

(См. далее...)

12 декабря 2018

Святейший Патриарх Кирилл:

«Сегодня очень тяжёлые события происходят в братской Украине». Проповедь в храме святой мученицы Татианы в Люблине

...речь идёт не о том, быть или не быть независимой Церкви на Украине, как то утверждают сторонники независимости, а речь идёт о том, какой быть Церкви на Украине — Церкви Божией, творящей волю Божию, или лжецеркви, служащей диаволу и только...

(См. далее...)

25 ноября 2018

Ольга Орлова:

Помощница усердная. Памяти схимонахини Клавдии (Петруненковой)

...По послушанию взявшись за этот подвиг, с целым сонмом исповедников она познакомилась лично. Знала многих из тех, кто впоследствии был прославлен в лике святых: святителя Луку (Войно-Ясенецкого), преподобного Серафима Вырицкого (бывшего духовником схимонахини Марии); бывала и у преподобных...

(См. далее...)

Публикация:

Вестник ПСТГУ. Серия «Педагогика. Психология», вып. 4 (39), ПСТГУ, 2015, с. 29-53

11.01.2016

Также у этого автора:

4 июня 2017

Моделирование социального партнерства в духовно-нравственном образовании школьников

Включение в содержание общего образования предметных областей духовно-нравственной воспитательной направленности, предусматривающих преподавание... (Далее)

22 января 2016

Новое об изучении религий и воспитании школьников в законе «Об образовании в Российской Федерации»

...Наша недавняя история, отношение государства к Церкви как своему идеологическому противнику привели к устойчивым искажениям в употреблении... (Далее)


Архив публикаций:
Святые и святыни:
Никола с Косьмой и Дамианом

19 декабря

Святитель Николай, архиепископ Мирликийский, чудотворец (ок. 345)

Дни памяти: Май 9 (21) (Перенесение мощей), Июль 29, Декабрь 6 (19)

(См. далее...)

Фотоальбомы

22 июня 2018

Родная земля. Дорогами паломников: Кострома - Нерехта - Плёс

Фотоальбом по материалам паломнической поездки московских педагогов в Кострому 22-24 июня 2018 года.

(См. далее...)

Анонсы

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Рейтинг@Mail.ru

Вера и Время    2018