Рейтинг@Mail.ru На главную Библиотека Фотогалерея Контакты Лица О проекте Поиск      В е р а    и    В р е м я
Религиозные ценности и современная система образования
Основные разделы:
Аннотация:

...Какими бы идеями, ценностями, убеждениями не руководствовались человек, группа людей — они не могут противопоставлять себя всему народу, обществу, раскалывать его, затевать смуту. Нельзя навязывать другим свои взгляды, идеологию, что порождает распри, противостояния. Необходимо самое жёсткое противодействие таким попыткам и власти, и самого общества, граждан. И такие расколы ведь могут быть не только по признаку идеологии, но и религии, и национальности...

Публикации по теме:
Святейший Патриарх Кирилл на пленарном заседании Всероссийского съезда учителей русской словесности, 07.11.2018

15 ноября 2018

Святейший Патриарх Кирилл:

«Роль учителя приобретает в нынешних условиях огромное значение». Слово на пленарном заседании Всероссийского съезда учителей русской словесности

...мы призваны научить молодых людей ценить настоящую культуру и отличать в лавинообразном информационном...

(См. далее...)

9 сентября 2018

Святейший Патриарх Кирилл:

«Работа с молодёжью должна быть на одном из первых мест». Слово на заседании Высшего Церковного Совета 7 сентября 2018 года

...ответственность за происходящее в молодёжной среде лежит на всем обществе. Прежде всего на школе, на семье, но мы не можем исключать...

(См. далее...)

Последние репортажи:

18 декабря 2018

Клуб «Я шагаю по Москве» («Активное долголетие»): знакомство с храмами в селе Козлово Спировского района Тверской области

18 декабря 2018 года, в преддверии дня памяти святителя Николая Чудотворца, в Городском методическом центре Департамента образования города Москвы прошло очередное заседание клуба «Я шагаю по Москве» («Активное долголетие»).

(См. далее...)

16 декабря 2018

Итоговое заседание Совета Ассоциации учителей православной культуры города Москвы

16 декабря 2018 года в конференц-зале Центрального совета ВООПИиК прошло расширенное заседание Совета Ассоциации учителей православной культуры города Москвы, посвящённое итогам года.

(См. далее...)


ПУБЛИКАЦИИ
Автор публикации:
Метлик Игорь Витальевич /Доктор педагогических наук, Заведующий лабораторией развития воспитания и социализации детей Института изучения детства, семьи и воспитания РАО, профессор кафедры общей и социальной педагогики ПСГТУ, заведующий Научно-методическим кабинетом Синодального ОРОИК РПЦ

Метлик Игорь Витальевич

Доктор педагогических наук
Заведующий лабораторией развития воспитания и социализации детей Института изучения детства, семьи и воспитания РАО, профессор кафедры общей и социальной педагогики ПСГТУ, заведующий Научно-методическим кабинетом Синодального ОРОИК РПЦ

Публикации этого автора

11 января 2016

Изучение традиционных религий | Образование и наука | Духовно-нравственное воспитание


 

Уроки Победы в воспитании современных школьников

Опыт победы нашего народа в Великой Отечественной войне рассматривается в контексте актуальных вопросов воспитания школьников, формирования российской культурной и гражданской идентичности детей и молодежи. Сб. материалов конференции в МГУПС 21.04.2015, с. 139-148
11 января 2016 г.


Есть известное мнение, что история ничему не учит, восходящее к парадоксу, высказанному еще Гегелем: «История учит человека тому, что человек ничему не учится из истории». Его сторонники утверждают, что никто и никогда ничему не научился на истории прошлого. Но с этим нельзя согласиться, по крайней мере, с категоричной формой этой идеи. История может учить и учит, только не всех и не всегда. Это действительно проблема, и тут уже задача историков и педагогов делать так, чтобы наша история и учила наших детей в школе, и наставляла, и воспитывала, и готовила к любым возможным испытаниям в будущем. Не претендуя на категоричность и всеобщность, выделим несколько идей в качестве таких вот исторических «уроков» Великой отечественной войны, которые актуальны для воспитания современных школьников.

Первое, о чём следует помнить и говорить школьникам при изучении соответствующего учебного материала это конкретные, персональные примеры проявления высоких человеческих, нравственных качеств наших людей во время войны, на фронте и в тылу. Примеры деятельной любви к Родине, самопожертвования, веры, отваги, храбрости. Примеры дисциплины, выдержки, ответственности за дело и доверенных тебе людей. Также в восприятии сегодняшними школьниками Великой Отечественной войны важно донести понимание её не только как череды громких сражений и побед, но и тяжелого, неблагодарного, ежедневного труда. А это и терпение нашего человека. Великое, умное и сильное терпение, на котором всегда держалась Русь, воспитанное нашей православной верой, культурой, историей.

 В армии США есть такой вид потерь — «переутомление в бою». При высадке в Нормандии в июне 1944-го он составил 20% общего числа выбывших из боя. Каждый пятый боец в первые же дни боёв просто «устал». А в целом во время войны потери в войсках США из-за «переутомления» составили 929 307 человек! Представьте, почти миллион военнослужащих, в том числе офицеров — устали воевать. Это при их-то войне на Западе, их снабжении, обеспечении. Наш же солдат, как правило, оставался в боевых порядках до гибели или ранения. Происходила смена подразделений на фронте, но лишь по причине больших потерь или из тактических соображений.

Здесь же должны быть и примеры трусости, и слабости, и предательства. Об этом тоже надо писать и говорить, рассказывать ребятам, особенно старшеклассникам с привлечением документальных материалов. Может быть, если бы было больше информации об обстоятельствах попадания в плен того же генерала Власова, о его позорном поведении в плену у немцев, у нас не нашлось бы желающих оправдывать его.

Следующая идея — понимание единства своей жизни, судьбы с историей, жизнью и судьбой своего народа. Можно было бы сказать судьбой русского народа в старом смысле этого понятия как многоэтнического сообщества, считающего Россию своей Родиной, не мыслящей себя вне России.

Каждый человек имеет свою судьбу. Но и народ, и страна тоже. И судьба народа как показала и Великая Отечественная война, так или иначе, отражается на судьбе каждой семьи и каждого человека в нашем народе. Великая Отечественная война даёт особую возможность донести до сознания и чувства понимание того, что это единство касается каждого. Вне зависимости от убеждений, происхождения, в том числе и от того, что сам человек думает о своём народе, как к нему относится и вообще относится ли как-то сознательно, и думает ли вообще об этой связи.

Конечно, всегда можно найти выход в эмиграции или вернее бегстве из своей страны. Вероятно, в некоторых условиях подобное решение может быть единственным выходом. Но в целом такая категория людей, в сущности, и не составляет нашего народа. Всегда в любом народе есть, периодически появляются потерянные, не нашедшие сами себя люди, просто, так сказать, «прохожие» на родной земле. Но не они определяют судьбу народа.

Современные процессы глобализации вроде бы размывают национальные идентичности, но идея полностью открытого глобального мира, где непрерывно циркулируют людские потоки, нигде не задерживаясь надолго и только в видах экономической потребности — это такая же утопия и абстракция, как и полная закрытость, замкнутость наций. Это видение истории и человечества людьми «вне истории», утратившими духовную связь со своим народом зачастую навязывается всем остальным людям. Но это утопическое видение, и при любом реальном испытании оно рассыпается в прах.

В связи с этим следующий урок: опасность для личности, общества, государства идеологических утопий в любом их виде. Здесь можно вспомнить как утопия мировой революции, всемирного братства пролетариев «без Россий и Латвий» начала рассыпаться уже в период перед войной, и как она исчезла с началом войны. Как сразу же оказались востребованы великие представители русской государственности, воинского духа, культуры. Это всем известно. И тут главный урок не только в том, что историческая память народа священна, и от неё нельзя безнаказанно отречься. В духовном смысле предки этого не простят, заставят вспомнить о себе.

Опыт ещё и в том, чтобы получить, так сказать, прививку от любой идейной лжи, которая всегда настырна, претендует на обязательность, кичится всегда какой-то новизной, особостью, исключительностью. Вот такую «прививку» мы должны делать детям от идеологических, социальных утопий и на примере Великой Отечественной войны.

Задумаемся, кем были те молодые ребята, призыв 1922-23 годов рождения, которые почти полностью погибли в начале войны? Это дети, и не просто дети, а долгожданные первенцы «победителей» в гражданской войне. В кавычках, потому что любая гражданская война это поражение для народа. И вот на них-то пришёлся самый страшный удар внешнего врага.

Образно говоря, рядом с каждым 18-летним солдатом в июне 1941 мог бы стоять его ровесник, не рожденный отцом, погибшим в гражданскую войну. И может быть от руки отца этого красноармейца. А если бы стоял тот, другой, то может быть, Гитлер вообще не осмелился бы нападать. Это тоже урок войны. Каждая социальная, идеологическая утопия требует жертв, причем не в фигуральном, а в прямом смысле, буквально — человеческих жертв.

И сегодня есть такие утопии. Утопия «общечеловеческих ценностей» или свободного саморегулирующегося рынка — сколько мы уже заплатили за них, и сколько ещё заплатим. Была и утопия безъядерного мира. Это вроде бы должен быть мир без ядерного оружия и войн, мир чуть ли не святых людей. Никаких признаков наступления такого мира или хотя бы движения к нему не видно. А вот поплатиться за следование и этой утопии можно очень жестоко.

Следующий урок об опасности того, что у нас называли чужебесие. На опыте войны необходима выработка рационального отношения к другим странам, государствам, культурам, народам, их жизни и интересам. Наши мыслители подметили интересную историческую закономерность. Когда в России начинали подражать какому-то народу, стране, государству, забывая о своей культуре и традициях, то именно оттуда и приходило жесткое военное нашествие. Поклонение перед всем французским с забвением родного языка, культуры и даже отеческих имен соотносится с наполеоновским нашествием, что ярко показано в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Позже стало модным подражание англичанам, англоманство — вот нам и Крымская война, бомбежки англичанами русских городов от Севастополя до Петропавловска на Камчатке. Потом у нас стали особенно любить немцев, во всем подражать их культуре, манерам, взглядам на жизнь. Здесь уже для наших германофилов и первая мировая война, и вторая.

Для революционеров в Советской России Германия и в целом Запад были окружены ореолом идейного центра коммунизма. Там «творили» Маркс и Энгельс, это была «мекка» мирового «рабочего движения», туда социалисты ездили учиться со всего света. С Запада, из США прибыл к нам пароход с Троцким, через Германию пломбированный вагон с Лениным и другими лидерами революционного переворота. И вот именно на Западе, в Германии и в её сателлитах возникли жесточайшие антирусские режимы, которые все вместе (не одна Германия!) с маниакальной ненавистью обрушились на Россию. Всей силой немецкого, чешского, венгерского и т.д., европейского рабочего класса, который выковал самую мощную на то время военную машину в мире и поставил для неё миллионы решительных и безжалостных бойцов.

Сейчас в связи с этим стоит говорить о моде на всё американское или китайское. Можно любить гамбургеры и кока-колу, говорить на полурусском-полуанглийском наречии, кушать палочками и заниматься медитацией, но надо при этом понимать, что подражательство исторически может вести к похожим последствиям. И при этом любовь к какой-то стране или народу далеко не всегда и не обязательно вызовет такую же ответную любовь и доверие. Скорее, наоборот, вызовет презрение, по меньшей мере, высокомерное пренебрежение. Уважают самостоятельных и уверенных в себе, твердо стоящих на своей земле, независимых. Сказанное не означает, что нельзя учиться полезному у других народов, государств. Можно, но нельзя быть подражателями, отрекаться от своей культуры, своих ценностей и традиций.

Ещё один урок: в мировой политике, отношениях между народами и государствами нет общепринятых нравственных принципов и норм. Их не было в XX веке, не было раньше, нет и сейчас. Все разговоры о едином глобальном мире, международном сообществе, общечеловеческих ценностях надо фильтровать через мелкое сито. Под этими словами часто имеют в виду совсем разные понятия. Так, «международное сообщество» это вовсе не все народы мира, как можно было бы думать, а группа «западных демократий», которые возложили на себя «особую ответственность» за «мировой порядок». И в этом деле просто взаимодействуют по возможности с другими государствами, с тем же Китаем или Россией. И также общечеловеческие нормы морали. Существуют ли такие общепринятые нравственные ценности и принципы, за которые можно было бы в трудную минуту схватиться, чтобы они помогли остановить агрессора, вразумить его, заставить передумать бросать на нас бомбу или втыкать штык в наших детей? Наверно да, но в самом общем понятии, как общие слова, на чём ни в коем случае нельзя строить понимание жизни, а тем более политики.

В разных системах ценностей, национальных культурах, религиях, людьми разных духовных традиций, мировоззрений, ментальности эти ценности понимаются различно. Есть понятие общечеловеческих ценностей (или прав человека) и как пропагандистский лозунг, такой идеологический лексический снаряд, которым Горбачев и его команда в свое время крушили СССР. До сих пор есть желающие направлять его и на Российскую Федерацию.

Вот мы говорим: вероломное нападение Германии на СССР... Да, в нашем понимании вероломное. Без предупреждения, объявления войны, исподтишка, подло. А для немцев в то время это была рационально подготовленная, хорошо продуманная операция. И вероломством было бы для них выдать её план врагу. А внезапно напасть, рано утром, в воскресенье забрасывать бомбами спящих людей, внести ужас и страх в противника, запугать его армию и мирное население — это норма, и совершенно правильно с точки зрения успеха для дела. Это тоже такая своеобразная этика и ничего с этим не поделаешь. Даже взрослого человека практически невозможно изменить. А народ тем более.

Здесь же можно привести как пример провокацию при нападении на Польшу в 1939 году, когда немцы инсценировали атаку на свой пограничный пост. Такие немыслимые в нашей истории вещи как военное нападение без предупреждения, в том числе на мирных жителей, тем более нападение на своих же людей, свои войска для провокации войны, вторжения, с убийством своих же сограждан, солдат — не какое-то исключение в истории. И США так поступали не раз. Поэтому и сейчас, как сообщается, большинство граждан США не верят в официальную версию терактов в Нью-Йорке в 2001 году. И немудрено, потому что США не раз атаковали своих граждан, собственные войска, если считали, что это нужно в политических целях.

Президент Мак-Кинли как-то объявил, что когда он в полночь шёл по коридору Белого дома, его встретил сам господь бог, который приказал ему захватить Филиппинские острова, чтобы принести там народу цивилизацию. 15 февраля 1898 года взорвался и затонул американский броненосец «Мэн», погибли 266 человек экипажа. Правительство США сразу же обвинило в этом Испанию, которая контролировала тогда Филиппинские острова, и под этим предлогом войска США вторглись на Филиппины. Через 100 лет корабль подняли и обнаружили, что он взорван изнутри. Таким образом, власти США решили «ускорить события», принеся в жертву пару сотен жизней своих моряков. Всё это актуально и сегодня. Прошло 100 лет, и уже президент Буш утверждал, что именно бог поддерживает его планы вторжения в Ирак, потому что тот угрожает США оружием массового поражения.

В сказанном нет ничего такого, что можно оценивать как унижение или упреки других народам и государствам. Просто в мировом сообществе есть разные цивилизации, со своими особенностями традиционной этики. И это не может не оказывать воздействия на политику. И это должны знать и понимать наши дети, школьники. Поэтому же важно формирование понимания того, что и Россия является самобытной страной, цивилизацией со своими культурными особенностями. Это особое жизненное пространство со своей спецификой культуры, менталитета и психологии людей, традиций, образа жизни.

Либералы у нас могут возмущаться фразой императора Александра III о том, что у России есть только два союзника — армия и флот. Видеть в ней узость мышления монарха, недоразвившегося до «общечеловека». И где-то каждому из нас тоже не хочется соглашаться с этими ироничными словами. Но в них есть суровая правда. Ведь и англичане говорят: «У Англии нет вечных друзей, а есть вечные интересы».

В связи с предыдущим, урок о том, что во время военных испытаний единственной опорой народа является его духовная культура, история и опыт предков. В войне нельзя рассчитывать на благородство, честь, милосердие и тому подобные моральные качества противника. Такова, увы, правда жизни, и наши дети должны её знать. Можно верить в честность и милосердие военного противника, но рассчитывать на это нельзя, нельзя вводить это в военно-политические расчёты. Платой за подобные ошибки будут жизни близких, страдания народа и гибель государства. Наш военный моряк и американский военный моряк могут по-братски общаться на совместных учениях около Владивостока (заметим, не около Лос-Анджелеса или Сан-Франциско). А назавтра они могут брать друг друга на прицел, как это было во время принуждения к миру проамериканского режима в Грузии или подхода военных кораблей США к Крыму во время воссоединении с Россией. А что поделаешь? Служба, приказ, профессиональная военная этика.

Это относится не только к противникам, но и к союзникам. Жуков в своих воспоминаниях пишет, что фельдмаршал Монтгомери был искренне убеждён, что операция англичан в Африке в районе Эль-Аламейна была победой, которая переломила ход мировой войны, что это более важное событие, чем Сталинградская битва. И Черчилль всерьёз говорил то же самое, и английские историки: «самое решающее сухопутное сражение с целью защиты интересов союзников...» (Фуллер), «поворотный пункт в войне» (Питт). Что это? Умственная отсталость, когда человек не может рационально оценивать соотношение событий, объективно различающихся более чем на порядок по числу участников и вовлеченных в них сил? Вряд ли. Или они не считали нас союзниками в нашем понимании, а может и вообще людьми? Как сообщалось в СМИ: такая-то операция в Афганистане «привела к человеческим потерям», погибли столько-то американских солдат. Убитые или раненые афганцы, пусть даже талибы, это не «человеческие потери».

Мы до сих пор воспитываем детей «в розовых очках», что если можно сотрудничать, дружить с конкретными англичанами, немцами, китайцами и т.д. лично или семьями, то это полностью относится и к политике. Что так же могут дружить нации и государства. Но это не так. Люди могут, а нации и государства нет. Тут отношения строятся иначе, механически переносить в международные и тем более межгосударственные отношения, в мировую политику опыт межличностных отношений нельзя. Работает на эту иллюзию и недавно введенный стиль панибратского общения лидеров государств (заметим, вовсе не всех). Их публичная риторика, когда они гостят друг у друга в семьях, называют друг друга по имени: друг Владимир, друг Джордж. А потом оказывается, что друг Джордж «ничего не знает» о том, что происходит в Южной Осетии с нашими миротворцами. Проблемы могут возникать даже между самыми близкими народами, как, например, русскими и болгарами, которые были нашими противниками и во второй, и в первой мировой войне. Более того, они могут и создаваться, культивироваться фактически между частями одного, но разделенного народа, как сейчас в наших отношениях с Украиной или между Сербией и Черногорией.

Здесь нуждается в коррекции и взгляд, который сложился после войны и образования блока социалистических стран в Европе, когда было не принято говорить об их участии в войне. А ведь среди 4-х млн. пленных у нас, немцев (даже вместе с австрийцами) было всего около 2,5 млн. Венгров 500 тыс., практически вся их армия воевала против нас. Румын около 200 тыс. Чехов, словаков, итальянцев, бельгийцев, голландцев, даже французов и поляков, несмотря на то, что эти страны считались членами антигитлеровской коалиции — тысячи и десятки тысяч. Это значит, что против нас воевали их, по меньшей мере, стотысячные армии. При этом по их же заниженным данным в плену погибли около 3-х млн. наших солдат и офицеров. А из нашего плена не вернулось примерно полмиллиона, причём за гораздо более длительный срок. В целом примерно половина наших пленных во время войны были уничтожены.

Важнейшим уроком войны можно выделить и осознание опасности любых непримиримых расколов народа по любым признакам — идеологическим, национальным, социальным. Выше уже было сказано о «втором» красноармейце 22 июня 1941 года. В сущности, это и опыт революции, и гражданской войны, всего советского периода в целом.

Какими бы идеями, ценностями, убеждениями не руководствовались человек, группа людей — они не могут противопоставлять себя всему народу, обществу, раскалывать его, затевать смуту. Нельзя навязывать другим свои взгляды, идеологию, что порождает распри, противостояния. Необходимо самое жёсткое противодействие таким попыткам и власти, и самого общества, граждан. И такие расколы ведь могут быть не только по признаку идеологии, но и религии, и национальности. Это и расколы по имущественному признаку, когда разрыв в доходах 10% бедных и богатых у нас сейчас около 20 раз, тогда как для устойчивости государства он должен быть не более 7-8 раз.

Следует говорить и об опасности разделения основных социальных институтов в обществе, прежде всего государства, семьи, религии. Когда народ, общество разрушает само себя. Так, Церковь другие конфессии до войны подавлялись государством, а война показала патриотическую позицию Церкви. И народ находил в вере, не только православной, в традиционных религиях всех народов России, духовные силы для борьбы с врагом. Когда говорят, что Сталин остановил гонения потому, что хотел опереться на Церковь в критический момент, это неправда. 1943 год это уже не критический момент. Это было решение, обусловленное как планами Сталина на послевоенный период, так и в основном действиям руководства Церкви и простых верующих в самый трудный, первый период войны.

22 июня 1941 года, в первый же день войны, совпавший с празднованием памяти всех Российских святых (а Победа пришлась на память Святого Георгия Победоносца), митрополит Сергий издал Послание с призывом верующих на защиту Отечества от «жалких потомков врагов православного христианства», сказал об антихристианской сущности нацизма. Понятно, насколько это было важно для многих людей, кто мог тогда обмануться и увидеть в гитлеровцах освободителей от безбожников-коммунистов. Какое множество народа это уберегло от перехода на сторону врага или просто сдачи в плен, сотрудничества с захватчиками. 26 июня митрополит Сергий совершает в Москве молебен о победе нашего воинства, зачитав молитву, составленную ещё в Отечественную войну 1812 года. Церковь сразу же начинает сбор средств на помощь фронту, за годы войны собрали более 300 млн. рублей (по тем временам огромная сумма). В январе 1942 года митрополит Сергий направляет послание духовенству и верующим на оккупированной территории с призывом всячески поддерживать партизанское движение. И это всё в первый, самый трудный период войны.

Точно так же действовали организации других российских конфессий, тоже испытавшие жестокие гонения от Советского государства. Весной 1942 года председатель Центрального духовного управления мусульман муфтий Г. Расулев на съезде духовенства в Уфе заявил, что любовь к Родине и её защита являются одними из «условий веры». Съезд принял обращение к мусульманам, в котором они призывались «сражаться на поле брани за освобождение великой Родины, всего человечества и мусульманского мира от ига фашистских злодеев». Мусульмане тоже собирали деньги на создание танковых колонн, собирали в мечетях помощь для нуждающихся семей воинов.

Завершая, вспомним ещё одно известное высказывание: кто не помнит своего прошлого, осуждён на то, чтобы пережить его вновь.

Несмотря на величие подвига и Победы нашего народа в войне, конечно, никто у нас не хотел бы, чтобы нечто подобное случилось вновь, чтобы наш народ опять понёс бы такие жертвы и утраты. Поэтому мы просто обязаны сейчас не только помнить о войне, но и ещё больше давать материала детям в школе, в образовательном процессе по различным аспектам истории войны, её предпосылкам, причинам, течению, отношениям между союзниками, всем иным обстоятельствам, последствиям, послевоенному периоду. Сейчас это становится даже более актуальным, чем раньше, когда половина Европы была у нас в мирных (замирённых) союзниках, страна и народ были не разделенными. А ныне наше геополитическое положение иногда явно становится похожим на ситуацию конца 1930-х годов. И тут конечно не стоит нагнетать страхи, но и распространять благодушное спокойствие, умиротворение тоже не следует. Ведь и в конце 1930-х годов многие не верили, что будет крупномасштабная война с такими потерями, с вражеской оккупацией до Волги. С Германией были в целом нормальные отношения, шла торговля, немцы к нам приезжали, учились мы у них и они у нас, поставляли нам оборудование, даже заводы строили. Конечно, хочется верить, что подобная по потерям и разрушениям война никогда больше не придёт на нашу землю, что в современных условиях она невозможна, мы её не допустим. Но чтобы это так и было, мы обязаны доводить до умов и душ наших детей всю историю нашей страны без искажений. В том числе одну из самых её значительных страниц — Великую Отечественную войну и Великую Победу.


Источник:      Сб. материалов конференции в МГУПС 21.04.2015, с. 139-148

Последние публикации:
Святитель Николай Чудотворец

19 декабря 2018

Протоиерей Андрей Ткачёв:

Николай Чудотворец

...Второй же его урок нам заключается в необходимости оберегать и воспитывать своего внутреннего человека. К монашескому образу жизни склонны очень немногие. Но совершать временное бегство от суеты, находить время для молчания и молитвы обязан каждый, кто не весь вывернут наизнанку и живёт только внешним, кто хранит и оберегает свой...

(См. далее...)

17 декабря 2018

Марина Чижова:

«Самый добрый старец»: к дню памяти архимандрита Ипполита (Халина)

...Он принадлежал к числу тех священников, которые не столько заботятся о благоустройстве храмов, сколько о благоустроении человеческих душ. Возможно, именно поэтому так много людей стремилось попасть к старцу. А он имел такую любовь и сострадание, что мог вместить в своё сердце каждого...

(См. далее...)

12 декабря 2018

Святейший Патриарх Кирилл:

«Сегодня очень тяжёлые события происходят в братской Украине». Проповедь в храме святой мученицы Татианы в Люблине

...речь идёт не о том, быть или не быть независимой Церкви на Украине, как то утверждают сторонники независимости, а речь идёт о том, какой быть Церкви на Украине — Церкви Божией, творящей волю Божию, или лжецеркви, служащей диаволу и только...

(См. далее...)

25 ноября 2018

Ольга Орлова:

Помощница усердная. Памяти схимонахини Клавдии (Петруненковой)

...По послушанию взявшись за этот подвиг, с целым сонмом исповедников она познакомилась лично. Знала многих из тех, кто впоследствии был прославлен в лике святых: святителя Луку (Войно-Ясенецкого), преподобного Серафима Вырицкого (бывшего духовником схимонахини Марии); бывала и у преподобных...

(См. далее...)

Публикация:

Сб. материалов конференции в МГУПС 21.04.2015, с. 139-148

11.01.2016

Также у этого автора:

4 июня 2017

Моделирование социального партнерства в духовно-нравственном образовании школьников

Включение в содержание общего образования предметных областей духовно-нравственной воспитательной направленности, предусматривающих преподавание... (Далее)

22 января 2016

Новое об изучении религий и воспитании школьников в законе «Об образовании в Российской Федерации»

...Наша недавняя история, отношение государства к Церкви как своему идеологическому противнику привели к устойчивым искажениям в употреблении... (Далее)


Архив публикаций:
Святые и святыни:
Никола с Косьмой и Дамианом

19 декабря

Святитель Николай, архиепископ Мирликийский, чудотворец (ок. 345)

Дни памяти: Май 9 (21) (Перенесение мощей), Июль 29, Декабрь 6 (19)

(См. далее...)

Фотоальбомы

22 июня 2018

Родная земля. Дорогами паломников: Кострома - Нерехта - Плёс

Фотоальбом по материалам паломнической поездки московских педагогов в Кострому 22-24 июня 2018 года.

(См. далее...)

Анонсы

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Рейтинг@Mail.ru

Вера и Время    2018