Рейтинг@Mail.ru На главную Библиотека Фотогалерея Контакты Лица О проекте Поиск      В е р а    и    В р е м я
Религиозные ценности и современная система образования
Основные разделы:
Аннотация:

...взаимодействие государства и конфессий в духовно-нравственном образовании школьников становится в настоящее время уже не просто результатом доброй воли государственных и церковных организаций, а приобретает обязательный характер. Следствием этого является необходимость освоения новых компетенций руководителями и работниками образования, религиозными организациями, их руководителями и работниками. В практическом плане с введением ОРКСЭ организация государственно-церковного партнерства в духовно-нравственном образовании школьников становится и частью обязательной профессиональной подготовки соответствующих категорий работников и руководителей образования...

Публикации по теме:
Святейший Патриарх Кирилл на пленарном заседании Всероссийского съезда учителей русской словесности, 07.11.2018

15 ноября 2018

Святейший Патриарх Кирилл:

«Роль учителя приобретает в нынешних условиях огромное значение». Слово на пленарном заседании Всероссийского съезда учителей русской словесности

...мы призваны научить молодых людей ценить настоящую культуру и отличать в лавинообразном информационном...

(См. далее...)

8 марта 2018

Митрополит Волоколамский Иларион:

Мы должны закладывать в наших детей духовно-нравственный код, который поможет им вырасти полноценными гражданами

3 марта 2018 года в передаче «Церковь и мир», выходящей на канале «Россия-24» по субботам и воскресеньям, председатель Отдела внешних церковных...

(См. далее...)

Последние репортажи:

18 декабря 2018

Клуб «Я шагаю по Москве» («Активное долголетие»): знакомство с храмами в селе Козлово Спировского района Тверской области

18 декабря 2018 года, в преддверии дня памяти святителя Николая Чудотворца, в Городском методическом центре Департамента образования города Москвы прошло очередное заседание клуба «Я шагаю по Москве» («Активное долголетие»).

(См. далее...)

16 декабря 2018

Итоговое заседание Совета Ассоциации учителей православной культуры города Москвы

16 декабря 2018 года в конференц-зале Центрального совета ВООПИиК прошло расширенное заседание Совета Ассоциации учителей православной культуры города Москвы, посвящённое итогам года.

(См. далее...)


ПУБЛИКАЦИИ
Автор публикации:
Метлик Игорь Витальевич /Доктор педагогических наук, Заведующий лабораторией развития воспитания и социализации детей Института изучения детства, семьи и воспитания РАО, профессор кафедры общей и социальной педагогики ПСГТУ, заведующий Научно-методическим кабинетом Синодального ОРОИК РПЦ

Метлик Игорь Витальевич

Доктор педагогических наук
Заведующий лабораторией развития воспитания и социализации детей Института изучения детства, семьи и воспитания РАО, профессор кафедры общей и социальной педагогики ПСГТУ, заведующий Научно-методическим кабинетом Синодального ОРОИК РПЦ

Публикации этого автора

21 января 2016

Изучение традиционных религий | Образование и наука


 

Социальное партнёрство государства и конфессий в духовно-нравственном образовании школьников

Рассматривается формирование системы государственно-церковного партнерства в преподавании религиозной культуры по выбору в российской школе. С учетом анализа региональной практики представлена модель деятельности религиозной организации (епархии) в преподавании религиозной культуры. Педагогика, 2015, № 7, с. 60-70
21 января 2016 г.


(Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, проект № 15-06-10648а)

С 2009 года в ряде регионов, а с 2012 года во всех субъектах России в общеобразовательной школе введена новая предметная область воспитательной направленности «Основы духовно-нравственной культуры народов России». В дальнейшем это название было изменено в начальной школе на «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). Так называется и комплексный учебный курс, включающий шесть учебных модулей, один из которых изучается по выбору семьи школьника — четыре модуля по религиозным культурам (православному христианству, исламу, буддизму, иудаизму) и два альтернативных неконфессиональных модуля по российской светской (гражданской) этике и религиоведению. Фактически речь идет о восстановлении в современной российской школе традиционного религиозно-нравственного образования детей по выбору их семьи. К середине 2000-х гг. такие учебные предметы и курсы по разным классам изучали уже примерно 5-8 % школьников [1].

Предметная область ОРКСЭ в настоящее время включена в обязательную часть учебного плана в минимальном, фактически экспериментальном формате — в одном 4 классе (1 ч. в неделю, всего 34 ч.). Тем не менее, несмотря на минимизированный и в некоторых отношениях искаженный формат преподавания («комплексный курс» вместо группы учебных предметов), это уже формирует новую для нашей системы образования и в целом общества социально-педагогическую реальность.

Новизна заключается в основном в двух явлениях. Первое — прямое участие родителей, семей в выборе учебной дисциплины мировоззренческой воспитательной направленности для своего ребенка, преподавание которой в общеобразовательной школе гарантируется государством. Второе — участие религиозных организаций (конфессий) в преподавании соответствующих учебных дисциплин по религиозным культурам, в духовно-нравственном образовании школьников, которое является целью этого преподавания.

Предметом нашего рассмотрения в статье является складывающаяся практика участия общественных институтов в духовно-нравственном образовании школьников и, в ее рамках, практика государственно-церковного партнерства. Духовно-нравственное образование понимается здесь как изучение школьниками (по выбору родителей или законных представителей) традиционной религиозной культуры и их воспитание, формирования ценностно-смысловой сферы личности и нравственных установок. При этом понятно, что рассматриваемая практика является составной частью целостного образовательного процесса в школе.

Качественно новым условием государственно-церковного партнерства в духовно-нравственном образовании с введением ОРКСЭ стало то, что преподавание религиозной культуры в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях является теперь сферой совместной компетенции государства и соответствующих конфессий.

Такая ситуация постепенно складывалась в нашей системе образования по мере расширения преподавания религиозных культур в регионах, она стала уже и предметом научно-педагогических исследований [2].

Участие конфессий в духовно-нравственном образовании школьников до 2009 г. регламентировалось на региональном уровне. Федеральный уровень был представлен только информационно-методическим материалом Министерства образования и науки Российской Федерации с примерным соглашением о сотрудничестве органа управления образованием субъекта РФ и РПЦ. В этом примерном соглашении были зафиксированы основные направления взаимодействия государственного органа исполнительной власти в сфере образования и религиозной организации, которые могут закрепляться в соглашениях, договорах о сотрудничестве, заключаемых в регионах. Его разработка и публикация способствовала упорядочению государственно-церковных отношений в этой сфере в субъектах Российской Федерации и в целом их развитию. В письме также было отмечено, что «подобные соглашения могут заключаться с централизованными религиозными организациями других религий, составляющих неотъемлемую часть исторического и культурного наследия народов России с учетом особенностей их структурирования и функционирования на территории субъекта Российской Федерации» [3].

Данный материал сыграл положительную роль в части юридической проработки и корректной терминологической фиксации, формулирования основных позиций взаимодействия, социального партнерства государства и конфессий в духовно-нравственном образовании школьников.

Были зафиксированы такие позиции, как участие конфессии в «решении вопросов обеспечения прав граждан на свободное и добровольное приобщение их детей к ценностям и традициям православной культуры в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях с учетом законных интересов и прав представителей других религиозных организаций и нерелигиозной части общества»; в решении организационных вопросов, связанных с преподаванием этих предметов, развитием их учебно-методического обеспечения и научно-педагогической базы; подготовкой, повышением квалификации и «получением рекомендаций педагогами, желающими преподавать данные предметы»; проведении экспертизы содержания учебников и образовательных материалов, предназначенных для преподавания этих учебных предметов.

В дальнейшем эти же позиции получили отражение в нормативных документах и методических материалах по ОРКСЭ [4].

С 2009 г. участие конфессий в духовно-нравственном образовании школьников регламентируется документами и материалами по ОРКСЭ федеральных органов власти, в том числе Минобрнауки России, а с 2012 г. и Законом «Об образовании в Российской Федерации».

В числе основных сфер участия или функций конфессий можно выделить три основных:

1) участие в определении содержания образования по религиозной культуре;

2) участие в разработке соответствующего учебно-методического обеспечения;

3) участие в подготовке педагогов по религиозной культуре, включая разработку и реализацию профессиональных образовательных программ.

Кроме этого, участие конфессий предусматривается в собственно образовательной деятельности (консультации и поддержка учителей в разработке и проведении уроков, внеурочных занятий, участие во внешкольных мероприятиях и др.). Представители конфессий также могут участвовать в обеспечении информированного и добровольного выбора родителями определенной религиозной культуры для изучения их детьми, присутствуя и выступая на родительских собраниях в школах [5, п. 2.2]. Конфессии могут взаимодействовать с федеральными и региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления в определении возможностей и условий изучения религиозных культур в системе общего образования.

В 2009 г. одним из четырех основных принципов апробации ОРКСЭ был указан принцип: «взаимодействие органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования, с религиозными организациями» [6]. Для координации участия религиозных организаций при введении ОРКСЭ на федеральном уровне был образован специальный межведомственный координационный совет, а состав которого вошли представители всех заинтересованных конфессий (1). В совете проходили обсуждение и согласование основные документы, инструктивные и методические материалы по ОРКСЭ, направляемые затем в регионы. В их числе есть специальное письмо Министерства от 21 мая 2010 г. конкретно по вопросам участия конфессий. В нем органам управления образованием в регионах рекомендуется: «организовать привлечение представителей религиозных организаций или уполномоченных религиозными организациями специалистов для участия в решении следующих задач: обеспечения свободного выбора родителями школьников изучения их детьми модулей по основам религиозных культур в рамках апробации; организации курсов повышения квалификации и (или) переподготовки педагогических работников общеобразовательных учреждений, включая участие в реализации образовательных программ по соответствующим модулям комплексного курса» [7].

С 2012 г. основные функции конфессий в духовно-нравственном образовании школьников закреплены, как было указано, в статье 87 Закона «Об образовании в Российской Федерации» [8].

Это норма (часть 3) об экспертизе в централизованных религиозных организациях примерных основных образовательных программ в части учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий). Предмет экспертизы — соответствие «вероучению, историческим и культурным традициям этой организации».

Такая экспертиза фактически означает согласование содержания образования по религиозным культурам с соответствующими религиозными организациями. На основании этого содержания затем разрабатывается учебно-методическое обеспечение, ведется подготовка педагогических кадров. Порядок проведения конфессиональной экспертизы ПООП общего образования излагается в методических материалах Минобрнауки России по данному вопросу [9].

В часть 6 статьи 87 включена норма о привлечении религиозных организаций к учебно-методическому обеспечению соответствующих учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей). В части 12 статьи 87 закреплена норма о возможности для педагогов, преподающих указанные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), получать общественную аккредитацию в централизованных религиозных организациях в целях признания уровня их деятельности «отвечающим критериям и требованиям, утвержденным централизованными религиозными организациями в соответствии с их внутренними установлениями». Порядок ее проведения «устанавливаются проводящей такую аккредитацию централизованной религиозной организацией». Общественная аккредитации в конфессии предусмотрена по желанию педагога, она не обязательна для учителей, преподающих, в частности, православную культуру. Право на преподавание религиозной культуры в школе учителю дает не религиозная организация. При этом теологическое образование в вузах, являющееся, по сути, высшим уровнем образования по религиозной культуре согласно той же статье закона, реализуется преподавателями, рекомендованными конфессией: «Учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) в области теологии преподаются педагогическими работниками из числа рекомендованных соответствующей централизованной религиозной организацией» (часть 5).

Статья 87 Федерального закона является первой законодательной новеллой такого рода в российском праве и, очевидно, ее нормы будут дорабатываться, уточняться. В том числе, в части более определенной фиксации полномочий конфессий и условий их реализации. Зачастую закон не формирует социальную практику, а идет вслед социальным изменениям, фиксируя уже сложившиеся или складывающиеся социальные отношения, вызванные общественными потребностями. Сейчас к допуску учителей по религиозным культурам религиозными организациями недостаточно готовы и государство, и школа, и сами эти организации. В будущем, возможно, в этой сфере будет шире применяться пока что редкая у нас практика совместного допуска педагога к преподаванию религиозной культуры государством и конфессией, как это принято в светской школе большинства государств [10], и тогда это будет закреплено в законе. Также можно прогнозировать развитие нормативной базы в этой сфере на уровне регионов с целью лучшего учета, отражения региональной национально-культурной и конфессиональной специфики. Это также соответствует мировой практике, в русле которой, в целом, у нас происходит формирование государственно-конфессиональных отношений в области образования в постсоветский период. За рубежом участие конфессий в духовно-нравственном образовании школьников в процессе изучения ими религий в светской (государственной, муниципальной) школе по большей части нормируется на региональном и местном уровнях. На общегосударственном уровне закрепляются только самые общие гарантии.

(2) Характеристика этой практики в аспекте государственно-церковных отношений представлена в отечественных педагогических исследованиях, в частности практика в Германии в диссертации Н.П. Князьковой [11].

С учетом вышесказанного, взаимодействие государства и конфессий в духовно-нравственном образовании школьников становится в настоящее время уже не просто результатом доброй воли государственных и церковных организаций, а приобретает обязательный характер. Следствием этого является необходимость освоения новых компетенций руководителями и работниками образования, религиозными организациями, их руководителями и работниками. В практическом плане с введением ОРКСЭ организация государственно-церковного партнерства в духовно-нравственном образовании школьников становится и частью обязательной профессиональной подготовки соответствующих категорий работников и руководителей образования. Также и в церковных организациях идет развитие необходимых организационных структур, ведется подготовка специалистов, участвующих в реализации полномочий конфессии.

Для российских религиозных организаций это особенно трудная задача. Они зачастую не имеют необходимых кадровых, материальных ресурсов и главное — опыта. Подготовленных специалистов в этой сфере мало, и здесь не может использоваться дореволюционный опыт, поскольку преподавание религиозных культур существенно отличается от религиозного образования в дореволюционной школе по своей методологии, целям и содержанию образования, и по условиям взаимодействия конфессий с государством.

Религиозное образование, близкое к дореволюционной практике, включающее «обучение религии», приобщение детей к религиозной практике в настоящее время законом гарантировано только в частных (негосударственных) общеобразовательных организациях. Согласно той же статье 87 (части 7, 8, 10, 11) оно полностью отнесено в компетенции религиозной организации, в отличие от преподавания религиозной культуры, как указано выше — сферы совместной компетенции государства и конфессий.

Выстраивание сферы совместной компетенции государства и конфессий в духовно-нравственном образовании школьников может быть проиллюстрировано конкретными действиями, мерами, устойчивыми социальными взаимодействиями и отношениями, в совокупности формирующими систему государственно-церковного партнерства. Типичными примерами здесь могут служить взаимоотношения органов государственной власти в регионах России с епархиями — административными единицами РПЦ, которые примерно соотносятся с регионами или их крупными частями. Именно на этом уровне в основном складываются и отрабатываются конкретные механизмы партнерства, и у нас это наиболее типичная ситуация вследствие этноконфессионального состава населения (3).

Практику можно структурировать по выделенным выше направлениям участия конфессий в духовно-нравственном образовании. При ее характеристике ниже используются результаты оценочного исследования, основанного на личных наблюдениях автора, мониторинге открытых публикаций, а также на материалах ежегодного анкетирования епархий Синодальным отделом религиозного образования и катехизации РПЦ.

Участие в определении содержания образования по религиозной культуре реализуется, прежде всего, на федеральном уровне, путем экспертизы примерных основных образовательных программ, согласования содержания образования в координационных органах (Межведомственный совет по ОРКСЭ). Конфессиональная экспертиза основных учебников по религиозным культурам в рамках ОРКСЭ пока законодательно не закреплена. Данный вопрос находится в процессе проработки порядка проведения такой экспертизы (отдельно или в рамках введенной недавно общественной экспертизы учебников). Тем не менее, все основные учебники по «Основам православной культуры» (ОПК) в рамках ОРКСЭ прошли экспертизу в экспертной организации Русской Православной Церкви по инициативе учебных издательств и авторов, что положительно повлияло на их качество. К началу периода обновления федеральных перечней учебников (2017 г.) такая экспертиза должны быть так или иначе закреплена.

На региональном уровне разработка в епархиях или с участием специалистов епархий вспомогательного учебно-методического обеспечения по ОПК ведется в большинстве регионов. Такой опыт есть в Москве и Санкт-Петербурге, во многих областях (Вологодской, Калужской, Калининградской, Курганской, Ленинградской Новосибирской, Оренбургской, Ростовской, Рязанской, Томской и др.). Пособия, наглядные материалы, другие элементы учебно-методического обеспечения разрабатываются непосредственно специалистами епархии или в соавторстве со светскими специалистами, методистами, учителями. В основном это несколько отдельных пособий, но есть и опыт системного «производства» учебно-методических материалов по ОПК, если в епархии создан крупный методический центр. Например, комплект учебно-методических материалов в помощь учителям ОПК подготовлен епархией в Приморском крае вместе с краевым Институтом развития образования, в Курганской области — при участии Курганской епархии. Сборники методических материалов по духовно-нравственному воспитанию в процессе преподавания православной культуры в школе — в Архангельской, Рязанской областях. Материалы по ОПК, в том числе для внеурочных занятий, в Белгородской Московской, Смоленской, Ярославской областях, республиках Карелия, Мари Эл. В Мордовии и Адыгее — с пособиями по православной культуре региона. Комплект пособий по ОПК от Ейской епархии направлен в школы Краснодарского края. В Екатеринбургской, Рыбинской епархиях созданы пособия, разработки уроков по ОПК в ОРКСЭ для 4 класса. Популярное электронное пособие — виртуальная экскурсия по храму — разработано в Томской епархии, подобные видео-пособия сделаны в Бурятии. В Якутской епархии — пособия по ОПК на якутском языке.

Также в епархиях проводится экспертиза вспомогательных учебных и методических материалов по православной культуре, создаваемых в регионе светскими специалистами, учителями (в Волгоградской епархии, в Красноярском крае, Курганской, Липецкой, Тамбовской, Тульской и некоторых других областях). Осуществляется и обмен методическими материалами между епархиями и регионами непосредственно (в некоторых епархиях созданы тематические сайты, почти все имеют странички в интернете), через совместные межрегиональные мероприятия по ОРКСЭ. Около половины епархий уже практически участвуют (в разных формах) в подготовке учителей в форме повышения квалификации (лекции, занятия по соответствующим разделам). В регионах, где есть кафедры православной теологии, подготовка учителей с участием епархии проводится и на базе университетов (Рязанская, Ярославская и др. области).

Специалисты от епархии, в том числе светские ученые, теологи, педагоги, участвуют и в разработке профессиональных программ по ОРКСЭ в части предметно-методической подготовки по ОПК (Екатеринбургская, Ивановская, Курганская, Рязанская, Саратовская, Тамбовская Ульяновская, Ярославская и др. области). В нескольких регионах совместно разрабатываются и реализуются уже не только краткосрочные программы повышения квалификации, но и программы профессиональной переподготовки и профессионального педагогического образования, обеспечивающие полноценную качественную предметную подготовку учителя религиозной культуры. В Калининградской области двухгодичная программа профессиональной переподготовки «Основы теологии и духовно-нравственного образования» реализуется областным Институтом развития образования совместно с епархией. В Уральском государственном педагогическом университете в Екатеринбурге при участии епархии, помимо повышения квалификации, открыты педагогический бакалавриат (4 года) и магистратура по специальности «Педагогика духовно-нравственного воспитании», в рамках которых также готовятся учителя по ОРКСЭ. В Курганской епархии реализуется проект переподготовки учителей на фа­культете профессиональной переподготовки Института раз­вития образования и социальных технологий Курганской области по 540-часовой (плюс 36 часов практики) програм­ме, часть которой разрабатывается и преподается представителями епархии и привлеченными ею специалистами, часть — сотрудниками ИРОСТ и управления образования Курганской области.

В епархиях создаются и действуют методические, образовательно-методические центры, кабинеты для поддержки, консультирования учителей ОПК, в основном на базе епархиальных отделов образования. Такие центры, хотя бы с 1-2 сотрудниками созданы также уже в большинстве епархий. В нескольких епархиях такие крупные центры работают не только на свой регион, но и на другие, например Образовательно-методический центр «Преображение» в Белгородской епархии, Центр методического сопровождения учителей ОПК в Тамбовской епархии. Иногда такие центры создаются и функционируют совместно с институтами развития образования, вузами или на их базе (Белгородская, Волгоградская, Ивановская, Курганская, Рязанская, Ульяновская области). В Красноярском крае создана профильная лаборатория с участием епархии, краевого министерства образования и науки, института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.

Подобные центры решают задачи не только методической поддержки, но и педагогической и конфессиональной экспертизы учебно-методических материалов по ОПК, организации профильных мероприятий в регионе, олимпиад, конкурсов для учащихся и профессиональных конкурсов для педагогов, проводят научные исследования в области духовно-нравственного образования, воспитания, социализации детей, публикуют и распространяют образовательные материалы разных жанров.

Возникают в регионах и уникальные инициативные проекты, как, например, проект «Поезд творческих идей» в Краснодарском крае. Местная епархия с краевым министерством образования организуют поездку по региону группы лучших учителей православной культуры, в ходе которой проводятся десятки встреч в школах, мастер-классов, семинаров, круглых столов с педагогами в самых отдаленных поселениях, происходит обмен опытом, презентация новых разработок. Подобный проект с 2014 г. осуществляется также в Белгородской области.

При обобщении результатов практики, сложившейся к 2015 году (три года преподавания ОРКСЭ в штатном режиме) выделяется 4 группы епархий (соответственно регионов, территорий).

Первая группа, около 20%, где уже в целом сложилась и функционирует система государственно-церковного партнерства в духовно-нравственном образовании, в том числе организационно-методическая система деятельности епархии. Основная группа епархий, около 50%, где сложились основные элементы этих систем, прежде всего, реализуется участие епархии в подготовке учителей ОПК. Следующая группа епархий, примерно 20%, где эти системы представлены пока условно, фрагментарно, отдельными элементами различной степени полноты и функциональности, еще не образующими устойчивой социальной практики. И примерно в 10% епархий (немного меньше регионов), по разным причинам система церковно-государственного партнерства в духовно-нравственном образовании пока не сложилась. Соответственно, и система деятельности епархии в этой сфере практически отсутствует. Это в основном недавно образованные епархии, епархии в отдаленных регионах, малонаселенных или с небольшой долей русского, православного населения.

Особый анализ ситуации в этой группе епархий показывает, что, помимо указанных объективных социокультурных факторов, здесь большую роль играют и социально-психологические факторы, связанные с отношениями руководителей церковных структур и государственных органов, в том числе межличностными. Сохраняются и ложные мировоззренческие стереотипы, недоверие в отношениях, причем с обеих сторон. Имеет место и просто пассивность, неисполнение своих функций руководством как государственных, так и церковных структур. Изменение ситуации в этих регионах и епархиях требует от государственной и от церковной администраций, вплоть до федерального уровня, специальной поддержки и конкретных действий, специфических в каждом случае.

Имеются также буквально несколько нетипичных примеров сильного «рассогласования» в деятельности светских и церковных структур. Когда, например, в епархии созданы все условия для взаимодействия с государством в духовно-нравственном образовании, есть хорошо подготовленные специалисты, но со стороны государства или отдельного муниципального образования взаимодействие просто не осуществляется, блокируется. Есть и обратные примеры, когда в регионе или отдельном муниципальном образовании хорошо выстроена система работы органов власти по духовно-нравственному образованию школьников при фактически бездействующей епархии. В таких случаях бывает, что светские специалисты вынуждены даже брать на себя функции епархии. Например, направлять разрабатываемые педагогами учебно-методические материалы по ОПК на конфессиональную экспертизу в другой регион, сами организовывать профильные педагогические мероприятия.

Опыт 10-15 «передовых» епархий и соответствующих регионов, где уже можно говорить о создании и устойчивом функционировании организационно-методической системы участия епархии в духовно-нравственном образовании школьников, позволяет сформулировать обобщенные модельные требования к ее построению. Прежде всего, такая система должна включать три основных компонента: организационно-управленческий, учебно-методический и компонент подготовки и сопровождения учителей православной культуры, которые должны быть все институционально оформлены, обеспечены в кадровом и материально-техническом отношениях. Развернутые характеристики этой системы, образующие модель деятельности религиозной организации как института общественного участия, формулируются в следующих положениях:

1) наличие в епархии профильной организационной структуры в сфере образования (епархиальный отдел образования), включающей не менее 2-3 сотрудников по направлению преподавания религиозной культуры, духовно-нравственного воспитания в системе общего образования с опытом педагогической деятельности и работы в светских организациях, в том числе в органах управлениях образованием, имеющих необходимое постоянное материально-техническое обеспечение;

2) наличие системы организации работы такой структуры по управленческой вертикали и по горизонтальным связям в самой епархии и во взаимодействии со светскими структурами: уровни епархии и региона (части региона); районов и муниципальных образований (в епархии — благочиния); местный уровень (школа, церковный приход);

3) необходимый управленческий уровень и качество профессиональной коммуникации с органами власти и светскими образовательными организациями через действующие на постоянной основе государственно-церковные советы, рабочие группы, реализацию нормативных документов (соглашения, договоры, протоколы), текущее рабочее взаимодействие;

4) создание и устойчивое функционирование учебно-методического подразделения (центр, лаборатория, группа специалистов) на базе или при участии епархиального отдела образования в контакте со светскими структурами, способного продуцировать качественное учебно-методическое обеспечение всех основных жанров учебной и методической литературы, пособий для учащихся и учителей, осуществлять педагогическую и конфессиональную экспертизу учебно-методического обеспечения;

5) фиксированное нормативно-правовыми средствами постоянное участие специалистов епархии или рекомендованных епархией специалистов в подготовке, во всех формах, педагогических работников к преподаванию учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) православной культуры, не только ОПК в рамках ОРКСЭ, в части их предметного содержания в качестве штатных лекторов, преподавателей и т.п.;

6) фиксированное нормативно-правовыми средствами постоянное участие специалистов епархии или рекомендованных епархией специалистов в разработке профессиональных программ всех уровней для подготовки педагогических работников к преподаванию учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) православной культуры, не только ОПК в рамках ОРКСЭ, в части их предметного содержания;

7) фиксированное нормативно-правовыми средствами постоянное участие специалистов епархии или рекомендованных епархией кадров в разработке учебно-методического обеспечения по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) православной культуры, не только ОПК в рамках ОРКСЭ (согласно части 6 статьи 87 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»);

8) фиксированная нормативно-правовыми средствами обязательная экспертиза всего разрабатываемого в епархии учебно-методического обеспечения по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) православной культуры, не только ОПК в рамках ОРКСЭ, в специальном экспертном органе или уполномоченными специалистами епархии (согласно части 3 статьи 87 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»);

9) фиксированное нормативно-правовыми средствами постоянное участие официальных представителей епархии (не обязательно священнослужителей) в выборах ОПК в школах на родительских собраниях на территории епархии, включая выступления на собраниях, а также участие представителей епархии в подготовке очередной ежегодной выборной кампании во взаимодействии с органами управления образованием;

10) перспективное системное планирование развития государственно-церковного партнерства в области образования на базе отдела образования и при участии других подразделений епархии (отделы по делам молодежи, социального служения, культуры и др.); деятельность в социокультурном окружении и по смежным направлениям деятельности (развитие подготовки педагогов, сотрудничество в системе дополнительного образования детей, проведение регулярных педагогических, научно-практических мероприятий, участие в разработке региональных и муниципальных программ развития образования, воспитания детей и молодежи и др.).

Такая полная, квалифицированно выстроенная и устойчиво функционирующая система в настоящее время оказывается значимой не только для епархии, но и для государства, деятельности региональных и муниципальных организаций в сфере образования. Понимание компетенций, условий участия конфессий сейчас значимо и для работников светской школы, для их ориентации в отношениях с церковными структурами в сфере совместных компетенций. Построение такой системы в епархии оказывает положительное воздействие на качество деятельности в системе образования, уровень подготовки и знаний всех вовлеченных работников образования — от школьных педагогов до руководителей. И тем самым, главное — на качество удовлетворения образовательных потребностей граждан, населения.

Учитывая современные тенденции и динамику формирования системы государственно-церковного партнерства в духовно-нравственном образовании школьников, а также перспективу расширения ОРКСЭ на все ступени общего образования, можно прогнозировать, что в период 5-7 лет данная система в целом сложится на всей территории Российской Федерации. Это придаст новое качество российской школе как институту общего воспитания и обучения детей, сделает нашу школу более ориентированной на потребности россиян, более защищенной от внедрения деструктивных образовательных практик (сектантских, оккультно-религиозных, экстремистках и т.п.). Школа будет способна в большей мере решать задачу трансляции культуры народов России, формирования российской культурной и гражданской идентичности школьников. Но для этого еще потребуются значительные усилия государства и конфессий, педагогических и научных работников во всех регионах России.

Литература

1. Предварительные результаты мониторинга… в регионах Российской Федерации. 24.04.2007. На сайте Общественной палаты РФ http://www.oprf.ru

2. Королькова И.В. Взаимодействие государственной системы образования и русской православной церкви в сфере духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения: Автореф. дисс. к.п.н. — М., 2012.

3. Письмо Минобрнауки России от 13 июля 2007 г. № 03-1584.

4. Письмо Минобрнауки России «О преподавании учебных предметов по истории и культуре религий в школе» от 25 ноября 2009 г. № 03-831.

5. Регламент выбора… одного из модулей комплексного учебного курса ОРКСЭ. Письмо Минобрнауки России от 31 марта 2015 г. 08-461.

6. Определена структура комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Эл. ресурс: http://old.mon.gov.ru/press/reliz/6463/

7. Письмо Минобрнауки России «В дополнение к методическим материалам по преподаванию курса ОРКСЭ» от 21 мая 2010 г. № 03-1032.

8. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ.

9. Методические рекомендации по организации и проведению экспертизы ПООП всех уровней общего образования. Минобрнауки России. Эл. ресурс: http://www.fgosreestr.ru/expertises

10. Робберс Г. Государства и религии в Европейском Союзе (опыт государственно-конфессиональных отношений) — М.: Институт Европы РАН, 2009.

11. Князькова Н.П. Гражданское и религиозное воспитание школьников в системе общего образования Германии: Автореф. дисс. к.п.н. — М., 2011.

Примечания

1) Образован приказом Минобрнауки России от 24 ноября 2009 г. № 667, приказом от 19 сентября 2012 г. № 738 преобразован в Межведомственный совет.

2) Курсивом здесь и далее выделен текст, исключенный в печатной публикации.

3) Участие в ОРКСЭ организаций других конфессий требует отдельного рассмотрения вследствие выраженной специфики. Более подготовленными к реализации своих функций являются иудаистские организации, опирающиеся на опыт изучения иудаизма в светской школе Израиля и развитой системы еврейского национального образования в России, в том числе общего. Организации мусульман и буддистов формируют такие возможности в основном в регионах с большой долей населения, исповедующего ислам или буддизм.


Источник:      Педагогика, 2015, № 7, с. 60-70

Последние публикации:
Святитель Николай Чудотворец

19 декабря 2018

Протоиерей Андрей Ткачёв:

Николай Чудотворец

...Второй же его урок нам заключается в необходимости оберегать и воспитывать своего внутреннего человека. К монашескому образу жизни склонны очень немногие. Но совершать временное бегство от суеты, находить время для молчания и молитвы обязан каждый, кто не весь вывернут наизнанку и живёт только внешним, кто хранит и оберегает свой...

(См. далее...)

17 декабря 2018

Марина Чижова:

«Самый добрый старец»: к дню памяти архимандрита Ипполита (Халина)

...Он принадлежал к числу тех священников, которые не столько заботятся о благоустройстве храмов, сколько о благоустроении человеческих душ. Возможно, именно поэтому так много людей стремилось попасть к старцу. А он имел такую любовь и сострадание, что мог вместить в своё сердце каждого...

(См. далее...)

12 декабря 2018

Святейший Патриарх Кирилл:

«Сегодня очень тяжёлые события происходят в братской Украине». Проповедь в храме святой мученицы Татианы в Люблине

...речь идёт не о том, быть или не быть независимой Церкви на Украине, как то утверждают сторонники независимости, а речь идёт о том, какой быть Церкви на Украине — Церкви Божией, творящей волю Божию, или лжецеркви, служащей диаволу и только...

(См. далее...)

25 ноября 2018

Ольга Орлова:

Помощница усердная. Памяти схимонахини Клавдии (Петруненковой)

...По послушанию взявшись за этот подвиг, с целым сонмом исповедников она познакомилась лично. Знала многих из тех, кто впоследствии был прославлен в лике святых: святителя Луку (Войно-Ясенецкого), преподобного Серафима Вырицкого (бывшего духовником схимонахини Марии); бывала и у преподобных...

(См. далее...)

Публикация:

Педагогика, 2015, № 7, с. 60-70

21.01.2016

Также у этого автора:

4 июня 2017

Моделирование социального партнерства в духовно-нравственном образовании школьников

Включение в содержание общего образования предметных областей духовно-нравственной воспитательной направленности, предусматривающих преподавание... (Далее)

22 января 2016

Новое об изучении религий и воспитании школьников в законе «Об образовании в Российской Федерации»

...Наша недавняя история, отношение государства к Церкви как своему идеологическому противнику привели к устойчивым искажениям в употреблении... (Далее)


Архив публикаций:
Святые и святыни:
Никола с Косьмой и Дамианом

19 декабря

Святитель Николай, архиепископ Мирликийский, чудотворец (ок. 345)

Дни памяти: Май 9 (21) (Перенесение мощей), Июль 29, Декабрь 6 (19)

(См. далее...)

Фотоальбомы

22 июня 2018

Родная земля. Дорогами паломников: Кострома - Нерехта - Плёс

Фотоальбом по материалам паломнической поездки московских педагогов в Кострому 22-24 июня 2018 года.

(См. далее...)

Анонсы

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Рейтинг@Mail.ru

Вера и Время    2018