Рейтинг@Mail.ru На главную Библиотека Фотогалерея Контакты Лица О проекте Поиск      В е р а    и    В р е м я
Религиозные ценности и современная система образования
Основные разделы:
Аннотация:

...взаимодействие государства и конфессий в духовно-нравственном образовании школьников становится в настоящее время уже не просто результатом доброй воли государственных и церковных организаций, а приобретает обязательный характер. Следствием этого является необходимость освоения новых компетенций руководителями и работниками образования, религиозными организациями, их руководителями и работниками. В практическом плане с введением ОРКСЭ организация государственно-церковного партнерства в духовно-нравственном образовании школьников становится и частью обязательной профессиональной подготовки соответствующих категорий работников и руководителей образования...

Публикации по теме:
Святейший Патриарх Кирилл на пленарном заседании Всероссийского съезда учителей русской словесности, 07.11.2018

15 ноября 2018

Святейший Патриарх Кирилл:

«Роль учителя приобретает в нынешних условиях огромное значение». Слово на пленарном заседании Всероссийского съезда учителей русской словесности

...мы призваны научить молодых людей ценить настоящую культуру и отличать в лавинообразном информационном...

(См. далее...)

8 марта 2018

Митрополит Волоколамский Иларион:

Мы должны закладывать в наших детей духовно-нравственный код, который поможет им вырасти полноценными гражданами

3 марта 2018 года в передаче «Церковь и мир», выходящей на канале «Россия-24» по субботам и воскресеньям, председатель Отдела внешних церковных...

(См. далее...)

Последние репортажи:

24 мая 2019

«Алтарь Отечества – 2019: Итоги». Награждение победителей пяти номинаций в Институте российской истории РАН

24 мая 2019 года в актовом зале Института российской истории Российской академии наук состоялось награждение победителей в номинациях «Историческое краеведение», «Языковая семья», «Моя коллекция», «Река времён: родословие», «Туристская деятельность»...

(См. далее...)

21 мая 2019

Клуб «Я шагаю по Москве» («Активное долголетие»): Автобусная экскурсия в усадьбу Остафьево

21 мая 2019 года участники клуба «Я шагаю по Москве» («Активное долголетие») посетили усадьбу Остафьево, бывшую городскую усадьбу Вяземских-Шереметевых в селе Остафьево (Новая Москва).

(См. далее...)


ПУБЛИКАЦИИ
Автор публикации:
Метлик Игорь Витальевич /Доктор педагогических наук, Заведующий лабораторией развития воспитания и социализации детей Института изучения детства, семьи и воспитания РАО, профессор кафедры общей и социальной педагогики ПСГТУ, заведующий Научно-методическим кабинетом Синодального ОРОИК РПЦ

Метлик Игорь Витальевич

Доктор педагогических наук
Заведующий лабораторией развития воспитания и социализации детей Института изучения детства, семьи и воспитания РАО, профессор кафедры общей и социальной педагогики ПСГТУ, заведующий Научно-методическим кабинетом Синодального ОРОИК РПЦ

Публикации этого автора

21 января 2016

Изучение традиционных религий | Образование и наука


 

Социальное партнёрство государства и конфессий в духовно-нравственном образовании школьников

Рассматривается формирование системы государственно-церковного партнерства в преподавании религиозной культуры по выбору в российской школе. С учетом анализа региональной практики представлена модель деятельности религиозной организации (епархии) в преподавании религиозной культуры. Педагогика, 2015, № 7, с. 60-70
21 января 2016 г.


(Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, проект № 15-06-10648а)

С 2009 года в ряде регионов, а с 2012 года во всех субъектах России в общеобразовательной школе введена новая предметная область воспитательной направленности «Основы духовно-нравственной культуры народов России». В дальнейшем это название было изменено в начальной школе на «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). Так называется и комплексный учебный курс, включающий шесть учебных модулей, один из которых изучается по выбору семьи школьника — четыре модуля по религиозным культурам (православному христианству, исламу, буддизму, иудаизму) и два альтернативных неконфессиональных модуля по российской светской (гражданской) этике и религиоведению. Фактически речь идет о восстановлении в современной российской школе традиционного религиозно-нравственного образования детей по выбору их семьи. К середине 2000-х гг. такие учебные предметы и курсы по разным классам изучали уже примерно 5-8 % школьников [1].

Предметная область ОРКСЭ в настоящее время включена в обязательную часть учебного плана в минимальном, фактически экспериментальном формате — в одном 4 классе (1 ч. в неделю, всего 34 ч.). Тем не менее, несмотря на минимизированный и в некоторых отношениях искаженный формат преподавания («комплексный курс» вместо группы учебных предметов), это уже формирует новую для нашей системы образования и в целом общества социально-педагогическую реальность.

Новизна заключается в основном в двух явлениях. Первое — прямое участие родителей, семей в выборе учебной дисциплины мировоззренческой воспитательной направленности для своего ребенка, преподавание которой в общеобразовательной школе гарантируется государством. Второе — участие религиозных организаций (конфессий) в преподавании соответствующих учебных дисциплин по религиозным культурам, в духовно-нравственном образовании школьников, которое является целью этого преподавания.

Предметом нашего рассмотрения в статье является складывающаяся практика участия общественных институтов в духовно-нравственном образовании школьников и, в ее рамках, практика государственно-церковного партнерства. Духовно-нравственное образование понимается здесь как изучение школьниками (по выбору родителей или законных представителей) традиционной религиозной культуры и их воспитание, формирования ценностно-смысловой сферы личности и нравственных установок. При этом понятно, что рассматриваемая практика является составной частью целостного образовательного процесса в школе.

Качественно новым условием государственно-церковного партнерства в духовно-нравственном образовании с введением ОРКСЭ стало то, что преподавание религиозной культуры в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях является теперь сферой совместной компетенции государства и соответствующих конфессий.

Такая ситуация постепенно складывалась в нашей системе образования по мере расширения преподавания религиозных культур в регионах, она стала уже и предметом научно-педагогических исследований [2].

Участие конфессий в духовно-нравственном образовании школьников до 2009 г. регламентировалось на региональном уровне. Федеральный уровень был представлен только информационно-методическим материалом Министерства образования и науки Российской Федерации с примерным соглашением о сотрудничестве органа управления образованием субъекта РФ и РПЦ. В этом примерном соглашении были зафиксированы основные направления взаимодействия государственного органа исполнительной власти в сфере образования и религиозной организации, которые могут закрепляться в соглашениях, договорах о сотрудничестве, заключаемых в регионах. Его разработка и публикация способствовала упорядочению государственно-церковных отношений в этой сфере в субъектах Российской Федерации и в целом их развитию. В письме также было отмечено, что «подобные соглашения могут заключаться с централизованными религиозными организациями других религий, составляющих неотъемлемую часть исторического и культурного наследия народов России с учетом особенностей их структурирования и функционирования на территории субъекта Российской Федерации» [3].

Данный материал сыграл положительную роль в части юридической проработки и корректной терминологической фиксации, формулирования основных позиций взаимодействия, социального партнерства государства и конфессий в духовно-нравственном образовании школьников.

Были зафиксированы такие позиции, как участие конфессии в «решении вопросов обеспечения прав граждан на свободное и добровольное приобщение их детей к ценностям и традициям православной культуры в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях с учетом законных интересов и прав представителей других религиозных организаций и нерелигиозной части общества»; в решении организационных вопросов, связанных с преподаванием этих предметов, развитием их учебно-методического обеспечения и научно-педагогической базы; подготовкой, повышением квалификации и «получением рекомендаций педагогами, желающими преподавать данные предметы»; проведении экспертизы содержания учебников и образовательных материалов, предназначенных для преподавания этих учебных предметов.

В дальнейшем эти же позиции получили отражение в нормативных документах и методических материалах по ОРКСЭ [4].

С 2009 г. участие конфессий в духовно-нравственном образовании школьников регламентируется документами и материалами по ОРКСЭ федеральных органов власти, в том числе Минобрнауки России, а с 2012 г. и Законом «Об образовании в Российской Федерации».

В числе основных сфер участия или функций конфессий можно выделить три основных:

1) участие в определении содержания образования по религиозной культуре;

2) участие в разработке соответствующего учебно-методического обеспечения;

3) участие в подготовке педагогов по религиозной культуре, включая разработку и реализацию профессиональных образовательных программ.

Кроме этого, участие конфессий предусматривается в собственно образовательной деятельности (консультации и поддержка учителей в разработке и проведении уроков, внеурочных занятий, участие во внешкольных мероприятиях и др.). Представители конфессий также могут участвовать в обеспечении информированного и добровольного выбора родителями определенной религиозной культуры для изучения их детьми, присутствуя и выступая на родительских собраниях в школах [5, п. 2.2]. Конфессии могут взаимодействовать с федеральными и региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления в определении возможностей и условий изучения религиозных культур в системе общего образования.

В 2009 г. одним из четырех основных принципов апробации ОРКСЭ был указан принцип: «взаимодействие органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования, с религиозными организациями» [6]. Для координации участия религиозных организаций при введении ОРКСЭ на федеральном уровне был образован специальный межведомственный координационный совет, а состав которого вошли представители всех заинтересованных конфессий (1). В совете проходили обсуждение и согласование основные документы, инструктивные и методические материалы по ОРКСЭ, направляемые затем в регионы. В их числе есть специальное письмо Министерства от 21 мая 2010 г. конкретно по вопросам участия конфессий. В нем органам управления образованием в регионах рекомендуется: «организовать привлечение представителей религиозных организаций или уполномоченных религиозными организациями специалистов для участия в решении следующих задач: обеспечения свободного выбора родителями школьников изучения их детьми модулей по основам религиозных культур в рамках апробации; организации курсов повышения квалификации и (или) переподготовки педагогических работников общеобразовательных учреждений, включая участие в реализации образовательных программ по соответствующим модулям комплексного курса» [7].

С 2012 г. основные функции конфессий в духовно-нравственном образовании школьников закреплены, как было указано, в статье 87 Закона «Об образовании в Российской Федерации» [8].

Это норма (часть 3) об экспертизе в централизованных религиозных организациях примерных основных образовательных программ в части учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий). Предмет экспертизы — соответствие «вероучению, историческим и культурным традициям этой организации».

Такая экспертиза фактически означает согласование содержания образования по религиозным культурам с соответствующими религиозными организациями. На основании этого содержания затем разрабатывается учебно-методическое обеспечение, ведется подготовка педагогических кадров. Порядок проведения конфессиональной экспертизы ПООП общего образования излагается в методических материалах Минобрнауки России по данному вопросу [9].

В часть 6 статьи 87 включена норма о привлечении религиозных организаций к учебно-методическому обеспечению соответствующих учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей). В части 12 статьи 87 закреплена норма о возможности для педагогов, преподающих указанные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), получать общественную аккредитацию в централизованных религиозных организациях в целях признания уровня их деятельности «отвечающим критериям и требованиям, утвержденным централизованными религиозными организациями в соответствии с их внутренними установлениями». Порядок ее проведения «устанавливаются проводящей такую аккредитацию централизованной религиозной организацией». Общественная аккредитации в конфессии предусмотрена по желанию педагога, она не обязательна для учителей, преподающих, в частности, православную культуру. Право на преподавание религиозной культуры в школе учителю дает не религиозная организация. При этом теологическое образование в вузах, являющееся, по сути, высшим уровнем образования по религиозной культуре согласно той же статье закона, реализуется преподавателями, рекомендованными конфессией: «Учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) в области теологии преподаются педагогическими работниками из числа рекомендованных соответствующей централизованной религиозной организацией» (часть 5).

Статья 87 Федерального закона является первой законодательной новеллой такого рода в российском праве и, очевидно, ее нормы будут дорабатываться, уточняться. В том числе, в части более определенной фиксации полномочий конфессий и условий их реализации. Зачастую закон не формирует социальную практику, а идет вслед социальным изменениям, фиксируя уже сложившиеся или складывающиеся социальные отношения, вызванные общественными потребностями. Сейчас к допуску учителей по религиозным культурам религиозными организациями недостаточно готовы и государство, и школа, и сами эти организации. В будущем, возможно, в этой сфере будет шире применяться пока что редкая у нас практика совместного допуска педагога к преподаванию религиозной культуры государством и конфессией, как это принято в светской школе большинства государств [10], и тогда это будет закреплено в законе. Также можно прогнозировать развитие нормативной базы в этой сфере на уровне регионов с целью лучшего учета, отражения региональной национально-культурной и конфессиональной специфики. Это также соответствует мировой практике, в русле которой, в целом, у нас происходит формирование государственно-конфессиональных отношений в области образования в постсоветский период. За рубежом участие конфессий в духовно-нравственном образовании школьников в процессе изучения ими религий в светской (государственной, муниципальной) школе по большей части нормируется на региональном и местном уровнях. На общегосударственном уровне закрепляются только самые общие гарантии.

(2) Характеристика этой практики в аспекте государственно-церковных отношений представлена в отечественных педагогических исследованиях, в частности практика в Германии в диссертации Н.П. Князьковой [11].

С учетом вышесказанного, взаимодействие государства и конфессий в духовно-нравственном образовании школьников становится в настоящее время уже не просто результатом доброй воли государственных и церковных организаций, а приобретает обязательный характер. Следствием этого является необходимость освоения новых компетенций руководителями и работниками образования, религиозными организациями, их руководителями и работниками. В практическом плане с введением ОРКСЭ организация государственно-церковного партнерства в духовно-нравственном образовании школьников становится и частью обязательной профессиональной подготовки соответствующих категорий работников и руководителей образования. Также и в церковных организациях идет развитие необходимых организационных структур, ведется подготовка специалистов, участвующих в реализации полномочий конфессии.

Для российских религиозных организаций это особенно трудная задача. Они зачастую не имеют необходимых кадровых, материальных ресурсов и главное — опыта. Подготовленных специалистов в этой сфере мало, и здесь не может использоваться дореволюционный опыт, поскольку преподавание религиозных культур существенно отличается от религиозного образования в дореволюционной школе по своей методологии, целям и содержанию образования, и по условиям взаимодействия конфессий с государством.

Религиозное образование, близкое к дореволюционной практике, включающее «обучение религии», приобщение детей к религиозной практике в настоящее время законом гарантировано только в частных (негосударственных) общеобразовательных организациях. Согласно той же статье 87 (части 7, 8, 10, 11) оно полностью отнесено в компетенции религиозной организации, в отличие от преподавания религиозной культуры, как указано выше — сферы совместной компетенции государства и конфессий.

Выстраивание сферы совместной компетенции государства и конфессий в духовно-нравственном образовании школьников может быть проиллюстрировано конкретными действиями, мерами, устойчивыми социальными взаимодействиями и отношениями, в совокупности формирующими систему государственно-церковного партнерства. Типичными примерами здесь могут служить взаимоотношения органов государственной власти в регионах России с епархиями — административными единицами РПЦ, которые примерно соотносятся с регионами или их крупными частями. Именно на этом уровне в основном складываются и отрабатываются конкретные механизмы партнерства, и у нас это наиболее типичная ситуация вследствие этноконфессионального состава населения (3).

Практику можно структурировать по выделенным выше направлениям участия конфессий в духовно-нравственном образовании. При ее характеристике ниже используются результаты оценочного исследования, основанного на личных наблюдениях автора, мониторинге открытых публикаций, а также на материалах ежегодного анкетирования епархий Синодальным отделом религиозного образования и катехизации РПЦ.

Участие в определении содержания образования по религиозной культуре реализуется, прежде всего, на федеральном уровне, путем экспертизы примерных основных образовательных программ, согласования содержания образования в координационных органах (Межведомственный совет по ОРКСЭ). Конфессиональная экспертиза основных учебников по религиозным культурам в рамках ОРКСЭ пока законодательно не закреплена. Данный вопрос находится в процессе проработки порядка проведения такой экспертизы (отдельно или в рамках введенной недавно общественной экспертизы учебников). Тем не менее, все основные учебники по «Основам православной культуры» (ОПК) в рамках ОРКСЭ прошли экспертизу в экспертной организации Русской Православной Церкви по инициативе учебных издательств и авторов, что положительно повлияло на их качество. К началу периода обновления федеральных перечней учебников (2017 г.) такая экспертиза должны быть так или иначе закреплена.

На региональном уровне разработка в епархиях или с участием специалистов епархий вспомогательного учебно-методического обеспечения по ОПК ведется в большинстве регионов. Такой опыт есть в Москве и Санкт-Петербурге, во многих областях (Вологодской, Калужской, Калининградской, Курганской, Ленинградской Новосибирской, Оренбургской, Ростовской, Рязанской, Томской и др.). Пособия, наглядные материалы, другие элементы учебно-методического обеспечения разрабатываются непосредственно специалистами епархии или в соавторстве со светскими специалистами, методистами, учителями. В основном это несколько отдельных пособий, но есть и опыт системного «производства» учебно-методических материалов по ОПК, если в епархии создан крупный методический центр. Например, комплект учебно-методических материалов в помощь учителям ОПК подготовлен епархией в Приморском крае вместе с краевым Институтом развития образования, в Курганской области — при участии Курганской епархии. Сборники методических материалов по духовно-нравственному воспитанию в процессе преподавания православной культуры в школе — в Архангельской, Рязанской областях. Материалы по ОПК, в том числе для внеурочных занятий, в Белгородской Московской, Смоленской, Ярославской областях, республиках Карелия, Мари Эл. В Мордовии и Адыгее — с пособиями по православной культуре региона. Комплект пособий по ОПК от Ейской епархии направлен в школы Краснодарского края. В Екатеринбургской, Рыбинской епархиях созданы пособия, разработки уроков по ОПК в ОРКСЭ для 4 класса. Популярное электронное пособие — виртуальная экскурсия по храму — разработано в Томской епархии, подобные видео-пособия сделаны в Бурятии. В Якутской епархии — пособия по ОПК на якутском языке.

Также в епархиях проводится экспертиза вспомогательных учебных и методических материалов по православной культуре, создаваемых в регионе светскими специалистами, учителями (в Волгоградской епархии, в Красноярском крае, Курганской, Липецкой, Тамбовской, Тульской и некоторых других областях). Осуществляется и обмен методическими материалами между епархиями и регионами непосредственно (в некоторых епархиях созданы тематические сайты, почти все имеют странички в интернете), через совместные межрегиональные мероприятия по ОРКСЭ. Около половины епархий уже практически участвуют (в разных формах) в подготовке учителей в форме повышения квалификации (лекции, занятия по соответствующим разделам). В регионах, где есть кафедры православной теологии, подготовка учителей с участием епархии проводится и на базе университетов (Рязанская, Ярославская и др. области).

Специалисты от епархии, в том числе светские ученые, теологи, педагоги, участвуют и в разработке профессиональных программ по ОРКСЭ в части предметно-методической подготовки по ОПК (Екатеринбургская, Ивановская, Курганская, Рязанская, Саратовская, Тамбовская Ульяновская, Ярославская и др. области). В нескольких регионах совместно разрабатываются и реализуются уже не только краткосрочные программы повышения квалификации, но и программы профессиональной переподготовки и профессионального педагогического образования, обеспечивающие полноценную качественную предметную подготовку учителя религиозной культуры. В Калининградской области двухгодичная программа профессиональной переподготовки «Основы теологии и духовно-нравственного образования» реализуется областным Институтом развития образования совместно с епархией. В Уральском государственном педагогическом университете в Екатеринбурге при участии епархии, помимо повышения квалификации, открыты педагогический бакалавриат (4 года) и магистратура по специальности «Педагогика духовно-нравственного воспитании», в рамках которых также готовятся учителя по ОРКСЭ. В Курганской епархии реализуется проект переподготовки учителей на фа­культете профессиональной переподготовки Института раз­вития образования и социальных технологий Курганской области по 540-часовой (плюс 36 часов практики) програм­ме, часть которой разрабатывается и преподается представителями епархии и привлеченными ею специалистами, часть — сотрудниками ИРОСТ и управления образования Курганской области.

В епархиях создаются и действуют методические, образовательно-методические центры, кабинеты для поддержки, консультирования учителей ОПК, в основном на базе епархиальных отделов образования. Такие центры, хотя бы с 1-2 сотрудниками созданы также уже в большинстве епархий. В нескольких епархиях такие крупные центры работают не только на свой регион, но и на другие, например Образовательно-методический центр «Преображение» в Белгородской епархии, Центр методического сопровождения учителей ОПК в Тамбовской епархии. Иногда такие центры создаются и функционируют совместно с институтами развития образования, вузами или на их базе (Белгородская, Волгоградская, Ивановская, Курганская, Рязанская, Ульяновская области). В Красноярском крае создана профильная лаборатория с участием епархии, краевого министерства образования и науки, института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.

Подобные центры решают задачи не только методической поддержки, но и педагогической и конфессиональной экспертизы учебно-методических материалов по ОПК, организации профильных мероприятий в регионе, олимпиад, конкурсов для учащихся и профессиональных конкурсов для педагогов, проводят научные исследования в области духовно-нравственного образования, воспитания, социализации детей, публикуют и распространяют образовательные материалы разных жанров.

Возникают в регионах и уникальные инициативные проекты, как, например, проект «Поезд творческих идей» в Краснодарском крае. Местная епархия с краевым министерством образования организуют поездку по региону группы лучших учителей православной культуры, в ходе которой проводятся десятки встреч в школах, мастер-классов, семинаров, круглых столов с педагогами в самых отдаленных поселениях, происходит обмен опытом, презентация новых разработок. Подобный проект с 2014 г. осуществляется также в Белгородской области.

При обобщении результатов практики, сложившейся к 2015 году (три года преподавания ОРКСЭ в штатном режиме) выделяется 4 группы епархий (соответственно регионов, территорий).

Первая группа, около 20%, где уже в целом сложилась и функционирует система государственно-церковного партнерства в духовно-нравственном образовании, в том числе организационно-методическая система деятельности епархии. Основная группа епархий, около 50%, где сложились основные элементы этих систем, прежде всего, реализуется участие епархии в подготовке учителей ОПК. Следующая группа епархий, примерно 20%, где эти системы представлены пока условно, фрагментарно, отдельными элементами различной степени полноты и функциональности, еще не образующими устойчивой социальной практики. И примерно в 10% епархий (немного меньше регионов), по разным причинам система церковно-государственного партнерства в духовно-нравственном образовании пока не сложилась. Соответственно, и система деятельности епархии в этой сфере практически отсутствует. Это в основном недавно образованные епархии, епархии в отдаленных регионах, малонаселенных или с небольшой долей русского, православного населения.

Особый анализ ситуации в этой группе епархий показывает, что, помимо указанных объективных социокультурных факторов, здесь большую роль играют и социально-психологические факторы, связанные с отношениями руководителей церковных структур и государственных органов, в том числе межличностными. Сохраняются и ложные мировоззренческие стереотипы, недоверие в отношениях, причем с обеих сторон. Имеет место и просто пассивность, неисполнение своих функций руководством как государственных, так и церковных структур. Изменение ситуации в этих регионах и епархиях требует от государственной и от церковной администраций, вплоть до федерального уровня, специальной поддержки и конкретных действий, специфических в каждом случае.

Имеются также буквально несколько нетипичных примеров сильного «рассогласования» в деятельности светских и церковных структур. Когда, например, в епархии созданы все условия для взаимодействия с государством в духовно-нравственном образовании, есть хорошо подготовленные специалисты, но со стороны государства или отдельного муниципального образования взаимодействие просто не осуществляется, блокируется. Есть и обратные примеры, когда в регионе или отдельном муниципальном образовании хорошо выстроена система работы органов власти по духовно-нравственному образованию школьников при фактически бездействующей епархии. В таких случаях бывает, что светские специалисты вынуждены даже брать на себя функции епархии. Например, направлять разрабатываемые педагогами учебно-методические материалы по ОПК на конфессиональную экспертизу в другой регион, сами организовывать профильные педагогические мероприятия.

Опыт 10-15 «передовых» епархий и соответствующих регионов, где уже можно говорить о создании и устойчивом функционировании организационно-методической системы участия епархии в духовно-нравственном образовании школьников, позволяет сформулировать обобщенные модельные требования к ее построению. Прежде всего, такая система должна включать три основных компонента: организационно-управленческий, учебно-методический и компонент подготовки и сопровождения учителей православной культуры, которые должны быть все институционально оформлены, обеспечены в кадровом и материально-техническом отношениях. Развернутые характеристики этой системы, образующие модель деятельности религиозной организации как института общественного участия, формулируются в следующих положениях:

1) наличие в епархии профильной организационной структуры в сфере образования (епархиальный отдел образования), включающей не менее 2-3 сотрудников по направлению преподавания религиозной культуры, духовно-нравственного воспитания в системе общего образования с опытом педагогической деятельности и работы в светских организациях, в том числе в органах управлениях образованием, имеющих необходимое постоянное материально-техническое обеспечение;

2) наличие системы организации работы такой структуры по управленческой вертикали и по горизонтальным связям в самой епархии и во взаимодействии со светскими структурами: уровни епархии и региона (части региона); районов и муниципальных образований (в епархии — благочиния); местный уровень (школа, церковный приход);

3) необходимый управленческий уровень и качество профессиональной коммуникации с органами власти и светскими образовательными организациями через действующие на постоянной основе государственно-церковные советы, рабочие группы, реализацию нормативных документов (соглашения, договоры, протоколы), текущее рабочее взаимодействие;

4) создание и устойчивое функционирование учебно-методического подразделения (центр, лаборатория, группа специалистов) на базе или при участии епархиального отдела образования в контакте со светскими структурами, способного продуцировать качественное учебно-методическое обеспечение всех основных жанров учебной и методической литературы, пособий для учащихся и учителей, осуществлять педагогическую и конфессиональную экспертизу учебно-методического обеспечения;

5) фиксированное нормативно-правовыми средствами постоянное участие специалистов епархии или рекомендованных епархией специалистов в подготовке, во всех формах, педагогических работников к преподаванию учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) православной культуры, не только ОПК в рамках ОРКСЭ, в части их предметного содержания в качестве штатных лекторов, преподавателей и т.п.;

6) фиксированное нормативно-правовыми средствами постоянное участие специалистов епархии или рекомендованных епархией специалистов в разработке профессиональных программ всех уровней для подготовки педагогических работников к преподаванию учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) православной культуры, не только ОПК в рамках ОРКСЭ, в части их предметного содержания;

7) фиксированное нормативно-правовыми средствами постоянное участие специалистов епархии или рекомендованных епархией кадров в разработке учебно-методического обеспечения по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) православной культуры, не только ОПК в рамках ОРКСЭ (согласно части 6 статьи 87 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»);

8) фиксированная нормативно-правовыми средствами обязательная экспертиза всего разрабатываемого в епархии учебно-методического обеспечения по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) православной культуры, не только ОПК в рамках ОРКСЭ, в специальном экспертном органе или уполномоченными специалистами епархии (согласно части 3 статьи 87 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»);

9) фиксированное нормативно-правовыми средствами постоянное участие официальных представителей епархии (не обязательно священнослужителей) в выборах ОПК в школах на родительских собраниях на территории епархии, включая выступления на собраниях, а также участие представителей епархии в подготовке очередной ежегодной выборной кампании во взаимодействии с органами управления образованием;

10) перспективное системное планирование развития государственно-церковного партнерства в области образования на базе отдела образования и при участии других подразделений епархии (отделы по делам молодежи, социального служения, культуры и др.); деятельность в социокультурном окружении и по смежным направлениям деятельности (развитие подготовки педагогов, сотрудничество в системе дополнительного образования детей, проведение регулярных педагогических, научно-практических мероприятий, участие в разработке региональных и муниципальных программ развития образования, воспитания детей и молодежи и др.).

Такая полная, квалифицированно выстроенная и устойчиво функционирующая система в настоящее время оказывается значимой не только для епархии, но и для государства, деятельности региональных и муниципальных организаций в сфере образования. Понимание компетенций, условий участия конфессий сейчас значимо и для работников светской школы, для их ориентации в отношениях с церковными структурами в сфере совместных компетенций. Построение такой системы в епархии оказывает положительное воздействие на качество деятельности в системе образования, уровень подготовки и знаний всех вовлеченных работников образования — от школьных педагогов до руководителей. И тем самым, главное — на качество удовлетворения образовательных потребностей граждан, населения.

Учитывая современные тенденции и динамику формирования системы государственно-церковного партнерства в духовно-нравственном образовании школьников, а также перспективу расширения ОРКСЭ на все ступени общего образования, можно прогнозировать, что в период 5-7 лет данная система в целом сложится на всей территории Российской Федерации. Это придаст новое качество российской школе как институту общего воспитания и обучения детей, сделает нашу школу более ориентированной на потребности россиян, более защищенной от внедрения деструктивных образовательных практик (сектантских, оккультно-религиозных, экстремистках и т.п.). Школа будет способна в большей мере решать задачу трансляции культуры народов России, формирования российской культурной и гражданской идентичности школьников. Но для этого еще потребуются значительные усилия государства и конфессий, педагогических и научных работников во всех регионах России.

Литература

1. Предварительные результаты мониторинга… в регионах Российской Федерации. 24.04.2007. На сайте Общественной палаты РФ http://www.oprf.ru

2. Королькова И.В. Взаимодействие государственной системы образования и русской православной церкви в сфере духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения: Автореф. дисс. к.п.н. — М., 2012.

3. Письмо Минобрнауки России от 13 июля 2007 г. № 03-1584.

4. Письмо Минобрнауки России «О преподавании учебных предметов по истории и культуре религий в школе» от 25 ноября 2009 г. № 03-831.

5. Регламент выбора… одного из модулей комплексного учебного курса ОРКСЭ. Письмо Минобрнауки России от 31 марта 2015 г. 08-461.

6. Определена структура комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Эл. ресурс: http://old.mon.gov.ru/press/reliz/6463/

7. Письмо Минобрнауки России «В дополнение к методическим материалам по преподаванию курса ОРКСЭ» от 21 мая 2010 г. № 03-1032.

8. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ.

9. Методические рекомендации по организации и проведению экспертизы ПООП всех уровней общего образования. Минобрнауки России. Эл. ресурс: http://www.fgosreestr.ru/expertises

10. Робберс Г. Государства и религии в Европейском Союзе (опыт государственно-конфессиональных отношений) — М.: Институт Европы РАН, 2009.

11. Князькова Н.П. Гражданское и религиозное воспитание школьников в системе общего образования Германии: Автореф. дисс. к.п.н. — М., 2011.

Примечания

1) Образован приказом Минобрнауки России от 24 ноября 2009 г. № 667, приказом от 19 сентября 2012 г. № 738 преобразован в Межведомственный совет.

2) Курсивом здесь и далее выделен текст, исключенный в печатной публикации.

3) Участие в ОРКСЭ организаций других конфессий требует отдельного рассмотрения вследствие выраженной специфики. Более подготовленными к реализации своих функций являются иудаистские организации, опирающиеся на опыт изучения иудаизма в светской школе Израиля и развитой системы еврейского национального образования в России, в том числе общего. Организации мусульман и буддистов формируют такие возможности в основном в регионах с большой долей населения, исповедующего ислам или буддизм.


Источник:      Педагогика, 2015, № 7, с. 60-70

Последние публикации:

26 мая 2019

Архимандрит Андрей (Конанос):

Господь прислал нам подарок в неказистой упаковке...

...спасти нас в такие моменты может душевная гибкость, когда мы не противимся воле Божией, не пытаемся плыть против течения. Относись к происходящему, как к течению воды. Проблемы начинаются тогда, когда ты пытаешься всё вернуть, как было, начинаешь противиться Богу, обстоятельствам, жизни...

(См. далее...)

24 мая 2019

Святейший Патриарх Кирилл:

«Критерием настоящей литературы является устремлённость к небу». Слово на церемонии вручения Патриаршей литературной премии 2019 года

...Не будет преувеличением сказать, что будущее России напрямую связано с будущим её литературы. Если не будет по-настоящему значительной русской литературы, не будет и настоящей глубинной России, которую мы любим и которой...

(См. далее...)

21 мая 2019

Священник Иоанн Валентин Истрати:

Святое дитя – духовник веков: научиться тому, как не умереть никогда

...Он всюду рядом с Учителем. Ходит на волосок от Бога, слышит дыхание Творца галактики, ест с Питателем миров, осязает руками Огонь вечнующий. Он так естествен и невинен, и сердце его более всего на свете пропитывается любовью Божией. Оставляет родителей и родню, бросает сети и уходит...

(См. далее...)

11 мая 2019

Архимандрит Андрей (Конанос):

Цена твоей жизни открывается, когда другой тебя отругает, унизит, обидит… Поучения святого Антония Великого

...Правда [о тебе] откроется, когда произойдёт разлад с братом твоим, когда заденут твой эгоизм, немного тебя разозлят, испортят твои планы, – вот тогда видно будет, проявишь ли ты благостыню и любовь. А когда тебя хвалят, ты, естественно, проявляешь...

(См. далее...)

Публикация:

Педагогика, 2015, № 7, с. 60-70

21.01.2016

Также у этого автора:

4 июня 2017

Моделирование социального партнерства в духовно-нравственном образовании школьников

Включение в содержание общего образования предметных областей духовно-нравственной воспитательной направленности, предусматривающих преподавание... (Далее)

22 января 2016

Новое об изучении религий и воспитании школьников в законе «Об образовании в Российской Федерации»

...Наша недавняя история, отношение государства к Церкви как своему идеологическому противнику привели к устойчивым искажениям в употреблении... (Далее)


Архив публикаций:
Святые и святыни:
Мученик Исидор Хиосский

27 мая

Мученик Исидор Хиосский (251)

...На допросе перед Нумерием святой Исидор бестрепетно исповедал свою веру во Христа Спасителя и отказался принести жертву идолам. Нумерий убеждал святого не подвергать себя мучениям и повиноваться воле императора, но святой Исидор отвечал, что повинуется лишь воле вечного Бога...

(См. далее...)

Фотоальбомы

22 июня 2018

Родная земля. Дорогами паломников: Кострома - Нерехта - Плёс

Фотоальбом по материалам паломнической поездки московских педагогов в Кострому 22-24 июня 2018 года.

(См. далее...)

Анонсы

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Рейтинг@Mail.ru

Вера и Время    2019