Рейтинг@Mail.ru На главную Библиотека Фотогалерея Контакты Лица О проекте Поиск      В е р а    и    В р е м я
Религиозные ценности и современная система образования
Основные разделы:
Аннотация:

...Наша недавняя история, отношение государства к Церкви как своему идеологическому противнику привели к устойчивым искажениям в употреблении, трактовках смысла понятий «светскость государства», «светский характер образования», «религиозное образование». В результате и сегодня весьма широко распространено мнение, что светское государство отделено от религии, государственно-общественная школа также отделена от религии, во всяком случае — от Церкви, религиозных организаций...

Публикации по теме:
Святейший Патриарх Кирилл на пленарном заседании Всероссийского съезда учителей русской словесности, 07.11.2018

15 ноября 2018

Святейший Патриарх Кирилл:

«Роль учителя приобретает в нынешних условиях огромное значение». Слово на пленарном заседании Всероссийского съезда учителей русской словесности

...мы призваны научить молодых людей ценить настоящую культуру и отличать в лавинообразном информационном...

(См. далее...)

8 марта 2018

Митрополит Волоколамский Иларион:

Мы должны закладывать в наших детей духовно-нравственный код, который поможет им вырасти полноценными гражданами

3 марта 2018 года в передаче «Церковь и мир», выходящей на канале «Россия-24» по субботам и воскресеньям, председатель Отдела внешних церковных...

(См. далее...)

Последние репортажи:

18 декабря 2018

Клуб «Я шагаю по Москве» («Активное долголетие»): знакомство с храмами в селе Козлово Спировского района Тверской области

18 декабря 2018 года, в преддверии дня памяти святителя Николая Чудотворца, в Городском методическом центре Департамента образования города Москвы прошло очередное заседание клуба «Я шагаю по Москве» («Активное долголетие»).

(См. далее...)

16 декабря 2018

Итоговое заседание Совета Ассоциации учителей православной культуры города Москвы

16 декабря 2018 года в конференц-зале Центрального совета ВООПИиК прошло расширенное заседание Совета Ассоциации учителей православной культуры города Москвы, посвящённое итогам года.

(См. далее...)


ПУБЛИКАЦИИ
Автор публикации:
Метлик Игорь Витальевич /Доктор педагогических наук, Заведующий лабораторией развития воспитания и социализации детей Института изучения детства, семьи и воспитания РАО, профессор кафедры общей и социальной педагогики ПСГТУ, заведующий Научно-методическим кабинетом Синодального ОРОИК РПЦ

Метлик Игорь Витальевич

Доктор педагогических наук
Заведующий лабораторией развития воспитания и социализации детей Института изучения детства, семьи и воспитания РАО, профессор кафедры общей и социальной педагогики ПСГТУ, заведующий Научно-методическим кабинетом Синодального ОРОИК РПЦ

Публикации этого автора

22 января 2016

Изучение традиционных религий | Образование и наука


 

Новое об изучении религий и воспитании школьников в законе «Об образовании в Российской Федерации»

В статье рассматриваются нормы принятого в 2012 году Закона об образовании в части новых условий регламентации изучения религий и воспитания учащихся. Характеризуются новые правовые условия изучения религии и воспитания детей в светской школе и в частных церковных образовательных организациях.
Статья опубликована в журнале «Воспитание школьников», 2014 г., № 7, с. 24-35
25 января 2016 г.


В статье рассматриваются новации в правовом регулировании изучения религий и связанных с этим вопросов воспитания школьников, которые содержит новый федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», вступивший в силу 1 сентября 2013 года [1]. Но прежде чем перейти к этой теме, следует кратко уточнить понимание основных терминов, связанных с отношениями государства и религиозных организаций в обществе, сфере образования и общественного воспитания детей. Это позволит лучше оценить те шаги в совершенствовании российского законодательства, которые связаны с принятием нового закона.

Наша недавняя история, отношение государства к Церкви как своему идеологическому противнику привели к устойчивым искажениям в употреблении, трактовках смысла понятий «светскость государства», «светский характер образования», «религиозное образование». В результате и сегодня весьма широко распространено мнение, что светское государство отделено от религии, государственно-общественная школа также отделена от религии, во всяком случае — от Церкви, религиозных организаций. И всё это по Конституции. Однако таких норм давно нет в российском законодательстве. Светскость государства определена в Конституции (ст. 14) в трёх положениях: 1) никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной; 2) религиозные объединения отделены от государства и 3) равны перед законом. Никакого отделения государства от религии или религий в Конституции нет.

Вообще отделение государства от религии это нечто странное, наподобие его отделения от философии, искусства или науки. Конституционная норма о равенстве религиозных объединений перед законом отражает специфику модели светского государства в Российской Федерации. В других, также светских государствах, есть и другие модели. Наиболее распространена модель с рядом «преимущественных» религиозных объединений, когда одна или несколько религиозных организаций в отношениях с государством имеют особый правовой статус (Аргентина, Бельгия, Германия, Италия, Польша и др.). Есть и модель светского государства с одной официальной или государственной религией (Великобритания, Греция, Египет, Израиль, Норвегия и др.). Для светского государства любой модели главным является положение о юридическом разделении государственных и религиозных институтов, их самостоятельности, взаимной независимости друг от друга в исполнении своих функций. Таким образом, светскость (светский характер) государства — характеристика, выражающая наличие установленного в правовой системе и реализуемого на практике разделения полномочий и функций органов государственной власти и религиозных организаций как юридических лиц, субъектов права. Понятие светскости государства в таком юридически корректном, не идеологизированном понимании не несёт никакого антирелигиозного или безрелигиозного содержания. Оно обозначает только самостоятельное правовое положение органов государственной власти как публичных субъектов права и религиозных объединений также как юридических лиц, субъектов правовых отношений.

Норма о светском характере образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях (в новом законе — организациях) присутствует в законодательстве, но не раскрыта, что, к сожалению, даёт возможность для её произвольных толкований. Но в любом случае в законодательстве нет никаких норм, устанавливающих отделение государственных и муниципальных образовательных учреждений (организаций) от религиозных организаций. Такая норма об отделении школы от Церкви и Церкви от школы была в законодательстве СССР, но она не отвечает демократическим принципам, и потому была исключена. Светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях не предусматривает отделения содержания образования и от религии, и от религиозных организаций. Не требует представлять учащимся в светской школе знания о религиях исключительно на основе нерелигиозных мировоззренческих подходов к пониманию и объяснению этого феномена. Светский характер образования в государственной и муниципальной школе предусматривает взаимную организационно-правовую независимость религиозных организаций и государственных или муниципальных образовательных учреждений в осуществлении их функций в сфере образования. Конституционный запрет на установление обязательной или государственной идеологии или религии исключает обязательное изучение всеми школьниками какой-либо одной религии или нерелигиозной идеологии, мировоззрения и тем самым — соответствующее обязательное воспитание всех школьников на основе какой-либо одной религии или нерелигиозной идеологии, мировоззрения.

В атеистическом государстве светскость и атеизм отождествлялись; светская школа была атеистической. Но сейчас для этого нет никаких оснований. Светский значит гражданский. Есть власть светская, и власть церковная, религиозной организации. Светская школа — не атеистическая или безрелигиозная, а общественная (общественно-государственная), гражданская школа, где учатся дети граждан России, придерживающихся разных мировоззрений, разного отношения к религии, представителей разных народов, религиозных общин. Это школа всех народов России. Она должна обеспечивать не только освоение детьми научных знаний, но и приобщение их к культуре своего народа и российской культуре в целом. В том числе приобщение к духовной культуре народа, религии с учётом права каждого человека свободно определять своё отношение к религии или религиозную принадлежность.

Наличие в обществе различного отношения к религии формирует две практики изучения религий в системе образования — религиозное и религиоведческое образование.

Религиоведческое образование состоит в изучении религий как феномена в истории, культуре, жизни человека и общества (история, психология, социология, феноменология религии и т.д.) с нерелигиозных позиций (позитивизм, эволюционизм). Характеристическим признаком религиоведческого образования является то, что разработка его содержания и реализация никак не связаны с религиозными организациями. Религиоведческое образование в профессиональном образовании представлено специальностью, бакалавриатом и др. «Религиоведение», а в среднем образовании соответствующими учебными курсами, предметами, модулями: «История религий», «Религиоведение», «Мировые религии», «Основы мировых религиозных культур» в рамках новой предметной области или комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) и др.

Религиозное образование осуществляется на определённой религиозной мировоззренческой основе и при участии соответствующей религиозной организации. Религиозное образование в профессиональном образовании представлено специальностью, бакалавриатом и др. «Теология» (православная, исламская и др.), а в среднем образовании соответствующими учебными курсами, предметами, модулями: «Православная культура», «Исламоведение», «Традиция (иудаизма)», «Основы православной культуры» и другие модули по религиозным культурам в рамках курса ОРКСЭ и др. Религиозное образование подразделяется в зависимости от его цели и содержания. Есть духовное образование (профессиональное религиозное), реализуемое в духовных школах (семинариях, медресе, иешивах и т.п.) для подготовки служителей культа и религиозного персонала. В правовой сфере оно регулируется статьей 19 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» и теперь также частями 9-11 статьи 87 «Закона об образовании в Российской Федерации». Катехизация или «обучение религии» реализуется при религиозных общинах, храмах, мечетях, синагогах, в воскресных школах и т.п. формах для детей или взрослых, желающих овладеть знаниями и навыками, необходимыми для участия в практической жизни религиозной общины, религиозных обрядах, богослужениях. В правовой сфере «обучение религии» в государственных и муниципальных образовательных учреждениях регулируется статьёй 5 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», может проводиться «вне рамок образовательных программ» и с соблюдением ряда условий, указанных в соответствующем ведомственном подзаконном нормативном акте [2]. Религиозно-культурологическое образование или преподавание религиозной культуры реализуется с целью изучения определённой религиозной традиции, культуры так как она принята и понимается в соответствующей религиозной организации, приобщения учащихся к соответствующим социокультурным духовно-нравственным ценностям, традициям. В отличие от обучения религии или духовного образования оно не требует определённого конфессионального самоопределения учащихся или их семьи и соответственно вовлечения в религиозную практику, участия религиозных обрядах, службах и т.п.

В правовой сфере с начала 1990-х гг. у нас нет запретов на изучение религиозной культуры и соответствующее воспитание учащихся в светской школе. Но не было и правовых гарантий такой образовательной практики, возможности изучать религии так, как они понимаются самими верующими людьми, в религиозных общинах, приобщать детей к религиозным духовно-нравственным и культурным ценностям. Подобные нормы имеются в международном гуманитарном праве. Так, в статье 2 Протокола № 1 (1952) к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950) закреплено: «Никому не может быть отказано в праве на образование. Государство при выполнении любых функций, которые оно принимает на себя в области образования и обучения, уважает право родителей обеспечивать детям такое образование и обучение в соответствии с собственными религиозными и философскими убеждениями». Здесь идёт речь именно о светском, государственно-общественном образовании, которое должно учитывать религиозные и философские (нерелигиозные) убеждения, принятые в семье ребёнка, предоставлять возможность приобщения детей к соответствующей религиозной культуре и морали в светской школе. Участником этой конвенции является и Российская Федерация, но данная норма у нас до сих пор полноценно не выполнялась. С принятием нового закона об образовании такие гарантии получения ребёнком общего образования с учётом религиозных мировоззренческих и культурных особенностей его семьи впервые появляются непосредственно в законе Российской Федерации.

Статья 87 нового закона называется «Особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации. Особенности получения теологического и религиозного образования» и определяет порядок изучения в системе образования, в том числе в государственных и муниципальных образовательных организациях (вместо термина «учреждение» в новом законе применяется более общий термин «организация»), духовно-нравственной культуры народов России, традиционных религиозных культур. Закон устанавливает право выбора такого образования родителями школьника, участие религиозных организаций в определении содержания образования, учебно-методического обеспечения по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) религиозной культуры — о нравственных принципах, исторических и культурных традициях религии. Новый закон в части правового регулирования изучения религий и воспитания обучающихся, участия в этом процессе религиозных организаций фиксирует две области изучения религий в системе образования.

Первая область отнесена к компетенции религиозных организаций (ч. 7-11 ст. 87). Это духовные школы или учреждения профессионального религиозного образования и частные (негосударственные) образовательные организации, в том числе учреждённые религиозными организациями, реализующие «религиозный компонент образования» — в части этого компонента. Под религиозным компонентом» в законе (ч. 7 ст. 87) понимаются учебные предметы, курсы, дисциплины, модули, обеспечивающие религиозное образование, которые могут включаться в часть основных образовательных программ, формируемую участниками образовательного процесса. Например, курсы по Закону Божьему, исламу, традициям иудаизма и т.п. в частных школах, преподаваемые за счёт вариативной части учебного плана (компонент участников образовательного процесса). Они могут предусматривать не только изучение соответствующей религиозной культуры, традиции, но и участие детей в религиозной практике («обучение религии») и ориентированы на семьи, выражающие конкретную конфессиональную принадлежность. Установлено, что частные образовательные организации, учредителями которых являются религиозные организации (как и духовные школы), вправе устанавливать особые, дополнительные к предусмотренным законом условия приема на обучение, права и обязанности обучающихся, основания для их отчисления, вытекающие из внутренних установлений соответствующей религиозной организации, в ведении которой находится такая образовательная организация. «В «ведении» означает, что детский сад, средняя школа и др. имеет специальный документ — конфессиональное представление данной религиозной организации (Русской Православной Церкви, исламской, иудаистской или др. организации), которым она удостоверяет идентичность «религиозного компонента» образования в таком учреждении вероучению и традициям, принятым в данной религиозной организации.

Вторая область отнесена к совместной, распределённой компетенции государства и религиозных организаций. К ней фактически относится изучение религиозных культур в системе общего образования и конфессиональной теологии в вузах любых организационно-правовых форм, в том числе в государственных. Изучение религиозных культур обозначено длинной формулировкой, включающей целеполагание этого образования: «В целях формирования и развития личности в соответствии с семейными и общественными духовно-нравственными и социокультурными ценностями в основные образовательные программы могут быть включены, в том числе на основании требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов, учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), направленные на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), или альтернативные им учебные предметы, курсы, дисциплины (модули)». Формулировка (нуждается в сокращении и редакции в части «мировых религий») относится фактически к преподаванию религиозных культур. Под «альтернативными» учебными предметами имеются в виду светская этика, религиоведение и другие возможные учебные предметы, курсы, модули, не связанные с изучением определённой религии, которые могут включаться в состав предметной области духовно-нравственной воспитательной направленности. В курсе ОРКСЭ это модули «Основы светской этики», «Основы мировых религиозных культур».

Согласно ч. 2 ст. 87 все такие учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) духовно-нравственной воспитательной направленности, как по религиозным культурам, так и альтернативные им по светской этике и религиоведению, преподаются на добровольной основе, по выбору семьи школьника: «Выбор одного из учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), включенных в основные общеобразовательные программы, осуществляется родителями (законными представителями) обучающихся». Надо обратить внимание на эту норму, поскольку в имеющихся документах и материалах по ОРКСЭ, ФГОС общего образования использовалась формула: «по выбору учащихся или их родителей». Так, в основном нормативном документе по введению ОРКСЭ — поручении Президента РФ Д.А. Медведева о введении преподавания основ религиозных культур и светской этики в школе указано, что «новые предметы» вводятся: «… для изучения учащимися по их выбору или по выбору их родителей (законных представителей») [3].

В последующие части ст. 87 в отношении учебных предметов, курсов, модулей по религиозным культурам включены нормы, касающиеся: содержания образования, его программирования, стандартизации; учебно-методического обеспечения; подготовки учителей.

В отношении материалов по программированию, стандартизации содержания образования, законом предусмотрено: «Примерные основные образовательные программы в части учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей)… о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), проходят экспертизу в централизованной религиозной организации на предмет соответствия их содержания вероучению, историческим и культурным традициям этой организации в соответствии с ее внутренними установлениями…». Во исполнение этой нормы в религиозных организациях разрабатываются положения о такой экспертизе, а исполнительные органы государственной власти в сфере образования обязаны будут предусматривать эту экспертизу в процессе утверждения примерных основных образовательных программ. Например, при принятии примерной основной образовательной программы основного общего образования в случае наличия в ней содержания образования по религиозным культурам (предметной области ОРКСЭ), она должна будет пройти экспертизу в соответствующих религиозных организациях, но не полностью, а только в части изучения религиозных культур, содержания программы, связанного с этим (предметное содержание по ОРКСЭ, цели образования, требования к результатам образования и др.).

Данная норма закона косвенно предусматривает и конфессиональную экспертизу основных учебников по религиозным культурам, включаемых в федеральные перечни, в соответствующих религиозных организациях (их экспертных структурах) или иным образом, но с участием религиозных организаций. О необходимости такой экспертизы (если учебник непосредственно не подготовлен в религиозной организации, как это было в экспериментальный период введения ОРКСЭ с учебниками по религиозным культурам, опубликованным в издательстве «Просвещение»), говорится с 2009 года. Однако пока такая экспертиза не закреплена. Это может привести к тому, что в федеральных перечнях могут появляться учебники по религиозным культурам, не рецензированные в религиозных организациях, содержащие ошибки, что, в свою очередь, вызовет недоверие к ним среди педагогов и семей, выбирающих для своих детей изучение той или иной религиозной культуры.

Участие религиозных организаций в учебно-методическом обеспечении преподавания соответствующих религиозных культур в законе зафиксировано в формулировке:»К учебно-методическому обеспечению учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), направленных на получение обучающимися знаний … о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий)… привлекаются соответствующие централизованные религиозные организации». Как сказано выше, это сфера совместной, распределённой компетенции религиозных организаций и государства. Но здесь очевидно смещение баланса полномочий от религиозных организаций. Остаются вопросы: кто, на каких условиях должен привлекать их, в чём это привлечение должно состоять. Более уместными были бы формулировки «совместно разрабатывается», «согласуется». Очевидно также, что речь идёт в основном о том обеспечении, которым занимаются государственные организации — главным образом это программы подготовки учителей, методические рекомендации. Основные учебники и пособия пишут авторские коллективы на основе образовательных стандартов, обязательного предметного содержания. К этому не привлекаются ни государственные, ни религиозные организации, которые должны согласовать только обязательное предметное содержание и основные условия его реализации. И уже потом авторы или издательства могут передать подготовленные учебники на обязательную педагогическую и (пока не обязательную, но должную быть обязательной) конфессиональную экспертизу.

В отношении уровня и качества подготовки учителей по религиозным культурам новый закон вводит новый для нашей системы образования институт добровольной аккредитации в религиозной организации педагогов и образовательных организаций: «Образовательные организации, а также педагогические работники в случае реализации, преподавания ими образовательных программ, предусмотренных частями 1 и 4 настоящей статьи, могут получать общественную аккредитацию в централизованных религиозных организациях в целях признания уровня деятельности… отвечающим критериям и требованиям, утвержденным централизованными религиозными организациями…». Для организаций имеется в виду возможность получить аккредитацию, например, в Русской Православной Церкви в случае, если школа реализует образовательную программу с углублённым изучением православной культуры. Это касается в основном школ или детских садов определённого вида или направленности образовательной программы, например русских этнокультурных, этноконфессиональных. Что касается педагогов, то это могут быть педагоги любых образовательных организаций (не только общего образования), которые захотят получить такую аккредитацию как удостоверение их готовности (профессиональной и личностной) преподавать учебные предметы, курсы, модули религиозной культуры именно от религиозной организации. Такое удостоверение не будет обязательным для допуска учителя к преподаванию религиозной культуры в школе, но может быть значимо для родителей школьников, выбирающих для своих детей изучение данной религиозной культуры.

Важно отметить, что впервые в постсоветский период закон в частях 3 и 12 ст. 87 предусматривает реализацию в сфере общественного воспитания детей в школе нормативных актов не только государственных или муниципальных, но и нормативных актов религиозных организаций. Они должны быть взаимно согласованы с актами органов государственной власти, местного самоуправления, образовательных организаций; так складывается урегулированная правом сфера совместной, распределённой компетенции школы, государства и общественных объединений в воспитании школьников.

Среди других значимых новаций нового закона, касающихся условий изучения религий и воспитания школьников следует отметить ещё ряд позиций.

Закон акцентирует значимость воспитания в системе образования, а также значение традиционных социокультурных, духовно-нравственных ценностей. Впервые семья обозначена среди субъектов, в интересах которых реализуется образование, воспитание. В ст. 2 «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе» понятие «образование» определено как «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства…». Воспитание поставлено впереди обучения (в редакции закона «Об образовании» образование определялось как обучение и воспитание). В определении воспитания в той же статье также в числе интересантов воспитания названа семья и присутствует указание на социокультурные духовно-нравственные ценности, естественным образом соотносимые с традиционными ценностями отечественной культуры, народов России, а не какими-либо иными ценностями: «воспитание — деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства». В ст. 44 закона продублирована норма Семейного кодекса о приоритете семьи в воспитании детей: «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами». Это тоже значимо для повышения роли семьи в воспитании школьников, в системе образования в целом.

В новом законе сохранилась требование о том, что содержание образования должно учитывать разнообразие мировоззренческих подходов. В ст. 12 эта норма закреплена: «Образовательные программы определяют содержание образования. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями». Введение преподавания ОРКСЭ по выбору семьи школьника реально обеспечивает учёт разнообразия мировоззренческих подходов в школьном образовании и воспитании учащихся. Здесь также включено указание о семье как институте, ценности, культура, потребности которого должны учитываться при разработке содержания образования, образовательных программ.

Новацией закона является запрет на сообщение педагогом обучающимся «недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов». Как эта норма будет применяться, и будет ли вообще применяться, по каким процедурам можно установить недостоверность — пока неясно. Но важно, что законодатель отметил эту проблему и теперь, по крайней мере, можно говорить о какой-то правовой защите от распространения в системе образования заведомо недостоверных, ложных сведений о религиях в стиле вульгарного атеизма. Эта норма может касаться и деструктивных религиозных и квазирелигиозых сект, которые в свои образовательные программы, пособия включают такие заведомо недостоверные сведения о традиционных религиях для их дискредитации.

Подводя итоги, следует сказать, что развитие законодательства в рассматриваемом здесь аспекте это объективный процесс, обусловленный социальными изменениями в российском обществе, в общественном сознании и практике. И в новом законе есть нормы, положения, которые вероятно будут изменяться, дорабатываться, уточняться. Тем не менее, новый закон об образовании в части правового регулирования изучения религий и воспитания детей в системе общего образования, очевидно, является шагом вперёд. Он позволяет лучше обеспечивать равноправие граждан России по признаку отношения к религии. Применение закона позволит укрепить правую базу духовно-нравственного воспитания школьников, более результативно развивать взаимодействие, социальное партнёрство в этой сфере социальных институтов семьи, государства и традиционных российских конфессий.

 

Литература

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Приказ Минобразования России от 01.06.2003 № 2833 «О предоставлении государственными и муниципальными образовательными учреждениями религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ».

3. Поручение Президента РФ Д.А. Медведева от 02.08.2009 № Пр-2009 Председателю правительства РФ В.В. Путину

 

 

Приложение.

Выдержки из ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

 

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

1) образование — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;

2) воспитание — деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;

Статья 3. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования

1. Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах:

… 2) обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;

3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;

4) единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства;

… 6) светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

7) свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания;

… 10) демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями;

Статья 12. Образовательные программы

1. Образовательные программы определяют содержание образования. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями…

Статья 27. Структура образовательной организации

… 12. В государственных и муниципальных образовательных организациях создание и деятельность политических партий, религиозных организаций (объединений) не допускаются.

Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся

1. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.

… 3. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право:

1) выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность;

2) дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье…

3) знакомиться с … учебно-программной документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности;

4) знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями…;

5) защищать права и законные интересы обучающихся;

6) получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся;

Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников

… 3. Педагогическим работникам запрещается использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.

Статья 87. Особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации. Особенности получения теологического и религиозного образования

1. В целях формирования и развития личности в соответствии с семейными и общественными духовно-нравственными и социокультурными ценностями в основные образовательные программы могут быть включены, в том числе на основании требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов, учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), направленные на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), или альтернативные им учебные предметы, курсы, дисциплины (модули).

2. Выбор одного из учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), включенных в основные общеобразовательные программы, осуществляется родителями (законными представителями) обучающихся.

3. Примерные основные образовательные программы в части учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), проходят экспертизу в централизованной религиозной организации на предмет соответствия их содержания вероучению, историческим и культурным традициям этой организации в соответствии с ее внутренними установлениями в порядке, предусмотренном частью 11 статьи 12 настоящего Федерального закона.

4. Образовательные организации высшего образования, реализующие имеющие государственную аккредитацию основные образовательные программы высшего образования по направлениям подготовки в области теологии, при разработке этих образовательных программ учитывают примерные основные образовательные программы высшего образования по направлениям подготовки в области теологии, прошедшие экспертизу в соответствии с частью 11 статьи 12 настоящего Федерального закона.

5. Учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) в области теологии преподаются педагогическими работниками из числа рекомендованных соответствующей централизованной религиозной организацией.

6. К учебно-методическому обеспечению учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), а также учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) в области теологии привлекаются соответствующие централизованные религиозные организации.

7. Частные образовательные организации на основании представления соответствующей религиозной организации или централизованной религиозной организации вправе включать в часть основных образовательных программ, формируемую участниками образовательного процесса, учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), обеспечивающие религиозное образование (религиозный компонент).

8. Частные образовательные организации, учредителями которых являются религиозные организации, за исключением духовных образовательных организаций, на основании представления соответствующей религиозной организации или централизованной религиозной организации включают в часть основных образовательных программ, формируемую участниками образовательного процесса, учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), обеспечивающие религиозное образование (религиозный компонент).

9. Духовные образовательные организации реализуют образовательные программы, направленные на подготовку служителей и религиозного персонала религиозных организаций, и вправе реализовывать образовательные программы среднего профессионального образования и высшего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

10. Примерные образовательные программы в части учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), обеспечивающих религиозное образование (религиозный компонент), а также примерные образовательные программы, направленные на подготовку служителей и религиозного персонала религиозных организаций, утверждаются соответствующей религиозной организацией или централизованной религиозной организацией. Учебно-методическое обеспечение указанных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), а также примерных образовательных программ осуществляется соответствующей религиозной организацией или централизованной религиозной организацией.

11. Частные образовательные организации, учредителями которых являются религиозные организации, и духовные образовательные организации вправе устанавливать дополнительные к предусмотренным настоящим Федеральным законом условия приема на обучение, права и обязанности обучающихся, основания для их отчисления, вытекающие из внутренних установлений соответствующей религиозной организации или централизованной религиозной организации, в ведении которых находятся эти образовательные организации.

12. Образовательные организации, а также педагогические работники в случае реализации, преподавания ими образовательных программ, предусмотренных частями 1 и 4 настоящей статьи, могут получать общественную аккредитацию в централизованных религиозных организациях в целях признания уровня деятельности образовательных организаций и педагогических работников отвечающим критериям и требованиям, утвержденным централизованными религиозными организациями в соответствии с их внутренними установлениями. Порядок общественной аккредитации и права, предоставляемые аккредитованной образовательной организации и педагогическому работнику, устанавливаются проводящей такую аккредитацию централизованной религиозной организацией. Общественная аккредитация не влечет за собой дополнительные финансовые или иные обязательства со стороны государства.


Источник:       Воспитание школьников, 2014, № 7, с. 24-35

Последние публикации:
Святитель Николай Чудотворец

19 декабря 2018

Протоиерей Андрей Ткачёв:

Николай Чудотворец

...Второй же его урок нам заключается в необходимости оберегать и воспитывать своего внутреннего человека. К монашескому образу жизни склонны очень немногие. Но совершать временное бегство от суеты, находить время для молчания и молитвы обязан каждый, кто не весь вывернут наизнанку и живёт только внешним, кто хранит и оберегает свой...

(См. далее...)

17 декабря 2018

Марина Чижова:

«Самый добрый старец»: к дню памяти архимандрита Ипполита (Халина)

...Он принадлежал к числу тех священников, которые не столько заботятся о благоустройстве храмов, сколько о благоустроении человеческих душ. Возможно, именно поэтому так много людей стремилось попасть к старцу. А он имел такую любовь и сострадание, что мог вместить в своё сердце каждого...

(См. далее...)

12 декабря 2018

Святейший Патриарх Кирилл:

«Сегодня очень тяжёлые события происходят в братской Украине». Проповедь в храме святой мученицы Татианы в Люблине

...речь идёт не о том, быть или не быть независимой Церкви на Украине, как то утверждают сторонники независимости, а речь идёт о том, какой быть Церкви на Украине — Церкви Божией, творящей волю Божию, или лжецеркви, служащей диаволу и только...

(См. далее...)

25 ноября 2018

Ольга Орлова:

Помощница усердная. Памяти схимонахини Клавдии (Петруненковой)

...По послушанию взявшись за этот подвиг, с целым сонмом исповедников она познакомилась лично. Знала многих из тех, кто впоследствии был прославлен в лике святых: святителя Луку (Войно-Ясенецкого), преподобного Серафима Вырицкого (бывшего духовником схимонахини Марии); бывала и у преподобных...

(См. далее...)

Публикация:

Воспитание школьников, 2014, № 7, с. 24-35

22.01.2016

Также у этого автора:

4 июня 2017

Моделирование социального партнерства в духовно-нравственном образовании школьников

Включение в содержание общего образования предметных областей духовно-нравственной воспитательной направленности, предусматривающих преподавание... (Далее)

21 января 2016

Социальное партнёрство государства и конфессий в духовно-нравственном образовании школьников

...взаимодействие государства и конфессий в духовно-нравственном образовании школьников становится в настоящее время уже не просто результатом доброй... (Далее)


Архив публикаций:
Святые и святыни:
Никола с Косьмой и Дамианом

19 декабря

Святитель Николай, архиепископ Мирликийский, чудотворец (ок. 345)

Дни памяти: Май 9 (21) (Перенесение мощей), Июль 29, Декабрь 6 (19)

(См. далее...)

Фотоальбомы

22 июня 2018

Родная земля. Дорогами паломников: Кострома - Нерехта - Плёс

Фотоальбом по материалам паломнической поездки московских педагогов в Кострому 22-24 июня 2018 года.

(См. далее...)

Анонсы

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Рейтинг@Mail.ru

Вера и Время    2018