Рейтинг@Mail.ru На главную Библиотека Фотогалерея Контакты Лица О проекте Поиск      В е р а    и    В р е м я
Религиозные ценности и современная система образования
Основные разделы:
Аннотация:

В статье представлены и проанализированы первые результаты подготовки системы образования в г. Москве к введению преподавания основ религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) в 4-х классах общеобразовательных учреждений. Выделены наиболее актуальные проблемы в обеспечении и развитии преподавания ОРКСЭ, показаны способы их решения.

Публикации по теме:
Митрополит Иларион

8 марта 2018

Митрополит Волоколамский Иларион:

Мы должны закладывать в наших детей духовно-нравственный код, который поможет им вырасти полноценными гражданами

3 марта 2018 года в передаче «Церковь и мир», выходящей на канале «Россия-24» по субботам и воскресеньям, председатель Отдела внешних церковных...

(См. далее...)

15 февраля 2018

Митрополит Волоколамский Иларион:

Теология и преподавание религии в школе

Доклад митрополита Волоколамского Илариона на пленарном заседании конференции «Духовно-нравственное образование в современной школе: социально-философский, научно-педагогический и межрелигиозный аспекты», прошедшей...

(См. далее...)

Последние репортажи:

14 декабря 2018

Вечер памяти старца Ипполита (Халина) в конференц-зале Синодального отдела по взаимодействию с Вооружёнными Силами и правоохранительными органами

14 декабря 2018 года, в преддверии дня памяти архимандрита Ипполита (Халина, 18.04.1928–17.12.2002), одного из великих старцев современной России, в конференц-зале Синодального отдела РПЦ по взаимодействию...

(См. далее...)

12 декабря 2018

Урок мужества в Московском технологическом колледже, посвящённый Дню героев Отечества

12 декабря 2018 года в Московском технологическом колледже прошёл традиционный открытый урок мужества, посвящённый Дню героев Отечества. Прозвучал рассказ о героях Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. и о современных героях России.

(См. далее...)


ПУБЛИКАЦИИ
Автор публикации:
Метлик Игорь Витальевич /Доктор педагогических наук, Заведующий лабораторией развития воспитания и социализации детей Института изучения детства, семьи и воспитания РАО, профессор кафедры общей и социальной педагогики ПСГТУ, заведующий Научно-методическим кабинетом Синодального ОРОИК РПЦ

Метлик Игорь Витальевич

Доктор педагогических наук
Заведующий лабораторией развития воспитания и социализации детей Института изучения детства, семьи и воспитания РАО, профессор кафедры общей и социальной педагогики ПСГТУ, заведующий Научно-методическим кабинетом Синодального ОРОИК РПЦ

Публикации этого автора

22 ноября 2012

Изучение традиционных религий | Основы Православной культуры


 

Актуальные вопросы обеспечения введения преподавания религиозных культур и светской этики в московской системе образования

Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ. Проект №11-06-00356а


Введение преподавания в общеобразовательных учреждениях города Москвы основ религиозных культур и светской этики (комплексный курса ОРКСЭ) — новое и во многом уникальное явление не только для московской школы, но и в целом для системы образования в нашей стране. Учитывая эту новизну, специфику изучения в школе религий и духовно-нравственного воспитания, высокий уровень общественного внимания к этой теме, а также мировой опыт преподавания в школе курсов по традиционным религиям и этике, в числе базовых принципов работы с самого начала в 2009 г. были определены [1]:

- соблюдение конституционных норм о светском характере государства;

- взаимодействие органов исполнительной власти с религиозными организациями;

- межконфессиональное сотрудничество и координация действий всех участников;

- учёт запросов граждан на изучение их детьми основ культуры религий и светской этики, реализация запроса через школьные органы самоуправления.

ОРКСЭ включает 6 модулей (предметов) по выбору, из которых 4 конфессиональные: Основы православной культуры, Основы исламской культуры, Основы буддийской культуры, Основы иудейской культуры и 2 неконфессиональные: Основы мировых религиозных культур, Основы светской этики. Один из модулей изучается ребенком по выбору его семьи, родителей (законных представителей). Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных учреждений ОРКСЭ служат поручение президента РФ от 2 августа 2009 г. [2] и распоряжение председателя правительства РФ от 11 августа 2009 г. [3].

Проект введения преподавания религиозных культур и этики в российской школе изначально реализуется совместно государством и традиционными российскими конфессиями. Центральным управленческим органом в процессе апробации и дальнейшей работы является Межведомственный координационный совет (МКС) по реализации плана мероприятий апробации и введения ОРКСЭ. В состав МКС входят представители органов власти: Минобрнауки России, Администрации президента РФ, аппаратов полномочных представителей президента РФ в федеральных округах и заинтересованных религиозных организаций. Решения принимаются при согласии всех участников. В данном проекте реализуется новая роль семьи, родителей школьников в общем образовании, которые впервые выбирают содержание обучения и воспитания для своих детей в рамках основной, обязательной части школьной программы с учётом их мировоззренческих и культурных потребностей.

Указанные принципиальные особенности введения ОРКСЭ обусловлены особым содержанием и образовательными задачами учебных дисциплин по религиозным культурам и этике. Все это — мировоззренческие учебные предметы (модули), направленные на духовно-нравственное развитие и воспитание детей, формирующие ценностно-смысловую сферу личности или оказывающие существенное влияние на её формирование (преподавание этики). Семья, родители имеются приоритетные права в воспитании своих детей и несут основную ответственность за них, поэтому преподавание мировоззренческих учебных курсов, предметов, модулей может проводиться только с согласия семьи школьника, по её выбору. Религиозные организации в этом процессе обеспечивают соответствие содержания образования по религиозным культурам историческим и культурным традициям соответствующей религиозной конфессии.

Естественно, что этот новый процесс не обходится без трудностей, противоречий. Все они будут преодолеваться постепенно по мере формирования системы взаимодействия, социального партнерства органов власти, конфессий и семей школьников, а также изживания стереотипов в отношении к религии и религиозным объединениям, сложившихся в период атеистического государства.

В числе основных задач, которые решались в московской системе образования (как и в других регионах России) на первом этапе подготовки к преподаванию ОРКСЭ, и будут актуальны в дальнейшем, выделим следующие позиции:

1) взаимодействие органов управления образованием и образовательных учреждений с религиозными организациями, их учреждениями и представителями;

2) взаимодействие администраций и педагогических работников школ с родителями, семьями учащихся, прежде всего в обеспечении свободного, информированного выбора предмета (модуля) семьей школьника;

3) подготовка учителей к преподаванию разных предметов (модулей) с учётом их личностной мировоззренческой позиции, отношения к проекту, цели и задачам введения курса, новой предметной области;

4) учебное и методическое обеспечение, учебники и пособия;

5) информационное обеспечение, взаимодействие с обществом, СМИ.

Основные позиции о взаимодействии органов управления образованием с религиозными организациями были определены в методических материалах, подготовленных в МКС и направленных в регионы письмом Минобрнауки РФ, где сказано, что в организации взаимодействия с религиозными организациями в подготовке и проведении апробации ОРКСЭ Департамент государственной политики в образовании Минобрнауки РФ рекомендует учитывать положения Примерного соглашения о сотрудничестве органа управления образованием субъекта РФ и централизованной религиозной организации, направленного в субъекты РФ письмом от 13 июля 2007 г. № 03-1584 [4].

Далее: «В частности, в рамках данного взаимодействия важно организовать привлечение представителей религиозных организаций или уполномоченных религиозными организациями специалистов для участия в решении следующих задач: обеспечения свободного выбора родителями школьников изучения их детьми модулей по основам религиозных культур в рамках апробации курса; организации курсов повышения квалификации и (или) переподготовки педагогических работников общеобразовательных учреждений, включая участие в реализации образовательных программ по соответствующим модулям комплексного курса; аккумуляции и развития полученного в регионах опыта по разработке методических материалов в дополнение к существующему учебно-методическому обеспечению курса. МКС рекомендовал создать подобные координационные советы в каждом регионе.

Соответственно в Москве распоряжением Департамента образования от 20 марта 2012 г. № 74р был утверждён состав регионального Координационного совета города Москвы и региональный план мероприятий по введению в ОУ комплексного учебного курса ОРКСЭ, учитывающий общие позиции, установленные решениями МКС. Таким образом, в Москве была организована управленческая структура, в рамках которой происходит согласование действий участников процесса, прежде всего органов власти и заинтересованных религиозных организаций (представляющих религии, предметы-модули по которым включены в курс ОРКСЭ). В состав совета вошли представители Русской Православной Церкви, а также организаций мусульман, буддистов, иудаистов.

Участие конфессий не исчерпывается представительством в региональном координационном совете. По опыту регионов — участников апробации, практическое взаимодействие системы образования и религиозных организаций выстраивается по трем основным направлениям:

- подготовка учителей по соответствующей религиозной культуре во взаимодействии с учреждениями повышения квалификации и переподготовки учителей, педагогическими вузами, университетами и другими учреждениями, которые в регионе проводят такую подготовку. Соответственно к подготовке учителей по ОРКСЭ в Москве привлекались представители конфессий, в основном для содержательных лекций по истории и культуре конкретной религии;

- взаимодействие при разработке, апробации, конфессиональной экспертизе и использовании учебного и методического обеспечения по соответствующим модулям курса. Учебники по религиозным культурам для апробации курса ОРКСЭ, опубликованные в издательстве «Просвещение», были подготовлены в религиозных организациях или с участием рекомендованных конфессиями светских специалистов;

- выбор модулей родителями в школах. Это было обусловлено как недостаточной готовностью к этому в системе образования, так и особенностями структурирования организаций РПЦ в Москве. Особенностью Москвы как канонической территории Московского Патриархата является то, что управление Московской епархией РПЦ осуществляет непосредственно Патриарх, и в Москве нет отдельной епархиальной (региональной) управленческой церковной структуры, как в других субъектах РФ. До формирования такой структуры в Москве в Церкви принято решение о назначении лиц, ответственных за взаимодействие с системой образования в городе на окружном уровне (в церковной административной системе викариатства). Система взаимодействия будет выстраиваться и ниже — на уровне церковных благочиний (префектур, управ). То же касается отношений с другими традиционными религиозными организациями народов России.

Такое взаимодействие государства и религиозных организаций в системе образования не противоречит светскости государства и светскому характеру образования, независимости государства от Церкви и Церкви от государства, соответствует ФГОС общего образования нового поколения. В Примерной программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в начальной школе, являющейся частью ФГОС начального общего образования специальный раздел программы содержит рекомендации по организации совместной деятельности школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся (1.6): «При разработке и осуществлении программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования образовательное учреждение может взаимодействовать, в том числе на системной основе, с традиционными религиозными организациями… могут быть использованы различные формы взаимодействия: – участие представителей… традиционных религиозных организаций с согласия обучающихся и их родителей (законных представителей) в проведении отдельных мероприятий в рамках реализации направлений программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования; – реализация педагогической работы указанных организаций и объединений с обучающимися в рамках отдельных программ, согласованных с программой духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования и одобренных педагогическим советом образовательного учреждения и родительским комитетом образовательного учреждения; – проведение совместных мероприятий по направлениям духовно-нравственного развития и воспитания в образовательном учреждении» [5, с. 25-26].

Переходя к вопросу о взаимодействии с родителями, семьями, обеспечению информированного характера и свободы выбора модуля семьей школьника вначале также следует упомянуть федеральные документы — методические материалы, разработанные в МКС и направленные в регионы Минобрнауки РФ в 2010 г.

В них указано: «Принятие решения о записи ребенка на изучение определенного модуля без согласия его родителей (законных представителей) не допускается. Представители школьной администрации, учителя, работники органов управления образованием ни в коем случае не должны выбирать за семью модуль курса для обучения, без учёта мнения родителей учащегося определять, какой именно модуль будет изучать ребёнок. Организация процедуры выбора в обязательном порядке должна включать участие школьного совета. Результаты выбора должны быть зафиксированы протоколами родительских собраний и письменными заявлениями родителей о выборе определённого модуля для обучения своего ребёнка. Наряду с организацией в школах коллективного ознакомления родителей школьников с образовательной программой, проведением родительских собраний, конференций, может потребоваться и индивидуальная работа, собеседование с отдельными семьями, родителями, особенно из числа тех, кто испытывает трудности в социальной адаптации. Порядок такой работы может быть определён школьным советом (органом самоуправления в школе) с участием родительского сообщества» [6].

На основе данного материала в регионах разрабатываются региональные документы по процедуре выбора модуля в школах, взаимодействия с родителями школьников. В Москве регламент выбора модулей ОРКСЭ в общеобразовательном учреждении, включающий рекомендации по процедуре и формы отчетных документов, был подготовлен в лаборатории истории и культуры религий МИОО. Документ был направлен в школы и размещен на сайте МИОО вместе с другими материалами по ОРКСЭ [7]. Результаты выбора модулей ОРКСЭ в Москве весной 2012 г. отражают как действительный выбор москвичами предмета духовно-нравственного образования для своих детей, так и готовность московской системы образования обеспечить информированный и свободный выбор. Очевидно, что в первый раз сделать это абсолютно корректно во всех школах было чрезвычайно трудно. Многие были просто не готовы к такой ситуации. Кроме того, некоторые объективные условия (возможность выбора модуля даже для одного ребенка, дефицит учителей по религиозным культурам в школах и др.) создавали дополнительные препятствия. В итоге, как и во многих других регионах, данные по выбору конфессиональных модулей оказались заниженными. Так, если православными называют себя до 60-70% респондентов в среднем по стране, в Москве примерно 50-60%, то выбор ОПК составил чуть больше 23% в среднем по городу (по стране 32%). Надо иметь в виду, что часть семей, называющих себя в соцопросах православными, выбрали неконфессиональные модули по причине реальной малой укоренённости семьи в этой традиции или просто потому, что предпочли изучение другого модуля. Многие семьи не смогли в этом году выбрать изучение ОПК для своих детей, либо были поставлены в такие условия, что вынуждены были согласиться с изучением их ребенком другого модуля, поскольку школе легче обеспечить его преподавание. Сказанное касается и последователей других конфессий. Готовность обеспечить свободный выбор оказалась разной в учебных округах. Явно выделяются Восточный и Северо-Восточный, где выбор ОПК оказался примерно в 2 раза меньше, чем в других. Обратило внимание отсутствие выбора модулей по исламу, буддизму, иудаизму в Северном округе.

Комментируя эту ситуацию на селекторном совещании с руководителями округов 29 марта 2012 г., руководитель Департамента образования И.И. Калина указал: «Опыт 19 субъектов в 2009 году и 21 субъекта в 2011 году говорит о том, что очень часто мы работники образования идем по тому пути, который легче нам, но менее интересен семье. Конечно, легче организовать изучение основ светской этики, чем основ любой религиозной культуры. И мы тогда где-то явно, где-то не явно, но, все-таки, оказываем некое давление на семьи и в результате получаем очень большое количество желающих изучать светскую этику и гораздо меньшее количество желающих изучать основы религиозных культур, в частности православной культуры, чем можно было бы ожидать на наших территориях. Поэтому я прошу избегать любого давления на семью, с тем, чтобы обеспечить удобный для школ выбор. В большом городе большие возможности, значит, и у нас должно быть достаточное количество организаций, которые могут помочь в обучении педагогов. Есть многолетнее сотрудничество с Русской православной церковью, которая может оказать серьезную помощь, с учётом того, что достаточно много учебных заведений РПЦ знают как и умеют работать с подростками и детьми, не переходя границ светского образования. У семьи полная свобода выбора и если она выбирает основы православной культуры, то система образования с помощью наших коллег в РПЦ в состоянии обеспечить грамотное изучение и этого направления курса ОРКСЭ» [8].

Особенно выделим позицию, акцентированную в выступлении руководителя Департамента образования города Москвы И.И. Калины на городском родительском собрании, организованном в связи с введением преподавания религиозных культур и этики. А именно, что вопрос обеспечения возможности изучения любого предмета-модуля по ОРКСЭ в любой московской школе любым числом учащихся (решение о необходимости обеспечения выбора даже для одной семьи в школе было принято руководством федерального министерства) — дело не только школы, и прежде всего — не самой школы. Это задача всей системы образования, которая решается и должна будет решена именно в системе образования, с использованием всех её ресурсов. А школа должна организовать родителям информированный и свободный выбор.

В следующий выборный период в 2012-2013 учебном году будет необходимо уже повсеместно обеспечить свободный информированный выбор родителями предмета обучения для ребенка. Это потребует проведения комплекса мероприятий для повышения готовности обеспечивать такой выбор в каждой школе. Включая подготовку учителей для ведения конфессиональных модулей, школьных администраций, контроль органов управления образованием, деятельность окружных методистов по религиозным культурам и этике, которые должны быть определены и работать в каждом окружном методическом центре. Решить эту задачу поможет постепенное расширение участия в родительских собраниях в школах полномочных представителей религиозных организаций. Положительная динамика в достижении информированного и свободного выбора предмета изучения наблюдалась практически во всех экспериментальных регионах — от первого ко второму учебному году в период эксперимента. В Москве эта динамика по ОПК уже проявилась в Зеленоградском учебном округе, где в экспериментальном режиме преподавание ОРКСЭ началось раньше и выборы в школах проводились уже несколько раз. Там зафиксирован рост выбора ОПК от первоначально заниженных значений (13%) к более адекватным значениям весной 2012 г. (32,1% ОПК, т.е. пока самый высокий показатель среди округов, близкий к среднему значению по стране в 32%).

Одна из основных задач при введении ОРКСЭ в Москве — подготовка учителей к преподаванию с учётом не только содержательной подготовки, но и личностной мировоззренческой позиции, отношения педагога к проекту.

Решением столичного Департамента образования была определена структура, ответственная за учебно-методическое, консультационное, информационное сопровождение курса ОРКСЭ в Москве: ГАОУ ВПО Московский институт открытого образования (МИОО), кафедра ЮНЕСКО (лаборатория истории и культуры религий мира). Все регионы, впервые приступающие к преподаванию ОРКСЭ, были прикреплены к регионам, участвовавшим в апробации курса в 2009-2011 гг. Сотрудники кафедры наладили контакт с коллегами из Тверской области, которая была определена для Москвы стажировочной площадкой. Принимая во внимание большие возможности московской системы образования, а также понятные трудности выездного обучения педагогов, подготовка московских учителей проводилось исключительно в городе. В то же время использовался опыт Тверской области в программировании и методическом обеспечении курсов повышения квалификации, взаимодействии с конфессиями.

В 2012-2013 учебном году на базе лаборатории истории и культуры религий мира МИОО запланирована более глубокая, развернутая подготовка в системе курсов повышения квалификации не только на 72 часа, но и на 144 часов, сочетающая как общее, так и углубленное содержание с учётом уже сделанного выбора модулей в московских школах и модулей, ведущихся конкретным педагогом. В перспективе в Москве должна будет сложиться многоуровневая и развернутая система подготовки учителей, включающая как общее содержание для педагогов, преподающих разные модули курса, так и специальную подготовку по отдельным модулям.

Учебное и методическое обеспечение преподавания ОРКСЭ в своей основной части было сформировано в процессе апробации курса в 2009-2011 гг. Учебники по ОРКСЭ комплекта издательства «Просвещение» публиковались в этом издательстве, но разработаны были под эгидой МКС и методического объединения по ОРКСЭ. Учебники по религиозным культурам готовились в религиозных организациях или с участием их представителей. За два года апробации в регионах-участниках было создано большое число вспомогательных методических разработок по всем модулям курса, особенно более распространенным: ОПК, этике и религиоведению. Эти разработки (поурочные планы, разработки конкретных тем, уроков, иллюстративные материалы и др.), ссылки на соответствующие ресурсы были размещены на странице лаборатории истории и культуры религий в Интернете, специально созданной для методической поддержки учителей в процессе обучения на курсах и в последующей работе.

Определенные трудности вызывало отсутствие учебников в школах на момент начала повышения квалификации учителей и проведения выбора модулей в школах. Другой проблемой стало включение в федеральные перечни учебников, которые не проходили апробацию в 2009-2011 гг. Среди них, к тому же, оказались учебники по «духовно-нравственной культуре», вообще не предусматривающие преподавание религиозных культур и светской этики по модульному принципу, по выбору семьи школьника. Это вызвало множество вопросов у работников образования. В Москве конструктивному разрешению этой ситуации способствовало проведение руководством городского Департамента образования селекторных совещаний по ОРКСЭ, на которых руководители образования в округах и директора школ получали необходимые указания. После создания городского Координационного совета по ОРКСЭ вопрос о том, по каким учебникам будут готовиться учителя и вестись преподавание в 2012-2013 учебном году был одним из первых. С учетом позиции представителей религиозных организаций было принято обоснованное решение: «3. Рекомендовать образовательным учреждениям города Москвы при заказе учебных пособий по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» выбирать материалы, предлагаемые издательством «Просвещение». Данная рекомендация связана с тем, что предлагаемые учебные пособия — результат совместной работы и единого решения представителей всех традиционных конфессий» [9].

В решении комплекса задач по введению преподавания религиозных культур и этики нельзя не учитывать задачу информационного обеспечения, взаимодействия с общественностью и СМИ. Интерес к введению преподавания в школах религиозных культур и этики проявляют не только родители школьников, но и различные общественные объединения, группы, придерживающиеся разных оценок религиозного образования, воспитания, изучения религий в светской (государственной и муниципальной) школе. Они высказывают свои позиции, иногда агрессивно пропагандируя свои оценки, мнения. При этом такие оценки и мнения могут основываться на недостоверной информации или содержать искажения реальных фактов.

Введение преподавания основ религиозных культур в школах сначала в вариативном компоненте учебного плана с 1990-х гг. и особенно в основной, обязательной части программы с 2009 г. действительно вызывало дискуссии в обществе. Одно из основных возражений заключалось в опасности провоцирования в школах межрелигиозных или межнациональных конфликтов из-за деления детей по группам для изучения культуры разных религий. Деление учащихся на учебные группы для изучения своей традиционной религии, религиозной культуры осуществляется в светской школе большого числа европейских государств, где принята подобная модель изучения религий и этики и это не вызывает никаких противоречий. У нас же такие опасения высказывали многие работники образования, ученые, родители, некоторые религиозные деятели, и эти опасения широко и активно транслировались в СМИ.

В эксперименте 2009-2011 гг. эти «опасения о разделении» не подтвердились. В 2011 г. Президент России Д.А. Медведев так отреагировал на рассказ одной из участниц встречи с учителями о том, что введение нового предмета в школе прошло удачно и не создало опасности разобщения школьников: «Я очень рад, что это получилось. Приняв это непростое решение, мы ничего не нарушили, а создали дополнительные возможности». Он отметил, что при введении нового курса был сохранен выбор в отношении религии, которую школьник может изучать. «Тем самым мы сняли наибольшее количество страхов и опасений, которые отчасти были оправданными, а отчасти генерировались порой в провокационных целях» [10]. Таким образом, уже в 2011 г. стало ясно, что «генерировать» такие опасения после нашего двухлетнего эксперимента в 21 регионе, и многолетнего опыта других стран — просто неконструктивно.

Рассматривая перспективы развития преподавания религиозных культур и этики в российской школе, в том числе в Москве следует отметить, что они также будут формироваться с учётом отношения к этому процессу общественности, прежде всего родителей учащихся, выступающих «заказчиками» духовно-нравственного образования детей в школе. Очевидно, что изучение традиционных религиозных культур и этики, духовно-нравственное образование в течение 34 часов и только в одном классе не может обеспечить условия духовно-нравственного воспитания детей в школе. Экспериментальный курс ОРКСЭ, его введение и преподавание имело целью, кроме прочего, сформировать систему организации и обеспечения изучения в школах религиозных культур и этики по выбору с участием всех субъектов этого процесса. Отработать взаимодействие между ними по вопросам выбора предмета изучения, подготовки учебно-методического обеспечения, учителей и др. на всех уровнях — федеральном, региональном, муниципальном и школьном.

Рекомендация о расширении преподавания по итогам эксперимента были сформулированы осенью 20011 г. Комиссией по вопросам религиозных объединений при Правительстве России. Минобрнауки России рекомендовано: «проработать вопрос о преподавании комплексного курса в течение полного учебного года и на всех ступенях школьного образования» а также соответственно «рассмотреть вопрос об увеличении количества часов, предусматриваемых для повышения квалификации учителей по комплексному курсу» [11]. Эти решения и выводы опирались на данные социологических исследований, проведённых в период эксперимента.

По итогам исследования Общественной палаты РФ в 2010 г. «Каждый четвертый (24%) участник опроса высказался за изучение религиозных культур с первого класса. Некоторые родители предлагали начинать еще раньше – в дошкольном возрасте». При этом каждый шестой участник опроса считал, что курс следует преподавать с первого по последний класс школы и среди тех, кто думает подобным образом, есть не только верующие, но и атеисты. Как отмечается в итогах опроса, эти данные хорошо согласуются с результатами опроса преподавателей ОРКСЭ, проведенного Социологическим центром Российской академии государственной службы при Президенте РФ (РАГС). «Согласно результатам указанного исследования 56% педагогов считают, что преподавание следует начинать в начальных классах (1 — 4 класс), …большинство педагогов считают, что преподавание религиозных культур и этики следует начинать с начальной школы». По вопросу о том, как долго следует изучать религиозные культуры и этику в школе большинство (52%) участников этого опроса указали, что следует преподавать не менее пяти лет. Только менее 1% респондентов высказались за то, чтобы религиозные культуры изучались не более 1 года [12, с 36-37].

В Инструктивно-нормативном письме «Об обучении основам религиозных культур и светской этики» в общеобразовательных учреждениях» для учителей и организаторов введения курса указано, что основными задачами введения преподавания религиозных культур и этики, в частности, являются: «знакомство учащихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики по выбору родителей (законных представителей) … формирование ценностно-смысловой сферы личности с учетом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семьи» [13]. Эти новые для многих работников образования задачи обучения и воспитания предстоит решать в тесном взаимодействии школы, педагогов с семьями учащихся, общественностью, окружающим социумом.

 

 

Источники

 

1. Об апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» / Пресс-релиз Минобрнауки России 01.09.2009. Определена структура комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». / Пресс-релиз Минобрнауки России 09.12.2009.

2. Электронный ресурс: http://www.orkce.org/node/62

3. Электронный ресурс: http://www.orkce.org/o-kurse-orkseh/normativnye-materialy

4. Электронный ресурс: http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=EXP;n=403467

5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. — М.: Просвещение, 2010.

6. Методические материалы «Об апробации комплексного учебного курса ОРКСЭ». / Письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России в органы управления образованием субъектов РФ от 30 апреля 2010 г. № 03-831. / Электронный ресурс: на сайте http://www.otdelro.ru

7. Регламент выбора модуля. / Электронный ресурс: http://mioo.seminfo.ru/course/view.php?id=2056

8. О введении курса «Основы религиозной культуры и светской этики». Из выступления руководителя Департамента образования И.И. Калины на еженедельном селекторе 29.03.2012 г. / 11.04.2012. /Электронный ресурс: http://www.educom.ru/ru/firstface/detail/?ID=28247

9. Протокол заседания Координационного совета г. Москвы по введению в общеобразовательных учреждениях «Основ религиозных культур и светской этики» от 18 апреля 2012 г., п.3.

10. Расширить преподавание в школе основ религий можно, но с согласия родителей — Медведев. / Интерфакс-религия, 07.11.2011. / Электронный ресурс: http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=42925

11. Протокол заседания Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве России от 4 октября 2011 г. Электронный ресурс: http://www.orkce.org/o-kurse-orkseh/normativnye-materialy

12. Отношение родителей к преподаванию в общеобразовательных школах курса «Основы религиозных культур и светской этики». Материалы к слушаниям по итогам первого года апробации курса. 1 декабря 2010 г. — М.: Общественная плата Российской Федерации, 56 с.

13. Приложение к письму «О введении курса ОРКСЭ» директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Е.Л. Низиенко руководителям органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющим управление в сфере образования от 22.08.2012 г. № 08-250. Электронный ресурс: http://www.orkce.org/node/416


Источник:      Вера и Время

Последние публикации:
Святейший Патриарх Кирилл в храме св. мученицы Татианы в Люблино, 12.12.2018

12 декабря 2018

Святейший Патриарх Кирилл:

«Сегодня очень тяжёлые события происходят в братской Украине». Проповедь в храме святой мученицы Татианы в Люблине

...речь идёт не о том, быть или не быть независимой Церкви на Украине, как то утверждают сторонники независимости, а речь идёт о том, какой быть Церкви на Украине — Церкви Божией, творящей волю Божию, или лжецеркви, служащей диаволу и только...

(См. далее...)

25 ноября 2018

Ольга Орлова:

Помощница усердная. Памяти схимонахини Клавдии (Петруненковой)

...По послушанию взявшись за этот подвиг, с целым сонмом исповедников она познакомилась лично. Знала многих из тех, кто впоследствии был прославлен в лике святых: святителя Луку (Войно-Ясенецкого), преподобного Серафима Вырицкого (бывшего духовником схимонахини Марии); бывала и у преподобных...

(См. далее...)

21 ноября 2018

Святейший Патриарх Кирилл:

«Их смерть стала семенем для современного христианства…». Проповедь в день памяти святителя Тихона и отцов Поместного Собора 1917-1918 гг. в храме Свято-Тихоновского университета

...Можем мы себе представить подвиг Патриарха Тихона, если бы он утратил надежду? Или подвиг наших новомучеников, исповедников, тех, кого расстреливали в Бутово, кого заточали...

(См. далее...)

15 ноября 2018

Святейший Патриарх Кирилл:

«Роль учителя приобретает в нынешних условиях огромное значение». Слово на пленарном заседании Всероссийского съезда учителей русской словесности

...мы призваны научить молодых людей ценить настоящую культуру и отличать в лавинообразном информационном потоке шумы от сигналов. Мы призваны прививать юношеству любовь к чтению, к классической русской литературе...

(См. далее...)

Публикация:

Вера и Время

22.11.2012

Также у этого автора:

4 июня 2017

Моделирование социального партнерства в духовно-нравственном образовании школьников

Включение в содержание общего образования предметных областей духовно-нравственной воспитательной направленности, предусматривающих преподавание... (Далее)

22 января 2016

Новое об изучении религий и воспитании школьников в законе «Об образовании в Российской Федерации»

...Наша недавняя история, отношение государства к Церкви как своему идеологическому противнику привели к устойчивым искажениям в употреблении... (Далее)


Архив публикаций:
Святые и святыни:
Преподобный Савва Сторожевский

16 декабря

Преподобный Савва Сторожевский, Звенигородский (1406)

...За высокую добродетельную жизнь Господу угодно было прославить преподобного даром прозорливости. Перед походом князя Звенигородского Юрия Димитриевича на войну, святой старец, помолившись, благословил его и предсказал ему победу и благополучное возвращение...

(См. далее...)

Фотоальбомы

22 июня 2018

Родная земля. Дорогами паломников: Кострома - Нерехта - Плёс

Фотоальбом по материалам паломнической поездки московских педагогов в Кострому 22-24 июня 2018 года.

(См. далее...)

Анонсы

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Рейтинг@Mail.ru

Вера и Время    2018