Изучение традиционных религий | Основы Православной культуры Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ. Проект №11-06-00356а
Введение преподавания в общеобразовательных учреждениях города Москвы основ религиозных культур и светской этики (комплексный курса ОРКСЭ) — новое и во многом уникальное явление не только для московской школы, но и в целом для системы образования в нашей стране. Учитывая эту новизну, специфику изучения в школе религий и духовно-нравственного воспитания, высокий уровень общественного внимания к этой теме, а также мировой опыт преподавания в школе курсов по традиционным религиям и этике, в числе базовых принципов работы с самого начала в 2009 г. были определены [1]:
- соблюдение конституционных норм о светском характере государства;
- взаимодействие органов исполнительной власти с религиозными организациями;
- межконфессиональное сотрудничество и координация действий всех участников;
- учёт запросов граждан на изучение их детьми основ культуры религий и светской этики, реализация запроса через школьные органы самоуправления.
ОРКСЭ включает 6 модулей (предметов) по выбору, из которых 4 конфессиональные: Основы православной культуры, Основы исламской культуры, Основы буддийской культуры, Основы иудейской культуры и 2 неконфессиональные: Основы мировых религиозных культур, Основы светской этики. Один из модулей изучается ребенком по выбору его семьи, родителей (законных представителей). Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных учреждений ОРКСЭ служат поручение президента РФ от 2 августа 2009 г. [2] и распоряжение председателя правительства РФ от 11 августа 2009 г. [3].
Проект введения преподавания религиозных культур и этики в российской школе изначально реализуется совместно государством и традиционными российскими конфессиями. Центральным управленческим органом в процессе апробации и дальнейшей работы является Межведомственный координационный совет (МКС) по реализации плана мероприятий апробации и введения ОРКСЭ. В состав МКС входят представители органов власти: Минобрнауки России, Администрации президента РФ, аппаратов полномочных представителей президента РФ в федеральных округах и заинтересованных религиозных организаций. Решения принимаются при согласии всех участников. В данном проекте реализуется новая роль семьи, родителей школьников в общем образовании, которые впервые выбирают содержание обучения и воспитания для своих детей в рамках основной, обязательной части школьной программы с учётом их мировоззренческих и культурных потребностей.
Указанные принципиальные особенности введения ОРКСЭ обусловлены особым содержанием и образовательными задачами учебных дисциплин по религиозным культурам и этике. Все это — мировоззренческие учебные предметы (модули), направленные на духовно-нравственное развитие и воспитание детей, формирующие ценностно-смысловую сферу личности или оказывающие существенное влияние на её формирование (преподавание этики). Семья, родители имеются приоритетные права в воспитании своих детей и несут основную ответственность за них, поэтому преподавание мировоззренческих учебных курсов, предметов, модулей может проводиться только с согласия семьи школьника, по её выбору. Религиозные организации в этом процессе обеспечивают соответствие содержания образования по религиозным культурам историческим и культурным традициям соответствующей религиозной конфессии.
Естественно, что этот новый процесс не обходится без трудностей, противоречий. Все они будут преодолеваться постепенно по мере формирования системы взаимодействия, социального партнерства органов власти, конфессий и семей школьников, а также изживания стереотипов в отношении к религии и религиозным объединениям, сложившихся в период атеистического государства.
В числе основных задач, которые решались в московской системе образования (как и в других регионах России) на первом этапе подготовки к преподаванию ОРКСЭ, и будут актуальны в дальнейшем, выделим следующие позиции:
1) взаимодействие органов управления образованием и образовательных учреждений с религиозными организациями, их учреждениями и представителями;
2) взаимодействие администраций и педагогических работников школ с родителями, семьями учащихся, прежде всего в обеспечении свободного, информированного выбора предмета (модуля) семьей школьника;
3) подготовка учителей к преподаванию разных предметов (модулей) с учётом их личностной мировоззренческой позиции, отношения к проекту, цели и задачам введения курса, новой предметной области;
4) учебное и методическое обеспечение, учебники и пособия;
5) информационное обеспечение, взаимодействие с обществом, СМИ.
Основные позиции о взаимодействии органов управления образованием с религиозными организациями были определены в методических материалах, подготовленных в МКС и направленных в регионы письмом Минобрнауки РФ, где сказано, что в организации взаимодействия с религиозными организациями в подготовке и проведении апробации ОРКСЭ Департамент государственной политики в образовании Минобрнауки РФ рекомендует учитывать положения Примерного соглашения о сотрудничестве органа управления образованием субъекта РФ и централизованной религиозной организации, направленного в субъекты РФ письмом от 13 июля 2007 г. № 03-1584 [4].
Далее: «В частности, в рамках данного взаимодействия важно организовать привлечение представителей религиозных организаций или уполномоченных религиозными организациями специалистов для участия в решении следующих задач: обеспечения свободного выбора родителями школьников изучения их детьми модулей по основам религиозных культур в рамках апробации курса; организации курсов повышения квалификации и (или) переподготовки педагогических работников общеобразовательных учреждений, включая участие в реализации образовательных программ по соответствующим модулям комплексного курса; аккумуляции и развития полученного в регионах опыта по разработке методических материалов в дополнение к существующему учебно-методическому обеспечению курса. МКС рекомендовал создать подобные координационные советы в каждом регионе.
Соответственно в Москве распоряжением Департамента образования от 20 марта 2012 г. № 74р был утверждён состав регионального Координационного совета города Москвы и региональный план мероприятий по введению в ОУ комплексного учебного курса ОРКСЭ, учитывающий общие позиции, установленные решениями МКС. Таким образом, в Москве была организована управленческая структура, в рамках которой происходит согласование действий участников процесса, прежде всего органов власти и заинтересованных религиозных организаций (представляющих религии, предметы-модули по которым включены в курс ОРКСЭ). В состав совета вошли представители Русской Православной Церкви, а также организаций мусульман, буддистов, иудаистов.
Участие конфессий не исчерпывается представительством в региональном координационном совете. По опыту регионов — участников апробации, практическое взаимодействие системы образования и религиозных организаций выстраивается по трем основным направлениям:
- подготовка учителей по соответствующей религиозной культуре во взаимодействии с учреждениями повышения квалификации и переподготовки учителей, педагогическими вузами, университетами и другими учреждениями, которые в регионе проводят такую подготовку. Соответственно к подготовке учителей по ОРКСЭ в Москве привлекались представители конфессий, в основном для содержательных лекций по истории и культуре конкретной религии;
- взаимодействие при разработке, апробации, конфессиональной экспертизе и использовании учебного и методического обеспечения по соответствующим модулям курса. Учебники по религиозным культурам для апробации курса ОРКСЭ, опубликованные в издательстве «Просвещение», были подготовлены в религиозных организациях или с участием рекомендованных конфессиями светских специалистов;
- выбор модулей родителями в школах. Это было обусловлено как недостаточной готовностью к этому в системе образования, так и особенностями структурирования организаций РПЦ в Москве. Особенностью Москвы как канонической территории Московского Патриархата является то, что управление Московской епархией РПЦ осуществляет непосредственно Патриарх, и в Москве нет отдельной епархиальной (региональной) управленческой церковной структуры, как в других субъектах РФ. До формирования такой структуры в Москве в Церкви принято решение о назначении лиц, ответственных за взаимодействие с системой образования в городе на окружном уровне (в церковной административной системе викариатства). Система взаимодействия будет выстраиваться и ниже — на уровне церковных благочиний (префектур, управ). То же касается отношений с другими традиционными религиозными организациями народов России.
Такое взаимодействие государства и религиозных организаций в системе образования не противоречит светскости государства и светскому характеру образования, независимости государства от Церкви и Церкви от государства, соответствует ФГОС общего образования нового поколения. В Примерной программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в начальной школе, являющейся частью ФГОС начального общего образования специальный раздел программы содержит рекомендации по организации совместной деятельности школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся (1.6): «При разработке и осуществлении программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования образовательное учреждение может взаимодействовать, в том числе на системной основе, с традиционными религиозными организациями… могут быть использованы различные формы взаимодействия: – участие представителей… традиционных религиозных организаций с согласия обучающихся и их родителей (законных представителей) в проведении отдельных мероприятий в рамках реализации направлений программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования; – реализация педагогической работы указанных организаций и объединений с обучающимися в рамках отдельных программ, согласованных с программой духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования и одобренных педагогическим советом образовательного учреждения и родительским комитетом образовательного учреждения; – проведение совместных мероприятий по направлениям духовно-нравственного развития и воспитания в образовательном учреждении» [5, с. 25-26].
Переходя к вопросу о взаимодействии с родителями, семьями, обеспечению информированного характера и свободы выбора модуля семьей школьника вначале также следует упомянуть федеральные документы — методические материалы, разработанные в МКС и направленные в регионы Минобрнауки РФ в 2010 г.
В них указано: «Принятие решения о записи ребенка на изучение определенного модуля без согласия его родителей (законных представителей) не допускается. Представители школьной администрации, учителя, работники органов управления образованием ни в коем случае не должны выбирать за семью модуль курса для обучения, без учёта мнения родителей учащегося определять, какой именно модуль будет изучать ребёнок. Организация процедуры выбора в обязательном порядке должна включать участие школьного совета. Результаты выбора должны быть зафиксированы протоколами родительских собраний и письменными заявлениями родителей о выборе определённого модуля для обучения своего ребёнка. Наряду с организацией в школах коллективного ознакомления родителей школьников с образовательной программой, проведением родительских собраний, конференций, может потребоваться и индивидуальная работа, собеседование с отдельными семьями, родителями, особенно из числа тех, кто испытывает трудности в социальной адаптации. Порядок такой работы может быть определён школьным советом (органом самоуправления в школе) с участием родительского сообщества» [6].
На основе данного материала в регионах разрабатываются региональные документы по процедуре выбора модуля в школах, взаимодействия с родителями школьников. В Москве регламент выбора модулей ОРКСЭ в общеобразовательном учреждении, включающий рекомендации по процедуре и формы отчетных документов, был подготовлен в лаборатории истории и культуры религий МИОО. Документ был направлен в школы и размещен на сайте МИОО вместе с другими материалами по ОРКСЭ [7]. Результаты выбора модулей ОРКСЭ в Москве весной 2012 г. отражают как действительный выбор москвичами предмета духовно-нравственного образования для своих детей, так и готовность московской системы образования обеспечить информированный и свободный выбор. Очевидно, что в первый раз сделать это абсолютно корректно во всех школах было чрезвычайно трудно. Многие были просто не готовы к такой ситуации. Кроме того, некоторые объективные условия (возможность выбора модуля даже для одного ребенка, дефицит учителей по религиозным культурам в школах и др.) создавали дополнительные препятствия. В итоге, как и во многих других регионах, данные по выбору конфессиональных модулей оказались заниженными. Так, если православными называют себя до 60-70% респондентов в среднем по стране, в Москве примерно 50-60%, то выбор ОПК составил чуть больше 23% в среднем по городу (по стране 32%). Надо иметь в виду, что часть семей, называющих себя в соцопросах православными, выбрали неконфессиональные модули по причине реальной малой укоренённости семьи в этой традиции или просто потому, что предпочли изучение другого модуля. Многие семьи не смогли в этом году выбрать изучение ОПК для своих детей, либо были поставлены в такие условия, что вынуждены были согласиться с изучением их ребенком другого модуля, поскольку школе легче обеспечить его преподавание. Сказанное касается и последователей других конфессий. Готовность обеспечить свободный выбор оказалась разной в учебных округах. Явно выделяются Восточный и Северо-Восточный, где выбор ОПК оказался примерно в 2 раза меньше, чем в других. Обратило внимание отсутствие выбора модулей по исламу, буддизму, иудаизму в Северном округе.
Комментируя эту ситуацию на селекторном совещании с руководителями округов 29 марта 2012 г., руководитель Департамента образования И.И. Калина указал: «Опыт 19 субъектов в 2009 году и 21 субъекта в 2011 году говорит о том, что очень часто мы работники образования идем по тому пути, который легче нам, но менее интересен семье. Конечно, легче организовать изучение основ светской этики, чем основ любой религиозной культуры. И мы тогда где-то явно, где-то не явно, но, все-таки, оказываем некое давление на семьи и в результате получаем очень большое количество желающих изучать светскую этику и гораздо меньшее количество желающих изучать основы религиозных культур, в частности православной культуры, чем можно было бы ожидать на наших территориях. Поэтому я прошу избегать любого давления на семью, с тем, чтобы обеспечить удобный для школ выбор. В большом городе большие возможности, значит, и у нас должно быть достаточное количество организаций, которые могут помочь в обучении педагогов. Есть многолетнее сотрудничество с Русской православной церковью, которая может оказать серьезную помощь, с учётом того, что достаточно много учебных заведений РПЦ знают как и умеют работать с подростками и детьми, не переходя границ светского образования. У семьи полная свобода выбора и если она выбирает основы православной культуры, то система образования с помощью наших коллег в РПЦ в состоянии обеспечить грамотное изучение и этого направления курса ОРКСЭ» [8].
Особенно выделим позицию, акцентированную в выступлении руководителя Департамента образования города Москвы И.И. Калины на городском родительском собрании, организованном в связи с введением преподавания религиозных культур и этики. А именно, что вопрос обеспечения возможности изучения любого предмета-модуля по ОРКСЭ в любой московской школе любым числом учащихся (решение о необходимости обеспечения выбора даже для одной семьи в школе было принято руководством федерального министерства) — дело не только школы, и прежде всего — не самой школы. Это задача всей системы образования, которая решается и должна будет решена именно в системе образования, с использованием всех её ресурсов. А школа должна организовать родителям информированный и свободный выбор.
В следующий выборный период в 2012-2013 учебном году будет необходимо уже повсеместно обеспечить свободный информированный выбор родителями предмета обучения для ребенка. Это потребует проведения комплекса мероприятий для повышения готовности обеспечивать такой выбор в каждой школе. Включая подготовку учителей для ведения конфессиональных модулей, школьных администраций, контроль органов управления образованием, деятельность окружных методистов по религиозным культурам и этике, которые должны быть определены и работать в каждом окружном методическом центре. Решить эту задачу поможет постепенное расширение участия в родительских собраниях в школах полномочных представителей религиозных организаций. Положительная динамика в достижении информированного и свободного выбора предмета изучения наблюдалась практически во всех экспериментальных регионах — от первого ко второму учебному году в период эксперимента. В Москве эта динамика по ОПК уже проявилась в Зеленоградском учебном округе, где в экспериментальном режиме преподавание ОРКСЭ началось раньше и выборы в школах проводились уже несколько раз. Там зафиксирован рост выбора ОПК от первоначально заниженных значений (13%) к более адекватным значениям весной 2012 г. (32,1% ОПК, т.е. пока самый высокий показатель среди округов, близкий к среднему значению по стране в 32%).
Одна из основных задач при введении ОРКСЭ в Москве — подготовка учителей к преподаванию с учётом не только содержательной подготовки, но и личностной мировоззренческой позиции, отношения педагога к проекту.
Решением столичного Департамента образования была определена структура, ответственная за учебно-методическое, консультационное, информационное сопровождение курса ОРКСЭ в Москве: ГАОУ ВПО Московский институт открытого образования (МИОО), кафедра ЮНЕСКО (лаборатория истории и культуры религий мира). Все регионы, впервые приступающие к преподаванию ОРКСЭ, были прикреплены к регионам, участвовавшим в апробации курса в 2009-2011 гг. Сотрудники кафедры наладили контакт с коллегами из Тверской области, которая была определена для Москвы стажировочной площадкой. Принимая во внимание большие возможности московской системы образования, а также понятные трудности выездного обучения педагогов, подготовка московских учителей проводилось исключительно в городе. В то же время использовался опыт Тверской области в программировании и методическом обеспечении курсов повышения квалификации, взаимодействии с конфессиями.
В 2012-2013 учебном году на базе лаборатории истории и культуры религий мира МИОО запланирована более глубокая, развернутая подготовка в системе курсов повышения квалификации не только на 72 часа, но и на 144 часов, сочетающая как общее, так и углубленное содержание с учётом уже сделанного выбора модулей в московских школах и модулей, ведущихся конкретным педагогом. В перспективе в Москве должна будет сложиться многоуровневая и развернутая система подготовки учителей, включающая как общее содержание для педагогов, преподающих разные модули курса, так и специальную подготовку по отдельным модулям.
Учебное и методическое обеспечение преподавания ОРКСЭ в своей основной части было сформировано в процессе апробации курса в 2009-2011 гг. Учебники по ОРКСЭ комплекта издательства «Просвещение» публиковались в этом издательстве, но разработаны были под эгидой МКС и методического объединения по ОРКСЭ. Учебники по религиозным культурам готовились в религиозных организациях или с участием их представителей. За два года апробации в регионах-участниках было создано большое число вспомогательных методических разработок по всем модулям курса, особенно более распространенным: ОПК, этике и религиоведению. Эти разработки (поурочные планы, разработки конкретных тем, уроков, иллюстративные материалы и др.), ссылки на соответствующие ресурсы были размещены на странице лаборатории истории и культуры религий в Интернете, специально созданной для методической поддержки учителей в процессе обучения на курсах и в последующей работе.
Определенные трудности вызывало отсутствие учебников в школах на момент начала повышения квалификации учителей и проведения выбора модулей в школах. Другой проблемой стало включение в федеральные перечни учебников, которые не проходили апробацию в 2009-2011 гг. Среди них, к тому же, оказались учебники по «духовно-нравственной культуре», вообще не предусматривающие преподавание религиозных культур и светской этики по модульному принципу, по выбору семьи школьника. Это вызвало множество вопросов у работников образования. В Москве конструктивному разрешению этой ситуации способствовало проведение руководством городского Департамента образования селекторных совещаний по ОРКСЭ, на которых руководители образования в округах и директора школ получали необходимые указания. После создания городского Координационного совета по ОРКСЭ вопрос о том, по каким учебникам будут готовиться учителя и вестись преподавание в 2012-2013 учебном году был одним из первых. С учетом позиции представителей религиозных организаций было принято обоснованное решение: «3. Рекомендовать образовательным учреждениям города Москвы при заказе учебных пособий по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» выбирать материалы, предлагаемые издательством «Просвещение». Данная рекомендация связана с тем, что предлагаемые учебные пособия — результат совместной работы и единого решения представителей всех традиционных конфессий» [9].
В решении комплекса задач по введению преподавания религиозных культур и этики нельзя не учитывать задачу информационного обеспечения, взаимодействия с общественностью и СМИ. Интерес к введению преподавания в школах религиозных культур и этики проявляют не только родители школьников, но и различные общественные объединения, группы, придерживающиеся разных оценок религиозного образования, воспитания, изучения религий в светской (государственной и муниципальной) школе. Они высказывают свои позиции, иногда агрессивно пропагандируя свои оценки, мнения. При этом такие оценки и мнения могут основываться на недостоверной информации или содержать искажения реальных фактов.
Введение преподавания основ религиозных культур в школах сначала в вариативном компоненте учебного плана с 1990-х гг. и особенно в основной, обязательной части программы с 2009 г. действительно вызывало дискуссии в обществе. Одно из основных возражений заключалось в опасности провоцирования в школах межрелигиозных или межнациональных конфликтов из-за деления детей по группам для изучения культуры разных религий. Деление учащихся на учебные группы для изучения своей традиционной религии, религиозной культуры осуществляется в светской школе большого числа европейских государств, где принята подобная модель изучения религий и этики и это не вызывает никаких противоречий. У нас же такие опасения высказывали многие работники образования, ученые, родители, некоторые религиозные деятели, и эти опасения широко и активно транслировались в СМИ.
В эксперименте 2009-2011 гг. эти «опасения о разделении» не подтвердились. В 2011 г. Президент России Д.А. Медведев так отреагировал на рассказ одной из участниц встречи с учителями о том, что введение нового предмета в школе прошло удачно и не создало опасности разобщения школьников: «Я очень рад, что это получилось. Приняв это непростое решение, мы ничего не нарушили, а создали дополнительные возможности». Он отметил, что при введении нового курса был сохранен выбор в отношении религии, которую школьник может изучать. «Тем самым мы сняли наибольшее количество страхов и опасений, которые отчасти были оправданными, а отчасти генерировались порой в провокационных целях» [10]. Таким образом, уже в 2011 г. стало ясно, что «генерировать» такие опасения после нашего двухлетнего эксперимента в 21 регионе, и многолетнего опыта других стран — просто неконструктивно.
Рассматривая перспективы развития преподавания религиозных культур и этики в российской школе, в том числе в Москве следует отметить, что они также будут формироваться с учётом отношения к этому процессу общественности, прежде всего родителей учащихся, выступающих «заказчиками» духовно-нравственного образования детей в школе. Очевидно, что изучение традиционных религиозных культур и этики, духовно-нравственное образование в течение 34 часов и только в одном классе не может обеспечить условия духовно-нравственного воспитания детей в школе. Экспериментальный курс ОРКСЭ, его введение и преподавание имело целью, кроме прочего, сформировать систему организации и обеспечения изучения в школах религиозных культур и этики по выбору с участием всех субъектов этого процесса. Отработать взаимодействие между ними по вопросам выбора предмета изучения, подготовки учебно-методического обеспечения, учителей и др. на всех уровнях — федеральном, региональном, муниципальном и школьном.
Рекомендация о расширении преподавания по итогам эксперимента были сформулированы осенью 20011 г. Комиссией по вопросам религиозных объединений при Правительстве России. Минобрнауки России рекомендовано: «проработать вопрос о преподавании комплексного курса в течение полного учебного года и на всех ступенях школьного образования» а также соответственно «рассмотреть вопрос об увеличении количества часов, предусматриваемых для повышения квалификации учителей по комплексному курсу» [11]. Эти решения и выводы опирались на данные социологических исследований, проведённых в период эксперимента.
По итогам исследования Общественной палаты РФ в 2010 г. «Каждый четвертый (24%) участник опроса высказался за изучение религиозных культур с первого класса. Некоторые родители предлагали начинать еще раньше – в дошкольном возрасте». При этом каждый шестой участник опроса считал, что курс следует преподавать с первого по последний класс школы и среди тех, кто думает подобным образом, есть не только верующие, но и атеисты. Как отмечается в итогах опроса, эти данные хорошо согласуются с результатами опроса преподавателей ОРКСЭ, проведенного Социологическим центром Российской академии государственной службы при Президенте РФ (РАГС). «Согласно результатам указанного исследования 56% педагогов считают, что преподавание следует начинать в начальных классах (1 — 4 класс), …большинство педагогов считают, что преподавание религиозных культур и этики следует начинать с начальной школы». По вопросу о том, как долго следует изучать религиозные культуры и этику в школе большинство (52%) участников этого опроса указали, что следует преподавать не менее пяти лет. Только менее 1% респондентов высказались за то, чтобы религиозные культуры изучались не более 1 года [12, с 36-37].
В Инструктивно-нормативном письме «Об обучении основам религиозных культур и светской этики» в общеобразовательных учреждениях» для учителей и организаторов введения курса указано, что основными задачами введения преподавания религиозных культур и этики, в частности, являются: «знакомство учащихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики по выбору родителей (законных представителей) … формирование ценностно-смысловой сферы личности с учетом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семьи» [13]. Эти новые для многих работников образования задачи обучения и воспитания предстоит решать в тесном взаимодействии школы, педагогов с семьями учащихся, общественностью, окружающим социумом.
Источники
1. Об апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» / Пресс-релиз Минобрнауки России 01.09.2009. Определена структура комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». / Пресс-релиз Минобрнауки России 09.12.2009.
2. Электронный ресурс: http://www.orkce.org/node/62
3. Электронный ресурс: http://www.orkce.org/o-kurse-orkseh/normativnye-materialy
4. Электронный ресурс: http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=EXP;n=403467
5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. — М.: Просвещение, 2010.
6. Методические материалы «Об апробации комплексного учебного курса ОРКСЭ». / Письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России в органы управления образованием субъектов РФ от 30 апреля 2010 г. № 03-831. / Электронный ресурс: на сайте http://www.otdelro.ru
7. Регламент выбора модуля. / Электронный ресурс: http://mioo.seminfo.ru/course/view.php?id=2056
8. О введении курса «Основы религиозной культуры и светской этики». Из выступления руководителя Департамента образования И.И. Калины на еженедельном селекторе 29.03.2012 г. / 11.04.2012. /Электронный ресурс: http://www.educom.ru/ru/firstface/detail/?ID=28247
9. Протокол заседания Координационного совета г. Москвы по введению в общеобразовательных учреждениях «Основ религиозных культур и светской этики» от 18 апреля 2012 г., п.3.
10. Расширить преподавание в школе основ религий можно, но с согласия родителей — Медведев. / Интерфакс-религия, 07.11.2011. / Электронный ресурс: http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=42925
11. Протокол заседания Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве России от 4 октября 2011 г. Электронный ресурс: http://www.orkce.org/o-kurse-orkseh/normativnye-materialy
12. Отношение родителей к преподаванию в общеобразовательных школах курса «Основы религиозных культур и светской этики». Материалы к слушаниям по итогам первого года апробации курса. 1 декабря 2010 г. — М.: Общественная плата Российской Федерации, 56 с.
13. Приложение к письму «О введении курса ОРКСЭ» директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Е.Л. Низиенко руководителям органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющим управление в сфере образования от 22.08.2012 г. № 08-250. Электронный ресурс: http://www.orkce.org/node/416
Источник: Вера и Время
|