Рейтинг@Mail.ru На главную Библиотека Фотогалерея Контакты Лица О проекте Поиск      В е р а    и    В р е м я
Религиозные ценности и современная система образования
Основные разделы:
Аннотация:

Рассматривается проблема стандартизации религиозного образования Русской Православной Церкви в средней школе в контексте процессов возрастания влияния Церкви в общественной жизни, развития государственно-конфессиональных отношений, институционализации религиозного образования в Российской Федерации в постсоветский период

Публикации по теме:
Митрополит Иларион

8 марта 2018

Митрополит Волоколамский Иларион:

Мы должны закладывать в наших детей духовно-нравственный код, который поможет им вырасти полноценными гражданами

3 марта 2018 года в передаче «Церковь и мир», выходящей на канале «Россия-24» по субботам и воскресеньям, председатель Отдела внешних церковных...

(См. далее...)

15 февраля 2018

Митрополит Волоколамский Иларион:

Теология и преподавание религии в школе

Доклад митрополита Волоколамского Илариона на пленарном заседании конференции «Духовно-нравственное образование в современной школе: социально-философский, научно-педагогический и межрелигиозный аспекты», прошедшей...

(См. далее...)

Последние репортажи:

18 декабря 2018

Клуб «Я шагаю по Москве» («Активное долголетие»): знакомство с храмами в селе Козлово Спировского района Тверской области

18 декабря 2018 года, в преддверии дня памяти святителя Николая Чудотворца, в Городском методическом центре Департамента образования города Москвы прошло очередное заседание клуба «Я шагаю по Москве» («Активное долголетие»).

(См. далее...)

16 декабря 2018

Итоговое заседание Совета Ассоциации учителей православной культуры города Москвы

16 декабря 2018 года в конференц-зале Центрального совета ВООПИиК прошло расширенное заседание Совета Ассоциации учителей православной культуры города Москвы, посвящённое итогам года.

(См. далее...)


ПУБЛИКАЦИИ
Автор публикации:
Метлик Игорь Витальевич /Доктор педагогических наук, Заведующий лабораторией развития воспитания и социализации детей Института изучения детства, семьи и воспитания РАО, профессор кафедры общей и социальной педагогики ПСГТУ, заведующий Научно-методическим кабинетом Синодального ОРОИК РПЦ

Метлик Игорь Витальевич

Доктор педагогических наук
Заведующий лабораторией развития воспитания и социализации детей Института изучения детства, семьи и воспитания РАО, профессор кафедры общей и социальной педагогики ПСГТУ, заведующий Научно-методическим кабинетом Синодального ОРОИК РПЦ

Публикации этого автора


Склярова Татьяна Владимировна /Доктор педагогических наук, Доцент, декан педагогического факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета

Склярова Татьяна Владимировна

Доктор педагогических наук
Доцент
декан педагогического факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета

Публикации этого автора

17 июня 2012

Изучение традиционных религий | Основы Православной культуры


 

Религиозное образование Русской Православной Церкви и проблема его стандартизации в общеобразовательной школе

(Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ. Проект №11-06-00356а)


И.В. Метлик
Т.В. Склярова

В последние годы всё более актуальным, вызывающим широкий интерес научно-педагогического сообщества и общества в целом, является развитие в нашей стране школьного религиозного образования. Первая волна интереса к этой теме относится к началу 1990-х гг. После отказа от монополии коммунистической атеистической идеологии священники впервые появились в школах. Учителя и школьники получили возможность слышать о религии и Церкви не только «научную критику», но и включать положительные знания о религии в образовательный процесс. Возникли религиозные средние школы, детские сады, вузы, другие учебные заведения (православные, исламские, иудаистские). В Конституцию была включена норма о признании идеологического многообразия в обществе, отменены дискриминирующие верующих нормы об отделении Церкви от школы, что создало принципиальные возможности для развития школьного религиозного образования, сотрудничества школы, семьи и Церкви в духовно-нравственном воспитании детей.

Затем наступил более сложный период решения практических задач адаптации развивающихся конфессиональных образовательных систем в российской системе образования, проведения изменений в управлении образованием и в практике, обусловленных необходимостью удовлетворения образовательных запросов религиозной части населения в стране. Этот период продолжается до настоящего времени и характеризуется медленным, для многих болезненным процессом разрушения советских идеологических стереотипов в отношении места религии и религиозных организаций в общественной жизни, в том числе возможностей и условий религиозного образования. Особенно религиозного образования в светской — государственно-общественной (государственной и муниципальной) средней общеобразовательной школе.

Об окончании этого переходного периода можно будет говорить только тогда, когда гарантии свободного развития религиозного образования по выбору в российской общеобразовательной школе будут обеспечены законодательно, как это сделано в большинстве стран мира, в том числе в почти всех бывших коммунистических странах. Предложения об этом в адрес законодателей формулировались от Русской Православной Церкви неоднократно. В частности, в 2007 г. при внесении изменений в закон «Об образовании». В 2011 г. такие предложения были подготовлены в Синодальном отделе религиозного образования и катехизации и переданы в Московскую Патриархию для включения в пакет предложений и поправок, предлагаемых от Русской Православной Церкви в связи с разработкой новой редакции закона.

Особую значимость для развития системы непрерывного и общедоступного религиозного образования Русской Православной Церкви (далее — православного образования) по всем уровням и ступеням современной системы образования приобретает проблема стандартизации православного образования в общеобразовательной школе. И потому, что средняя школа является обязательной для всех детей, и потому что она занимает центральное место, интегрируя образовательную вертикаль от дошкольных учреждений до высшей школы (православная христианская теология в вузах и др.). Не случайно данная проблема была в центре внимания на Рождественских образовательных чтениях 2011 г., по ней высказывались многие церковные иерархи, ученые, специалисты.

Решение этой проблемы в Российской Федерации и других, по выражению Святейшего Патриарха Кирилла, «странах русского мира» (прежде всего Украине и Белоруссии) усложняется отсутствием правовых гарантий религиозного образования в муниципальных и государственных школах, о чём сказано выше. В законодательстве Российской Федерации термин «религиозное образование» используется, но не определён. Среди юристов, педагогов, общественных деятелей продолжаются дискуссии о понимании сущности религиозного образования в современных условиях, его содержании, формах реализации, характеристических признаках. Нерелигиозные авторы предпочитают ограничивать сферу религиозного образования профессиональным религиозным (духовным) образованием (подготовка служителей культа и религиозного персонала согласно ст. 19 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях») и «обучением религии» (катехизация и т.п., ст. 5 в том же законе). Т.е. теми типами религиозного образования, которые сейчас зафиксированы в законодательстве. При этом игнорируется активно развивающееся религиозное образование российских конфессий в светской школе в форме изучения религиозных культур, традиций (православия, ислама, буддизма, иудаизма и др.) и духовно-нравственного воспитания учащихся в общеобразовательных учреждениях (дошкольных и средних школах) на основе традиционных религиозных ценностей народов России, а также преподавание теологии (православной, исламской) в вузах. Это всё тоже — религиозное образование, которое даёт возможность людям получать знания об определённой религиозной традиции, культуре так, как она сохраняется и существует в конкретном религиозном объединении, приобщаться к соответствующим духовно-нравственным ценностям. При этом, не обязательно участвуя в религиозной практике, принятой в данной общине и не становясь служителем данного религиозного культа.

Именно развитие данного типа религиозного образования (религиозно-культурологическое образование) вызывает дискуссии в обществе и научно-педагогическом сообществе, поскольку оно ориентировано не только на общины верующих, а на всё общество. Религиозное содержание и культурологический подход в его представлении дают основания для изучения определенной религии так, как она понимается в соответствующей религиозной общине, а не так, как она трактуется философами, историками, социологами, религиоведами. Важнейший принцип дидактики — принцип культуросообразности в данной ситуации наиболее адекватно может быть реализован только с методологических позиций теологического знания. Все другие методологические позиции, а зачастую они просто атеистические, не соответствуют задачам изучения культуры религии с целью духовно-нравственного воспитания школьников.

Свободное развитие названного типа религиозного образования предполагает свободное мировоззренческое самоопределение людей в обществе, исключает монополию атеистического взгляда на религию и на человека, мораль, само общество, общественные отношения. Главное обстоятельство, рождающее непонимание и зачастую активное противодействие расширению практики преподавания религиозной культуры в школах и теологии в вузах — мировоззренческая и нравственная определённость, идентичность этого гуманитарного образования, которая обусловлена связью религиозного образования любого типа с определённой религиозной общиной, организацией. Эта идентичность, собственный «голос» религиозных организаций в мире создаёт альтернативу мировоззренческому и нравственному релятивизму, сохраняет историческую и культурную преемственность, не позволяет представить духовную жизнь общества в единообразии секулярного «светского гуманизма» [1].

Мировоззренческая и нравственная идентичность религиозного образования обеспечивается его конфессиональной идентичностью, связью с определённой религиозной общиной. Поэтому принципиально важно, чтобы в нормативных образовательных документах религиозных организаций ключевая дефиниция — «религиозное образование» также определялась в связи с религиозной организацией.

С учётом используемой в действующем законодательстве об образовании терминологии, религиозное образование кратко [2] может быть определено как целенаправленный процесс обучения и воспитания на религиозной мировоззренческой основе и при участии соответствующей религиозной организации (объединения). Тогда религиозное образование Русской Православной Церкви: целенаправленный процесс обучения и воспитания на православной христианской мировоззренческой основе и при участии организаций Русской Православной Церкви [3].

Широко используемый термин «православное образование» без уточнения, что речь идёт о религиозном образовании Русской Православной Церкви, допустим в педагогической литературе, научных публикациях с учётом контекста и в материалах, предназначенных для использования среди церковных организаций, а в текстах более широкой сферы действия соответствует термину «религиозное образование Русской Православной Церкви».

Содержание православного образования в общеобразовательной школе включает:

- учебные предметы, курсы, дисциплины, модули, направленные на изучение вероучения, нравственных принципов, истории и культуры Русской Православной Церкви, приобщение учащихся к историческим и культурным традициям Русской Православной Церкви;

- образовательные программы подготовки, переподготовки, повышения квалификации педагогических работников, преподающих указанные учебные предметы, курсы, дисциплины, модули.

Конечно, религиозное образование Русской Православной Церкви в содержании общего образования в целом составляет некоторую часть, компонент [4] и его реализация обусловлена возможностями участия Церкви в образовательной деятельности школы как одного из участников образовательного процесса, института общественного участия. Эти возможности определяются правовыми условиями в конкретном государстве и даже регионе и могут значительно различаться в разных странах, регионах.

Участие организаций Русской Православной Церкви в реализации православного образования осуществляется в следующих формах:

- учредительство (соучредительство) образовательного учреждения (организации);

- разработка или экспертиза содержания образования;

- разработка и реализация или участие в разработке и реализации образовательных программ подготовки, переподготовки, повышения квалификации педагогических работников, учителей для преподавания учебных курсов, дисциплин, предметов, модулей православного образования, экспертиза указанных программ, квалификации указанной категории педагогических работников, учителей.

Отметим, что всё это не нарушает принципа светского характера образования в государственной и муниципальной школе. Государственные органы власти или органы местного самоуправления как учредители общеобразовательного учреждения полностью осуществляют свои права и полномочия и взаимодействуют с религиозной организацией только по вопросам, необходимым для полноценного удовлетворения образовательных потребностей школьников, их семей в религиозном образовании и духовно-нравственном воспитании и в формах, не противоречащих закону.

Участие организаций Русской Православной Церкви в реализации религиозного образования должно подтверждаться документально, в частности путём выдачи официального представления: документа, выданного уполномоченной организацией Русской Православной Церкви в установленном порядке (например, школьному учителю как признание его профессиональной компетентности в содержании образования по православной культуре, готовности преподавать православную культуру).

Православный компонент общего образования может быть представлен во всех направлениях учебно-воспитательной деятельности школы. Это преподавание основных учебных предметов в рамках учебного расписания (предметы религиозного образования и другие предметы, прежде всего гуманитарные), дополнительное образование, внеурочная деятельность, воспитательная работа в школе. Православный компонент общего образования может формировать предметно-образное пространство в школе и в целом уклад школьной жизни, отношения в педагогическом и ученическом коллективах, учителей с родителями, семьями учащихся. При этом очевидно, что в различных школах православный компонент может занимать различное место и оказывать разное влияние на обучение и воспитание детей. От преимущественного влияния в православных, русских национальных (этнокультурных) и т.п. школах, ориентирующих свою образовательную программу на исторические и культурные традиции Православия, до меньшего или даже незначительного влияния в других школах.

В современной практике в Российской Федерации сложилась ситуация, когда православное образование реализуется в таких отдельных школах, общеобразовательных учреждениях, строящих свою деятельность в целом на православной христианской мировоззренческой основе, традициях и ценностях русской культуры, либо в иных школах в форме преподавания отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин, модулей православного образования по выбору. В первом случае это преимущественно частные или негосударственные школы, а во втором случае преимущественно муниципальные или государственные. Именно преимущественно, поскольку законодательство не препятствует учреждению и функционированию православных муниципальных или государственных школ, если только соблюдается свобода выбора обучения детей в такой школе.

По сути, применительно ко всем странам канонического присутствия Русской Православной Церкви, общеобразовательная школа это образовательное учреждение (организация), реализующее обязательную общеобразовательную подготовку учащихся, программу общего образования (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего или иных ступеней) в качестве основной образовательной программы. Тогда, с учётом сказанного выше, православная общеобразовательная школа (частная или негосударственная, муниципальная, государственная и др.) может быть определена как образовательное учреждение (организация), реализующее религиозное образование Русской Православной Церкви и осуществляющая образовательный процесс на основе исторических и культурных традиций Русской Православной Церкви, имеющая представление, выданное уполномоченной организацией Русской Православной Церкви.

Православных школ сравнительно немного. По данным сектора православного образования Синодального отдела религиозного образования и катехизации в Российской Федерации на 2011 г. насчитывалось примерно 150 православных школ, из них аттестовано в таком качестве и включено в реестр православных школ 86 учреждений (аттестация продолжается). В их числе только 17 муниципальных школ, все остальные негосударственные. Обучается в этих школах примерно 20 тыс. школьников. Что касается числа школ, где преподаются разные курсы православной культуры и числа школьников, изучающихся такие курсы, то точной статистики здесь нет. Её и не может быть, если не уточнить какое место занимает курс в учебном плане (полноценный учебный предмет в вариативном компоненте основной части учебного плана в рамках регионального компонента, компонента образовательного учреждения [5] или это занятия дополнительного образования, внеурочная деятельность кружкового типа). По данным Общественной палаты Российской Федерации на 2006-2007 учебный год в Российской Федерации разные курсы православной культуры не менее одного учебного года изучали 500-600 тыс. школьников [6]. Значительно больше, чем учащихся в православных школах, но здесь надо учитывать, что это не всегда могут быть именно курсы религиозного образования, преподаваемые при участии (здесь — в разработке или экспертизе их содержания и в подготовке учителей) организаций Русской Православной Церкви, как правило, епархиальных структур в регионах.

Кроме этого, с 2009 г. в 19, а с 2010 г. в 21 регионе проводится федеральный эксперимент по преподаванию основ религиозных культур и светской этики, в рамках которого преподавание Основ православной культуры можно также отнести к православному компоненту общего образования [7]. В 2010-2011 учебном году Основы православной культуры в рамках эксперимента изучали более 80 тыс. школьников. Эксперимент не выявил серьёзных проблем с раздельным преподаванием религиозных культур по выбору, чего следовало ожидать, поскольку такая модель преподавания религий в средней школе является наиболее распространённой в европейской и мировой практике. Поэтому есть все основания полагать, что преподавание основ религиозных культур и светской этики по выбору с 2012 г. будет распространяться на все школы в Российской Федерации. Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России», согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) общего образования начальной и основной ступеней [8], включена в учебный план в 4 и 5 классах. Это даст возможность изучать православную культуру учащимся названных классов в очень небольшом объеме - всего около 30 часов.

Создаваемые для решения проблемы стандартизации православного общего образования нормативные документы (не только образовательные стандарты) должны опираться на положительный опыт стандартизации образовательных программ в светской школе, но также учитывать и негативный опыт в этой сфере. Достаточно напомнить о ряде сомнительных новаций, предлагавшихся и всё ещё предлагаемых в процессе введения ФГОС общего образования, связанные с этим протесты общественности и педагогического сообщества. Церковные нормативные документы должны вписываться в существующую систему управления образованием не только в Российской Федерации, но и других странах канонического присутствия Русской Православной Церкви. Одновременно — и, по сути, это самое главное — они должны соответствовать задачам православного образования, учитывать его особенности, «работать» на его развитие, отвечать интересам, потребностям православного сообщества, последователей Русской Православной Церкви. В статье представлен подход, который, как полагают авторы, позволяет учитывать все указанные аспекты, постепенно формировать систему стандартизации православного общего образования с опорой на положительный опыт и учитывать трудности и ошибки, которыми также изобилует современная образовательная теория и практика.

Нормативные документы по содержанию образования должны учитывать многообразие условий в нашей стране и других странах, различный опыт стандартизации обучения и воспитания детей в средней школе. И здесь, прежде всего, возникает известная дилемма в понимании образовательного стандарта. Образовательный стандарт — обязательный минимум содержания образования (нижняя планка), фиксирующий образование определённого типа, вида, уровня. Или образовательный стандарт — некий максимум требований (перспективный ориентир), который формулируется, но по большей части реально не обеспечивается, не гарантируется, не достигается и не контролируется. В данном отношении у нас с 2007 г. проводится попытка переориентировать стандарт общего образования с первого на второй подход. Вводится ФГОС общего образования, в котором, в отличие от стандартизации общего образования в 1998-1999 гг. [9] и 2004 г. [10] большая часть материалов направлена на нормирование различных условий образовательной деятельности (вплоть до лицензионных требований к материально-техническому оснащению школы), многочисленных требований к участникам образовательного процесса.

Часть этих новых условий и требований отражают тенденции развития системы образования и действительно необходимы (прежде всего, в развитии воспитания школьников, взаимодействия школы с семьей, институтами общественного участия, в том числе религиозными организациями). Но существенная, большая часть являются излишними или необходимыми в идеале, но не реализуемыми в настоящее время. Такой подход к стандарту как «идеалу» и документу, который должен стандартизировать буквально всё в деятельности школы на практике уже показал свою несостоятельность при введении ФГОС начальной школы. Почти сразу же после утверждения базисного учебного плана для начальной школы Минобрнауки России был издан приказ [11], фактически ликвидирующий гарантии оплаты десяти часов внеурочной деятельности, о которых так много говорили как о важнейшей новации ФГОС его разработчики. Педагоги по всей России должны сейчас затрачивать огромные усилия и ресурсы на освоение многостраничных материалов нового ФГОС и написание множества бумаг, отвлекающих их от учебной работы. Нормирование собственно содержания общего образования в ФГОС общего образования сохраняется (иначе разработчики учебников и пособий просто не знали бы, чем они обязаны наполнять их), но выводится за рамки текста собственно образовательного стандарта, в примерную образовательную программу, где оно «утоплено» в массе других текстов, практически недоступно для общественного обсуждения и контроля [12].

Мы полагаем, что такой подход не следует воспроизводить в стандартизации православного компонента общего образования, тем более что законодательство этого никоим образом не требует. Недавно утвержденный образовательный стандарт для православных школ в Российской Федерации [13] воспроизводит формат и структуру ФГОС и повторяет все те же недостатки, которые отмечаются в отношении принятых материалов ФГОС начального общего и основного общего образования: декларативность, избыточность текстов, повторы. Малая эффективность этого документа ещё и в том, что православные учебные предметы не получили в нём нормативную характеристику своего содержания, что необходимо для разработки учебных пособий и контрольно-измерительных материалов. Стандарт православного компонента общего образования не должен и не может дублировать государственный образовательный стандарт. Все школы будут обязаны всё равно работать по принятым в данном государстве образовательным стандартам, а церковные стандарты должны регулировать только реализацию православного компонента общего образования, и только в той части его реализации, которая допускает участие в этом Церкви, религиозной организации как участника образовательного процесса по действующему в данном государстве законодательству.

Содержание образования должно быть в центре стандарта православного компонента общего образования. Этого требует и пока ещё недостаточно устоявшаяся практика преподавания учебных дисциплин православного компонента общего образования (православных учебных предметов) в православных школах, тем более это относится к учебным предметам, курсам, модулям православной культуры в государственных и муниципальных школах. Фактический отказ в ФГОС общего образования от центрального места предметного содержания образования (третирование «знаниевого подхода» как устаревшего) представляет меньшую опасность для преподавания таких школьных предметов как физика, математика, история, география и др. Практика их преподавания, подготовка учителей, учебное и методическое обеспечение по ним сложились и устоялись. Но для православных учебных предметов, которые только возвращаются в нашу школу после изгнания религиозного образования в советский период, такой отказ может представлять большую опасность.

Сейчас в законе «Об образовании» установлено, что ФГОСы включают требования к 1) структуре основных образовательных программ...; 2) условиям реализации основных образовательных программ...; 3) результатам освоения основных образовательных программ» (п. 4 ст. 7 в ред. от 01.12.2007 № 309-ФЗ). В предыдущей редакции закона было установлено: «Российская Федерация в лице федеральных органов государственной власти в пределах их компетенции устанавливает федеральные компоненты государственных образовательных стандартов, определяющие в обязательном порядке обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников» (п. 1 ст. 7). Как видим, в современной редакции «исчезло» содержание образования. Для стандартизации православного образования такой подход мы считаем неприемлемым. Поэтому в нормативных документах по православному образованию сейчас нельзя копировать положения этого закона (который к тому же периодически изменяется и сейчас готовится новый проект).

Образовательный стандарт может быть определён как документ, устанавливающий требования к содержанию и структуре образовательных программ, результатам образования, условиям и формам организации образовательного процесса определённого типа, вида, уровня образования.

Ключевое слово здесь — «содержание», без чего образовательный стандарт не может выполнять своих функций.

Образовательный стандарт православного компонента общего образования призван быть нормативным документом Русской Православной Церкви, регулирующим взаимодействие Русской Православной Церкви как института общественного участия, субъекта образовательного процесса с другими субъектами в области общего образования в Российской Федерации и других государствах канонического присутствия Русской Православной Церкви. Он должен определять минимальные обязательные требования к содержанию и результатам образования, структуре образовательных программ, условиям и формам организации образовательного процесса в части православного компонента общего образования. Данный компонент, как указано выше, в системе общего образования реализуется в формах: православного образования в православной школе одной, нескольких или всех ступеней общего образования или православного компонента образования в иных общеобразовательных школах.

Назначением стандарта является обеспечение:

- единства образовательного пространства религиозного образования Русской Православной Церкви в системе общего образования Российской Федерации, других государств канонического присутствия Русской Православной Церкви, в целом на территории канонического присутствия Русской Православной Церкви;

- преемственности в разработке и реализации образовательных программ религиозного образования Русской Православной Церкви на всех ступенях и уровнях образования;

- единой содержательной и ценностной основы разработки содержания православного компонента общего образования;

- экспертизы содержания православного компонента общего образования, получения грифа Синодального отдела религиозного образования и катехизации;

- аттестации педагогических работников, определения их компетентности в содержании православного компонента общего образования, выдачи им представления для преподавания соответствующих учебных предметов, курсов, дисциплин, модулей;

- разработки контрольно-измерительных материалов по содержанию православного компонента общего образования;

- аттестации и аккредитации православных школ, приобретения или подтверждения статуса православной школы;

- прав родителей (законных представителей) детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, других участников образовательного процесса на получение информации о содержании православного компонента общего образования и планируемых результатах образования.

Стандарт должен разрабатываться при участии Синодального отдела религиозного образования и катехизации и утверждаться Священным Синодом Русской Православной Церкви, обновляться не реже одного раза в 5 лет в соответствии с изменениями условий образовательной деятельности, социокультурными условиями в Российской Федерации и других государствах канонического присутствия Русской Православной Церкви.

На основе данного стандарта могут разрабатываться и и утверждаться Синодальным отделом религиозного образования и катехизации:

- примерные образовательные программы, примерные программы по учебным предметам, курсам, дисциплинам, модулям православного компонента общего образования;

- промежуточные и итоговые контрольно-измерительные материалы по содержанию православного компонента общего образования;

- правила и критерии присвоения образовательным программам, программам по учебным предметам, курсам, дисциплинам, модулям, учебным, методическим и иным изданиям православного компонента общего образования грифов, регламентирующих их использование в образовательном процессе;

- правила и критерии аттестации педагогических работников, определения их компетентности в содержании православного компонента общего образования, выдачи им представления для преподавания соответствующих учебных предметов, курсов, дисциплин, модулей.

Контроль за исполнением стандарта может осуществляться также Синодальным отделам религиозного образования и катехизации и/или уполномоченными им организациями в формах:

- экспертизы содержания образования для получения грифа Синодального отдела религиозного образования и катехизации;

- промежуточной и итоговой аттестации учащихся по освоению содержания православного компонента общего образования;

- аттестации и аккредитации православных школ.

Учитывая сказанное, целесообразно при разработке материалов по стандартизации религиозного образования Русской Православной Церкви в системе общего образования (православного компонента общего образования) ориентироваться на проверенные временем материалы стандартов общего образования первого поколения: 1998-1999 гг. и 2004 г., по которым фактически до сих пор работает российская школа. Согласно этим материалам, основной формой стандартизации содержания учебного предмета является обязательный минимум содержания основных образовательных программ, учебного предмета. Это форма стандартизации содержания образования в виде набора структурированных на ряд содержательных разделов предметных тем (дидактических единиц), включаемых в обязательном порядке в образовательные программы, полные линии учебников, учебно-методические комплекты (УМК) по ступеням обучения (начальная, основная, старшая школа). Обязательный минимум не устанавливает: порядок изучения предметных тем (дидактических единиц) и нормативы учебного времени на изучение отдельных предметных тем (дидактических единиц) в рамках образовательной программы, полной линии учебников, учебно-методического комплекта (УМК) по ступеням обучения. При разработке учебных программ, учебников, других учебно-методических материалов на основе обязательного минимума допускается:

- расширение перечня дидактических единиц в пределах, обусловленных максимально возможной учебной нагрузкой по учебному предмету при условии соблюдения преемственности с обязательными минимумами сопредельных ступеней образования;

- конкретизация и детализация дидактических единиц;

- определение логически связанного и педагогически обоснованного порядка изучения учебного материала по годам обучения в рамках ступени.

Содержание православного компонента общего образования в православных школах фактически сложилось и представляет собой минимально: основной учебный предмет по учению, истории и культуре Церкви, изучение церковно-славянского языка и церковного пения (иногда интегрировано в основной предмет). В требования стандарта православного компонента общего образования в православной школе целесообразно включить:

- минимальный обязательный состав учебных предметов православного компонента общего образования в православной школе: Закон Божий; Церковно-славянский язык; Церковное пение (далее — православные учебные предметы);

- минимальные размеры учебной нагрузки по православным учебным предметам по ступеням обучения:

по Закону Божьему: не менее 135 учебных часов на начальной ступени (в 1-4 классах), 315 учебных часов на основной ступени (в 5-9 классах), 70 учебных часов на старшей ступени (в 10-11/12 классах);

по Церковно-славянскому языку: не менее 70 учебных часов на начальной ступени (в 1-4 классах), 140 учебных часов на основной ступени (в 5-9 классах);

по Церковному пению: не менее 105 учебных часов на начальной ступени (в 1-4 классах), 315 учебных часов на основной ступени (в 5-9 классах), 70 учебных часов на старшей ступени (в 10-11/12 классах);

- обязательные минимумы содержания основных образовательных программ по православным учебным предметам и требования к результатам образования по ним.

Требования к результатам образования по православным учебным предметам, представленные в соответствии с обязательным минимумом по учебному предмету, должны:

- выражать компетенции учащегося по предмету, которые должны быть сформированы по итогам образования на определённой ступени;

- быть преемственными по ступеням общего образования;

- задаваться в деятельностной форме, выражаться в определённых характеристиках освоения учащимся дидактических единиц обязательного минимума содержания образования (что в результате учащиеся должны знать, называть, перечислять, описывать, характеризовать, раскрывать содержание; объяснять, раскрывать сущность, используя примеры; сопоставлять, определять соотношение, выделять общее и особенное; уметь, владеть и др.). Данные требования являются основой для разработки контрольно-измерительных материалов.

Стандарт православного компонента общего образования в иных общеобразовательных школах (кроме православных) должен устанавливать:

- образовательный стандарт по учебному предмету «Православная культура» («Основы православной культуры», «Основы Православия» и т.п.);

 - минимальные размеры учебной нагрузки по учебному предмету «Православная культура» по ступеням обучения:

не менее 105 учебных часов на начальной ступени (в 1-4 классах);

не менее 315 учебных часов на основной ступени (в 5-9/10 классах);

не менее 70 учебных часов на старшей ступени (в 10-11/12 классах).

Данные величины учебной нагрузки могут быть реализованы даже в современных условиях в Российской Федерации в рамках вариативного компонента общего образования (регионального, школьного или компонента участников образовательного процесса), в пределах максимально допустимой аудиторной недельной учебной нагрузки школьников при занятиях по шестидневной учебной неделе.

Требования к результатам образования по учебному предмету «Православная культура» («Основы православной культуры», «Основы Православия» и т.п.) формулируются аналогично православным учебным предметам. Отличие может заключаться в глубине освоения православной традиции, очевидно меньшей в процессе изучения православной культуры в соответствии с содержанием этого учебного предмета [14], основных разработанных и используемых учебно-методических комплексов (УМК) [15] и практикой его преподавания в муниципальных и государственных школах в сравнении с курсами Закона Божия в православных школах.

Стандарт православного компонента общего образования (в православных и иных школах) не должен ограничивать реализацию иных образовательных программ, преподавание иных учебных предметов, курсов, дисциплин, модулей православного образования. В то же время все подобные учебные курсы, предметы, модули, их содержание, пособия, методическое обеспечение, программы подготовки учителей также должны проходить экспертизу в организациях Русской Православной Церкви.

Сказанное выше относительно ключевого значения в образовательном стандарте содержания образования не означает, что стандарт православного компонента общего образования не должен нормировать условия образовательного процесса. Должен нормировать, но только условия, связанные с задачами реализации именно религиозного образования, а не общими условиями нормального функционирования школы, обеспечения учебно-воспитательного процесса, что является заботой учредителя (органов государственной власти, местного самоуправления, частных физических или юридических лиц и др.) и должно регламентироваться государственными лицензионными нормами и требованиями.

Минимальные требования к условиям и формам реализации православного компонента образования в любой общеобразовательной школе могут предусматривать:

1) православное христианское духовно-нравственное воспитание учащихся, приобщение их к историческим и культурным традициям Русской Православной Церкви в процессе преподавания учебного предмета «Православная культура» («Основы православной культуры», «Основы Православия» и т.п.), реализации иных образовательных программ, преподавания учебных предметов, курсов, дисциплин, модулей религиозного образования Русской Православной Церкви;

2) возможности проведения во внеучебное время коллективных богослужений с участием работников школы, учащихся, их родителей (законных представителей);

3) наличие у педагогических работников, преподающих учебный предмет «Православная культура» («Основы православной культуры», «Основы Православия» и т.п.), реализующих иные образовательные программы, преподающих иные учебные предметы, курсы, дисциплины, модули религиозного образования Русской Православной Церкви представления, выданного уполномоченной организацией Русской Православной Церкви;

4) использование в образовательном процессе при преподавании учебного предмета «Православная культура» («Основы православной культуры», «Основы Православия» и т.п.), реализации иных образовательных программы, преподавании иных учебных предметов, курсов, дисциплин, модулей религиозного образования Русской Православной Церкви учебников и пособий, имеющих гриф Русской Православной Церкви;

5) оформление школьных помещений, используемых в преподавании учебного предмета «Православная культура» («Основы православной культуры», «Основы Православия» и т.п.), реализации иных образовательных программы, преподавании иных учебных предметов, курсов, дисциплин, модулей религиозного образования Русской Православной Церкви, соответствующее православным христианским нравственным нормам, историческим и культурным традициям.

В православной школе минимальные требования к условиям и формам организации образовательного процесса могут быть более широкими и предусматривать:

1) осуществление образовательного процесса, построение уклада школьной жизни на основе исторических и культурных традиций Русской Православной Церкви;

2) православное христианское духовно-нравственное воспитание учащихся, приобщение их к историческим и культурным традициям Русской Православной Церкви;

3) связь школы с церковной общиной, наличие духовника школы из числа священнослужителей Русской Православной Церкви;

4) наличие в школе или при школе храма или проведение во внеучебное время согласно принятому учебному плану и расписанию богослужений с участием работников школы, учащихся, их родителей (законных представителей);

5) наличие у всех педагогических работников школы представления, выданного уполномоченной организацией Русской Православной Церкви;

6) использование в образовательном процессе по основным православным учебным предметам, иным учебным предметам, курсам, дисциплинам, модулям религиозного образования Русской Православной Церкви учебников и пособий, имеющих гриф Русской Православной Церкви;

7) соответствие учебного плана и расписания, режима питания детей в школе, внеурочной деятельности православному церковному календарю (праздники, посты, каникулы и др.) с учётом возможностей школы, обучающихся и их родителей (законных представителей);

8) наличие внеурочной образовательной деятельности (дополнительного образования), организация внешкольной деятельности и досуга учащихся православной христианской воспитательной направленности;

9) оформление школы, пришкольной территории, школьных помещений, предметно-образное пространство в школе, внешний вид учащихся и педагогических работников, соответствующие православным христианским нравственным нормам и традициям.

В любом случае среди таких требований должно быть только то, что может быть объективно оценено при аттестации и аккредитации общеобразовательного учреждения в качестве православного Синодальным отделом религиозного образования и катехизации или иной уполномоченной организацией Русской Православной Церкви. Это должны быть конкретные требования, под которые можно разработать контрольно-измерительные материалы (анкеты, аттестационные, отчетные формы и др.).

Все остальные документы и материалы, нормирующие православный компонент общего образования могут составлять приложения стандарта. Это:

- примерные программы по православным учебным предметам для православных школ и примерная программа по учебному предмету «Православная культура»;

- примерные контрольно-измерительные материалы по тем же самым учебным предметам, а также условиям и формам организации образовательного процесса;

- примерная образовательная программа православной школы, включая примерные учебные планы для православных школ;

- формы документов аттестации и аккредитации православных школ.

Примерные программы по учебным предметам, примерная образовательная программа школы, примерные учебные планы, контрольно-измерительные материалы могут разрабатываться с учётом их форм, принятых в Российской Федерации и других государствах канонического присутствия Русской Православной Церкви. В Российской Федерации с учётом форм, принятых в ФГОС общего образования, форм государственной (итоговой) аттестации (ГИА), Единого государственного экзамена (ЕГЭ).

В целом стандарт православного компонента общего образования, полноценно выполняя свои функции, в то же время должен быть достаточно компактным текстом, не задавать «лишней работы» учредителям и работникам православных школ, организаторам преподавания курсов православной культуры, разработчикам образовательных программ, учебных пособий. Он должен включать материалы по стандартизации преподавания курсов православной культуры в муниципальных и государственных школах, в том числе с учётом введения предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в российской школе, соотноситься с государственным стандартом (не противоречить ему) и с образовательными программами по православной христианкой теологии в вузах. Его главная роль в современных условиях видится в институционализации религиозного образования Русской Православной Церкви в системе общего образования Российской Федерации, а также в стимулировании развития учебно-методического обеспечения школьного православного образования во всех его видах и формах, отвечающего всем современным требованиям.

В завершение отметим, что высказанные в статье оценки и подходы к стандартизации православного компонента общего образования могут быть скорректированы в процессе квалифицированного обсуждения в православном научном и педагогическом сообществе. Такие обсуждения в формате специальных церковных научно-педагогических групп, а также на открытых площадках, в частности Рождественских образовательных чтениях, будут способствовать успешному решению проблемы.

 

Литература

  

1. Тоталитарные глобалистские тенденции «светского гуманизма» очевидно проявляются в установочных документах этого идеологического течения. См., например, Гуманистический манифест 2000 // «Кредо» (журнал Оренбургского регионального отделения Российского философского общества). — 2000. — № 20. Электронный ресурс:: http://humanism.al.ru/ru/magazine.phtml?issue=1999.13-02 и др.

2. Возможны уточнения и расширения в формулировке: процесс «воспитания, обучения и личностного развития»; «в интересах человека, семьи, общества, государства»; образование как общественно значимое благо, а также «совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций определенных объема и сложности» (в проекте новой редакции ФЗ «Об образовании» от 15.07.2011).

3. Специально этот вопрос раскрыт в статье, подготовленной в связи с разработкой предложений по данному вопросу в проект нового закона «Об образовании», см.: Метлик И.В. Религия в школе: проект нового закона «Об образовании» // Журнал Московской Патриархии. — 2011. — №1. — С. 57-60.

4. Религиозное образование в количественном отношении оптимально должно составлять в общеобразовательной школе примерно одну восьмую часть содержания образования; религия должна быть представлена в учебном плане как одна из восьми предметных областей, наряду с другими: математика, словесность, история и обществознание, естествознание, искусство, технология (труд), физическая культура.

5. В новом ФГОС общего образования: компонент, формируемый участниками образовательного процесса в основной части учебного плана (в пределах максимальной недельной учебной нагрузки).

6. Предварительные результаты мониторинга соблюдения принципов свободы совести и вероисповедания при изучении учебных курсов по истории и культуре религий в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях в регионах Российской Федерации. 24.04.2007. / Электронный ресурс: http://www.oprf.ru/structure/comissions2006/11/materials/1896

7. Экспериментальное пособие по Основам православной культуры было разработано и одобрено в Церкви, хотя при публикации не обошлось без изменений, которые о. Андрей Кураев оценил как «атеистическую цензуру» (см.: http://diak-kuraev.livejournal.com/81671.html). Методическое обеспечение на первом этапе практически не согласовывалось. Подготовка учителей согласуется не везде, несмотря на указания по этому вопросу, направленные в регионы (письмо директора Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России И.М. Реморенко «В дополнение к методическим материалам по преподаванию курса ОРКСЭ» № 03-1032 от 21.05.2010).

8. Утвержденные материалы ФГОС общего образования см. на сайте Минобрнауки РФ: Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования. / Электронный ресурс: http://минобрнауки.рф/документы/543

9. Приказы Минобразования России от 9.02.1998 г. № 322 «Об утверждении Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации», от 19.04.1998 г. № 1235 «Об утверждении Обязательного минимума содержания начального общего образования», от 19.041998 г. № 1236 «Об утверждении Обязательного минимума содержания основного общего образования», от 30.06.1999 г. № 56 «Об утверждении Обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования».

10. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Части I-II. / Министерство образования Российской Федерации. – М. 2004. Принят приказом Минобразования России № 1089 от 5 марта 2004 г. «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования». Электронный ресурс: http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/

11. Приказ Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373. / Электронный ресурс: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_10/m1241.html

12. По данной проблеме см. статью: С. Погорелов «Как остановить разрушительный процесс?». «Учительская газета», 20.11.2007. Электронный ресурс: http://www.ug.ru/issues07/?action=topic&toid=2073

13. «Стандарт православного компонента начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования для учебных заведений Российской Федерации». / Священный Синод утвердил «Стандарт православного компонента начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования для учебных заведений Российской Федерации. / Электронный ресурс: http://otdelro.ru/. Опубликованный на сайте ссылке текст имеет несколько иное название: «Стандарт православного компонента начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования».

14. Примерное содержание образования по учебному предмету «Православная культура». Приложение к письму Министерства образования РФ органам управления образованием субъектов РФ от 22.10.2002 № 14-52-876 ин/16 Электронный ресурс: http://edu.rin.ru/cgi-bin/article.pl?ids=2&id=989

15. См.: Учебно-методические комплекты, пособия по учебному предмету «Православная культура» / Электронный ресурс: http://otdelro.ru/.


Источник:      Вестник ПСТГУ. Серия «Педагогика. Психология», вып. 4 (23), ПСТГУ, 2011, с. 7-24

Последние публикации:
Святитель Николай Чудотворец

19 декабря 2018

Протоиерей Андрей Ткачёв:

Николай Чудотворец

...Второй же его урок нам заключается в необходимости оберегать и воспитывать своего внутреннего человека. К монашескому образу жизни склонны очень немногие. Но совершать временное бегство от суеты, находить время для молчания и молитвы обязан каждый, кто не весь вывернут наизнанку и живёт только внешним, кто хранит и оберегает свой...

(См. далее...)

17 декабря 2018

Марина Чижова:

«Самый добрый старец»: к дню памяти архимандрита Ипполита (Халина)

...Он принадлежал к числу тех священников, которые не столько заботятся о благоустройстве храмов, сколько о благоустроении человеческих душ. Возможно, именно поэтому так много людей стремилось попасть к старцу. А он имел такую любовь и сострадание, что мог вместить в своё сердце каждого...

(См. далее...)

12 декабря 2018

Святейший Патриарх Кирилл:

«Сегодня очень тяжёлые события происходят в братской Украине». Проповедь в храме святой мученицы Татианы в Люблине

...речь идёт не о том, быть или не быть независимой Церкви на Украине, как то утверждают сторонники независимости, а речь идёт о том, какой быть Церкви на Украине — Церкви Божией, творящей волю Божию, или лжецеркви, служащей диаволу и только...

(См. далее...)

25 ноября 2018

Ольга Орлова:

Помощница усердная. Памяти схимонахини Клавдии (Петруненковой)

...По послушанию взявшись за этот подвиг, с целым сонмом исповедников она познакомилась лично. Знала многих из тех, кто впоследствии был прославлен в лике святых: святителя Луку (Войно-Ясенецкого), преподобного Серафима Вырицкого (бывшего духовником схимонахини Марии); бывала и у преподобных...

(См. далее...)

Публикация:

Вестник ПСТГУ. Серия «Педагогика. Психология», вып. 4 (23), ПСТГУ, 2011, с. 7-24

17.06.2012

Также у этого автора:

4 июня 2017

Моделирование социального партнерства в духовно-нравственном образовании школьников

Включение в содержание общего образования предметных областей духовно-нравственной воспитательной направленности, предусматривающих преподавание... (Далее)

22 января 2016

Новое об изучении религий и воспитании школьников в законе «Об образовании в Российской Федерации»

...Наша недавняя история, отношение государства к Церкви как своему идеологическому противнику привели к устойчивым искажениям в употреблении... (Далее)


Архив публикаций:
Святые и святыни:
Никола с Косьмой и Дамианом

19 декабря

Святитель Николай, архиепископ Мирликийский, чудотворец (ок. 345)

Дни памяти: Май 9 (21) (Перенесение мощей), Июль 29, Декабрь 6 (19)

(См. далее...)

Фотоальбомы

22 июня 2018

Родная земля. Дорогами паломников: Кострома - Нерехта - Плёс

Фотоальбом по материалам паломнической поездки московских педагогов в Кострому 22-24 июня 2018 года.

(См. далее...)

Анонсы

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Рейтинг@Mail.ru

Вера и Время    2018