Рейтинг@Mail.ru На главную Библиотека Фотогалерея Контакты Лица О проекте Поиск      В е р а    и    В р е м я
Религиозные ценности и современная система образования
Основные разделы:
Аннотация:

В контексте введения новых федеральных государственных образовательных стандартов автором рассматриваются возможности изучения религиозных культур и религиоведения в российской общеобразовательной школе в содержании основных учебных дисциплин, предметов по выбору, воспитательной деятельности школы

Публикации по теме:
Митрополит Иларион

8 марта 2018

Митрополит Волоколамский Иларион:

Мы должны закладывать в наших детей духовно-нравственный код, который поможет им вырасти полноценными гражданами

3 марта 2018 года в передаче «Церковь и мир», выходящей на канале «Россия-24» по субботам и воскресеньям, председатель Отдела внешних церковных...

(См. далее...)

15 февраля 2018

Митрополит Волоколамский Иларион:

Теология и преподавание религии в школе

Доклад митрополита Волоколамского Илариона на пленарном заседании конференции «Духовно-нравственное образование в современной школе: социально-философский, научно-педагогический и межрелигиозный аспекты», прошедшей...

(См. далее...)

Последние репортажи:

18 декабря 2018

Клуб «Я шагаю по Москве» («Активное долголетие»): знакомство с храмами в селе Козлово Спировского района Тверской области

18 декабря 2018 года, в преддверии дня памяти святителя Николая Чудотворца, в Городском методическом центре Департамента образования города Москвы прошло очередное заседание клуба «Я шагаю по Москве» («Активное долголетие»).

(См. далее...)

16 декабря 2018

Итоговое заседание Совета Ассоциации учителей православной культуры города Москвы

16 декабря 2018 года в конференц-зале Центрального совета ВООПИиК прошло расширенное заседание Совета Ассоциации учителей православной культуры города Москвы, посвящённое итогам года.

(См. далее...)


ПУБЛИКАЦИИ
Автор публикации:
Метлик Игорь Витальевич /Доктор педагогических наук, Заведующий лабораторией развития воспитания и социализации детей Института изучения детства, семьи и воспитания РАО, профессор кафедры общей и социальной педагогики ПСГТУ, заведующий Научно-методическим кабинетом Синодального ОРОИК РПЦ

Метлик Игорь Витальевич

Доктор педагогических наук
Заведующий лабораторией развития воспитания и социализации детей Института изучения детства, семьи и воспитания РАО, профессор кафедры общей и социальной педагогики ПСГТУ, заведующий Научно-методическим кабинетом Синодального ОРОИК РПЦ

Публикации этого автора

30 января 2012

Изучение традиционных религий | Основы Православной культуры


 

Преподавание в школе истории религий и религиозных культур в контексте введения ФГОС общего образования второго поколения

(Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, проект № 11-06-00356а)
30 января 2012 г.


После отказа от государственного атеизма в нашей стране произошло кардинальное изменение положения религии, религиозных объединений. Это закономерно вызывало изменения и в содержании общего образования. Сегодня религии уже не рассматриваются в школе как препятствие развитию науки, средство сохранения власти эксплуататоров. Знания о религиях включаются в образовательные программы, преподаются в школе в различных формах. В статье рассматриваются условия преподавания в школе истории религий и религиозных культур в контексте введения ФГОС общего образования второго поколения. Но прежде чем перейти к этой теме, следует уточнить понимание основных терминов, связанных с отношениями государства и религиозных организаций в обществе и сфере образования, с изучением религий в светской (здесь — государственно-общественной, государственной и муниципальной) школе.

Наша недавняя история, отношение государства к Церкви как идеологическому противнику привели к искажениям в употреблении, трактовках смысла таких понятий как: светскость государства, светский характер образования, религиозное образование. В результате и ныне многие уверены, что у нас: светское государство отделено от религии; светская или государственная школа отделена от религии, во всяком случае, — от Церкви; светское образование отделено от религии, Церкви. И всё это, якобы, по Конституции, по закону. Однако таких правовых норм давно нет в законодательстве. Светскость государства определена в Конституции следующим образом: никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной; религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом (ст. 14). Никакого отделения государства от религии или религий в Конституции нет. Вообще отделение государства от религии это нечто странное, наподобие его отделения от философии, искусства или науки. Ещё следует уточнить, что конституционная норма о равенстве религиозных объединений перед законом отражает специфику модели светского государства в современной Российской Федерации. В других, также светских государствах, есть и другие модели. Наиболее распространена модель с рядом традиционных или «преимущественных религий», когда одна или несколько религиозных организаций в отношениях с государством имеют особый правовой статус — в Аргентине, Бельгии, Германии, Италии, Польше и многих других странах. Есть и модель светского государства с государственной или официальной религией: в Великобритании, Греции, Египте, Израиле, Норвегии и др. В принципе, для светского государства любой модели, центральным остается положение о правовом, юридическом разделении полномочий и функций государства и религиозных организаций.

Таким образом, светскость (светский характер) государства — характеристика, выражающая наличие установленного в правовой системе и реализуемого на практике разделения полномочий и функций органов государственной власти и управленческих структур религиозных организаций. Светскость государства не несёт никакой антирелигиозной или нерелигиозной идеологической окраски, обозначает только юридически самостоятельное правовое положение государства, органов власти и религиозных объединений.

Говоря о светскости государства, не следует забывать и о том, что сам этот принцип разделения власти земной, мирской, светской и власти духовной, религиозной, церковной исторически утверждён в политической и правовой культуре именно христианством. До этого государство зачастую обожествлялось, религиозная и светская власть сливались в одном лице или учреждении. В Евангелии Христос учит: «Царство Мое не от мира сего» (Ин. 16.36) и «Отдавайте кесарю кесарево и Божие Богу» (Мф. 22.21). Церковь говорит о возможном взаимном сотрудничестве, симфонии государства и Церкви в общественной жизни, но не слиянии. Когда на Западе Римская Церковь отошла от Православия, она вступила в соперничество за светскую власть с европейскими государями и в результате сама преобразилась в подобие государственного образования (обменивается послами, устанавливает дипотношения). В нашей истории было обратное: государство соподчиняло себе церковное управление в синодальный период. Всё это — искажения христианского понимания отношений государства и Церкви.

Норма о светском характере образования в государственной и муниципальной школе присутствует в законодательстве, но содержательно не раскрыта, что даёт простор для различных, зачастую самых произвольных толкований. Но в любом случае нет никаких норм, устанавливающих отделение государственной и муниципальной школы от религиозных объединений. Подчеркнём — законодательство РФ не содержит нормы об отделении школы от церкви. Такая норма была в СССР, но она не отвечает демократическим принципам и потому была исключена.

Светский характер образования не предусматривает отделения содержания образования и от религии, и от религиозных организаций и не требует представлять учащимся в светской школе знания о религиях исключительно «от лица» науки, а тем более только на основе нерелигиозных философских, исторических, социологических, мировоззренческих подходов. Светский характер образования в российской государственной и муниципальной школе предусматривает взаимную организационно-правовую независимость религиозных организаций и государственных или муниципальных образовательных учреждений, их учредителей (государственных и муниципальных органов власти). А конституционный запрет на установление в нашей стране обязательной или государственной идеологии или религии (ст. 13, 14 Конституции РФ) влечёт запрет на введение обязательного изучения всеми школьниками в стране какой-либо одной идеологии или религии и соответствующее воспитание на основе этой идеологии или религии.

В атеистическом государстве светскость и атеизм отождествлялись; светская школа была атеистической. Но сейчас для этого нет никаких оснований. Постепенно мы возвращаемся к изначальному пониманию светскости, принятому в других странах и у нас до революции. Светский — значит гражданский. Есть власть светская и власть церковная, духовная [1]. Светская школа — не атеистическая или безрелигиозная, а общественная (государственно-общественная), гражданская школа, где учатся дети наших сограждан, придерживающихся различных мировоззрений, разного отношения к религии, представителей разных народов, религиозных общин. Это российская школа, всех народов России. Школа русская (с русским языком обучения), башкирская, еврейская, татарская, калмыцкая, якутская и т.д., — многих других народов и национальных общин в России. Она должна обеспечивать не только освоение детьми научных знаний, но и приобщение их к культуре российского общества в целом и культуре своего народа, включая его традиционную религию.

Наличие в обществе различного отношения к религии (верующие и неверующие) в системе образования формирует два основных типа изучения религий: религиозное и религиоведческое образование.

Религиоведческое образование состоит в изучении религий как феномена в истории, в жизни человека и общества (история, психология, социология религии и т.д.) с нерелигиозных методологических позиций, концепций (позитивизм, эволюционизм). Характеристическим признаком религиоведческого образования является то, что разработка его содержания и реализация не связаны с религиозными организациями.

Религиозное образование осуществляется при участии соответствующей религиозной организации и на определённой религиозной мировоззренческой основе. Религиозное образование можно подразделить на три вида в зависимости от цели и содержания образования: духовное, катехизическое и культурологическое (религиозно-культурологическое).

Духовное образование иначе называется профессиональным религиозным образованием и проводится в духовных школах (семинариях, медресе, иешивах и т.п.) для подготовки служителей культа и религиозного персонала. В правовой сфере оно регулируется ст. 19 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях». Катехизация или «обучение религии» проводится при храмах, мечетях, синагогах, воскресных школах и т.п. формах для детей или взрослых, желающих овладеть знаниями и навыками, необходимыми для участия в практической жизни религиозной общины, религиозных обрядах, службах и т.п. В правовой сфере «обучение религии» регулируется ст. 5 того же закона. В государственных и муниципальных образовательных учреждениях оно может проводиться «вне рамок образовательных программ» и с соблюдением ряда условий, оговоренных в соответствующем подзаконном ведомственном нормативном акте [2]. Религиозно-культурологическое образование проводится с целью изучения определенной религиозной традиции, культуры так, как она принята и понимается в соответствующей религиозной организации.

Именно этот последний вид религиозного образования может реализоваться в любых образовательных учреждениях (как частных или негосударственных, так и государственных, муниципальных) в рамках и с учётом содержания их образовательных программ и установленных норм деятельности. Как и любое другое религиозное образование, изучение религиозной культуры, традиции в светской школе должно проводиться исключительно на добровольной основе, причём в отношении и учащегося, и учителя. Но, в отличие от обучения религии или духовного образования, оно не требует вовлечения учащихся в религиозную практику, их участия в религиозных обрядах, церемониях, службах и т.п., а потому и контроля отношения обучающихся к религии или религиозной принадлежности. Его «заказчиком» выступают лица, желающие изучить определенную культуру так, как она понимается в соответствующей религиозной общине без обязанности практически участвовать в религиозной жизни этой общины или становиться служителем этого культа. В правовой сфере у нас нет запретов на такое религиозное образование в светской школе, но нет и четких его гарантий. Сейчас идёт речь о том, чтобы такие гарантии были установлены в новом Законе «Об образовании» [3].

Подобные гарантии религиозного образования в светской школе имеются в международном гуманитарном праве и в законодательстве практически большинства светских государств. В статье 2 Протокола №1 (1952) к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950) закреплено: «Никому не может быть отказано в праве на образование Государство при выполнении любых функций, которые оно принимает на себя в области образования и обучения, уважает право родителей обеспечивать детям такое образование и обучение в соответствии с собственными религиозными и философскими убеждениями» [4]. Здесь идёт речь именно о светском, государственно-общественном образовании (государство… при­нимает на себя), которое должно учитывать религиозные и философские (нерелигиозные) убеждения, принятые в семье ребёнка. Данная Конвенция является международным договором, ратифицированным РФ, так что эта норма обязательна для исполнения в нашей стране [5]. Гарантии религиозного образования в светской (государственно-общественной) школе закрепляются и в национальном законодательстве государств. Например, в Германии они включены непосредственно в статью 7 федеральной Конституции [6, с. 75]: «1. Все школьное дело находится под надзором государства. 2. Лица, управомоченные на воспитание, имеют право решать, будет ли их ребенок получать религиозное воспитание. 3. Преподавание религии в государственных школах, за исключением неконфессиональных, обязательно. … Без ущерба для права надзора со стороны государства религиозное обучение проводится в соответствии с принципами религиозных общин. Ни один учитель не может быть обязан против своей воли преподавать религию». Если родители не выражают желания, чтобы их дети изучали ту или иную религию, «задачи по воспитанию и обучению учащихся выполняются в рамках преподавания предметов на основе общечеловеческих ценностей». Светский характер образования гарантирован нормами о государственном надзоре над «школьным делом».

Отметим, что у нас Общественная палата РФ, обсуждая тему преподавания в школе истории религий и религиозных культур ещё в 2006 г. рекомендовала Минобрнауки РФ выйти с предложением установить подобные гарантии и в российском федеральном законодательстве. Это позволило бы в значительной мере «снять» сохраняющееся в обществе непонимание в отношении условий преподавания религиозных культур в светской школе. В соответствующей рекомендации Общественной палаты указано: «Выйти с законодательным предложением по правовому закреплению в федеральном законодательстве, с необходимой степенью детализации, порядка изучения религий в государственной и муниципальной системе образования на религиозной мировоззренческой основе с участием религиозных организаций» [7].

Изучение религий в школе тесно связано с воспитанием. Поэтому надо сказать и о таком понятии как духовно-нравственное воспитание. Это воспитание, проводимое на основе определённых мировоззренческих традиций и соответствующих им систем морали, имеющее целью приобщение человека к духовно-нравственной культуре определённого типа и формирование соответствующего образа (уклада) жизни. Духовно-нравственное воспитание в российской школе выражает мировоззренческое разнообразие нашего общества и должно проводиться также добровольно, с учётом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семей школьников, в частности — на основе духовно-нравственных ценностей и традиций российских религий, тесно связанных с национальной культурой народов России [8].

Участие религиозных организаций в преподавании религий в светской школе (о чём сказано в цитированной выше рекомендации Общественной палаты) выражается в том, что содержание образования, содержание подготовки педагога и определение его компетентности, готовности к преподаванию учебного предмета, курса, модуля по религиозной культуре должны быть согласованы с соответствующей религиозной организацией. Это обусловлено интересами, прежде всего, «заказчика» этого образования. Предположим, человек хочет получить систематические знания о православном христианстве так, как оно понимается в Церкви. Гарантию соответствия образовательной программы о Православии историческим и культурным традициям Церкви может дать только церковная организация как юридическое лицо, правовой субъект. В мировой практике эта рекомендация (конфессиональное представление и т.п.), удостоверяет, что он будет рассказывать о данной религии, религиозной культуре, традиции так, как она понимается в соответствующей религиозной общине, организации, а не как-либо иначе. Соответственно и педагог должен преподавать эту программу только по своему желанию, свободному самоопределению.

У нас данные положения и нормы пока не закреплены законодательно, но в информационно-методических материалах Минобрнауки имеются соответствующие положения. Например, в Примерном соглашении о сотрудничестве органа управления образованием субъекта Российской Федерации и… Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) [9] указывается, что в целях обеспечения преподавания православной культуры орган управления образованием в регионе при участии церковной стороны, в частности (ст. 2): «… - создает с привлечением представителей Стороны соглашения экспертные группы для определения содержания программ повышения квалификации и переподготовки педагогических работников государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений, желающих преподавать предметы по православной культуре, для установления порядка их аттестации, получения ими рекомендации для преподавания указанных предметов в общеобразовательных учреждениях». Соответствующие обязательства предусматриваются и для церковной стороны (ст. 3), которая: «Направляет своих представителей, специалистов для работы на курсах повышения квалификации и (или) переподготовки педагогических работников государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений по предметам о православной культуре, для определения содержания программ означенных курсов, установления порядка аттестации педагогических работников, получения ими рекомендации на преподавание предметов по православной культуре в общеобразовательных учреждениях».

В сопроводительном письме директора департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России И.И. Калины поясняется, что текст данного соглашения является примерным, может видоизменяться в зависимости от условий и потребностей в каждом регионе, особенностей взаимодействия с другими религиозными организациями, что: «Подобные соглашения могут заключаться с централизованными религиозными организациями других религий, составляющих неотъемлемую часть исторического и культурного наследия народов России с учётом особенностей их структурирования и функционирования на территории субъекта Российской Федерации».

Все эти положения не противоречат светскому характеру образования в государственной или муниципальной школе. Школа или орган управления образованием допустят к преподаванию только педагога, имеющего необходимую квалификацию по диплому, а, например, Церковь гарантирует «заказчику», что он (или его ребёнок) будет изучать именно православную культуру, а не суждения, мнения о ней кого бы то ни было. Исламская, буддийская или иудаистская организация — гарантируют, что он будет изучать ислам, буддизм или иудаизм так, как они понимаются, исповедуются в соответствующих религиозных общинах, а не иначе.

Соответственно участие религиозных организаций в подготовке учителей по религиозным культурам рекомендуется и методическими указаниями Межведомственного координационного совета (МКС), руководящего реализацией федерального эксперимента в 2009-2011 гг. по введению преподавания основ религиозных культур и светской этики, которые направляются в регионы-участники эксперимента также письмами Минобрнауки России. Так в письме директора департамента государственной политики в образовании  И.М. Реморенко указано: «В связи с необходимостью дополнительного разъяснения вопроса об организации взаимодействия с религиозными организациями в подготовке и проведении апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – комплексный курс) Департамент государственной политики в образовании Минобрнауки России рекомендует учитывать положения Примерного соглашения о сотрудничестве органа управления образованием субъекта Российской Федерации и централизованной религиозной организации, направленного в субъекты Российской Федерации письмом от 13 июля 2007 г. № 03-1584 (Представлено на сайте Минобрнауки России по адресу: http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/3941). В частности, в рамках данного взаимодействия важно организовать привлечение представителей религиозных организаций или уполномоченных религиозными организациями специалистов для участия в решении следующих задач: … организации курсов повышения квалификации и (или) переподготовки педагогических работников общеобразовательных учреждений, включая участие в реализации образовательных программ по соответствующим модулям комплексного курса;» [10].

Обучение неотделимо от воспитания, это аксиома педагогики. Любое систематическое преподавание в школе истории религий и религиозных культур неизбежно формирует отношение учащегося к религии. Это очевидно для педагогов. Мы понимаем, что изучение любого предмета формирует у обучающегося отношение к этому предмету, исходя из того, какие знания отбираются, как они методически организуются, с каких позиций преподаются. Главным выводом из вышесказанного о типах преподавания религий в школе является то, что и преподавание истории религий (религиоведения), и преподавание религиозных культур в светской школе должно проводиться на добровольной основе, по выбору учащегося, а для несовершеннолетнего школьника — по выбору его семьи, родителей или других законных представителей.

С начала 1990-х годов в российской школе развивается и религиоведческое образование, преподавание истории религий, и религиозное образование, преподавание религиозных культур. Религиоведческое образование в высшей школе в форме специальности и направления подготовки Религиоведение, в средней школе в форме учебных предметов, курсов по выбору: История религий, Религиоведение, Мировые религии и др., в основном для старшей школы. Религиозное образование в высшей школе — в форме специальности Теология (православная теология в более 50 вузах, в том числе государственных, исламская примерно в 10 вузах). В средней школе, системе общего образования — в форме преподавания учебных предметов, курсов, модулей религиозной культуры: православия, ислама, иудаизма, в меньшей степени других религий.

Рассмотрим теперь возможности преподавания истории религий и религиозных культур в контексте обновления стандарта общего образования:

в содержании основных гуманитарных дисциплин;

в форме отдельных учебных предметов, курсов, модулей по истории и культуре религий, преподающихся в урочной форме (в пределах максимальной допустимой учебной нагрузки школьников);

в форме занятий дополнительного образования и в воспитательной деятельности школы.

Постепенно происходит обновление знаний о религиях в содержании базовых гуманитарных курсов: истории, обществознания, литературы, искусства. Но основные документы, стандартизирующие содержание общего образования пока, к сожалению, не вполне обеспечивают возможности адекватного изучения религий как феномена общественной жизни, истории, культуры, в том числе нашей страны, народов России. Не говоря уже о значении религии в духовной жизни человека, личности. Такое положение ставит перед учителем истории, обществознания, литературы проблему восполнения этой недостаточности, если он стремится к максимальной реализации учебных и воспитательных возможностей своего предмета. Ведь, например, подлинное понимание смысла многих произведений русской классической литературы (вне зависимости от отношения автора к религии, Церкви) возможно только в контексте православной христианской традиции. Учитель, не знакомый с этой традицией, просто не донесёт до школьников настоящего смысла этих произведений.

Если говорить о преподавании истории, то до сих пор знания по истории и культуре религий в стандартах общего образования, хотя и представлены в определенном объеме, носят производный характер от истории развития материального производства и экономических отношений. Религия в курсе исторического образования всё ещё преимущественно остаётся в историческом прошлом. Знания о религиях и духовной культуре в целом в стандартах пока не осмыслены как самостоятельный содержательный компонент гуманитарного учебного предмета. Практически отсутствуют дидактические единицы, относящиеся к этическим системам религий, что в настоящее время особенно важно в связи с активизирующимися межрелигиозными, межэтническими контактами. Современным школьникам необходимо знать, в чём заключаются основные отличия этики христианства в её основных конфессиональных разновидностях, ислама, буддизма, иудаизма, новых религий и сект. Это практические знания в современном обществе, которые позволят выпускнику лучше ориентироваться в мире, выстраивать отношения с представителями различных этнорелигиозных сообществ. Имеются и прямо некорректные или неверные формулировки дидактических тем в материалах стандарта 2004 г. [11].

Например, в завершающей теме по всеобщей истории в старшей школе «Человечество на этапе перехода к информационному обществу» имеются две дидактические единицы о религии: «Религия и церковь в современной общественной жизни. «Экуменизм. Причины возрождения религиозного фундаментализма и националистического экстремизма в начале XXI в.». Экуменизм подаётся как некий позитив в отношении религиозного фундаментализма, который к тому же ставится в один ряд с националистическим экстремизмом. Это явное идеологическое упрощение.

Рассмотрим две основные дидактические единицы по курсу всеобщей истории: в основной школе: «Христианизация Европы и образование двух ветвей христианства» (курсивом, т.е. необязательно для контроля знаний по истории!), и в старшей школе: «Формирование индо-буддийской, китайско-конфуцианской, иудео-христианской духовных традиций». Обе они таковы, что учитель, разбирающийся в религии, вынужден будет учить детей иначе, но при этом готовить детей к ответам на ЕГЭ по этим некорректным формулировками.

Буддизм действительно возник в Индии, но распространение получил в Китае и странах Юго-Восточной Азии. И тогда с гораздо большей основательностью можно говорить о китайско-буддийской этно-религиозной традиции, бирманско-буддийской, корейско-буддийской и т.д. Иудео-христианством историки называют самый ранний период в истории Церкви, когда большинство верующих в первых христианских общинах ещё составляли древние иудеи. Но «иудейско-христианская традиция» это просто вымысел, если под «иудейством» понимать религию иудаизма. Не существует, собственно, и христианской духовной традиции как целостного феномена культуры, есть православная христианская, римско-католическая и другие христианские духовные религиозные традиции. Получается, что вместо реального положения религий в истории, в культуре, современном мире школьникам предлагаются сомнительные теоретико-религиоведческие схемы.

Понятие «ветвей христианства» сложилось в рамках так называемой «теории ветвей», созданной протестантскими богословами. Сущность этой теории, её протестантская конфессиональная обусловленность и научная несостоятельность были давно показаны в отечественной как богословской, так и философской литературе. В частности, известный русский философ В.В. Зеньковский в своей работе «Основы христианской философии» писал о том, что у протестантских богословов возникла теория, получившая большое распространение благодаря своей, как отмечает Зеньковский, исключительной ясности, хотя и явной ошибочности — так называемая «теория ветвей» (Branch theorie). По этой теории единство Церкви не воплощено ни в одном из христианских вероисповеданий, но только их суммирование реализует единство Церкви, присущее каждому вероисповеданию («ветви») только потенциально. Так в российской школе важнейшая тема истории христианства, образования отдельных христианских направлений (римское католичество, протестантские вероисповедания) преподаётся на основе концепции, выработанной в Западной Европе в протестантской среде.

Таким образом, стандарт общего образования по истории — основному гуманитарному предмету, должному давать системные знания по истории и культуре религий пока не содержит адекватного представления знаний о религиях в истории и современном мире, в том числе о Русской Православной Церкви и других религиозных объединениях в России.

Анализ материалов по стандартизации образования по обществознанию в целом приводит к таким же выводам. В стандарте 2004 г. появились несколько новых дидактических единиц: «Духовная жизнь человека», «Религиозные объединения и организации в Российской Федерации». Но как автору учебника раскрывать содержание «духовной жизни человека»? Ведь здесь же фактически повторяется ключевая формулировка первого варианта стандарта от 1998-1999 гг. о сущности человека в трактовке диалектического материализма: «Человек как результат биологической и социокультурной эволюции» (в стандарте 1999 г. было «Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции»). И если человек это только био-социальное существо, «социальное животное» по Марксу, просто обладающее некоей культурой, как может быть раскрыт феномен его духовной жизни? Вероятно только путём сведения понимания духовной жизни к психике, разуму, внутреннему миру, но без выделения особых, характеристических признаков духовности, духовных качеств человека. А значит, в школе можно говорить о человеке, его природе, качествах, морали вообще не обращая внимания на существование в истории и современном мире религий, как будто их нет вовсе.

В стандартах общего образования по основным гуманитарным дисциплинам до сих пор адекватно не представлено многообразие духовно-нравственных культур, основывающихся на разных мировоззрениях. О мировоззрении как таковом в стандарте по обществознанию 2004 г. в курсе основной школы имеется дидактическая единица «Мировоззрение», в старшей школе на базовом уровне тоже «Мировоззрение», только без курсива. В стандарте для профильного образования в старшей школе: «Мировоззрение, его виды и формы». Но типология мировоззрений (какие собственно виды и формы), как и само понимание мировоззрения, не раскрывается даже в старшей профильной школе, что позволяет в школьных учебниках давать произвольные классификации. Потом эти виды и формы мировоззрений появляются в материалах ЕГЭ и в результате школьники подвергаются итоговой аттестации по вопросам, фактически не содержащимся в государственном образовательном стандарте.

В философской литературе и соответственно в учебниках и пособиях по обществознанию среди форм мировоззрения называются: научное, обыденное, мифологическое, религиозное, философское мировоззрения. Но в действительности, в общественной жизни не существует таких мировоззрений. Носителей таких мировоззрений нет в российском обществе, соответственно нет и образовательного запроса на изучение и формирование у детей таких мировоззрений в школе. Это просто абстрактные философско-теоретические конструкции, мало связанные с задачей ориентации школьника в социальной реальности. В действительности существует не религиозное мировоззрение, а конкретные религиозные мировоззрения, их носители, культура, образ жизни, соответствующие общественные институции, организации. Единого философского мировоззрения тоже нет, сам философский метод не образует определённого мировоззрения. Научного мировоззрения в точном смысле понятия «мировоззрение» тоже не существует. Наука не вырабатывает ответы на смысложизненные вопросы, человек не может руководствоваться в жизни только научными знаниями. Имеется научная картина мира как результат комплексного научного познания всех сторон действительности, которая изменяется со временем (классическая, неклассическая, постнеклассическая). Однако любой здравомыслящий человек никогда не будет строить свои отношения с близкими, людьми в обществе исходя из научной картины мира, и даже относиться к природе. Что такое мифологическое и обыденное мировоззрение — не ясно, эти понятия различно трактуются разными авторами. Если под обыденным мировоззрением имеется в виду просто мировосприятие человека на домировоззренческом уровне осмысления самого себя и окружающего мира, то это вообще не мировоззрение.

Материалы нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) общего образования, в которых представлено содержание основных гуманитарных дисциплин (Фундаментальное ядро содержания общего образования, содержание учебных предметов, примерные программы) в отношении состава и качества знаний по истории и культуре религий принципиально не отличаются от предыдущих вариантов стандарта. В таких условиях введение отдельной предметной области духовно-нравственного образования, в рамках которой имелась бы возможность систематического освоения детьми основ духовно-нравственной культуры народов России, в том числе традиционных религиозных культур в форме полноценных учебных занятий, школьных уроков, — становится особенно актуальным. Это поможет «сдвинуть» от устаревших методологических подходов и схематики, характерной для советского времени, и содержание базового гуманитарного образования, обновить его в соответствии с новыми социокультурными и правовыми условиями, общественными потребностями.

Во всех бывших социалистических странах с 1990-х гг. идут процессы восстановления религиозного компонента в содержании общего образования. В некоторых, как например Румынии, изучение традиционных религий в светской (государственной или общественной, муниципальной) школе было возвращено практически сразу. В других, переживших многие десятилетия насильственной секуляризации, в том числе в нашей стране, этот процесс растягивается на годы. Преподавание истории религий или религиозных культур отдельным учебным предметом, курсом, как известно, не предусматривалось двумя постсоветскими стандартами (1998–1999 гг. и 2004 г.) или, как их называют вместе — стандартом первого поколения. Но такая практика развивалась в регионах за счёт часов регионального и школьного компонентов учебного плана. По учебному плану 1998–1999 гг. эти компоненты занимали примерно 10% и 15% учебной нагрузки соответственно, но в 2004 г. были резко сокращёны, в начальной школе сохранились только в шестидневке.

Преподавание различных курсов по религиозным культурам в школах обусловлено национальным и религиозным составом российского общества, отношениями органов власти и конфессий на местах, другими факторами. Из числа граждан, называющих себя религиозными, по данным социологов у нас таких примерно 70–80%, — 80–85% называют себя православными, 6–8% мусульманами, все остальные группы — каждая менее 1%. Это реальная база образовательного запроса на изучение религиозных культур в российской школе. При этом есть региональные и иные особенности. Так, большинство армян-григориан (третья по численности этно-религиозная группа в стране) не возражают изучать православие, протестанты разделены по многим организациям, буддисты и частью мусульмане живут компактно, иудаисты в основном в крупных городах.

Чтобы более точно представлять картину религиозного образования в современной российской школе кроме всех эти особенностей надо учитывать наличие двух возможных моделей изучения истории и культуры религий в государственных и муниципальных школах (государственные только в Москве и Санкт-Петербурге). Первая модель: путём выбора в школе курса, учебного предмета определенного религиозного духовно-нравственного содержания: Православная культура (ОПК и т.п.), Исламоведение, Традиция иудаизма и др. или религиоведческого содержания — История религий, Религии мира, Религиоведение. Вторая модель: выбор родителями школы с определённой мировоззренческой этнокультурной или этноконфессиональной ориентацией образовательной программы: школы с национальным или этнокультурным компонентом образования.

Именно в форме этнокультурной или национальной школы преимущественно и развивалось религиозное образование в светской школе для религиозных и национальных меньшинств. Например, в Москве таких школ примерно 50 (включая ряд этнокультурных русских школ) и во многих изучается традиционная религия народа. В Москве был принят региональный нормативный документ о таких школах: Положение об общеобразовательной школе с этнокультурным (национальным) компонентом образования в Москве. В разделах 1, 3 положения указано: «…общеобразовательная школа с этнокультурным (национальным) компонентом образования является видом ...государственного учреждения, реализующего федеральные и региональные образовательные программы по изучению национальных языков, истории, культуры и традиций народа, …государство уважает право школ развивать образовательную деятельность и разрабатывать образовательную программу на мировоззренческой, духовно-нравственной основах и в соответствующих им формах. Этноконфессиональные учебные предметы по изучению религий, признанных культурообразующими в соответствующих национальных общностях и формирующими уклад жизни семьи, народа, государства, изучаются в объеме, определяемом высшим органом самоуправления школы» [12]. Конечно, исходя из возможностей учебного плана, задаваемого федеральным центром.

Относительно этой практики в цитированном выше письме Минобрнауки сказано следующее: «Важно также отметить, что в настоящее время в регионах создана и уже около полутора десятилетий функционирует сеть общеобразовательных учреждений с этнокультурным (национально-региональным) компонентом. Сеть данных учреждений призвана решать проблемы соблюдения прав родителей (законных представителей) и детей как субъектов образовательного пространства в удовлетворении их этнокультурных образовательных потребностей. В ряду таких образовательных учреждений в субъектах Российской Федерации действуют школы, где основой образовательного пространства становятся программы по изучению исторического и культурного наследия народов России, в том числе их религиозных традиций» [13].

В 2006 г. Общественная палата РФ проводила исследование практики преподавания учебных курсов по истории религий и религиозным культурам в регионах. По данным из более 70 регионов в 2006–2007 учебном году курсы православной культуры изучали 500–600 тыс. школьников, исламской 150–200 тыс., историко-религиоведческие курсы примерно 50 тыс., по иудаизму, буддизму, традиционным религиям народов Севера примерно по 10 тыс. Итого 700–800 тыс. учащихся [14]. В сравнении с предыдущим учебным годом был зафиксирован рост примерно на 100–120 тыс. или на 15–18%. Иудаизм изучается в еврейских национальных школах по модели «религиозно-этническая школа». Преподавание православной культуры и исламской культуры в регионах также развивается неравномерно, православной культуры преимущественно в центральных областях России, исламской массово пока только в Ингушетии и Чечне.

Последующие изменения условий преподавания в школе истории религий и религиозных культур в форме отдельных учебных предметов, курсов связаны с введением ФГОС общего образования. В конце 2007 г. была проведена совместная конференция Русской Православной Церкви и Минобрнауки РФ в Калуге с участием представителей органов управления образованием и епархий более чем 40 регионов, церковных иерархов и руководителей Минобрнауки России (министр А.А. Фурсенко, заместитель министра И.И. Калина). На ней обсуждались возможности преподавания этих курсов в процессе введения нового стандарта. Была одобрена Концепция включения в новое поколение стандарта учебного предмета «Православная культура» в составе новой образовательной области «Духовно-нравственная культура» [15], подготовленная группой светских и церковных специалистов. В ней впервые было предложено ввести в базисный учебный план новую предметную (образовательную) область с пятью предметами по выбору: по православию, исламу, буддизму, иудаизму, для нерелигиозных семей — этика и философия. В резолюции конференции [16] было рекомендовано интегрировать эту концепцию в новый стандарт. Однако в последующем этого не было сделано.

21 июля 2009 г. состоялась встреча Президента РФ Д.А. Медведева с Патриархом Кириллом и лидерами других российских конфессий, где обсуждался вопрос изучения религий в школе и возрождение института военных священников в армии. На этой встрече Президент выразил поддержку возрождению религиозного образования в светской школе при участии российских конфессий: «В большинстве субъектов Федерации имеется довольно значительный опыт взаимодействия местных властей и религиозных объединений, в том числе в сфере школьного образования. И преподавание основ традиционных религий для них уже далеко не новость, не какая-то экзотика, как это было в начале 90-х годов, а успешно осуществляемые программы. Это так. И это облегчает нашу совместную задачу» [17]. По предложению Минобрнауки было решено провести эксперимент с введением изучения религиозных культур и этики. В принципе он основан на указанной выше церковной концепции: предметы по выбору в школе. Но есть и существенные отличия. Это два нерелигиозных предмета (светская этика и религиоведение) вместо одного в церковной концепции, название «светская этика» вместо просто этики и философии. И главное: время преподавания ограничено всего 35 часами в конце 4-го и начале 5-го классов.

В процессе реализации эксперимента сначала в 19 регионах, а с 2010 г. в 21 регионе проявились определённые проблемы. Так, если в поручении Президента по итогам встречи было указано обеспечить решение организационных и финансовых вопросов, касающихся введения в 2010 г. в ряде субъектов РФ, а с 2012 г. во всех субъектах РФ в общеобразовательных учреждениях шести «новых предметов … для изучения учащимися по их выбору или по выбору их родителей (законных представителей)» [18], то в распоряжении Правительства РФ по исполнению этого поручения вместо «новых предметов» (предметной области) появился «комплексный учебный курс Основы религиозных культур и светской этики» [19]. Была подготовлена единая программа этого курса, включающая общие уроки в начале и в конце преподавания. Подготовка учителей-наставников (тьюторов) в Москве была проведена без участия религиозных организаций и сразу по всем предметам (модулям). На первом этапе были допущены массовые нарушения права родителей на выбор предмета (модуля). Учебники по религиозным культурам разрабатывались при участии конфессий, но и тут при их публикации были попытки редактировать материал с атеистических позиций.

Глядя оптимистически, можно надеяться, что всё это трудности роста, и они будут со временем преодолены. Имеются и значительные результаты эксперимента, несмотря ни на что позитивный импульс получило развитие взаимодействие государства и конфессий в сфере образования и в центре, и в регионах. Постепенно формируется система квалифицированной подготовки учителей по религиозным культурам (по этике и религиоведению можно готовить одного педагога, фактически этот один и тот же предмет, просто религиоведение должно преподаваться в старшей школе) с участием представителей религиозных организаций или рекомендованных ими светских специалистов. Исправляются нарушения права на свободный выбор предмета (модуля). Несмотря на то, что по ряду вопросов сохраняются разногласия, Минобрнауки России совместно с конфессиями в рамках МКС были подготовлены и направлены в регионы методические рекомендации [20].

Осенью 2010 г. были подведены первые итоги эксперимента. Несмотря на все проблемы, родители и учителя в целом дали ему положительную оценку. Большинство родителей подтвердили, что главной целью изучения новых предметов (модулей) они видят духовно-нравственное образование и воспитание своего ребёнка на основе ценностей и традиций, которые разделяет его семья. Не было зафиксировано конфликтов между учащимися на межрелигиозной или межнациональной почве, о чём много говорили противники восстановления религиозного образования в светской школе. Однако предстоит ещё большая работа, чтобы изучение религиозных культур по выбору было доступно в каждой школе и велось бы по всем годам обучения, поскольку только в этом случае можно рассчитывать на достижение значимых воспитательных результатов.

Параллельно с экспериментом начинается введение ФГОС общего образования, вначале ФГОС начального общего образования утвержденного приказом министра А.А. Фурсенко № 373 от 6.10.2009 г. Рекомендована к использованию общеобразовательными учреждениями Российской Федерации Примерная основная образовательная программа начального общего образования [21], которая в действительности реализует в настоящее время функцию стандарта начального общего образования, включает базисный учебный план для начальной школы. В этот план внесена новая предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России», в рамках которой и предполагается преподавание истории религий (принято название «основы мировых религиозных культур», к сожалению некорректное с научной точки зрения) и основ четырёх религиозных культур по выбору. Но включение в стандарт этой области в объеме всего лишь 17 часов (второе полугодие 4-го класса) фактически закрывает возможность достижения каких-либо образовательных, а тем более воспитательных результатов. Речь может идти только о создании системы преподавания религиозных культур или религиоведения по выбору семьи школьника, отработке взаимодействия в этом процессе школы и родителей, государства и религиозных организаций.

Московская система образования, московские школы также будут включаться в этот процесс и тут опорой, ресурсной базой могут стать этнокультурные (национальные) школы. Кроме того, в Москве имеется опыт преподавания истории религий в старшей школе (где его она, собственно, и должна преподаваться), проводятся курсы повышения квалификации учителей на базе лаборатории истории и культуры религий мира в Московском институте открытого образования. В 2008 — 2011 гг. по теме изучения истории и культуры религий в светской школе работала городская экспериментальная площадка (ГЭП) «Изучение истории и культуры религий в общеобразовательных учреждениях города Москвы», в рамках которой учителя осваивали существующее учебно-методическое обеспечение по православной культуре и религиоведению. С 2010 г. работает ГЭП «Изучение религиозных культур и светской этики в общеобразовательной школе». В настоящее время наиболее актуален вопрос организации полноценной подготовки учителей к преподаванию религиозных культур с участием соответствующих религиозных организаций, их образовательных центров, специалистов, чтобы избежать искажений, допущенных при подготовке учителей в рамках федерального эксперимента. 

Введение новой предметной области духовно-нравственного образования было проведено путем изъятия часов вариативной части базисного учебного плана (так предусматривалось и церковной концепцией), поэтому оно не ведёт к росту учебной нагрузки школьников. В настоящее время по материалам нового ФГОС общего образования преподавание учебных курсов, предметов, модулей по религиозным культурам и религиоведению в рамках максимально допустимой учебной (недельной) нагрузки школьников может осуществляться следующим образом:

1) в начальной школе: в обязательной части учебного плана 17 часов во втором полугодии 4 класса в рамках новой предметной области; в вариативной части (формируемой участниками образовательного процесса): максимально 3 часа во 2-3 классах, 2,5 часов в 4 классе, но только в школах, работающих по шестидневной учебной неделе. Это примерно соответствует стандарту 2004 г. (3 часа во 2–4 классах);

2) в основной школе (согласно проектам Базисного учебного плана, примерная основная образовательная программа для основной ступени пока не утверждена): 17 часов в первом полугодии 5 класса в рамках новой предметной области; в вариативной части максимально: в пятидневке 1 час в 5–7 и 2 часа в 8–9 классах (возможно 0,5 часов в 5 классе, если в обязательной части в 5 классе будет 17 часов), в шестидневке 4 часа в 5–7 и 5 часов в 8–9 классах (возможно 3,5 часа в 5 классе, если в обязательной части в 5 классе будет 17 часов). Сокращение в сравнении со стандартом 2004 г. — на 1 час в неделю по всем годам обучения, кроме 8 класса.

3) в старшей школе: во всех проектах стандарта [22] новая предметная область духовно-нравственного образования отсутствует, поэтому пока остаются ресурсы только вариативной части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса (проекты учебных планов для старшей ступени пока не опубликованы).

В федеральные перечни учебников на 2011-2012 гг. [23] включены шесть учебников для 4-5 классов по основам религиозных культур (православной, исламской, буддизма, иудаизма) и учебник по «мировым религиозным культурам, которые используются в эксперименте. Появились в перечнях и другие пособия по этике и «мировым религиозным культурам», а также учебники по «основам духовно-нравственной культуры» в целом. При этом надо иметь в виду, что рецензировались в религиозных организациях, одобрены конфессиями для преподавания соответствующих религиозных культур только первые из указанных пособий — четыре учебника, подготовленных в рамках эксперимента (№ 72-75 в перечне).

Изучение истории и культуры религий в форме отдельных учебных курсов, предметов, модулей естественными образом опирается и поддерживается в системе школьного дополнительного образования и воспитательной работы. В базисный учебный план ФГОС общего образования включен раздел «Внеурочная деятельность (кружки, секции, проектная деятельность и др.)» с нагрузкой 10 часов в неделю по всем годам обучения. Одно из направлений в этом разделе: духовно-нравственное, на которое отводится 2 часа учебного времени по годам обучения и эти часы также могут использоваться на изучение истории и культуры религий, в том числе в форме религиозного образования и духовно-нравственного воспитания школьников по выбору их семьи. Другое дело, насколько это реально, учитывая, что почти сразу же после утверждения базисного плана для начальной школы в Минобрнауки был издан приказ [24], фактически ликвидирующий гарантии оплаты этой внеурочной деятельности, о которых так много говорили, рекламируя свой проект, разработчики ФГОС.

Дополнительное образование и воспитание в школе — это пространство, в котором обычно начинается углубленное изучение истории религий, религиозных культур в школе. Зачастую в школах занятия по религиозным культурам по существующим учебным пособиям ставятся как факультативы за рамками основного расписания. Однако это не лучший вариант, поскольку дети на занятиях дополнительного образования не должны сидеть за партами, заниматься как на уроках. Для изучения той же православной культуры по имеющимся учебникам и пособиям лучше всё-таки найти хотя бы один час в школьном компоненте, а во второй половине дня вести занятия в форме лектория, клуба, творческого объединения, проектной работы и т.п.

Школы обладают значительной свободой в выборе содержания и форм дополнительного образования. Это требует от методистов, администрации внимательно относиться к наполнению таких занятий по истории религий и религиозным культурам. Есть много программ, проектов в этой сфере, составленных может быть с лучшими намерениями, но непрофессиональных, не учитывающих специфику религиозного сознания. Например, в московских школах активно пытались распространять религиоведческий проект, где для «воспитания толерантности» предлагалось последовательно погружать детей в разные религиозные культуры, воспроизводить их обычаи, обряды, культовые блюда и т.д. Ничего, кроме возмущения верующих семей, родителей, такие проекты не вызовут. Важно не упускать из виду и то, что большинство родителей при изучении их ребёнком религий всё-таки заинтересованы, прежде всего, в приобщении ребенка к духовно-нравственной культуре своего народа, своей семьи. Поэтому изучение других религий и культур должно проводиться очень корректно, не навязчиво, чтобы не оскорбить верующих и не поставить в неудобное положение учителей, школьников, их семьи.

Такое же внимательное отношение должно быть к праздничной культуре в школе. Одно время в московских школах началось повальное празднование Хэллоуина — фактически вводящего школьников в религиозную субкультуру сатанизма. Тогда только указание заместителя руководителям Департамента образования о запрете таких «воспитательно-развлекательных» мероприятий позволило остановить этот процесс. То же самое касается и празднования Дня Валентина, который не имеет никаких оснований ни в римско-католической, ни в православной традициях, является чисто секулярной выдумкой, которая воспринимается верующими как искажение и профанация их верований и святынь. В связи с этим следует отметить ещё далеко не реализованный духовно-нравственный потенциал наших государственных, народных и религиозных праздников, который можно и нужно использовать, но тоже со вниманием относясь к мировоззренческим убеждениям и религиозным чувствам педагогов и школьников. В числе таких праздников, связанных, в частности, с церковным календарём: Рождество Христово, День славянской письменности и культуры — он же День святых Кирилла и Мефодия, День народного единства, в который совершается и празднование Казанской иконе Божией Матери в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году.

Одно из новшеств ФГОС общего образования – наличие в его структуре Программы духовно-нравственного развития и воспитания школьников. Она включена первым разделом в Примерную основную образовательную программу начального общего образования [25], на её основе теперь каждая школа должна будет разработать свою программу духовно-нравственного развития и воспитания школьников. Это даёт более широкие возможности развития духовно-нравственного воспитания школьников, в том числе на основе ценностей традиционных российских религий. Такая программа духовно-нравственного развития и воспитания школьников в конкретном образовательном учреждении рассматривается теперь как основа не только воспитательной работы, а всей учебно-воспитательной деятельности школы в целом.

Во введении к программе указано, что её разработка в конкретной школе должна проводиться, в частности, с учётом культурно-исторических, этнических, демографических и иных особенностей региона, запросов семей и других субъектов образовательного процесса. Это подразумевает конкретизацию задач, ценностей, содержания, планируемых результатов, а также форм воспитания и социализации обучающихся, взаимодействия с семьёй, а также с «традиционными религиозными организациями». Образовательное учреждение должно создавать условия для реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, обеспечивая их приобщение к ценностям семьи, своей этнической, а также «конфессиональной группы» в контексте формирования идентичности гражданина России. Педагогическая организация процесса духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, согласно примерной программе, предусматривает согласование усилий социальных субъектов: образовательного учреждения, семьи, а также и «традиционных религиозных организаций». Программа духовно-нравственного развития и воспитания направлена на организацию «нравственного уклада школьной жизни», включающего все виды учебной и воспитательной деятельности, основанной на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов, реализуемых в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни. При этом «ведущая, ценностно и содержательно определяющая роль в создании социально открытого, нравственного уклада школьной жизни принадлежит педагогическому коллективу образовательного учреждения».

В числе задач духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся указаны задачи укрепления нравственности, «основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях», «формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям». В формировании семейной культуры: «знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи». Подчёркивается, что образовательное учреждение может конкретизировать общие задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся с учётом национальных и региональных условий и особенностей организации образовательного процесса, потребностей обучающихся и их родителей.

Важным положением в программе является формулировка ценностной основы духовно-нравственного развития и воспитания школьников: «на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций» (раздел 1.2.). Очевидно, что реализация этого требования стандарта прямо связана с развитием изучения основ религиозных культур народов России, духовно-нравственным воспитанием школьников на основе традиционных для народов России религий. В разделе 3 указано: «В содержании программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся начальной школы должны быть актуализированы определённые идеалы, хранящиеся в истории нашей страны, в культурах народов России, в том числе в религиозных культурах… Необходимо обеспечивать наполнение всего уклада жизни обучающегося множеством примеров нравственного поведения, которые широко представлены в отечественной и мировой истории, истории и культуре традиционных религий, истории и духовно-нравственной культуре народов Российской Федерации».

Специальный раздел программы содержит рекомендации по организации совместной деятельности школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся (1.6). В нём также указано, что в организации нравственного уклада жизни обучающихся должны участвовать семья (ей придано решающее значение) и традиционные религиозные организации. Впервые в постсоветских документах об образовании, хотя декрет об отделении церкви от школы был отменён 20 лет назад, здесь появились указания о взаимодействии школы и Церкви, других конфессий в организации учебно-воспитательного процесса: «При разработке и осуществлении программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования образовательное учреждение может взаимодействовать, в том числе на системной основе, с традиционными религиозными организациями…

могут быть использованы различные формы взаимодействия:

- участие представителей… традиционных религиозных организаций с согласия обучающихся и их родителей (законных представителей) в проведении отдельных мероприятий в рамках реализации направлений программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

- реализация педагогической работы указанных организаций и объединений с обучающимися в рамках отдельных программ, согласованных с программой духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования и одобренных педагогическим советом образовательного учреждения и родительским комитетом образовательного учреждения;

- проведение совместных мероприятий по направлениям духовно-нравственного развития и воспитания в образовательном учреждении».

Таким образом, ФГОС общего образования, не давая пока достаточных ресурсов для систематического изучения религий в обязательной части учебного плана в урочной форме (необходимо не менее 1 часа в неделю по всем годам обучения), позволяет совместно планировать и осуществлять деятельность школ и религиозных организаций во всех компонентах учебно-воспитательного процесса, системно планировать и выстраивать взаимодействие школы, семьи, традиционных российских конфессий в формировании «нравственного уклада» жизни школьников.

Образовательные результаты изучения школьниками религиозных культур и истории религий очевидны — это познание детьми культуры своего народа, страны, формирование устойчивых нравственных ценностей, патриотических убеждений. Чтобы познакомиться с этими результатами, можно не ждать повсеместного введения изучения православной культуры или других религиозных культур. Достаточно зайти в школы, где уже сейчас традиционная духовная культура народа не отделена от общего образования, например в этнокультурные школы с полноценным изучением православия, ислама или иудаизма. Возможности духовно-нравственного развития и воспитания, которые есть у детей в таких школах, должны быть доступны и всем остальным учащимся. В начале 1990-х годов мы отказались от мировоззренческого и воспитывающего компонента общего образования, основанного на коммунистической идеологии. А ещё раньше, чтобы освободить ему место, изгнали для этого из школы отечественную духовную культуру и религиозную мораль народов нашей страны. Но школа не может быть только супермаркетом образовательных услуг. Это социальный институт наследования культуры и подготовки детей к жизни в нашем обществе, которое возникло не вчера. Главный результат, который должен быть получен в процессе возвращения в нашу школу знаний о религиях — восстановление функций общеобразовательной школы как института воспитания и социализации. Присутствие в современной школе знаний о религиях позволяет полноценно реализовать учебный и воспитательный потенциал гуманитарных дисциплин и реально осуществлять духовно-нравственное воспитание.

 

Литература

 

1. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка (современное написание слов). — М., 1998.

2. Приказ Минобразования России от 1 июля 2003 г. N 2833 «О предоставлении государственными и муниципальными образовательными учреждениями религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ». http://www.rg.ru/oficial/doc/min_and_vedom/min_obraz/2833-03.shtm

3. См. публикацию автора на эту тему: Метлик И.В. Религия в школе: проект нового закона «Об образовании» // Журнал Московской Патриархии. — 2011. — № 1. http://www.patriarchia.ru/db/text/1375460.html

4. Международные акты о правах человека. Сб. документов. — М., 1999.

5. Федеральный закон «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и протоколов к ней» от 30.03.1998 г., № 54 ФЗ.

6. Конституции зарубежных государств: учебное пособие. / Сост. проф. В.В. Маклаков. — 2-е изд., испр. и доп. — М., 1999.

7. Предложения Совета Общественной палаты РФ по вопросам изучения религиозной культуры в системе образования от 29 ноября 2006 г. / http://www.oprf.ru/rus/documents/resolutions/article-1963.html

8. Детально сущность духовно-нравственного воспитания, его особенности и отношение с другими направлениями воспитания в школе раскрыты в авторской статье на эту тему: Галицкая И.А., Метлик И.В. Понятие «духовно-нравственное воспитание» в современной педагогической теории и практике // Педагогика. — 2009. — № 10. — С. 36–46. http://www.verav.ru/common/mpublic.php?num=578

9. Письмо Директора департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России И.И. Калины от 13.07.2007 г. № 03-1584 / http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/3941

10. Письмо директора департамента государственной политики в образовании  И.М. Реморенко «В дополнение к методическим материалам по преподаванию курса ОРКСЭ» от 21 мая 2010 г. № 03-1032.

11. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Часть II. / http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/p1/1287/

12. Приложение № 1 к постановлению Правительства Москвы 19.08.1997 г. № 653.

13. Письмо Минобрнауки России органам управления образованием субъектов Российской Федерации «О преподавании учебных предметов по истории и культуре религий в школе № 03-2375 от 25 ноября 2009 г.

14. Предварительные результаты мониторинга соблюдения принципов свободы совести и вероисповедания при изучении учебных курсов по истории и культуре религий в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях в регионах РФ / 24.04.2007 г. / http://www.oprf.ru/structure/comissions2006/11/materials/1896

15. На сайте Московской Патриархии: http://www.patriarchia.ru/db/text/358393.html; на сайте агентства Интерфакс: http://www.interfax-religion.ru/?act=documents&div=700

16. Пресс-релиз Минобрнауки России от 26.12.2007 г. / http://www.mon.gov.ru/press/reliz/4376/

17. Стенограмма совещания по вопросам преподавания в школах основ религиозной культуры и светской этики и введения в Вооружённых Силах РФ института воинских и флотских священнослужителей / 21 июля 2009 года http://www.kremlin.ru/text/appears/2009/07/220032.shtml

18. Поручение Президента РФ Д.А. Медведева от 2.08.2009 г. № Пр-2009. / http://www.orkce.ru/node/62

19. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.10.2009 г. N 1578-р. / http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=466026

20. См.: Методические материалы для учителей и организаторов апробации от 30 апреля 2010 г. Дополнение к методическим материалам от 21 мая 2010 г. и разъяснения к этим документам на сайте Отдела религиозного образования и катехизации РПЦ: http://www.otdelro.ru/ Раздел «Федеральный эксперимент».

21. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. — М.: Просвещение, 2010. На сайте Минобрнауки РФ: Общее образование. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования. Примерная основная образовательная программа начального общего образования / http://mon.gov.ru/dok/fgos/7195/

22. Разразившийся в обществе скандал с проектом этого стандарта, по которому старшеклассник может избрать для себя набор предметов для изучения — без обществознания, истории, географии, биологии, физики, химии, поставил под вопрос реализацию этого варианта ФГОС не только в старшей школе. В связи с этим в РАО был подготовлен альтернативный проект стандарта для старшей ступени. 

23. Приказ Минобрнауки России от 24 декабря 2010 г. № 2080 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год». Приложение № 1. / http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_10/m2080.html

24. Приказ Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373. http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_10/m1241.html

25. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. — М.: Просвещение, 2010. На сайте Минобрнауки России: Общее образование. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования. Примерная основная образовательная программа начального общего образования / http://mon.gov.ru/dok/fgos/7195/


Источник:      «Вестник московского образования», 2011, №13, с.290-320

Последние публикации:
Святитель Николай Чудотворец

19 декабря 2018

Протоиерей Андрей Ткачёв:

Николай Чудотворец

...Второй же его урок нам заключается в необходимости оберегать и воспитывать своего внутреннего человека. К монашескому образу жизни склонны очень немногие. Но совершать временное бегство от суеты, находить время для молчания и молитвы обязан каждый, кто не весь вывернут наизнанку и живёт только внешним, кто хранит и оберегает свой...

(См. далее...)

17 декабря 2018

Марина Чижова:

«Самый добрый старец»: к дню памяти архимандрита Ипполита (Халина)

...Он принадлежал к числу тех священников, которые не столько заботятся о благоустройстве храмов, сколько о благоустроении человеческих душ. Возможно, именно поэтому так много людей стремилось попасть к старцу. А он имел такую любовь и сострадание, что мог вместить в своё сердце каждого...

(См. далее...)

12 декабря 2018

Святейший Патриарх Кирилл:

«Сегодня очень тяжёлые события происходят в братской Украине». Проповедь в храме святой мученицы Татианы в Люблине

...речь идёт не о том, быть или не быть независимой Церкви на Украине, как то утверждают сторонники независимости, а речь идёт о том, какой быть Церкви на Украине — Церкви Божией, творящей волю Божию, или лжецеркви, служащей диаволу и только...

(См. далее...)

25 ноября 2018

Ольга Орлова:

Помощница усердная. Памяти схимонахини Клавдии (Петруненковой)

...По послушанию взявшись за этот подвиг, с целым сонмом исповедников она познакомилась лично. Знала многих из тех, кто впоследствии был прославлен в лике святых: святителя Луку (Войно-Ясенецкого), преподобного Серафима Вырицкого (бывшего духовником схимонахини Марии); бывала и у преподобных...

(См. далее...)

Публикация:

«Вестник московского образования», 2011, №13, с.290-320

30.01.2012

Также у этого автора:

4 июня 2017

Моделирование социального партнерства в духовно-нравственном образовании школьников

Включение в содержание общего образования предметных областей духовно-нравственной воспитательной направленности, предусматривающих преподавание... (Далее)

22 января 2016

Новое об изучении религий и воспитании школьников в законе «Об образовании в Российской Федерации»

...Наша недавняя история, отношение государства к Церкви как своему идеологическому противнику привели к устойчивым искажениям в употреблении... (Далее)


Архив публикаций:
Святые и святыни:
Никола с Косьмой и Дамианом

19 декабря

Святитель Николай, архиепископ Мирликийский, чудотворец (ок. 345)

Дни памяти: Май 9 (21) (Перенесение мощей), Июль 29, Декабрь 6 (19)

(См. далее...)

Фотоальбомы

22 июня 2018

Родная земля. Дорогами паломников: Кострома - Нерехта - Плёс

Фотоальбом по материалам паломнической поездки московских педагогов в Кострому 22-24 июня 2018 года.

(См. далее...)

Анонсы

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Рейтинг@Mail.ru

Вера и Время    2018