Рейтинг@Mail.ru На главную Библиотека Фотогалерея Контакты Лица О проекте Поиск      В е р а    и    В р е м я
Религиозные ценности и современная система образования
Основные разделы:
Публикации по теме:
Старец Паисий Святогорец

13 января 2022

Старец Паисий Святогорец:

Начинай с сострадания…10 поучений о молитве

...Чтобы духовная жизнь стала легкой, нам не надо на себя давить. Мы должны спрашивать наш ум: «Хочешь, совершим богослужение суточного круга? Хочешь, почитаем Псалтирь? Или погуляем по тропинке, творя Иисусову...

(См. далее...)

5 января 2022

Святитель Николай Сербский (Велимирович):

«Истина открывается любви». Афоризмы

...Если безбожник бросает тебе вызов, или поносят тебя безумцы, или гонят озлобленные люди - считай всё это делом дьявола, ибо человек по природе набожен, умён и добр...

(См. далее...)

Последние репортажи:

12 января 2022

Цикл Библейских бесед для московских педагогов. Ветхий Завет, Книга Бытия, главы 20-21. Январь (+ ВИДЕО)

12 января 2022 года в очно-дистанционном формате состоялась очередная, двадцать третья встреча цикла Библейских бесед для московских педагогов («Алтарь Отечества», Ассоциация учителей православной культуры, проект «Наследие», клуб «Я шагаю по Москве»)...

(См. далее...)

10 января 2022

Поздравляем с юбилеем Алексея Юрьевича Соловьёва, Человека с большой буквы и нашего большого друга!

6 января 2022 года, в Рождественский сочельник, исполнилось 60 лет Алексею Юрьевичу Соловьёву, преподавателю Николо-Угрешской Духовной семинарии, члену Союза писателей России, члену Союза журналистов Москвы, заместителю председателя Совета Ассоциации учителей...

(См. далее...)


ПУБЛИКАЦИИ
Автор публикации:
Аванесов Вадим Сергеевич /доктор педагогических наук, профессор,

Аванесов Вадим Сергеевич

доктор педагогических наук
профессор

Публикации этого автора

14 декабря 2006

Общие проблемы и вопросы


 

Национальные проекты нужны, но другие


 

Доклад на VII международной научной конференции

«РОССИЯ: ПРИОРИТЕТНЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ

И ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ»

Секция: «Качество управления, механизмы социального партнёрства

и национальная конкурентоспособность».

ИНИОН РАН, 14 декабря 2006 года

 

Введение

Национальными проектами называются четыре приоритетные целевые программы развития сфер образования, здравоохранения, сельского хозяйства и жилья, инициированные в конце декабря 2005 года Президентом РФ В.В.Путиным. Это новое положительное явление политической жизни страны, дающее шанс на улучшение сильно отстающей социальной сферы развития РФ. Однако такая общая положительная оценка Национальных проектов не исключает аргументированного анализа их возможных недостатков. Актуальность такого анализа возрастает в связи с тем, что в расширяющемся потоке публикаций очень мало аналитических работ, аргументировано указывающих на реальные недостатки этих проектов и на возможные пути их дальнейшего улучшения.

 

Три главные проблемы Национальных проектов

Прошёл год со дня их объявления, и обозначилась три главные проблемы:

1. Национальные проекты не превратились в научно проработанные программы. Это произошло из-за того, что ни общественные силы, ни профессионалы-ученые к этой работе не были привлечены достойным образом.

2. Восприятие национальных проектов в социуме оказалось противоречивым. Факты таковы, что сама идея национального проекта как способа решения важных проблем страны представляется плодотворной только 29% российских граждан. По мнению 27% россиян, национальные проекты не являются эффективным способом решения проблем; Особенно часто эту точку зрения выражают москвичи (42%), а также граждане с высшим образованием (34%) [1].

3. Проекты не стали Национальными, в западном смысле этого слова. В странах, где нация представляет такое единство общества и государства, в котором государство служит обществу. В то время как смысл названия «Национальный» предполагает руководящую роль общественных организаций и решающий вклад профессиональных ассоциаций, при поддержке государства. В данном случае всё наоборот – государство выдвигает проекты и само же руководит ими, распределяет деньги по своему усмотрению, в отсутствие эффективного общественного контроля и общественной поддержки. Поэтому эти проекты сейчас выглядят как Национальные по названию, но правительственные - по существу.

Применение слова «Национальный» в Федеративном государстве вообще требует осторожности, поскольку смысл слова «Национальный» а нём воспринимается не так, как в мононациональном государстве. Есть и региональные различия: население национальных республик ряда регионов воспринимает его иначе, чем жители центральных регионов России. Кроме того, адекватное восприятие смысла этого слова связано с уровнем образованности граждан. Не случайно практически все Национальные проекты в РФ подвержены риску неудач.

 

Актуальные вопросы обсуждаемых проектов

В последние 15 лет мы были свидетелями недостаточной востребованности ученых РАН и других академий в решении актуальных проблем управления страной. Как и многие другие мероприятия, Национальные проекты готовились не научными учреждениями, а потому не случайно, что в обсуждаемых Национальных проектах не видно признаков их научной проработанности. И это не первый случай правительственных проектов, принятых без научной и общественной экспертизы.

Хотя в последние годы много говорят об идеологическом вакууме, это не так. Определённая идеология в стране есть, и она проглядывает также в Национальных проектах, хотя и носит латентный характер. Речь может идти о признаках своеобразной западной идеологии меритократического толка, в соответствии с которой власть в стране должна принадлежать самым достойным.

В России эта идеология трансформировалась в такую субкультурную форму, как псевдомеритократическая. Все правительственные проекты последних 15-ти лет содержат такого рода псевдомеритократический компонент, суть которого – власть, деньги, образование и прочее должны принадлежать лицам определённого круга. Не случайно подавляющее большинство назначений на руководящие должности в стране всё ещё проводится по архаичному принципу личной преданности. Например, вся страна обсуждает сейчас вопрос – кто станет преемником уходящего со своего поста Президента РФ, как будто бы Россия – монархическая страна.

Главная идея озвученных Национальных проектов – это финансовая поддержка государством сильно отставшей социальной сферы. И это хорошо. Но, похоже, что эта позитивная идея отягощена другими латентными замыслами. Например, посредством Национальных проектов правительство стремится внедрить разрушительный для сферы образования Единый Государственный Экзамен (ЕГЭ). Гранты по Национальному проекту «Образование» получат только те регионы, которые будут проводить у себя уже упоминавшийся ЕГЭ. Появился и соответствующий слоган: «Деньги в обмен на обязательства регионов и образовательных учреждений» [2]. При этом ЕГЭ имеет неприемлемые показатели точности и обоснованности измерения. От таких «педагогических измерений» образование страны неизбежно впадёт в состояние перманентного нарушения прав граждан на объективную и справедливую оценку их учебных достижений. Меняется в худшую сторону учебный процесс, который теперь сводится к подготовке к узкому сегменту содержания правительственного ЕГЭ [3]. «Натаскивание» детей на тестоподобные вопросы ЕГЭ постепенно приобретают характер социальной эпидемии и шизофрении. Настоящих тестов там нет. Правительство на всенародную критику ЕГЭ не реагирует. Очевидно, что в управлении страной сформировалась новая политическая «элита», намеренно уклоняющаяся от научного проектирования осуществляемых замыслов и от обсуждения проблем социального управления государством с гражданами.

Настоящая конференция – первое, хотя и запоздалое, исключение из сложившегося положения.

Основная форма реализации обсуждаемых Национальных проектов – распределение денег на основе не вполне проработанных критериев. Распределение бюджетных денег проводится через соответствующие министерства. Но в России этот механизм довольно часто проявляет себя как коррупционный. Факты проявления такого механизма многочисленны, а потому их можно здесь не приводить. Помимо коррупции, обсуждаемые Национальные проекты объективно способствуют усилению бюрократизма. Теперь школы, выигравшие гранты, обязаны чуть ли не еженедельно подавать отчеты на восьми листах, сразу в три адреса. В общем, у них набегает 90 видов отчетности [4]. Не случайно в образовательных учреждениях, ораганах управления и в прессе стали обсуждаться идеи неучастия в такого рода Национальных проектах.

Другой существенный недостатков нынешних Национальных проектов – их избирательность. Или, говоря языком чиновников, точечность. Считается, что «маяки» помогут сдвинуть с места всю образовательную сферу в сторону обновления. И действительно, часть школ может заработать по-новому. Но что делать с остальными? Закрывать их, как и больницы, нельзя. Следовательно, надо заниматься улучшением работы и этих учреждений. Избирательность выделяемых грантов приводит к исчезновению главных признаков любого действительно Национального проекта – всенародности положительного эффекта. При точечной ориентации финансовой поддержки вряд ли можно надеяться на широкую научно-профессиональную и общественную поддержку. Как отмечалось ранее, Россия фактически уже лишилась народного образования и здравоохранения. Народное образование расслоилось на элитарное и массовое [5].

Национальные проекты часто называются приоритетными. Вот что говорит заместитель председателя Комитета по образованию и науке Госдумы Олег Смолин: «Если это приоритетный проект, должно быть приоритетное финансирование. В текущем году расходы бюджета растут на 40%, расходы по разделу «Образование» на 25%. Какой это приоритет»?

 

Заключение

Приведенный анализ позволяет вывести, что Национальные проекты не являются Национальными в строго научном смысле этого понятия. Национальные проекты не являются и научно обоснованными программами социального развития, общественно значимыми, прошедшими предварительную научно-профессиональную и общественную экспертизу. Похоже, что это не национальные, а скорее, правительственные проекты.

Например, национальный проект «Образование» может стать дымовой завесой реальной образовательной политики Правительства РФ на коммерциализацию образования. Правительство не скрывает, что оно рассматривает образование как платную услугу, расширяет платность образования. Поставлена задача «обеспечить связь образования с бизнесом, чтобы бизнес, по словам М.Фрадкова, определял "чему и как учить". За этим следует приватизация, потому что без приватизации образования бизнес никого и ничему учить не будет.

Результат влияния такого рода правительственной идеологии – уже 57 % студентов высшей школы платят за своё образование. Массовое школьное образование постоянно ухудшается. По индексу развития человеческого потенциала Россия опустилась до 57-го места [6].

 

Что делать

1. Отмеченные характеристики существующих проектов указывают на необходимость изменения их парадигмы.

2. Для многонационального федеративного государства идея национальных проектов представляется неперспективной. Опыт подтверждает этот вывод. Идею национальных проектов лучше заменить государственными программами развития народного здравоохранения, образования, жилищного строительства и всех других сфер социального развития, программами подъёма уровня и качества жизни народов РФ. Что и должно быть в настоящем социальном государстве.

 


Примечания.

 

1. Источник: данные Фонда общественного мнения 07.12.2006

http://win.mail.ru/cgi-bin/readmsg?id=11655096830000007804

2. Лемуткина М. Нацпроект-ультиматум.  

http://www.gazeta.ru/2006/09/28/oa_217850.shtml

3. Аванесов В.С. Единый Государственный Экзамен в фокусе научного исследования// Педагогические Измерения, 2006, №1, с.3-31; См. также http://testolog.narod.ru

4. Москве не надо грантов. http://gazeta.ru/education/2006/12/12_a_1146975.shtml

5. Аванесов В.С. Два лика образовательной политики. «Независимая газета», 5 октября, 2000г.

6.  Доклад о развитии человека. 2004. Пер. с англ. Издано для программы развития Организации Объединенных Наций, ПРООН. М.: Изд-во «Весь Мир», 2004. –328 стр.


Источник:      VII международная научная конференция «Россия: приоритетные национальные проекты и программы развития»

Последние публикации:
Патриарх Кирилл в навечерие Богоявления в Храме Христа Спасителя, 18.01.2011

18 января 2022

Святейший Патриарх Кирилл:

«Верю, что благодать не будет напрасна…». Слово после Божественной Литургии в навечерие праздника Богоявления

...Постойте подольше в храме, никуда не спешите, подумайте о своей жизни, о своих родных и близких, о детях и внуках, подумайте об Отечестве нашем, о самих себе и вознесите горячую молитву Господу, чтобы силой и благодатью, явленными нам через...

(См. далее...)

15 января 2022

Валерий Сдобняков, Виктория Захарова:

Духовное величие русской литературы в ее многовековой неразрывности

Беседа председателя Нижегородской областной организации Союза писателей России Валерия Сдобнякова с доктором филологических наук Викторией Захаровой о творчестве писателя Ивана Сергеевича Шмелёва.

(См. далее...)

15 января 2022

Преподобный Серафим Саровский:

«Святые отцы, имея мирное устроение и будучи осеняемы благодатью Божией, жили долго». Наставления

...Излишнее попечение о вещах житейских свойственно человеку неверующему и малодушному. И горе нам, если мы, заботясь сами о себе, не утверждаемся надеждою нашею в Боге, пекущемся о нас! Если видимых благ, которыми в настоящем веке пользуемся, не относим...

(См. далее...)

14 января 2022

Протоиерей Александр Шаргунов:

Жизнь с избытком. Слово на праздник Обрезания Господня

...Человек не живёт в полноте, пока не откроется Богу. И Христос — дверь. Кто войдёт этой дверью — спасётся. Спасётся! Без этого перехода он погибнет. Единственная среда обитания человека — Божественная среда. Только там — его радостный бесконечный рост...

(См. далее...)

Публикация:

VII международная научная конференция «Россия: приоритетные национальные проекты и программы развития»

14.12.2006

Также у этого автора:
Архив публикаций:
Святые и святыни:
Иордань

18 января

Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник)

Крещение Господне или Богоявление совершается 19 января (6 января по старому стилю). Накануне праздника Церковью предписан строгий пост, так же как и в Рождественский сочельник. В Крещенский сочельник утром совершается литургия Василия Великого, в начале которой торжественно читаются пророчества о первом Пришествии Господа...

(См. далее...)

Фотоальбомы

18 октября 2021

Шмелёвские чтения - 2021: Лица и сюжеты

Фотоальбом по материалам XXVI Крымских международных Шмелёвских чтений, прошедших в Алуште 15-19 сентября 2021 года.

(См. далее...)

Анонсы

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Рейтинг@Mail.ru

Вера и Время    2022