Рейтинг@Mail.ru На главную Библиотека Фотогалерея Контакты Лица О проекте Поиск      В е р а    и    В р е м я
Религиозные ценности и современная система образования
Основные разделы:
Публикации по теме:

1 мая 2022

Татьяна Петракова:

О воспитании добродетелей (на примерах повести И.С. Шмелёва «Лето Господне»)

Доклад на Крымских международных Шмелёвских чтениях «И.С. Шмелев и писатели литературного зарубежья», посвященных 140-летию со дня рождения И.С. Шмелева и 20-летию Алуштинского...

(См. далее...)

27 января 2021

Геннадий Дорофеев:

Сохраните жизнь! Или про то, как братик спас сестричку…

История, невыдуманная, происшедшая на самом деле, которая, думаю, не оставит равнодушным ни глубоко верующего человека, ни искреннего атеиста...

(См. далее...)

Последние репортажи:

25 мая 2022

XXX Международные образовательные чтения: Научно-практическая конференция «Будущее наследие»

25 мая 2022 года в Белом зале Храма Христа Спасителя под председательством епископа Тольяттинского и Жигулёвского Нестора в рамках XXX Международных образовательных чтений прошла XIV Межрегиональная научно-практическая конференция «Моделирование социокультурного...

(См. далее...)

22 мая 2022

XVI Фестиваль-конкурс «Алтарь Отечества — 2022»: итоги и гала-концерт московского регионального этапа

22 мая 2022 года в актовом зале Центра «Ломоносовский» в рамках XXX Международных образовательных чтений прошло подведение итогов и гала-концерт московского регионального этапа XVI Межрегионального фестиваля-конкурса «Алтарь Отечества - 2022».

(См. далее...)


ПУБЛИКАЦИИ
Автор публикации:
Петракова Татьяна Ивановна /Доктор педагогических наук,, профессор, Профессор Московского педагогического государственного университета, методист Городского методического центра Департамента образования и науки города Москвы (отдел ОРКСЭ — основ религиозных культур и светской этики)

23 марта 2012

Духовно-нравственное воспитание


 

Содержание образования: духовно-нравственный аспект

Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ,
проект № 11-06-00356а


В изменившихся социально-экономических и политических условиях происходит постепенный перенос акцентов с интересов государства на интересы личности. При этом существенно меняется образовательная парадигма, переосмысливаются ее цели, задачи, содержание, технологии, вызываются к жизни новые процессы и явления. К таковым относится процесс духовно-нравственного воспитания, затрагивающий внутренний мир личности, который требует осмысления и обоснования на теоретико-методологическом уровне.

Процесс духовно-нравственного воспитания может быть полноценно описан при опоре на методологию антропологического подхода, который предусматривает выделение системообразующих внутренних характеристик личности, определяющих ее сущностную природу и качественное своеобразие. С помощью антропологического подхода удается преодолеть понимание сущности человека как «продукта среды», когда его бытие ограничивается социально-биологическими рамками и отрицается его главная «метафизическая» составляющая – душа. Наиболее всеохватное определение человека дает христианская антропология (традиционное учение Церкви о его природе и сущности), неразрывно связанная с христианской антропогонией (учением о происхождении человека) и христианской сотериологией (учением о конечной цели его бытия). Согласно этим учениям, человек, созданный по образу и подобию Творца, является венцом творения и одновременно ипостасью космоса, причастного его природе. Его превосходство над всем сущим объясняется дуализмом его природы, одновременной принадлежностью двум мирам: видимому, физическому – это его тело, и невидимому, духовному, трансцендентному – это его душа. «Та неизменная устойчивость личности, которую мы подразумеваем под словом «я», создающая идентичность нашей индивидуальности, - пишет митрополит Питирим (Нечаев), - определяется с точки зрения христианской антропологии именно душой, нематериальным субстратом, в котором заложена вся информация о нашем «я»[1]. Мир человека (микрокосм) столь же целостен и сложен, как мир природы (макрокосм), он противоречив в силу ограниченности физической природы человека при одновременной устремленности его духа в бесконечность. Образ Божий человеку дан, подобие – задано, поэтому конечная цель его жизни – достичь Богоподобия (обожения, святости) при благодатной помощи свыше. Образ Божий начертан в высших свойствах человеческой души – бессмертии, свободе воли, разуме, способности к чистой, бескорыстной любви (И.А.Ильин, А.Н.Лосский, С.Н.Трубецкой, Г.П.Федотов, С.Л.Франк и др.).

Эти и другие положения философской антропологии стали основой личностного подхода, имеющего наибольшее значение в гуманистической, субъект-субъектной образовательной парадигме (К.А.Абульханова-Славская, И.С.Кон, А.В.Мудрик, А.Б.Орлов и др.). Личностный подход предполагает помощь воспитаннику в осознании себя личностью, в выявлении и раскрытии его возможностей, отношение к ребенку как субъекту воспитательного взаимодействия. Наиболее продуктивной формой такого взаимодействия является диалог (М.М.Бахтин, В.С.Библер, Л.И.Богомолова, С.Т.Вайман, И.АВ.Костенчук, С.Ю.Курганов, Г.С.Померанц, А.Сидоркин, А.У.Хараш). Диалогическая сфера бытия человека может быть реализована в педагогическом общении, если смыслы учителя, связанные с изучаемым явлением, пересекаются и взаимодействуют со смыслами ученика, в результате чего образуется общее смысловое поле. Богатство смыслов содержит культура, которая, по мнению И.Я.Лернера, должна стать единственным источником содержания образования. Культура потенциально является «полем» глубинного (пережитого) общения педагога с ребенком, поскольку образы культуры отличаются нераздельным единством чувственных и смысловых компонентов, а мир эмоциональных переживаний современного школьника в значительной мере обеднен и нуждается в большей эмоциональной насыщенности и подкреплении смысловой основой (подтверждением чему служит подростковый эскапизм). Кроме того, образы культуры в аксиологическом аспекте предстают как ценности, а образы культуры и искусства классического - как система гуманистических и духовных ценностей.

Проблема включения ценностей в содержание образования и их использование стала особенно актуальной на современном этапе (Л.Я.Зорина, И.Я.Лернер, В.Оконь, И.М.Осмоловская и др.). Опыт эмоционально-ценностного отношения к миру предполагает воздействие на эмоциональную сферу учащихся, формирование мотивации, системы ценностей личности. При этом содержание базового образования определяется как минимальный инвариант, необходимый и достаточный для всех учащихся, который включает знания, умения, а также ценности. В силу стихийности включения последних в действующее содержание образования, они не структурированы и даются списками, поэтому использование их в воспитательном процессе значительно затруднено. Кроме того, существует проблема «включения ценностей» во внутренний мир человека. Для обоснования психологических механизмов реализации ценностного содержания знаний в процессе духовно-нравственного воспитания мы обратились к концепции Б.Ф.Ломова, который сформулировал принципы системного подхода к анализу психических явлений, утверждая, что система психических явлений обладает многоуровневым и иерархическим характером. Она включает в себя ряд взаимосвязанных подсистем, обладающих различными функциональными свойствами: когнитивную - реализующую функцию познания; регулятивную - обеспечивающую регуляцию деятельности и поведения; коммуникативную - формирующуюся и реализующуюся в процессе общения; креативную – проявляющуюся в творческом самоопределении и самовыражении личности. Благодаря этому удалось вскрыть диалектическое единство процессов обучения и воспитания, обеспечивающее перевод знаний из области «объективно интересного» в область «личностно значимого» и перевод учителя и ученика из объектной в субъектную позицию: индивид «вбирает» в себя общие ценности посредством общения со «значимыми другими», в результате чего эти ценности становятся его потребностью, частью его мотивационной структуры.

С точки зрения аксиологического и антропологического подходов базовыми, сущностными характеристиками личности являются духовность и нравственность, связанные с мотивационной сферой внешне (нравственность) и внутренне (духовность). До недавнего времени достаточно полно и глубоко были исследованы социальные аспекты нравственности как совокупности принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу. (А.Ф.Анисимов, Т.Н.Гумницкий, А.А.Гусейнов, О.Г.Дробницкий, Н.В.Рыбакова и др.), интерес к ее метафизическим корням усилился в последнее время. Стало очевидно, что уяснению этого понятия способствует выделение семантической пары «духовность-нравственность», поскольку, по мнению специалистов, между ними существует не только семантическая, но и онтологическая связь: нормы и принципы нравственности получают идейное обоснование и выражение в идеалах добра и зла, являющихся категориями духовности. Сущность духовности заключается в трансцендировании человеком наличной действительности и своих собственных пределов. В самом факте присутствия духа в человеке проявляется более глубокая, фундаментальная реальность, которая обнаруживается в парапсихических явлениях и феноменах трансперсональных переживаний (З.В.Фомина). Особое понимание духовности существует в православии, где понятие «дух» в его предельном значении идентично понятию «Бог»: «Дух есть Бог» (Ин.4, 24). Бог – это абсолютная чистота, абсолютная любовь. В Нем нет зла, греха. Он свят. Поэтому духовен тот, кто в наибольшей степени воспринимает Бога, кто ему уподобился. Первое условие принятия Бога воплотившегося, вочеловечившегося, Иисуса Христа, - осознанное видение себя: кто я? каков я на самом деле? Православная духовность немыслима без внимания к себе, поэтому бездуховен тот, кто не смотрит внутрь себя, кто не видит в себе зла (греха), постольку у такого человека нет стимулов к самопознанию, исправлению себя и самосовершенствованию. Нормы христианской нравственности (святости) даны в Евангелии, они раскрываются также в конкретных личностях (святых). Основные характеристики православной духовности – смирение (осознание своего недостоинства перед Высшим Началом бытия) и любовь (как высшая способность человека); первостепенное значение в христианской этике имеет то как они приобретаются. Наиболее полно православная духовность может быть понята в русле догматического учения Церкви. Ассоциативно и онтологически она ближе всего к понятию «святость». Святость – это предельный результат развития духовного начала в человеке, трансцедентная соприсносущность неотмирным энергиям (А.И.Осипов). Нравственность не рядоположена святости, она иерархически соотносится с ней через понятие «духовность». В педагогическом обиходе духовность характеризуется как проявление «человеческого в человеке». Духовность – это то, что возвышает личность над физиологическими потребностями, этическим расчетом, рациональной рефлексией, то, что относится к высшей способности души человека, что заложено в основание его личности. Наиболее соответствующее задачам нашего исследования следующее определение духовности: духовность – это то самое высокое, конечное, высшее, к чему стремится личность. Это «самое высокое» может быть низким, но духовность всегда - предмет человеческих стремлений, вектор (направленность) его души, устремленность к избранным целям (ценностям). Если цели личности внеположены обыденному человеческому существованию, то это говорит о ее духовных интенциях. Направленность личности на достижение видимых целей земного бытия свидетельствует о ее эвдемонических или утилитаристских началах. Если духовность характеризует высшие, «вертикальные» устремления личности, то нравственность – сфера ее «горизонтальных» устремлений: отношений с людьми и обществом.

Классическая формула «дух творит себе формы», являясь выражением соотношения между духовным состоянием человека и его деятельностью, имеет принципиальное значение для уяснения специфики духовно-нравственного воспитания, поскольку из нее становится очевидным, что дух может реализовываться не только в духовной практике, но и в реальных человеческих поступках, творениях культуры, в высоком эмоциональном переживании. Вместе с тем, в своем пределе духовность является проявлением сверхсознания (М.В.Лодыженский) – особого состояния сознания, характеризующегося проникновением в суть вещей, постижением духовных истин. Органом сверхсознания является сердце (А.Бергсон, Л.Войно-Ясенецкий, И.С.Павлов), которое, согласно последним научным данным, является не только главным «чувствилищем», но также органом духовного познания («Мы познаем в той мере, в какой любим», - свидетельствует блаженный Августин).

Как для внешнего человеческого естества – тела – сердце является центральным, главным органом, так и для внутреннего его существа, души, оно является таким центром, который направляет все другие желания, стремления, чувства. Это происходит благодаря высшей способности сердца – способности любить. Любовь как главная эмоция, как внутренний источник света, будучи самым сильным, глубоким и напряженным из чувств, способна не только побудить человека к действию, но и преобразить его. Сердце обладает способностью восприятия духовных воздействий. Именно сердцем различает человек добро и зло, оно является «седалищем» совести. «Человек склонен к добру и злу, - пишет Э.Фромм. – Когда обе склонности находятся в равновесии, он способен выбирать. Однако если его сердце ожесточилось до такой степени, что его склонности больше не уравновешены, он более не свободен в выборе»[2]. Очевидно, что с воспитанием сердца связан нравственный выбор личности, формирование мотивов к той или иной деятельности. Забота о сердце как главном источнике духовной жизни, центре эмоционально-мотивационной сферы, от расположений которого зависит весь строй чувств, мыслей, желаний и действий личности, является главной заботой духовно-нравственного воспитания, ее объектом. Основной его целью является «возвышение» сердца, научение его любви. И.-Г.Песталоцци писал, что для воспитания «силы сердца в любви» необходимо упражнение. О необходимости не только «зажечь» сердце, но и постоянно поддерживать «духовный уголь» говорили также К.Д.Ушинский , А.И.Пирогов, В.Я.Стоюнин, И.А.Ильин, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский и др. выдающиеся педагоги, подразумевая под этим выбор правильного направления развития личности, соответствующее главной цели бытия: чуткость ко всему святому, волю к совершенству, радость любви и вкус к доброте.

«Любить вообще, - пишет И.Базаров, - так близко сердцу человека, так естественно для его природы. Но как любить, уметь любить (выделено нами – Т.П.) – это задача жизни»[3]. И.-Г.Песталоцци рекомендовал постоянно расширять круг, в который входят объекты детской любви. Все существующее вне человека. по мысли Н.А.Бердяева, может быть воспринято им лишь в той мере, в какой войдет в его внутреннее сознание, станет его внутренним «я». Таким образом очевидно, что одной из основных задач духовно-нравственного воспитания является выбор определенных ценностей, созвучных внутреннему миру ребенка и одновременно обладающих общественной значимостью («объектов детской любви»). Они являются его содержанием.

Другая, не менее важная его задача – воспитание «меры» любви в зависимости от ее объекта В.С.Соловьев выделяет три основные «меры» любви, которые различаются по своей направленности, интенсивности, характеру: благоговение – глубочайшее почтение, «радостновидный страх» – мера отношения к тому, что выше человека, т.е. к Богу, ко всему святому; понимание, сострадание, жалость – мера отношения к тому, что равно человеку, т.е. отношение к другим людям; стыд, воздержание – мера отношения к тому, что ниже человека: его физическая природа, природа вообще.

Неудовлетворенность состоянием воспитанности учащихся со стороны общества, связанная с затуханием воспитывающей функции школы, обусловила, как уже отмечалось, воспитания, повышение интереса к духовно-нравственной тематике. Вместе с тем, согласно данным Минобразования России, только 30% школ, охваченных инновационной деятельностью, ведут поиск новых подходов к содержанию воспитания, которое, как нам представляется, должно быть непосредственно связано с содержанием образования, их ценностным потенциалом.

В анализируемых нами школьных программах был выявлен следующий совокупный комплекс ценностей: стремление к истине; социальное и духовное благополучие общества; социальная справедливость; патриотизм; ценность личности; здоровье; сохранность природы; национальная история и культура; ценность других народов, их специфика и культура; ценность творчества; ценность традиций и ряд других.

Ценности культуры и искусства, а также ценности истории, позволяют строить общение со школьниками на воспитательно ценном материале, активизировать его аффективную сферу, чувства, являющиеся преобладающим элементом его душевной жизни и самым естественным для него способом познания.

Роль искусства, особенно искусства классического, заключается в том, что оно учит мыслить образами, ставить себя на место другого человека, учит переживанию, сочувствию, прощению, любви и уважению к другому человеку, преклонению перед святыней. Образы и образцы классического искусства вобрали в себя основные духовно-нравственные представления и понятия. Знание, воплощенное в образе, обретает законченность, поэтому переживается обучающимся и входит в его сознание и сердце, становясь неотъемлемой частью его личности. Классическое искусство помогает ощутить искренность чувств и правдивость мысли, без чего невозможно развитие самосознания ребенка, расширение «объема» его души (А.Дауге), оно способствует диалогичности общения.

Воспитательный потенциал истории заключается в восстановлении синхронного и диахронного восприятия действительности и тем самым в предоставлении обучающемуся возможности «примерить на себя» исторические сюжеты и образы, т.е. в реальной возможности самовоспитания.

Культурологический подход, использование принципа ценности, опора на обязательный образовательный компонент стали базой для разработки модели содержания духовно-нравственного воспитания на основе использования гуманистических ценностей образования. Результатом теоретического построения стала комплексная интегрированная программа «Путешествие к истокам». В рамках этой программы обращение к таким темам, как Древняя Русь, античность и Средневековье (каждая из которых отличается собственным пониманием человека и его места в мире, особой системой ценностей) способствует как созданию должного эмоционального настроя, так и знакомству с важнейшими духовно-нравственными понятиями. От года к году у учащихся углубляется и расширяется объем таких понятий, как долг, честь, совесть, доброта, ответственность, целомудрие, послушание, благочестие, бескорыстие, милосердие, терпение, любовь, сострадание, верность и др.

Для того, чтобы эти понятия были интериоризированы учащимися, ознакомление с ними ведется через обращение к образам выдающихся людей: героев, святых и подвижников, тех, кого В.А.Ключевский назвал «лучшими воспитателями». Учащиеся встретятся с героями нашего Отечества: Дмитрием Донским, Сергием Радонежским и Андреем Рублевым, с Александром Невским и «учителями словенскими» Кириллом и Мефодием, познакомятся с героями Эллады: Аристидом и Периклом, Фидием и Мироном, Эсхилом и Софоклом, Сократом и Платоном, обратятся к жизни и творчеству Коперника и Галилея, Ланселота и Лоэнгрина, Жанны д’Арк и Джордано Бруно. Обращение к этим образам позволит «очеловечить» учебные предметы, расширить их воспитательный диапазон, гуманитаризовать их.

Структурно содержание программы ограничено четырьмя темами, которые повторяются в течение трех лет. Они конкретизируются на каждом новом «круге» в соответствии с особенностями той эпохи, которую «проживают» учащиеся. Эти темы следующие: героическая, художественно-эстетическая, бытовая, музейная. Обращение к ним дает возможность проследить, как, на протяжении веков, меняется представление о героическом, возвышенном и обыденном, как изменяется сам человек в зависимости от своих представлений, понять значимость вечных истин для жизни каждого человека, в какое бы время он ни жил.

В качестве основных культурно-исторических пластов не случайно выбраны Древняя Русь, античная Греция, средневековая Европа. Это связано, прежде всего, с материалом учебных предметов, изучаемых в этих классах. Кроме того, целесообразно начать путешествие с того, что ближе школьнику, с чем он чувствует свое родство, т.е. с русской истории и культуры. Древняя Русь является неиссякаемым источником всего лучшего, что питает современную жизнь России, сокровищницей народной мудрости, духовным родником русского народа. Античная Греция привлечет школьников своей героической и патриотической сторонами, яркой мифологичностью. Средневековая Европа даст возможность проникнуть в тайны целостного средневекового миросозерцания, прикоснуться к глубинам святоотеческого наследия.

Очевидно, что «погружение» в эпоху, установление диалога культур не является для программы самоцелью. Это повод для разговора с обучающимися о серьезных проблемах бытия. Кто такой человек в этом мире? Для чего он живет и как живет? Чему нас учат великие образы прошлого? Как примирить высокие идеалы и трудности повседневной жизни? Прямых ответов на эти и другие подобные вопросы программа не дает, но она учит задавать их себе и окружающему миру, подсказывает, где искать ответы на них с помощью великих примеров прошлого и настоящего, концентрирующих в себе наивысшие взлеты человеческого духа.

Так предполагается реализовать сверхзадачу программы - решение духовно-нравственных проблем через создание образа эпохи и человека эпохи, сверяясь с которым можно понять, что человек не одинок в исканиях истины, в самопознании. Именно образ, отличаясь нераздельным единством чувственных и смысловых компонентов, является первой ступенью к формированию правильных понятий. «Чем богаче представлениями, ощущениями и эмоциями то чувство, в которое вводит нас художник, - пишет А.Бергсон, - тем большую глубину или возвышенность заключает в себе выраженный им образ прекрасного»[4]. Система понятий, необходимых для духовно-нравственного воспитания, должна опираться на систему образов, отличающихся возвышенностью и глубиной. Именно эту задачу выполняет программа «Путешествие к истокам» (авторы Е.Б.Евладова, Т.И.Петракова).

Организационно-педагогическая модель реализации гуманистического аспекта содержания образования в процессе духовно-нравственного воспитания обучающихся воспроизводит наиболее существенные характеристики исследуемого процесса: их идеологию (ориентация на человека как высшую гуманистическую ценность, воспитание высокодуховной и высоконравственной личности на основе гуманистических ценностей, направленных на гармонизацию рационально-логической и эмоционально-мотивационной сфер личности, формирование внутриличностных ориентиров и системы отношений с миром на основе иерархии ценностей); содержание (целостность картины мира и человека в нем, достигаемая комплексом наличных и проективных ценностей, расширением образовательного пространства с помощью материала истории и культуры, опорой на систему образов, вариативностью и гармоническим сочетанием обязательного и дополнительного образовательного компонентов при опоре на учебные предметы гуманитарно-культурологического профиля); технологию (целостная совокупность педагогических действий, операций, процедур, обеспечивающая актуализацию и развитие личностных качеств обучающихся, постепенное расширение эмоционального и деятельностного поля за счет информационного, что приводит к расширению сферы его интересов, к осознанию потребности в самопознании, к самостоятельному выбору адекватных способов удовлетворения этой потребности, расширение спектра возможностей и средств для получения информации о самих себе (прежде всего, за счет гуманистического аспекта содержания образования) и стимулирования их интереса к своему внутреннему миру на основе сопоставления себя с другой личностью, партнером по общению. При этом задача формирования отношения к ценностному объекту решается за счет сопоставления трех позиций: современника событий, историка и художника, что помогает учащемуся в определении собственной точки зрения); педагогическое управление (диагностирование, целеполагание, конструирование, коррекция, итоговый учет и контроль).

Таким образом, становится очевидным, что содержание духовно-нравственного воспитания в общеобразовательной школе является отражением самых существенных измерений бытия человека и представляет собой массив учебной информации с выделением ее воспитательной, ценностной составляющей и алгоритмов формирования разноуровневых (иерархических) отношений к действительности, обеспечивающих самоопределение школьника на основе самопознания, развитие его эмоционально-ценностной сферы как ядра личности. Единство базового и дополнительного компонентов в содержании создает реальные предпосылки для осуществления индивидуально-творческого подхода в духовно-нравственном воспитании, компенсирует отсутствие в учебных программах тех или иных ценностей, значимых для личностного роста школьников, содействует самоактуализации и самореализации их личности.

В ходе внедрения разработанного содержания учащиеся должны получить достаточно широкое представление о духовно-нравственной жизни на примерах истории и культуры, познакомиться с важнейшими духовно-нравственными понятиями.

В ходе проведения исследования по данному направлению нами были вскрыты причинно-следственные связи и зависимости, проявляющиеся в форме ведущих тенденций, которые могут выступать в качестве ориентиров развития содержания образования в его духовно-нравственном аспекте.

Зафиксированы следующие изменения в содержании и структуре образования.

Переход от предметоцентризма к образовательным областям. Предоставление образовательным учреждениям широких возможностей в создании и использовании вариантов учебных планов в зависимости от региональных и национальных особенностей, в выборе учебных предметов в рамках образовательной области приводит к размыванию содержательного «ядра», нескоординированности в определении стратегических целей (ценностей).

Усиление вариативности содержания за счет инварианта. Связано с установлением практики одновременного использования вариативных (параллельных) программ и учебников, что приводит к содержательной и концептуальной «мешанине».

Рационализация и вербализация образования за счет аффективно-эмоциональной сферы. Исследователи отмечают, что акцент на формирование у ребенка суммы знаний, умений, навыков не адекватен задачам современной школы и приводит к дегуманизации образования. При этом остается несущественным удельный вес предметов художественного цикла, в концепции которых заложена идея учения через переживания (как выработка умения оценивать сущее).

Перегруженность учебных программ информацией. Об этом опасном явлении пишут практически все ученые-дидакты. Особенно оно усилилось в связи с появлением нерегулируемого количества т.н. авторских программ. Не умея выделить главное, общезначимое в содержании образования, многие авторы программ, учебников, методических разработок, загромождают их малозначимым, второстепенным материалом, что приводит к перегрузке учащихся, а в конечном счете, блокирует их эмоциональную сферу.

Излишняя усложненность программ. Тенденция к усложнению программ просматривается сейчас не только в элитарной школе. При этом игнорируется такой важнейший критерий конструирования содержания образования как доступность материала. На этой основе складывается т.н. «ознакомительно-информативная методика», ведущая к поверхностному, безоценочному усвоению знаний.

В целом выявленные тенденции позволяют констатировать, что наблюдается ослабление гуманистического ядра образования и возможностей его использования в духовно-нравственном воспитании, что ведет к укреплению позиций дополнительного образования, которое компенсирует ограниченный гуманистический потенциал базового компонента.

Для усиления гуманистической направленности образования необходимо:

-сохранение базового ядра образования;

-определение круга основных духовно-нравственных понятий и введение их в обязательный образовательный компонент (стандарт);

-отражение отобранного «понятийного ядра» в школьных учебных планах, программах, учебниках, методических разработках как специального, этического, так и общеобразовательного характера;

-усиление духовно-нравственного аспекта в учебном материале;

-создание специальных факультативных курсов по духовно-нравственной и этической проблематике (в том числе православной ориентации);

-подготовка пробного учебника (пособия) для учащихся, методических рекомендаций для учителей, отражающих духовно-нравственную и этическую проблематику;

-отражение существа наиболее важных положений по духовно-нравственному воспитанию в программах педвузов и институтов повышения квалификации и профессиональной переподготовки учителей, учебниках и учебных пособиях по педагогике.

К числу организационно-педагогических условий нормального и устойчивого функционирования содержания образования на основе духовно-нравственных ценностей относятся:

-концептуализация духовно-нравственного воспитания как базового ядра процесса воспитания;

-анализ и структурирование гуманистических ценностей образования, заключенных в его содержании;

-определение критериальных подходов к отбору ценностных ориентаций обучающихся;

-определение факторов, способствующих превращению гуманистических ценностей образования в объект духовных потребностей личности;

-развитие гуманистических сторон личности педагога, его гуманистических ценностных ориентаций;

-проективность, научная обоснованность, инновационность воспитательных технологий, их диалогичность, открытость, опора на творческие возможности педагогов и учащихся;

-переход от управления внедрением к управлению функционированием системы духовно-нравственного воспитания в школе на основе ценностного содержания знаний.

Подводя общие итоги, можно заключить, что содержание образования, основанное на духовно-нравственных ценностях, представляет собой открытую воспитательно-образовательную систему, направленную на формирование эмоционально-мотивационной сферы личности как системообразующей ее внутреннего мира. Духовность обозначает принципиальную направленность личности на определенные ориентиры, которые выступают как ценности. В качестве таких ориентиров (объектов) могут выступать гуманистические ценности образования, которые становятся базовыми ценностями личности в процессе их интериоризации. К факторами, обусловливающим этот процесс, относятся: выявление возможных объектов духовных потребностей (целостных ориентаций) обучающихся в базовом образовательном компоненте (при этом ориентирами служат как потребности общества, так и потребности личности), а также специфические качества педагога (гуманистические ценностные ориентации), которые можно назвать гуманизмом его личности. Эффективность духовно-нравственного воспитания учащихся в условиях общеобразовательной школы при опоре на гуманистический аспект образования зависит как от социокультурной, так и от духовно-правовой ситуации в обществе в микросреде.

В целом по данному вопросу можно сделать следующие выводы:

-духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности. Духовность определяется как устремленность личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания. Нравственность представляет собой совокупность общих принципов поведения людей по отношению друг к другу и обществу. В сочетании они составляют основу личности, где духовность – вектор ее движения (самовоспитания, самообразования, саморазвития), она является основой нравственности. Духовность имплицитно несет в себе оценочный компонент и не может быть понята вне ее аксиологических характеристик, она непосредственно связана с аффективно-эмоциональной сферой. Как способность человека к духовной жизни, как сущностная черта, духовность имеет атрибутивный характер (она присуща всем без исключения человеческим индивидам), однако эта способность заложена в человеке потенциально. Дух может реализовываться в реальных человеческих поступках, в творениях культуры, в духовном переживании. В самом факте присутствия духа в человеке проявляется более глубокая, фундаментальная реальность, доступная лишь человеческой интуиции. В высшем своем выражении духовность является проявлением сверхсознания. Органом сверхсознания является сердце – центр эмоционально-мотивационной сферы;

-духовно-нравственное воспитание направлено на «возвышение сердца» ребенка как центра духовной жизни (И.-Г.Песталоцци). Оно представляет собой процесс организованного, целенаправленного как внешнего, так и внутреннего (эмоционально-сердечного) воздействия педагога на духовно-нравственную сферу личности, являющуюся системообразующей ее внутреннего мира. Это воздействие носит комплексный, интегрированный характер относительно чувств, желаний, мнений личности. Оно опирается на определенную систему ценностей, заложенную в содержании образования и актуализируемую определенной позицией педагога. Выбор ценностей опосредован творческим потенциалом педагога, гуманизмом его личности. В педагогическом плане выбор аксиологических приоритетов является выбором «объектов детской любви» – объектов духовных потребностей личности, которые должны войти в сознание и душу ребенка, стать его внутренним «я» в процессе интериоризации. Осуществление духовно-нравственного воспитания в условиях общеобразовательной школы возможно на основе гуманистических ценностей содержания образования;

-включенные в содержание образования гуманистические ценности как опыт эмоционально-ценностного отношения к миру присутствуют там имплицитно и нуждаются в выявлении. Будучи выявлены, структурированы, дидактически переработаны и приняты педагогом в качестве личной системы ценностей, они могут стать основой системы ценностных ориентаций школьников, проявляющих, в силу возрастных особенностей, повышенный интерес к поиску идеалов и смысла жизни, а также ядром системы духовно-нравственного воспитания в массовой школе;

-понимание человека как образа его Создателя и Творца, обладающего свободой и ответственностью, которое дает антропологический подход, в сочетании с вниманием и уважением к нему в координатах гуманистической парадигмы образования и воспитания, а также ответственностью за формирование ценностных ориентаций подрастающих поколений, раскрытие национального менталитета через освоение национальной и мировой культуры, создает теоретико-методологический фундамент использования гуманистических ценностей образования в процессе духовно-нравственного воспитания школьников;

-организационно-педагогическая модель реализации ценностного потенциала знаний, взятого в духовно-нравственного аспекте, включает в себя идеологию, содержание, технологию и педагогическое управление;

-идеология процесса содержания образования на основе духовно-нравственных ценностей как исходная система взглядов, целей, идей, представлений квалифицирует его как сферу духовного производства, продукт которого - не присвоение новых знаний, но присвоение духовно-нравственных ценностей и личностных смыслов, раскрытие сущностных сил и деятельностных способностей учащихся, формирование у них внутриличностных ориентиров и определенной иерархии в отношениях с миром и с собой на основе гуманистических ценностных ориентаций. В этой системе координат цель духовно-нравственного воспитания состоит в превращении «сердца эгоистического в сердце всескорбящее», т.е. формирование эмоционально-мотивационной сферы личности. В условиях общеобразовательной школы эта цель достигается, прежде всего, через усвоение содержания образования, опосредованное духовным миром педагога, где образование не изучение предметов, а развитие личности предметами: на первом плане стоит личность, субъект, его интерес, а предметы – только средства (П.Ф.Каптерев). Согласно ценностной концепции современной дидактики, процесс обучения является одновременно процессом направленного духовного развития и воспитания;

 -содержание образования в его духовно-нравственном аспекте является отражением важнейших измерений бытия человека, его отношений и деятельности в социуме, духовной сфере природе, представленным в содержании образования. Помимо знаний и способов деятельности, оно включает опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностного отношения. Целостность картины мира и определение места человека в нем достигается комплексом базового и дополнительного образования на основе единства содержательной и процессуальной сторон обучения, его образовательной, воспитывающей и развивающей функций, единства целей и ценностей, взаимодополнительности содержания, а также единства требований со стороны педагогов и воспитателей. Открытость процесса духовно-нравственного воспитания обеспечивает гармоническое сочетание обязательного и дополнительного компонентов при опоре на учебные предметы гуманитарно-культурологического профиля, предоставляя тем самым широкие возможности выбора содержания в соответствии с личностными потребностями учащихся и педагогов;

-технология усвоения содержания образования на основе духовно-нравственных ценностей представляет собой совокупность действий, операций и процедур, обеспечивающих диагностируемый и гарантированный результат в постоянно изменяющихся условиях. К принципиально значимым характеристикам этой технологии относятся наличие четкой и диагностично заданной цели, корректно измеримого результата деятельности; представление содержания деятельности в виде задач разной степени сложности; решение каждой из этих задач с помощью описания их объекта, конкретного комплекса правил, приемов, логической структуры их решения; накопление множества моделей, приемов и описаний, позволяющих обобщать способы поиска решений, аккумулировать и использовать существующий опыт; указание способов взаимодействия участников воспитательного процесса; мотивационное обеспечение деятельности учителей и учащихся; активное рефлексивное воздействие педагога на эмоционально-мотивационную сферу школьника, обеспечивающую духовно-нравственное развитие; определение границ правилосообразной (алгоритмической) и эвристической (творческой) деятельности учащихся и педагогов, допустимого отступления от правил;

-усиление в содержании образования информативного и вариативного начала как ведущих тенденций его развития ведет к размыванию ценностного ядра, блокированию аффективно-эмоциональной сферы учащихся. Тем самым постепенно снижается роль базовых знаний в духовно-нравственном воспитании школьников;

-использование духовно-нравственных ценностей в процессе построения содержания образования достигает оптимального уровня, если выявлены возможные объекты духовных потребностей (ценностных ориентаций) обучающихся в базовом образовательном компоненте и совмещены с гуманистической ценностной ориентацией учителя, предполагающей единство личностного способа жизни и форм педагогического сотрудничества.

 

 

Примечания

 

1. Митрополит Питирим. Тело, душа, совесть: (Учение о человеке в христианской традиции и современное общество). – В кн.: Малая церковь. М., 1992. С.208.

2. Фромм Э. Душа человека. М., 1992. С.107.

3. Базаров И. Христианская нравственность. Странник. СПБ, 1978, август. С.330-331.

4. Бергсон А. Опыт о непосредственных данных сознания. - В кн.: Бергсон А. Собрание сочинений. Том 1. М., 1992. - С.58.


Источник:      Вера и Время

Последние публикации:
Святейший Патриарх Кирилл

24 мая 2022

Святейший Патриарх Кирилл:

«Их трудами пасхальная весть стала для нас доступной и родной». Слово в день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия

...Вспоминая подвиг святых Кирилла и Мефодия, мы вместе с тем совершаем память всех, кто, продолжая труды Солунских братьев, утверждал Православие на Святой Руси, кто возвещал слово истины на родном и понятном для наших предков...

(См. далее...)

23 мая 2022

Святейший Патриарх Кирилл:

«И ныне Русский мир вновь становится форпостом христианской цивилизации». Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на пленарном заседании XXХ Международных образовательных чтений

23 мая 2022 года в Государственном Кремлевском дворце в Москве состоялось пленарное заседание XXХ Международных образовательных чтений «К 350-летию со дня рождения Петра I:...

(См. далее...)

21 мая 2022

Священник Иоанн Валентин Истрати:

Святое дитя – духовник веков: научиться тому, как не умереть никогда. Иоанн Богослов

...Он всюду рядом с Учителем. Ходит на волосок от Бога, слышит дыхание Творца галактики, ест с Питателем миров, осязает руками Огонь вечнующий. Он так естествен и невинен, и сердце его более всего на свете пропитывается любовью Божией. Оставляет родителей и родню, бросает...

(См. далее...)

19 мая 2022

Протоиерей Александр Шаргунов:

«У Бога всегда есть пути восстановить наши потери и утешить наше горе». Слово в день памяти святого праведного Иова и в день рождения святого царя Николая II

...мы видим терпение Иова среди невероятных бедствий как пример терпения для всех нас. В конце книги, для нашего воодушевления последовать его примеру, мы видим счастливый итог его испытаний, восстановление...

(См. далее...)

Публикация:

Вера и Время

23.03.2012

Также у этого автора:

1 мая 2022

О воспитании добродетелей (на примерах повести И.С. Шмелёва «Лето Господне»)

Доклад на Крымских международных Шмелёвских чтениях «И.С. Шмелев и писатели литературного зарубежья», посвященных 140-летию со дня рождения И.С. Шмелева и 20-летию... (Далее)

12 декабря 2021

Уроки Горецкого. Обращение к участникам Всероссийской научно практической конференции

«Два чувства дивно близки нам, в них обретает сердце пищу: любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам…» Приветствую участников Всероссийской... (Далее)


Архив публикаций:
Святые и святыни:
Мученик Исидор Хиосский

27 мая

Мученик Исидор Хиосский (251)

...На допросе перед Нумерием святой Исидор бестрепетно исповедал свою веру во Христа Спасителя и отказался принести жертву идолам. Нумерий убеждал святого не подвергать себя мучениям и повиноваться воле императора, но святой Исидор отвечал, что повинуется лишь воле вечного Бога...

(См. далее...)

Фотоальбомы

18 октября 2021

Шмелёвские чтения - 2021: Лица и сюжеты

Фотоальбом по материалам XXVI Крымских международных Шмелёвских чтений, прошедших в Алуште 15-19 сентября 2021 года.

(См. далее...)

Анонсы

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Рейтинг@Mail.ru

Вера и Время    2022