Рейтинг@Mail.ru На главную Библиотека Фотогалерея Контакты Лица О проекте Поиск      В е р а    и    В р е м я
Религиозные ценности и современная система образования
Основные разделы:
События по теме:
В. Гюго

26 февраля

Французский писатель Виктор Гюго (1802-1885)

Виктор Гюго - один из самых значительных представителей европейского романтизма. Французы, выражая свое глубочайшее уважение к писателю, говорили: «Гюго родился, когда веку было два года, когда...

(См. далее...)

28 февраля

Кинорежиссёр, актёр, теоретик кино В.И. Пудовкин (1893-1953)

Как и С. Эйзенштейн, В. Пудовкин внёс неоценимый вклад в художественную практику и в теорию кино.

(См. далее...)

Архив событий:
КАЛЕНДАРЬ:
18 января

Выдающиеся личности


 

Русский актёр и режиссёр Б.А. Бабочкин (1904-1975)



Б.А. Бабочкин

Борис Андреевич Бабочкин (1904–1975) - русский актёр, режиссёр, педагог. Народный артист СССР (1963). Герой Социалистического труда (1974), лауреат Государственных премий (1941, 1951, 1977).

Родился 5 (18) января 1904 года в Саратове. Пройдя подготовку в саратовской драматической студии под руководством А. Канина, в августе 1920 года уезжает в Москву и поступает сразу в две театральные школы – к Михаилу Чехову и в студию «Молодые мастера» к И. Певцову. Однако вскоре он покидает Чехова: «Им можно было восхищаться, но учиться у него нельзя было».

Летом 1921 года в числе «молодых мастеров» во главе с Певцовым Бабочкин провёл свой первый профессиональный сезон в театре Иваново-Вознесенска. Здесь же играл его старший брат, талантливый актер Виталий Бабочкин, вскоре умерший от тифа.

Вернувшись в Москву, Бабочкин ненадолго поступает в драматический театр под руководством В. Сахновского. Затем он уезжает на периферию, играет в театрах Могилева, Костромы, Бердичева, Воронежа, Самарканда, Пишпека (за пять лет – более двухсот ролей), а также недолго служит в театре МГСПС (ввод в спектакль «Шторм», 1925, В. Билль-Белоцерковского на роль Братишки, режиссёр Е. Любимов-Ланской).

 

С 1927 года Бабочкин в Ленинграде (театр Сатиры, театр Народного дома) – роль Сысоева в «Первой Конной» В. Вишневского (режиссёр А. Дикий, 1930).

В 1931 году он переходит в Ленинградский государственный академический театр драмы имени Пушкина, где занят во многих спектаклях классического и современного репертуара: Чацкий в «Горе от ума» А. Грибоедова (Н. Петров, 1932), Кастальский в «Страхе» А. Афиногенова (режиссёр Н. Петров, 1931), «Самозванец» в Борисе Годунове А. Пушкина (режиссёр Б. Сушкевич, 1934), Алексей в «Петре I» А.Н. Толстого (режиссёр Б. Сушкевич, 1935), Хлестаков в «Ревизоре» Н. Гоголя (режиссёр Б. Сушкевич, 1936) и др.

Здесь же (на Малой сцене) состоялась его первая режиссёрская работа – «Нора» Г. Ибсена (1936).

 

В 1936 году по приглашению А. Дикого Бабочкин переходит в БДТ.

После ареста Дикого в 1937 году он был назначен художественным руководителем театра.

Заметными событиями тех лет стали режиссёрские работы Бабочкина: «Дачники» М. Горького (1939) (неоднократное обращение режиссёра к этой пьесе повлияло на её сценическую судьбу: до этого она числилась в разряде «несценичных», «неблагодарных»), где он сыграл роль Власа, и «Царь Потап» А. Копкова (1940). В них, по словам театроведа К. Рудницкого, уже был заметен «характерный для бабочкинской режиссуры острый, въедливый психологизм, дала себя знать типично бабочкинская резкость, даже взвинченность тона, а главное, чувствовалась чрезвычайно активная интерпретация ролей».

В 1940 году Бабочкин уходит из БДТ. По собственному его признанию, это была самая большая ошибка в жизни. Возобновляются его скитания по театрам и труппам.

 

В 1940 году Бабочкин переезжает из Ленинграда в Москву и поступает в труппу Театра имени Евг. Вахтангова, где играет роли Степана в «Учителе» С. Герасимова (режиссёр Б. Захава, 1940) и Огнева во «Фронте» А. Корнейчука (режиссёр Р. Симонов, 1942) и ставит «Новогоднюю ночь» А. Гладкова (1945).

В 1946 году спектаклем «Бранденбургские ворота» М. Светлова в постановке Бабочкина и с его участием открывается Государственный театр киноактера.

В 1948–1951 годах Бабочкин – актёр и режиссёр Малого театра.

1951 год он проводит в Болгарии, где в Софийском Народном театре имени И. Вазова ставит три спектакля (в том числе снова обращается к «Дачникам» М. Горького), участвует в работе периферийных театров, преподает в Театральной академии.

 

По возвращении Бабочкин неожиданно для себя назначается художественным руководителем Московского театра имени А.С. Пушкина (1952–1953). Он приглашает А. Дикого поставить «Тени» М. Салтыкова-Щедрина (1953), где блестяще играет роль Клаверова: «Я вложил в эту роль всё, что знал о карьеристе и бюрократе». Это была одна из крупнейших актерских удач Бабочкина. Спектакль пользовался огромным успехом, но вслед за разгромной рецензией в «Правде» последовало отстранение Бабочкина от должности и почти три года безработицы (лишь постановка «Тоски» Дж. Пуччини в Киевском академическом театре оперы и балета имени Т.Г. Шевченко).

 

В 1955 году Бабочкин возвращается в Малый театр, где в течение последних двух десятилетий жизни играет преимущественно в собственных постановках: Иванов в «Иванове» А. Чехова (1960), Суслов в «Дачниках» М. Горького (1964), Грознов в комедии А. Островского «Правда – хорошо, а счастье лучше» (1965), Достигаев в сценах М. Горького «Достигаев и другие» (1971), Кулигин в «Грозе» А. Островского (1974). Спектакли отличала продуманность и оригинальность концепций, значительные актёрские работы, в том числе самого Бабочкина.

 

Начав сниматься в 1927 году, Бабочкин сыграл примерно в двух десятках фильмов, в основном историко-революционных. Роль Чапаева в одноименной картине братьев Васильевых (1934) не только принесла Бабочкину всенародную популярность и признание властей, но и драматически сказалась на его актёрской судьбе.

После Чапаева Бабочкин долгое время был обречён играть сугубо положительных, героических персонажей. Он очень болезненно переживал перспективу остаться «актёром одной роли», перспективу того, что его актёрские и режиссёрские работы в театре останутся в тени этого, даже столь значительного создания. Бабочкин остро негативно реагировал на критику, что видно из его автобиографии (развёрнутый ответ на анкету Театрального музея). Это был художник, страстно и ревностно относящийся к своему таланту и своим творениям.

 

Бабочкин отдал дань и кинорежиссуре: он дебютировал в этом качестве в 1945 году фильмом «Родные поля» (совместно с художником А. Босулаевым). Затем поставил фильм «Повесть о «Неистовом» (1947) и экранизировал «Дачников» (1966).

 

В последние годы жизни в творчество Бабочкина вошло телевидение. За сравнительно короткий срок он успел сделать немало: роли Николая Степановича в телеспектакле по повести А. Чехова «Скучная история» (сценарист и режиссёр П. Резников, 1968) и Олеши Смолина в «Плотницких рассказах» по В. Белову (сценарист и режиссер П. Резников, 1972), монологи из трагедий А. Пушкина, телевизионные варианты своих спектаклей «Правда – хорошо, а счастье лучше» А. Островского, «Фальшивая монета» и «Достигаев и другие» Горького.

 

Бабочкин – автор множества статей, отзывов, заметок, он публиковался в журналах «Советское искусство», «Рабочий и театр», «Театр», «Огонёк», «Искусство кино», «Москва», газетах «Ленинградская Правда», «Литературный Ленинград», «Комсомольская правда», «Литературная газета», «Известия», «Советская культура» и др.

 

С 1944 года Бабочкин преподавал во ВГИКе (с 1966 года – профессор), руководил актёрской мастерской, мечтал о своем театре, труппу которого составили бы его ученики.

 

Умер Бабочкин в Москве 17 июля 1975 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.


Кругосвет

Последние публикации:
Святейший Патриарх Кирилл в день памяти свт. Алексия Московского после Литургии в Богоявленском кафедральном соборе, 25.02.2017

25 февраля 2021

Святейший Патриарх Кирилл:

Чтобы будущее было счастливым для из наших детей: урок Святителя. Слово в день памяти святителя Алексия Московского

...Счастье там, где смирение, где отдача себя другому, где способность пожертвовать собой ради другого. Именно этой силой любви, самоуничижения и смирения святитель Алексий обезоруживал русских князей, содействуя великому делу объединения...

(См. далее...)

25 февраля 2021

Протоиерей Александр Шаргунов:

«Божий избранник». Слово в день памяти святителя Алексия, митрополита Московского

...Это было не просто «некое извещение» об успешности предстоящего ему путешествия, но явный знак, зримое Божие благословение на всю его, связанную с трудами ради Отечества, деятельность. Существует предание, что кроме ярлыка, в благодарность за исцеление Тайдулы, святитель...

(См. далее...)

20 февраля 2021

Игумен Нектарий (Морозов):

Величие смирения. Памяти архимандрита Кирилла (Павлова)

...Рядом с отцом Кириллом было удивительно спокойно, словно все замирало вокруг. Удивительно тихо, словно безмолвие царило, словно время останавливалось. Удивительно тепло: ты отогревался, и сердце твое оживало...

(См. далее...)

16 февраля 2021

Святитель Николай Японский:

Что должен знать работающий Господу

...Все мы, здесь находящиеся, конечно, приступили работать Богу и, таким образом, хорошо знаем, что служить Богу? значит понуждать себя на труд. Но мы знаем также, что в этом служении заключается и великая радость. Ибо Бог всевидящий не только видит работающих Ему, но и помогает им...

(См. далее...)

Знаменательные даты:
Тульский оружейный завод

26 февраля

Указом Петра I основан Тульский оружейный завод (1712)

15 февраля 1712 года, по именному Указу Петра I началось строительство Тульского оружейного завода. Предприятие оснащалось прогрессивным по тому времени оборудованием: водяными машинами, «вертельными» станками для сверления стволов, точилами, молотами, станками для «оттирания»...

(См. далее...)

Анонсы
Фотоальбомы

2 октября 2020

Благословенная Алания

Фотоальбом по материалам паломническо поездки московских педагогов («Алтарь Отечества», Ассоциация учителей Православной культуры города Москвы) в Северную Осетию 2-7 октября 2020 года.

(См. далее...)

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Рейтинг@Mail.ru

Вера и Время    2021