Рейтинг@Mail.ru На главную Библиотека Фотогалерея Контакты Лица О проекте Поиск      В е р а    и    В р е м я
Религиозные ценности и современная система образования
Основные разделы:
Аннотация:

...Христианская культура, пусть и в секуляризованном виде, вошла и в лучшие образцы советской педагогики. Многие исследователи творчества выдающегося советского педагога Антона Семёновича Макаренко отмечают огромное влияние на него православного христианства...

Публикации по теме:
Божественная Литургии в Свято-Успенском Старицком монастыре 2 июля 2010 года

18 апреля 2021

Святейший Патриарх Кирилл:

«Вспоминая подвиг жизни святителя Иова, начинаешь понимать, что такое настоящий патриотизм»

2 июля 2010 года, в день памяти святителя Иова, Патриарха Московского и всея Руси, в городе Старица Тверской области Предстоятель Русской Церкви возглавил церковно-общественные...

(См. далее...)

14 апреля 2021

Протоиерей Андрей Ткачёв:

Мария Египетская: уроки

...Всё это длилось не день и не два. Это длилось 17 лет. За это время в наши дни человек успевает родиться, вырасти и закончить школу. Мария успела победить и найти настоящий покой...

(См. далее...)

Последние репортажи:

16 апреля 2021

XV Фестиваль-конкурс «Алтарь Отечества – 2021». Номинация «Исторический костюм»

16 апреля 2021 года в рамках XV Межрегионального фестиваля-конкурса «Алтарь Отечества» на площадке Технологического колледжа № 24 (корпус «Перово») прошли творческие состязания в конкурсной номинации «Исторический костюм» (очное участие).

(См. далее...)

15 апреля 2021

Цикл Библейских бесед для московских педагогов. Ветхий Завет, Книга Бытия, глава 8. Апрель (+ВИДЕО)

15 апреля 2021 года, в Четверток Великого канона, на платформе Zoom состоялась очередная, одиннадцатая встреча цикла Библейских бесед для московских педагогов («Алтарь Отечества», Ассоциация учителей православной культуры, проект «Наследие», клуб «Я шагаю...

(См. далее...)


ПУБЛИКАЦИИ
Автор публикации:
Иларион (Алфеев) /Митрополит Волоколамский, Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата

Иларион (Алфеев)

Митрополит Волоколамский
Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата

Публикации этого автора

25 сентября 2015

Московский Патриархат | Образование и наука | Изучение традиционных религий


 

«Появление в российских университетах теологии является закономерным процессом восстановления национального культурного пространства». Выступление на конференции в Хабаровске

Выступление митрополита Волоколамского Илариона на конференции «Морально-этические ценности как средство воспитания в межэтнической образовательной среде (к вопросу о преемственности традиций святого князя Владимира)» 25 сентября 2015 года
26 сентября 2015 г.


Выступление митрополита Волоколамского Илариона на конференции в Хабаровске, 25.09.2015

Конференция прошла 25 сентября 2015 года в доме официальных приемов Правительства Хабаровского края

***

«Когда образованность и природа в ладу, тогда получается благородный человек»,

– так высказался две с половиной тысячи лет назад великий китайский мыслитель Кун-Цзы или, на европейский манер, Конфуций. Благородный человек в учении Конфуция воплощает в себе идеал человеческого совершенства, в том числе и нравственного. Только он может служить примером своему народу, заботиться о нем, управлять им. Соответственно, и образование как процесс становления благородного человека превращается здесь в путь к совершенству.

Представление об образовании как процессе формирования человеческой личности в соответствии с определенным идеалом, образом совершенного человека, нельзя назвать сугубо китайским – оно универсально. Мы находим его не только в культурах Древнего Востока, но и в европейской античности, в мусульманском мире, в современной секулярной культуре и, конечно же, в христианстве. Универсальность представления о целях и задачах образования как пути к совершенству, к воспитанию ответственного члена общества, служащего своему народу, государству, церкви, является фундаментом для любой межкультурной и межэтнической коммуникации в образовательной среде (главная тема конференции – прим.).

Христианский идеал человека связан с учением о творении человека по образу Божию. Будучи созданием Творца, человек несет в себе черты Божественного бытия и призван уподобляться Богу как своему небесному Отцу. Такое уподобление становится для христианина путем достижения совершенства, в котором Воспитателем и Учителем является Сам Бог.

В результате грехопадения образ Божий в человеке был затемнен, однако Спаситель и Господь Иисус Христос искупил человека из рабства греху и явил совершенный образ Человека, пребывающего в единстве с Богом. Христос являет пример, к которому стремится на пути духовного развития каждый христианин, чтобы в конце концов, как говорит апостол Павел, возрасти в «мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф 4:13). Древний учитель Церкви Климент Александрийский прямо называет Христа Педагогом. Церковь Христова, главой которой является Сам Господь Иисус Христос, открывает этот путь всякому человеку.

Полноценное участие человека в жизни Церкви невозможно без знания христианского вероучения и нравственных норм, богослужебного строя и духовного предания. Однако образовательные задачи Церкви не ограничиваются воспитанием православных верующих как участников литургической жизни и носителей христианской нравственности. Призывая верующих, прежде всего, к духовному преображению силою благодати Божией, Церковь не только не отрицает, но, наоборот, настаивает на важности всестороннего образования человека – приобщения к национальной и мировой культуре, что, в свою очередь, предполагает изучение различных наук и искусств.

Воспитание и формирование человека верующим христианином и полноценным членом общества – вот христианский образовательный идеал.

Образование соединяет в себе традицию и инновацию. С одной стороны, оно укоренено в опыте прошлых поколений, который находит свое выражение в культуре, в том числе и духовной. С другой – образовательный процесс ориентирован на развитие этого опыта, его постоянное преобразование и пополнение. Это позволяет традиции оставаться живой, избегать упрощения и обеднения.

Христианство, выйдя из иудейской среды, восприняло античную греко-римскую культуру, творчески осмыслив, преобразив и тем самым сохранив ее для потомков. Отцы и Учители древней Церкви были носителями богатой культуры своего времени. Святитель Василий Великий, христианский епископ и богослов, живший в IV веке, настаивал на важности «внешнего» по отношению к церковному образования. Он призывал «беседовать и со стихотворцами, и с историками, и с ораторами, и со всяким человеком, от кого только может быть какая-либо польза к попечению о душе» (Беседа 22. К юношам о том, как получать пользу из языческих сочинений). Сам Василий получил, как мы сказали бы сегодня, «блестящее светское образование».

Христианское образование всегда принимало и использовало те достижения внецерковного знания, которые не противоречили христианской вере. В целом деятельность человеческого разума в христианстве рассматривалась как богодарованная способность к познанию мира и естественному Богопознанию.

Распространение христианской проповеди, образования и культуры содействовало национальному и культурному самоопределению многих народов мира. Церковные школы воспитывали национальных просветителей, историков, писателей, ученых. Вокруг церковных и епископских школ формировались первые университеты и высшие учебные заведения.

И в Новое время христианская культура продолжала служить питательной средой для образования и воспитания. Многие теоретики образования черпали в ней вдохновение. Например, Константин Дмитриевич Ушинский – великий русский педагог XIX века, которого считают основателем современной отечественной педагогики – был глубоко верующим человеком. Он считал, что воспитание всесторонне развитой личности не может совершаться в отрыве от национальной религиозно-культурной традиции, которая, в свою очередь, является основой национальной системы образования и воспитания.

«Всякое европейское общественное воспитание, – писал он,если захочет быть народным, то, прежде всего, должно быть христианским, потому что христианство есть один из главнейших элементов образования у новых народов (в том смысле, что не древних, античных – прим.)».

Христианская культура, пусть и в секуляризованном виде, вошла и в лучшие образцы советской педагогики. Многие исследователи творчества выдающегося советского педагога Антона Семеновича Макаренко отмечают огромное влияние на него православного христианства. Одно из ключевых понятий в педагогическом лексиконе Макаренко – «преображение» – пришло из Православия (это понятие настолько важно для него, что одна из глав его Педагогической поэмы так и называется – «Преображение»).

Высокие образовательные идеалы находят свое воплощение в деятельности учебных заведений всех уровней образования, но в наиболее полном виде – в Университете. Сама идея Университета как особого образовательного пространства заключается в том, чтобы выражать многообразие культуры, которая соединяет в себе различные аспекты общественной жизни – науку, философию, политику, искусство, право и, в том числе, религию. Изъятие хотя бы одного из важных компонентов социокультурного целого обедняет культуру и может привести к духовной деградации. В этом смысле появление в российских университетах теологии является закономерным процессом восстановления национального культурного пространства. Теология в Университете становится важным фактором формирования культуры. Кроме того, преподавание теологии и религиозных дисциплин важно не только в культурологическом смысле, но и потому, что религия несет в себе мощный нравственный заряд. Ведь основной задачей университетов было и остается по сей день формирование национальной элиты. И это понимание также является универсальным, то есть понятным современному человеку независимо от его культурной принадлежности. Недаром университет как форма организации образовательной деятельности получил такое широкое распространение по всему миру.

Наша конференция посвящена вопросам коммуникации в межэтнической образовательной среде. По моему глубокому убеждению, основным условием успешности такой коммуникации является следование высоким идеалам университетского образования, в котором наряду с наукой, политикой, философией, искусством и другими аспектами социокультурного целого присутствует религия. Всесторонне образованный носитель национальной культуры, укорененный в своей религиозной традиции и в то же время открытый к межкультурной коммуникации, – вот истинный представитель национальной элиты и просто – благородный человек.


Источник:      Служба коммуникации ОВЦС

Последние публикации:
Божественная Литургии в Свято-Успенском Старицком монастыре 2 июля 2010 года

18 апреля 2021

Святейший Патриарх Кирилл:

«Вспоминая подвиг жизни святителя Иова, начинаешь понимать, что такое настоящий патриотизм»

2 июля 2010 года, в день памяти святителя Иова, Патриарха Московского и всея Руси, в городе Старица Тверской области Предстоятель Русской Церкви возглавил церковно-общественные торжества, посвящённые 900-летию Свято-Успенского Старицкого монастыря. Он совершил...

(См. далее...)

14 апреля 2021

Геннадий Дорофеев:

Певец и печальник Святой Руси

…Путь к этой мудрости был для Ивана Шмелёва долгим и тернистым; он то шёл по нему, то полз, то срывался, снова карабкался, сбивая в кровь ноги, обдирая колени, срывая ногти… Через ошибки, падения, восстания, страдания, скорбь, мучительные раздумья, покаяние… Кто-то знает другой путь вверх, к Небесам?

(См. далее...)

14 апреля 2021

Протоиерей Андрей Ткачёв:

Мария Египетская: уроки

...Всё это длилось не день и не два. Это длилось 17 лет. За это время в наши дни человек успевает родиться, вырасти и закончить школу. Мария успела победить и найти настоящий покой...

(См. далее...)

12 апреля 2021

Т.И. Петракова:

Валерию Петровичу Цыганнику, гражданину Вечности…

Четыре месяца назад, 12 декабря 2020 года, на семьдесят пятом году оборвалась жизнь выдающегося подвижника российской культуры, директора музейного комплекса в крымской Алуште и нашего большого друга Валерия Петровича Цыганника. Он и Крым для нас – неразрывны. Он – и имя Ивана Сергеевича Шмелёва.

(См. далее...)

Публикация:

Служба коммуникации ОВЦС

25.09.2015

Также у этого автора:
Архив публикаций:
Святые и святыни:
Святитель Иов, патриарх Московский и Всея Руси

18 апреля

Перенесение мощей святителя Иова, патриарха Московского и Всея Руси (1652)

...Патриарх Иов, будучи уже старым и больным, составил обличительные грамоты, в которых Лжедимитрий назван своим настоящим именем беглого монаха Григория Отрепьева, обманщика и самозванца. Эти грамоты отрезвили многих...

(См. далее...)

Фотоальбомы

2 октября 2020

Благословенная Алания

Фотоальбом по материалам паломническо поездки московских педагогов («Алтарь Отечества», Ассоциация учителей Православной культуры города Москвы) в Северную Осетию 2-7 октября 2020 года.

(См. далее...)

Анонсы

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Рейтинг@Mail.ru

Вера и Время    2021