Рейтинг@Mail.ru На главную Библиотека Фотогалерея Контакты Лица О проекте Поиск      В е р а    и    В р е м я
Религиозные ценности и современная система образования
Основные разделы:
Аннотация:

Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион выступил 13 ноября 2010 года в Харьковской духовной семинарии

Публикации по теме:
Божественная Литургии в Свято-Успенском Старицком монастыре 2 июля 2010 года

18 апреля 2021

Святейший Патриарх Кирилл:

«Вспоминая подвиг жизни святителя Иова, начинаешь понимать, что такое настоящий патриотизм»

2 июля 2010 года, в день памяти святителя Иова, Патриарха Московского и всея Руси, в городе Старица Тверской области Предстоятель Русской Церкви возглавил церковно-общественные...

(См. далее...)

14 апреля 2021

Протоиерей Андрей Ткачёв:

Мария Египетская: уроки

...Всё это длилось не день и не два. Это длилось 17 лет. За это время в наши дни человек успевает родиться, вырасти и закончить школу. Мария успела победить и найти настоящий покой...

(См. далее...)

Последние репортажи:

16 апреля 2021

XV Фестиваль-конкурс «Алтарь Отечества – 2021». Номинация «Исторический костюм»

16 апреля 2021 года в рамках XV Межрегионального фестиваля-конкурса «Алтарь Отечества» на площадке Технологического колледжа № 24 (корпус «Перово») прошли творческие состязания в конкурсной номинации «Исторический костюм» (очное участие).

(См. далее...)

15 апреля 2021

Цикл Библейских бесед для московских педагогов. Ветхий Завет, Книга Бытия, глава 8. Апрель (+ВИДЕО)

15 апреля 2021 года, в Четверток Великого канона, на платформе Zoom состоялась очередная, одиннадцатая встреча цикла Библейских бесед для московских педагогов («Алтарь Отечества», Ассоциация учителей православной культуры, проект «Наследие», клуб «Я шагаю...

(См. далее...)


ПУБЛИКАЦИИ
Автор публикации:
Иларион (Алфеев) /Митрополит Волоколамский, Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата

Иларион (Алфеев)

Митрополит Волоколамский
Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата

Публикации этого автора

9 января 2011

Личная позиция | Московский Патриархат | Изучение традиционных религий


 

«Церковь сегодня должна быть учительницей нравственной жизни». Выступление в Харьковской духовной семинарии

Выступление председателя ОВЦС МП митрополита Илариона перед преподавателями и учащимися Харьковской духовной семинарии 13 ноября 2010 года


Ваше Высокопреосвященство! Дорогие отцы, братья и сестры!

Я рад посетить Харьков, побывать в этой духовной школе и иметь возможность братского общения с вами. Сегодня я встречался с митрополитом Никодимом, старейшим иерархом Русской Православной Церкви, и до сих пор нахожусь под впечатлением от встречи с этим удивительным человеком.

Я впервые в Харькове и пока видел ваш замечательный город только из окна автомобиля, но, надеюсь, что мне удастся познакомиться с ним поближе. Мое первое впечатление от города — радостное. Радует, что в городе много храмов. Радует, что здесь сохраняется единство Православия. Радует, что на Харьковщине не пустил корни раскол, который был в свое время инициирован известными вам людьми по политическим причинам.

1. Духовное единство народов Святой Руси

Сегодня народ Украины чувствует необходимость в консолидации. Так уж попустил Господь, что в течение двадцати предыдущих лет Украину раздирали внутренние противоречия, а политические руководители, искусно используя эти противоречия, иной раз стремились к тому, чтобы разделить народ и противопоставить одни группы людей другим. В обществе имели место поляризация и дисгармония, не способствовавшие нормальному развитию Украины.

Сегодня Президент Украины Виктор Федорович Янукович делает многое для того, чтобы исправить ошибки предшествующих руководителей. С самых первых дней своего управления государством он взял курс на консолидацию. Огромную роль в этом процессе играет Украинская Православная Церковь, которая является единственной канонической Церковью Украины и, опираясь на которую государственная власть сегодня может достичь успеха в деятельности по улучшению благоденствия людей.

Смелым и мудрым шагом со стороны В. Ф. Януковича было приглашение Святейшего Патриарха Кирилла на свою инаугурацию. Думаю, что Патриаршее благословение, полученное Президентом, во многом будет способствовать постепенному врачеванию раскола. Надеюсь, что это приведет и к объединению в обществе. Это поможет Украине встать на тот путь, по которому она и должна идти, сохраняя суверенитет, развивая свое внутреннее могущество и силу, но при этом оставаясь в добрых отношениях со своими соседями.

Мы все, члены Русской Православной Церкви – будь то в России, на Украине, в Белоруссии, Казахстане, Молдавии, других странах, которые входят в каноническую юрисдикцию нашей Церкви, – осознаем себя единым духовным телом, несмотря на то, что нас разделяют политические границы и мы говорим на разных языках. У нас есть то внутреннее духовное единство, которое невозможно разрушить никакими сиюминутными заявлениями и призывами или разделить государственными границами, – это единство во Христе, это наша общая православная вера. Вместе с тем наше единство определяется тем духовно-культурным пространством, к которому мы все принадлежим и которое называем Святой Русью.

Мы помним, что Святая Русь была крещена не в Волге, не в Оке, не в Чудском озере, она была крещена в водах Днепра, и именно украинские земли являются той исконной Русью, откуда есть пошла Русская земля. Очень важно, чтобы в наше время сохранялось и укреплялось наше духовное единство, созданное на протяжении тысячелетия. В этом направлении много делает Святейший Патриарх Кирилл, который регулярно посещает Украину, посещает не как иностранный гость и гражданин иностранного государства, а как глава Православной Церкви этой священной для всех нас земли.

2. Церковь перед вызовами современности

Сегодня Церковь стоит перед очень многими вызовами, и главный из них — это расцерковленное общество. В последние годы мы привыкли говорить о религиозном возрождении, и когда мы бываем в храмах на праздниках, когда видим, какие толпы народа собираются на Патриаршие и архиерейские богослужения, на крестные ходы, может создаться впечатление, что духовное возрождение уже произошло и что наш народ в своей массе уже воцерковлен. Однако на самом деле это не так.

Подлинно воцерковленными людьми, то есть людьми, которые участвуют в Таинствах Церкви и которые в своей повседневной жизни ориентируются на Евангельские заповеди, является, к сожалению, очень не значительная часть общества. Много вокруг нас тех, которые считают себя православными, которые время от времени соблюдают некоторые церковные обряды, крестят своих детей, приходят на пасхальный крестный ход и т.п. Если спросить их, какую религию они исповедуют, они непременно ответят: «Православие». Но при этом Церковь для них не является домом. Они чувствуют себя там чужими. Многие из них говорят: «А зачем вообще ходить в храм, если можно иметь Бога в душе?». Вот с кем сегодня в первую очередь предстоит работать всем нам.

К этим людям нужен особый подход: мы должны уметь объяснить им, для чего нужна Церковь, что она дает людям, почему Церковь может изменить и преобразить их жизнь, почему жизнь человека, не знающего, зачем он живет, лишена смысла и содержания, почему столько людей, которые достигли материального благополучия и материального успеха, чувствуют себя неудовлетворенными. Это огромное невозделанное миссионерское поле.

И сегодня на этом поле трудятся такие делатели, которые сеют не добрые семена здравого учения, а терния и плевелы. Подчас очень вредное влияние на формирование мировоззрения человека оказывают, например, средства массовой информации. Сегодня на телевидении много эфирного времени предоставляется кинопродукции, которая пропагандирует разврат, насилие, взывает к самым низменным человеческим инстинктам. И такая продукция востребована. А передачам, посвященным высоким нравственным ценностям и идеалам, православному учению и Церкви, времени дают крайне мало, так как эта тематика оказывается не столь востребованной. И в этом есть доля нашей вины, потому что в настоящее время имеется возможность вести на телевизионных каналах интересные передачи, но не всякий церковный человек, не всякий священник, которому выпадает такая возможность, оказывается готовым к этому нелегкому служению. Святейший Патриарх Кирилл своими проповедями, беседами, телевизионными передачами подает нам яркий пример того, о чем и как нужно говорить с современным человеком.

Многие из нас, к сожалению, воспринимают Церковь как некую замкнутую в себе субкультуру. Создают внутри этой субкультуры собственные понятия, язык. Пользуются терминологией, которая, может быть, малопонятна современному человеку. Мы привыкли оперировать понятиями, которые у нас не вызывают никаких вопросов. Например, мы говорим, что Господь всех нас призывает ко спасению. А ведь современному расцерковленному человеку совершенно непонятно — зачем нужно спасение? От чего нужно спасаться? И что плохого в том или ином действии, которое Церковь называет грехом? Даже само понятие греха, являющееся неотъемлемой составляющей нашего духовно-нравственного учения, многим людям незнакомо. Я думаю, что многие священники не раз встречались с такой ситуацией: приходит человек исповедоваться, может быть, это его первая исповедь. Спрашиваешь его: «Какие у вас грехи?» Он же начинает говорить: «Живу, как все, не убивал, не крал». И ты понимаешь, что человек этот совершенно не осознает, что у него вообще когда-либо были грехи, что он когда-либо совершал ошибки. Спрашиваешь: «А может, Вы обидели кого-то?». Отвечает: «Нет, вроде. Я добрый» – «Может, Вы несправедливо с кем-то поступили?» – «Да нет, это со мной все несправедливо поступают, а я всегда по правде живу». Осознание греховности того образа жизни, который человек вел до того, как пришел на исповедь, начинается постепенно.

На первый взгляд может показаться, что с такими людьми работать легко. Они все принадлежат к нашей духовно-культурной традиции и осознают себя людьми православными, что немаловажно. Но на практике оказывается обратное. Работать с ними очень трудно, потому что та информация, которую они черпают из СМИ, и тот заряд, который они ежедневно получают от секулярного общества, по своей силе и интенсивности во много раз превосходят наши сегодняшние возможности. Таким образом, мы работаем только с достаточно узким сегментом нашего общества, а огромные массы людей оказываются практически незатронутыми церковной проповедью.

3. Миссия Церкви в мире

Что делали отцы Церкви в подобной же ситуации, в IV веке, в VI веке, когда с Церковью уже приходилось считаться, но и язычество занимало еще достаточно прочное положение? Церковь старалась наполнить всю жизнь мира духовным содержанием. Сегодняшнее положение Церкви идентично. И поэтому мы должны использовать не только те возможности, которые предоставляет нам Церковь (церковный амвон, священный сан и т.п.), но и выходить за рамки нашей церковной субкультуры, раздвигать стены наших храмов и открывать духовное богатство, которым живет Церковь, широким массам людей. Для этого можно и нужно использовать все имеющиеся средства, в том числе СМИ, различные мероприятия, концерты или выставки, и даже рок-концерты и дискотеки. Сегодня есть священники, которые находят в себе силы и смелость идти на молодежные «тусовки», чтобы там проповедовать слово Божие. Понятно, что не всяким молодым человеком такой священник бывает услышан, но если из десяти тысяч человек, присутствующих на рок-концерте, хотя бы десять задумаются о том, что сказал священнослужитель, и, может быть, придут в храм, захотят пересмотреть свою жизнь, то ради этого уже стоит потрудиться.

Дорогие братья, современная жизнь не дает нам права заниматься только и исключительно требоисполнительством, замыкаться в стенах своего храма и сосредотачиваться исключительно на приходской деятельности. Вы должны помнить, что ваш приход – это не только храм, но и всё, что лежит вокруг, в том числе жилища людей, а главное — их души. Каждый из вас должен думать, как заинтересовать людей, находящихся вне церковной ограды, чтобы они почувствовали в себе тягу к храму и богослужению, чтобы они поняли, для чего человек должен причащаться и исповедоваться и зачем совершаются другие Таинства Церкви.

А для чего нужно это делать? Ведь кто-то может сказать, что, в конечном итоге, каждого человека приводит в Церковь Бог. И действительно, мы знаем, что есть люди, которых никто специально не учил и специально в Церковь не звал, а они взяли и пришли. Мы говорим о них: «Господь привел». И, конечно, в каком-то абсолютном смысле каждого человека, который является членом Церкви, привел в Церковь Сам Господь. Но мы с вами должны быть соработниками Бога в этом миссионерском делании. Для того мы и учимся в духовной семинарии, надеваем рясы и кресты, чтобы быть Божьими слугами, Божьими апостолами и Божьими соработниками.

Господь Иисус Христос, когда пришел на землю, пробыл здесь совсем недолго, и Его непосредственной проповедью было охвачено очень небольшое количество людей. Ученики и апостолы Спасителя сохранили Его учение, сохранили Его образ и продолжили созидать основанную Им Церковь. Именно им принадлежит заслуга проповеди христианства и распространения его по всему миру. Во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их (Пс. 18. 5), – вот что мы говорим об апостолах и проповедниках Слова Божия.

Мы с вами, дорогие братия, призваны к тому, чтобы быть апостолами. Мы призваны к тому, чтобы продолжать то дело, которое начал на земле Господь Иисус Христос. Каждый священник, которому Господь вверяет совершение Таинств, делает то же самое, что делал сам Господь Иисус Христос на Тайной вечере, – по молитве его совершается Таинство Евхаристии. И когда священник преподает людям Тело и Кровь Христовы, то через него Сам Христос обращается к людям, преподавая Себя, Свои Тело и Кровь для спасения и вечной жизни. Какая же ответственность лежит на каждом священнике, на каждом человеке, которого призвал Господь к служению Церкви!

Зачем нужно приводить людей в Церковь? Не для того, чтобы она увеличилась. Мы не должны никогда жить узко корпоративными интересами. Мы должны приводить людей в Церковь не для того, чтобы у нас умножилось число прихожан, не для того, чтобы у нас увеличивались доходы, но потому, что мы понимаем: Церковь дает человеку смысл жизни, твердую духовно-нравственную опору. Человек, который принадлежит к Церкви, никогда не упадет в нравственном отношении так низко, как может пасть человек нецерковный. Он всегда будет иметь средства вернуться на путь покаяния, если впадет в тяжкие грехи. Молодой человек, который глубоко укоренен в церковной жизни, никогда не станет жертвой наркотиков, сект или каких-то сатанистских движений, которые сегодня являются бичом молодежной субкультуры.

Церковь каждому человеку – и старому, и молодому, и богатому, и бедному, и мужчине, и женщине – может дать все необходимое для полноценной жизни, при этом не лишая его ничего из того, чем обладают другие люди. Церковь придает жизни человека особое внутреннее и духовное измерение, помогая осознать, для чего он живет. Именно это мы должны объяснять людям.

Церковь помогает созидать крепкую семью. Мы видим сегодня, что творится с людьми, как разрушаются семейные отношения, какое огромное количество разводов и как мало благополучных семей, как мало детей сегодня воспитывается в полных семьях. И мы видим последствия этих явлений, в том числе демографический кризис.

Население наших стран не увеличивается, а уменьшается, и это верный признак духовной болезни, потому что только тот народ увеличивается, который является духовно здоровым. А если народ начинает уменьшаться, это значит, что его постигла серьезная болезнь. Болезнь эта заключается прежде всего в том, что общество в значительной своей части отошло от Бога, и многие люди, даже считающие себя православными христианами, не живут как православные. В своей семейной жизни они не ориентируются на традиционный христианский семейный уклад, не ставят перед собой целью дать жизнь тому количеству детей, которое Господь благословит, а не тому, которое они сами спланируют. Они говорят: мы не заводим детей, потому что квартира маленькая, потому что зарплаты не хватает, потому что проблем много. И вот они ждут, пока решатся все материальные проблемы, пока наступит материальный достаток, пока они сформируются в профессиональном, в карьерном отношении, и потом, может быть, позволят себе дать жизнь одному или, максимум, двум детям. А многодетные семьи сегодня стали большой редкостью.

Это вопросы, которыми должна сегодня заниматься Церковь. Нужно не только заниматься религиозным воспитанием людей, не только говорить им о Боге и о богословских вопросах, совершать для них Таинства и требы. Церковь сегодня должна быть учительницей нравственной жизни. И на священниках прежде всего, а также на активных мирянах лежит обязанность просвещать людей и в этом направлении.

Церковь должна проникать во все аспекты жизни человека. Она должна присутствовать повсюду, в том числе в светской школе и в средствах массовой информации. Она должна быть способна говорить с людьми о том, чем они живут, а не только об узко церковных предметах. Вот какая грандиозная миссионерская задача стоит сегодня перед Церковью, вот о чем нам постоянно напоминает Святейший Патриарх Кирилл.

Всех вас, дорогие отцы, братия и сестры, присутствующие здесь, призываю быть активными соработниками нашего Спасителя на ниве христианского просвещения, помнить об апостольской миссии, которая возложена на каждого из нас, всегда гореть огнем вдохновения, который будет помогать вам нести слово Божие людям. Хотел бы пожелать, чтобы у вас никогда не опускались руки и чтобы каждый из вас чувствовал и понимал: Господь призвал нас в Церковь для того, чтобы и мы помогали другим людям прийти в церковную ограду, осознать смысл собственной жизни и найти верный путь ко спасению.


Источник:      Служба коммуникации ОВЦС

Последние публикации:
Божественная Литургии в Свято-Успенском Старицком монастыре 2 июля 2010 года

18 апреля 2021

Святейший Патриарх Кирилл:

«Вспоминая подвиг жизни святителя Иова, начинаешь понимать, что такое настоящий патриотизм»

2 июля 2010 года, в день памяти святителя Иова, Патриарха Московского и всея Руси, в городе Старица Тверской области Предстоятель Русской Церкви возглавил церковно-общественные торжества, посвящённые 900-летию Свято-Успенского Старицкого монастыря. Он совершил...

(См. далее...)

14 апреля 2021

Геннадий Дорофеев:

Певец и печальник Святой Руси

…Путь к этой мудрости был для Ивана Шмелёва долгим и тернистым; он то шёл по нему, то полз, то срывался, снова карабкался, сбивая в кровь ноги, обдирая колени, срывая ногти… Через ошибки, падения, восстания, страдания, скорбь, мучительные раздумья, покаяние… Кто-то знает другой путь вверх, к Небесам?

(См. далее...)

14 апреля 2021

Протоиерей Андрей Ткачёв:

Мария Египетская: уроки

...Всё это длилось не день и не два. Это длилось 17 лет. За это время в наши дни человек успевает родиться, вырасти и закончить школу. Мария успела победить и найти настоящий покой...

(См. далее...)

12 апреля 2021

Т.И. Петракова:

Валерию Петровичу Цыганнику, гражданину Вечности…

Четыре месяца назад, 12 декабря 2020 года, на семьдесят пятом году оборвалась жизнь выдающегося подвижника российской культуры, директора музейного комплекса в крымской Алуште и нашего большого друга Валерия Петровича Цыганника. Он и Крым для нас – неразрывны. Он – и имя Ивана Сергеевича Шмелёва.

(См. далее...)

Также у этого автора:
Архив публикаций:
Святые и святыни:
Святитель Иов, патриарх Московский и Всея Руси

18 апреля

Перенесение мощей святителя Иова, патриарха Московского и Всея Руси (1652)

...Патриарх Иов, будучи уже старым и больным, составил обличительные грамоты, в которых Лжедимитрий назван своим настоящим именем беглого монаха Григория Отрепьева, обманщика и самозванца. Эти грамоты отрезвили многих...

(См. далее...)

Фотоальбомы

2 октября 2020

Благословенная Алания

Фотоальбом по материалам паломническо поездки московских педагогов («Алтарь Отечества», Ассоциация учителей Православной культуры города Москвы) в Северную Осетию 2-7 октября 2020 года.

(См. далее...)

Анонсы

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Рейтинг@Mail.ru

Вера и Время    2021