Рейтинг@Mail.ru На главную Библиотека Фотогалерея Контакты Лица О проекте Поиск      В е р а    и    В р е м я
Религиозные ценности и современная система образования
Основные разделы:
Аннотация:

Из писем и бесед. Вопрос об одежде смущает многих новоначальных, приходящих в храм, и не только новоначальных...

Публикации по теме:
Святой праведный Иоанн Кронштадтский

2 января 2021

Святой праведный Иоанн Кронштадтский:

10 цитат святого праведного Иоанна Кронштадтского

...Самолюбие и гордость наша обнаруживаются особенно в нетерпении и раздражительности, когда кто-нибудь из нас не терпит малейшей неприятности, причинённой нам другими намеренно или даже ненамеренно, или...

(См. далее...)

31 декабря 2020

Архимандрит Клеопа (Илие):

«С каждым новым годом оставлять по одному греху и закладывать вместо него добродетель». Слово в Новолетие

...начиная с Нового года, наша самая великая забота должна быть другой. Величайшее дело – обновить свою жизнь, внимать тому, чтобы с каждым новым...

(См. далее...)

Последние репортажи:

8 января 2021

Цикл Библейских бесед для московских педагогов. Ветхий Завет, Книга Бытия, январь (+ВИДЕО)

8 января 2021 года, в попразднство Рождества Христова, в день Собора Пресвятой Богородицы, на платформе Zoom состоялась четвёртая встреча цикла Библейских бесед для московских педагогов («Алтарь Отечества», Ассоциация учителей православной культуры, проект «Наследие»...

(См. далее...)

2 января 2021

Подмосковный храм святого мученика Уара в Вешках: «Алтарь Отечества» совершает традиционное паломничество

2 января 2021 года, в день памяти св. праведного Иоанна Кронштадтского, актив общественного объединения «Алтарь Отечества» совершил традиционную паломническую поездку. На этот раз это был подмосковный храм святого мученика Уара. Он находится в посёлке...

(См. далее...)


ПУБЛИКАЦИИ
Предыдущая Следующая
Автор публикации:
Дорофеев Геннадий Кузьмич /Автор и редактор интернет-портала «Вера и Время»

Дорофеев Геннадий Кузьмич

Автор и редактор интернет-портала «Вера и Время»

Публикации этого автора

20 октября 2010

Личная позиция | Общие проблемы и вопросы


 

О Вере и одежде

Из писем и бесед



 К. Брюллов. Портрет М.А. Бекк с дочерью
К. Брюллов. Портрет М.А. Бекк с дочерью

Этот вопрос смущает многих новоначальных, приходящих в храм. И не только новоначальных. Смысл запретов и жестких предписаний непонятен одним, другие с таким же недоумением, часто и с возмущением говорят о недопустимости нарушения прихожанами (в основном, конечно, женщинами) церковных правил. И те, и другие вполне искренни в своих убеждениях, и те, и другие приводят свои аргументы, вполне весомые для них самих и, как правило, ничего не значащие для оппонентов. Одни ссылаются на непререкаемый авторитет святых отцов, оставивших свои наставления на эту тему, решения соборов, другие говорят о реалиях жизни, о совершенно иных условиях бытия, которые не может изменить и отменить даже Церковь. Даже у священников нет единой твердой позиции по этому вопросу: в некоторых православных храмах батюшки вполне спокойно допускают к таинствам Исповеди и Причастия женщин в брюках, хотя, конечно же, в большинстве случаев такая «вольность» встречает, как минимум, строгий выговор и требование впредь одевать платье или юбку. А уж что можно услышать в храме от наших бабушек по поводу «мужской» одежды на женщинах, я даже передавать не буду. Мы, православные, по части ругани и умения уязвить и обидеть ближнего подчас дадим сто очков вперёд любым язычникам и атеистам. Так как же быть, чтобы поход в церковь, участие в богослужении не превращался из праздника в скандал, не портил настроения, не оставлял после себя дурной осадок и разочарование?

В общем-то, думается, вопрос достаточно прост, и, чтобы ответить на него, решить эту проблему, вовсе не обязательно так уж сильно ломать себя, губить свое «я», отказываться от своей индивидуальности, по крайней мере в вопросах одежды и внешнего облика (на что, конечно же, каждый из нас имеет право). Попробуем разобраться.

Да, святые отцы и решения Церковных соборов утверждали, что не допустимо мужчине переодеваться в женскую одежду, также и женщине – в мужскую; сие есть мерзость перед Богом (не привожу сейчас ссылки на источники – мы не пишем протокол или научный трактат, а желающие глубже разобраться в вопросе без труда найдут нужные материалы). Что же, из этого следует, что почти все женщины в наших селениях (ибо кто же вовсе никогда не носит брюки, джинсы?) суть закоренелые грешницы, обречённые на погибель по православным канонам? Вот это едва ли. Святые отцы говорили о мужской или женской одежде, но они никогда не говорили конкретно о джинсах или юбках; они были по-настоящему мудры, и знали, конечно же, что понятие о мужской либо женской одежде в разные времена, у разных народов – разные. Мужская одежда – не значит непременно штаны, женская – не значит обязательно юбка. Это зависит от принятых в данной стране, в конкретное время норм, с которыми связана идентификация полов по внешним признакам, в частности, по одежде. Вот простые примеры: во времена Иисуса Христа в большинстве мест брюки не носили не только женщины, но и мужчины. В то же время во многих странах Востока штаны (шаровары) были приняты у женщин с глубокой древности – это была их норма. А в Шотландии, например, испокон веков мужчины носили (и сейчас порой носят) килт, мужскую юбку, и от этого никто их не считает извращенцами – это норма для них. И в наше время брюки уже давно перестали быть принадлежностью исключительно мужской одежды, женщины сплошь и рядом их носят, и мы к этому привыкли, привыкли настолько, что уже обычно не считаем (как, например, лет сорок-пятьдесят назад), что они, женщины, от этого теряют свою женственность. Можно спорить об эстетических или медицинских аспектах этого вопроса, но реальность такова – женщина в повседневной жизни обрела право на этот вид одежды. Наверное, это не так уж страшно; одежда – лишь покров для тела, она в определённой степени соответствует анатомическим особенностям тела; ноги же, на которые надевают штаны, есть и у женщин, так же, как у мужчин. Соответствует она и образу жизни, работы, конечно же, принятым представлениям об удобстве, украшении. Если женщина в современном мире, к сожалению, разделяет с мужчиной тяготы его трудов (часто и физических) по добыванию хлеба насущного, то, конечно же, это не может не сопровождаться и изменением норм для одежды, более подходящей и удобной в определённых условиях труда и быта. Принудить женщину убрать из гардероба какие-то из её одеяний, не изменив (или не восстановив) её социальной роли, места в системе общественных отношений, производства, будет, конечно же, неверно. И если идти дальше по пути запретительной логики, то следовало бы возбранить женщинам также ношение колготок и трусов, так как и то, и другое есть разновидность штанов. Но до этого, пожалуй, не дойдут даже самые непримиримые ортодоксы. Другой вопрос, когда, например, мужчина надевает лифчик или туфли на шпильке – это порождает вполне определённые выводы; мы вправе говорить об извращении, поскольку это не оправдано ни анатомическими особенностями организма, ни нашими представлениями об эстетической или социальной целесообразности.

Итак, рискуя навлечь на себя волну гнева от иных единоверцев, мы, все же, оправдываем в принципе присутствие брюк в женском гардеробе. Конечно, с поправкой на необходимость учёта особенностей женской фигуры, её физиологии и эстетики. Но это только одна половина вопроса. Есть и другая, не менее важная.

Это проблема традиции и, конечно же, послушания. Начнем не с рассуждений, а с примера. Боевой офицер, конечно же, имеет полное право в неслужебное время одеть спортивный костюм или удобную пижаму. Но если этот же офицер в пижаме и шлёпанцах заявится на парад и встанет в строй своих товарищей, одетых с иголочки, украшенных аксельбантами, в начищенных до зеркального блеска сапогах – что скажут про такого оригинала даже самые ярые сторонники индивидуальности? А ведь церковная служба – это такой же праздник, парад, да еще не перед лицом земных властителей, не перед Президентом даже или царем земным, а пред лицом Всевышнего Бога. И как на параде есть тот, кто организует его, кто командует им, кто устанавливает форму для участников, принимает парад, и для всех обязательны их команды, иначе это будет, в лучшем случае, массовое гуляние – так и на церковном Богослужении необходимо подчинять свою волю, свои помыслы и желания требованиям и церковной традиции, и настоятеля храма, и служащего священника, которые являются для нас организаторами и командующими этого парада перед Богом. В нашей Церкви ПРИНЯТО, чтобы женщины ходили в храм в юбках, а мужчины в брюках; это их «форма одежды», и это не такое уж большое насилие над их волей (как, впрочем, и все церковные правила и требования). И уж, во всяком случае, если этого требует батюшка – лучше исполнить его наказ, проявив смирение и послушание; в Церкви эти качества уместны и не постыдны. Вряд ли есть среди наших женщин такая, которая не сыщет в своем шкафу юбчонку или платьишко; скорее даже, найдется не одно. Так потрудитесь, дорогие сестры, поищите поновее и покрасивее, ведь мы идем на праздник. Вспомните, в какие прекрасные одежды облачены глядящие на нас с икон Пресвятая Богородица, сестры Вера, Надежда, Любовь и мать их София и все святые жены!


Источник:      Вера и Время

Предыдущая Следующая
Последние публикации:
Преподобный Серафим Саровский

15 января 2021

Преподобный Серафим Саровский:

«Святые отцы, имея мирное устроение и будучи осеняемы благодатью Божией, жили долго». Наставления

...Излишнее попечение о вещах житейских свойственно человеку неверующему и малодушному. И горе нам, если мы, заботясь сами о себе, не утверждаемся надеждою нашею в Боге, пекущемся о нас! Если видимых благ, которыми в настоящем веке пользуемся, не относим...

(См. далее...)

14 января 2021

Протоиерей Александр Шаргунов:

Жизнь с избытком. Слово на праздник Обрезания Господня

...Человек не живёт в полноте, пока не откроется Богу. И Христос — дверь. Кто войдёт этой дверью — спасётся. Спасётся! Без этого перехода он погибнет. Единственная среда обитания человека — Божественная среда. Только там — его радостный бесконечный рост...

(См. далее...)

8 января 2021

Протоиерей Александр Шаргунов:

«Все задачи жизни должны отступить на задний план перед задачей воспитания детей». Слово в день празднования Собора Пресвятой Богородицы

...Постараемся как можно глубже проникнуть сегодня в тайну заступничества Божией Матери. Здесь, в Вифлеемских яслях, для Неё Он одновременно — Спаситель мира и маленькое Дитя, Которое растёт. Дитя, Которое похоже на...

(См. далее...)

6 января 2021

Святейший Патриарх Кирилл:

РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Рождественское послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви.

(См. далее...)

Обложка:

Оглавление

Г.К. Дорофеев: Где живет Бог?

Г.К. Дорофеев: О Вере и Времени

Г.К. Дорофеев: О Вере и богатстве

Г.К. Дорофеев: О Вере и одежде

Г.К. Дорофеев: О Вере и пространстве

Г.К. Дорофеев: О Вере и любви

Г.К. Дорофеев: Поверим ли мы в чудо?


Публикация:

Вера и Время

стр. 4

20.10.2010

Архив публикаций:
Святые и святыни:

17 января

Собор 70-ти апостолов

Собор святых семидесяти апостолов был установлен Православной Церковью для того, чтобы показать равночестие каждого из семидесяти и тем самым предотвратить разногласия в почитании их. Они были избраны Господом Иисусом Христом, чтобы благовествовать Евангелие всей вселенной. Кроме празднования Собора святых апостолов, Церковь совершает...

(См. далее...)

Фотоальбомы

2 октября 2020

Благословенная Алания

Фотоальбом по материалам паломническо поездки московских педагогов («Алтарь Отечества», Ассоциация учителей Православной культуры города Москвы) в Северную Осетию 2-7 октября 2020 года.

(См. далее...)

Анонсы

31 января 2021

План работы на Январь 2021 года общественного объединения «Алтарь Отечества» и Ассоциации учителей православной культуры города Москвы. 1-31.01.2021


11 февраля 2021

14-й Международный молодежный гастрономический фестиваль «Возрождаем традиции. Рождество». 11.01-11.02.2021

14-й Международный молодежный гастрономический фестиваль «Возрождаем традиции. Рождество» пройдет с 11 января по 11 февраля 2021 года в очно-дистанционном формате.

(См. далее...)


Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Рейтинг@Mail.ru

Вера и Время    2021