заведующая д/с №2374 «Родничок»,
Лауреат премии города Москвы в области образования
Москва
Наш детский сад «Родничок» посещают 160 детей и 54 сотрудника заботятся о дошкольниках. Это государственный детский сад, имеющий статус учреждения с этнокультурным русским компонентом образования, что позволяет нам базовую программу «Истоки», работая в русле педагогики ненасилия, сочетать с парциальными программами «Одаренный ребенок» Казаковой Р.Г.,«Музейную педагогику» и программу «Наследие» Новицкой М.Ю., вмещающую в себе блоки «Семейный круг», «Народные игры», «Святые наши имена», «Народный календарь», в центре которого - православный календарь.
Считая важнейшей задачей духовно – нравственное воспитание юных москвичей, мы пытаемся гармонично сочетать в образовательном процессе традиции и инновации, научные достижения педагогики и духовные ценности культуры русского народа, синтезировать светское и православное воспитание.
Являясь базовым учреждением МПГУ, экспериментальной площадкой МГПИ, сотрудничая с архитектурно – ландшафтным музеем «Царицыно», мы обмениваемся опытом с православной гимназией «Сабурово, устраиваем взаимопосещение праздников Пасхи, Рождества, ездим в паломнические поездки с Воскресной школой и, что самое главное, – уже много лет наш светский, государственный детский сад окормляет настоятель храма Живоначальной Троицы что в Чертанове иерей Константин Сопельников. Несколько раз в году он проводит молебны: и к новому учебному году, и во время Великого поста; беседует с сотрудниками, помогает нам советом и молитвой, формирует духовную направленность педагогического коллектива.
Святые отцы говорили: «Если ты учишь другого, а сам не делаешь, то до основания разрушаешь тот дом, в котором ты живешь». Каждый взрослый участник процесса воспитания должен поставить перед собой цель собственного, личного и духовно – нравственного развития, быть примером служения и любви к ближнему, ведь этому детей надо учить.
Мы пытаемся в нашем детском саду жить и работать по модели дружеского сообщества сотрудников, детей и родителей. Педагоги могут дать образование детям, обучить их грамоте, чтению, математике, но нравственные устои даются ребенку в семье и только пример взрослых и полное взаимопонимание педагогов и родителей, могут дать положительные результаты в воспитании, приобщить детей к духовно – нравственным ценностям
К таким главным духовным ценностям мы относим веру, любовь к своему Отечеству, приобщение к традиционной культуре своего народа. Эти нравственные категории неразделимые и взаимопроникающие и мы ставим своей задачей воспитать их в наших детях.
Важным фактором укрепления веры среди сотрудников и детей, считаем создание православной группы по желанию родителей. Православная группа - маленький родник духовности нашего учреждения. 6 лет назад православные праздники мы отмечали только в одной этой группе, а уже в этом году Рождество праздновали всем детским садом. Провели занятия во всех группах, рассказали о предстоящем празднике, показали вертеп. И праздник получился удивительно трогательным, душевным, педагогам удалось донести до малышей его сакральный смысл.
И сотрудники, и родители стали чаще посещать храм.
Иногда в храм ведут дети родителей. В старших группах для занятия по рисованию «Золотые купола» дали задание - с родителями посетить храм и рассмотреть купола. Потом приходили мамы и благодарили, что такое задание подвигло их на первое посещение храма.
Важным аспектом духовно – нравственного воспитания считаем освоение детьми художественной культуры, приобщение его к традициям своего народа. Это процесс сложный и длительный, длящийся на протяжении всей жизни. И чем раньше начнется это приобщение, тем больше возможностей познать свою историю, культуру, узнать свои корни.
Помочь решить эти задачи нам помогает музей, который мы открыли как плод многолетнего труда, получив сертификат.
Наш детский музей «Родничок» является комплексным. 4 экспозиции раскрывают его содержание : художественная галерея «Зал искусств», историко- краеведческая «Прогулки в Царицыно», этнографическая «Родной дом» и экспозиция русских народных промыслов «Веселая ярмарка».
Детский музей – это не хранилище вещей и предметов, это пространственная среда для фольклора, изучения ремесел, традиций. художественно-этническая среда и, конечно, подлинные реалии истории.
Все экспозиции интерактивны, позволяют погрузить ребенка в иную историческую эпоху и культуру, используя элементы театрализации, инсценировки, игровые, поисковые приемы.
В картинной галерее разнообразие пейзажей, представленных полотнами московских художников, отражают необъятные просторы и красоту нашей России. Педагогами разработан цикл экскурсий для детей «Мы идем смотреть Родину»
Историко – краеведческая экспозиция представляет историю создания и развития музея-заповедника «Царицыно», содержит интересные для детей материалы об архитекторах М.Ф.Казакове и В.И.Баженове, репродукции портретов Екатерины II, одежду эпохи 18 века, альбомы с иллюстрациями и фотографиями архитектурных памятников «Царицыно», детские игровые пособия (пазлы) по сюжетам и памятникам Царицыно.
Связь духовного и патриотического воспитания продолжается и укрепляется на совместных семейных экскурсиях в архитектурно – краеведческий музей «Царицыно», с которым детский сад сотрудничает. Детей и родителей экскурсовод знакомит с дворцом и природой Царицыно, с храмовой архитектурой и, прослушав рассказ о внутреннем убранстве церкви и об иконе «Живоносный источник», родители с детьми уже самостоятельно посещают храм.
На материале экспозиции «Русский дом» нашего музея мы знакомим детей и взрослых с русской историей, культурой, с колоритом русского народного быта и традиционными предметами обихода, утвари, посуды, изделиями декоративно – прикладного искусства. Большая часть экспозиции представлена для пользования детей. Это творческая мастерская, где дети, пользуясь природными материалами, под руководством педагога Поляковой Л.А., мастерят сезонные игрушки, соломенные куклы, глиняные свистульки.
Экспозиция «Веселая ярмарка» раскрывает детям процесс изготовления изделий народного декоративно-прикладного искусства, русских народных промыслов в динамике. Это целое волшебство - шаг за шагом, в последовательности свойственной данному промыслу, увидеть как из куска глины появляется гжельская игрушка, из куска дерева –матрешка. Дети не только слышат и видят как рождаются изделия народных промыслов, но и могут их потрогать, поиграть с ними. Руководитель изостудии Н.М. Самойлова с творческой группой готовит методическое обеспечение к занятиям, разрабатывает экскурсии на материале наших экспозиций. в «Музей Гжели», Музей Дымки, «Жостово»и многие другие.
Мы пытаемся строить свою жизнь и жизнь детей в соответствии с народным календарем, в центре которого - православный календарь.
Отечество и Вера неразделимы. И русская культура, основанная на идее, что смысл жизни в спасении души, в служении Богу и ближним, в выполнении заповедей Божиих - неотделима от церкви.
Мы, педагоги, видим свою задачу в том, чтобы посеять в сердцах детей любовь к родной природе, пробудить интерес к русской истории и культуре. Только тогда может возродиться наша Россия, когда мы взрастим поколение людей, преданных своему Отечеству, овладевших духовными ценностями нашего народа.
Источник: XV Международные Рождественские образовательные чтения
|