Рейтинг@Mail.ru На главную Библиотека Фотогалерея Контакты Лица О проекте Поиск      В е р а    и    В р е м я
Религиозные ценности и современная система образования
Основные разделы:
Аннотация:

Доклад Преосвященного епископа Меркурия, председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, на рабочем совещании «Церковь и образование: значение духовно-нравственных ценностей в современной России». Кострома, 28-29 октября

Публикации по теме:

1 октября 2020

Геннадий Дорофеев:

Крестовый поход на ветряные мельницы

Народ может быть великим и достойным только тогда, когда у него есть сильные, честные и бесстрашные лидеры, которые не сбегут в кусты или за бугор, провалив своё дело. Такие, которые и людей призывают быть сильными...

(См. далее...)

25 июля 2020

Митрополит Антоний (Паканич):

5 признаков истинного старца (+ВИДЕО)

...Почему появляются лжестарцы? Этому есть ряд причин. Церковь начала возрождаться 30 лет назад. С точки зрения обывателя - это значительный период, а для истории - слишком малый. Нельзя за такой короткий срок решить...

(См. далее...)

Последние репортажи:

2 октября 2020

К 1100-летию крещения Алании. Паломническая поездка московских педагогов в Северную Осетию-Аланию

В пятницу, 2 октября 2020 года, началось паломничество московских педагогов («Алтарь Отечества», Ассоциация учителей православной культуры, Ольгинское общество) к святыням Северной Осетии-Алании.

(См. далее...)

16 сентября 2020

В Алуште прошли юбилейные XXV Крымские международные Шмелёвские чтения.

16 сентября 2020 года в конференц-зале курортного комплекса «Миндальная роща» в Алуште (Крым), в Профессорском уголке, открылись юбилейные XXV Крымские международные Шмелёвские чтения «И.С. Шмелёв и писатели русского зарубежья».

(См. далее...)


ПУБЛИКАЦИИ
Автор публикации:
Меркурий (Иванов) /Доктор богословия, Митрополит Ростовский и Новочеркасский, Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации РПЦ

Меркурий (Иванов)

Доктор богословия
Митрополит Ростовский и Новочеркасский, Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации РПЦ

Публикации этого автора

2 ноября 2009

Основы Православной культуры | Общие проблемы и вопросы | Изучение традиционных религий


 

Доклад на рабочем совещании «Церковь и образование: значение духовно-нравственных ценностей в современной России»



Ваше Высокопреосвященство!

Уважаемые участники высокого собрания!

Уважаемые представители государственной власти!


Прежде всего, мне хотелось бы познакомить Вас с Отделом Религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, образно говоря, министерством образования Русской православной Церкви.

Синодальный Отдел религиозного образования и катехизации был образован 13 августа 1991 года решением Священного Синода и Патриарха Московского и всея Руси.

Основными целями его деятельности являются: попечение о религиозном образовании и духовно-нравственном просвещении общества в соответствии с учением и традициями Русской Православной Церкви; объединение и координация усилий Церкви, общества и государства в области духовно-нравственного воспитания, христианского просвещения; создание и укрепление в нашей стране и на канонической территории Русской Православной Церкви единого православного образовательного пространства.

Первоначальной заботой Отдела были воскресные школы, религиозно-просветительские курсы для молодежи, затем – дошкольные учреждения, школы и высшие учебные заведения, имеющие государственную аккредитацию и включающие базисный комплекс православного образования; на сегодняшний день к этому добавился и вопрос о реализации эксперимента по введению в школах преподавания Основ православной культуры.

В настоящее время стоит задача создания целостной системы православного образования. Поэтому по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с 2009 года осуществляется глобальная реструктуризация Отдела религиозного образования и катехизации. Ныне он призван еще и осуществлять координацию и методическое руководство деятельностью всех российских православных высших, средних и дошкольных учебных заведений, а также кафедр богословия государственных вузов Москвы и регионов РФ, православных учебных заведений епархий РПЦ.

Наиболее важными направлениями работы являются:

- активизация научной и организационной деятельности Отдела в сфере образования, взаимодействие с научным сообществом, государством, другими конфессиями, общественностью, СМИ;

- обеспечение интеграции церковной системы образования в российскую систему образования в целом.

Эти направления работы Отдела нуждаются во всесторонней законодательной и финансовой государственной поддержке, так как ставить решение такой наиважнейшей государственно-церковной задачи, как духовно-нравственное воспитание в зависимость от личного расположения представителей власти или благотворительной помощи меценатов, по меньшей мере, недальновидно.

Одной из первостепенных задач Синодального Отдела является создание системы непрерывного православного образования – в течение всей жизни человека, что предполагает развитие сети православных детских садов, средних школ и высших учебных заведений, обеспечение их поддержки со стороны государства и научного педагогического сообщества.

Любая религия, и прежде всего православие, как государствообразующая религия России, призвана воспитать нравственную личность, способную в любой момент своей жизни дать достойный ответ перед своим Отечеством и лицом Божиим. Поэтому цель современного религиозного образования в светской школе не сводится лишь к тому, чтобы восполнить пробелы в знаниях по основам православного вероучения, православной культуры, но состоит и в том, чтобы раскрыть суть православной традиции, передать ее внутренний смысл, обращенный к уму и сердцу человека.

В этой связи мы планируем:

- развивать православное воспитание и распространение практики организации занятий по изучению православной культуры, духовных бесед как в государственных, так и в частных дошкольных учреждениях;

- обеспечивать преподавание Православной культуры в государственной и муниципальной школе: по выбору семьи ребенка, по всем годам обучения в школе, как учебного предмета в школьной программе, в основной части учебного плана;

- развивать систему высшего православного профессионального образования.

Сегодня духовно-нравственный кризис затронул все российское общество и сознается одной из угроз национальной безопасности. И государство, и Церковь заинтересованы в том, чтобы дети воспитывались порядочными, нравственными, ответственными людьми, уважали культурные особенности российских народов и религий. Достижение такого результата возможно только при условии сотрудничества государства и Церкви в сфере образования и обращения к традиционным духовным ценностям.

Одной из форм духовно-нравственного воспитания является создание отдельных государственных или муниципальных школ с углубленным изучением одной конкретной религии, религиозной традиции.

В то время как Министерство образования и науки давно и эффективно взаимодействует с Советом муфтиев России по вопросам реализации государственной программы развития исламского образования в российской светской школе, православное образование только начинает получать эту государственную поддержку. Необходимо, повторюсь, дальнейшее планомерное взаимодействие Русской Православной Церкви и государства в этой области.

Особое направление деятельности Синодального Отдела религиозного образования и катехизации – это реализация проекта по введению изучения традиционных для России религиозных культур и этики в школах в 2009-2012 гг.

По мнению многих специалистов в области возрастной психологии и педагогики, время для проведения эксперимента выбрано не самое удачное, но такая модель апробации и постепенного введения преподавания всех этих курсов в школе предложена Министерством. На встрече Президента с религиозными лидерами не шла речь о конкретных сроках и формате проекта. Было сказано только то, что осуществление проекта должно проходить в несколько этапов: первый этап охватывает группу регионов, на втором этапе – распространяется на всю территорию России. Поэтому все стороны этого процесса должны быть хорошо продуманы.

Помимо вопросов о времени изучения религиозной культуры стоит вопрос о совместной подготовке учителей при непосредственном участии представителей традиционных религий, о содержании учебных дисциплин, собственно того, что будут изучать дети в рамках проекта. Подчеркну, что изучение православной культуры, других предметов духовно-нравственного образования не может быть ограничено одним полугодием в 4-м и одним – в 5-м классах.

Только полноценное изучение таких курсов по всем годам обучения сможет создать благоприятные условия для духовно-нравственного развития, становления человека в современном мире. Придется приложить все силы к тому, чтобы, несмотря на сжатые сроки и сложный возрастной период, были получены положительные результаты этого эксперимента.

Мы уверены, что введение такой предметной области, как «Духовно-нравственное воспитание», благотворно повлияет на развитие личности учащегося, откроет ему мир непреходящих смыслов, поможет соприкоснуться с реальностью существования Бога и вечной жизни, правильно понять смысл своего существования на земле, даст возможность формирования подлинно свободной и ответственной личности, положит предел эгоцентризму.

В заключение своего краткого обзора хочу пожелать всем участникам высокого собрания мира, взаимопонимания, помощи Божией в трудах на благо нашего Отечества и засвидетельствовать открытость и готовность к плодотворному сотрудничеству!



Источник:      Prokimen.ru

Последние публикации:
Преподобный Амвросий Оптинский

23 октября 2020

Протоиерей Александр Шаргунов:

«Добродетель — не груша». О наставлениях преподобного Амвросия Оптинского

...Одна сестра как-то сказала старцу: «Батюшка, научите меня терпеть». Он ответил, что учиться надо терпению находящих на нас неприятностей с самого малого. В духовной жизни необходимы постепенность и постоянство. Не следует отчаиваться, если мы видим, что у нас сердце никуда не...

(См. далее...)

15 октября 2020

Роман Савчук:

Евангелие, Православие и... мир. Размышления в день памяти православного воина Феодора Ушакова

...когда гроб с телом усопшего адмирала при большом стечении народа был вынесен на руках из города, его хотели положить на подводу, но народ продолжал нести его до самой Санаксарской обители – места его упокоения...

(См. далее...)

14 октября 2020

Святейший Патриарх Кирилл:

«Нет ничего сильнее, чем Покров Божией Матери». Слово после Божественной литургии в престольный праздник Покровского храма Московских духовных школ 14 октября 2010 года

... Но разве можем мы сказать, что всё пространство, которое мы называем своей канонической территорией, становится пространством Святой Руси? На этом пространстве идет невидимая духовная...

(См. далее...)

9 октября 2020

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий):

«Не привыкли христиане чтить величайшего апостола Иоанна Богослова так, как должно». Слово в день его преставления

...Скажите, не достоин ли этот апостол нашей безмерной любви, не достоин ли того, чтобы в нынешний день, когда празднуется память его, были бы полны храмы наши народом? А видите, как далеко не полон храм. Не привыкли христиане чтить величайшего...

(См. далее...)

Публикация:

Prokimen.ru

2.11.2009

Также у этого автора:
Архив публикаций:
Святые и святыни:
Фотоальбомы

2 октября 2020

Благословенная Алания

Фотоальбом по материалам паломническо поездки московских педагогов («Алтарь Отечества», Ассоциация учителей Православной культуры города Москвы) в Северную Осетию 2 7 октября 2020 года.

(См. далее...)

Анонсы

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Рейтинг@Mail.ru

Вера и Время    2020