Рейтинг@Mail.ru На главную Библиотека Фотогалерея Контакты Лица О проекте Поиск      В е р а    и    В р е м я
Религиозные ценности и современная система образования
Основные разделы:
Аннотация:

Доклад Преосвященного епископа Меркурия, председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, на рабочем совещании «Церковь и образование: значение духовно-нравственных ценностей в современной России». Кострома, 28-29 октября

Публикации по теме:
Святейший Патриарх Кирилл в храме праведного Алексия Мечева в Вешняках г. Москвы, 12.07.2019

15 июля 2019

Святейший Патриарх Кирилл:

«Нужно и наше участие в великом апостольском служении…». Проповедь в день памяти апостолов Петра и Павла в Вешняках

...То, что совершали апостолы, есть неотъемлемая часть жизни Церкви. Мы потому и называем Церковь Единой, Святой, Соборной и Апостольской...

(См. далее...)

8 июля 2019

Митрополит Антоний (Паканич) :

Сокровенные слова Ветхого Завета, открывающие тайну человеческой души

...Исследование Писания – это не просто вопрос знаний, богословия, рассуждения, умствования. Это вопрос жизни и смерти. Наша вечная участь, по слову Христа, зависит от нашего проникновения...

(См. далее...)

Последние репортажи:

9 июля 2019

Клуб «Я шагаю по Москве» («Активное долголетие»): экскурсия в храм святых благоверных князей и страстотерпцев Бориса и Глеба в Зюзино

9 июля 2019 года участники клуба «Я шагаю по Москве» («Активное долголетие») посетили храм святых благоверных князей российских и страстотерпцев в Зюзино.

(См. далее...)

6 июля 2019

«Алтарь Отечества»: посещение храма святителя Николая в Толмачах в день празднования Владимирской иконе Божией Матери

6 июля 2019 года, в день празднования Владимирской иконе Божьей Матери, московские педагоги приняли участие в богослужении в храме святителя Николая в Толмачах, где находится чудотворный образ Владимирской Богоматери.

(См. далее...)


ПУБЛИКАЦИИ
Автор публикации:
Меркурий (Иванов) /Доктор богословия, Митрополит Ростовский и Новочеркасский, Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации РПЦ

Меркурий (Иванов)

Доктор богословия
Митрополит Ростовский и Новочеркасский, Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации РПЦ

Публикации этого автора

2 ноября 2009

Основы Православной культуры | Общие проблемы и вопросы | Изучение традиционных религий


 

Доклад на рабочем совещании «Церковь и образование: значение духовно-нравственных ценностей в современной России»



Ваше Высокопреосвященство!

Уважаемые участники высокого собрания!

Уважаемые представители государственной власти!


Прежде всего, мне хотелось бы познакомить Вас с Отделом Религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, образно говоря, министерством образования Русской православной Церкви.

Синодальный Отдел религиозного образования и катехизации был образован 13 августа 1991 года решением Священного Синода и Патриарха Московского и всея Руси.

Основными целями его деятельности являются: попечение о религиозном образовании и духовно-нравственном просвещении общества в соответствии с учением и традициями Русской Православной Церкви; объединение и координация усилий Церкви, общества и государства в области духовно-нравственного воспитания, христианского просвещения; создание и укрепление в нашей стране и на канонической территории Русской Православной Церкви единого православного образовательного пространства.

Первоначальной заботой Отдела были воскресные школы, религиозно-просветительские курсы для молодежи, затем – дошкольные учреждения, школы и высшие учебные заведения, имеющие государственную аккредитацию и включающие базисный комплекс православного образования; на сегодняшний день к этому добавился и вопрос о реализации эксперимента по введению в школах преподавания Основ православной культуры.

В настоящее время стоит задача создания целостной системы православного образования. Поэтому по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с 2009 года осуществляется глобальная реструктуризация Отдела религиозного образования и катехизации. Ныне он призван еще и осуществлять координацию и методическое руководство деятельностью всех российских православных высших, средних и дошкольных учебных заведений, а также кафедр богословия государственных вузов Москвы и регионов РФ, православных учебных заведений епархий РПЦ.

Наиболее важными направлениями работы являются:

- активизация научной и организационной деятельности Отдела в сфере образования, взаимодействие с научным сообществом, государством, другими конфессиями, общественностью, СМИ;

- обеспечение интеграции церковной системы образования в российскую систему образования в целом.

Эти направления работы Отдела нуждаются во всесторонней законодательной и финансовой государственной поддержке, так как ставить решение такой наиважнейшей государственно-церковной задачи, как духовно-нравственное воспитание в зависимость от личного расположения представителей власти или благотворительной помощи меценатов, по меньшей мере, недальновидно.

Одной из первостепенных задач Синодального Отдела является создание системы непрерывного православного образования – в течение всей жизни человека, что предполагает развитие сети православных детских садов, средних школ и высших учебных заведений, обеспечение их поддержки со стороны государства и научного педагогического сообщества.

Любая религия, и прежде всего православие, как государствообразующая религия России, призвана воспитать нравственную личность, способную в любой момент своей жизни дать достойный ответ перед своим Отечеством и лицом Божиим. Поэтому цель современного религиозного образования в светской школе не сводится лишь к тому, чтобы восполнить пробелы в знаниях по основам православного вероучения, православной культуры, но состоит и в том, чтобы раскрыть суть православной традиции, передать ее внутренний смысл, обращенный к уму и сердцу человека.

В этой связи мы планируем:

- развивать православное воспитание и распространение практики организации занятий по изучению православной культуры, духовных бесед как в государственных, так и в частных дошкольных учреждениях;

- обеспечивать преподавание Православной культуры в государственной и муниципальной школе: по выбору семьи ребенка, по всем годам обучения в школе, как учебного предмета в школьной программе, в основной части учебного плана;

- развивать систему высшего православного профессионального образования.

Сегодня духовно-нравственный кризис затронул все российское общество и сознается одной из угроз национальной безопасности. И государство, и Церковь заинтересованы в том, чтобы дети воспитывались порядочными, нравственными, ответственными людьми, уважали культурные особенности российских народов и религий. Достижение такого результата возможно только при условии сотрудничества государства и Церкви в сфере образования и обращения к традиционным духовным ценностям.

Одной из форм духовно-нравственного воспитания является создание отдельных государственных или муниципальных школ с углубленным изучением одной конкретной религии, религиозной традиции.

В то время как Министерство образования и науки давно и эффективно взаимодействует с Советом муфтиев России по вопросам реализации государственной программы развития исламского образования в российской светской школе, православное образование только начинает получать эту государственную поддержку. Необходимо, повторюсь, дальнейшее планомерное взаимодействие Русской Православной Церкви и государства в этой области.

Особое направление деятельности Синодального Отдела религиозного образования и катехизации – это реализация проекта по введению изучения традиционных для России религиозных культур и этики в школах в 2009-2012 гг.

По мнению многих специалистов в области возрастной психологии и педагогики, время для проведения эксперимента выбрано не самое удачное, но такая модель апробации и постепенного введения преподавания всех этих курсов в школе предложена Министерством. На встрече Президента с религиозными лидерами не шла речь о конкретных сроках и формате проекта. Было сказано только то, что осуществление проекта должно проходить в несколько этапов: первый этап охватывает группу регионов, на втором этапе – распространяется на всю территорию России. Поэтому все стороны этого процесса должны быть хорошо продуманы.

Помимо вопросов о времени изучения религиозной культуры стоит вопрос о совместной подготовке учителей при непосредственном участии представителей традиционных религий, о содержании учебных дисциплин, собственно того, что будут изучать дети в рамках проекта. Подчеркну, что изучение православной культуры, других предметов духовно-нравственного образования не может быть ограничено одним полугодием в 4-м и одним – в 5-м классах.

Только полноценное изучение таких курсов по всем годам обучения сможет создать благоприятные условия для духовно-нравственного развития, становления человека в современном мире. Придется приложить все силы к тому, чтобы, несмотря на сжатые сроки и сложный возрастной период, были получены положительные результаты этого эксперимента.

Мы уверены, что введение такой предметной области, как «Духовно-нравственное воспитание», благотворно повлияет на развитие личности учащегося, откроет ему мир непреходящих смыслов, поможет соприкоснуться с реальностью существования Бога и вечной жизни, правильно понять смысл своего существования на земле, даст возможность формирования подлинно свободной и ответственной личности, положит предел эгоцентризму.

В заключение своего краткого обзора хочу пожелать всем участникам высокого собрания мира, взаимопонимания, помощи Божией в трудах на благо нашего Отечества и засвидетельствовать открытость и готовность к плодотворному сотрудничеству!



Источник:      Prokimen.ru

Последние публикации:
Святейший Патриарх Кирилл в храме праведного Алексия Мечева в Вешняках г. Москвы, 12.07.2019

15 июля 2019

Святейший Патриарх Кирилл:

«Нужно и наше участие в великом апостольском служении…». Проповедь в день памяти апостолов Петра и Павла в Вешняках

...То, что совершали апостолы, есть неотъемлемая часть жизни Церкви. Мы потому и называем Церковь Единой, Святой, Соборной и Апостольской, потому что деяния апостолов живут в Церкви. Предание, идущее от апостолов, живёт в Церкви. Церковное...

(См. далее...)

8 июля 2019

Митрополит Антоний (Паканич) :

Сокровенные слова Ветхого Завета, открывающие тайну человеческой души

...Исследование Писания – это не просто вопрос знаний, богословия, рассуждения, умствования. Это вопрос жизни и смерти. Наша вечная участь, по слову Христа, зависит от нашего проникновения в смысл священных строк...

(См. далее...)

7 июля 2019

Святейший Патриарх Кирилл:

Великие примеры жизни. Проповедь в Коневском Рождество-Богородичном монастыре

...разве могли монахи, приезжавшие сюда, на эти острова холодного Ладожского озера, устраивать свою жизнь в одиночестве, при очень ограниченных ресурсах, часто голодные, холодные, лишённые крова, и что-то строить, созидать, молиться, совершая свой подвиг, если бы не надежда...

(См. далее...)

7 июля 2019

Митрополит Антоний (Паканич) :

О праздновании рождества Иоанна Крестителя, или Чем опасны гуляния на Ивана Купалу

...Пророк Иоанн стал последним среди пророков, предсказывающих приход в мир Мессии. Он долго готовился к исполнению своего главного предназначения – проповеди еврейскому народу о пришествии Спасителя. Длительным строжайшим постом (Иоанн вкушал только мёд и акриды) в молитве...

(См. далее...)

Публикация:

Prokimen.ru

2.11.2009

Также у этого автора:
Архив публикаций:
Святые и святыни:
Убиение святаго царя Николая, святыя царицы Александры, царевича, царевен и слуг их

17 июля

Страстотерпцы император Николай и его семья (1918)

Дни памяти: Январь 29 (новомуч.), Июнь 4 (17) (Петерб.), Июль 4 (17)

(См. далее...)

Фотоальбомы

22 июня 2018

Родная земля. Дорогами паломников: Кострома - Нерехта - Плёс

Фотоальбом по материалам паломнической поездки московских педагогов в Кострому 22-24 июня 2018 года.

(См. далее...)

Анонсы

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Рейтинг@Mail.ru

Вера и Время    2019