Рейтинг@Mail.ru На главную Библиотека Фотогалерея Контакты Лица О проекте Поиск      В е р а    и    В р е м я
Религиозные ценности и современная система образования
Основные разделы:
Аннотация:

Доклад Преосвященного епископа Меркурия, председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, на рабочем совещании «Церковь и образование: значение духовно-нравственных ценностей в современной России». Кострома, 28-29 октября

Публикации по теме:

22 августа 2021

Президент России В.В. Путин:

«Патриотизм, гражданственность и смелость – в крови нижегородцев». Выступление на гала-концерте «Начало нового», посвящённом празднованию 800-летия Нижнего Новгорода

...Здесь всегда жили люди колоссальной внутренней силы. Во все времена нижегородцы стояли...

(См. далее...)

6 августа 2021

Епископ Озерский Порфирий (Шутов):

«Все поиски жизненных путей вне Истины Сына и Слова Божия ведут в без-путие»

...Мир, безусловно, уже очень сильно изменился. А пандемия, вероятно, – это «новая нормальность», как нам прямо заявляют творцы нового мирового порядка. Но проблема в том, что...

(См. далее...)

Последние репортажи:

20 октября 2021

Цикл Библейских бесед для московских педагогов. Ветхий Завет, Книга Бытия, глава 15. Октябрь

20 октября 2021 года, день памяти святых мучеников Сергия и Вакха, в очно-дистанционном формате состоялась очередная, восемнадцатая встреча цикла Библейских бесед для московских педагогов («Алтарь Отечества», Ассоциация учителей православной культуры, проект...

(См. далее...)

8 октября 2021

Паломническая поездка московских педагогов к святыням Кипра

8 октября 2021 года, в день памяти преподобного Сергия Радонежского началась паломническая поездка московских педагогов (Ассоциация учителей православной культуры, «Алтарь Отечества», клуб ветеранов педагогического труда «Я шагаю по Москве») на Кипр.

(См. далее...)


ПУБЛИКАЦИИ
Автор публикации:
Меркурий (Иванов) /Доктор богословия, Митрополит Ростовский и Новочеркасский, Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации РПЦ

Меркурий (Иванов)

Доктор богословия
Митрополит Ростовский и Новочеркасский, Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации РПЦ

Публикации этого автора

2 ноября 2009

Основы Православной культуры | Общие проблемы и вопросы | Изучение традиционных религий


 

Доклад на рабочем совещании «Церковь и образование: значение духовно-нравственных ценностей в современной России»



Ваше Высокопреосвященство!

Уважаемые участники высокого собрания!

Уважаемые представители государственной власти!


Прежде всего, мне хотелось бы познакомить Вас с Отделом Религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, образно говоря, министерством образования Русской православной Церкви.

Синодальный Отдел религиозного образования и катехизации был образован 13 августа 1991 года решением Священного Синода и Патриарха Московского и всея Руси.

Основными целями его деятельности являются: попечение о религиозном образовании и духовно-нравственном просвещении общества в соответствии с учением и традициями Русской Православной Церкви; объединение и координация усилий Церкви, общества и государства в области духовно-нравственного воспитания, христианского просвещения; создание и укрепление в нашей стране и на канонической территории Русской Православной Церкви единого православного образовательного пространства.

Первоначальной заботой Отдела были воскресные школы, религиозно-просветительские курсы для молодежи, затем – дошкольные учреждения, школы и высшие учебные заведения, имеющие государственную аккредитацию и включающие базисный комплекс православного образования; на сегодняшний день к этому добавился и вопрос о реализации эксперимента по введению в школах преподавания Основ православной культуры.

В настоящее время стоит задача создания целостной системы православного образования. Поэтому по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с 2009 года осуществляется глобальная реструктуризация Отдела религиозного образования и катехизации. Ныне он призван еще и осуществлять координацию и методическое руководство деятельностью всех российских православных высших, средних и дошкольных учебных заведений, а также кафедр богословия государственных вузов Москвы и регионов РФ, православных учебных заведений епархий РПЦ.

Наиболее важными направлениями работы являются:

- активизация научной и организационной деятельности Отдела в сфере образования, взаимодействие с научным сообществом, государством, другими конфессиями, общественностью, СМИ;

- обеспечение интеграции церковной системы образования в российскую систему образования в целом.

Эти направления работы Отдела нуждаются во всесторонней законодательной и финансовой государственной поддержке, так как ставить решение такой наиважнейшей государственно-церковной задачи, как духовно-нравственное воспитание в зависимость от личного расположения представителей власти или благотворительной помощи меценатов, по меньшей мере, недальновидно.

Одной из первостепенных задач Синодального Отдела является создание системы непрерывного православного образования – в течение всей жизни человека, что предполагает развитие сети православных детских садов, средних школ и высших учебных заведений, обеспечение их поддержки со стороны государства и научного педагогического сообщества.

Любая религия, и прежде всего православие, как государствообразующая религия России, призвана воспитать нравственную личность, способную в любой момент своей жизни дать достойный ответ перед своим Отечеством и лицом Божиим. Поэтому цель современного религиозного образования в светской школе не сводится лишь к тому, чтобы восполнить пробелы в знаниях по основам православного вероучения, православной культуры, но состоит и в том, чтобы раскрыть суть православной традиции, передать ее внутренний смысл, обращенный к уму и сердцу человека.

В этой связи мы планируем:

- развивать православное воспитание и распространение практики организации занятий по изучению православной культуры, духовных бесед как в государственных, так и в частных дошкольных учреждениях;

- обеспечивать преподавание Православной культуры в государственной и муниципальной школе: по выбору семьи ребенка, по всем годам обучения в школе, как учебного предмета в школьной программе, в основной части учебного плана;

- развивать систему высшего православного профессионального образования.

Сегодня духовно-нравственный кризис затронул все российское общество и сознается одной из угроз национальной безопасности. И государство, и Церковь заинтересованы в том, чтобы дети воспитывались порядочными, нравственными, ответственными людьми, уважали культурные особенности российских народов и религий. Достижение такого результата возможно только при условии сотрудничества государства и Церкви в сфере образования и обращения к традиционным духовным ценностям.

Одной из форм духовно-нравственного воспитания является создание отдельных государственных или муниципальных школ с углубленным изучением одной конкретной религии, религиозной традиции.

В то время как Министерство образования и науки давно и эффективно взаимодействует с Советом муфтиев России по вопросам реализации государственной программы развития исламского образования в российской светской школе, православное образование только начинает получать эту государственную поддержку. Необходимо, повторюсь, дальнейшее планомерное взаимодействие Русской Православной Церкви и государства в этой области.

Особое направление деятельности Синодального Отдела религиозного образования и катехизации – это реализация проекта по введению изучения традиционных для России религиозных культур и этики в школах в 2009-2012 гг.

По мнению многих специалистов в области возрастной психологии и педагогики, время для проведения эксперимента выбрано не самое удачное, но такая модель апробации и постепенного введения преподавания всех этих курсов в школе предложена Министерством. На встрече Президента с религиозными лидерами не шла речь о конкретных сроках и формате проекта. Было сказано только то, что осуществление проекта должно проходить в несколько этапов: первый этап охватывает группу регионов, на втором этапе – распространяется на всю территорию России. Поэтому все стороны этого процесса должны быть хорошо продуманы.

Помимо вопросов о времени изучения религиозной культуры стоит вопрос о совместной подготовке учителей при непосредственном участии представителей традиционных религий, о содержании учебных дисциплин, собственно того, что будут изучать дети в рамках проекта. Подчеркну, что изучение православной культуры, других предметов духовно-нравственного образования не может быть ограничено одним полугодием в 4-м и одним – в 5-м классах.

Только полноценное изучение таких курсов по всем годам обучения сможет создать благоприятные условия для духовно-нравственного развития, становления человека в современном мире. Придется приложить все силы к тому, чтобы, несмотря на сжатые сроки и сложный возрастной период, были получены положительные результаты этого эксперимента.

Мы уверены, что введение такой предметной области, как «Духовно-нравственное воспитание», благотворно повлияет на развитие личности учащегося, откроет ему мир непреходящих смыслов, поможет соприкоснуться с реальностью существования Бога и вечной жизни, правильно понять смысл своего существования на земле, даст возможность формирования подлинно свободной и ответственной личности, положит предел эгоцентризму.

В заключение своего краткого обзора хочу пожелать всем участникам высокого собрания мира, взаимопонимания, помощи Божией в трудах на благо нашего Отечества и засвидетельствовать открытость и готовность к плодотворному сотрудничеству!



Источник:      Prokimen.ru

Последние публикации:
Московские святители

18 октября 2021

Протоиерей Александр Шаргунов:

«Святые связаны друг с другом». Слово на память Московских святителей

...Может быть, есть народы, которые с помощью экономических, военных, ещё каких-то достижений могут хранить своё могущество, достигать процветания. Но Господь определил русскому народу одно: всё упование своё возлагать на Бога. Только ради Православия, единоспасающей чистой веры, как...

(См. далее...)

9 октября 2021

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий):

«Не привыкли христиане чтить величайшего апостола Иоанна Богослова так, как должно». Слово в день его преставления

...Скажите, не достоин ли этот апостол нашей безмерной любви, не достоин ли того, чтобы в нынешний день, когда празднуется память его, были бы полны храмы наши народом? А видите, как далеко не полон храм. Не привыкли христиане чтить величайшего...

(См. далее...)

9 октября 2021

Святейший Патриарх Кирилл:

«Их смерть стала семенем для современного христианства…». Проповедь в день памяти святителя Тихона и отцов Поместного Собора 1917-1918 гг. в храме Свято-Тихоновского университета

...Можем мы себе представить подвиг Патриарха Тихона, если бы он утратил надежду? Или подвиг наших новомучеников, исповедников, тех, кого расстреливали в Бутово, кого заточали...

(См. далее...)

8 октября 2021

Протоиерей Андрей Ткачёв:

Преподобный Сергий Радонежский

...Бедность была жуткая, а души были золотые. Ризы были мешковинные, Чаши – деревянные, а души – золотые. Это то, чего нам не хватает сегодня. С Чашами золотыми проблем нет, только души деревянные. У нас парча, вот это из Греции, а это из Египта, а это из Америки, ладан с Афона, колокольчики-бубенчики на кадилах… – всё...

(См. далее...)

Публикация:

Prokimen.ru

2.11.2009

Также у этого автора:
Архив публикаций:
Святые и святыни:
Преподобный Амвросий Оптинский

23 октября

Преподобный Амвросий Оптинский (1891)

Дни памяти: Июнь 27 (10 июля), Октябрь 10 (23), Октябрь 11 (24) (оптин.)

(См. далее...)

Фотоальбомы

18 октября 2021

Шмелёвские чтения - 2021: Лица и сюжеты

Фотоальбом по материалам XXVI Крымских международных Шмелёвских чтений, прошедших в Алуште 15-19 сентября 2021 года.

(См. далее...)

Анонсы

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Рейтинг@Mail.ru

Вера и Время    2021