Рейтинг@Mail.ru На главную Библиотека Фотогалерея Контакты Лица О проекте Поиск      В е р а    и    В р е м я
Религиозные ценности и современная система образования
Основные разделы:
Аннотация:

Доклад Преосвященного епископа Меркурия, председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, на рабочем совещании «Церковь и образование: значение духовно-нравственных ценностей в современной России». Кострома, 28-29 октября

Публикации по теме:

25 марта 2020

Митрополит Лимассольский Афанасий:

Чему нас учит пандемия. Из беседы с прихожанами

...Пандемия учит нас нашей слабости. Учит нас суетности вещей человеческих. Учит нас тому, что всё, что мы видим вокруг, преходяще. Нам стоит понять, что главным нашим устремлением должно стать Царствие Божие...

(См. далее...)

9 марта 2020

Протоиерей Андрей Ткачёв:

Место ли Богу в тексте Основного закона?

...Именно атеизм в одежках дарвинизма и под флагом марксизма терзал наш народ и издевался над ним последнее столетие. Как бы ни было тошно жить иной раз при других формах правления, но все Гулаги, репрессии, продразверстки...

(См. далее...)

Последние репортажи:

17 марта 2020

«Алтарь Отечества»: молебен у чудотворной иконы в храме преподобного Сергия Радонежского в Бусинове

17 марта 2020 года, в день памяти св. благоверного князя Даниила Московского, покровителя столицы, актив общественного объединения «Алтарь Отечества» помолился у чудотворной иконы Божией Матери Молченская в храме преподобного Сергия Радонежского в Бусинове...

(См. далее...)

12 марта 2020

75-летию Великой Победы посвящается: День православной книги в Городском методическом центре

12 марта 2020 года в Городском методическом центре Департамента образования города Москвы прошёл круглый стол, посвящённый Дню православной книги. Его тема – «Роль литературы и искусства в Победе советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»

(См. далее...)


ПУБЛИКАЦИИ
Автор публикации:
Меркурий (Иванов) /Доктор богословия, Митрополит Ростовский и Новочеркасский, Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации РПЦ

Меркурий (Иванов)

Доктор богословия
Митрополит Ростовский и Новочеркасский, Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации РПЦ

Публикации этого автора

2 ноября 2009

Основы Православной культуры | Общие проблемы и вопросы | Изучение традиционных религий


 

Доклад на рабочем совещании «Церковь и образование: значение духовно-нравственных ценностей в современной России»



Ваше Высокопреосвященство!

Уважаемые участники высокого собрания!

Уважаемые представители государственной власти!


Прежде всего, мне хотелось бы познакомить Вас с Отделом Религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, образно говоря, министерством образования Русской православной Церкви.

Синодальный Отдел религиозного образования и катехизации был образован 13 августа 1991 года решением Священного Синода и Патриарха Московского и всея Руси.

Основными целями его деятельности являются: попечение о религиозном образовании и духовно-нравственном просвещении общества в соответствии с учением и традициями Русской Православной Церкви; объединение и координация усилий Церкви, общества и государства в области духовно-нравственного воспитания, христианского просвещения; создание и укрепление в нашей стране и на канонической территории Русской Православной Церкви единого православного образовательного пространства.

Первоначальной заботой Отдела были воскресные школы, религиозно-просветительские курсы для молодежи, затем – дошкольные учреждения, школы и высшие учебные заведения, имеющие государственную аккредитацию и включающие базисный комплекс православного образования; на сегодняшний день к этому добавился и вопрос о реализации эксперимента по введению в школах преподавания Основ православной культуры.

В настоящее время стоит задача создания целостной системы православного образования. Поэтому по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с 2009 года осуществляется глобальная реструктуризация Отдела религиозного образования и катехизации. Ныне он призван еще и осуществлять координацию и методическое руководство деятельностью всех российских православных высших, средних и дошкольных учебных заведений, а также кафедр богословия государственных вузов Москвы и регионов РФ, православных учебных заведений епархий РПЦ.

Наиболее важными направлениями работы являются:

- активизация научной и организационной деятельности Отдела в сфере образования, взаимодействие с научным сообществом, государством, другими конфессиями, общественностью, СМИ;

- обеспечение интеграции церковной системы образования в российскую систему образования в целом.

Эти направления работы Отдела нуждаются во всесторонней законодательной и финансовой государственной поддержке, так как ставить решение такой наиважнейшей государственно-церковной задачи, как духовно-нравственное воспитание в зависимость от личного расположения представителей власти или благотворительной помощи меценатов, по меньшей мере, недальновидно.

Одной из первостепенных задач Синодального Отдела является создание системы непрерывного православного образования – в течение всей жизни человека, что предполагает развитие сети православных детских садов, средних школ и высших учебных заведений, обеспечение их поддержки со стороны государства и научного педагогического сообщества.

Любая религия, и прежде всего православие, как государствообразующая религия России, призвана воспитать нравственную личность, способную в любой момент своей жизни дать достойный ответ перед своим Отечеством и лицом Божиим. Поэтому цель современного религиозного образования в светской школе не сводится лишь к тому, чтобы восполнить пробелы в знаниях по основам православного вероучения, православной культуры, но состоит и в том, чтобы раскрыть суть православной традиции, передать ее внутренний смысл, обращенный к уму и сердцу человека.

В этой связи мы планируем:

- развивать православное воспитание и распространение практики организации занятий по изучению православной культуры, духовных бесед как в государственных, так и в частных дошкольных учреждениях;

- обеспечивать преподавание Православной культуры в государственной и муниципальной школе: по выбору семьи ребенка, по всем годам обучения в школе, как учебного предмета в школьной программе, в основной части учебного плана;

- развивать систему высшего православного профессионального образования.

Сегодня духовно-нравственный кризис затронул все российское общество и сознается одной из угроз национальной безопасности. И государство, и Церковь заинтересованы в том, чтобы дети воспитывались порядочными, нравственными, ответственными людьми, уважали культурные особенности российских народов и религий. Достижение такого результата возможно только при условии сотрудничества государства и Церкви в сфере образования и обращения к традиционным духовным ценностям.

Одной из форм духовно-нравственного воспитания является создание отдельных государственных или муниципальных школ с углубленным изучением одной конкретной религии, религиозной традиции.

В то время как Министерство образования и науки давно и эффективно взаимодействует с Советом муфтиев России по вопросам реализации государственной программы развития исламского образования в российской светской школе, православное образование только начинает получать эту государственную поддержку. Необходимо, повторюсь, дальнейшее планомерное взаимодействие Русской Православной Церкви и государства в этой области.

Особое направление деятельности Синодального Отдела религиозного образования и катехизации – это реализация проекта по введению изучения традиционных для России религиозных культур и этики в школах в 2009-2012 гг.

По мнению многих специалистов в области возрастной психологии и педагогики, время для проведения эксперимента выбрано не самое удачное, но такая модель апробации и постепенного введения преподавания всех этих курсов в школе предложена Министерством. На встрече Президента с религиозными лидерами не шла речь о конкретных сроках и формате проекта. Было сказано только то, что осуществление проекта должно проходить в несколько этапов: первый этап охватывает группу регионов, на втором этапе – распространяется на всю территорию России. Поэтому все стороны этого процесса должны быть хорошо продуманы.

Помимо вопросов о времени изучения религиозной культуры стоит вопрос о совместной подготовке учителей при непосредственном участии представителей традиционных религий, о содержании учебных дисциплин, собственно того, что будут изучать дети в рамках проекта. Подчеркну, что изучение православной культуры, других предметов духовно-нравственного образования не может быть ограничено одним полугодием в 4-м и одним – в 5-м классах.

Только полноценное изучение таких курсов по всем годам обучения сможет создать благоприятные условия для духовно-нравственного развития, становления человека в современном мире. Придется приложить все силы к тому, чтобы, несмотря на сжатые сроки и сложный возрастной период, были получены положительные результаты этого эксперимента.

Мы уверены, что введение такой предметной области, как «Духовно-нравственное воспитание», благотворно повлияет на развитие личности учащегося, откроет ему мир непреходящих смыслов, поможет соприкоснуться с реальностью существования Бога и вечной жизни, правильно понять смысл своего существования на земле, даст возможность формирования подлинно свободной и ответственной личности, положит предел эгоцентризму.

В заключение своего краткого обзора хочу пожелать всем участникам высокого собрания мира, взаимопонимания, помощи Божией в трудах на благо нашего Отечества и засвидетельствовать открытость и готовность к плодотворному сотрудничеству!



Источник:      Prokimen.ru

Последние публикации:

25 марта 2020

Митрополит Лимассольский Афанасий:

Чему нас учит пандемия. Из беседы с прихожанами

...Пандемия учит нас нашей слабости. Учит нас суетности вещей человеческих. Учит нас тому, что всё, что мы видим вокруг, преходяще. Нам стоит понять, что главным нашим устремлением должно стать Царствие Божие...

(См. далее...)

22 марта 2020

Протоиерей Андрей Ткачёв:

Радость оная...

...Очевидно, что тогдашнее веселье было неким эталоном для многих будущих веселий. Та радость стала навеки образцом всякой чистой христианской радости. В ней есть место страху, потому что искуплен Кровью Христа не кто-то, а я. И не абстрактные грехи ближних, а конкретные грехи мои смыты этой Кровью...

(См. далее...)

9 марта 2020

Протоиерей Андрей Ткачёв:

Место ли Богу в тексте Основного закона?

...Именно атеизм в одежках дарвинизма и под флагом марксизма терзал наш народ и издевался над ним последнее столетие. Как бы ни было тошно жить иной раз при других формах правления, но все Гулаги, репрессии, продразверстки, большие чистки, повороты рек, все застенки и слежки, все унижения и страхи последней эпохи...

(См. далее...)

4 марта 2020

Протоиерей Андрей Ткачёв:

О посте: экология ума и чистота информационной пищи

...Если у вас есть список, озаглавленный «Этого я в посту не ем», то можно составить (хотя бы мысленно) второй подобный список: «Этого я не читаю, не слушаю и не смотрю». Эффект будет непременно, и вы его ощутите. Пусть посубботствует ум в отношении мирского трёпа...

(См. далее...)

Публикация:

Prokimen.ru

2.11.2009

Также у этого автора:
Архив публикаций:
Святые и святыни:
Миниатюра из книги Лествица. 1622

29 марта

Неделя 4-я Великого поста. Преподобного Иоанна Лествичника

Покаяние - это наше примирение с Богом. Святой Иоанн Лествичник

(См. далее...)

Фотоальбомы

22 июня 2018

Родная земля. Дорогами паломников: Кострома - Нерехта - Плёс

Фотоальбом по материалам паломнической поездки московских педагогов в Кострому 22-24 июня 2018 года.

(См. далее...)

Анонсы

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Рейтинг@Mail.ru

Вера и Время    2020