Рейтинг@Mail.ru На главную Библиотека Фотогалерея Контакты Лица О проекте Поиск      В е р а    и    В р е м я
Религиозные ценности и современная система образования
Основные разделы:
Аннотация:

Известный православный юрист, доктор юридических наук И.В. Понкин, являющийся заместителем председателя Комиссии по защите прав ребёнка и других участников образовательного процесса Общественной палаты по образованию в городе Москве, обратился с официальным письмом к Министру юстиции Российской Федерации А.В. Коновалову. Письмо датировано 27 октября 2009 г.

Публикации по теме:
Святейший Патриарх Кирилл в соборе святой равноапостольной Марии Магдалины в Нальчике, 16.05.2016

4 августа 2023

Святейший Патриарх Кирилл:

Исторический день. Слово в соборе святой равноапостольной Марии Магдалины в Нальчике

...мы знаем, какая катастрофа происходит в Западной Европе и вообще в богатом американо-европейском мире, когда многие христиане забывают о своих корнях и якобы переосмысляют...

(См. далее...)

6 сентября 2022

Метлик И.В.:

Проблемное поле развития преподавания православной культуры в российской школе: подходы к исследованию

В статье рассматриваются подходы к исследованию проблемы развития преподавания православной культуры (основ православной культуры) в российской общеобразовательной...

(См. далее...)

Последние репортажи:

14 марта 2024

Цикл Библейских бесед для московских педагогов. Ветхий Завет, Книга Исход, глава 23. Март (+ВИДЕО)

14 марта 2024 года, в четверг седмицы сырной (масленицы), в дистанционном формате состоялась очередная, шестидесятая встреча цикла Библейских бесед для московских педагогов («Алтарь Отечества», Ассоциация учителей православной культуры, проект «Наследие»...

(См. далее...)

29 февраля 2024

Заседание Совета Ассоциации учителей православной культуры города Москвы. Фотоотчёт

29 февраля 2024 года на площадке Департамента образования и науки Москвы состоялось очередное заседание Совета Ассоциации учителей православной культуры города Москвы. Оно было посвящено вопросам совершенствования форм и методов работы Ассоциации, взаимодействия с образовательными...

(См. далее...)


ПУБЛИКАЦИИ
Автор публикации:
Понкин Игорь Владиславович /доктор юридических наук, заместитель председателя Комиссии по защите прав ребенка и других участников образовательного процесса Общественной палаты по образованию в городе Москве, член Общественного совета

2 ноября 2009

Изучение традиционных религий | Основы Православной культуры


 

«Новый стандарт повлечёт за собой полную ликвидацию существовавшей положительной практики преподавания основ православной культуры…». Обращение к Министру юстиции Российской Федерации А.В.Коновалову

Обращение заместителя председателя Комиссии по защите прав ребенка и других участников образовательного процесса Общественной палаты по образованию в городе Москве, доктора юридических наук И.В. Понкина к Министру юстиции Российской Федерации А.В. Коновалову (№ 29 от 27 октября 2009)


Уважаемый Александр Владимирович!


8 октября 2009 года в № 190 «Российской газеты» был опубликован материал «С 1 января в России вступают в силу новые стандарты образования», в котором сообщалось об утверждении в Минобрнауки России нового федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – федеральный стандарт начального образования) и о направлении его на регистрацию в Минюст России.

Прошу Вас приостановить регистрацию Министерством юстиции Российской Федерации Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» и прилагаемого к нему федерального стандарта начального образования как угрожающих (в случае вступления этого приказа в силу) массовыми акциями социального протеста православного населения России и наносящих урон федеративным отношениям вследствие игнорирования законных требований ряда субъектов Российской Федерации (национальных республик – Республики Татарстан и др.) о сохранении и обеспечении возможностей этнокультурного образования в школе, что неминуемо повлечет за собой протесты указанных регионов.

В опубликованном на сайте Минобрнауки России (1) проекте федерального стандарта начального образования, практически идентичном приложенному к указанному приказу, полностью проигнорированы договоренности, достигнутые в рамках встречи Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с руководителем Администрации Президента РФ С.Е. Нарышкиным, первым заместителем руководителя Администрации Президента РФ В.Ю. Сурковым и министром образования и науки РФ А.А. Фурсенко от 19 марта 2009 г. В протоколе этой встречи зафиксирована договоренность сторон ввести «в рамках духовно-нравственной образовательной области» избираемые родителями школьников для их обучения учебные курсы религиозной культуры (православной, либо исламской и др.), или курс нерелигиозной этики, или полирелигиоведческий курс. Федеральный стандарт начального образования проигнорировал также и решение Президента России Д.А. Медведева от 21 июля 2009 года о введении в школах изучения основ религиозной культуры, поддержанное Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и руководителями других религиозных организаций исторически представленных в России традиционных религий.

Представленным на регистрацию федеральным стандартом начального образования чиновники Минобрнауки России фактически исказили и совершили подлог содержания инициативы Президента России. Убеждены, что это делается в целях выхолащивания позитивного потенциала, блокирования и дискредитации инициативы главы государства.

Например, содержание подраздела 3.3.6 «Основы религиозных культур и светской этики» (с. 13–14) (2), перечня основных задач реализации содержания предметной области «Основы религиозных культур и светской этики», приведенного в таблице «Обязательная часть учебного плана» (с. 22), а также подраздела 4.1.6 «Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования» (с. 26–27) и ряда иных положений нового федерального стандарта начального образования таковы, что вместо православной культуры школьники, родители которых добровольно и осознанно выбрали для изучения ими именно этот предмет, получат идеологизированный суррогат, имеющий очень отдаленное отношение к изучению православной культуры. При этом явно и грубо подменяется содержание предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» (в договоренностях Президента России и Патриарха называлась – «Духовно-нравственная культура России») и предмета «Православная культура» на вульгарно-секуляристское религиоведение псевдонаучного характера, смешанное с сомнительными идеологическими установками. В новом образовательном стандарте предусматривается, что всем детям при изучении любого из предметов конкретной религиозной культуры будут насильно навязываться все религии сразу, не учитывая мнение родителей детей и их самих, грубо нарушая их свободу совести (3).

Так, в подразделе 3.3.6 нового стандарта устанавливаются следующие требования к предметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования в части предметной области «Основы религиозных культур и светской этики»: «знакомство с основными нормами светской и религиозной морали; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания» (с. 13–14).

Не столь важно даже, что процитированные (как, впрочем, и многие другие в обсуждаемом документе) положения лишены здравого смысла, так как не может быть никакой особой нравственности, основанной именно на свободе совести и вероисповедания (это подобно нравственности, основанной на свободе передвижения!).

Но важно, что фактически подменено содержание инициативы Президента. Вместо избранной родителями для изучения их ребенком конкретной религиозной культуры дети, в соответствии с указанными положениями нового стандарта, вынуждены будут совокупно изучать множество разных религий и недобровольно усваивать сведения, имеющие очень отдаленное отношение к основам, ценностям и традициям конкретной религиозной культуры. Конституционные гарантии свободы совести категорически воспрещают такое навязывание религиозной информации, совершаемое против желания детей и их родителей!

Указанная оценка подтверждается закреплёнными в обсуждаемом документе основными задачами реализации содержания предметной области «Основы религиозных культур и светской (4) этики»: «Воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию. Формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России» (с. 22). Все эти задачи не имеют прямого отношения к изучению основ, ценностей и традиций конкретных религиозных культур, что, собственно, должно составлять преобладающее содержание занятий по основам конкретной религиозной культуры.

Таким образом, проигнорированы требования Президента России обеспечить добровольность, выбор и недопустимость насилия и принуждения. Предлагаемый в новом федеральном стандарте начального образования механизм реализации предмета «Православная культура» будет побуждать православные семьи массово отказываться от посещения их детьми этого учебного предмета и станет причиной социального конфликта и протестов в российском обществе.

Не учтено, не принято во внимание практически ничего из предложений и требований Русской Православной Церкви (распространение предметной области, включающей предмет «Православная культура», на все года обучения (минимум 1 час в неделю при пятидневной или шестидневной учебной неделе), требование согласования с Русской Православной Церковью кандидатур учителей православной культуры, иное, нежели навязываемое чиновниками Минобрнауки, содержание предмета «Православная культура», гарантии недопустимости навязывания множества религий и вульгарно-секуляристского религиоведения под видом преподавания одной религиозной культуры и др.)

Вызывает серьёзные опасения то, что новый стандарт начального образования ликвидирует возможность осуществлять этнокультурное образование в российских школах (5), поскольку им фактически исключается часть основной образовательной программы, формируемая участниками образовательного процесса (очень важная часть основной образовательной программы!), посягая на компетенцию образовательных учреждений и иных участников образовательного процесса.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 7 Закона РФ «Об образовании», федеральные государственные образовательные стандарты, а также устанавливаемые в соответствии с пунктом 2 статьи 7 образовательные стандарты и требования включают в себя требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса. То есть указанной нормой однозначно предусмотрено существование части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательного процесса (прежде всего – образовательным учреждением на основе существующего социального образовательного запроса, то есть во взаимодействии с родителями школьников (6).

Формально новый федеральный стандарт начального образования декларирует, что «учебный план содержит часть, формируемую участниками образовательного процесса» (с. 21) и что часть основной образовательной программы начального общего образования, формируемая участниками образовательного процесса, составляет «20 % от общего объема основной образовательной программы начального общего образования» (с. 18), но в действительности этот стандарт:

необоснованно и чрезмерно сужает указанную часть основной образовательной программы до уровня «реализации индивидуальных потребностей обучающихся» (с. 23), фактически исключая возможности сколь-нибудь полноценного этнокультурного и духовно-нравственного образования;

хотя и отводит на часть основной образовательной программы начального общего образования, формируемую участниками образовательного процесса, 608 часов за 4 года (7), то есть по 152 часа в год или чуть более 4 часов в неделю, однако направляет эти часы на «увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части» (с. 23) и на «внеурочную деятельность» (там же), и только часть их дозволяя отвести на «на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные» (с. 23) (отметим: этнокультурные – лишь «в том числе» и именно в привязке к обеспечению «различных интересов обучающихся»). При этом детальная регламентация требований к содержанию внеурочной деятельности (с. 24) совершенно исключает возможность отсутствия внеурочной деятельности именно в части основной образовательной программы начального общего образования, формируемой участниками образовательного процесса.

Сказанное свидетельствует о том, что новый федеральный стандарт начального образования практически сужает объем вариативной части (в урочной части) до неадекватно малого объема, т.е. по существу – исключает ее.

Следовательно, новый федеральный стандарт начального образования в этой части противоречит подпункту 1 пункта 4 статьи 7 Закона РФ.

Новый федеральный стандарт начального образования содержит не подкрепленные ничем декларации, например: «Стандарт разработан с учетом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации» (с. 2); «Программа должна предусматривать приобщение обучающихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них гражданской идентичности» (с. 26), но при этом в нём заведомо не предусмотрены какие-либо реальные механизмы такого приобщения детей к культурным ценностям и традициям их народов. Зато предусмотрено ознакомление младших школьников с «нравственно-этическими ценностями народов других стран» (с. 26).

Учитывая, что все иные, помимо вариативной части стандарта, правовые возможности изучения религиозной культуры были исключены в законодательстве об образовании ещё в декабре 2007 г., описанное выше исключение новым федеральным стандартом начального образования части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательного процесса, повлечет за собой полную ликвидацию существовавшей положительной 17-летней практики преподавания основ православной культуры. Согласно докладу Общественной палаты РФ (ноябрь 2006 г.), в 2006–2007 уч. году различные курсы православной культуры по стране добровольно изучали около 500-600 тыс. учащихся российских школ (в разных классах). А такая ликвидация, в свою очередь, существенно подорвет дальнейшее развитие теологического образования в России.

Таким образом, Минобрнауки России фактически блокирует конструктивное решение Президента России, которое могло бы обеспечить реализацию прав и законных интересов десятков миллионов граждан России.

Прошу Вас приостановить регистрацию Министерством юстиции Российской Федерации Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» и прилагаемого к нему указанного стандарта до проведения дополнительных консультаций с заинтересованными сторонами, в т.ч. с Русской Православной Церковью, и до учёта их позиций.


С большим уважением,

Заместитель председателя Комиссии по защите прав ребенка и других участников образовательного процесса Общественной палаты по образованию в городе Москве, доктор юридических наук

И.В. Понкин


(1) Проект Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; проект федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования // . Как указывается на данном ресурсе, вышеозначенные документы были опубликованы 09.09.2009.

(2) Здесь и далее цитирование осуществляется по указанному документу Минобрнауки России.

(3) Этот подход нашел свое закрепление и в иных документах, подготовленных в Минобрнауки России и по его поручениям.

(4) Сочетание понятия этики с прилагательным «светская» применительно к школьному учебному предмету является необоснованным.

(5) Например, татарским детям приобщаться к татарской культуре и изучать татарский язык; то же касается и других народов. См. многократные выступления Президента Республики Татарстан М.Ш. Шаймиева, ответ № П-01-532/16 от 12.05.2009 председателя Госсовета Республики Татарстан Ф.Х. Мухаметшина.

(6) Подробнее см.: Михалева Н.А., Понкин И.В. Заключение от 17.12.2007 о правовых основаниях продолжения реализации учебных курсов религиозной культуры и национально-культурного образования, ранее преподававшихся в рамках регионального компонента и компонента образовательного учреждения государственного стандарта общего образования. Доступно в сети Интернет по адресу: www.moral-law.ru.

(7) Это показывает анализ положений нового федерального стандарта начального образования на страницах 18 и 23 – во взаимосвязи.



Источник:      Вера и Время

Последние публикации:

27 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Мы призваны искать ответы вместе, сознавая ответственность за будущее нашей страны». Выступление на внеочередном соборном съезде Всемирного русского народного собора

27 марта 2024 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил на внеочередном соборном съезде Всемирного русского народного собора.

(См. далее...)

22 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Главная цель жизни — это стяжание Царствия Божиего…». Патриаршая проповедь в пятницу первой седмицы Великого поста

22 марта 2024 года, в пятницу первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Святейший...

(См. далее...)

2 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Традиционные ценности помогают сохранить жизнеспособность в условиях теряющей свой гуманизм цивилизации». Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на Всемирном фестивале молодежи

2 марта 2024 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Всемирный фестиваль молодежи, проходящий на федеральной территории «Сириус» в Краснодарском крае...

(См. далее...)

9 февраля 2024

Президент России В.В. Путин:

«Мы защищаем своих людей, себя, свою Родину и наше будущее». Интервью Президента России Владимира Путина Такеру Карлсону

9 февраля 2024 года в Кремле Президент России Владимир Владимирович Путин ответил на вопросы Такера Карлсона, американского журналиста, основателя видеоплатформы Tucker Carlson Network. 10 февраля 2024 г.

(См. далее...)

Публикация:

Вера и Время

2.11.2009

Также у этого автора:

13 декабря 2010

«Материал неудовлетворительного качества». Заключение по учебному пособию для общеобразовательных учреждений «Основы светской этики. 4–5 классы»

Известный юрист и педагог, доктор юридических наук И.В. Понкин анализирует вышедшее в 2010 году... (Далее)

27 августа 2010

А у Вашего православного ребенка ценностное сознание «конгруэнтно» Талмуду «Берахот»?

Анализ учебного пособия для учреждений системы повышения квалификации «Основы православной культуры» (Йоффе А.Н., Мишина Е.А., Обернихина... (Далее)


Архив публикаций:
Святые и святыни:
Мученик Савин

29 марта

Мученик Савин (287)

Дни памяти: Март 13 (26), Март 16 (29)

(См. далее...)

Фотоальбомы

18 октября 2021

Шмелёвские чтения - 2021: Лица и сюжеты

Фотоальбом по материалам XXVI Крымских международных Шмелёвских чтений, прошедших в Алуште 15-19 сентября 2021 года.

(См. далее...)

Анонсы

Вера и Время    2024