Рейтинг@Mail.ru На главную Библиотека Фотогалерея Контакты Лица О проекте Поиск      В е р а    и    В р е м я
Религиозные ценности и современная система образования
Основные разделы:
Аннотация:

Доклад Епископа Зарайского Меркурия на Образовательных чтениях Центрального Федерального округа 16 сентября 2009 года

Публикации по теме:

1 октября 2020

Геннадий Дорофеев:

Крестовый поход на ветряные мельницы

Народ может быть великим и достойным только тогда, когда у него есть сильные, честные и бесстрашные лидеры, которые не сбегут в кусты или за бугор, провалив своё дело. Такие, которые и людей призывают быть сильными...

(См. далее...)

25 июля 2020

Митрополит Антоний (Паканич):

5 признаков истинного старца (+ВИДЕО)

...Почему появляются лжестарцы? Этому есть ряд причин. Церковь начала возрождаться 30 лет назад. С точки зрения обывателя - это значительный период, а для истории - слишком малый. Нельзя за такой короткий срок решить...

(См. далее...)

Последние репортажи:

2 октября 2020

К 1100-летию крещения Алании. Паломническая поездка московских педагогов в Северную Осетию-Аланию

В пятницу, 2 октября 2020 года, началось паломничество московских педагогов («Алтарь Отечества», Ассоциация учителей православной культуры, Ольгинское общество) к святыням Северной Осетии-Алании.

(См. далее...)

16 сентября 2020

В Алуште прошли юбилейные XXV Крымские международные Шмелёвские чтения.

16 сентября 2020 года в конференц-зале курортного комплекса «Миндальная роща» в Алуште (Крым), в Профессорском уголке, открылись юбилейные XXV Крымские международные Шмелёвские чтения «И.С. Шмелёв и писатели русского зарубежья».

(См. далее...)


ПУБЛИКАЦИИ
Автор публикации:
Меркурий (Иванов) /Доктор богословия, Митрополит Ростовский и Новочеркасский, Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации РПЦ

Меркурий (Иванов)

Доктор богословия
Митрополит Ростовский и Новочеркасский, Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации РПЦ

Публикации этого автора

21 сентября 2009

Общие проблемы и вопросы | Основы Православной культуры


 

Русская Православная Церковь и перспективы развития духовно-нравственного воспитания в российской школе

Доклад Епископа Зарайского Меркурия на Образовательных чтениях Центрального Федерального округа 16 сентября 2009 года


Дорогие собратия архипастыри!

Уважаемые руководители органов государственной власти!

Всечестные отцы, братия и сестры!

Участники Образовательных Чтений!


Прежде всего, хочу выразить сердечную радость от встречи с вами на земле Преподобного Сергия Радонежского — великого духовного учителя Православной Церкви, молитвенника о нашем народе.

Тема Образовательных Чтений этого года: взаимодействие семьи, школы и Церкви в духовно-нравственном воспитании детей и молодёжи.

Семья призвана воспитать из младенца, явившегося на свет, человека, умеющего любить, радоваться, чувствовать и познавать мир.

Школа помогает ввести человека в общественную жизнь, снабжает его необходимыми знаниями, приобщает к культуре своей страны, воспитывает ответственного гражданина и патриота.

Церковь же приобщает человека к целостной мировоззренческой и культурной традиции с определённой системой нравственных норм, высших духовных ценностей. В этой связи духовно-нравственное воспитание призвано решать задачу становления истинно человеческого в человеке, раскрытия в нём духовного начала, определяющего его поведение и весь образ жизни.

Философ Иван Александрович Ильин утверждал, что «без духа и вне духа мы не имеем истинного бытия, а остаемся «существователями». Церковь не только сохраняет в обществе духовные ценности, традиции, культуру, мораль, но и даёт человеку главное, «единое на потребу» — соединение с Царствием Божьим и правдой Его, «пищу нетленную», пребывающую в жизни вечной. (Иоанн. 6:27)

Православное духовно-нравственное воспитание возможно только в Церкви. Но узнать о христианской культуре, приобщиться к ней ребенок может и в семье, и в школе. Практически это выражается в том, что мировоззренческое и нравственное содержание изучения православной культуры в школе должно быть церковным, заданным или согласованным с религиозной конфессией. И, конечно, учителю православной культуры следует быть, в первую очередь, не только профессиональным педагогом, но и церковным человеком. Слава Богу, таких учителей в нашей школе достаточно много.

Если в гражданском, патриотическом воспитании детей Церковь выступает союзником, помощником семьи и государства, то в духовно-нравственное воспитание школьника — Церковь приносит основной вклад, открывает человеку его место в мире, даёт возможность встречи с высшей Божественной Истиной, в свете которой приобретают свою действительную значимость все жизненные ценности.

Говорят, что в мире много истин, религий, духовных традиций. Да, их много, в том числе и в нашей стране. Церковь в этом вопросе уважает свободу воли человека. Здесь на первую позицию выходит семья и сам ребенок как человек, растущий в своей семье — со своей культурой, жизненным укладом. Но если семья или школьник определились со своей мировоззренческой позицией, то в этом случае Церковь призвана достойно рассказать ребенку о Православии.

Именно поэтому, понимая свою ответственность, мы всегда выступали и выступаем против монополии религиоведения в школе, подмены изучения духовных традиций определённой культуры общим курсом по истории религий.

Сотрудничество семьи, школы и Церкви в духовно-нравственном воспитании детей обусловлено усилиями каждой стороны. Это свободное, добровольное взаимодействие, основанное на доверии, уважении и любви.

Для нас очень важно, чтобы Русская Православная Церковь имела все необходимые ресурсы для нашего, надеюсь, плодотворного сотрудничества. Конкретно для Синодального Отдела религиозного образования и катехизации - это новый этап в развитии его деятельности, относительно качества подготовки сотрудников, расширения ресурсной базы, организации работ по ряду направлений, в частности, — по преподаванию православной культуры в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях.

Все мы знаем о принятом Президентом РФ Д.А. Медведевым решении поддержать изучение основ религиозной культуры в российских школах. Для нас это новая ответственность и необходимость так выстраивать наши отношения с Министерством образования и науки, другими государственными органами власти, научными учреждениями, чтобы это решение было выполнено и принесло добрые плоды.

По некоторым социологически данным (опрос «Левада-Центра» 14-17 августа 2009 г. ) около 70% граждан выражают положительное отношение к преподаванию в школе основ православной культуры. Это те люди, большинство из которых пока не могут дать своим детям такое образование. Думаю, весьма высока потребность и в изучении ислама, буддизма, иудаизма, возможно, и других религиозных традиций среди соответствующих групп населения.

На встрече с Президентом Святейший Патриарх Кирилл выразил надежду, что не будет «движения назад», и новые решения послужат дальнейшему развитию практики духовно-нравственного воспитания, создадут для школьников более благоприятные условия приобщения к традициям российских религий. Для достижения этой цели было организовано сотрудничество с Министерством образования и науки РФ. Отдел религиозного образования и катехизации подготовил и передал в Министерство предложения по доработке нового Стандарта общего образования и Базисного учебного плана для начальной школы, в котором есть минимальная учебная нагрузка на предметы по религиозной культуре и этике — 1 час в неделю с 1-го класса, по всем годам обучения.

При таком решении вопроса школы начнут вводить новый предмет тогда, когда для этого будут созданы все необходимые условия. Обеспечить возможность преподавания православной культуры в российской школе мы можем, работая только совместно с Министерством образования и науки, региональными органами управления образованием и епархиями, научными учреждениями в центре и в регионах. И это будет не обязанность, а именно возможность, тот минимум, который позволит рассказать о Православии как о творческой жизненной силе русского народа, на протяжении веков обеспечивающей единство и могущество Российского государства.

Только в этом случае можно говорить о благоприятной перспективе развития уже имеющегося опыта изучения православной культуры при введении нового Стандарта общего образования со следующего учебного года. Это особенно актуально в нашей аудитории, ведь данная практика наиболее развита в Центральном федеральном округе, и присутствующие здесь представители регионов понимают это лучше, чем кто бы то ни был, и, думаю, наша конференция поддержит эту позицию в своей Резолюции.

Русская Православная Церковь уделяет особое внимание проводимому в настоящее время эксперименту по преподаванию основ религиозной культуры и этики – его срокам, условиям, этапам. По всем этим вопросам ведется широкое обсуждение с участием представителей регионов и традиционных российских религий.

В соответствии с достигнутыми договоренностями между Министерством образования и науки и Отделом религиозного образования и катехизации объявленные Министром сроки эксперимента по преподаванию духовно-нравственных дисциплин — в последней четверти 4 класса и первой четверти 5 класса — это сроки именно внедренческого эксперимента, причём, возможно, только его первого этапа. И, конечно, эти «четверти» не могут быть общим сроком преподавания православной культуры, других учебных предметов по религиозной культуре и этике в школе, как это предлагают разработчики нового Стандарта. Очевидно, что никакое приобщение ребёнка к духовно-нравственной традиции невозможно за 20-30 часов. Во всех странах, где в светской школе изучаются традиционные религии, они изучаются по всем годам обучения, в форме полноценных учебных предметов на 1—2 часа обучения в неделю. Так и в нашей школе — курсы по православной культуре, по другим религиям, по нерелигиозной этике, надеюсь, будут изучаться в школах с первого и до старших классов.

Цель эксперимента мы видим в том, чтобы отработать процедуру разработки и утверждения учебников и пособий, вопросы конфессиональной и педагогической экспертизы, подготовки учителей. То есть все те вопросы, которые пока не урегулированы на федеральном уровне, поскольку, как вы знаете, в российских школах преподаются и курсы православной культуры, и курсы по исламу, и по иудаизму, но обычно на безальтернативной основе. Важно, чтобы учащиеся могли свободно выбрать определённый предмет в соответствии со своими мировоззренческими и культурными потребностями.

Такая модель изучения религий и гражданской этики по выбору школьника или его семьи реализуется во многих странах. С учётом этой практики и отечественного опыта еще в 2007 году была подготовлена соответствующая Концепции включения в новое поколение государственных стандартов общего среднего образования учебного предмета «Православная культура», в составе новой образовательной области учебного плана «Духовно-нравственная культура».

Она обсуждалась и была одобрена на совместной конференции Русской Православной Церкви и Министерства образования в Калуге с участием представителей регионов. К сожалению, эта Концепция до сих пор не реализована, но в ней была сформулирована официальная позиция Церкви по вопросу преподавания в светской школе учебного предмета «Православная культура», и это необходимо учитывать.

Сейчас Отделом религиозного образования в сотрудничестве с учеными, специалистами, научными центрами ведется работа по обновлению этой Концепции с учетом новых условий и обстоятельств, и мы готовы обсуждать её с нашими партнерами в Министерстве образования, с представителями других конфессий и всеми участниками этого процесса. На наш взгляд, название «Религиозная культура и этика» будет более соответствовать содержанию этой предметной области.

Полагаю, что в ходе таких обсуждений, согласований можно будет конструктивно разрешить все возможные вопросы, учесть интересы всех конфессиональных и мировоззренческих групп. Чтобы, как сказал в своём выступлении Дмитрий Анатольевич Медведев, «…охватить всех, кто имеет разные представления о том, что необходимо для обучения, сообразуясь с представлениями самих учеников и…, конечно же, их родителей».

Именно на этих принципах — гражданского равенства, сотрудничества, взаимного уважения и учёта законных интересов друг друга мы готовы сотрудничать с представителями религиозных организаций мусульман, буддистов, иудеев, других российских религий.

Еще несколько слов о том, какая работа планируется в ближайшее время в нашем Синодальном Отделе. Говорю об этом не только чтобы проинформировать, но призываю всех присутствующих здесь представителей епархий, светских специалистов, учёных, работников образования к сотрудничеству и взаимопомощи. Выделю ряд наиболее актуальных задач.

Первое. Это организация согласованной деятельности учреждений Русской Православной Церкви в сфере духовно-нравственного воспитания школьников, изучения православной культуры в учебной и внеучебной деятельности, включая работу в епархиях, поскольку в епархиях Центральной России накоплен богатый опыт православного воспитания детей и молодёжи, и он должен быть использован в первую очередь.

Второе. Взаимодействие с Министерством образования и науки, государственными научными учреждениями, вузами, педагогическим и родительским сообществами. Об этом направлении уже было сказано, но хотелось бы добавить, что особую надежду мы возлагаем на совместную разработку церковно-государственной программы развития православного образования. В такую программу можно заложить все темы нашего взаимодействия с государственными образовательными структурами не только Москве, но и в регионах России и сделать этот процесс более последовательным и плодотворным.

Третья задача – реструктуризация Синодального Отдела и организация при нем дополнительных подразделений, обеспечивающих развитие православного просвещения – подготовку учителей, учебников и пособий для преподавания православной культуры, взаимодействие с конфессиями, органами власти и т. д.

При Синодальном отделе уже создана церковно-научная Комиссия по вопросам преподавания православной культуры и духовно-нравственного воспитания, прошли её первые заседания. В перспективе она должна стать действенным средством для связи епархий, педагогов, специалистов в центре и на местах и, используя накопленный в регионах опыт, обеспечить требуемый высокий качественный уровень взаимодействия с государственными и научными учреждениями.

Принято решение об организации Экспертного Совета для проведения экспертизы содержания учебных и методических изданий, духовно-нравственной и культурно-просветительной литературы, других образовательных материалов, предназначенных для использования в образовательных учреждениях любых организационно-правовых форм, типа, вида и уровня образования. Уже имеющиеся учебники и пособия по православной культуре должны пройти соответствующую экспертизу и получить одобрение для того, чтобы Синодальный Отдел мог предложить Министерству образования и науки перечень учебников и пособий, официально одобренный Церковью. К работе в данном направлении будут привлечены как специалисты в области педагогики, так и профессиональные богословы. В методическом кабинете будут представлены все учебники и пособия, использующиеся сегодня в школах России для изучения православной культуры.

В перспективе возможно создание Церковно-педагогического института как общецерковного научно-методического центра подготовки и переподготовки православных учителей, преподавателей религиозно-ориентированных учебных дисциплин, распространения педагогического опыта.

Еще одной важной задачей является развитие православного духовно-нравственного воспитания в дошкольных учреждениях, систематизация и распространение практики изучения православной культуры, духовных бесед в дошкольных учреждениях, просветительской и воспитательной работы с родителями. В этом направлении действуют и другие конфессии, у нас же пока православное воспитание в детских садах находится в зачаточном состоянии.

Острая необходимость ощущается в информационном обеспечении и поддержке основных направлений деятельности Синодального Отдела, что, прежде всего, предполагает обновление нашего сайта Прокимен.РУ как источника полной и актуальной информации по вопросам религиозного образования в стране.

И последнее по очередности, но не по значимости – организация церковно-государственных, научных и общественных конференций, выставок, конкурсов. В этом направлении имеется опыт проведения Рождественских образовательных чтений, а также ежегодного Всероссийского конкурса работ в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью на соискание премии «За нравственный подвиг учителя», события, ставшего поводом для нашей сегодняшней встречи.

Поэтому завершить выступление хотелось бы словами глубокой признательности и благодарности людям, которых мы чествуем на нашем форуме — учителям, воспитателям, наставникам подрастающего поколения, совершающим ежедневный, великий и благородный нравственный подвиг — подвиг ведения юной души к добру и свету, к Истине и Жизни.


Да благословит Господь все Ваши труды на благо духовного возрождения нашего Отечества!



Источник:      ОРОиК МП

Последние публикации:
Преподобный Амвросий Оптинский

23 октября 2020

Протоиерей Александр Шаргунов:

«Добродетель — не груша». О наставлениях преподобного Амвросия Оптинского

...Одна сестра как-то сказала старцу: «Батюшка, научите меня терпеть». Он ответил, что учиться надо терпению находящих на нас неприятностей с самого малого. В духовной жизни необходимы постепенность и постоянство. Не следует отчаиваться, если мы видим, что у нас сердце никуда не...

(См. далее...)

15 октября 2020

Роман Савчук:

Евангелие, Православие и... мир. Размышления в день памяти православного воина Феодора Ушакова

...когда гроб с телом усопшего адмирала при большом стечении народа был вынесен на руках из города, его хотели положить на подводу, но народ продолжал нести его до самой Санаксарской обители – места его упокоения...

(См. далее...)

14 октября 2020

Святейший Патриарх Кирилл:

«Нет ничего сильнее, чем Покров Божией Матери». Слово после Божественной литургии в престольный праздник Покровского храма Московских духовных школ 14 октября 2010 года

... Но разве можем мы сказать, что всё пространство, которое мы называем своей канонической территорией, становится пространством Святой Руси? На этом пространстве идет невидимая духовная...

(См. далее...)

9 октября 2020

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий):

«Не привыкли христиане чтить величайшего апостола Иоанна Богослова так, как должно». Слово в день его преставления

...Скажите, не достоин ли этот апостол нашей безмерной любви, не достоин ли того, чтобы в нынешний день, когда празднуется память его, были бы полны храмы наши народом? А видите, как далеко не полон храм. Не привыкли христиане чтить величайшего...

(См. далее...)

Публикация:

ОРОиК МП

21.09.2009

Также у этого автора:
Архив публикаций:
Святые и святыни:
Фотоальбомы

2 октября 2020

Благословенная Алания

Фотоальбом по материалам паломническо поездки московских педагогов («Алтарь Отечества», Ассоциация учителей Православной культуры города Москвы) в Северную Осетию 2 7 октября 2020 года.

(См. далее...)

Анонсы

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Рейтинг@Mail.ru

Вера и Время    2020