Рейтинг@Mail.ru На главную Библиотека Фотогалерея Контакты Лица О проекте Поиск      В е р а    и    В р е м я
Религиозные ценности и современная система образования
Основные разделы:
Публикации по теме:
Протоиерей Александр Шаргунов

26 марта 2023

Протоиерей Александр Шаргунов:

«Господь устраивает нашу жизнь так, чтобы мы восходили по лествице совершенства». Неделя Четвертая Великого поста: память преподобного Иоанна Лествичника

...«Лествица» ― классика святоотеческой литературы, духовные скрижали, в которых собраны сокровища...

(См. далее...)

21 марта 2023

Иерей Александр Шумский:

«Они верно служили земному царю, так неужели предадут Царя Небесного?» Проповедь в день памяти 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся

...Пламенная вера этих воинов оказалась горячее земного тепла. Господь словно положил севастийскую льдину на Свою...

(См. далее...)

Последние репортажи:

23 марта 2023

Цикл Библейских бесед для московских педагогов. Ветхий Завет, Книга Бытия, главы 47-48. Март (+ ВИДЕО)

23 марта 2023 года, в четверг седмицы четвёртой Великого поста, Крестопоклонной, в дистанционном формате состоялась очередная, сорок пятая встреча цикла Библейских бесед для московских педагогов («Алтарь Отечества», Ассоциация учителей православной...

(См. далее...)

7 марта 2023

Цикл Библейских бесед для московских педагогов. Ветхий Завет, Книга Бытия, глава 47. Март (+ ВИДЕО)

7 марта 2023 года, во вторник седмицы второй Великого поста, в дистанционном формате состоялась очередная, сорок четвёртая встреча цикла Библейских бесед для московских педагогов («Алтарь Отечества», Ассоциация учителей православной культуры, проект «Наследие»...

(См. далее...)


ПУБЛИКАЦИИ
Автор публикации:
Шаргунов Александр /Протоиерей, Настоятель храма святителя Николая в Пыжах (Москва)

1 февраля 2009

 

Неделя 32-я по Пятидесятнице


Закхей принадлежит к разряду грешников и мытарей. Хуже того – он начальник мытарей, но он ещё к тому же богат, и мы знаем, каким препятствием может быть богатство, чтобы пробиться ко Христу. «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Мф. 19, 24). Однако первое препятствие, какое встречает Закхей на своем пути, это толпа. Закхей маленького роста и не может из-за толпы видеть, кто есть Иисус, и, естественно, не может быть увиденным им. Как мальчишка, начальник мытарей бежит, обгоняя толпу, забывая о своем положении и достоинстве, чтобы взобраться на дерево. И он вовремя успевает, потому что проходит Христос и поднимает глаза к нему.

Святая Церковь призывает нас накануне Великого Поста задуматься об одной из главных преград, отделяющих нас от истинной жизни. Каждый человек, как бы он ни был высок, – Закхей: «маленького роста» не только физически, и ему не видать Христа, пока он не выйдет из толпы.

Что такое толпа? Колеблющаяся, изменяющаяся, как море, стихия, и как море, поглощающая все. Любая толпа страшна своей переменчивостью и почти естественной готовностью раствориться в безликой лжи. Что скажут одни, стоящие впереди, то повторяют все. Толпа – это «мнение», которое довлеет над людьми, так называемое «общественное мнение». Она легко превращает всех в однородную массу. Человек теряет себя, он повторяет то, что говорит толпа.

Как это знакомо нам из недавних наших лет: людей сажали, расстреливали – «Знать об этом не хотим!» Как ничего не изменилось сегодня: народ растлевают, уничтожают – «Слышать этого не желаем!» Толпа не хочет задумываться, анализировать: так надежнее, спокойнее – «Как партия сказала!» Как скажут теперь те, кто у власти. Существует особенная опасность для русского народа – стать толпой.

Человечество становится толпой по мере того, как оно, отрываясь от Бога, подчиняется злу и смерти. В общем, все люди до определенного момента представляют из себя толпу, даже если их собирается только двое или трое. Вот характерный, рассудительно-благодушный разговор в сквере на лавочке особ почтенного возраста, наблюдающих, как матерятся мальчишки: «Мы теперь не имеем права им ничего говорить. Это им теперь разрешено». Типичный образ сознания толпы: «Теперь это узаконено». Убивать будут, как убивали недавно, – толпа промолчит или ликующе одобрит.

Толпа страшна тем, что она может любого оклеветать, поднять на смех – каким смешным был для нее бегущий по улице, карабкающийся на дерево коротышка Закхей! И толпа может любого возвысить. Толпа ищет кумира, и та же толпа того, кого она приняла, может через минуту отвергнуть. Ведомая самыми дурными инстинктами, масса людей превращается в стадо, которое завтра, быть может, поведут в цирк смотреть, как христиан отдают на растерзание львам. А, может быть, поведут на свою же собственную бойню. Когда масса людей превращается в стадо, бесы могут вселиться в толпу и низринуть ее в бездну. Недаром физически страшным бывает, порою, попадать в толпу – могут растоптать. И точно такое же может произойти морально.

Как выйти из толпы? Надо решиться на поступок. Этот поступок – «не быть как все, когда все – толпа». Но этого недостаточно. Многие шли до конца в своем отрицании толпы и остались в еще большей пустоте, в еще более страшном аде одиночества. Проклиная толпу, они прокляли, в конце концов, жизнь, всё человечество. Пока человек не увидит Христа, он так или иначе остается «человеком толпы». Надо иметь мужество сопротивляться навязываемой толпою тьме и сильное желание вырваться из нее, и это может быть осуществлено только, когда человек устремлен к самому главному смыслу.

Как говорит блаженный Августин, мы видим Бога, потому что Бог видит нас. Не мы первыми возлюбили Его, а Он нас. Если бы Христос не заметил Закхея, не обратился к нему, жизнь начальника мытарей озарилась бы на какие-то мгновения надеждой и опять бы погасла во тьме. Но для того и пришёл Христос в Иерихон, чтобы найти в нём Закхея. Никто не может потеряться в какой угодно толпе, и, как говорят святые отцы, когда мы делаем шаг навстречу Богу, Он делает, по крайней мере, десять шагов навстречу нам. Или, как сказал один проповедник, Закхей поднялся на два метра в земное небо, и Небо небес тотчас сошло к нему.

«Закхей, сойди скорей, ибо Мне надобно быть у тебя в доме», – говорит Господь. Всё определяется этой новизной, этим присутствием Господа. Ветер чудный вымел все, что было его, он больше не может сказать: «Это мое: мое знание, моя вера», ибо все принадлежит Богу. Раньше он заботился о накоплении богатства, а теперь – новая жизнь. Все прежнее кончилось, он отказывается от всего, чтобы дать место новому богатству. «Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо» (Лк. 19, 8). Всё ещё как будто – по слову Предтечи, обращённому только к естественной справедливости: «У кого две одежды, тот дай неимущему» (Лк. 3, 11), но уже богатство для него – нищета, и нищета – богатство, и смысл имеет только жизнь, отданная до конца Христу. Воистину, толпа – стены Иерихонские на пути ко Господу. Если ты хочешь узнать, как сила Божия может всё одолеть, вспомни Иерихон, как его стены пали не силой меча или орудия осады, а победным криком во имя Господне.

Та же сила Господня всегда принадлежит всякому немощному человеку. «Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Мф. 18, 11), и мы, погибающие, ищем Его; мы, мертвые, приобщаемся Его жизни. От этой близости Божией вся сила перемен. Невозможное становится возможным; тот, кто был мертвым, становится живым. Христос всегда посреди грешников, исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях. Он всегда посреди толпы, даже если эта толпа сменяет крики «Осанна!» на крики «Распни Его». Закхей, исполненный ликования, теперь может сам войти в любую толпу. Теперь кому-то другому, не ему, она не даёт увидеть Христа, как слепому в Иерихоне при приближении Господа велит замолчать. И, может быть, от исцеления Закхея, как от прозрения Иерихонского слепого, совершится большее чудо – толпа станет народом. И те, кто с тёмным ропотом говорили о Христе, что Он ничего не понимает, потому что вошел к Закхею, грешному человеку, теперь, как после чуда прозрения сидящего у дороги слепого, с изумлением скажут: «Бог посетил народ сей».



Источник:      Воскресные проповеди

Последние публикации:
Протоиерей Александр Шаргунов

26 марта 2023

Протоиерей Александр Шаргунов:

«Господь устраивает нашу жизнь так, чтобы мы восходили по лествице совершенства». Неделя Четвертая Великого поста: память преподобного Иоанна Лествичника

...«Лествица» ― классика святоотеческой литературы, духовные скрижали, в которых собраны сокровища опытного богословия о подвиге преподобничества, рассыпанные в изречениях святых от I-го до XXI-го...

(См. далее...)

21 марта 2023

Иерей Александр Шумский:

«Они верно служили земному царю, так неужели предадут Царя Небесного?» Проповедь в день памяти 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся

...Пламенная вера этих воинов оказалась горячее земного тепла. Господь словно положил севастийскую льдину на Свою тёплую ладонь и согрел Своих верных сыновей Своим благодатным дыханием. Воины простояли на льду всю...

(См. далее...)

19 марта 2023

Протоиерей Андрей Ткачёв:

Радость оная...

...Очевидно, что тогдашнее веселье было неким эталоном для многих будущих веселий. Та радость стала навеки образцом всякой чистой христианской радости. В ней есть место страху, потому что искуплен Кровью Христа не кто-то, а я. И не абстрактные грехи ближних, а конкретные грехи мои смыты этой Кровью...

(См. далее...)

17 марта 2023

Святейший Патриарх Кирилл:

«Он достигал целей кротостью, смирением, спокойствием, верой». Слово в день памяти благоверного князя Даниила Московского

...Но никогда князь Даниил не участвовал в интригах и в междоусобной брани, он старался миром и любовью воздействовать на окружающих. И это ему удавалось. Никто его не убил, никто не сверг, никто не разорил Московское княжество....

(См. далее...)

Публикация:

Воскресные проповеди

1.02.2009

Также у этого автора:

26 марта 2023

«Господь устраивает нашу жизнь так, чтобы мы восходили по лествице совершенства». Неделя Четвертая Великого поста: память преподобного Иоанна Лествичника

...«Лествица» ― классика святоотеческой литературы, духовные... (Далее)

12 марта 2023

Слово в Неделю 2-ю Великого Поста. Святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского (ХIV)

...Мы не видим грехов не потому, что их нет, а потому, что так темно, что мы не различаем уже свет от тьмы, и только по мере... (Далее)


Архив публикаций:
Святые и святыни:
Фотоальбомы

18 октября 2021

Шмелёвские чтения - 2021: Лица и сюжеты

Фотоальбом по материалам XXVI Крымских международных Шмелёвских чтений, прошедших в Алуште 15-19 сентября 2021 года.

(См. далее...)

Анонсы

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Рейтинг@Mail.ru

Вера и Время    2023