Рейтинг@Mail.ru На главную Библиотека Фотогалерея Контакты Лица О проекте Поиск      В е р а    и    В р е м я
Религиозные ценности и современная система образования
Основные разделы:
Публикации по теме:

21 сентября 2020

Святейший Патриарх Кирилл:

«Приводите своих детей в храм Божий!» Патриаршая проповедь в праздник Рождества Пресвятой Богородицы после Литургии в Илиинском храме в Северном Бутове г. Москвы

21 сентября 2020 года, в праздник Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы...

(См. далее...)

21 сентября 2020

Протоиерей Андрей Ткачёв:

Священное бездействие

Статья протоиерея Андрея Ткачёва опубликована на портале Православие.ру 21 сентября 2012 г.

(См. далее...)

Последние репортажи:

16 сентября 2020

В Алуште проходят юбилейные XXV Крымские международные Шмелёвские чтения.

16 сентября 2020 года в конференц-зале курортного комплекса «Миндальная роща» в Алуште (Крым), в Профессорском уголке, открылись юбилейные XXV Крымские международные Шмелёвские чтения «И.С. Шмелёв и писатели русского зарубежья».

(См. далее...)

30 августа 2020

«Алтарь Отечества»: посещение выставки икон Кирилла Четвертакова

В последнее воскресенье лета, 30 августа 2020 года, в своей квартире на Сущёвском валу открыл выставку собственноручно выполненных икон член жюри номинации «Прикладное искусство» Межрегионального фестиваля-конкурса «Алтарь Отечества» Кирилл Четвертаков.

(См. далее...)


ПУБЛИКАЦИИ
Автор публикации:
Шаргунов Александр /Протоиерей, Настоятель храма святителя Николая в Пыжах (Москва)

Шаргунов Александр

Протоиерей
Настоятель храма святителя Николая в Пыжах (Москва)

Публикации этого автора

22 ноября 2008

 

Неделя 25-я по Пятидесятнице


Законник - человек, искушенный в Писании, богослов - приступает ко Христу и спрашивает Его: «Учитель, что мне делать, чтобы иметь жизнь вечную? Какие заповеди должен я соблюсти?» И Господь спрашивает его в свою очередь: «Что говорит об этом Писание?» Мы должны обращаться к Писанию, когда мы ищем ответы на самые главные вопросы жизни. Когда у нас скорби и недоумения, мы должны спрашивать, что говорит об этом Писание, чтобы разрешить все, что неясно нам.

Этот человек, законник говорит: «Возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всей мыслью твоей, всей крепостью твоей, и ближнего твоего, как самого себя» . Слова Священного Писания знает законник. Но Господь спрашивает не только о том, знает ли он их. Он спрашивает: «Како чтеши - Как читаешь их?» - то есть «как их понимаешь». Эти слова знали все законники, точно так же как мы все знаем эти слова. Как читали они эти слова и как мы их читаем? Все их читали, все знали их наизусть, и никто не понимал духа и смысла этих слов. Дальше выясняется, что этот законник, желая оправдать себя, говорит: «А кто есть ближний мой?»

Он знает слова Божии, знает заповедь о любви, но не знает, кто является его ближним. Тем самым он обнаруживает, что эта заповедь о любви ему на деле неизвестна, он не знает, к кому должна быть обращена его любовь. Эта любовь не проявилась в его жизни.

Точно так же богатый юноша в другой притче спрашивает: «Что мне делать, чтобы достигнуть жизни вечной?» (Мф. 19, 16-22). Господь говорит ему: «Знаешь заповеди: не убивай, не прелюбодействуй, не воруй, почитай отца твоего и мать» . И тот говорит: «Всё это я соблюл от юности моей». - «Тогда оставь всё, - говорит Христос, - и следуй за Мной» . И обнаруживается, что этот богатый юноша тех заповедей на самом деле не соблюдал, потому что все они говорят о той же самой тайне любви к Богу и к человеку.

Только Духом Святым, только даром Христовым, который открывается сердцу покаянному, смиренному, чистому, сокрушенному, ищущему Бога, алчущему и жаждущему правды, открывается смысл слов Христовых, этой вечной заповеди Господней. И открывается содержание этой притчи, которая предельно проста, ясна каждому человеку без исключения. Нет, наверное, ни одного человека на свете, который не мог бы понимать этой притчи. Однако духовные глубины ее не могут быть постигнуты простым умом.

Святые отцы, которые жизнью своей исполнили Евангелие и потому познали глубину его, объясняют нам, что этот человек, избитый разбойниками и ограбленный ими, есть Адам и весь человеческий род, все люди без исключения. И путь из Иерусалима в Иерихон есть путь, которым идет все человечество, обманутое сатаной. Из небесных обителей, из тех селений, где Бог и Ангелы, из Иерусалима - в Иерихон, в долину слез и смерти - путь нас всех. Разбойники - это злые бесы, которые ограбили, грабят, раздевают, лишая одежды благодати Господней всех людей, ранят смертельно души грехом, различными пороками. Каждый человек в отчаянии лежит израненный у дороги жизни. И он не может, на самом деле, духовно двинуться ни вперед, ни назад. Таково его состояние.

А левит и священник - это пророк Моисей, который дает закон - жизнь по правде, по совести - и все другие великие пророки, которые ищут спасения этой правдой. Но ни закон, ни пророки не могут дать исцеление человеку, они могут только пройти рядом и мимо. Подойти совсем близко к раненому человеку, посмотреть на него и идти дальше. Только самарянин, который есть Христос, может на самом деле спасти его. Между прочим, самарянин - это язычник, грешник. Потому что Христос отождествляет Себя со всеми грешными, со всеми погибающими людьми.

Как Он сжалился над этим человеком, так исполняется Он жалости к каждому человеку. Господь совершает до конца этот путь сострадания и милосердия. Самарянин не просто перевязывает раны раненому, избитому до полусмерти человеку и оставляет его на дороге - какая польза была бы от этого! Он не просто его сажает на своего осла и привозит в гостиницу. Тоже мало было бы пользы от этого, потому что хозяин гостиницы мог бы сказать, что он не будет содержать в своей гостинице неизвестно кого, у него нет для этого средств. Он мог просто не принять или потом выбросить этого раненого из своей гостиницы. Потому самарянин оплачивает все за него.

Очевидно, это самое большее, что может совершить, и совершил бы всякий другой человек, но самарянин не удовлетворяется этим, он говорит, что он обязательно возвратится, чтобы посмотреть, что происходит с этим раненым человеком. И что он заплатит все, что истратит хозяин гостиницы, сверх того, что он дал ему.

Такое милосердие проявляет не брат по отношению к брату, а самарянин по отношению к еврею, то есть враг по отношению к врагу. Вы видали когда-нибудь подобное? Как это понять? Господь являет нам полноту милосердия - то, что превосходит всякое человеческое понимание. То, что на самом деле является Божественным небесным милосердием, которое принёс Христос на землю и которое обращено к каждому человеку без исключения. И такому милосердию должны научиться все люди.

Что означает, говорят святые отцы, возливание на раны самарянином вина и елея? Почему Апокалипсис говорит: «Вина и елея не повреждай» (Откр. 6, 6)? Когда наступит время погибели и разрушения всего - «вина и елея не повреждай» . Это милосердие Божие, любовь Христова, дар благодати Духа Святого и Евхаристии, которые, что бы ни происходило в мире, не могут быть повреждены, они всегда будут в Церкви.

И эти два сребреника, которые дает хозяину гостиницы самарянин, по толкованию святых отцов, есть Ветхий и Новый Завет, слово Божие, которым нужно питать правдой и милосердием душу человеческую и исцелять ее. А некоторые говорят, что это есть Божественная и человеческая природа Бога, ставшего человеком, и здесь тайна Его воплощения, которая касается каждого человека. И это пречистые Его Тело и Кровь, которыми и питается, обретая пищу бессмертия, всякая душа человеческая, спасенная Господом.

И гостиница есть Церковь Божия, Церковь Христова, Церковь Соборная и Апостольская, где Господь и где апостолы и все, кто исполняет их служение на протяжении всех веков, все отцы и учители Церкви, все священнослужители, о которых притча не говорит ничего. Мы слышим только об этом добром самарянине, потому что он все один делает, никто не помогает ему. Но когда происходит отшествие этого самарянина отсюда - когда Господь покидает нашу землю, Он вручает все Свои сокровища Своей Церкви и поручает ей всех раненых на земле людей. Церковь Христова получила два сокровища от Господа. И Господь говорит, что когда Он возвратится, когда Он придет во Втором Своем и славном Пришествии, то Он воздаст, заплатит все, если мы истратим больше, чем Он нам дал, если только мы способны истратить больше.

И Господь испытывает Свою Церковь, спрашивает всех нас, исполняем ли мы служение, к которому Он призвал нас. Это относится не только к священнослужителям, но ко всем, принявшим дар родства со Христом, ко всем христианам. Перевязываем ли мы раны людей, которые страдают в этом мире? Помним ли мы о том, что Господь говорит о ранах души, которые больше, чем любые страдания телесные: «Не бойтесь убивающих тело, а души немогущих повредить, бойтесь того, кто по убиении душу может ввергнуть в геенну» .

Видим ли мы сегодня на каждом шагу страдания людей, которых Господь посылает нам, с тем, чтобы напомнить, ради чего Он сподобил нас вступить с Ним в родство? Видим ли растление, которое сегодня уничтожает духовно, и нравственно, и физически наш народ - в особенности детей, о которых Христос говорит, чтобы мы не препятствовали им приходить к Нему? Церковь ответственна за то, что она получила от Господа. Святые отцы постоянно размышляют о тайне того, что время начаться суду с дома Божия.

Господь предупреждает о том, что надо прийти в мир соблазнам, но горе тому, через кого соблазн приходит. Святитель Николай Велимирович говорит в связи с этим, что нет большего соблазна, чем равнодушие Церкви к страданиям и гибели других людей. Нет большего соблазна для всего мира. Это даже больший соблазн, чем тот грех, то сатанинское растление, которое окружает нас.

Мы призываемся сегодня понять, почему Христос говорит этому законнику-богослову, то есть всем нам, знающим то же, что и он знает, и вдруг понявшим, что на самом деле, этого совсем недостаточно (ни священник, ни левит не оказались ближними по отношению к раненому человеку, а близким к нему оказался этот самарянин): «Иди и ты поступай так же» . То есть, заповедь о любви к Богу и к человеку, самая главная заповедь, может стать для нас идолом, золотым тельцом - да простит нас Господь! - когда мы поклоняемся ей, и в то же время пальцем ни пошевелим, чтобы исполнить её на деле.

«Иди и поступай так же» - говорит Господь человеку, который приступил к Нему, искушая Его. А что значит «искушая» ? Чтобы погубить Его, как все книжники и фарисеи, которые хотят уловить Его в слове, чтобы предать Его смерти - так они приступают к Нему. Одно отвлеченное знание - в суд и осуждение нам, тем, кто сподобляется вступить в родство с Богом и со всеми людьми через тот единственный дар милосердия, который делает нас близкими и к Богу и к другим людям. Господь наш Иисус Христос Кровью Своей и Духом Своим Святым открыл нам этот дар, чтобы мы узнали через Него, через эту благодать, через Его любовь, через Его милосердие, как милостив к нам Господь. И как дорог, как близок к нам каждый человек без исключения.



Источник:      Евангелие дня

Последние публикации:

21 сентября 2020

Святейший Патриарх Кирилл:

«Приводите своих детей в храм Божий!» Патриаршая проповедь в праздник Рождества Пресвятой Богородицы после Литургии в Илиинском храме в Северном Бутове г. Москвы

21 сентября 2020 года, в праздник Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма пророка...

(См. далее...)

21 сентября 2020

Протоиерей Андрей Ткачёв:

Священное бездействие

Статья протоиерея Андрея Ткачёва опубликована на портале Православие.ру 21 сентября 2012 г.

(См. далее...)

13 сентября 2020

Святейший Патриарх Кирилл:

Он соединил в своей личности несоединимое… Проповедь в день памяти благоверных князей Даниила Московского и Александра Невского в Даниловом монастыре

...Сколь многому может научить пример одного человека! Князь Даниил служит примером и для власть имущих, и для нас, церковных людей, — иерархов, клириков, мирян, потому что это образ подлинной святости...

(См. далее...)

11 сентября 2020

Священник Константин Камышанов:

Усекновение главы Иоанна Предтечи – праздник потерянной любви

...Мне хочется сказать о том, что это ужасно и жестоко – ранить Господа и отвергать Его любовь, которая так нам нужна, в которой и состоит единственный смысл нашей жизни. Не о вине, а о потерянной любви хочется сказать в этот праздник, ставший для Иоанна Крестителя днем рождения в тонком мире...

(См. далее...)

Публикация:

Евангелие дня

22.11.2008

Также у этого автора:

9 августа 2020

Церковь никогда не молится просто о здравии... Слово в день памяти святого великомученика и целителя Пантелеимона

...Смысл праздника - по-настоящему познать, где обретается наше исцеление. Как приобщиться нам тому ничем несокрушимому... (Далее)

6 августа 2020

От первых русских святых - страстотерпцев князей Бориса и Глеба, до святых Царственных страстотерпцев. Слово на память святых страстотерпцев князей Бориса и Глеба

...Самоутверждение должно с неизбежностью ненавидеть и отвергать... (Далее)


Архив публикаций:
Святые и святыни:
Преподобный Афанасий Серпуховской

25 сентября

Преподобный Афанасий Высоцкий, Серпуховской чудотворец (1395)

...Живя в Константинополе, он продолжал трудиться для Русской Церкви, для своей Родины. В одну только Высоцкую обитель было им прислано 10 икон лучшего греческого письма. Им и его учениками были переведены на славянский язык и переписаны «четыре сотницы глав» преподобного...

(См. далее...)

Фотоальбомы

25 мая 2020

«Бессмертный полк» в проекте «Алтарь Отечества»

Фотоальбом по материалам акции «Бессмертный полк» в проекте «Алтарь Отечества» 9 мая 2020 года.

(См. далее...)

Анонсы

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Рейтинг@Mail.ru

Вера и Время    2020