Рейтинг@Mail.ru На главную Библиотека Фотогалерея Контакты Лица О проекте Поиск      В е р а    и    В р е м я
Религиозные ценности и современная система образования
Основные разделы:
Аннотация:

...Святитель сравнивает кровлю, о которой повествуется в Евангелии, с высшим уровнем человеческой личности — разумом и мыслями. Ничего не получится, мы останемся вне спасительного места, где можно обрести Божие чудо, если сами — а без нас этого никто не сможет сделать — не очистим свои мысли, не освободимся от предрассудков и стереотипов, от навязанных нам греховных, суетных, гибельных идеалов...

Публикации по теме:
Архимандрит Арсений (Папачок)

20 июля 2017

Архимандрит Арсений (Папачок):

«Доброе дело – вот что от нас требуется»

...кто может сделать добро и не делает, тот совершает грех! Как говорит и святой апостол Иаков: вера без дел мертва (Иак. 2: 20). И этот грех встречается очень часто. Доброе дело – вот что от нас требуется. Ты предал...

(См. далее...)

19 июля 2017

Святейший Патриарх Кирилл:

«Мы должны приводить ко Христу наших расслабленных современников». Слово в день памяти святителя Филиппа Московского в Успенском соборе Московского Кремля

...Сейчас очень много расслабленных — не физически парализованных, но духовно расслабленных. Огромная...

(См. далее...)

Последние репортажи:

21 июля 2017

Паломническая поездка на Валаам московских педагогов

21 июля 2017 года, в праздник Казанской иконы Божьей Матери, на Ленинградском вокзале началась экскурсионно-паломническая поездка на Валаам московских педагогов (общественное объединение «Алтарь Отечества» и Ассоциация учителей Православной культуры).

(См. далее...)

13 июля 2017

XII Фестиваль традиционных ремёсел и Фестиваль тверских карел в Козлово: Тверь - Торжок - Козлово

13 июля 2017 года началась поездка московских педагогов («Алтарь Отечества», Ассоциация учителей православной культуры) на XII Фестиваль традиционных ремёсел в село Козлово Спировского района Тверской области.

(См. далее...)


ПУБЛИКАЦИИ
Автор публикации:
Кирилл (Гундяев) /Святейший Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев)

Святейший Патриарх Московский и всея Руси

Публикации этого автора

14 марта 2017

Святейший Патриарх | Святыни и святые


 

Расслабленного принесли четверо… Слово в Черемушках, в храме Всех святых, в земле Русской просиявших

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в Неделю 2-ю Великого поста после Литургии в храме Всех святых, в земле Русской просиявших, в Черемушках г. Москвы 12 марта 2017 года
14 марта 2017 г.


Святейший Патриарх Кирилл  Черемушках, в храме Всех святых, в земле Русской просиявших, 12.03.2017

12 марта 2017 года, в Неделю 2-ю Великого поста, свт. Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма Всех святых, в земле Русской просиявших, в столичном районе Черемушки и Литургию св. Василия Великого в новоосвящённом храме

***

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня второе воскресенье Великого поста. В этот день мы вспоминаем великого святого — архиепископа Фессалоникийского Григория, жившего в Византии в XIV веке. Святитель прославился своей способностью защищать православную веру — защищать интеллектуально от тех, кто, используя некие логические построения и знания, пытался ее исказить, привнести в православную веру нечто, что могло ослабить ее воздействие на сознание и духовную жизнь людей.

Святитель Григорий защитил учение Церкви о том, что человек спасается силой Божественной благодати или Божественной энергии. Он показал, что это не тварная энергия, что она не получается путем превращения иных материальных энергий. Это не энергия ума или физической силы, не результат нравственных усилий — это энергия Божественная, исходящая от Самого Господа и Спасителя.

Среди творений, которые оставил нам святой Григорий, особой любовью русских православных людей всегда пользовались его проповеди — гомилии, которые, может быть, не полностью, но дошли до нашего времени. Одна из этих проповедей как раз касается сегодняшнего дня.

За Литургией мы читали Евангелие об исцелении расслабленного (Мк. 2:1-12). К дому, где проповедовал Спаситель, четыре человека принесли на носилках парализованного, но из-за множества людей не смогли войти вовнутрь. Тогда они забрались на крышу, разобрали ее (благо на Востоке крыши плоские и делаются из глины) и спустили носилки с несчастным прямо в дом. И Господь, видя веру этих людей, исцелил расслабленного.

Комментируя эту евангельскую историю, святитель Григорий Палама говорит, что всякий человек, предающийся услаждению, духовно расслаблен. В самом деле, расслабленность мы можем воспринимать не только в материальном аспекте. Мы говорим не только о физическом расслаблении как результате болезни, но и о духовном расслаблении, духовном параличе как неспособности человека концентрироваться на своей внутренней жизни и преодолевать внутренние проблемы. По слову святителя Григория, так происходит, когда человек предается услаждениям.

Услаждения, услада, сладость — это то, что вкусно, приятно, то, что доставляет удовольствие. И если вся жизнь человека направлена на получение удовольствия, на потребление некоей услады в прямом или переносном смысле слова, то происходит духовное расслабление. Человек перестает думать о своей внутренней жизни, он перестает концентрировать мысль на главном, контролировать свои поступки и дела, он начинает жить по инерции, которая определяется стремлением к наслаждению.

Действительно, человек, утратив духовное измерение своей жизни, теряет свою свободу и становится игрушкой страстей и инстинктов. Его жизнь уже нельзя назвать в полной мере жизнью разумного человека. Но если внимательнее отнестись ко всему, что нас сейчас окружает, — информации, которую мы получаем, идеалам и ценностям, которые нам навязываются посредством рекламы, фильмов, телевизионных передач, социальных сетей, парализующих сознание нашей молодежи, — мы увидим, что всё это направлено на формирование устойчивого навыка стремиться только к одному — к услаждению себя.

Попробуйте внимательно проанализировать весь объем информации, которую мы получаем. Она нацелена на формирование человека, лишенного всякой внутренней жизни, всякой способности концентрироваться, мобилизовать свои силы. Мы знаем, что физически расслабленный неспособен трудиться, неспособен достигать поставленных целей. Можно ли представить себе расслабленного спортсмена? Он не только не выиграет, но и до финиша не добежит, где-нибудь на дистанции упадет: дыхания не хватит, мышцы расслабленные, воли нет… То же самое происходит и в духовной жизни. Если человек духовно расслаблен, значит, он не в состоянии достичь никаких целей, не только нравственных, но и всех тех, что он ставит перед собой в жизни.

Размышляя на тему Евангельского чтения о расслабленном, святитель Григорий говорит, что для исцеления нужны помощники, ведь расслабленного принесли четверо, а затем перечисляет этих четырех.

Первый и самый важный помощник — это осознание греховности и ошибочности своего жизненного пути. Если осознание этого не приходит, то и сконцентрироваться на важных целях внутренней духовной жизни не удастся. Второй помощник — это исповедь, это раскаяние в своих грехах. Ведь мало осознать грехи — нужно от них избавиться. Третий помощник — это твердое обещание действительно избавиться от своих слабостей. А четвертый помощник — это молитва, без которой ничего не получится. Таким образом, святитель, который учил о нетварной Божественной энергии, спасающей человека, говорит, что необходимо предпринять с нашей стороны, чтобы эта энергия помогла нам достичь поставленной цели.

Но вот еще что мудро замечает святитель Григорий: недостаточно было просто принести больного. Надо было догадаться, как войти вовнутрь. Из-за толпы это было невозможно сделать, но четверо смело забрались на кровлю и разобрали ее. Святитель сравнивает кровлю, о которой повествуется в Евангелии, с высшим уровнем человеческой личности — разумом и мыслями. Ничего не получится, мы останемся вне спасительного места, где можно обрести Божие чудо, если сами — а без нас этого никто не сможет сделать — не очистим свои мысли, не освободимся от предрассудков и стереотипов, от навязанных нам греховных, суетных, гибельных идеалов.

Посмотрим по-новому на окружающую нас жизнь. Определим свои цели и ценности. Вот тогда мы и осознаем свои грехи, тогда будет настоящей исповедь, тогда обещание более не грешить будет твердым, тогда молитва наша будет сильной.

Всему этому учит нас святитель Григорий Палама, архиепископ Фессалоникийский, чью память мы сегодня празднуем. В далеком XIV веке святитель своим пронзительным богодухновенным богословием помог византийцам избавиться от многих заблуждений. Дай Бог, чтобы и нам его слова помогли открыть тайну человеческого благополучия и счастья, тождественную тому, что мы называем спасением нашей души. Да поможет нам Господь. Аминь.


Источник:      Патриархия.ru

Последние публикации:
Архимандрит Арсений (Папачок)

20 июля 2017

Архимандрит Арсений (Папачок):

«Доброе дело – вот что от нас требуется»

...кто может сделать добро и не делает, тот совершает грех! Как говорит и святой апостол Иаков: вера без дел мертва (Иак. 2: 20). И этот грех встречается очень часто. Доброе дело – вот что от нас требуется. Ты предал всего себя целиком? Любил людей так сильно, чтобы мог сказать, что ты сделал всё?..

(См. далее...)

19 июля 2017

Святейший Патриарх Кирилл:

«Мы должны приводить ко Христу наших расслабленных современников». Слово в день памяти святителя Филиппа Московского в Успенском соборе Московского Кремля

...Сейчас очень много расслабленных — не физически парализованных, но духовно расслабленных. Огромная часть нашего народа в каком-то смысле расслаблена — нет духовной силы, нет искренней веры, нет...

(См. далее...)

18 июля 2017

Святейший Патриарх Кирилл:

«Мы молимся о самом главном…». Слово в день памяти преподобного Сергия Радонежского в Троице-Сергиевой лавре

...Святые угодники, к которым мы обращаемся, несомненно, слышат молитву, если она искренняя, сердечная, если она с верой, но отвечают, когда это нужно и полезно для нас. Иногда проходит некоторое время, даже годы, когда вдруг случается нечто,...

(См. далее...)

17 июля 2017

Епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов):

«Мы предстоим перед величайшим святым Русской Церкви…». Слово во время ночной литургии в Сретенском монастыре в Царские дни

...Неизменная верность, упование на Бога, рассудительность, недоверие к переменчивым ветрам мира сего должны пребывать в душах православных христиан. И эти качества должны определять наш выбор всякий раз, когда этот выбор касается...

(См. далее...)

Публикация:

Патриархия.ru

14.03.2017

Также у этого автора:

19 июля 2017

«Мы должны приводить ко Христу наших расслабленных современников». Слово в день памяти святителя Филиппа Московского в Успенском соборе Московского Кремля

...Сейчас очень много расслабленных — не физически парализованных, но... (Далее)

18 июля 2017

«Мы молимся о самом главном…». Слово в день памяти преподобного Сергия Радонежского в Троице-Сергиевой лавре

...Святые угодники, к которым мы обращаемся, несомненно, слышат молитву, если она искренняя, сердечная, если она с верой... (Далее)


Архив публикаций:
Святые и святыни:
Святая равноапостольная Ольга

24 июля

Равноапостольная Ольга, великая княгиня Российская, во Святом Крещении Елена (969)

...Как мудрая правительница, Ольга видела на примере Византийской империи, что недостаточно забот лишь о государственной и хозяйственной жизни. Необходимо было заняться устроением религиозной, духовной жизни народа...

(См. далее...)

Фотоальбомы

4 сентября 2016

Дорогами паломников: Москва - Пюхтицы - Новый Валаам

Фотоальбом по материалам паломнической поездки московских педагогов по маршруту Москва – Санкт-Петербург – Пюхтицы – Таллинн – Хельсинки – Новый Валаам – Санкт-Петербург.

(См. далее...)

Анонсы

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Рейтинг@Mail.ru

Вера и Время    2017