Рейтинг@Mail.ru На главную Библиотека Фотогалерея Контакты Лица О проекте Поиск      В е р а    и    В р е м я
Религиозные ценности и современная система образования
Основные разделы:
Аннотация:

...Тебя ужасает нечестие и несправедливость? – Открывай Иеремию, Малахию, Амоса. Тебе нужно укрепиться в вере посреди общей размякшей атмосферы безбожия? – Бери Исайю, бери Захарию...

Публикации по теме:
Архимандрит Арсений (Папачок)

20 июля 2017

Архимандрит Арсений (Папачок):

«Доброе дело – вот что от нас требуется»

...кто может сделать добро и не делает, тот совершает грех! Как говорит и святой апостол Иаков: вера без дел мертва (Иак. 2: 20). И этот грех встречается очень часто. Доброе дело – вот что от нас требуется. Ты предал...

(См. далее...)

19 июля 2017

Святейший Патриарх Кирилл:

«Мы должны приводить ко Христу наших расслабленных современников». Слово в день памяти святителя Филиппа Московского в Успенском соборе Московского Кремля

...Сейчас очень много расслабленных — не физически парализованных, но духовно расслабленных. Огромная...

(См. далее...)

Последние репортажи:

21 июля 2017

Паломническая поездка на Валаам московских педагогов

21 июля 2017 года, в праздник Казанской иконы Божьей Матери, на Ленинградском вокзале началась экскурсионно-паломническая поездка на Валаам московских педагогов (общественное объединение «Алтарь Отечества» и Ассоциация учителей Православной культуры).

(См. далее...)

13 июля 2017

XII Фестиваль традиционных ремёсел и Фестиваль тверских карел в Козлово: Тверь - Торжок - Козлово

13 июля 2017 года началась поездка московских педагогов («Алтарь Отечества», Ассоциация учителей православной культуры) на XII Фестиваль традиционных ремёсел в село Козлово Спировского района Тверской области.

(См. далее...)


ПУБЛИКАЦИИ
Автор публикации:
Андрей Ткачёв /Протоиерей,

Андрей Ткачёв

Протоиерей

Публикации этого автора

8 марта 2017

Московский Патриархат | Святыни и святые | Общие проблемы и вопросы


 

Постовые собеседники

О, благословенные времена! Времена, когда все до единого христиане полюбили Библию, как невесту, и воркуют с ней, как голубь с голубкой, придите!..
8 марта 2017 г.


Василий Великий учился у некоего Ливания – легендарного ритора своего времени. Христианства Ливаний не принял, хотя отдавал должное добродетелям многих современных ему христиан и некоторым даже искренне удивлялся. Василий любил этого человека, был благодарен за полученные от него знания и сохранил к нему теплое и благодарное отношение. Они переписывались. Эта переписка частично сохранилась. Говорят, что Ливаний так уважал Василия, так ценил его ум и способности, что, получив от него весточку, радостно восклицал, созывая друзей:

«У меня письмо от Василия!»

В одном из таких писем Василий пишет, что собеседниками его теперь являются люди некнижные: рыбаки да пастухи. Есть, правда, между ними и цари, но все равно это не те философы с отточенным стилем и витиеватыми мыслями, которых он читал во время учебы. Ясно, что рыбаки и пастухи, о которых говорил святитель, – это пророки и апостолы. Пастушествовал Моисей. Тем же занимался и Давид до взятия на царство. Для людей, получивших греческое образование, буквально объевшихся красотой и мудреностью слога, их речи звучали просто, слишком просто. Гордые ученостью язычники, например, Цельс, желая оскорбить христиан, постоянно указывали на этот контраст: мол, мы ученики поэтов и мудрецов, а вы – рыбаков. Ваша вера – вера невежд. Юлиан Отступник вообще в краткий период своей власти велел отлучать христиан от изучения и преподавания античных наук. Оставьте, говорил он, нам нашу славу и мудрость, а сами слушайте писания своих пастухов! И удивительно было, что такие общепризнанные любители и знатоки античных умственных сокровищ, как Василий, сменили собеседников. Сменили радостно. Платона на Павла, Аристотеля на Моисея, трагиков и историков – на Давида и Исайю. Эти же собеседники и у церковных людей, в посту – особенно.

Нетрудно заметить даже непосвященному, что службы в посту на буднях иные, нежели вне поста. Длиннее, проще, минорнее. И всё читают что-то, читают. И поклоны бьют. Для того, чтобы в таких службах участвовать, нужно как минимум два качества. Первое – это покаяние. Участие в постовой службе должно восприниматься как покаянный труд, монотонный и утомительный, подобный земляным работам. А второе – нужно знать, что читают. Журчание псалтирных ручейков не должно быть неразборчивым фоном – осознаваемыми звуками священной речи должно быть оно. Слову Божию, прежде чем сойти в сердце, предстоит навязнуть в зубах. Псалтирь надо учить, читать дома, слушать в пути через наушники и прочее. Тогда, если даже чтец бубнит, или тараторит, или жует слова, или их глотает, или иное что творит, или в храме плохая акустика (вариантов много), молящийся человек, знакомый с текстом, про себя проговаривает знакомые слова. Мысль не разлетается. Служба совершается. Умная служба. В противном случае постовые службы непереносимы для обычного человека. Пришел за радостью и ничего не знаешь – придется поставить свечку и через пять минут выйти. Пришел с покаянием, пришел потрудиться и знаешь, что читают – тогда и потрудишься, и помолишься.

Давид – наш постоянный собеседник. От него и его слов весь год не уйдешь, ни в пост, ни в праздник. Не то иные. Моисей, Исайя, Иов, Соломон большинству известны лишь по имени, но не по текстам. А еще есть Осия, Иона, Иезекииль… Ох. Залечим эту язву. Пусть и нашими собеседниками станут эти великие. То, что они люди Завета Ветхого, вовсе не значит, что их время прошло. Разве рассказ Моисея о творении неба и земли утратил актуальность? Ведь то же небо над головой и та же земля под ногами. Это не старое учение. Это вечное учение. Творение человека, грехопадение человека, первые обетования – все это так живо и важно всегда, вплоть до скончания века, что именно пренебрежение этим древним знанием приводит людей к многому непоправимому. Итак, берем в пост в руки книгу Бытия. Берем Моисея в собеседники. С ним Сам Господь Бог множество раз лицом к лицу, как с другом, разговаривал. Можно ли от такого собеседника отвернуться?

Что до пророков, то они читаются как свежая газета. Попробуйте сами и убедитесь. Главное дело пророка вовсе не прорицания. Пророк менее всего предсказатель будущего. Его задача – громко и смело возвестить забытую или попранную истину – раз. Сбросить, опрокинуть идолов, занявших место истины в сознании людей – два. Сорвать маски с действительности и обнажить скрытую суть происходящего, то есть освободить тайные пружины от покровов повседневности – три. Возвещается ли при этом или не возвещается будущее – совершенно неважно. Если возвещается, то как «одно из», а не как единственно главное служение.

Скорее всего возвещается, но не с датами и сроками, а так, как надпись на камне возвещает будущее витязю, стоящему на распутье. Пойдешь направо – будет то-то, налево – то-то. Вот как во Второзаконии:

«За то, что ты не служил Господу Богу твоему с веселием и радостью сердца при изобилии всего, будешь служить врагу твоему, которого пошлет на тебя Господь, в голоде, и жажде, и наготе, и во всяком недостатке» (Втор. 28:47-48).

То есть, какого именно врага нашлет Господь, когда нашлет, через какое время после начала отпадения от Завета, неизвестно. Не указано. Как вообще не указано никаких деталей. Сказана только неминуемая суть. И в этом смысле каждый может быть пророком.

«Скажите праведнику, что благо ему. Скажите грешнику, что ему горе неизбежное».

Вот пример подлинного пророчества. В этом смысле (а не в смысле предсказаний будущего) можно понимать и слово святого Павла:

«Достигайте любви; ревнуйте о дарах духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать» (1 Кор. 14:1).

Под именем идолов разумеем не каменных и прочих истуканов. Это, повторюсь, мысли; это вера во что-то иное, а не в Бога Живого. Есть вера во всесилие науки. Есть вера в бесконечный прогресс. Есть вера в то, что счастье – это богатство и непрестанные удовольствия. Есть вера в то, что человеку можно всё, что он захочет, и никто на свете человеку не указ. Всё это яд и ложь. Это ложные боги. Божки эти уселись на тронах обывательских умов и в мягких креслах грешных сердец. Их и нужно прогонять, переворачивать вместе с креслами и тронами. Это и есть дело пророков – переворачивать сознание людей и ставить его с головы обратно на ноги.

Тебя ужасает нечестие и несправедливость? – Открывай Иеремию, Малахию, Амоса. Тебе нужно укрепиться в вере посреди общей размякшей атмосферы безбожия? – Бери Исайю, бери Захарию. Об отвратительных грехах, вошедших в привычку, и о наказании за них тебе расскажут пророки. О тех начальниках народа, которые заплыли жиром и утратили совесть, они тоже расскажут. Расскажут о тяжелых временах, выпадавших на долю святых людей. Еще расскажут о том, почему ты не чувствуешь живо Божьего присутствия и виноват ли ты в этом лично. А еще о том, где Господь, далеко ли Он, когда все вокруг или многое очевидно противоречит Его воле. Долго ли еще убеждать? Не пора ли вступить в новое для себя собеседование.

Что же касается соломоновых притч, то их прозрачность и плавность, их баюкающая речь о добре и зле, о мудрости и глупости незаменима в воспитании юношества. Не нужно подыскивать слова. Их за нас давно подыскал и поставил в правильном порядке сын Давида и царь в Иерусалиме. Речения его временами так просты, что гордый ум сочтет их за банальность. Остережемся такой оценки. За этой простотой стоит Сам Бог, Который прост по существу и Свят в Своей простоте. Притчи кажутся семечками. Нет. Это орешки. Берегите зубки. Там не всё на поверхности.

О, благословенные времена! Времена, когда все до единого христиане полюбили Библию, как невесту, и воркуют с ней, как голубь с голубкой, придите! Сколько ждать еще? Библия – читаю недавно в одной статье умного человека – должна быть самой читаемой книгой в России. Какие хорошие слова. Не сегодня ли браться за их воплощение? Как думаете, братья и сестры, не сегодня ли?

Протоиерей Андрей Ткачев

7 марта 2017 года


Источник:      Православие.ру

Последние публикации:
Архимандрит Арсений (Папачок)

20 июля 2017

Архимандрит Арсений (Папачок):

«Доброе дело – вот что от нас требуется»

...кто может сделать добро и не делает, тот совершает грех! Как говорит и святой апостол Иаков: вера без дел мертва (Иак. 2: 20). И этот грех встречается очень часто. Доброе дело – вот что от нас требуется. Ты предал всего себя целиком? Любил людей так сильно, чтобы мог сказать, что ты сделал всё?..

(См. далее...)

19 июля 2017

Святейший Патриарх Кирилл:

«Мы должны приводить ко Христу наших расслабленных современников». Слово в день памяти святителя Филиппа Московского в Успенском соборе Московского Кремля

...Сейчас очень много расслабленных — не физически парализованных, но духовно расслабленных. Огромная часть нашего народа в каком-то смысле расслаблена — нет духовной силы, нет искренней веры, нет...

(См. далее...)

18 июля 2017

Святейший Патриарх Кирилл:

«Мы молимся о самом главном…». Слово в день памяти преподобного Сергия Радонежского в Троице-Сергиевой лавре

...Святые угодники, к которым мы обращаемся, несомненно, слышат молитву, если она искренняя, сердечная, если она с верой, но отвечают, когда это нужно и полезно для нас. Иногда проходит некоторое время, даже годы, когда вдруг случается нечто,...

(См. далее...)

17 июля 2017

Епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов):

«Мы предстоим перед величайшим святым Русской Церкви…». Слово во время ночной литургии в Сретенском монастыре в Царские дни

...Неизменная верность, упование на Бога, рассудительность, недоверие к переменчивым ветрам мира сего должны пребывать в душах православных христиан. И эти качества должны определять наш выбор всякий раз, когда этот выбор касается...

(См. далее...)

Публикация:

Православие.ру

8.03.2017

Также у этого автора:

1 июня 2017

Соцреализм наоборот

Большой вопрос — способен ли художник к объективности? Все, что он пишет, не есть ли скорее исповедь, выражение его личной позиции, сознательно принятой или интуитивно ощущаемой. А если так, то не принуждают... (Далее)

8 мая 2017

Национальные гимны наших добрых и толерантных друзей

...Махатма Ганди пишет в автобиографии, что пел радостно гимн Великобритании, пока не стал вдумываться в текст. Когда вдумался, петь отказался...... (Далее)


Архив публикаций:
Святые и святыни:
Святая равноапостольная Ольга

24 июля

Равноапостольная Ольга, великая княгиня Российская, во Святом Крещении Елена (969)

...Как мудрая правительница, Ольга видела на примере Византийской империи, что недостаточно забот лишь о государственной и хозяйственной жизни. Необходимо было заняться устроением религиозной, духовной жизни народа...

(См. далее...)

Фотоальбомы

4 сентября 2016

Дорогами паломников: Москва - Пюхтицы - Новый Валаам

Фотоальбом по материалам паломнической поездки московских педагогов по маршруту Москва – Санкт-Петербург – Пюхтицы – Таллинн – Хельсинки – Новый Валаам – Санкт-Петербург.

(См. далее...)

Анонсы

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Рейтинг@Mail.ru

Вера и Время    2017