«Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» - спрашивает юноша. Спаситель, отвечая ему не с обычной любезностью, не возражает против наименования благим, но указывает, что называя так, юноша уравнивает Его с Богом.
Далее следует ответ на вопрос и ответ неожиданно простой: Господь не предлагает ему новые подвиги, но исполнение заповедей. Юноша отвечает: «все это я сохранил от юности моей». Тогда по Евангелисту Марку, «Иисус же, взглянув на него, полюбил его и сказал ему: если хочешь совершен быть, пойди, .... все что имеешь продай... и приходи, последуй за Мною» . Суть ответа не в словах «продай имение» , это лишь частность, одно из проявлений того настроения, которого хочет от него Спаситель, а именно - «последуй за Мной» . Этих слов многие не приводят, а между тем в них сущность ответа: Христос предлагает юноше высший подвиг, подвиг апостольства, который требует самоотречения и последнее должно проявиться в отказе от имущества. Но юноша, которого возлюбил Иисус, отошел с печалью, «потому что у него было большое имение» . Люди, не берущие креста или подвига самоотречения или жизни по воле Божией, обычно живут, руководствуясь желаниями своей человеческой природы, желаниями своего сердца, и богатство даёт возможность легко удовлетворять эти желания. Обычно живут люди, руководствуясь чувственными наслаждениями, но юноша, исполнивший заповеди, не дает нам основания предполагать это у него, его желания, вероятно, были более тонкими, однако начала самоотречения или несения креста он не принял.
Не надо обольщаться надеждой на легкость спасения - оно требует великого подвига самоотречения и хотя смягчается сей подвиг любовью ко Христу и Его Царству, тем не менее сам подвиг всегда требует усилия. Об этом надо всегда помнить и не оставлять труда ибо «нудится Царство Небесное» и иметь надежду «восхитить его» могут лишь те, кто принял крест и несёт его.
Источник: Мысли, высказанные в проповедях
|