Святыни и святые | Образование и наука Публикация кандидата педагогических наук Евгения Александровича Карунина посвящена осмыслению роли преподобного Сергия Радонежского как покровителя русской школы
18 июля 2020 г.
Сегодня многие учителя и воспитатели всерьез обеспокоены резким увеличением числа учащихся, проявляющих весьма поверхностное отношение к процессу обучения. Такое легкомысленное отношение к знаниям, заразившее современную молодежь, во многом вызвано отрывом нашего общества от национального духовного опыта, от лучших традиций, которыми с давних времен славились русские люди.
К сожалению, мы забыли о том, что еще около ста лет назад тысячи российских учителей, гимназистов и студентов начинали свой день с молитвенного обращения к преподобному Сергию Радонежскому - покровителю учености, приходящему на помощь всем, кто преподает и учится.
Обращение русского человека к Сергию как к наставнику и духовному пастырю - свидетельство того, что образование считалось на Руси делом огромной значимости, делом, осуществление которого немыслимо без смирения и веры. Отсутствие такого подхода к образованию в наши дни стало причиной целого ряда серьезных социально-педагогических проблем, решение которых всецело зависит от восстановления просвещения в своем былом, ныне крайне заниженном статусе.
Наша статья посвящена преподобному Сергию Радонежскому: именно ему, наиболее почитаемому русскому святому, во времена шестивековой давности, во времена царившего на Руси иноземного владычества, во времена смут и раздоров, суждено было стать защитником и покровителем национальной культуры, созидателем отечественного просвещения.
Как свидетельствует жизнеописание святого, преподобный Сергий был из числа тех, кому свойственно неторопливое созерцание окружающей жизни, кто обретает знания путем длительных, постоянных размышлений, кто пребывает в каждодневных трудах, кому чуждо состояние удовлетворенности, рождающейся из ложных представлений о том, что с любым делом можно справиться играючи, без излишних раздумий и мучительных волевых усилий.
Медленное, но в то же время ровное, непрерывное движение к познанию мира и человека - таков путь преподобного Сергия: в семилетнем возрасте это тихий, малозаметный отрок, с большим трудом овладевающий книжной грамотой; в пятнадцать лет - кроткий и застенчивый юноша, живущий постоянными заботами о престарелых родителях; в двадцать три года - молодой монах - пустынник, поселившийся в лесах Радонежа, чтобы в безмолвном уединении, укрепившись духовно, посвятить себя служению Богу.
Когда мы читаем житие подвижника, то чувствуем, что каждое деяние преподобного Сергия являет собой плод длительных, глубоких размышлений, что даже самое малое дело, совершаемое святым, пронизано духом необыкновенного усердия, непоколебимой верой в безграничные возможности добра.
Редкое трудолюбие, усердие в работе, неустанное стремление к доброделанию - качества, присущие Сергию, - подобно магниту, притягивали в Радонеж тех, кто презрев соблазны мира, возгорал желанием жить по образу молодого пустынника. Так преподобный Сергий обретал учеников, так в глухих радонежских лесах было положено начало Троице-Сергиевой обители.
Из жизнеописания подвижника нам известно, насколько ответственно Сергий относился к делу руководства, создающейся общиной: долгое время преподобный отказывался от сана игумена (настоятеля), считая себя не готовым к выполнению миссии духовного наставника, и лишь настойчивые просьбы, а порой и требования учеников смогли склонить его к принятию игуменства.
Став настоятелем, Сергий учредил в обители общежительный устав, провозглашавший важнейшие принципы иноческого воспитания - полный отказ от какой-либо собственности, поэтапное совершенствование духовных сил, четкое распределение обязанностей между монахами. За духовным развитием своих сподвижников преподобный Сергий следил с неустанным вниманием, стремясь к тому, чтобы каждый инок занимался тем делом, к которому был близок и по характеру, и по способностям. Ученики, вступающие на стезю монашества, под руководством Сергия изучали предписанные уставом правила, постепенно приобщаясь к общинному укладу и постигая развивающиеся в монастыре ремесла; наиболее опытные в духовной жизни иноки получали благословение на самостоятельное подвижничество - книгописание, иконопись, храмостроительство, просветительскую деятельность.
Последующие самостоятельные труды учеников Сергия являются ярким свидетельством того, что подвижник, осуществляя руководство общиной, проявлял крайне необходимое для наставника умение - умение распознать, угадать, увидеть в ученике те или иные способности и создать наиболее благоприятные условия для их успешного развития. Знаменитые имена учеников Троицкой обители - лучшая похвала Сергию как воспитателю и наставнику. Монах - книжник Афанасий Высоцкий, писатель-агиограф Епифаний Премудрый, просветители Андроник Московский, Савва Сторожевский, Ферапонт Можайский и Кирилл Белозерский - все они были учениками и собеседниками Сергия, хранителями его духовных заветов.
В своей наставнической деятельности преподобный Сергий редко обращался к словесным поучениям, воздействуя на учеников безмолвным, тихим деланием, примером всей своей жизни, наполненной каждодневными трудами и смиренной заботой о ближнем.
«Он без лености братии как купленный раб служил: и дрова для всех колол, и толок зерно, и жерновами молол, и хлеб пек, и еду варил, и остальную пищу, нужную братии, готовил; обувь и одежду он кроил и шил; и из источника воду в двух ведрах черпал и на своих плечах в гору носил и каждому у кельи ставил... Ночью же Сергий в молитвах без сна проводил время; и ни часа праздным не оставался»,
- так повествует о жизни подвижника его ученик, Епифаний Премудрый.
Иноческое братство, воспитанное преподобным Сергием, оказывало глубокое нравственное воздействие на все древнерусское общество, давая тем самым мощный толчок к духовному пробуждению народа, сломленного бременем векового иноземного владычества. Историк В.Ключевский так писал об этом воздействии:
«Мир приходил к монастырю с пытливым взглядом, каким он привык смотреть на монашество, и если его не встречали здесь словами «прииди и виждь», то потому, что такой зазыв был противен Сергиевой дисциплине. Мир смотрел на чин жизни в монастыре преподобного Сергия, и то, что он видел, быт и обстановка пустынного братства поучали его самым простым правилам, которыми крепко людское христианское общежитие. В монастыре все было бедно и скудно... Но все дружны между собой и приветливы к пришельцам, во всем следы порядка и размышления, каждый делает свое дел, каждый работает с молитвой и все молятся после работы... Мир видел все это и уходил ободренный и освеженный, подобно тому, как мутная волна, прибивая к прибрежной скале, отлагает от себя примесь, захваченную в неопрятном месте, и бежит далее светлой и прозрачной струей».
Духовное пробуждение русского общества наиболее ярко проявилось в противостоянии Древней Руси иноземным завоевателям. Пиком, наивысшей точкой этого противостояния стала Куликовская битва - историческое событие, также связанное с именем преподобного Сергия. Из многочисленных историко-литературных источников нам известно, что перед кровопролитным сражением с полчищами хана Мамая московский князь Дмитрий приехал в Троицкий монастырь за благословением преподобного Сергия на предстоящую битву. Отслужив молебен, игумен радонежской обители пригласил Дмитрия на трапезу вместе с братией и, благословив князя, сделал, казалось бы, невозможное для монаха: краткий подвижник послал на бой с врагом двух троицких иноков, Пересвета и Ослябю, утверждая этим поступком мысль о том, что защита Отечества - святое дело, имеющее всенародную значимость.
Победа русского народа на Куликовом поле, победа, которую предрекал князю Дмитрию преподобный Сергий, положила начало освобождению Руси от татаро-монгольского ига: впервые за многие годы иноземного владычества русские люди, преодолев внутренние раздоры и разногласия, сплотились в единое войско и нанесли сокрушительное поражение завоевателям, защитив православную веру, отстояв свое культурно-историческое наследие. Путь русского народа к этой победе был долгим и мучительно трудным: не одно десятилетие потребовалось для того, чтобы люди, сломленные бесконечными неурядицами, смогли поверить в себя, в свои скрытые силы и подняться на защиту Отечества; нужно было воспитать в воинах мужество, собрать их в одно ополчение, пробудить в народе чувство национального самоопределения, национального подъема. Этому великому делу, делу духовного становления русской нации, и посвятил себя преподобный Сергий Радонежский.
Еще задолго до Куликовской битвы подвижник осознал, что судьба русского народа, его духовная миссия, его спасение как творца и носителя самобытной культуры всецело зависят от единства Руси. Неоднократно преподобный Сергий выступал с миротворческой миссией, призывая русских князей прекратить разорительные междоусобные войны и обратиться к решению созидательных задач, направленных на укрепление государства.
Преподобный Сергий Радонежский не оставил после себя каких-либо письменных трудов. его просветительские идеи, его заветы, по образному выражению В.Ключевского, были положены «в живую душу народа», став неотъемлемой частью нашего национального достояния, нашего менталитета.
Основанный Сергием Троицкий монастырь уже более шести столетий является главным оплотом отечественного просвещения. Русская религиозная философия, русская агиография, русская православная гимназия - все сферы духовной жизни русского человека зарождались именно там, в Троице-Сергиевой обители. С непоколебимой уверенностью можно сказать о том, что заветы Сергия не утратили своей актуальности и в наши дни. Но нам кажется, что говоря об уроках подвижника, нужно подчеркнуть не столько их связь с определённым историческим этапом, сколько их вообще вневременное значение: выражая в себе концепцию праведного, духовно здорового бытия, эти уроки ориентируют человека на вечные ценности, не зависящие от характера конкретной эпохи.
18 июля 2000 года
|