Рейтинг@Mail.ru На главную Библиотека Фотогалерея Контакты Лица О проекте Поиск      В е р а    и    В р е м я
Религиозные ценности и современная система образования
Основные разделы:
Аннотация:

...когда гроб с телом усопшего адмирала при большом стечении народа был вынесен на руках из города, его хотели положить на подводу, но народ продолжал нести его до самой Санаксарской обители – места его упокоения...

Публикации по теме:
Старец Порфирий Кавсокаливит

2 декабря 2020

Старец Порфирий Кавсокаливит:

«Никогда не думай о других плохо». О воспитании детей и молодёжи

...То, что вы хотите сказать своим детям, говорите с молитвой. Детские уши закрыты. Только когда приходит просвещающая Божественная Благодать, тогда они слышат то, что мы им говорим. Когда...

(См. далее...)

2 декабря 2020

Святейший Патриарх Кирилл:

«Люди не могли не склоняться перед его авторитетом». Проповедь в день памяти святителя Филарета Московского в Храме Христа Спасителя

...Сегодняшний день учит в первую очередь архипастырей и пастырей тому, что означает принять на себя ответственность в...

(См. далее...)

Последние репортажи:

27 ноября 2020

Цикл Библейских бесед для московских педагогов продолжился в онлайн-режиме: Ветхий Завет: ноябрь

27 ноября 2020 года продолжился цикл Библейских бесед для педагогов Москвы («Алтарь Отечества», Ассоциация учителей православной культуры, социокультурный проект «Наследие», клуб «Я шагаю по Москве»), на этот раз – в форме видеоконференции на платформе ZOOM...

(См. далее...)

19 ноября 2020

Ассоциация учителей православной культуры приняла участие в видеоконференции «Изучение и почитание подвига новомучеников»

В 2020 году отмечается 20-летие прославления новомучеников и исповедников Русской Церкви на Архиерейском соборе 2000 года. 19 ноября 2020 года на площадке Феодоровского монастыря г. Переславль-Залесского состоялась видеоконференция...

(См. далее...)


ПУБЛИКАЦИИ
Автор публикации:
Савчук Роман Александрович /

Савчук Роман Александрович

Публикации этого автора

15 октября 2020

Святыни и святые | Московский Патриархат


 

Евангелие, Православие и... мир. Размышления в день памяти православного воина Феодора Ушакова

Роман Савчук на примере жизни св. праведного Феодора Ушакова размышляет о возможности сочетания в жизни таких разных понятий, как «воинское служение» и «праведность»
15 октября 2020 г.


Праведный Феодор Ушаков

«Бой был жесток и для нас славен тем паче, что… контр-адмирал Ушаков атаковал неприятеля, вдвое себя сильнее… разбил сильно и гнал до самой ночи… Контр-адмирал Ушаков отличных достоинств. Я уверен, что из него выйдет великий морской предводитель»,

– так в донесении Екатерине ІІ характеризовал доблесть и мужество святого праведного воина Феодора Ушакова князь Потемкин. Конечно, есть и другие характеристики добродетельной личности святого воина. Мы знаем, что он «бедным и нищим творил всегдашние милостивые подаяния и вспоможения», в Отечественную войну 1812 года всё, что имел, отдавал «на воспомоществование ближним, страждущим от разорения злобствующего врага…» и, наконец, «остаток дней своих адмирал провел крайне воздержанно и окончил жизнь свою как следует истинному христианину и верному сыну Святой Церкви». А когда гроб с телом усопшего адмирала при большом стечении народа был вынесен на руках из города, его хотели положить на подводу, но народ продолжал нести его до самой Санаксарской обители – места его упокоения.

Сочетание таких, казалось бы, разных понятий, как «воинское служение» и «святость, праведность», нередко повергают в смятение даже людей глубоко верующих. Тем более усиливают недоумения разные критические высказывания по этому поводу поборников «истинной евангельской любви». Вопрос действительно серьезный: как совместить воинское служение с образом святости, который мы познаем из Евангелия? В чем заключается логика Церкви в этом случае?

Прежде всего, мы должны осознать, что Церковь в своих суждениях всегда опирается на истинную оценку действительности и правильное соотношение видимого и реального. Основанием такого взгляда на мир является Евангелие. А оно решительно и определенно говорит о том, что реалии земной жизни очень часто искажают даже самые благие намерения, обращая их на погибель человеку. С ужасом мы слышим из уст Спасителя, что «наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу» (Ин. 16: 2). Совсем неожиданными для нас оказываются слова любящего Господа:

«Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее» (Мф. 10: 34–35).

Наконец, мы недоумеваем, слыша:

«Не всякий, говорящий Мне: “Господи! Господи!”, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф. 7: 21–23).

Оказывается, что и те, кто именем Господним творили многие чудеса, изгоняли демонов, в конечном итоге могут быть признаны Богом «делающими беззаконие». Что говорить, даже самый верный критерий, которым мы часто оцениваем истинность наших отношений с ближними, – любовь – и он, оказывается, может быть искажен, поскольку:

«Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф. 10: 37)…

Сочетание воинской доблести со святостью возможно в контексте евангельского восприятия реалий нашего мира. Церковь допускает такое сочетание, поскольку оно свидетельствует о том, что земная жизнь человека далека от райских условий. Здесь даже любовь, искренность намерений не могут быть окончательным критерием истинности пути. В нашей жизни всё истинное является плодом усилий, борьбы, преодоления, среди которых неизбежны и падения, и защита слабых, и отстаивание христианских ценностей. Это мир, который невозможно оценить, основываясь лишь на собственных искренних убеждениях отстаивать только правду, поскольку Сам Господь предупреждает каждого:

«Смотри: свет, который в тебе, не есть ли тьма?» (Лк. 11: 35).

В Евангелии нет плоской оценки земных реалий. Господь ясно показывает, что Он понимает сложность нашей жизни, когда говорит:

«Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам…» (Мф. 18: 7).

И предупреждает, чтобы мы не решались судить других и себя с помощью критериев, истинность которых определяем, исходя из собственного опыта или благих намерений.

К сожалению, в мире есть много должного, необходимого, вынужденного, на что человек обязан реагировать и отвечать. И этот необходимый ответ, вынужденное применение силы, ума не противоречит Евангелию. Об этом ясно говорил Спаситель:

«Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мк. 12: 17).

В нас самих не всё так просто и однозначно, чтобы мы могли полностью довериться чему-то исходящему из нашего сердца. Любовь для нас во многом непонятна и часто недостижима. Она не так деликатна и безобидна, как нам кажется, потому что приносит в мир меч и разделение (см.: Мф. 10: 34–35). К любви мы должны проделать долгий путь преодоления себя и неправильного отношения к миру, которым очень легко подменить истину. Поэтому Церковь смотрит на нашу жизнь, основываясь на евангельском реализме борьбы человека со своим стремлением во всем утвердить собственное «я». Ее опыт предупреждает от непоправимых ошибок на этом пути:

«Преждевременное стремление к развитию в себе чувства любви к Богу есть самообольщение. Шествие ко Христу начинается и совершается под водительством страха Божия» (святитель Игнатий (Брянчанинов)).

И в этом смысле возможность сочетания воинского служения со святостью является подтверждением истинности Православия, сохранившего евангельский реализм. Церковь признает, что критерием истинности пути в Царство Небесное являются не внешние отношения с миром, их формальная сторона, а правильность ориентиров, свет Христов, который может преодолеть любой покров обстоятельств и своим лучом достигнуть до самых глубин житейской суеты и мирских соблазнов, лишь бы там было сердце, жаждущее его увидеть.

Роман Савчук

15 октября 2014 года


Источник:      Православие.ру

Последние публикации:
Старец Порфирий Кавсокаливит

2 декабря 2020

Старец Порфирий Кавсокаливит:

«Никогда не думай о других плохо». О воспитании детей и молодёжи

...То, что вы хотите сказать своим детям, говорите с молитвой. Детские уши закрыты. Только когда приходит просвещающая Божественная Благодать, тогда они слышат то, что мы им говорим. Когда вы хотите что-либо сказать своим детям, скажите это Пресвятой Богородице, и Она сама все управит....

(См. далее...)

2 декабря 2020

Святейший Патриарх Кирилл:

«Люди не могли не склоняться перед его авторитетом». Проповедь в день памяти святителя Филарета Московского в Храме Христа Спасителя

...Сегодняшний день учит в первую очередь архипастырей и пастырей тому, что означает принять на себя ответственность в служении Церкви Христовой. Дивный образ и жизненный пример святителя Филарета дают нам ярчайшее подтверждение...

(См. далее...)

24 ноября 2020

Александр Владимирович Черкасов:

Главное в Суворовской «Науке побеждать»

...Суворов – само воплощение России, всех духовно-нравственных ценностей и глубинных смыслов русской православной цивилизации! В Суворове скрыт цивилизационный код России, генетический код всех её будущих побед! Александр Васильевич прожил свою жизнь в воздержании, умеренности и простоте, но оставил нам богатейшее...

(См. далее...)

21 ноября 2020

Протоиерей Александр Шаргунов:

«В имени ангелов - радостная тайна...». Проповедь в день Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

...Дивная тайна: непостижимые по своим силе и величию существа общаются с нами и служат нам, несовершенным и грешным. Бог, ставший человеком, сказал: «Больший из вас да будет всем слуга», - и в эту тайну желают проникнуть ангелы...

(См. далее...)

Публикация:

Православие.ру

15.10.2020

Также у этого автора:

9 марта 2019

Убедить жизнью. В день обретения честной главы святого Иоанна Предтечи

...Мы не часто задумываемся об этом, но Предтеча Господень, о котором Спаситель сказал, что «из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» (Мф. 11:11), на... (Далее)

6 октября 2015

О том, как миссионерская сила в немощи совершается (из истории японской миссии)

...Равноапостольный Николай не раз признавался в дневниках, что бывает очень трудно определить, насколько тот или иной ученик может впоследствии быть полезным... (Далее)


Архив публикаций:
Святые и святыни:
Святитель Филарет (Дроздов)

2 декабря

Святитель Филарет Московский (1867)

День памяти: Ноябрь 19 (2 декабря)

(См. далее...)

Фотоальбомы

2 октября 2020

Благословенная Алания

Фотоальбом по материалам паломническо поездки московских педагогов («Алтарь Отечества», Ассоциация учителей Православной культуры города Москвы) в Северную Осетию 2-7 октября 2020 года.

(См. далее...)

Анонсы

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Рейтинг@Mail.ru

Вера и Время    2020