Рейтинг@Mail.ru На главную Библиотека Фотогалерея Контакты Лица О проекте Поиск      В е р а    и    В р е м я
Религиозные ценности и современная система образования
Основные разделы:
Аннотация:

...Церковь наша давно и много говорит о проблемах образования. Всемирный Русский Народный Собор на протяжении ряда лет также поднимал тему русской школы. Вскоре состоятся XXIII Международные Рождественские чтения, на которых эта тема вновь остро прозвучит в докладах иерархов, духовенства, православных педагогов...

Публикации по теме:

27 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Мы призваны искать ответы вместе, сознавая ответственность за будущее нашей страны». Выступление на внеочередном соборном съезде Всемирного русского народного собора

27 марта 2024 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил на внеочередном...

(См. далее...)

22 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Главная цель жизни — это стяжание Царствия Божиего…». Патриаршая проповедь в пятницу первой седмицы Великого поста

22 марта 2024 года, в пятницу первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных...

(См. далее...)

Последние репортажи:

14 марта 2024

Цикл Библейских бесед для московских педагогов. Ветхий Завет, Книга Исход, глава 23. Март (+ВИДЕО)

14 марта 2024 года, в четверг седмицы сырной (масленицы), в дистанционном формате состоялась очередная, шестидесятая встреча цикла Библейских бесед для московских педагогов («Алтарь Отечества», Ассоциация учителей православной культуры, проект «Наследие»...

(См. далее...)

29 февраля 2024

Заседание Совета Ассоциации учителей православной культуры города Москвы. Фотоотчёт

29 февраля 2024 года на площадке Департамента образования и науки Москвы состоялось очередное заседание Совета Ассоциации учителей православной культуры города Москвы. Оно было посвящено вопросам совершенствования форм и методов работы Ассоциации, взаимодействия с образовательными...

(См. далее...)


ПУБЛИКАЦИИ
Автор публикации:
Чаплин Всеволод /Протоиерей, Председатель Синодального отдела Московской Патриархии по взаимоотношениям Церкви и общества

19 декабря 2014

Московский Патриархат | Общие проблемы и вопросы | Личная позиция


 

«Центром всех процессов, происходящих в стране, должен быть русский народ...». Интервью в преддверии Нового года

В преддверии Нового года и Рождества Христова протоиерей Всеволод Чаплин дал интервью газете «Культура»
19 декабря 2014 г.


Протоиерей Всеволод Чаплин

Своим видением ситуации в России и в мире на излете уходящего тяжелого 2014 года от Рождества Христова с газетой «Культура» поделился протоиерей Всеволод Чаплин - председатель Отдела Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества, член Патриаршего совета по культуре и Общественной палаты РФ

***

- ОТЕЦ ВСЕВОЛОД, КАК ВЫ ОЦЕНИВАЕТЕ ОБОСТРЕНИЕ В ОБЩЕСТВЕ ВОПРОСА О «ГОСУДАРСТВЕННОМ ПРАВОСЛАВИИ»? В ЭТОМ КОНТЕКСТЕ СО СТОРОНЫ «АНТИКЛЕРИКАЛОВ» ИДЕТ БОРЬБА С ВВЕДЕНИЕМ ПРЕПОДАВАНИЯ «ОСНОВ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ» В ШКОЛЕ; БОРЬБА «МЕСТНЫХ АКТИВИСТОВ» СО СТРОИТЕЛЬСТВОМ НОВЫХ ХРАМОВ В СПАЛЬНЫХ РАЙОНАХ, КРИТИКА И НАСМЕШКИ НАД ЦЕРКОВЬЮ В ИНТЕРНЕТЕ И ДАЖЕ ПРЯМЫЕ КОЩУНСТВА. ВСЕ ЭТО, НА ВАШ ВЗГЛЯД, ОДНА ПРОДУМАННАЯ КАМПАНИЯ ИЛИ НЕ СТОИТ ОБОБЩАТЬ?

- Это проявления вечного спора между верой и неверием, между общественными укладами, основанными на вечной Истине и на изменчивых людских предпочтениях. Такого рода спор имел место всегда, в том числе у нас. В Российской империи масоны спорили с церковными иерархами. В советское время этот спор пытались решить силой, но не получилось, несмотря на мощь и жестокость этой силы. Так было и в древнем мире. Исключением не стали даже средние века, во время которых, несмотря на христианское устроение государств, торговцы, еретики, вольнодумцы пытались это устройство опрокинуть. Спора не надо бояться, пусть он и ведется иногда на повышенных тонах. Для христианина важно внутренне не отступать под напором оппонентов, не уступать шантажу, посулам или угрозам, цель которых - изменить само внутреннее содержание христианского взгляда на Бога, человека и общество.

По поводу «сращения с государством». Православная Церковь никогда не считала себя врагом государства, даже гонительского, как в СССР. Церковь всегда воспринимала государство, по апостолу Павлу, который сказал:

 «Начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» (Рим. 13, 4).

Попытка сделать из христианина анархиста или вечного оппозиционера идет в разрез с самой сутью христианства.

- ОДНАКО В НАШЕ ВРЕМЯ ЭТА БОРЬБА ПРИОБРЕЛА ИЗОЩРЕННЫЙ ХАРАКТЕР. БЫЛА ЗАДЕЙСТВОВАНА ИГРА НА РАСКОЛ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ИЗНУТРИ: ПО ЛИНИИ ПАТРИОТИЗМА-ЛИБЕРАЛИЗМА, ЦЕРКВИ-КУЛЬТУРЫ, МАТЕРИАЛЬНОГО НЕРАВЕНСТВА ЦЕРКОВНОЙ ИЕРАРХИИ И ОСНОВНОЙ ЧАСТИ ПАСТВЫ. ВНЕШНИМИ СИЛАМИ ВЕДЕТСЯ ИГРА НА ЗАКОННЫХ ОПАСЕНИЯХ ВЕРУЮЩИХ ПЕРЕД ВНЕДРЯЕМОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ ИДЕНТИФИКАЦИЕЙ ЛИЧНОСТИ. ТАКЖЕ ПРОТИВНИКАМИ ЦЕРКВИ АКТИВНО ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ТРЕВОГА ПО ПОВОДУ 8-ГО ВСЕПРАВОСЛАВНОГО ВСЕМИРНОГО СОБОРА, НАМЕЧЕННОГО НА 2016 ГОД, КОТОРЫЙ НЕКОТОРЫЕ СЧИТАЮТ ПРЕДДВЕРИЕМ ПРИХОДА АНТИХРИСТА....

- В этом опять же нет ничего нового: помимо внешних гонений, Церковь Христову всегда пытались расшатать изнутри. Да, внутри Церкви по вопросам недогматического характера всегда допускались разные мнения. Но важно, чтобы сами верующие люди не переходили грань, отделяющую разномыслие от раскола и вражды. А это, увы, часто случается.

Есть люди, которые хотели бы зафиксировать психологический комфорт и благополучие недавнего времени. Они есть и среди верующих, и среди неверующих. Но нам всем стоит осознать - «спокойное время» ушло бесповоротно. Есть также те, кто мечтал еще в 90-е о «либеральных» реформах в Церкви, о контроле мирян над духовенством, о выстраивании церковной жизни по моделям эмигрантского богословия, которое поставило неправильную цель приспособления к Западу, а не переустройства его в соответствии с православными идеалами. Когда эта группа поняла, что народ за ней не пошел, она решила обвинять его чуть ли не в антихристианстве. При этом они отрицают такие христианские ценности как патриотизм, иерархичность, жертвенность и некоторые другие.

Да, внутри Церкви ведутся непростые дискуссии. Есть люди, отказывающиеся от электронных документов, и, я убежден, что их мнение надо уважать. Дискуссия об уровне жизни духовенства идет, как правило, за церковной оградой. Кстати, в целом этот уровень - в лучшем случае - не выше чем у среднего класса. Но традиция Православия всегда предполагала заботу прихожан о том, чтобы их пастырь не бедствовал. Тема Всеправославного собора - сегодня и впрямь одна из самых обсуждаемых. Хочется надеяться, что этот собор будет созвучен духу Русской Православной Церкви, равно как и других Поместных Церквей. Также надеюсь, что Собор будет учитывать современные общественные реалии, а не остановится на реалиях 60-70-х годов прошлого века, когда в значительной степени формулировались проекты его документов.

- НЕДАВНО В ХРАМЕ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ ПРОШЕЛ ОЧЕРЕДНОЙ XVIII ВСЕМИРНЫЙ РУССКИЙ НАРОДНЫЙ СОБОР. ОДНИМ ИЗ ЕГО ОСНОВНЫХ ДОКУМЕНТОВ СТАЛА»ДЕКЛАРАЦИЯ РУССКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ» ОНА ЗАКАНЧИВАЕТСЯ ТАКИМИ СЛОВАМИ: «РУССКИЙ - ЭТО ЧЕЛОВЕК, СЧИТАЮЩИЙ СЕБЯ РУССКИМ; НЕ ИМЕЮЩИЙ ИНЫХ ЭТНИЧЕСКИХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ; ГОВОРЯЩИЙ И ДУМАЮЩИЙ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ; ПРИЗНАЮЩИЙ ПРАВОСЛАВНОЕ ХРИСТИАНСТВО ОСНОВОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ; ОЩУЩАЮЩИЙ СОЛИДАРНОСТЬ С СУДЬБОЙ РУССКОГО НАРОДА». ПРОТИВ ЭТОЙ ФОРМУЛИРОВКИ В ИНТЕРНЕТЕ И МНОГИХ МАСС-МЕДИА ПОДНЯЛАСЬ «БОЛЬШАЯ ВОЛНА» СО СТОРОНЫ НАШИХ «ИНТЕЛЛЕКТУАЛОВ». В ЧЕМ ПРИЧИНА?

- Сегодня очень важна определенность во всем - в том числе нужно понять, кто по духу не является русским, даже сохраняя русский язык и русское этническое происхождение. Человек, который ненавидит собственный народ и призывает силой его «переделать», человек, кому более близки другие народы - конечно, он не русский. И здесь надо просто поставить точку. Да, такая определенность кому-то очень не нравится. Что ж, насильно мил не будешь! Русский человек должен слушать голос своего народа, ощущать его волю, а не предаваться озлобленной скорби от того, что народ идет своим путем, а не тем, что пытаются навязать ему узкие экспертные группы, руководимые внешними силами.

С определением православного христианства как «основы национальной духовной культуры» и публично, и в частных разговорах соглашаются многие духовные наставники и простые верующие других традиционных российских религий. Характер нашего государства и народа был сформирован в киевской купели крещения при святом равноапостольном великом князе Владимире. Все попытки отдельных публицистов убедить мир в том, что это не так - не основаны на правде.

После публикации декларации ВРНС мы уже привычно столкнулись с кампанией идейного противостояния, включающей публичные и непубличные доносы. Характерно, что за ней стоят те, кто припал к кормушке национальной политики в 90-е годы и до сих пор пытаются эту сферу монополизировать. Честный спор они выиграть уже не могут, ведь плоды их деятельности очевидны - тотальное осложнение межнациональных отношений, которое приходится гасить правоохранительным органам. А причина одна: долгие годы у нас удовлетворялись любые капризы национальных меньшинств при полном игнорировании необходимости самоорганизации русского народа, при страхе перед такой самоорганизацией.

Впрочем, мы не враги нашим оппонентам и готовы к диалогу с ними. Но мы продолжаем настаивать на том, что центром всех процессов, происходящих в стране, должен быть русский народ. И этот народ нуждается в серьезной поддержке. Разумеется, одновременно должны раскрывать свои возможности все народы, населяющие Россию.

- НА ВСТРЕЧЕ С УЧАСТНИКАМИ КЛУБА «РУССКИЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ» ВЫ ПРЕДЛОЖИЛИ ПОДУМАТЬ О СОЗДАНИИ СИСТЕМЫ ПРАВОСЛАВНОГО БАНКИНГА, ВЗЯВ В ПРИМЕР ИСЛАМСКИЙ БАНКИНГ.ВЫ ТАКЖЕ ПРИЗВАЛИ К АКТИВНОМУ ОБСУЖДЕНИЮ ВОЗМОЖНОСТИ ПЕРЕХОДА ОТ «ЭКОНОМИКИ РОСТА» К «ЭКОНОМИКЕ ДОСТАТОЧНОСТИ». ЛИБЕРАЛЬНЫЕ СМИ ПО ПРИВЫЧКЕПРЕДСТАВИЛИ ЭТУ ИНИЦИАТИВУ БЕЗГРАМОТНОЙ КЛОУНАДОЙ. А ВЕДЬ В РОССИИ БЫЛИ ЭКОНОМИСТЫ БОЖЬЕЙ ВОЛЕЮ, ДАВАВШИЕ РАЗВЕРНУТЫЕ ОБОСНОВАНИЯ ПРАВОСЛАВНОЙ ЭКОНОМИКЕ СПРАВЕДЛИВОСТИ: АНДРЕЙ ТИМОФЕЕВИЧ БОЛОТОВ В 18 СТОЛЕТИИ, СЕРГЕЙ ФЁДОРОВИЧ ШАРАПОВ В КОНЦЕ 19 ВЕКА, ВАЛЕНТИН ЮРЬЕВИЧ КАТАСОНОВ В НАШИ ДНИ....

- Я много общался с экономистами и изучал эту тему; хорошо знаком с профессором Катасоновым и другими профессионалами высокого класса, которые разрабатывают практические принципы функционирования «экономики справедливости».

Нынешнее же оживление дискуссии о банковской деятельности без ростовщического процента выявило еще большее число экономистов - теоретиков и практиков, желающих разработать конкретные пути воплощения этой идеи. Стихийно возникла рабочая группа экономистов, собирающаяся еженедельно и обсуждающая различные схемы новой «финансовой архитектуры» для России. В первую очередь речь идет о проектном финансировании с участием инвестора в управлении бизнесом на взаимном доверии. О проектном финансировании недавно говорил и президент Путин.

Нас в свое время заставили забыть, что авраамические религии, включая христианство, определенно отрицательно относятся к ростовщичеству, «лихве», как его называли на Руси. Одно дело - сохранять сбережения людей от девальвации, вкладывая их в материальные ценности или бизнес, совсем другое - давать в долг под проценты. Сам принцип «деньги делают деньги», на котором построена вся глобальная псведоэкономика - не только противоречит установкам большинства религий, но и ведет систему к краху.

Надо быть честным со своими религиозными принципами. Я буквально накануне нашей беседы закрыл все личные счета, которые предполагали хотя бы символический процент роста. Что будет дальше с финансовой системой, построенной на началах Православия - увидим. Во всяком случае, эту идею уже не удастся замолчать и «засмеять», как это пытались делать все те годы, когда я ее озвучивал.

- НА АРГУМЕНТ О ДАВНО РАБОТАЮЩЕМ ИСЛАМСКОМ БАНКИНГЕ ИНОГДА ВОЗРАЖАЮТ: ГДЕ БЫ ОН, МОЛ, БЫЛ, ЕСЛИ БЫ НЕ ЗАКАЧКА НЕФТЕДОЛЛАРАМИ СО СТОРОНЫ АРАБСКИХ НЕФТЯНЫХ ИМПЕРИЙ ПЕРСИДСКОГО ЗАЛИВА...

- Против этого возражения легко привести другое: исламский банкинг активно развивается в последние годы в странах, не обладающих нефтяными залежами. А самое главное при таком подходе: религиозные принципы и честь – важнее прибыли. Это принципиально другая установка сознания.

- КАК ВЫ ОЦЕНИВАЕТЕ СИТУАЦИЮ С ОБРАЗОВАНИЕМ В НАШЕМ ОБЩЕСТВЕ - ОСОБЕННО ШКОЛЬНЫМ? НЕ ГРОЗИТ ЛИ НАМ ВСКОРЕ ПОГОЛОВНОЕ НЕВЕЖЕСТВО, РАЗРЫВ СВЯЗЕЙ МЕЖДУ ПОКОЛЕНИЯМИ - ДАЖЕ НЕ ИЗ-ЗА УРОВНЯ ЗНАНИЙ, А ИЗ-ЗА РАЗРУШЕННОЙ ЛОГИКИ МЫШЛЕНИЯ, СПОСОБНОСТИ ВЫРАЖАТЬ СВОИ МЫСЛИ?

- Церковь наша давно и много говорит о проблемах образования. Всемирный Русский Народный Собор на протяжении ряда лет также поднимал тему русской школы. Вскоре состоятся XXIII Международные Рождественские чтения, на которых эта тема вновь остро прозвучит в докладах иерархов, духовенства, православных педагогов, которых у нас уже десятки, если не сотни тысяч. В августе в Тамбове состоялась потрясающая встреча Святейшего Патриарха Кирилла с ректорами вузов, директорами школ, педагогами Центрального федерального округа - участниками Первого культурно-образовательного православного форума «От сердца к сердцу». Святейший назвал образование «краеугольным камнем общества и государства». Он предупредил, что разрушение школы и образования равносильно разрушению потенциала нации. Он констатировал заметное снижение уровня образования у выпускников школ за последние годы. Признав определенное рациональное зерно, содержащееся в ЕГЭ, он в то же время призвал не сводить образование к системе тестирования и уравновесить эту систему серьезным изменением школьных программ, направленным на создание у учащихся целостного мировоззрения, базовой логики. Святейший также дал афористичное определение: «Школа без идеи - это опасное явление».

Многие молодые люди сегодня не просто неграмотно пишут, они разучились формулировать свои мысли в мало-мальски сложном тексте. Я постоянно с этим сталкиваюсь, поскольку моя деятельность на 50 процентов состоит из редактирования текстов - от сложных концептуальных документов до элементарных писем. Я всё больше понимаю, что их молодые авторы просто не могут выразить ясно свои мысли.

Кто-то недавно хорошо заметил - современные средства коммуникации всё больше нацелены не на создателя контента, а на его потребителя. Попробуйте написать хотя бы 3-страничный текст на таблете! Именно поэтому я заказал специальную шкуру-клавиатуру для этого гаджета, чтобы иметь возможность писать в дороге, как это часто приходится делать. В Воронеже такие производят, а в местах, где делают таблеты, - нет. А вообще, наверное, скоро появится «продвинутая примочка», которая позволит общаться с устройствами через бессвязные звуки разной эмоциональной окрашенности: зарычал, отключилась одна программа, запищал, включилась другая... В общем, как у животных. Постепенно устная речь, не говоря уже о письменной, станет прерогативой узкого элитного круга. Остальные, обвешанные «умными» гаджетами с ног до головы, будут только рычать, пищать и хрюкать. Вы хотите жить в таком обществе? Я - нет.

- КСТАТИ, НЕДАВНО ПРОШЛА ИНФОРМАЦИЯ, ЧТО ВЫ, ПРИЗВАЛИ ОТКАЗАТЬСЯ ОТ ВСЕХ ЗАПАДНЫХ ЭЛЕКТРОННЫХ УСТРОЙСТВ, ЧТО ВЫЗВАЛО МАССУ ЯЗВИТЕЛЬНЫХ КОММЕНТАРИЕВ В СЕТИ...

- Пусть слова «призвал отказаться» останутся на совести телеканала, который таким образом интерпретировал мои слова на своем сайте. Я говорил о том, что устройства удобны, но в любом случае для нашей страны лучше иметь собственный программный продукт и собственное «железо», чем пользоваться импортными хардом и софтом, которые могут быть в любой момент использованы против нас. Чем более в области информационных технологий мы дистанцируемся от стран, настроенных к нам недружественно - тем лучше. Это очевидно для всех, кто не хочет однажды оказаться в рабстве.

- СЕГОДНЯ ИДЕТ ВОЗРАСТАЮЩАЯ АТАКА НА ТРАДИЦИОННУЮ КУЛЬТУРУ СО СТОРОНЫ «ВОИНСТВУЮЩЕГО ПОСТМОДЕРНИЗМА»: НАМЕРЕННОЕ РАЗРУШЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ, ЖИВОПИСИ, ТЕАТРА, БАЛЕТА. ПРИЧЕМ ДЕЛАЕТСЯ ЭТО НЕ ВО ИМЯ «НОВОГО СТИЛЯ» (МОДЕРНИЗМ НАЧАЛА ХХ ВЕКА) ИЛИ «НОВЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ» (ЛЕВЫЙ АВАНГАРД В 20-Е ГОДЫ), А ПРОСТО - РАДИ РАЗРУШЕНИЯ. МОЖЕТ ЛИ ЦЕРКОВЬ ОСТАВАТЬСЯ В СТОРОНЕ ОТ ЭТИХ ПРОЦЕССОВ?

- Она и не остается. Святейший Патриарх Кирилл однажды сказал, что дурной вкус может привести к греховному состоянию, поскольку «безобразие, разрушение гармонии - это вызов Богом установленному порядку миробытия». Святейший не раз подчеркивал, что культура, не опирающаяся на ценности, характерные для культурного кода России, становится антикультурой. Он перечисляет эти ценности: вера, справедливость, солидарность, достоинство, державность. Говорит о единстве истории, включая все ее периоды - княжеский, царский, имперский, советский, нынешний.

Многие спорят о том, что такое постмодернизм. Мне нравится подход немецкого философа Петера Козловски, написавшего книгу «Культура постмодерна», в которой он говорит, что не всё новое плохо и не всё старое хорошо. Учение о «плюрализме истин» не ново. Как помним, еще Пилат скептически вопрошал Христа – живую Истину, стоящую перед ним: «что есть истина?». Христианское мировоззрение предполагает единственную Истину и вечные ценности, которые не меняются, независимо от того, разделяем и понимаем мы их или нет. Дискуссия между пилатовским скепсисом и христианским ответом будет продолжаться до скончания времен. Со стороны «скептиков» она может принимать и ожесточенный характер, они могут именовать свое течение каким-то новым модным «измом» - сути вопроса это не меняет.

- СЕГОДНЯ НА УКРАИНЕ ПРАВОСЛАВНЫЕ СВЯЩЕННИКИ УКРАИНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХАТА С РАЗНЫХ СТОРОН ОКОРМЛЯЮТ ВОЮЩИХ, БЛАГОСЛОВЛЯЮТ ИХ ИКОНАМИ И СВЯТОЙ ВОДОЙ. ПРИЧЕМ, ДОНЕЦКИЕ И ЛУГАНСКИЕ БАТЮШКИ ДЕЛАЮТ ЭТО ПОРОЙ ВОПРЕКИ ЗАПРЕТУ СВОИХ ПРАВЯЩИХ АРХИЕРЕЕВ. ТАКИЕ КОЛЛИЗИИ ВЫЗЫВАЮТ ВЕСЬМА ОСТРЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ МЕЖДУ ПРАВОСЛАВНЫМИ И В САМОЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ЗНАЧИТ ЛИ ЭТО, ЧТО ВРАГУ РОДА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО УДАЛОСЬ ВНЕСТИ ЕЩЕ ОДИН - ПОКА ПОДСПУДНЫЙ РАСКОЛ В ПРАВОСЛАВНЫЙ МIР?

- К сожалению, в истории не раз бывало так, что православные народы воевали друг против друга. Воевали они, увы, и в составе одного народа. То, что сегодня чада одной Православной Церкви участвуют с разных сторон в вооруженной борьбе - это настоящая трагедия. Да, в таком участии у обеих сторон есть своя правда, в том числе укорененная в христианской традиции. Одни имеют право бороться за целостность своей страны, как мы боролись с сепаратистами на Северном Кавказе. Другие, безусловно, имеют право бороться за свой язык, культурный и цивилизационный выбор, за сохранение связей с Россией. Хочется верить, что оба этих подхода к будущему смогут реализоваться не на поле брани, а через мирный процесс, основанный на уважении чаяний каждой из сторон. При этом хочется надеяться, что Украина не перестанет быть православной, в том числе в вопросах общественного устройства.

Многие на Украине хотели бы стать ближе к Западной Европе. Почему бы и нет? Но такая большая страна как Украина при сближении может ставить Европе свои условия, например, потребовать от нее перехода к христианским принципам общественного устройства. Разумеется, это не понравится европейской секулярной бюрократии, заботящейся больше всего о возможности свободно грешить. Но в принципе такая постановка вопроса со стороны православной Украины при сближении с Европой была бы вполне уместной.

- В КОНЦЕ НОЯБРЯ В МОСКВЕ СОСТОЯЛАСЬ II МЕЖДУНАРОДНАЯ АКЦИЯ «НЕДЕЛЯ ЗА ЖИЗНЬ - МИХАЙЛО-АРХАНГЕЛЬСКИЕ ДНИ». КАКОВЫ, НА ВАШ ВЗГЛЯД, ПЕРСПЕКТИВЫ РОСТА ПОДДЕРЖКИ НАШИМ ОБЩЕСТВОМ И НАШИМИ ВЛАСТЯМИ ДВИЖЕНИЯ, КОТОРОЕ ВО ВСЕМ МИРЕ ИМЕНУЕТСЯ «ПРО-ЛАЙФ»?

- На мой взгляд, это движение уже поддерживается большинством нашего народа, и из этого факта государством должны быть сделаны надлежащие выводы. Я лично глубоко убежден, что настало время исключить аборт из системы обязательного медстрахования, чтобы эти операции не производились за счет налогоплательщиков, в том числе тех, кто принципиально не приемлет аборт по религиозным и нравственным убеждениям.

Думаю, надо развернуть саму широкую общественную дискуссию о приемлемости абортов в нашей жизни. В дискуссии не должно быть табуированных тем, в том числе надо говорить о том, что переживает не родившийся ребенок, какие последствия для здоровья женщины несет убийство плода во чреве, как происходящее отражается на моральном самочувствии нации.

- ВЫСТУПАЯ В КОНЦЕ НОЯБРЯ НА АССАМБЛЕЕ СОВЕТА ЕВРОПЫ, ПАПА РИМСКИЙ ФРАНЦИСК ПРИЗВАЛ ЕВРОПУ «ВЕРНУТЬСЯ К СВОИМ КОРНЯМ», ОСУДИЛ ПОТРЕБИТЕЛЬСКУЮ ПСИХОЛОГИЮ И «ЭГОИСТИЧНЫЙ СТИЛЬ ЖИЗНИ». ОН УКОРИЛ ЕВРОПОЛИТИКОВВ ЗАБВЕНИИ ЧЕЛОВЕКА РАДИ ТЕХНОЛОГИЙ, ПРИЗВАЛ ЗАЩИЩАТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКУЮ ЖИЗНЬ ОТЗАЧАТИЯ ДО ЕСТЕСТВЕННОЙ СМЕРТИ, А ТАКЖЕ ПОДДЕРЖАТЬ СЕМЬЮ. ОДНАКО ПРЯМОЙ КРИТИКИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ ОДНОПОЛЫХ «БРАКОВ», ЮВЕНАЛЬНОЙ ЮСТИЦИИ КАК РАЗРУШЕНИЯ СЕМЬИ, ЭВТАНАЗИИ, АБОРТОВ НЕ ПРОЗВУЧАЛО. КАК ВЫ ОЦЕНИВАЕТЕ ЭТО ВЫСТУПЛЕНИЕ ПОНТИФИКА?

- Мне лично нравится практически всё, что сказал Папа. Совсем недавно кто-то из православных авторов выразил эти же мысли в очень похожих выражениях: западноевропейские народы похожи на пенсионера, который хочет, чтобы его оставили в покое и дали спокойно умереть. Бедная, бедная Европа!

У меня много друзей-католиков, которых я искренне люблю. Впрочем, хотелось бы пожелать Католической Церкви отойти от вечно извиняющегося, оправдывающегося тона, который был ей навязан антиклерикальными революциями. Надо вновь учиться быть победителями, призывать народы к тому, чтобы они покончили с диктатурой агрессивно-секулярных сил и боролись за возвращение христианского общественного устройства. Когда Католическая Церковь во Франции вывела на улицы миллион людей, протестовавших против однополых браков, католические иерархи, прежде заискивавшие перед «секуляризаторами», начали говорить уже немножко другим тоном. А если на улицы выйдет два, три миллиона сторонников христианской нравственности? Возможно, тогда у западной Церкви произойдет второе рождение.

- ОТЕЦ ВСЕВОЛОД, НУЖНО ЛИ ПРАВОСЛАВНЫМ В НАШЕЙ СТРАНЕ И ШИРЕ - ВО ВСЕМ МИРЕ - ОБЪЕДИНИТЬ СВОИ УСИЛИЯ С МУСУЛЬМАНАМИ ДЛЯ ЗАЩИТЫ ТРАДИЦИОННЫХ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ?

- Выступая накануне на Х международном мусульманском форуме в Москве, я сказал именно об этом. Надо активнее действовать вместе не только для защиты традиционных семейных ценностей, но и для того, чтобы не дать развязать межрелигиозные войны, к чему нас сегодня подталкивают.

Среди общих для нас «глобализаторских» угроз сегодня можно назвать, например, псевдогуманизм - это когда центром и мерилом всех ценностей цивилизации ставят не преображенного, грешного человека с его абсолютизированным «я хочу». Другая общая угроза, ведущая в глобальный тупик - экономика, построенная на принципе «деньги делают деньги».

Поскольку Православие и традиционный ислам сопротивляются торжеству «нового мирового порядка», то на народы, исповедующие эти религии, оказывается возрастающее политическое, экономическое и информационное давление.

Кроме того, как я уже сказал, архитекторы глобальной власти прилагают немалые силы и средства, чтобы стравить православных и мусульман между собой, а также разжечь братоубийственные конфликты в нашей собственной среде - между христианами и христианами, между мусульманами и мусульманами. В такой ситуации следует быть особенно мудрыми и бережно относиться друг к другу, не переставая при этом громко напоминать миру о вечных нравственных истинах.

Беседовал Андрей Самохин

Сокращенный вариант интервью опубликован в газете Культура.


Источник:      Русская народная линия

Последние публикации:

27 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Мы призваны искать ответы вместе, сознавая ответственность за будущее нашей страны». Выступление на внеочередном соборном съезде Всемирного русского народного собора

27 марта 2024 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил на внеочередном соборном съезде Всемирного русского народного собора.

(См. далее...)

22 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Главная цель жизни — это стяжание Царствия Божиего…». Патриаршая проповедь в пятницу первой седмицы Великого поста

22 марта 2024 года, в пятницу первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Святейший...

(См. далее...)

2 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Традиционные ценности помогают сохранить жизнеспособность в условиях теряющей свой гуманизм цивилизации». Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на Всемирном фестивале молодежи

2 марта 2024 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Всемирный фестиваль молодежи, проходящий на федеральной территории «Сириус» в Краснодарском крае...

(См. далее...)

9 февраля 2024

Президент России В.В. Путин:

«Мы защищаем своих людей, себя, свою Родину и наше будущее». Интервью Президента России Владимира Путина Такеру Карлсону

9 февраля 2024 года в Кремле Президент России Владимир Владимирович Путин ответил на вопросы Такера Карлсона, американского журналиста, основателя видеоплатформы Tucker Carlson Network. 10 февраля 2024 г.

(См. далее...)

Публикация:

Русская народная линия

19.12.2014

Также у этого автора:

2 марта 2022

«Нам требуется новое ополчение…». Выступление на соборных слушаниях «Патриарх Гермоген, русское духовенство и Церковь в служении Отечеству»

...Церковь — это не только священнослужители и монашествующие. Это огромное количество... (Далее)

24 декабря 2015

«Я сам расскажу о времени и о себе»

...С 1985 года я уже работал в Издательском отделе Московского Патриархата. Я пошёл туда работать сразу после школы — ныне покойный владыка митрополит Питирим, не раздумывая, взял меня на... (Далее)


Архив публикаций:
Святые и святыни:
Мчч. Агапий, Пуплий, Тимолай. Икона. Русь. 1-я половина XVI в. Музей икон. Реклингхаузен. Германия

28 марта

Мученики Агапий, Пуплий, Тимолай, Ромил, Александр, Александр, Дионисий и Дионисий (303)

...Находившиеся в толпе юноши-христиане Пуплий, Тимолай, Александр, другой Александр, Дионисий и иподиакон Диаспольской церкви Ромил решили публично исповедать веру и пострадать за Христа...

(См. далее...)

Фотоальбомы

18 октября 2021

Шмелёвские чтения - 2021: Лица и сюжеты

Фотоальбом по материалам XXVI Крымских международных Шмелёвских чтений, прошедших в Алуште 15-19 сентября 2021 года.

(См. далее...)

Анонсы

Вера и Время    2024