Рейтинг@Mail.ru На главную Библиотека Фотогалерея Контакты Лица О проекте Поиск      В е р а    и    В р е м я
Религиозные ценности и современная система образования
Основные разделы:
Публикации по теме:
Святейший Патриарх Кирилл в Соловецком монастыре в день памяти преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких. 21.08.2019

22 августа 2019

Святейший Патриарх Кирилл:

Духовность — это сила. Проповедь в Соловецком монастыре в день памяти преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких

...нужно трудиться и родителям — папам и мамам, дедушкам и бабушкам, чтобы не упустить молодое поколение, потому что родители пред Богом...

(См. далее...)

13 августа 2019

Протоиерей Андрей Ткачёв:

Возвращение памяти

...подлинная Россия – та, что с верой, Царем и Отечеством, та, что из всего массива более чем тысячелетней истории занимает собою почти тысячелетие – русскому человеку не открыта. Оставляя на время в стороне военную историю, можно и...

(См. далее...)

Последние репортажи:

20 августа 2019

Клуб «Я шагаю по Москве» («Активное долголетие»): Рассказ о храмах Донского благочиния

20 августа 2019 года в Городском методическом центре Департамента образования и науки Москвы состоялось очередное заседание клуба «Я шагаю по Москве». Перед собравшимися выступил проректор по воспитательной работе Сретенской духовной семинарии иерей Давид Шуплецов...

(См. далее...)

29 июля 2019

«Алтарь Отечества»: паломническая поездка на Алтай

В понедельник, 29 июля 2019 года, началась паломническая поездка православных педагогов Москвы («Алтарь Отечества», Ассоциация учителей православной культуры) на Алтай. Она посвящена 190-летию основания Алтайской Духовной Миссии и 90-летию со дня рождения выдающегося русского писателя Василия Макаровича...

(См. далее...)


ПУБЛИКАЦИИ
Предыдущая 
Автор публикации:
Новосёлов Михаил Алекссандрович /

Новосёлов Михаил Алекссандрович

Публикации этого автора

31 июля 2014

Святыни и святые | Общие проблемы и вопросы


 

Письмо четвертое. О таинстве Евхаристии


Дорогие друзья мои!

Я обещал вам в нынешнем (4-м) письме вернуться к вопросу о Церкви, но и на этот раз изменяю свое намерение и хочу говорить опять о таинстве, но не о таинстве исповеди, о котором шла речь в предыдущем письме, а о величайшем таинстве Евхаристии. Как и прошлый раз, я вынуждаюсь к отмене предположенной темы некоей рукописью, находящейся в моих руках и затрагивающей вопрос неизмеримой важности. Рукопись эта - «отношение» (так называет ее сам автор) одного иерея к своему архипастырю. Но «отношение» это совершенно особого рода: это скорее исповедь смущенной верующей души, мучительно ищущей разрешения своих тяжких недоумений, чем обычное, деловое «отношение».

Читая эту «исповедь», прежде всего поражаешься тем обстоятельством, что захолустный батюшка с мукой останавливается перед фактом, мимо которого спокойно и равнодушно, во всяком случае, не возвышая голос (как делает этот безвестный служитель алтаря), проходили и проходят сотни столичных иереев (не говоря о множестве провинциальных). Очевидно, их многоученая иерейская совесть далеко не так живо реагирует на то явление, которое повергает в величайшее смущение провинциального батюшку - отца Гавриила. По крайней мере, в их среде не слышно было такого вопля, какой исторгся из груди автора лежащей предо мною рукописи. Правда, в Москве, в одном частном доме, был прочитан доклад на тему, которая составляет предмет настоящего письма, но, несмотря на авторитетное имя лектора, практические последствия чтения были, по-видимому, ничтожны...

Затем, нельзя не удивляться тому, с какой тщательностью собрал автор в своем провинциальном захолустье материал для освещения взволновавшего его душу вопроса. Воистину, честь и слава ему!

Рукопись, о которой идет речь, относится к 1921 году, но, к сожалению, она не утратила своего значения и для нашего времени, так как и поныне во множестве храмов совершается то, что встревожило чуткую совесть иерея Божия, написавшего своему архипастырю следующее:

«Один недоуменный и крайне смущающий меня вопрос побудил беспокоить Ваше высокопреосвященство настоящим отношением, тем более, что к кому ни обращался я за разъяснением его, не получал надлежащего удовлетворения. Предварительно мне хотелось бы уверить Ваше высокопреосвященство, что ничто низменное не руководит мною в настоящем обращении к Вам.

От юности своея я истый церковник и единственно чего ужасаюсь, как бы враг Церкви Христовой и моей собственной души не воспользовался моим смущением, продолжающимся уже не один год, и не отторг бы от общего единомыслия, внушив мне ревность не по разуму. Вопрос, который я осмеливаюсь предложить на решение Вашего Высокопреосвященства, желал бы представить, с Вашего изволения, в таком виде.

Грозные события последнего времени тяжело отозвались на состоянии Православной Русской Церкви. Не говоря об огромном материальном лишении Церкви, эти события коснулись и внутреннего, духовного ее содержания.

Божественная Евхаристия есть центральный пункт нашей православной веры и Вселенской Церкви, около которого вращается все содержимое в Церкви. Приносимая жертва Божественного Агнца Христа есть Святая Святых нашей духовной жизни: где нет истинной Евхаристии, там нет ни Христа, ни истинного христианства, - там пустота духовная. Такая пустота может быть даже при внешнем, видимом совершении таинства. Вот на этот самый существенный пункт, можно сказать, сердце вселенского Православия, совершающиеся события последнего времени и наложили свою тяжелую руку, принудив Русскую Высшую Церковную Власть внести изменение в совершение Божественной Евхаристии.

Как известно, Высшее Управление Русской Православной Церкви сделало циркулярное распоряжение [1] по всем епархиям оповестить духовенство, что оно нашло возможным допустить совершения таинства св. Евхаристии на ржаном хлебе, за неимением пшеничного, и на некоторых ягодных соках, за отсутствием виноградного вина.

Не знаю: может быть, постановление Церковной Власти основано на Св. Писании и Св. Предании, только в самом циркуляре это допущение мотивировано исключительно нуждою времени, полным отсутствием Евхаристических веществ. Я буду говорить только об одном веществе - вине, так как в пшеничном хлебе недостатка, кажется, не было и нет.

Допущение Церковной Властью совершать литургию на ягодных соках и предписание епархиального начальства духовенству самому озаботиться тем, чтобы запасти вина, дали повод к широкому произволу в этой области.

Христос-Спаситель говорит: «Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие» (Ин.6:55).

Но то, что изготовлялось и изготовляется для Таинства Причащения, по большей части истинным питием назвать нельзя: это - даже не ягодные соки, а простой водный настой ягод или каких-нибудь фруктов, включительно до ранеток, подкрашенный чем-то и подслащенный иногда сахарином, не только не пригодный, как питие, но подчас возбуждающий тошноту.

Виноградное вино, узаконенное Слово Божиим и Свящ. Преданием, как единственно достойное вещество для совершения Божественной Евхаристии, еще древним мудрецом пророчески предсказано: «Премудрость созда себе дом и утверди столпов седмь: закла своя жертвенная, и раствори в чаше своей вино, и уготова свою трапезу. Посла своя рабы, созывающи с высоким проповеданием на чашу, глаголющи: ... приидите, ядите Мой хлеб, и пийти вино, еже растворих вам» (Притч.9:1-5).

В словах Спасителя: «Аз есмь лоза истинная, и Отец Мой делатель есть» [2] - сокращение всей нашей Божественной литургии. «Я - лоза (а лоза дает только вино), Я - жертва, приносимая за мир, а Отец Мой - совершитель этой жертвы, и в литургии Бог Отец совершает самое Таинство, приносит Сына Своего за спасение мира. Св. Евангелие дает нам твердое основание знать, что Христос Спаситель совершил на Тайной Вечери и установил Таинство Причащения совершать над хлебом и виноградным вином, чему служат доказательством слова Спасителя, произнесенные Им вслед за причащением учеников: «...не имам пити отныне от сего плода лознаго, до дне того, егда Я пию с вами ново во царствии Отца Моего» (Мф.26:29; Мк.14:25; Лк.22:18). При этом заповедал: «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк.22:19).

Эта всемирная чаша должна быть едина, начиная с чаши Тайной Вечери и кончая последней - пред Вторым Пришествием Христовым, как и по слову Апостола: «един хлеб, едино тело есмы мнози: вси бо от единаго хлеба причащаемся» (1Кор.10:17).

Св. Предание узаконяет вино как единственное вещество для Таинства Причащения, что доказывают чины литургий от ап. Иакова до Златоуста [3]. В литургии св. Василия Великого священнослужащий произносит слова: «...чашу от плода лознаго приемь» [4]. Как же он может произносить эти слова, имея пред собою в чаше не виноградное вино, - и в такую страшную минуту?

Церковь Христова во все время своего существования строго оберегала чистоту, святость и неизменчивость в существе своем Божественной Евхаристии. Так, в древности были еретики-гидропарастаты («водопредстатели»), которые учили, что Таинство Причащения надо совершать на одной воде, без вина. Церковь отвергла это учение, и Карфагенский собор правилом 46-м определил: «В святилище да не приносится ничто кроме Тела и Крови Господни, якоже и Сам Господь предал, то есть кроме хлеба и вина, водою раствореннаго» [5].

В отвержение еретиков-водопредстателей, с другой стороны, еретики-армяне впали в противоположную крайность, стали совершать Таинство Причащения на одном вине без воды. Шестой Вселенский Собор отверг это заблуждение, 32-м правилом определив: «И Иаков, Христа Бога нашего по плоти брат, коему первому вверен престол Иерусалимския Церкви, и Василий Кесарийския Церкви архиепископ, коего слава протекла по всей вселенной, писменно предав нам таинственное священнодействие, положили в Божественной литургии, из воды и вина составляти святую чашу. И в Карфагене собравшиеся преподобные отцы, сии точно слова изрекли: да не приносится во святом таинстве ничто более, точию Тело и Кровь Господня, якоже и Сам Господь предал, то есть хлеб и вино, водою растворенное. Аще же кто епископ, или пресвитер, творит, не по преданному от апостолов чину, и воду с вином не соединяя, сим образом приносит пречистую жертву: да будет извержен, яко несовершенно таинство возвещающий, и преданное нововведением повреждающий» [6].

Это свидетельство, как свидетельство Вселенского Собора, имеет особенную важность, тем более, что Вселенский Собор касается самого существа совершения Таинства: именно, кто совершит не по чину, преданному от Апостолов, тот тем самым возвещает таинство не совершенно или не совершившимся.

Св. Симеон Солунский в главе о священной литургии пишет: «Водопредстателей же ереси и Златоглаголивый противится внегда глаголати реченное от Господа: не пию отныне от рождения лозы [7], лоза же вино, не воду рождает. О сем представляет Златоглаголивого литургия, и еще явленнее богоглаголивого Василия... Тогда наводит: «подобие же и чашу от рождения лозы взем, растворив, благодарив, благословив, освятив даде» [8]. Зриши ли? «От рождения лозы взем» - глаголет... И божественный Иаков, в глаголемой того литургии, тожде же обретается во многих, - сице глаголет: «и взем чашу и растворив вина и воды» [9]. И вси же сице приношаху Отцы в кафолических церквах и апостольских престолах издревле преемство» [10].

Здесь св. Отец пишет против армян, совершавших таинство Причащения на одном вине (истинное питие), и между прочим упоминает еретиков водопредстателей, приносивших одну воду (истинное питие), у нас же в настоящее время не приносится ни вина, ни даже воды натуральной.

Об этом же мы находим свидетельство в книге «Скрижаль» (Москва 1656 г.), одобренной и утвержденной Великим Московским Собором 1667 г., где читаем: «Сего ради нуждно есть во святой чаши вино и вода в совершение таинства, а не вода токмо якоже есть ересь скверная водопредстателей, яже развращает и растлевает предание таинств <...> Ниже вино токмо якоже творят еретици армени, дабы потребили ину ересь водопредстателей, сами же падоша в горшую, якоже сие случися и воиных, иже отпадают от истины» (Гл.73, «Паки о совершаемых в проскомидии») [11].

«Православное исповедание кафолической и апостольской Церкви узаконяет: «Третие Таинство - святая Евхаристия или Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа, под видом хлеба и вина, в котором истинно и собственно или действительно находится Иисус Христос. Сие Таинство превосходит все другие, и более других содействует к получению нашего спасения... Священник... должен наблюдать, чтобы приличное было вещество, то есть, хлеб пшеничный, квасный, чистый, сколько возможно, и вино, несмешанное с другою какою-нибудь жидкостию, и чистое само в себе» (Вопр.106-7) [12].

Отсюда видно, что другие какие-нибудь жидкости, разные ягодные и фруктовые соки и сиропы недопустимы даже к смешению и тем более едва ли могут быть сами в себе веществом для таинства.

«Православное исповедание» в той части, откуда взято свидетельство, утверждено собором восточных иерархов [13] и всеми восточными патриархами.

Великий Московский Собор 1667 г. в присутствии двух восточных патриархов [14], в утвержденной им книге «Скрижаль» определил: «Вещество убо Божественныя Литургии есть хлеб и вино с водою. Не бо от иного коего либо вещества, или от плода прилучившагося, или сикера [a], но от истинныя пшеницы и вина истинного, Божественное тайнодействие совершати нам Господь и божественнии Его апостоли предаша. И внемли, да не прельстиши себе и вместо чистаго вина принесеши оцет или винные дрожди, или иное что гнилое, грех бо наведеши себе смертный» (О седми таинствах, стр.111-112) [15].

Не могу умолчать об одном свидетельстве, где чудесным образом признается вино как единственное вещество для св. Евхаристии. В житии преп. Кирилла Белозерского (память 9-го июня) и в составленной ему службе, в «стихирах на хвалитех» повествуется, что в обители его недоставало вина для совершения св. Таинства Причащения, и Господь, по молитвам угодника, умножил вино, так что его хватило на долгое время [16]. Очевидно, что ни преп. Кирилл, ни Сам Господь не находили возможным заменить вино чем-либо другим.

В «Великом Катехизисе», изданном по благословению святейшего патриарха Филарета, читаем: «Вопрос: Кое есть вещество сея тайны? Ответ: хлеб пшеничен, квасен, солию же осолен. И вино с водою имущее свою естественную целу сладость» [17].

Вопрос: «Кое есть действо и кое есть совершителное третие [18] сея тайны? Ответ: сие есть дивное совершителное, яко в ней верху являемыя образы хлеба и вина, пребывают же сами о себе выше естества, хлеба и вина. Сиречь, вид и вкус хлеба есть, хлеба же самого несть. Вид и вкус вина есть, вина же несть <...>. Обаче [b] известно се веждь, яко идеже сия видимая знамения не суть, ту ни телесе Христова и пречестныя крове Его несть. Зане под сими точию [c] образы знамениями хлеба и вина, по освящении глагол Господних дается тело и кровь Христова, кроме же сих не дается. Да вемы где суть, где же несть их <...>. Идеже знамения от Господа назнаменанная и преданная на что не, суть, тамо ниже вещь и тайна от Бога данная есть» [19].

Не следует ли из сего заключить, что на литургии, совершенной на неузаконенных веществах, не бывает преложения, не бывает Тела и Крови Христовых?!

В «Малом Катехизисе» читаем: «Священник имать совершати святую литургию, с намерением ума да совершает ю, еже святая Церковь соборне описала своим и не соборне. К тому же да иметь принадлежащую вещь совершенну сущу и делу, еже есть хлеб чистый, пшеничный, квасный, и вино естественное с водою мало смешанное. Потом же и иныя потребы, без них же никакоже может святая литургия совершатися» [20] (л.32 обор.).

Наконец, «Учительное известие» гласит: «Вещество Крове Христовы есть вино от плода лознаго, сиесть, из гроздов винныя лозы источенное... Вином же не суть и быти не могут вси соки, от различных овощей и ягод источени, сиесть, яблочный, грушевый, вишневый, терновый, малиновый, и инии сим подобнии. Аще же кто дерзнет кроме самаго винограднаго вина, на иных видех и соках, или вино кислостию во оцет претворится, или с чим смешаное будет, никакоже таинства совершит: но согрешит иерей тяжко смертно и извержению от священства подпадет» [21].

Ввиду приведенных свидетельств, при их общеизвестности, не может ли зародиться и проникнуть в массу народную страшная мысль: да совершается ли у нас в России св. Евхаристия? К такой мысли косвенным образом дает повод и самый циркуляр Высшей Церковной Власти, предписавшей распространить его секретно. По-видимому, и Церковная Власть была недостаточно уверена в обоснованности своего распоряжения.

Правда, она допустила это изменение по нужде, за полным отсутствием виноградного вина, и Церковь, действительно, обладала во все времена и обладает правом перемены обрядов и обычаев, отмены правил, делать по нужде снисхождения, допускать исключительные смотрительные случаи из всеобщей практики церковной, но в то же время не надо ли думать, что это делалось в вещах не существенных, установленных самою же Церковью, и в случаях исключительных? Здесь же, с одной стороны, допущено служение литургии не на виноградном вине не в виде исключения, а во всеобдержное употребление, продолжающееся вот уже около трех лет, а, с другой стороны, вопрос этот касается самого существа Таинства Причащения.

Древняя Церковь говорит, что Таинство «несовершенно», «не совершится», «Тела и Крови Христовой не бывает», а тут как бы утверждается обратное, что таинство и совершится и бывает истинное причащение: не есть ли здесь как бы посягательство на волю Духа Святаго?

Постановлено: священников и диаконов поставляет епископ, и ни при какой нужде не могут это совершить священники. Дух Святый не соизволит на это, а Божественная Евхаристия выше таинства священства: не жертва Христова установлена для священников, а священники поставляются для совершения жертвы.

Вещество для таинства крещения есть вода, как символ омовения от грехов, и ни при какой нужде нельзя заменить ее другою какою-либо жидкостью, например, маслом, керосином: тут будет не омовение, а вящее загрязнение, и таинство не совершится.

Божественная же Евхаристия несравненно выше крещения: в крещении вещество - вода - остается по освящении водой же, и то ее заменять нельзя; в Причащении же вещество - вино - прелагается в кровь Христову, тут «да молчит всякая плоть человеча» [22]. Да и как символ - виноградное вино не имеет себе подобного в мире вещественном.

Прошу позволения привести еще одно свидетельство из выше цитированной книги «Скрижаль»: «Страшная трапеза лежащая посреде Олтаря <...> и чаша с вином яко веселит, и животворит, и согревает, и упояет всякаго вернаго Божествеными благодатьми» [23] (гл.4, «Что знаменует трапеза»). Ягодные соки заключают ли в себе все эти свойства - веселить, животворить, согревать, упоять? Их имеет в полной мере только виноградное вино и, как символ тех же свойств Духа Святаго, оно занимает исключительное положение.

Почтительнейше прошу Ваше Высокопреосвященство дать мне архипастырское разъяснение, что употребление в святом таинстве Причащения ягодных соков, вместо виноградного вина, не противно Духу Евангелия Христова и Вселенского Православия, - чем успокоите мою мятущуюся совесть.

Вашего Высокопреосвященства нижайший послушник

священник Гавриил Кузнецов.

1921 года, октября 6-й день».

Не знаю, дорогие мои, нужно ли что прибавлять к тому, что сказал благоговейный автор сего писания. Прибавлю разве вот что. По-видимому, в той хлебородной местности, где он живет, не было покушения святотатственно, с опошленной от злоупотребления ссылкой, что «по нужде и закону пременение бывает» [24], посягать на вещество Тела Христова, т.е. подменять чистый пшеничный хлеб каким-либо суррогатом. Между тем у нас, в Средней России, это практиковалось и практикуется доселе, несмотря на то, что булочные ломятся от белого хлеба.

А ведь Церковь предъявляет те же строгие и неотложные требования к священнослужителю относительно вещества Тела Христова, что и по отношению вещества Крови Господней. Так, в «Известии учительном» читаем: «Вещь тайны Тела Господа нашего Иисуса Христа есть хлеб от чистыя пшеничныя муки, водою простою естественною смешаный и добре испеченый, квасный, непресоленый, свежий и чистый: вкус, сиесть, смак свойственный имеяй и к ядению благоприятный и способный... Иный же хлеб, кроме самыя пшеницы, квасный из всякаго жита семен, вещию Тела Христова быта не может: дерзнувый же иерей над каковым хлебом из иных семен служити, или и из пшеничныя муки и естественныя воды и квасный, но млеком или маслом или яицы помазанный, зацвелый же, сплеснелый, или изгорчал, или черств, или растлен, зело тяжко согрешит и извержению подпадет, яко таинство на таковых видех не совершится» [25].

Мне приходилось говорить по вопросу о веществе таинства Евхаристии со многими духовными лицами, и я ни у кого из них не встречал той спасительной богоугодной тревоги, которая наполнила сердце о.Гавриила и понудила его поставить откровенно жуткий вопрос: «да совершается ли у нас в России святая Евхаристия?» Вопрос поистине страшный, - ибо если не совершается Евхаристия, то мы лишены причастия вечной жизни и утрачиваем связь с Церковью - Телом Христовым.

Что касается меня, то когда предо мною встал во всей ужасной обнаженности этот вопрос, я поставил себе за правило не только не приступать к св. Чаше, не узнав заранее о достодолжном совершении таинства (в смысле употребления обязательных веществ), но и не присутствовать за литургией в качестве богомольца, если узнавал, что литургия совершается не на вине, а на каких-либо суррогатах, ибо в последнем случае великое бого- и тайнодействие подменяется лицедейством.

Со времени же образования у нас еретического ВЦУ приходится заботиться и о том, чтобы не попасть в храм, где священнодействующим является лицо, имеющее церковное общение с этим ВЦУ, ибо тут также никакого таинства, конечно, не совершается, и приступающий к Чаше вместо Тела и Крови Христовых приемлют простой хлеб и простую - того или иного рода - жидкость.

Да, родные мои, дни лукавы [26], трезвитесь, бодрствуйте, молитесь и меня, грешного, поминайте. Воспомяните и богобоязненного о.Гавриила.

Да охранит вас благодать Господа «от человек некоторых, и бесов, и страстей, и от всякий иныя неподобныя вещи» [27].

Любящий вас брат о Господе...

P.S. Некто сказал по поводу подлога, устраиваемого относительно вещества таинства св. Евхаристии, что «русская Церковь впала в мистическую неизвестность», так как неизвестно, что содержит евхаристическая чаша при наличности такого подлога. Из приведенных выше свидетельств можно сказать больше: чаша чужда Тела и Крови Христовых, т.е. того, что составляет сердцевину Церкви.

Хотел я предложить вам некоторые выписки из блаж. Симеона Солунского, относящиеся к таинству исповеди, но не могу этого сделать за отсутствием под руками его священнолепных писаний [28]. Простите! Вместо этого выпишу несколько строк из Требника, из «Последования о исповеди», из которых видно, как необходима частная исповедь, чтобы духовник не являлся преступником пред Господом Богом, допуская к св. Чаше недостойных.

«Внимай себе, о духовниче! зане, аще погибнет едина овца нерадения ради твоего, от рук твоих изыщется. Проклят бо, глаголет Писание, дело Господне с нерадением творяй (Иер.48:10). Великий же Василий глаголет: блюди, да не убоишися человека в падении его, да не предаси Сына Божия в руце недостойным, да не усрамишися кого от славных земли, ниже самаго диадиму носящаго, да не причастиши: божественная бо правила не повелевают недостойным причаститися, яко язычницы бо вменяются. Аще ли не обратятся, горе и тем, и причащающым их» [29].

29 марта/11 апреля 1925 года.
г. Петроград.

 

Примечания

a. Опьяняющий напиток - прим. ред.

b. Однако, впрочем - прим. ред.

c. Только - прим. ред.

 

Комментарии

1. Текст данного циркуляра, распространявшегося «секретно» (см. ниже), в настоящее время неизвестен; однако в мемуарной литературе, относящейся к данному периоду времени, имеются подтверждающие его свидетельства. Так, в воспоминаниях В.Ф. Марцинковского описывается литургия в московской таганской тюрьме, которую совершали несколько епископов во главе с митр. Кириллом Казанским (Смирновым); один из заключенных священников (игумен Иона) лишь прислуживал во время литургии, но не участвовал в причащении, поскольку «при совершении таинства вместо вина (с разрешения Патриарха Тихона) употреблялся клюквенный сок»; в качестве оправдания игумен Иона говорил: «Вот богослужебная книга <...> Прочитайте статью «о веществе таинства» <...> Видите, должно быть обязательно вино. И, может быть, по грехам нашим Бог отнял его у нас. Разрешение Патриарха Тихона для меня, как православного священника, недостаточное основание <...> Это соборное постановление Церкви, и только она в целом может его изменить» (Марцинковский В.Ф. Записки... С.217-218). Отметим также свидетельство В. Никифорова-Волгина: «...Голод. С превеликим трудом доставали горсточку муки для просфор. Литургийный хлеб стал теперь ржаным - почернело тело Христово...» (Дорожный посох. М., 1991. С.86).

2. Ин.15:1 (церк.-слав.).

3. В настоящее время в Русской Православной Церкви, как правило, совершается литургия Иоанна Златоуста, являющаяся сокращением и переработкой литургии Василия Великого; последняя также совершается, но реже (10 раз в году). В свою очередь св. Василий создал свою литургию путем систематизации и пересмотра многих существовавших ранее редакций, из которых наиболее древней является литургия ап. Иакова (брата Господня по плоти); в настоящее время эта литургия также совершается в некоторых православных храмах (как правило, в день памяти ап. Иакова - 23 октября по ст. стилю). Наконец, в некоторые дни четыредесятницы совершается также литургия Григория Двоеслова (литургия преждеосвященных даров).

4. «Служебник. М., 1977. С.393.

5. Книга правил святых Апостол, святых соборов вселенских и поместных и святых отец. М., 1901. С.205.

6. Там же. С.94-95.

7. Мф.26:29.

8. Служебник. М., 1977. С.393.

9. Собрание древних литургий, восточных и западных. Вып.1. СПб., 1874. С.176.

10. Св. Симеон, архиепископ Фессалоникийский. Разговор о св. священнодействиях и таинствах церковных // Писания свв. отцов и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православнаго богослужения. Т.2. СПб., 1857. С.119-121 (у Новоселова приведен другой перевод).

11. «Скрижаль. М., 1656. С.181-182.

12. Православное исповедание кафолической и апостольской Церкви Восточной. Ч.1. О Вере. Вопросы 106-107. М., 1831. С.86-87.

13. Указанная выше книга была снабжена следующим предисловием: «Я смиренный, со Священным собором Архиереев и Клиром, прочитав присланную к нам от единоверной нам Мало-Российской Церкви книгу, под заглавием: Исповедание Православной Веры Кафолической и Апостольской Церкви Христовой <...> нашли, что она во всем согласуется с догматами Христовой Церкви и священными канонами, и нет в ней ничего противного Церкви. Впрочем другую часть оной, представленную на Латинском языке, мы не читали: посему утверждаем ту только, которая писана на нашем языке <...> В лето Спасения 1645, месяца марта, 11 дня» (послание подписано патриархом Константинопольским Парфением и другими патриархами и епископами восточных церквей) // Там же. С.VI-VIII.

14. На соборе 1667 г. присутствовали Паисий Александрийский и Макарий Антиохийский.

15. В этом месте письма священника Гавриила Кузнецова, по-видимому, какая-то ошибка: в книге «Скрижаль» не только нет приведенной цитаты, но и указанной им главы (в 26-й главе с близким названием «Седмь таинств, сирень дарований имать епископ» речь идет совсем о других предметах).

16. Минея. Июнь. Ч.1. М., Издание Московской Патриархии, 1986. С.285. 3-я стихира на хвалитех: «Вина недостатки Божией церкви, молитвами твоими, отче, сосуд исполнил еси и на многа времена довлети той даровал еси. Темже и нас, почитающих память твою, вином Божия любве напой всех, да прославляем пречестное успение твое» (Там же. С.283).

17. О четвертой тайне тела и крове Христовы // Великий Катехизис. Глава 77. 3-е изд. 1890. Л.383 об.

18. До этого в «Катехизисе» шла речь о том, что таинство Евхаристии, говоря современным языком, имеет три аспекта («три суть особне сия»): первый - что в нем мы имеем истинное Тело и Кровь, а не только их образ; второй - что это одно Тело, а не два (из хлеба и от Богоматери); третий аспект рассматривается в приводимом отрывке.

19. Там же. Л.387-388.

20. В качестве цитируемого источника Новоселов указывает: Катехизис. Попов (в некоторых списках: Псков. - Е.П.), 1885. Л.32 об. Мы не нашли указанного издания, в котором, по-видимому, был сделан новый перевод с латыни; в книге С.Т. Голубева «Киевский митрополит Петр Могила и его сподвижники» (том 2, Киев, 1897) приведен первоначальный славянский текст «Малого Катехизиса» (1649 г.).

21. Служебник. М., 1977. С.511-512.

22. «Да молчит всякая плоть человеча и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет: Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным. Предходят же Сему лицы ангельстии со всяким началом и властию, многоочитии Херувими и шестокрилатии Серафими, лица закрывающе и вопиюще песнь: аллилуия, аллилуия, аллилуия» (Триодь постная. Ч.2. М., Издание Московской Патриархии, 1992. Л.502). Этот тропарь поется на литургии в Великую Субботу вместо Херувимской песни.

23. Скрижаль. М., 1656. С.26-27.

24. Евр.7:12.

25. Служебник. М., 1977. С.510-511.

26. Еф.5:16.

27. Молитва 7-я св. Иоанна Златоуста на сон грядущим // Православный молитвослов и Псалтирь. М., 1988. С.18.

28. Св. Симеон, архиепископ Фессалоникийский. Об исповеди // Писания свв. отцов и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православнаго богослужения. Т.2. СПб., 1857. С.119-121.

29. Последование о исповедании // Требник в двух частях. Ч.1. М., Издание Московской Патриархии, 1979. С.69-70. 


Источник:      Вера и Время

Предыдущая 
Последние публикации:
Святейший Патриарх Кирилл в Соловецком монастыре в день памяти преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких. 21.08.2019

22 августа 2019

Святейший Патриарх Кирилл:

Духовность — это сила. Проповедь в Соловецком монастыре в день памяти преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких

...нужно трудиться и родителям — папам и мамам, дедушкам и бабушкам, чтобы не упустить молодое поколение, потому что родители пред Богом дадут ответ за своих детей. Как бы трудно ни было, нужно воспитывать детей в Православии, приводить...

(См. далее...)

19 августа 2019

Протоиерей Андрей Ткачёв:

Преображение

...Христос, сияющий, как солнце. Люди, поклоняющиеся Ему. Слава Божия, освящающая праведников. Это и есть Царствие Божие, явленное на краткое время малому числу избранных, но ожидающее в конце веков и времён всех, кто записан в Книгу Жизни...

(См. далее...)

13 августа 2019

Протоиерей Андрей Ткачёв:

Возвращение памяти

...подлинная Россия – та, что с верой, Царем и Отечеством, та, что из всего массива более чем тысячелетней истории занимает собою почти тысячелетие – русскому человеку не открыта. Оставляя на время в стороне военную историю, можно и нужно говорить о том, чтобы сделать предметом общественного изучения историю российского путешественника...

(См. далее...)

9 августа 2019

Митрополит Антоний (Паканич) :

Почему никому не нужно ничего доказывать

...Вера – свободный выбор человека, его волеизъявление. Она не требует доказательств, как не требует доказательств любовь, когда один человек по-настоящему любит другого. И там, где есть хотя бы намёк на желание доказать себе правильность выбранного пути, – нет веры...

(См. далее...)

Обложка:

Оглавление

Письмо первое. О «Живой Церкви»

Письмо второе. О неразрывности Христианства и Церкви

Письмо третье. О таинстве исповеди

Письмо четвертое. О таинстве Евхаристии


Публикация:

Вера и Время

31.07.2014

Архив публикаций:
Святые и святыни:
Фотоальбомы

22 июня 2018

Родная земля. Дорогами паломников: Кострома - Нерехта - Плёс

Фотоальбом по материалам паломнической поездки московских педагогов в Кострому 22-24 июня 2018 года.

(См. далее...)

Анонсы

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Рейтинг@Mail.ru

Вера и Время    2019