Рейтинг@Mail.ru На главную Библиотека Фотогалерея Контакты Лица О проекте Поиск      В е р а    и    В р е м я
Религиозные ценности и современная система образования
Основные разделы:
Публикации по теме:

26 января 2023

Святейший Патриарх Кирилл:

«Все больше людей понимают, насколько важна любовь к Родине, верность своей стране, готовность защитить её священные рубежи…» Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на XI Рождественских Парламентских встречах

26 января 2023 года Святейший Патриарх Московский...

(См. далее...)

26 ноября 2022

Татьяна Петракова:

Межрегиональный проект «Алтарь Отечества»: воспитать патриотов России

Доклад на онлайн семинаре «Защита Отечества в русской истории и современном воспитании» Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования 22 ноября 2022 года.

(См. далее...)

Последние репортажи:

25 января 2023

В Кремле прошло торжественное пленарное заседание XXXI Международных Рождественских образовательных чтений

25 января 2023 года в Государственном Кремлевском дворце в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось торжественное пленарное заседание XXXI Международных Рождественских образовательных чтений «Глобальные...

(См. далее...)

24 января 2023

XXXI Международные Рождественские образовательные чтения: Научно-практическая конференция «Будущее наследие»

24 января 2023 года в Белом зале Храма Христа Спасителя под председательством епископа Тольяттинского и Жигулёвского Нестора в рамках XXXI Международных образовательных чтений прошла XV Межрегиональная научно-практическая конференция «Моделирование...

(См. далее...)


ПУБЛИКАЦИИ
Автор публикации:
Петракова Татьяна Ивановна /Доктор педагогических наук,, профессор, Профессор Московского педагогического государственного университета, методист Городского методического центра Департамента образования и науки города Москвы (отдел ОРКСЭ — основ религиозных культур и светской этики)

января 2001

Рождественские чтения | Образование и наука | Основы Православной культуры


 

Базовое содержание образования и ценности православной культуры

Выступление на IX Международных Рождественских образовательных чтениях.
Январь, 2001 г.


Уже в девятый раз мы собираемся на Рождественские образовательные чтения, в рамках которых развивается и углубляется диалог светской и православной образовательных систем. За эти годы многое наработано, более четко обозначились проблемы, намечены перспективы дальнейшего сотрудничества. По словам Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, сказанным им на открытии чтений, и у Церкви, и у государства есть немало совместных задач. Для их решения нужен конструктивный диалог в духе благожелательности и откровенности.

Сегодня, когда начались заседания секций, выступлениями заместителя Министра образования России А. Ф. Киселева и академика РАО В. С. Леднева был начат разговор о необходимости взаимодействии двух систем на уровне содержания образования. Эта задача встает не только в теоретическом, но и в практическом плане: рекомендованы Минобразованием для использования в общеобразовательной школе такие книги, как "Основы нравственности". "Христианство и религии мира". "Симфония по творениям святителя Тихона Задонского" и другие. Каким образом можно внедрить эти и подобного рода издания в практику работы массовой школы, как использовать на уроках и в системе дополнительного образования все богатство святоотеческого наследия, житийную литературу и в перспективе - сокровища Евангелия?

Сказанное свидетельствует об актуальности заявленной нами темы. По существу речь идет о том, на какой содержательной основе возможно сотрудничество светской и православной образовательной систем. Хотя каждая из них обладает своими особенностями, их взаимодействие будет продуктивным, если опираться на ценностный потенциал базового образования.

Говоря в общем плане, ценность - это то, что значимо для человека. Ценностные предпочтения проявляются в ситуации выбора. Если мы, к примеру, утверждаем, что для нас самое важное - это семья, а фактически, предпочитаем работу, друзей, развлечения, то становится ясным, что для нас действительно ценно. Так же определяемся мы с вопросами духовной жизни.

Проблема включения ценностей в содержание образования и их использование стала особенно актуальной на современном этапе (Л. Я. Зорина, И. Я. Лернер, В. Оконь, И. М. Осмоловская и др.). Включенные в содержание образования ценности, как опыт эмоционально-ценностного отношения к миру, присутствуют там имплицитно и нуждаются в выявлении (Ю. Шаров). Будучи выявлены, структурированы, дидактически переработаны и приняты педагогом в качестве личной иерархии ценностей, они могут стать основой системы ценностных ориентации школьников, ядром системы духовно-нравственного воспитания в общеобразовательной школе.

Вместе с тем, анализ ценностного потенциала базового образования свидетельствует о тенденции к его разрушению. В частности, прослеживаются следующие изменения в содержании и структуре образования.

 

- Переход от предметоцентризма к образовательным областям. Представление образовательным учреждениям широких возможностей в создании и использовании вариантов учебных планов в зависимости от региональных и национальных особенностей, в выборе учебных предметов в рамках образовательной области приводит к размыванию содержательного "ядра", нескоординированности в определении стратегических целей (ценностей).

- Усиление вариативности содержания за счет инварианта. Это изменение связано с установлением практики одновременного использования вариативных (параллельных) программ и учебников, что приводит к содержательной и концептуальной "мешанине".

- Рационализация и вербализация образования за счет аффективно-эмоциональной сферы. Исследователи отмечают, что акцент на формирование у ребенка суммы знаний, умений и навыков не адекватен задачам современной школы и приводит к дегуманизации образования. При этом остается несущественным удельный вес предметов художественного цикла, в концепции которых заложена идея учения через переживание (как выработка умения оценивать сущее).

- Перегруженность учебных программ информацией. Об этом опасном явлении пишут практически все ученые-дидакты. Особенно оно усилилось с появлением нерегулируемого количества так называемых авторских программ. Не умея выделить главное, общезначимое в содержании образования многие авторы программ, учебников, методических разработок, загромождают их малозначимым, второстепенным материалом, что приводит к перегрузке учащихся, а, в конечном счете, блокирует эмоциональную сферу.

- Излишняя усложненность программ. Тенденция к усложнению учебного материала прослеживается сейчас не только в элитарной школе. При этом игнорируется такой важнейший критерий конструирования содержания образования, как его доступность. На этой основе сложилась так называемая "ознакомительно-информативная методика", ведущая к поверхностному, безоценочному усвоению материала.

Вместе с тем, в содержании программ и учебников представлен целый комплекс ценностей, которые могут формировать и стимулировать развитие духовных и нравственных потребностей у учащихся. Это следующие ценности:

 

- социальное благополучие общества;

- социальная справедливость;

- ценность знания;

- уважение к талантам и умельцам;

- достоинство личности;

- здоровье;

- сохранность природы;

- социальная активность личности;

- нравственное здоровье личности;

- ценность других народов и их культур;

- патриотизм;

- творчество и ряд других.

 

Для выявления и анализа ценностей нами были взяты "Примерные программы основного общего образования", изданные Министерством образования России в1998 г. В качестве критериев были выбраны следующие:

 

Исторический - наличие сведений из истории науки;

Общекультурный - использование материала культуры;

Оценочный - постановка задач на оценивание учебного материала.

 

Под историей науки(исторический критерий) понимается единство двух процессов: истории развития понятий, идей, теорий и истории тех или иных открытий. История науки в школе, по мнению ученых-дидактов, необходима для полноценной реализации важнейших целей обучения и воспитания, среди которых - формирование эмоционально-мотивационной сферы школьников и системы личностных ценностей (Журавлев, 1993, С.162-209). Историко-научный материал вводит "человеческий фактор" в учебные предметы.

Общекультурное значение учебного материала (общекультурный критерий) измеряется масштабом и значимостью области его применения, возможностями его педагогического влияния на сферу жизни учащихся.

Ценностное отношение (оценочный критерий) предполагает формирование определенной направленности эмоционального отношения к учебному материалу, значимому в воспитательном и образовательном плане.

Детальный разговор о ходе анализа ценностного потенциала знаний сейчас вряд ли целесообразен. Следует, однако, отметить, что его результаты в целом совпали с выводами ученых-дидактов, касающихся принципиальных недостатков в содержании образования (Лернер, 1993, С.3-8).

 

l. Bce содержание образования в средней школе не имеет достаточно системно разработанного теоретического обоснования. Оно строится, главным образом, на традициях и эмпирическом опыте.

2. Второй недочет состоит в неполноте материала, в недостаточности представленного в нем т.н. внепредметного содержания, обеспечивающего соответствующие средства усвоения учебного предмета. К таким знаниям относятся логические, методологические, философские, историко-научные знания и знания из других дисциплин.

3. Содержание образования слабо ориентировано на развитие творческих потенций и формирование у учащихся ценностного отношения.

4. Базовое содержание не проработано с точки зрения гуманистической ориентации всего образования, авторы программ и учебников каждый по-своему понимают и пытаются решить эту проблему.

5. Имеет место серьезная перегрузка программ усложненным, объемным материалом, ориентированным на учащихся высших учебных заведений, при явной недогруженности его историческими, общекультурными сведениями.

6. Наблюдается диспропорция между формально-рациональным и ценностно-эмоциональным началами содержания образования при общей перегруженности программ информацией.

7. Поставленные в "Пояснительных записках" к программам общегуманитарные задачи не обеспечиваются содержатель но, не прослеживается их связь с общегуманитарными требованиями, содержащимися в последнем разделе каждой программы - "Требования к уровню подготовки выпускников".

Сказанное позволяет сделать вывод о том, что имеющиеся в базовом содержании образования ценности носят преимущественно гуманистический характер. Они нуждаются в систематизации, дополнении и углублении. Вместе с тем, ценностный потенциал базового образования открывает возможности дальнейшего сотрудничества светской и православной педагогики в области содержания (Петракова,1997). В перспективе содержанием образования, по словам Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, должны стать вечные, непреходящие ценности христианства. Но чтобы эта перспектива стала действительностью необходима большая совместная работа ученых и педагогов.

Конкретные действия в этом направлении уже предпринимаются. В лаборатории дополнительного образования Института общего образования Минобразования России создана программа по духовно-нравственному воспитанию младших подростков, основанная на ценностях базового образования и дополненная ценностями христианства (Евладова,1994). Она получила широкое распространение в школах Российской Федерации и доказала свою эффективность. Нам представляется, что сотрудничество школы и Церкви должно быть продолжено.

 

Литература:

 

1. Алексий II. Церковь и мир на пороге нового тысячелетия: Доклад Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на открытии IX Международных Рождественских чтений. М.,2001.

2. Евладова Е. Б., Петракова Т. И. Путешествие к истокам. Комплексная программа воспитания и дополнительного образования на уроках и во внеурочной деятельности. М.,1994.

3. Журавлев И. К. Зорина Л. Я. Лернер И. Я. Дидактическая концепция содержания базового образования // Дидактические проблемы построения базового содержания образования / Под ред. И. Я. Лернера, И. К. Журавлева. М., 1993.

4. Лернер И. Я. Введение // Дидактические проблемы базового содержания образования / Под ред. И. Я. Лернера, И. К. Журавлева. М.,1993.

5. Петракова Т. И. Духовные основы нравственного воспитания. М.,1997.

6. Шаров Ю.В. Проблемы формирования духовных потребностей. М.,1969.

© Петракова Т. И. 2001


Источник:      IX Международные Рождественские образовательные чтения

Последние публикации:
Святая равноапостольная Нина

27 января 2023

Святитель Иоанн (Максимович):

«Не обладая учёными знаниями и никакими сокровищами, она привела к Свету Истины целый народ». Ко дню памяти св. равноапостольной Нины

...Пришла она туда, ничего не имея, кроме креста и свитка, данных ей Божией Матерью, и одежды, которая была на ней. Всё то совершила она силою своей веры, и молитвою непрестанною, и неустанными трудами с помощью Христа...

(См. далее...)

26 января 2023

Святейший Патриарх Кирилл:

«Все больше людей понимают, насколько важна любовь к Родине, верность своей стране, готовность защитить её священные рубежи…» Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на XI Рождественских Парламентских встречах

26 января 2023 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил с докладом на открытии XI Рождественских Парламентских встреч,...

(См. далее...)

25 января 2023

Протоиерей Александр Шаргунов:

Чтобы во Христа крестившись, мы во Христа облеклись… Слово в день памяти святой мученицы Татианы

...отвержение зла, лжи и греха — это не просто отрицание, это — утверждение нашей истинной духовной жизни. Это наше участие в Истине. Это наша причастность Божественной любви. Это наше участие в жизни Самого Бога и в Крестной тайне Его Искупления...

(См. далее...)

22 января 2023

Святейший Патриарх Кирилл:

«Он явил нам и простоту, и смирение, и величие церковного служения». Слово после Божественной литургии в день памяти святителя Филиппа, митрополита Московского

...Пример святителя Филиппа говорит об очень многом. Он свидетельствует, что Церковь всегда находится вне каких-либо политических схваток. Именно благодаря этой отвлечённости от мирских стихий...

(См. далее...)

Публикация:

IX Международные Рождественские образовательные чтения

01.2001

Также у этого автора:

26 ноября 2022

Межрегиональный проект «Алтарь Отечества»: воспитать патриотов России

Доклад на онлайн семинаре «Защита Отечества в русской истории и современном воспитании» Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования 22... (Далее)

1 мая 2022

О воспитании добродетелей (на примерах повести И.С. Шмелёва «Лето Господне»)

Доклад на Крымских международных Шмелёвских чтениях «И.С. Шмелев и писатели литературного зарубежья», посвященных 140-летию со дня рождения И.С. Шмелева и 20-летию... (Далее)


Архив публикаций:
Святые и святыни:
Фотоальбомы

18 октября 2021

Шмелёвские чтения - 2021: Лица и сюжеты

Фотоальбом по материалам XXVI Крымских международных Шмелёвских чтений, прошедших в Алуште 15-19 сентября 2021 года.

(См. далее...)

Анонсы

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Рейтинг@Mail.ru

Вера и Время    2023