Рейтинг@Mail.ru На главную Библиотека Фотогалерея Контакты Лица О проекте Поиск      В е р а    и    В р е м я
Религиозные ценности и современная система образования
Основные разделы:
Публикации по теме:
Старец Порфирий Кавсокаливит

12 ноября 2019

Старец Порфирий Кавсокаливит:

«Никогда не думай о других плохо». Таинственная жертва любви

...То, что вы хотите сказать своим детям, говорите с молитвой. Детские уши закрыты. Только когда приходит просвещающая Божественная Благодать, тогда они слышат то, что мы им говорим. Когда вы...

(См. далее...)

14 февраля 2019

Святейший Патриарх Кирилл:

«Встреча с Господом должна коренным образом изменить нашу жизнь». Обращение по случаю празднования Дня православной молодёжи

...Согретые любовью Христовой, мы призваны являть эту любовь другим людям, призваны творить дела милосердия. Это под силу каждому...

(См. далее...)

Последние репортажи:

21 января 2020

Клуб «Я шагаю по Москве» («Активное долголетие»): экскурсия в храм Троицы Живоначальной в Хохлах

21 января 2020 года в рамках клуба «Я шагаю по Москве» («Активное долголетие») состоялась экскурсия в храм Троицы Живоначальной в Хохлах (настоятель протоиерей Алексий Уминский).

(См. далее...)

17 января 2020

XII Международный молодёжный гастрономический фестиваль «Возрождаем традиции. Рождество 2020»

17 января 2020 года в Историческом парке «Россия – моя история» на ВДНХ прошёл 12-й Международный молодёжный гастрономический фестиваль «Возрождаем традиции. Рождество».

(См. далее...)


ПУБЛИКАЦИИ
Автор публикации:
Соловьёв Алексей Юрьевич /Преподаватель Николо-Угрешской Духовной семинарии, член Союза писателей России, член Союза журналистов Москвы

Соловьёв Алексей Юрьевич

Преподаватель Николо-Угрешской Духовной семинарии, член Союза писателей России, член Союза журналистов Москвы

Публикации этого автора

20 ноября 2013

Основы Православной культуры | Духовно-нравственное воспитание


 

Использование потенциала духовных школ в организации преподавания Православной культуры в школах Москвы

Тезисы доклада на Рождественских чтениях в Восточном викариатстве города Москвы, посвящённых 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского 19 ноября 2013 г.


Нами рассматриваются возможности духовных образовательных организаций в оказании помощи учителям школ и содействии становлению городской службы методического сопровождения преподавания ОРКСЭ.

 

 

 

Духовные школы Москвы:

Московская православная духовная академия,

Православный Свято-Тихоновский богословский институт (является юридическим лицом; в то же время, ПСТБИ можно назвать пастырским отделением ПСТГУ),

Сретенская православная духовная семинария,

Николо-Угрешская православная духовная семинария,

Николо-Перервинская православная духовная семинария

 

Организационно-правовая форма духовных школ – «Духовная образовательная организация» (прежде: «Православная религиозная организация – учреждение профессионального религиозного образования»)

 

Возможности духовных школ РПЦ иллюстрирует следующий пример:

В Манеже на выставке «Православна Русь – к Дню народного единства. Моя история. Романовы» (4 ноября – 19 ноября 2013 г., сайт выставки: http://www.romanovi-expo.ru ) мы увидели современные формы преподавания истории. Сама выставка м.б. определена как эффективное современное учебное пособие, а предметно-образная среда выставки – как образцовая для оформления классов и музеев. Экскурсии водили студенты Сретенской духовной семинарии, всего было задействовано 45 студентов. Все участники этого грандиозного просветительского проекта – преподаватели и студенты Сретенской семинарии – теперь лучше других знают историю России в XVII-XX веках. И могут донести своё открытие до наших сердец, а знания – до наших умов. Если мы этого захотим и найдем способ использования этого потенциала.

 

Организация преподавания Православной культуры в общеобразовательной школе предполагает:

- реализацию школой Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в соответствии с Примерной основной образовательной программой НОО ФГОС;

- подготовку педагогов к преподаванию именно ОПК, а не чего-то еще или вообще ОРКСЭ;

- обеспечение учебными пособиями, вошедшими в Федеральный перечень и рекомендованными ОРОиК РПЦ;

- взаимодействие с РПЦ (в реализации программы ДНРВ, в процедуре организации свободного выбора родителями предмета в рамках ОРКСЭ, в проведении праздников и экскурсий, в комплектовании школьных библиотек и музеев).

 

Городская служба методического сопровождения преподавания ОРКСЭ

Служба (как функционирующая система) формируется по инициативе ДОгМ и по образцу работы ЗОУО. Её выстраивает методист Я.С. Мигдисов. План работы Городского методического центра ДОгМ по сопровождению преподавания модулей комплексного учебного курса ОРКСЭ и реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся ФГОС в общеобразовательных организациях города Москвы на 2013-2014 уч.г. фактически формирует городскую службу методического сопровождения преподавания ОРКСЭ, в которую входят и сотрудники ДОгМ, ответственные за ОРКСЭ, и методисты Городского методического центра, и сотрудники лаборатории истории и культуры религий мира МИОО, а также и общественные методисты, являющиеся представителями РПЦ на уровнях викариатств, благочиний, приходов.

 

Возможности Николо-Угрешской семинарии

Открыта в 1998 г. Идет 16-й учебный год. Состоялось 10 выпусков. Преподавателей – 37. Сайт: http://www.nupds.ru/.

Располагается в Николо-Угрешском ставропигиальном мужском монастыре, основанном благоверным князем Димитрием Донским в 1380 году. Архитектурный ансамбль монастыря один из самых крупных и художественных. В 9 храмах на территории монастыря восстановлены и созданы иконостасы и интерьеры. Удивляют паломников и экскурсантов два прекрасных музея – Музей-ризница и Музей Императора-страстотерпца Николая II (http://ugresha.org/museum/putevodotel/museum.html ).

В семинарии сложился стабильный преподавательский коллектив, способный решать сложные задачи развития научной, учебной, просветительской деятельности. В составе преподавательской корпорации 11 кандидатов богословия, 6 докторов наук, 7 кандидатов наук. Число их при необходимости может быть увеличено, предпосылкой чему служат прочные творческие связи с коллективами научных центров и подразделений РГБ, МОМЗ, ЦМиАР, ЦГАДА, Института российской истории РАН, Института мировой литературы РАН, Института этнологии и антропологии РАН.

Развивается сотрудничество с викариатствами г. Москвы, с Московской городской ассоциацией учителей православной культуры.

 

В семинарии проводятся ежегодные научные конференции:

15-16 октября конференция сектоведческой направленности,

20 ноября конференция «Историко-культурное наследие Николо-Угрешского монастыря»,

16 февраля – «Духовное наследие равноапостольного Николая Японского».

 

Богословские курсы для мирян «Сокровенный мир Православия»

Три года обучения. Работают 8-й учебный год. Осуществлено 5 выпусков. Занятия по вторникам и пятницам с 18.00 до 21.00 в учебном корпусе семинарии.

 

Постоянно действующий семинар для учителей

Работает с весны 2012 г. по вторникам в 15.30. Встречи, консультации, занятия проходят в учебном корпусе семинарии. Входит в систему взаимодействия с Отделом образования Администрации города Дзержинского Московской области и создает основную базу деятельности Методического объединения учителей ОРКСЭ школ исторической Угреши.

 

Курсы повышения квалификации учителей

Курс повышения квалификации для учителей ОПК в Восточном учебном округе Москвы проводится в ноябре 2013 – апреле 2014 гг. Состоялось уже 3 занятия: 2 лекции и одна экскурсия. Объем курса – 72 часа. Занятия проходят по средам в актовом зале Методического центра Восточного окружного управления образования Департамента образования города Москвы по адресу: 5-я Парковая улица, д. 51.

В организации курса принимают участие Московский институт открытого образования, Методический центр ВОУО, Восточное викариатство, Николо-Угрешская православная духовная семинария, Московская городская ассоциация учителей православной культуры.

На сайте семинарии открыта информационная страница: http://www.nupds.ru/index.php/2013-11-13-08-41-33/2013-11-13-08-44-16

 

Уроки-экскурсии для школьников

В Николо-Угрешском ставропигиальном мужском монастыре можно представить и раскрыть любую мировоззренческую, нравственную, историко-культурную тему учебных предметов «Основы православной культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики», преподаваемых в 4 классе.

Исходные позиции (даже можно сказать методологические установки) проведения уроков-экскурсий следующие: 1) темы и возраст детей требуют отказаться от информационного подхода, характерного для привычной обзорной экскурсии, которую обычно по монастырю проводят студенты семинарии, несущие послушание экскурсоводов, и научиться различным приёмам общения; 2) дети утомляются быстро, нужна смена видов деятельности каждые 30 минут; 3) учитель, который привёз детей в обитель Святителя Николая, не может быть пассивным рядовым слушателем, подчиненным настроению и «полёту мысли» экскурсовода, только учитель знает детей и установки их родителей, он основной организатор деятельности учащихся, а экскурсовод соработничает учителю (только так можно миновать промахи и перегибы). Заранее обговариваются тема и продолжительность урока-экскурсии, другие организационные моменты.

Приведем для примера описание одной из таких необычных экскурсий. Тема: «Труд и молитва».

«В первой части урока-экскурсии 20 минут все вместе пребывали в Преображенском соборе. «И не знали – на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом, – знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького…» (Повесть временных лет. Год 6495 (987)). Экскурсоводы показали основные части храма, «прочитали» сюжетные композиции росписей, подвели к святыням, а также рассказали о том, кто и где молится во время богослужения, какими трудами создаётся убранство храма и поддерживается в нём сверкающая чистота.

Затем обошли собор по маршруту крестного хода, обращая внимание на многочисленность построек и величие труда общего, общинного, общественного. В часовне Святителя Николая, утоляя телесную жажду, напоили ростки жажды духовной. Обсуждая труд молитв насельников монастыря, сравнили физический труд монахов и трудников с молитвой.

«Тот, кто занят работой, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – не скоро допустит что-либо излишнее в делах, и в словах, и в мысли, так как вся душа его совершенно предана трудолюбивой жизни».

Во второй части урока-экскурсии дети знакомились с монастырским хозяйством. К сожалению, в этот день не удалось побывать на хозяйственном дворе. На фруктовый сад, в котором в эту пору кипит пчелиная опылительная работа, взглянули из окошка. Садовник (насельник монастыря, несущий послушание садовника) … рассказал о прошлогоднем урожае яблок, груш, слив, вишни, об уходе за деревьями и прочих заботах. С большим любопытством дети осмотрели просфорню, прислушиваясь к беглому повествованию просфорника и сожалея, что сам процесс им не показали.

Третья часть урока-экскурсии прошла в учебном корпусе семинарии. В трапезной за общим столом угостились прохладным компотом, в жаркий день показавшимся особенно уместным и нектароподобным. Заглянули в учебные аудитории. У расписания задержались, всех интересовали названия учебных предметов.

Четвертая часть урока-экскурсии началась в тени деревьев напротив северной монастырской стены, носящей название «Палестинской» или «Иерусалимской». Сначала дети не обращали на стену внимания. Но во все глаза смотрели на изображения Иерусалима на иконах, репродукции которых им было предложено рассмотреть. Затем по команде обернулись и уже без команды, однако очень дружно, восторженно ахнули…

Возле скульптурного образа Святителя Николая Можайского (памятник-символ работы скульптора В.М. Клыкова установлен в 1998 году) сделали общую фотографию.

В пятой части урока-экскурсии были предложены задания, выполнение которых в относительно короткое время возможно при распределении сил и понуждении каждым самого себя к подчинению и взаимопомощи. Разбились на 4 группы по 5 человек.

Одна группа (зодчие) должна была посчитать количество храмов и глав. В стенах монастыря 9 храмов, у которых в совокупности 25 глав. Для сведения упомянем еще 4 придела. Кроме того – 3 часовни.

Вторая группа (землемеры) считала расстояние, которое проходит наместник монастыря в течение дня. Примерно, конечно. Им пришлось мерить расстояния шагами.

Третья группа (озеленители) посчитала деревья в пределах основной центральной части монастыря.

Четвертая группа (цветоводы) отправилась помогать цветоводу монастыря и получила задание собрать скошенную траву на определенном участке.

Когда все справились с заданиями и собрались на тенистой аллее, поглядывая на работы по строительству и укреплению берегов монастырского пруда, дружеские чувства уже нельзя было удержать в берегах.

Экскурсоводы попрощались, но урок-экскурсия еще не закончился – дети не хотели уезжать, они снова повели друг друга в храм…» http://nupds.ru/index.php/component/content/article/5-2012-01-20-06-32-35/421-2013-04-02-06-08-25

 

Предлагаем и тем учителям, которые преподают Основы светской этики, тоже воспользоваться нашим предложением и гостеприимством.

Например, 28 октября 2013 года на экскурсию в Святую Угрешу приезжали четвероклассники ГБОУ СОШ № 450 Восточного учебного округа Москвы. Учитель ОРКСЭ Ирина Федоровна Касимович организовала поездку, сознавая необходимость углубления знаний, полученных детьми на уроках Основ светской этики. Был продуман и реализован план урока-экскурсии по теме «Добродетели и пороки».

 

Для классных руководителей, организаторов воспитательной работы, учителей истории, МХК, и других предметов может быть интересным наше следующее предложение – наметить план посещения Угреши в течение 4-5 лет по тематическим циклам, которые покажутся более важными.

 

Тематические циклы уроков-экскурсий:

 

Цикл «Агиографический»

1. Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских. Для 6 класса.

2. Благоверный князь Димитрий Донской. Для 7 класса.

3. Преподобный Пимен Угрешский. Для 8 класса.

4. Святитель Макарий (Невский), митрополит Московский и Коломенский. Для 9 класса.

5. Собор Угрешских святых. Для 10 класса.

 

Цикл «Иконологический»

1. Иконография святителя Николая. Для 7 класса.

2. Иконостас. Для 8 класса.

3. Иконография Богородицы. Для 9 класса.

4. Иконография Иисуса Христа. Для 10 класса.

 

Цикл «Идеологический»

1. Русский месяцеслов. Для 6 класса.

2. Русский храм. Для 7 класса.

3. Русский монастырь. Для 8 класса.

4. Царствие Небесное и царство русское. Для 9 класса.

5. Русская Церковь и русский народ. Для 10 класса.

 

Цикл «Исторический»

1. История Николо-Угрешского монастыря в XIV-XV вв. Для 6 класса.

2. История Николо-Угрешского монастыря в XVI-XVII вв. Для 7 класса.

3. История Николо-Угрешского монастыря в XVIII-XIX вв. Для 8 класса.

4. История Николо-Угрешского монастыря в XX-XXI вв. Для 9 класса.

 

Таким образом, в настоящее время реализуется комплекс мер и программ по оказанию помощи учителям Москвы и Подмосковья силами Николо-Угрешской духовной семинарии:

1. Богословские курсы для мирян «Сокровенный мир Православия»

2. Постоянно действующий семинар для учителей

3. Курсы повышения квалификации учителей

4. Уроки-экскурсии для школьников

5. Конференции

6. Сотрудничество с викариатствами г. Москвы

7. Сотрудничество с Московской городской ассоциацией учителей православной культуры

 

Предложение о совершенствовании работы школьных библиотек

Предлагаем в рамках подготовки ко Дню православной книги 14 марта провести работу по совершенствованию работы библиотек, направив в них учащихся духовных школ для консультаций и оказания помощи в комплектовании, классификации, использовании книг православного содержания.


Источник:      Вера и Время

Последние публикации:

19 января 2020

Святейший Патриарх Кирилл:

День торжества милости Божией. Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Крещения Господня в Богоявленском кафедральном соборе в Москве

...в день Богоявления Дух нисходит не только на Сына Божиего и Сына Человеческого, не только на человеческую природу Христа Иисуса, но и на воды Иорданские, а значит, на всё творение, на весь Божий мир. И это...

(См. далее...)

18 января 2020

Протоиерей Андрей Ткачёв:

Что услышим сердцем? Крещение Господне

...Пришедши за водой, примем Дух, а вместе с Духом – страх ко исправлению. Представим, что нам, а не кому-то другому, сказано устами Иоанна: «Порождения ехиднины! Кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойный плод покаяния»...

(См. далее...)

6 января 2020

Святейший Патриарх Кирилл:

Христос приходит ради каждого из нас. РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Рождественское послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви.

(См. далее...)

31 декабря 2019

Митрополит Антоний (Паканич):

Что загадать на Новый год: о самом тайном и сокровенном желании

...Нет у человека другой возможности двигаться вперёд, развиваться, познавать, любить и радоваться, если он не прозреет духовно, если не получит от Господа такого подарка. И первоочередным должно быть именно это желание...

(См. далее...)

Публикация:

Вера и Время

20.11.2013

Также у этого автора:

21 февраля 2018

«У него были грандиозные планы…» Памяти Ричарда Валентиновича Соколова

17 февраля 2018 года на 76-м году беспокойной жизни остановилось сердце (огромное сердце) Ричарда (Олега) Валентиновича Соколова. Отпевание прошло 20 февраля в храме... (Далее)

14 февраля 2018

Завершился земной путь Сергея Николаевича Лебедева

5 февраля 2018 года на 69-м году жизни умер секретарь Союза писателей России Сергей Николаевич Лебедев. Отпевание состоялось в храме Иоанна Предтечи на Хованском кладбище 9 февраля. Похоронен... (Далее)


Архив публикаций:
Святые и святыни:
Святитель Филипп, митрополит Московский

22 января

Святитель Филипп, митрополит Московский (1569)

...Услышав в них своё призвание к иночеству, он тайно от всех, в одежде простолюдина, оставил Москву и направился в Соловецкую обитель. Здесь в течении девяти лет он безропотно нёс тяжкие труды послушника, работал, как простой селянин, то на огороде, то в кузнице и пекарне. Наконец, по общему...

(См. далее...)

Фотоальбомы

22 июня 2018

Родная земля. Дорогами паломников: Кострома - Нерехта - Плёс

Фотоальбом по материалам паломнической поездки московских педагогов в Кострому 22-24 июня 2018 года.

(См. далее...)

Анонсы

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Рейтинг@Mail.ru

Вера и Время    2020