Рейтинг@Mail.ru На главную Библиотека Фотогалерея Контакты Лица О проекте Поиск      В е р а    и    В р е м я
Религиозные ценности и современная система образования
Основные разделы:
Аннотация:

23 апреля 2013 года в Православном социально-культурном центре при храме Гребневской иконы Божьей Матери в городе Одинцово прошла конференция на тему «Роль учителя в духовном и нравственном воспитании детей и подростков».

Публикации по теме:

30 декабря 2023

Геннадий Дорофеев:

9 дней. Памяти Педагога

Незаменимых людей нет. Смерть есть лишь дверь в Вечную жизнь, а лучшая память о ушедшем – продолжение его дела. Эти истины мы знаем и повторяем многократно другим людям. Но вот снова приходит неумолимая гостья – смерть, забирает...

(См. далее...)

3 октября 2023

Татьяна Петракова:

«Сокровища Благих». Святые как герои повести И.С. Шмелёва «Лето Господне»

...Святые в повести являются постоянно присутствующим «фоном» жизни героев (если уместно так выразиться) и – соответственно – примерами, самыми близкими для подражания (Сергий Преподобный...

(См. далее...)

Последние репортажи:

15 февраля 2024

Цикл Библейских бесед для московских педагогов. Ветхий Завет, Книга Исход, главы 19-20. Февраль (+ ВИДЕО)

15 февраля 2024 года, в четверг седмицы тридцать седьмой по Пятидесятнице, Сретение Господа Нашего Иисуса Христа, в дистанционном формате состоялась очередная, пятьдесят восьмая встреча цикла Библейских бесед для московских педагогов («Алтарь Отечества»...

(См. далее...)

12 февраля 2024

Организационное совещание по проведению московского регионального этапа Фестиваля-конкурса «Алтарь Отечества» в 2024 году

12 февраля 2024 года в Городском методическом центре Департамента образования и науки города Москвы в очно-дистанционном формате прошло организационное совещание по вопросам проведения московского регионального этапа XVIII Межрегионального...

(См. далее...)


ПУБЛИКАЦИИ
Автор публикации:
Петракова Татьяна Ивановна /Доктор педагогических наук,, профессор, Профессор Московского педагогического государственного университета, методист Городского методического центра Департамента образования и науки города Москвы (отдел ОРКСЭ — основ религиозных культур и светской этики)

23 апреля 2013

Духовно-нравственное воспитание


 

Духовные основы нравственного воспитания. Выступление на конференции в г.Одинцово 23 апреля 2013 года

Выступление доктора педагогических наук, профессора Т.И. Петраковой на конференции «Роль учителя в духовном и нравственном воспитании детей и подростков», прошедшей в городе Одинцово Московской области 23 апреля 2013 года


Т.И. Петракова, 23.04.2013

Откуда этот мир и кто им управляет? Что такое человек? Зачем он живет и как он живет? Как он должен жить?

 Интерес к проблемам духовно-нравственного воспитания возник на волне интереса к проблемам духовности, нравственности, традиции. Он связан, прежде всего, с новым осмыслением человека, бурным развитием такой отрасли науки как человековедение.

 Как известно, наиболее всеохватное определение человека, его полный и цельный образ дает христианская антропология – традиционное учение Церкви о его природе и сущности. Христианская антропология неразрывно связана с христианской антропогонией - учением о происхождении человека и христианской сотериологией - учением о конечной цели его бытия. Согласно эти учениям, человек, созданный по образу и подобию Творца, для которого Бог и сотворил мир, является венцом творения. Его превосходство над всем сущим объясняется дуализмом его природы, одновременной принадлежностью двум мирам: видимому, физическому- это его тело, и невидимому, духовному, трансцендентному- это его душа. «Та неизменная устойчивость личности, которую мы подразумеваем под словом «я», создающая идентичность нашей индивидуальности ..,- пишет митрополит Питирим (Нечаев),-определяется с точки зрения христианской антропологии именно душой, нематериальным субстратом, в котором заложена вся информация о нашем «я».**

 Мир человека (микрокосм) столь же целостен и сложен, как мир природы (макрокосм),он противоречив и отличается ограниченностью физической природы человека при устремленности его духа в бесконечность.

 Образ Божий человеку дан, подобие задано. Поэтому конечная цель его земной жизни- достичь идеала Богоподобия (обожения, святости) при благодатной помощи свыше. Образ Божий «начертан» в высших свойствах человеческой души: бессмертии, свободе воли, разуме, способности к чистой, бескорыстной любви. Быть образом Божьим- значит, быть существом личным, т.е. свободным и ответственным.

 Духовность и нравственность являются базовыми, сущностными характеристиками личности. До недавнего времени достаточно полно были исследованы социальные аспекты нравственности ,интерес к ее метафизическим корням усилился в последнее время. Стало очевидно, что уяснению этого понятия способствует выделение семантической пары «духовность- нравственность», поскольку между ними существует не только семантическая, но и онтологическая связь: нормы и принципы нравственности получают идейное обоснование в идеалах добра и зла, являющихся категориями духовности.

 Сущность духовности заключается в трансцендировании человеком наличной действительности и своих собственных пределов. В самом факте присутствия духа в человеке проявляется более глубинная, фундаментальная реальность, доступная лишь человеческой интуиции.

 Особое понимание духовности существует в Православии, где понятие «дух» в его пред предельном значении идентично понятию «Бог»: «Бог есть дух» (Ин.4,24).Бог-это абсолютная чистота, абсолютная любовь. В Нем нет зла, греха. Он свят. Поэтому духовен тот, кто в наибольшей степени воспринимает Бога, кто Ему уподобился.

 Первое условие принятия Бога воплотившегося, вочеловечившегося, Иисуса Христа, - осознанное видение себя: кто я? каков я на самом деле? Православная духовность немыслима без внимания к себе, поэтому бездуховен тот, кто не смотрит внутрь себя, кто не видит в себе зла (греха),поскольку у такого человека нет стимулов к самопознанию, исправлению себя и самосовершенствованию.

 Нормы христианской духовности и нравственности даны в Евангелии, они раскрываются также в конкретных личностях (святых).

 Основные характеристики православной духовности -смирение и любовь, первостепенное значение имеет то, как они приобретаются. Наиболее полно православная духовность может быть понята в русле догматического учения Церкви.

Ассоциативно и онтологически она ближе всех к понятию «святость». Святость-это предельный результат развития духовного начала в человеке, трансцендентная соприсущность неотмирным энергиям (А.И.Осипов).

 Нравственность не рядоположена святости, она иерархически соотносится с ней через понятие «духовность».

 Духовность определяется как устремленность человека к избранным целям, как ценностная характеристика сознания. Нравственность представляет собой совокупность общих принципов поведения людей по отношению друг к другу и обществу. Духовность-вектор вертикальных устремлений личности, нравственность -горизонтальных. Своим пересечением они образуют невидимый крест, являющийся основой личности.

 Классическая формула «дух творит себе формы», являясь выражением соотношения между духовным состоянием человека и его деятельностью, имеет особое значение для уяснения специфики духовно- нравственного воспитания, поскольку из нее становится очевидным, что дух может реализовываться не только в духовной практике, но и в реальных человеческих поступках, творениях культуры, высоком эмоциональном переживании. Вместе с тем, в своем пределе духовность является проявлением сверхсознания (М.В.Лодыженский) - особого состояния сознания, характеризующегося проникновением в суть вещей, постижением духовных истин. Органом сверхсознания является сердце – «средоточение человеческого естества, корень способностей, интеллекта и воли, центр, из которого исходит духовная жизнь».*** Оно является не только главным «чувствилищем», центром эмоционально-мотивационной сферы, но и главным органом познания (арх. Лука Войно-Ясенецкий и др.). «Мы познаем в той мере, в какой любим», - свидетельствует блаженный Августин.

 Как для внешнего человеческого естества (тела) сердце является центральным, главным органом, так и для внутреннего его существа (души) оно является центром, проходя через который переживания, настроения. чувства человека приобретают определенную окрашенность: омрачаются, темнеют или - напротив - возвышаются, светлеют - в зависимости от чистоты сердца, от «силы сердца в любви».

 Чистота сердца дает возможность рассудку не только сохранить всю силу логического мышления, но и приобрести Божественные свойства: простоту и проникновение в суть вещей. «Душа видит Истину по силе жития», - утверждает прп. Исаак Сирин, свидетельствуя тем самым, что высшая мудрость достигается не теоретическими построениями, а напряжением всех сил в борьбе со страстями.

 Высшая способность сердца, одно из его Божественных свойств - способность любить. Любовь как главная эмоция, как внутренний источник света, будучи самым сильным, глубоким и напряженным их чувств, способна не только побудить человека к действию, но и преобразить его.

 Сердце обладает способностью восприятия духовных воздействий, именно сердцем человек молится, т.е. говорит с Богом. Прежде всего на сердце воздействует Творец, желая исправить человека. С воспитанием сердца связано воспитание мотивов к той или иной деятельности, именно сердцем человек различает добро и зло, оно является «седалищем» совести. «Человек склонен к добру и злу, - пишет Э. Фромм. - Когда обе склонности находятся в равновесии, он способен выбирать. Однако если его сердце ожесточилось до такой степени, что его склонности больше не уравновешены, он более не свободен в выборе».

 Именно на воспитание сердца, его «возвышение», пробуждение в нем сил любви направлено духовно-нравственное воспитание. «Жизнь сердца есть любовь», -свидетельствует Феофан Затворник. Поэтому главная задача духовно-нравственного воспитания - дать сердцу правильное направление, соответствующее главной цели бытия, развить в нем деятельную любовь к Богу и ко всему святому, воспитать «вкус» сердца.

 Уяснению и уточнению понятия «воспитание» служит следующее определение души, данное Феофаном Затворником: «Душа является в мир голой силою, возрастает, богатеет во внутреннем содержании и разнообразится в деятельности она уже после». На основании этой точной характеристики можно сделать вывод о том, что воспитание влияет, стимулирует, вызывает рост души и всех сил, с нею связанных, а образование определяет и формирует ее содержание. Воспитание поэтому предлежит образованию. С домом на песке сравнивает воспитание без образования проф. М.И. Андреев. И.А. Ильин называет образование без воспитания делом ложным и опасным. «Природа обеспечивает развитие любви до развития мышления», - пишет И.-Г. Песталоцци. И если до середины 90-х годов приоритеты российской школы лежали в сфере образования, то сейчас, как нам представляется, положение начинает меняться пока на уровне понимания, на уровне идей. Как быстро смена ориентиров произойдет в массовом педагогическом сознании, во многом зависит от нас, педагогов, руководителей образования. Форумы, подобные сегодняшнему, во многом способствуют прояснению педагогического сознания, смене педагогических приоритетов.

___________

*Начала христианской психологии. М., 2005. С.93.

**Митрополит Питирим. Тело, душа, совесть. В кн.: Малая Церковь. М., 2012. С.2

***Человек-храм Божий. Н.- Голутвинский монастырь,1995.С.216.


Источник:      Вера и Время

Последние публикации:

9 февраля 2024

Президент России В.В. Путин:

«Мы защищаем своих людей, себя, свою Родину и наше будущее». Интервью Президента России Владимира Путина Такеру Карлсону

9 февраля 2024 года в Кремле Президент России Владимир Владимирович Путин ответил на вопросы Такера Карлсона, американского журналиста, основателя видеоплатформы Tucker Carlson Network. 10 февраля 2024 г.

(См. далее...)

30 декабря 2023

Геннадий Дорофеев:

9 дней. Памяти Педагога

Незаменимых людей нет. Смерть есть лишь дверь в Вечную жизнь, а лучшая память о ушедшем – продолжение его дела. Эти истины мы знаем и повторяем многократно другим людям. Но вот снова приходит неумолимая гостья – смерть, забирает дорогого человека, и куда скрыться от нахлынувшей боли? И сколько времени должно пройти, чтобы она...

(См. далее...)

28 ноября 2023

Президент России В.В. Путин:

«Мы сражаемся сейчас за свободу не только России, но и всего мира». Выступление Президента России В.В. Путина на пленарном заседании Всемирного русского народного собора

28 ноября 2023 года Президент Российской Федерации В.В. Путин в формате видеоконференции выступил на пленарном заседании XXV Всемирного русского народного собора.

(См. далее...)

28 ноября 2023

Святейший Патриарх Кирилл:

«Русский мир — это прежде всего общность святынь». Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на пленарном заседании XXV Всемирного русского народного собора

28 ноября 2023 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил на пленарном заседании XXV Всемирного русского народного собора «Настоящее и будущее Русского мира».

(См. далее...)

Публикация:

Вера и Время

23.04.2013

Также у этого автора:

3 октября 2023

«Сокровища Благих». Святые как герои повести И.С. Шмелёва «Лето Господне»

...Святые в повести являются постоянно присутствующим «фоном» жизни героев (если уместно так выразиться) и – соответственно – примерами, самыми близкими для подражания... (Далее)

24 июня 2023

Святоотеческое учение о детстве и «Лето Господне» И.С. Шмелева

...Детство – особый период в жизни человека. В детстве закладываются все основные «сюжеты» его будущей жизни. Образ Рая – блаженной, безмятежной, беззаботной, радостной... (Далее)


Архив публикаций:
Святые и святыни:
Св. великомученик Феодор Стратилат

21 февраля

Великомученик Феодор Стратилат (319)

Дни памяти: Февраль 8 (21), Июнь 8 (21)

(См. далее...)

Фотоальбомы

18 октября 2021

Шмелёвские чтения - 2021: Лица и сюжеты

Фотоальбом по материалам XXVI Крымских международных Шмелёвских чтений, прошедших в Алуште 15-19 сентября 2021 года.

(См. далее...)

Анонсы

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Рейтинг@Mail.ru

Вера и Время    2024