Рейтинг@Mail.ru На главную Библиотека Фотогалерея Контакты Лица О проекте Поиск      В е р а    и    В р е м я
Религиозные ценности и современная система образования
Основные разделы:
Аннотация:

6 апреля 2013 года гостем программы «Церковь и мир» на телеканале «Россия 24», которую ведёт председатель ОВЦС митрополит Волоколамский Иларион, стал профессор Питтсбургской богословской семинарии (США) Джон Берджесс

Публикации по теме:

27 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Мы призваны искать ответы вместе, сознавая ответственность за будущее нашей страны». Выступление на внеочередном соборном съезде Всемирного русского народного собора

27 марта 2024 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил на внеочередном...

(См. далее...)

22 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Главная цель жизни — это стяжание Царствия Божиего…». Патриаршая проповедь в пятницу первой седмицы Великого поста

22 марта 2024 года, в пятницу первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных...

(См. далее...)

Последние репортажи:

14 марта 2024

Цикл Библейских бесед для московских педагогов. Ветхий Завет, Книга Исход, глава 23. Март (+ВИДЕО)

14 марта 2024 года, в четверг седмицы сырной (масленицы), в дистанционном формате состоялась очередная, шестидесятая встреча цикла Библейских бесед для московских педагогов («Алтарь Отечества», Ассоциация учителей православной культуры, проект «Наследие»...

(См. далее...)

29 февраля 2024

Заседание Совета Ассоциации учителей православной культуры города Москвы. Фотоотчёт

29 февраля 2024 года на площадке Департамента образования и науки Москвы состоялось очередное заседание Совета Ассоциации учителей православной культуры города Москвы. Оно было посвящено вопросам совершенствования форм и методов работы Ассоциации, взаимодействия с образовательными...

(См. далее...)


ПУБЛИКАЦИИ
Автор публикации:
Иларион (Алфеев) /Митрополит Волоколамский, Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата

8 апреля 2013

Московский Патриархат | Личная позиция | Общие проблемы и вопросы


 

«Воцерковление общества является сегодня нашей главной задачей». Беседа с профессором Джоном Берджессом (США) в рамках телепередачи «Церковь и мир»

6 апреля 2013 года гостем программы «Церковь и мир» на телеканале «Россия 24», которую ведёт председатель ОВЦС митрополит Волоколамский Иларион, стал профессор Питтсбургской богословской семинарии (США) Джон Берджесс
8 апреля 2013 г.


Беседа митрополита Илариона с профессором Джоном Берджессом (США) в рамках телепередачи «Церковь и мир», 06.04.2013

МИТРОПОЛИТ ИЛАРИОН: Здравствуйте, дорогие братья и сестры! В эфире передача «Церковь и мир». Сегодня мы поговорим о возрождении церковной жизни в России как это видится глазами иностранца. У меня в гостях профессор Питтсбургской богословской семинарии (США) Джон Берджесс. Здравствуйте, профессор!

ДЖ. БЕРДЖЕСС: Здравствуйте, владыка! Очень рад присутствовать здесь у Вас сегодня. Я исследую возрождение Русской Православной Церкви после распада СССР. В прошлом году я преподавал в Свято-Тихоновском университете и смог познакомиться с современной религиозной ситуацией в России. Часто говорят, что первой главной задачей Русской Православной Церкви было восстановление ее инфраструктуры, а второй является воцерковление русского общества. Согласны ли Вы с этим мнением? Что значит воцерковление для русской православной традиции?

МИТРОПОЛИТ ИЛАРИОН: Да, воцерковление общества является сегодня нашей главной задачей. Но тезис, согласно которому сначала надо было восстановить инфраструктуру, а потом уже воцерковлять общество, не представляется мне верным. На самом деле, это параллельные процессы. Мы для того и восстанавливаем инфраструктуру, чтобы она способствовала воцерковлению общества. Действительно, за последние двадцать пять лет структура, то есть внешняя форма Русской Православной Церкви очень увеличилась и расширилась. Если четверть века назад у нас было шесть тысяч приходов, то сейчас — тридцать три тысячи. Было восемнадцать монастырей — сейчас больше восьмисот. Было три богословских учебных заведения — сейчас более пятидесяти.

Причем все это происходит в ту эпоху, которую многие на Западе называют «постхристианской», когда говорят, что сейчас интерес к Церкви очень низкий, молодежь в Церковь не идет, священнических призваний не хватает, монастыри закрываются. У нас в течение всего этого периода монастыри открывались. Наверное, Вы, путешествуя по России, могли своими глазами увидеть, что монастыри у нас наполнены молодыми людьми — мужчинами и женщинами, — которые ведут духовную жизнь, стремятся избавиться от страстей, достичь духовного совершенствования.

Сегодня воцерковление общества происходит благодаря тому, что Церковь не живет в каком-то гетто, не замкнулась на саму себя. Она открыта обществу, голос церковных иерархов сегодня звучит в общественном пространстве. Тот факт, что мы с Вами можем обсуждать эту проблематику на одном из центральных государственных каналов российского телевидения, говорит о том, что у Церкви есть сегодня возможности свидетельствовать о Христе и воцерковлять общество. Конечно, это очень сложная задача, она потребует длительного времени, ведь мы никому ничего не навязываем, а просто рассказываем о том, как живет Церковь, на каких принципах Христос и апостолы предлагали людям строить свою жизнь. И те, кто откликается на нашу проповедь, становятся членами Православной Церкви.

ДЖ. БЕРДЖЕСС: До семидесяти, даже до восьмидесяти процентов россиян называют себя православными. Но, насколько мне известно, только десять процентов и даже меньше реально участвуют в приходской жизни, регулярно причащаются на Литургии. Вы согласны с этой статистикой? Как объяснить это расхождение между самоидентификацией и реальным участием в жизни Церкви?

МИТРОПОЛИТ ИЛАРИОН: Дело в том, что Православная Церковь ставит перед человеком очень высокую духовную и нравственную планку. Вспомним, что Евангелие повествует о разговоре Христа с богатым юношей. Когда тот спросил, что ему делать для спасения, Господь сказал: «Если хочешь быть совершенным, тогда продай свое имение, раздай нищим и приходи и следуй за Мною» (см. Мф. 19:16-21). Мы говорим нашим прихожанам, что быть христианином не значит просто считать себя православным человеком, соглашаться с учением Православной Церкви, это не какая-то интеллектуальная убежденность в правоте христианства, в правоте Православия — это образ жизни. А поменять свой образ жизни для человека, который привык к совершенно другому, очень трудно. Есть люди, которые, приходя на исповедь, каются в одних и тех же грехах. И мы, священники, понимаем, что человек стремится избавиться от греха, но не может сделать этого, потому что грех въелся в его натуру, в его естество. Человек борется, но не может победить этого врага в самом себе.

К сожалению, для многих людей в нашей стране Православная Церковь сегодня остается той «религиозной организацией», с которой они готовы себя ассоциировать, но в которую они еще не готовы полноценно влиться. Наша первостепенная задача — воцерковление тех людей, которые заявляют о себе как о членах Православной Церкви, но при этом не участвуют в церковных Таинствах, не понимают многих аспектов церковного учения, а самое главное — не живут по заповедям Христа.

ДЖ. БЕРДЖЕСС: Я уже говорил, что в прошлом году был преподавателем в Свято-Тихоновском университете. Как Вы знаете, университет уделяет большое внимание исследованию деятельности новомучеников. Часто говорят, что возрождение Русской Православной Церкви связано с жертвой новомучеников. Как, по-Вашему, новомученики влияют на развитие Русской Православной Церкви сегодня?

МИТРОПОЛИТ ИЛАРИОН: В истории нашей Церкви был очень долгий и очень трагический период, который продолжался 70 лет. В это время религия и Церковь подвергались жесточайшим гонениям. Пик этих гонений приходится на первые годы советской власти — на 20-30-е годы XX века. Впоследствии они стали менее жестокими, но, тем не менее, вплоть до падения советского режима, во всяком случае, до 1988 года, Церковь была загнана в гетто. Вся церковная жизнь находилась под строгим контролем государства. У нас не было той свободы вероисповедания, которая декларировалась Конституцией.

В 20-30-е годы десятки, сотни тысяч людей были репрессированы, замучены, расстреляны за исповедание веры. Среди них были и епископы, и священники, и монахи и монахини, и великое множество мирян. Конечно, среди этих людей были и те, кто дрогнул, кто отступил, кто отрекся от веры, но таких были единицы. История свидетельствует о массовом героизме и массовом исповедничестве — беспрецедентном за всю историю Церкви. Даже гонения первых веков христианства по своим масштабам несопоставимы с тем, что творилось в Советском Союзе. Когда мы вчитываемся в жизнеописания новомучеников, когда мы знакомимся с протоколами их допросов — это поистине леденит душу и вызывает глубокие переживания.

В то же время мы понимаем, что период гонений стал временем великого торжества Церкви, потому что десятки и сотни тысяч людей нашли в себе мужество противостоять жестокой машине гонений и не отреклись от веры. Они предпочли смерть отречению от Христа. Сегодня мы их прославляем как наших Небесных заступников и покровителей. Мы чувствуем, что благодаря их молитвам, их предстательству сегодня возрождается церковная жизнь.

ДЖ. БЕРДЖЕСС: Есть ли среди новомучеников такие, которые имеют большое значение лично для Вас?

МИТРОПОЛИТ ИЛАРИОН: Для меня лично очень важным было почитание царской семьи, которое началось еще в советские годы и совершалось втайне не только от государственных властей, но и от церковной иерархии. На квартирах собирались люди, приходил священник, совершал молебны по книгам, изданным за рубежом. Я, будучи молодым человеком, участвовал в таких молебнах, и они оставили в моей памяти очень глубокий след.

Когда в 90-е годы началась дискуссия о канонизации царской семьи, то раздавались голоса и за, и против: говорили, что царь совершил много политических ошибок и что его кончина не была мученической. Церковь рассмотрела все эти аргументы и пришла к решению о канонизации.

Когда в 2000 году эта канонизация состоялась, я присутствовал на Архиерейском Соборе — еще не как архиерей, а как сотрудник Отдела внешних церковных связей. И я буквально почувствовал действие Святого Духа, которое объединило всех, — тех, кто соглашался, и тех, кто не соглашался, тех, кто выступал за, и тех, кто выступал против. С этого момента все почувствовали, что канонизация состоялась и что Церковь обрела новых заступников и молитвенников.

ДЖ. БЕРДЖЕСС: Владыка, часто в Америке мы ощущаем, что влияние христианства на американское общество уменьшается, что мы сейчас находимся не в центре культуры, а на ее краю. Все чаще богословы в Америке говорят, что христианство окажется в меньшинстве в секулярном мире. С другой стороны, мне кажется, что в России имеют место противоположные тенденции. Мне кажется, это очень важное, уникальное свидетельство присутствия Святого Духа в России, в возрождении Русской Православной Церкви. В России сегодня действуют разные силы: одни выступают за Церковь, другие, секулярные, — против нее. Когда в прошлом году я был в Москве, я стал свидетелем протестов, нападок на Церковь, на Патриарха. Каково сейчас отношение российского общества к Церкви?

МИТРОПОЛИТ ИЛАРИОН: Несмотря на нападки в прессе, несмотря на критику, которая в основном носит несправедливый и тенденциозный характер, влияние Церкви сегодня растет. Недавно был проведен социологический опрос, который показал, что у Патриарха рейтинг доверия населения — 78 процентов. Я не знаю, какой политик у нас или в Америке мог бы похвастаться таким рейтингом. Но, конечно, нас интересует не рейтинг. Нам важно, чтобы свидетельство Церкви всегда доходило до тех людей, которые готовы его воспринять. И мы видим, что сейчас это происходит.

Очень часто свидетельство христиан оказывается неуслышанным не только вследствие определенных обстоятельств жизни, но и потому, что некоторые христианские общины, к сожалению, сознательно снижают духовно-нравственную планку, которая была поставлена Христом и апостолами. Они пытаются приспособить свое учение к секулярным тенденциям. И для таких церквей и общин это самоубийственно. Мы выбрали традиционные, консервативные позиции. Может быть, из-за этого кто-то находит для себя трудным стать полноценным членом Церкви. Но, тем не менее, мы эту планку снижать не будем, ведь мы видим свою главную миссию именно в том, чтобы свидетельствовать о Христе, о Его учении.


Источник:      Патриархия.ру

Последние публикации:

27 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Мы призваны искать ответы вместе, сознавая ответственность за будущее нашей страны». Выступление на внеочередном соборном съезде Всемирного русского народного собора

27 марта 2024 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил на внеочередном соборном съезде Всемирного русского народного собора.

(См. далее...)

22 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Главная цель жизни — это стяжание Царствия Божиего…». Патриаршая проповедь в пятницу первой седмицы Великого поста

22 марта 2024 года, в пятницу первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Святейший...

(См. далее...)

2 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Традиционные ценности помогают сохранить жизнеспособность в условиях теряющей свой гуманизм цивилизации». Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на Всемирном фестивале молодежи

2 марта 2024 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Всемирный фестиваль молодежи, проходящий на федеральной территории «Сириус» в Краснодарском крае...

(См. далее...)

9 февраля 2024

Президент России В.В. Путин:

«Мы защищаем своих людей, себя, свою Родину и наше будущее». Интервью Президента России Владимира Путина Такеру Карлсону

9 февраля 2024 года в Кремле Президент России Владимир Владимирович Путин ответил на вопросы Такера Карлсона, американского журналиста, основателя видеоплатформы Tucker Carlson Network. 10 февраля 2024 г.

(См. далее...)

Публикация:

Патриархия.ру

8.04.2013

Также у этого автора:
Архив публикаций:
Святые и святыни:
Мчч. Агапий, Пуплий, Тимолай. Икона. Русь. 1-я половина XVI в. Музей икон. Реклингхаузен. Германия

28 марта

Мученики Агапий, Пуплий, Тимолай, Ромил, Александр, Александр, Дионисий и Дионисий (303)

...Находившиеся в толпе юноши-христиане Пуплий, Тимолай, Александр, другой Александр, Дионисий и иподиакон Диаспольской церкви Ромил решили публично исповедать веру и пострадать за Христа...

(См. далее...)

Фотоальбомы

18 октября 2021

Шмелёвские чтения - 2021: Лица и сюжеты

Фотоальбом по материалам XXVI Крымских международных Шмелёвских чтений, прошедших в Алуште 15-19 сентября 2021 года.

(См. далее...)

Анонсы

Вера и Время    2024