Рейтинг@Mail.ru На главную Библиотека Фотогалерея Контакты Лица О проекте Поиск      В е р а    и    В р е м я
Религиозные ценности и современная система образования
Основные разделы:
Аннотация:

Доклад от Рабочей группы по подготовке слушаний в Общественной палате Российской Федерации о праздновании 400-летия преодоления Смуты и восстановления российской государственности

Публикации по теме:
Иллюстрация к повести  И.С. Шмелёва «Лето Господне»

3 октября 2023

Татьяна Петракова:

«Сокровища Благих». Святые как герои повести И.С. Шмелёва «Лето Господне»

...Святые в повести являются постоянно присутствующим «фоном» жизни героев (если уместно так выразиться) и – соответственно – примерами, самыми близкими для подражания (Сергий Преподобный...

(См. далее...)

24 июня 2023

Татьяна Петракова :

Святоотеческое учение о детстве и «Лето Господне» И.С. Шмелева

...Детство – особый период в жизни человека. В детстве закладываются все основные «сюжеты» его будущей жизни. Образ Рая – блаженной, безмятежной, беззаботной, радостной жизни, к которой стремится...

(См. далее...)

Последние репортажи:

14 марта 2024

Цикл Библейских бесед для московских педагогов. Ветхий Завет, Книга Исход, глава 23. Март (+ВИДЕО)

14 марта 2024 года, в четверг седмицы сырной (масленицы), в дистанционном формате состоялась очередная, шестидесятая встреча цикла Библейских бесед для московских педагогов («Алтарь Отечества», Ассоциация учителей православной культуры, проект «Наследие»...

(См. далее...)

29 февраля 2024

Заседание Совета Ассоциации учителей православной культуры города Москвы. Фотоотчёт

29 февраля 2024 года на площадке Департамента образования и науки Москвы состоялось очередное заседание Совета Ассоциации учителей православной культуры города Москвы. Оно было посвящено вопросам совершенствования форм и методов работы Ассоциации, взаимодействия с образовательными...

(См. далее...)


ПУБЛИКАЦИИ
Автор публикации:
Леонтьев Ярослав Викторович /Доктор исторических наук, Доцент Московского Государственного университета

25 декабря 2011

Духовно-нравственное воспитание


 

400-летие преодоления Смуты и восстановления российской государственности – величайшее событие отечественной истории, фактор единения и укрепления современного общества и государства

Доклад от Рабочей группы по подготовке слушаний в Общественной палате Российской Федерации о праздновании 400-летия преодоления Смуты и восстановления российской государственности


Я.В. Леонтьев на Слушаниях в Общественной палате Российской Федерации 8 декабря 2011 года

Смутным временем мы будем называть почти двадцатилетний отрезок истории нашего отечества с разделением на несколько условных этапов. Эта периодизация включает пролог – гибель царевича Дмитрия в Угличе и смерть царя Федора Иоанновича, последнего прямого Рюриковича; «предсмуту», вызванную природными катаклизмами и начавшимся экономическим кризисом; три фазы собственно Смуты с момента вторжения первого самозванца в октябре 1604 г., завершившиеся избранием Михаила Федоровича Романова и преодолением династийного кризиса; период, который можно назвать «постсмутой» вплоть до подписания Столбовского мира со Швецией в 1617 г. и Деулинского перемирия с Польско-литовском государством в 1618 г.; и, наконец, своего рода эпилог, связанный с войнами за возвращение Смоленска и отказом от притязаний на русский трон Владислава IV. Основные фазы Смуты в свою очередь делятся на этап, связанный с фигурой Лжедмитрия I, период правления царя Василия Шуйского и противостояния сначала с Болотниковым, провозгласившим себя воеводой царя Дмитрия Ивановича, и «Тушинским вором», и этап перехода от тайной поддержки авантюристов к открытой интервенции со стороны Речи Посполитой.

В 1612 г., после почти трехлетнего раздробленного, разнонаправленного сопротивления захватническим действиям (как польско-литовских и шведских интервентов, так и собственных, как их именовали, «перелетов» и «воров»), силами оставшегося наиболее духовно здорового населения северо-восточной части русского государства была воплощена в жизнь сама идея общенародного единения. Героями преодоления Смуты стали не только ратники и воеводы, но и представители всех сословий, народностей, верований тогдашней России: купцы и крестьяне, дворяне и духовенство, русские, татары, мордва, чуваши и другие народы Поволжья, Урала и Сибири, и т.д., вплоть до выходцев с Северного Кавказа – клана князей Черкасских. И, если одной, возможно – главной целью иноземной интервенции и было, как раз разрушение Православного царства, то в случае победы врага, не отличавшегося тогда «мультикультурными» подходами, в не меньшей мере пострадали бы и духовно-нравственные основы и других народов России на складывающейся карте Евразии.

В результате победы Нижегородского ополчения под предводительством Минина и Пожарского, а также существенного вклада Северного ополчения князя Скопина-Шуйского и Рязанского ополчения Прокопия Ляпунова, был спасен главный духовный очаг – Троице-Сергиев монастырь (будущая Лавра) и освобождена столица Московского государства.

В 1613 г. с избранием на царство Михаила Романова была решена наконец основная проблема династического кризиса – легитимного престолонаследия, и восстановлена модель земского государства, увенчанного Земским собором, с одной стороны, и симфонии между обществом, властью и церковью, с другой стороны. Нельзя недооценить роль в этом процессе созданного по инициативе снизу выборного Совета Всея Земли, созданного в качестве переходного правительства в Ярославле.

Тем не менее, еще около шести лет шло кровавое и разорительное противоборство как с внешними врагами, так и с внутренними противниками не только нового царского рода Романовых, но и самого восстановления российской государственности и наведения общественного порядка.

Смута это тяжелейшая внутренняя болезнь народа, и хотя внешние факторы нельзя сбрасывать со счетов, все же не они были определяющими. Народ раскололся, брат шел на брата. Более того - не было единства и в Русской Православной Церкви, был даже в какой-то момент «параллельный» патриарх, поставленный сторонниками Лжедмитрия II. Это была национальная катастрофа первая, и, увы, не последняя.     Вот поэтому – тема наших слушаний не юбилейные здравницы в честь достопамятных побед и достижений, а попытка анализа событий Смутного времени и определения путей выхода из подобных кризисных ситуаций, а применительно к началу XVII в. – не просто кризиса, а настоящей катастрофы, когда на карту было поставлено существование самой государственности.

Поэтому, прежде всего еще и еще раз попробуем определить сущностный и духовный смысл Смутного времени. Великая Смута в России – это не только глубокий идеологический, политический и социально-экономический кризис, поразивший правящую элиту, но в не меньшей степени, это кризис всего народного духа, утратившего, вследствие отступления от христианского пути милосердия, любви и служения ближнему, духовно-нравственные ориентиры. Жестокость, зависть, корысть, братоненавистничество, властолюбие, забвение о «едином на потребу» господствовали в российском обществе в предыдущую Смутному времени эпоху. Предержащие власть уничтожали друг друга. Раздрай в правящем классе между боярской элитой и региональным дворянством – служивыми людьми, а также внутри казачества, как активно действующей политической и военной силы, доходят и до самого низу российского общества – крестьян и холопов.

Следствием опричнины с ее казнями и пытками, карательными походами на Тверь и Новгород, а также других форм репрессивной политики Иоанна Грозного, явились расшатывание устоев страны, разорение экономики, социальная напряженность, страх и всеобщая духовная отчужденность. Общество было подавлено и деморализовано. В это трудное время открылось поле для широкой и активной деятельности разного рода безответственных авантюристов, «лихих людишек». Противоборствующие в жестокой кровавой борьбе стороны, не искали помощи Божьей, а призывали иностранных интервентов.

Неурожаи и страшный голод, обрушившиеся на Россию в царствование Бориса Годунова по попущению Божьему, стали своего рода «пусковым крючком», запустившим целые лавины различных народных движений.

И лишь, когда сам народ по Божественному вдохновению принял на себя гражданскую ответственность, осознав её как необходимый духовный выбор, он испытал чувство внутреннего единства. И в этом единстве нашли основу для приложения своих сил все народности и вероисповедания единой России – христиане, мусульмане, буддисты (а первые тайши – правители калмыцких улусов принесли присягу на верность правительству Василия Шуйского в 1607 г.), не обращенные еще в христианство язычники – все они были гражданами одной страны, ведомые Богом к предстоящему победному торжеству.

Но главной силой, обуздавшей Смуту начала XVII в. все же была Русская Православная Церковь. Если задуматься, то другой такой силы и не могло быть - когда распалось всё: вертикаль власти, экономические отношения, социальные, даже семейные, только общая вера могла дать импульс объединению, дать нравственную оценку происходящему и призвать к покаянию. И Церковь прекрасно сознавала свою объединяющую роль. Но, говоря о влиянии Церкви, прежде всего, нужно говорить о конкретных личностях. Надеюсь, все знают, какую роль в преодолении Смуты сыграл мученически умерший патриарх Гермоген. Многим ведома и фигура келаря Троице-Сергиева монастыря Авраамия Палицына и архимандрита Иоасафа. Однако были и другие фигуры, ныне незаслуженно забытые.

В первую очередь нужно вспомнить святого, которого можно сравнить с преподобным Сергием Радонежским по отношению к событиям его времени. Это преподобный Иринарх Затворник, старец Борисоглебского монастыря, который благословлял воеводу Михаила Скопина-Шуйского на его подвиги, послал ему свой крест в решающий момент снятия осады с Троице-Сергиевой обители, и этим же крестом под Ростовом Великим были благословлены собиравшие ополчение князь Дмитрий Пожарский и купец Кузьма Минин. В третий раз этим же крестом он в 1614 г. благословлял войско, направленное подавить казацкий мятеж.

А еще можно вспомнить фигуру героически погибшего тверского архиепископа Феоктиста, который хотя и прославлен как местночтимый святой, но почти никому не известен. Священномученик Феоктист, когда его, в качестве пленника, доставили из Твери в Тушинский лагерь Лжедмитрия II под Москвой, отказался иметь дело с нареченным там, в Тушино, патриархом Филаретом, остался верен патриарху Гермогену, пытался совершить побег, и его зарубили догнавшие его «воровские» казаки. Или вспомним местночтимую схимонахиню Пелагию, мать святейшего патриарха Иова (1525–1607), застреленную в Старице, когда ее захватили «тушинцы». О ней тоже сейчас мало кому известно. Так же, как и о погибшем при защите Троицкого Калязинского монастыря игумене Левкие и других иноках. О невинно убиенных насельниках многих других монастырей. И о тех иноках, кто помогал воинам, стоя с ними в одном строю на башнях и у бойниц Иосифо-Волоколамского, Пафнутьева-Боровского, Троице-Сергиева монастырей.

Все эти (и многие другие) незаслуженно забытые церковные люди очень серьезно влияли на умонастроение общества, именно через них Церковь воздействовала на русский народ и призывала его к сплочению. Смута начала XVII столетия принесла неисчислимые бедствия всей Русской земле, и в то же самое время она явила образцы подлинного героизма и патриотизма.

Священномученик Гермоген, посадский староста Минин, князья Скопин-Шуйский и Пожарский, предводитель мангазейских сибирских стрельцов Давыд Жеребцов, ярославский воевода Никита Вышеславцев, кинешемский воевода Федор Боборыкин, рязанский воевода Прокопий Ляпунов вели к победе народ не лёгкими путями. Не просто формировалось ополчение. Собирались остатки наиболее духовно-здоровой части государства, из регионов, пострадавших менее других от опричнины и первых лет Смуты. Ополчение явилось обновлённым гражданским обществом, объединенным идеей необходимости единства и преодоления Смуты. Народ совершил великий покаянный труд, свидетельством которого, в том числе, стал крестный ход ополченцев с Иконой Казанской Божией Матери 4 ноября 1612 г. С тех пор и существует этот церковный и одновременно светский, мирской Праздник.

Преодоление Великой Смуты явилось грандиозным историческим и духовно-нравственным уроком для всех последующих поколений. Посему коснемся теперь вопроса о социальной памяти.

У потомков ополченцев Минина и Пожарского, принадлежавших к самым разным сословиям и национальностям, сохранилась живая память о тех героических событиях, имевших особое значение для судеб Русского государства. Например, первый советский профессор на Северном Кавказе, замечательный ученый-лингвист и фольклорист, осетин по национальности Борис Алборов свою дипломную работу в 1912 г. посвятил песням-плачам о Скопине-Шуйском. Ученый выяснил, что эти песни распевала вся многоликая Россия: от поморов до терских казаков. Вклады князя Пожарского – его сабля и палаш Скопина-Шуйского, как святыни, хранились в течение веков в ризнице Соловецкого монастыря, и вполне вероятно вдохновляли его защитников во время отбития англо-французского десанта в 1854 г. А кому неизвестна парсуна Скопина-Шуйского из Архангельского собора Московского Кремля, хранящаяся в Третьяковской галерее?

К гробницам Минина в Нижегородском Кремле и князя Пожарского в Суздальском Спасо-Евфимиеве монастыре никогда не зарастала народная тропа. Поклонился им и нынешний президент России. Столь же свято помнили о подвигах Ивана Сусанина в Костроме, о жестком ростовском, кинешемском, кашинском и калязинском разорении.

Подвиг народов России в период Смутного времени имеет особое историческое значение. Этот подвиг является высшим проявлением патриотизма, высокой ответственности, самоотверженности простых граждан, ставших по зову сердца на защиту своей Родины. Вера в правое дело помогла им выстоять и победить. В назидание о доблестных Ополчениях 1609-1612 гг. были созданы Народные ополчения в годины других тяжких испытаний – в 1812 г. и 1941 г.

Таким образом, подвижничество, мужество и самоотверженность героев драматических событий Смутного времени явились предтечей многих последующих исторических свершений во славу нашего Отечества, причём не только в военной, но и в других сферах общественной и государственной жизни. Преодоление Смуты – это одновременно еще и яркий исторический урок строительства подлинного гражданского общества. Поэтому события 400-летней давности сохраняют актуальность и в наши дни. Каждый, кто задумывается о будущем Отечества и о сегодняшнем положении дел, понимает острую необходимость укрепления главных устоев, жизнеспособности России, восстановления народного духа и национальной идентичности. Для осуществления духовно-патриотического воспитания важно понимать, патриотами чего должны стать наши дети, защитниками каких ценностей и каких идеалов.

По нашему мнению (а я говорю сейчас от лица всей нашей Рабочей группы), главной идеей празднования 400-летнего юбилея с активным участием самых различных социальных слоёв, групп и регионов должно стать объединение всех народов России, сплочение гражданского общества, и не только в плане дальнейшего укрепления вертикали власти, а в смысле построения не менее крепкой, надпартийной горизонтали. Ибо у граждан нашей страны, помимо партийно-идеологических пристрастий должны быть еще и национально-гражданские приоритеты.

В настоящее время в целом ряде субъектов РФ, особенно на территории ЦФАО продолжается работа по подготовке к празднованию Юбилея, сформированы координационные советы с участием органов исполнительной власти, РПЦ, общественных объединений и различных организаций. Созданная в мае 2011 г. в Москве Рабочая группа по подготовке и празднованию 400-летнего Юбилея разработала проект межрегиональной программы, включающей основные мероприятия с участием самых различных государственных органов, организаций, объединений, многих регионов Северо-Западного, Центрального и Приволжско-Уральского федерально-административных округов.

Рассмотрим хотя бы вкратце, что уже сделано. За то десятилетие, в течение которого существуют и активно действуют культурно-патриотическая акция «Алтарь Отечества» и межрегиональная программа «Под княжеским стягом», в ряде регионов России накоплен значительный опыт по реализации просветительской, историко-мемориальной, научной, педагогической и краеведческой работы.

Первая акция «Алтаря Отечества» проводилась в мае 2001 г. по инициативе администрации и общественности Балахнинского района Нижегородской области и первоначально носила межрайонный характер. Еще ранее, начиная с 1992 г., на базе исторического факультета Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского начали ежегодно проводиться «Мининские чтения», материалы которых регулярно издаются, начиная с того же 2001 г.

Летом 2002 г. по инициативе представителей трёх районов смежных областей – Александровского, Калязинского и Угличского возникла межрегиональная программа «Под княжеским стягом», посвященная увековечению памяти героев преодоления Смуты и, в первую очередь, памяти незаслуженно забытого полководца князя М.В. Скопина-Шуйского.

Не случайно, что обе патриотические инициативы зародились в местах, непосредственно связанных с памятью о героях. Балахна – это родина Козьмы Минина. В Калязине и в Александрове располагались ставки князя Скопина-Шуйского во время освободительного похода 1609-1610 гг. В Угличе в мае 1591 г. произошла гибель царевича Дмитрия, положившая начало будущей Смуте.

Стартовавшая под патронажем правительства Нижегородской области и активно поддержанная колледжами Москвы под девизом «Купно за едино!» («Вместе за одно!») акция «Алтарь Отечества» проводилась ежегодно на пути следования Ополчения 1612 г., и в дальнейшем протекала, помимо Нижегородской, во Владимирской, Ивановской, Костромской, Ярославской и Московской областях, завершаясь 4 ноября у памятника Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве. Каждое лето отряды юных «ополченцев» выступали в походы и в рамках программы «Под княжеским стягом», при чем их маршруты пролегали по территориям Новгородской, Тверской, Ярославской, Владимирской и Московской областей в местах боёв войск Скопина-Шуйского. Заканчивались все межрегиональные походы ставшим традиционным фестивалем «Отчизны верные сыны» на Каринском поле под Александровом, где осенью 1609 г. состоялось одно из решающих сражений между армией Скопина-Шуйского и войсками гетмана Сапеги. В рамках фестиваля происходят выступления фольклорных коллективов, бардов, устраиваются «потешные» бои с участием военно-исторических клубов реконструкции.

В последние годы аналогичные исторические реконструкции проводились под Ярославлем, в Юже Ивановской области, под Калязином, Торопцем и в Городне на Волге в Тверской области. Стоит также особо отметить издание ряда высококачественных книг, принадлежащих перу митрофорного протоиерея Александра Соколова (Балахна), посвященных всем трем героям – князю Скопину-Шуйскому, князю Пожарскому и Минину. Празднования в 2009 г. 400-летия освободительного похода Скопина-Шуйского ознаменовались установлением памятных досок, стел, мемориальных камней и Поклонных Крестов в подмосковном Дмитрове, под Ярославлем, близ Торопца и Торжка, в историческом центре Кашина, на Шумаровском острове на Рыбинском водохранилище. В с. Городне (Конаковский район Тверской области) по инициативе программы «Под княжеским стягом», был открыт памятник Скопину-Шуйскому. Другой памятник князю-герою работы известного тверского скульптора о. Евгения Антонова появился в августе 2009 г. в Калязине.

В конце прошлого года в Сергиевом Посаде был открыт памятник героическим защитникам Троице-Сергиевой обители работы скульптора Дениса Соловьева, а в Кохме Ивановской области произошла закладка еще одного памятника Скопину-Шуйскому, над которым сейчас работает известный скульптор Андрей Ковальчук. Ранее памятники Скопину-Шуйскому работы Владимира Суровцева и Святителю Иринарху-затворнику, благословившего на ратные подвиги Скопина-Шуйского и Пожарского, появились в пос. Борисоглебский Ярославской области. Последний памятник – это дар районному центру и Борисоглебскому монастырю Зураба Церетели. В то же время по инициативе общественного движения «Народный Собор» и Женского православно-патриотического общества был сформирован Региональный общественный фонд содействия инициативе по постановке памятника Патриарху Гермогену в Москве. По инициативе данного фонда этим летом на месте гибели Прокопия Ляпунова на Воронцовом поле в Москве появился еще один Поклонный Крест.

Пять лет тому назад при содействии ряда местных администраций и глав муниципальных образований был инициирован проект «Золотой Венец России». В рамках данного проекта разработан и реализуется одноименный туристический маршрут. Это межрегиональный просветительский экскурсионный маршрут по пути следования народного ополчения под предводительством князя Дмитрия Пожарского и посадского старосты Козьмы Минина с рассказом о становлении Российского государства после лихолетья ХVII века. Первые пилотные автобусные экскурсии по маршруту были проведены в 2007 и 2008 годах. Этот проект ориентирован на наполнение конкретным историческим и географическим содержанием государственного праздника День народного единства 4 ноября.

Всероссийские конференции, посвященные истории изучения Смутного времени, помимо Нижнего Новгорода, прошли в Ярославле, Кохме и Рязани, продемонстрировав высочайший научный потенциал. Важными координационными центрами по подготовке юбилея преодоления Смуты являются на сегодняшний день Ярославский общественный оргкомитет по празднованию 400-летия народного единства, одним из сопредседатей которого является губернатор Ярославской области С.А. Вахруков, и Попечительский совет межрегиональной программы «Под княжеским стягом» во главе с Героем Советского Союза, летчиком-космонавтом А.И. Лавейкиным. По их инициативе совместно с разработчиками проекта «Золотой Венец России», во время совещания, проходившего в стенах Московской Духовной Академии в Троице-Сергиевой Лавре, была выдвинута идея создания «Клуба городов-400».

Наконец, по инициативе обоих движений – акции «Алтарь Отечества» и программы «Под княжеским стягом» состоялись две торжественные панихиды по Скопину-Шуйскому в Архангельском соборе Московского Кремля. Первую из них отслужил ризничий Патриаршьих соборов Кремля о. Вячеслав Шестаков, вторую – в мае этого года – провел Святейший патриарх Московский и Всея Руси Кирилл.

Вместе со всеми этими несомненными успехами и достижениями порой не хватает необходимой консолидации регионов, отсутствует единый координационный центр по подготовке юбилея преодоления Смуты и восстановления российской государственности. Зачастую остро не хватает поддержки со стороны органов государственной власти, а иногда возникает и непонимание со стороны глав конкретных муниципальных образований, мешающих реализации историко-патриотических проектов либо игнорирующих их.

Празднование 400-летнего Юбилея должно послужить возрождению величия России, достижению тех целей и задач, которые позволят занять ей достойное место среди ведущих государств мира. Юбилей должен стать широкомасштабным, долговременным, поистине всенародным, с участием как всех основных социальных групп и слоёв российского общества, так и органов государственной власти, Русской Православной Церкви, общественных объединений и некоммерческих организаций. В соответствии с нашим пониманием задач и целей, празднование включает в себя несколько основных этапов.

На первом из них, который начнётся в январе 2012 г., должна активизироваться и развернуться деятельность во многих субъектах РФ, охватывающих территорию от западных границ до Урала и Красноярского края. В соответствии с региональными программами будут проведены самые различные мероприятия на местах сражений, в городах и населённых пунктах, сыгравших особую роль в организации отпора интервенции, внёсших весомый вклад в дело освобождения страны. Это могут быть конференции, семинары, круглые столы, крестные ходы, специальные рейсы поездов и теплоходов (с открытием навигации), авто- мото- и велопробеги по маршрутам передвижения войск народного ополчения, смотры, конкурсы, фестивали и многое другое.

На втором этапе (с августа по конец сентября 2012 г.) по результатам тематических смотров-конкурсов определяются делегации субъектов РФ, городов, населённых пунктов для участия в праздничных мероприятиях в г. Москве в начале ноября 2012 г. Отбор будет проводиться оргкомитетом (конкурсной комиссией), которая на основе разработанных положений и требований выявит конкретных участников в соответствии с подготовленными ими программами.

На третьем этапе (октябрь 2012 г.) подготовка к празднованию Юбилея достигает своего апогея. Делегации субъектов РФ, городов, населённых пунктов, прошедшие конкурсный отбор, готовятся к праздничным мероприятиям в День Юбилея на Красной площади в Москве по отдельной программе. Эта подготовка осуществляется параллельно с участием в реализации региональных программ. Все это должно широко освещаться в СМИ и на интернет-ресурсах. Благодаря этому российские граждане будут заблаговременно ознакомлены с программой мероприятий по празднованию 400-летнего Юбилея не только в Москве, но и во многих других городах и населённых пунктах всей нашей страны и смогут принять участие в торжествах.

Четвёртый этап - кульминация празднования (3-5 ноября 2012 г.). 3 ноября завершается подготовительная работа, которую помимо оргкомитета будут проводить органы исполнительной власти всех уровней и общественные объединения. Пиковой активности достигнет деятельность СМИ.

Накануне состоится Крестный ход с участием Святейшего Патриарха. 4 ноября основные мероприятия проводятся на Красной площади, оформление которой будет соответствовать духу и содержанию праздника. Состоятся праздничные богослужения. В 10.00 начинается прохождение делегаций субъектов РФ, городов и населённых пунктов по Красной площади, которое сопровождается видеотрансляциями, информирующими об их роли в освободительной борьбе и мероприятиях, проведённых на предшествующих этапах празднования.

Затем проводится военно-патриотический и культурно-фольклорный фестиваль по отдельной программе (в течение 2-3 час.). В Манеже торжественно открывается ежегодная выставка «Русь Православная» с декором, музейной экспозицией по соответствующей эпохе, и возможно какой-то святыней, связанной с событиями преодоления Смуты (например, Чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери). Во второй половине дня на Васильевском спуске и в других местах Москвы организуются культурно-массовые мероприятия и народные гуляния по отдельным программам (в каждом административном округе города). В районе Девичьего поля, близ Новодевичьего монастыря, на месте реальных боев 400-летней давности силами клуба военно-исторической реконструкции «Служивый» и его партнеров проводится реконструкция эпизодов сражения войск Ополчения с армией гетмана Ходкевича, шедшей на выручку польско-литовскому гарнизону в Кремле. В 21.00 производятся праздничный салют и фейерверк.

Помечтав о таком грандиозном праздновании Юбилея, перейдем к делам насущным. Для подготовки к слушаниям была создана Рабочая группа (РГ), в которую вошли представители порядка десяти регионов из следующих общественных организаций: Нижегородского землячества, Ассоциации Тверских землячеств, межрегиональных движений «Алтарь Отечества», «Под княжеским стягом», «Вознесение», «Омофор», ДОСААФа России, Союза краеведов России, а также представители ряда епархий РПЦ. Образованная из членов РГ редакционная комиссия работала над материалами к слушаниям. В заседаниях Рабочей группы принимали участие представители Общественной палаты, Правительства Москвы, Фонда Андрея Первозванного. Состоялись консультативные переговоры представителей РГ с председателем Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Московской Патриархии протоиереем Всеволодом Чаплиным.

Материалы, подготовленные РГ, легли в основу сегодняшнего заседания, в том числе, тех документов, которые имеются на руках участников заседания. В ходе заседаний выяснилось значение РГ как органа, взявшего на себя сбор информации и координацию действий регионов, общественных объединений, направленных на подготовку и празднование Юбилея. РГ показала свою эффективность. Члены РГ выступили с предложением продолжить свою работу, преобразовав Рабочую группу в Межрегиональный координационный общественный совет (МКОС) при Общественной Палате РФ.

Данный совет намерен:

  1. обратиться к Президенту Российской Федерации, Федеральному Собранию и Правительству России, а также Общественной палате Российской Федерации о необходимости придания дням празднования 400-летия народного единства, преодоления Смуты и восстановления российской государственности 3-5ноября 2012 г. официального статуса;
  2. продолжить разработку единой Межрегиональной программы подготовки и празднования 400-летия преодоления Смуты и восстановления российской государственности;
  3. ввести в практику проведение заседаний МКОС в разных регионах;
  4. обратиться к руководителям регионов с предложениями по реализации данной программы;
  5. поручить МКОС пролонгировать данную программу до 2018 года включительно с уточнением исторического «акцента» каждого года;
  6. провести в феврале-марте 2012 г. круглый стол в Государственной Думе с участием лидеров всех парламентских партий;
  7. провести специальную секцию по 400-летнему Юбилею в рамках очередного Всемирного Русского Народного Собора;
  8. предпринять шаги по организации Фонда программы подготовки и празднования 400-летия преодоления Смуты и восстановления российской государственности «Единение»;
  9. разработать символику и атрибутику общественного движения в память об освободительной борьбе народов России в период Смутного времени (в том числе учредить памятный наградной знак, вручаемый от имени ОП РФ);
  10. добиться обеспечения доступа к гробнице знаменитого русского полководца Михаила Васильевича Скопина-Шуйского в приделе Иоанна Предтечи Архангельского Собора Московского Кремля;
  11. добиваться создания государственного мемориального музея князя Д.М. Пожарского с головным зданием на месте его усадьбы в Москве на улице Большая Лубянка и филиалами на в регионах;
  12. пропагандировать идею создания музея-панорамы «Бой ополчения с войсками Ходкевича в 1612 г.»;
  13. создать постоянно действующий веб-сайт по теме «События и уроки Смутного времени»;
  14. принять участие в разработке проектов передвижных межмузейных полевых выставок, походных храмов и скиний для организации туристических и паломническо-миссионерских маршрутов и проведения богослужений вне населенных пунктов на памятных местах, связанных с событиями Смутного времени;
  15. способствовать созданию и развертыванию передвижной театральной труппы и проведению театрализованных военно-исторических реконструкций сражений Смутного времени;
  16. принять участие в разработке методических рекомендаций по проведению открытых уроков и других учебно-воспитательных мероприятий в образовательных учреждениях, посвящённых событиям Смутного времени;
  17. инициировать возведение памятных часовен, стел и других мемориальных знаков по разработке архитекторов из состава РГ;
  18. добиваться придания статуса полей ратной славы местам наиболее крупных и важных сражений (Каринскому полю под Александровом, Константиновскому полю под Калязином и т.д.).

Оптимальным было бы учредить данный Межрегиональный координационный общественный совет в ходе сегодняшнего заседания, и по итогам нашей работы обратиться с ходатайством о создании такового к секретарю Общественной Палаты РФ, академику Е.П. Велихову.

В заключении я хотел бы процитировать слова покойного патриарха Алексия Второго, сказанные в ходе интервью историческому журналу «Родина» при подготовке тематического номера по Смуте в 2005 г.: «Когда в обществе оскудевает богозаповеданная любовь к ближнему, когда утрачивается идеал народного единства, — тогда начинается разложение государства. Повергнутые в распрю, люди утрачивают духовные ориентиры, и на первое место выходят инстинкты и пороки. Жажда наживы любой ценой, пренебрежение священным даром человеческой жизни, моральный нигилизм — все это ведет к вырождению нации».


Источник:      Вера и Время

Последние публикации:

27 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Мы призваны искать ответы вместе, сознавая ответственность за будущее нашей страны». Выступление на внеочередном соборном съезде Всемирного русского народного собора

27 марта 2024 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил на внеочередном соборном съезде Всемирного русского народного собора.

(См. далее...)

22 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Главная цель жизни — это стяжание Царствия Божиего…». Патриаршая проповедь в пятницу первой седмицы Великого поста

22 марта 2024 года, в пятницу первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Святейший...

(См. далее...)

2 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Традиционные ценности помогают сохранить жизнеспособность в условиях теряющей свой гуманизм цивилизации». Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на Всемирном фестивале молодежи

2 марта 2024 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Всемирный фестиваль молодежи, проходящий на федеральной территории «Сириус» в Краснодарском крае...

(См. далее...)

9 февраля 2024

Президент России В.В. Путин:

«Мы защищаем своих людей, себя, свою Родину и наше будущее». Интервью Президента России Владимира Путина Такеру Карлсону

9 февраля 2024 года в Кремле Президент России Владимир Владимирович Путин ответил на вопросы Такера Карлсона, американского журналиста, основателя видеоплатформы Tucker Carlson Network. 10 февраля 2024 г.

(См. далее...)

Публикация:

Вера и Время

25.12.2011

Также у этого автора:
Архив публикаций:
Святые и святыни:
Мчч. Агапий, Пуплий, Тимолай. Икона. Русь. 1-я половина XVI в. Музей икон. Реклингхаузен. Германия

28 марта

Мученики Агапий, Пуплий, Тимолай, Ромил, Александр, Александр, Дионисий и Дионисий (303)

...Находившиеся в толпе юноши-христиане Пуплий, Тимолай, Александр, другой Александр, Дионисий и иподиакон Диаспольской церкви Ромил решили публично исповедать веру и пострадать за Христа...

(См. далее...)

Фотоальбомы

18 октября 2021

Шмелёвские чтения - 2021: Лица и сюжеты

Фотоальбом по материалам XXVI Крымских международных Шмелёвских чтений, прошедших в Алуште 15-19 сентября 2021 года.

(См. далее...)

Анонсы

Вера и Время    2024