Рейтинг@Mail.ru На главную Библиотека Фотогалерея Контакты Лица О проекте Поиск      В е р а    и    В р е м я
Религиозные ценности и современная система образования
Основные разделы:
Новости по теме:

28 марта 2024

В Костроме состоялось торжественное празднование Феодоровской иконе Божией Матери

27 марта 2024 года, в день празднования Феодоровской иконе Божией Матери, в Богоявленском кафедральном соборе Костромского кремля совершена Божественная литургия. 28 марта...

(См. далее...)

28 марта 2024

На Соборном съезде утверждён Наказ XXV Всемирного русского народного собора «Настоящее и будущее Русского мира»

В ходе соборного съезда, который состоялся 27 марта 2024 года в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя в Москве под председательством...

(См. далее...)

Архив событий:
Новости:
13 марта 2019

Рождественские чтения | Образование и наука | Московский Патриархат


 

Опубликованы рекомендации круглого стола в рамках VII Рождественских Парламентских встреч по теме «Духовно-нравственное образование в российской школе: состояние, проблемы, перспективы развития»

30 января 2019 года в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации в рамках VII Рождественских Парламентских встреч состоялось заседание «круглого стола» по теме «Духовно-нравственное образование в российской школе: состояние, проблемы, перспективы развития».
13 марта 2019 г.



Опубликованы рекомендации круглого стола в рамках VII Рождественских Парламентских встреч по теме «Духовно-нравственное образование в российской школе: состояние, проблемы, перспективы развития», 13.0

В мероприятии приняли участие представители Русской Православной Церкви, депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, научно-педагогической и родительской общественности, средств массовой информации.

Участники заседания «круглого стола» отметили, что будущее России определяется не только решением политических, экономических и социальных проблем, но и формированием духовности и нравственности российского общества на основе исторически сложившейся российской ментальности, традиционных российских духовно-нравственных и культурных ценностей. Президент Российской Федерации Владимир Путин в Ежегодных Посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации поставил перед системой образования задачи формирования нравственного, гармоничного человека, ответственных граждан страны, впитавших ее ценности, историю и традиции, с широким кругозором, обладающих внутренней культурой, способных творчески и самостоятельно мыслить. Духовно-нравственное образование в российской школе является ключевым ресурсом развития воспитательных функций современной школы, отражает образовательные потребности граждан России, российского общества в сфере воспитания детей и молодежи, подрастающих поколений, граждан России.

Одним из важных направлений духовно-нравственного образования в современной российской школе является реализация предметных областей «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) в начальной школе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) начального общего образования и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР) в соответствии с ФГОС основного общего образования в преемственности с ОРКСЭ. В рамках этих предметных областей возможно развитие урочной и внеурочной деятельности школьников с целью обучения и духовно-нравственного воспитания, преподавание учебных предметов, учитывающих региональные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации.

Участники заседания «круглого стола» отметили, что в настоящее время развитие духовно-нравственного образования связано с решением ряда проблем, среди которых:

- отсутствие системного подхода, непрерывности в нормативно-методических условиях и практике реализации духовно-нравственного образования обучающихся в структуре учебно-воспитательного процесса по всем уровням общего образования;

- необходимость формирования ценностно-мировоззренческой ориентации в сфере воспитания детей на основе российских традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей у педагогов, а также у родителей (повышение духовно-нравственной и педагогической культуры родительского сообщества);

- для предметной области ОДНКНР во ФГОС основного общего образования не прописаны учебные предметы, что позволяет изучать ее на данном этапе только через учебные курсы по выбору за счет часов части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений. Неотложной современной повесткой является наполнение этой предметной области на уровне основного общего образования в логической преемственности с ОРКСЭ учебными предметами по выбору по традиционным религиозным культурам народов России и российской светской этике;

- необходимость преобразования процесса обучения, системы воспитательной работы, существующих отношений, семейной обстановки и т.д. с целью создания в образовательной организации и вокруг нее культуросообразной среды, «нравственного поля», способствующих духовному становлению обучающегося, пробуждению в нем желания творить добро;

- недостаточный учет в практике и развитии воспитания детей и молодёжи в целом в сфере образования условий информатизации, влияния «Интернета», виртуальной среды, возможностей и рисков «цифровизации», включая вопросы недопущения обезличивания воспитательной деятельности, формирования и обеспечения норм и правил взаимодействий в цифровой среде на основе российских традиционных духовно-нравственных ценностей.

Условием эффективной реализации духовно-нравственного образования, воспитания и его непрерывности является системный подход. Школа и традиционные российские религиозные организации совместно с другими общественными организациями: ветеранскими, национально-культурными, экологическими и пр., а также учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта призваны создавать единое пространство духовно-нравственного развития и воспитания личности ребенка.

Участники заседания «круглого стола» поддержали предложения о проведении в 2019 – 2020 годах на «площадке» Комитета Государственной Думы по образованию и науке мероприятий по обсуждению, экспертизе, разработке и реализации законодательных инициатив и предложений в целях совершенствования условий духовно-нравственного образования и воспитания детей и молодежи в системе образования Российской Федерации.

 

Участники заседания «круглого стола» рекомендуют:

 

Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:

1.1. Способствовать совершенствованию федерального законодательства об образовании в вопросах:

— развития условий формирования личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, в том числе на основе преподавания по выбору традиционных религиозных культур народов России и российской светской (гражданской) этики, основанной на конституционных правах, свободах и обязанностях человека и гражданина в Российской Федерации;

— достижения сбалансированности полномочий религиозных организаций и государства в преподавании основ духовно-нравственной культуры народов России, религиозных культур в государственных и муниципальных образовательных организациях.

 

Комитету Государственной Думы по образованию и науке:

2.1. Предусмотреть в планах работы Комитета на 2019 – 2020 годы тематические вопросы:

— о совершенствовании правовых условий духовно-нравственного образования, преподавания традиционных религиозных культур и основ светской (гражданской) этики по выбору в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях,

— взаимодействия государства и российских традиционных религиозных организаций в духовно-нравственном образовании и воспитании обучающихся с целью формирования личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности согласно ценностно-целевым ориентирам Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.

2.2. Направить запрос в Министерство просвещения Российской Федерации о результатах мониторинга выбора изучения модулей курса «ОРКСЭ» по субъектам Российской Федерации в 2018 и 2019 годах для информирования депутатов Государственной Думы.

 

Министерству просвещения Российской Федерации:

3.1. Организовать подготовку рекомендаций по гуманитарным учебным предметам, предметным областям, направленных на воспитание духовно-нравственных качеств личности, актуализацию традиционных российских духовно-нравственных и социокультурных ценностей в процессе преподавания, изучения детьми на всех уровнях общего образования истории, русского языка и литературы, искусства и культуры.

3.2. Рассмотреть вопросы:

— преподавания на основе добровольности и свободы выбора православной культуры и других традиционных религиозных культур народов России с участием заинтересованных религиозных организаций в целях формирования у обучающихся традиционных российских духовно-нравственных ценностей;

— внесения в ФГОСы и примерные основные образовательные программы общего образования изменений, направленных на расширение возможностей преподавания религиозных культур и основ светской (гражданской) этики по выбору родителей (законных представителей) обучающихся.

3.3. Проработать возможность разработки во взаимодействии с российскими религиозными организациями согласованных методических рекомендаций для субъектов Российской Федерации по вопросам организации и условий взаимодействия педагогов, образовательных организаций, органов управления образованием с религиозными организациями в процессе реализации предметных областей ОРКСЭ, ОДНКНР, духовно-нравственного образования и воспитания обучающихся в урочной и внеурочной деятельности.

3.4. В процессе разработки и совершенствования ФГОС, примерных основных образовательных программ, иных нормативных и методических материалов в части изучения и преподавания религиозных культур установить и осуществлять регулярное системное взаимодействие с Русской Православной Церковью и другими традиционными для России религиозными организациями.

 

Министерству связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Министерству культуры Российской Федерации:

4.1. Способствовать созданию атмосферы уважения и любви к родному слову и культуре как выразителям высокого назначения человеческой личности, ее достойного существования.

4.2. Принять действенные меры по пропаганде культуры русского языка, повышению языкового вкуса, благопристойного и разнообразного содержания и стиля речи во всех сферах жизни, особенно пропаганде культуры общения в бытовой сфере и средствах массовой информации.

 

Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

5.1. Продолжить работу по созданию и функционированию координационных советов по духовно-нравственному образованию (при главах администраций) как основы взаимодействия образовательных учреждений, традиционных для России религиозных организаций, общественных организаций, институтов гражданского общества и органов власти в целях духовно-нравственного воспитания школьников, их родителей (законных представителей) и педагогов.

5.2. В соответствии с частью 5 статьи 99 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» решить вопрос о финансировании за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и местных бюджетов частных, в том числе православных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации аккредитованных основных общеобразовательных программ, на равных основаниях с государственными и муниципальными образовательными организациями.

5.3. Реализовать с участием организаций Русской Православной Церкви и других традиционных для России религиозных организаций меры по расширению возможностей преподавания в общеобразовательных организациях православной культуры, других традиционных религиозных культур по выбору родителей (законных представителей) обучающихся, духовно-нравственного воспитания на основе ценностей и традиций народов России.

5.4. Предусмотреть организацию школ молодых родителей и молодых воспитателей и иных мероприятий, направленных на повышение уровня компетентности родительской и педагогической общественности в вопросах воспитания, в том числе по изучению традиционного опыта духовно-нравственного воспитания личности.

5.5. Способствовать развитию духовно-нравственного фестивального движения, организации и проведению региональных и муниципальных конкурсов, олимпиад и других мероприятий для педагогов и детей в целях духовно-нравственного образования.

5.6. В целях повышения качества подготовки преподавателей оказывать содействие региональным и муниципальным организациям, осуществляющим образовательную деятельность по дополнительным профессиональным образовательным программам по подготовке, совершенствованию квалификации педагогов для преподавания традиционных религиозных культур народов России в рамках ОРКСЭ, ОДНКНР, духовно-нравственного воспитания обучающихся средствами иных учебных предметов и во внеурочной деятельности.

5.7. В системе повышения квалификации всех категорий педагогических работников предусмотреть в программах подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических и управленческих работников системы общего и дополнительного образования специальные курсы по традиционной духовно-нравственной культуре народов России, организации духовно-нравственного воспитания, формирования российских традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей у обучающихся.

5.8. Рекомендовать руководителям общеобразовательных организаций в целях формирования российских традиционных духовных ценностей у обучающихся организацию внешкольных мероприятий с представителями Русской Православной Церкви и других традиционных для России религиозных организаций, в том числе в рамках взаимодействия с родительским сообществом.

 

Российской академии наук и Российской академии образования:

6.1. Развивать научное, информационное, программно-методическое обеспечение духовно-нравственного образования и воспитания во взаимодействии с Русской Православной Церковью и другими традиционными для России религиозными организациями.

6.2. Поддержать разработку и включение в федеральные реестры примерных образовательных программ по православной культуре, другим религиозным культурам народов России, по основам светской (гражданской) этики с целью расширения возможностей духовно-нравственного образования, воспитания и социализации детей на основе российских традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей.

6.3. Рассмотреть вопрос обновления концептуальных педагогических материалов по вопросам воспитания с учетом Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (2015) с целью системного, непрерывного формирования у детей российских традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей в образовательном процессе на всех уровнях общего образования.

 

Средствам массовой информации:

7.1. Осуществлять в своей профессиональной деятельности целенаправленную поддержку в обществе российских традиционных ценностей семьи, нравственности, российского патриотизма и гражданственности.

7.2. Способствовать созданию общественной атмосферы уважения к русскому языку, другим языкам народов России, любви к родному слову и культуре как выразителям высокого назначения человеческой личности, ее достойного существования.

7.3. Повышать уровень информированности общества о практике духовно-нравственного образования, увеличивать количество публикаций о положительном опыте взаимодействия общественных институтов в сфере воспитания, работе лучших педагогов, педагогических коллективов, образовательных организаций, о тематических конкурсах, олимпиадах, инициировать проведение информационных просветительских, образовательных проектов в сфере духовно-нравственного образования.


Православие.ru

Последние публикации:

27 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Мы призваны искать ответы вместе, сознавая ответственность за будущее нашей страны». Выступление на внеочередном соборном съезде Всемирного русского народного собора

27 марта 2024 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил на внеочередном соборном съезде Всемирного русского народного собора.

(См. далее...)

22 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Главная цель жизни — это стяжание Царствия Божиего…». Патриаршая проповедь в пятницу первой седмицы Великого поста

22 марта 2024 года, в пятницу первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Святейший...

(См. далее...)

2 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Традиционные ценности помогают сохранить жизнеспособность в условиях теряющей свой гуманизм цивилизации». Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на Всемирном фестивале молодежи

2 марта 2024 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Всемирный фестиваль молодежи, проходящий на федеральной территории «Сириус» в Краснодарском крае...

(См. далее...)

9 февраля 2024

Президент России В.В. Путин:

«Мы защищаем своих людей, себя, свою Родину и наше будущее». Интервью Президента России Владимира Путина Такеру Карлсону

9 февраля 2024 года в Кремле Президент России Владимир Владимирович Путин ответил на вопросы Такера Карлсона, американского журналиста, основателя видеоплатформы Tucker Carlson Network. 10 февраля 2024 г.

(См. далее...)

Знаменательные даты:
Анонсы
Фотоальбомы

18 октября 2021

Шмелёвские чтения - 2021: Лица и сюжеты

Фотоальбом по материалам XXVI Крымских международных Шмелёвских чтений, прошедших в Алуште 15-19 сентября 2021 года.

(См. далее...)

Вера и Время    2024