Рейтинг@Mail.ru На главную Библиотека Фотогалерея Контакты Лица О проекте Поиск      В е р а    и    В р е м я
Религиозные ценности и современная система образования
Основные разделы:
Аннотация:

...Преподобный Серафим, в XIX веке знавший о переживаемых нами ныне временах больше, нежели знаем мы сами, являл и являет живой образ будущего восстановления всего сотворенного. Он жил и почил, преисполненный «пасхального духа». Он шёл путём Христа и задолго до всеобщего воскресения из мертвых преисполнился пасхальной радости...

Сообщения по теме:
Федор Ушаков. Портрет работы Петра Бажанова

5 августа 2020

Мария Волгина. Фёдор Ушаков – адмирал, не знавший поражений: пять фактов про великого флотоводца

...Свой первый орден Федор Ушаков получил не на военной службе. В конце XVIII века на юге России вспыхнула чума. В те времена бороться с эпидемиями было практически...

(См. далее...)

21 июля 2020

Архиепископ Серафим (Соболев). Божия Матерь весьма любит смиренных. Слово в день празднования Казанской иконе Божией Матери

...смирение необходимо нам не только для нашей будущей небесной славы. Оно потребно нам и во временной жизни для избавления нас...

(См. далее...)

Архив событий:
Сообщения:
1 августа 2020

Святыни и святые


 

Александр Парменов. Радость наша: ко Дню памяти преподобного Серафима Саровского

Что значит для нашего озлобленного и разуверившегося современника тихий и светлый старец, обращавшийся к своим собеседникам не иначе как «радость моя» или «Ваше боголюбие»? Об этом - размышления публициста и педагога Александра Парменова
1 августа 2020 г.



Преподобный Серафим Саровский

Особое время переживаем мы сейчас, – мы, за короткое время привыкшие или приученные к ругани, ниспровержению, охаиванию, недоверию и неверию. В тот момент, когда всех пугают хозяйственной разрухой, распадом государства, грядущими катастрофами, концом света и прочими несчастьями, происходят удивительные вещи. Наша поруганная и оскверненная земля медленно, пядь за пядью, вновь начинает освящаться. Раздается по городам и весям запрещавшийся в течение полувека колокольный звон, выходят за церковную ограду крестные ходы, совершаются водосвятные молебны на источниках и реках, возвращаются из «небытия» чудотворные иконы и мощи святых, даже в Московском Кремле – бывшем сердце России и Православия, а ныне твердыне властей предержащих – достаточно регулярно совершаются богослужения.

Так оно и должно быть: земля должна быть возвращена людям, люди – земле, страна – своим гражданам. Но как тело, из которого изошла душа, мертво, так и народ, оставивший Церковь, еще не возродился.

Начавшийся 2008 год освящен 175-летием преставления преподобного Серафима Саровского.

Этот великий подвижник, ученик и собеседник Пресвятой Богородицы, провел всю свою жизнь в самом центре России. Родившись в Курске в 1754 году и в юном возрасте получив в Киево-Печерской лавре благословение на иноческие подвиги, он ушел в Саровский монастырь тогдашней Тамбовской епархии и 55 лет подвизался в обители и ее окрестностях, молясь за всю землю Русскую.

Почитаемый и обругиваемый как при жизни, так и после смерти, наступившей во время глубокой молитвы в 1833 году, он был канонизирован через 70 лет авторитетом страстотерпца императора Николая II. Записанный таким образом в «царские святые», этот народный подвижник, чьи иконы открыто стояли почти в каждом православном храме, до 1980-х годов возбранялся к упоминанию даже в церковной прессе.

В 1927 году мощи его были похищены гэпэушниками и увезены в неизвестном направлении. Так через столетие после блаженной кончины преподобный, как и при жизни, претерпевал от соотечественников оскорбления, презрение и нападения.

11 января 1991 года святые мощи батюшки Серафима, случайно обнаруженные в запасниках бывшего петербургского Казанского собора, святотатственно превращенного в Музей религии и атеизма, были возвращены Русской Православной Церкви. 7 февраля они были перевезены в Москву, и в течение полугода вся православная Русь стекалась к ним в патриарший Богоявленский собор со своими радостями и печалями. И никто не уходил не утешенным. И снова, как и в начале XX века, от святых мощей стал исходить прикровенный поток чудотворной помощи и исцелений. С 23 по 30 июля мощи торжественно через Ногинск, Орехово-Зуево, Владимир, Нижний Новгород и Арзамас были доставлены в Дивеево и к 1 августа – дню прославления преподобного – с честью положены в Троицком соборе возрожденной Дивеевской обители, где им и надлежало покоиться, как и предрекал некогда сам преподобный Серафим Саровский.

Что значит для нашего озлобленного и разуверившегося современника тихий и светлый старец, обращавшийся к своим собеседникам не иначе как «радость моя» или «Ваше боголюбие»?

В наш век – век отчаяния и самоубийств, когда человек не знает, ради чего и во имя чего он живет, так дороги слова преподобного Серафима о цели нашей жизни. Его рецепт предельно прост: «Стяжи дух мирен – и тысячи вокруг тебя спасутся». И всей своей жизнью он доказал это, доказал, что цель земного пути человека – в стяжании Духа Святого. Для тех, кто не молится, – это пустые слова, абстракция. Только «чистые сердцем», сказано в Евангелии, «Бога узрят» (Мф. 5: 8).

Как же нам, грешным, добиться того, чтобы встреча с Господом все-таки состоялась? И тут на помощь нам приходят святые, из сонма которых смиренно взирает на нас преподобный Серафим Саровский. Он не перестает духовно окормлять нашу страну. Он идет навстречу даже тем, кто и не ищет помощи, кто и знать его не желает. Он помогает, исцеляет, утешает, любит

Тридцать лет отшельничества. Три года столпничества. Подвиг безмолвия. Затворничество. Старчество. И он преодолел все эти ступени человеческого совершенствования, «облекаясь во Христа», уподобляясь Ему и являя нам высокие образцы целомудрия, бдения, поста, непрестанной молитвы, кротости, смирения, послушания, совершенного незлобия. Это пример, может быть, единственный в мире христианской святости. В преподобном Серафиме, как в фокусе, собрались все подвиги, прославившие множество русских и не только русских подвижников. Для тысяч своих современников и для сотен тысяч их потомков он стал духовным отцом и руководителем. Он свел воедино все пути, которыми душа поднимается к Богу. В нем явственно воплотилась характерная идея русской духовности: преображение всякой твари, всего сотворенного силою добровольной жертвы любви и сострадания. Преподобный Серафим, в XIX веке знавший о переживаемых нами ныне временах больше, нежели знаем мы сами, являл и являет живой образ будущего восстановления всего сотворенного. Он жил и почил, преисполненный «пасхального духа». Он шел путем Христа и задолго до всеобщего воскресения из мертвых преисполнился пасхальной радости.

Путь Христов – это смертная тоска в Гефсимании, принятие надругательств на суде, Голгофа и кажущаяся оставленность Богом. На этом пути оказались и Россия, и Русская Православная Церковь. И верное направление на этом пути указывает нам преподобный Серафим Саровский.

Желаете, чтобы воссияла Пасха? Дерзайте! Преображайте мировое бытие через упразднение всякой ненависти, разделения, отвергнитесь «ветхого» – грешного – человека, утверждайте в себе совершенную любовь к Богу, ко всем существам, получившим жизнь от Него.

Серафим в переводе с древнееврейского означает «пламенный». Что же могло быть пламенного в тишайшем, согбенном и смиренном старце? – Вера!

А если кто-либо захочет получить доказательство или опровержение всего сказанного, пусть сам призовет на помощь преподобного, пусть сам приедет в Дивеево, пусть сам приложится к святым мощам угодника Божия.

15 января 2008 года


Православие.ru

Последние публикации:
Святой великомученик и целитель Пантелеимон

9 августа 2020

Протоиерей Александр Шаргунов:

Церковь никогда не молится просто о здравии... Слово в день памяти святого великомученика и целителя Пантелеимона

...Смысл праздника - по-настоящему познать, где обретается наше исцеление. Как приобщиться нам тому ничем несокрушимому здоровью души и тела, которое являет Воскресший Христос? Что должны мы делать, чтобы помочь так исцелиться другим? Постараться...

(См. далее...)

6 августа 2020

Святейший Патриарх Кирилл:

«Мы не можем изменить историческому выбору нашего народа, запечатлённому кровью святых братьев Бориса и Глеба». Слово после молебна на месте мученической кончины святого благоверного князя Глеба

...они понимали, что если поднимут руку на старшего брата, то начнётся междоусобица, Русь погрузится в тяжкую борьбу за киевский престол и сколько же христианской...

(См. далее...)

6 августа 2020

Протоиерей Александр Шаргунов:

От первых русских святых - страстотерпцев князей Бориса и Глеба, до святых Царственных страстотерпцев. Слово на память святых страстотерпцев князей Бориса и Глеба

...Самоутверждение должно с неизбежностью ненавидеть и отвергать самоотречение, как мы видим на примере окаянного Святополка и его святых братьев. Но ещё прежде по этой причине мир возненавидел...

(См. далее...)

5 августа 2020

Роман Савчук:

Евангелие, Православие и... мир. Размышления в день памяти православного воина Феодора Ушакова

...когда гроб с телом усопшего адмирала при большом стечении народа был вынесен на руках из города, его хотели положить на подводу, но народ продолжал нести его до самой Санаксарской обители – места его упокоения...

(См. далее...)

Знаменательные даты:
М.М. Зощенко

10 августа

Русский писатель М.М. Зощенко (1894-1958)

Михаил Михайлович Зощенко (29 июля (10 августа) 1895 (по другим сведениям 1894), Санкт-Петербург — 22 июля 1958, Ленинград) — советский русский писатель. Родился 29 июля (9 августа) 1894 в Санкт-Петербурге. Сын художника-передвижника Михаила Ивановича Зощенко (1857-1907) и Елены Осиповны Зощенко...

(См. далее...)

Анонсы
Фотоальбомы

22 июня 2018

Родная земля. Дорогами паломников: Кострома - Нерехта - Плёс

Фотоальбом по материалам паломнической поездки московских педагогов в Кострому 22-24 июня 2018 года.

(См. далее...)

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Рейтинг@Mail.ru

Вера и Время    2020