Рейтинг@Mail.ru На главную Библиотека Фотогалерея Контакты Лица О проекте Поиск      В е р а    и    В р е м я
Религиозные ценности и современная система образования
Основные разделы:
Аннотация:

На 84-м году ушла из жизни Надежда Егоровна Щуркова, выдающийся ученый-педагог, тонкий исследователь проблем воспитания подрастающих поколений, автор более четырех десятков умных книг и нескольких сотен других публикаций.

Сообщения по теме:

27 февраля 2024

В Культурно-просветительском центре «День» в Москве прошёл вечер памяти Татьяны Ивановны Петраковой

3 февраля 2024 года в Культурно-просветительском центре «День» в Москве прошёл вечер памяти Татьяны Ивановны Петраковой, президента Общественного объединения...

(См. далее...)

23 октября 2023

Владимир Крупин. Василий Иванович Белов: памяти друга (23.10.1932 — 04.12.2012)

...Как писатель он настолько велик, что, когда читаешь – не видишь ни строчки, а видишь ясно только то, о чем он пишет. Так было от первых работ: «Деревня Бердяйка», «За тремя...

(См. далее...)

Архив событий:
Сообщения:
10 февраля 2021

Выдающиеся личности | Образование и наука


 

«Личность, способная строить жизнь, достойную Человека». Памяти Надежды Егоровны Щурковой

(13.12.1937-29.01.2021)



На 84-м году ушла из жизни Надежда Егоровна Щуркова, выдающийся ученый-педагог, тонкий исследователь проблем воспитания подрастающих поколений, автор более четырех десятков умных книг и нескольких сотен других публикаций.

13 декабря 2021 года двери её квартиры не закрывались и не умолкал телефон. Надежда Егоровна принимала поздравления в свой 83-й год рождения и ничто не предвещало беды.

А уже ровно через месяц ей стало плохо, из-за сердечного приступа попала в реанимацию. Однако спустя некоторое время Надежде Егоровне стало лучше, зашел разговор о выписке. Но ситуация снова осложнилась и в ночь на 29 января её сердце остановилось…

Вся жизнь Надежды Егоровны была связана с воспитанием подрастающих поколений. После окончания Московского педагогического института им. В.И. Ленина она, москвичка, начала свой трудовой путь в далекой сельской школе (Чарышский зерносовхоз Алтайского края). Накопив некоторый практический опыт, Надежда Егоровна возвращается в Москву с целью обогатить свою теоретико-методологическую базу; поступает в аспирантуру института, который ранее окончила.

А затем непрерывная работа на протяжении четырех десятилетий в родном МГПИ: ассистент, старший преподаватель, доцент, профессор. Потрудились она и на ниве дополнительного профессионального образования (Педагогическая академия последипломного образования и Институт открытого образования).

Надежда Егоровна являла пример служению высокой идее на рубеже ХХ – ХХI веков. Это было довольно смутное время для российского образования в целом и, в частности, для его краеугольного основания – воспитания. Не все исследователи, разрабатывающие проблемы воспитания, выстояли. Иные из них быстро «перекрасились». Но большинство считали и считают, что никакая модернизация, как и всякого рода новые технологии, не состоятся даже в условиях рыночных отношений, если у того, кому надлежит их осуществлять, не сформирован надежный духовно-нравственный стержень. В этой когорте ученых особое место занимает Н.Е. Щуркова, для которой решение проблемы воспитания юных граждан школой в тесном взаимодействии с семьей стало её миссией. Уже в наши дни Надежда Егоровна, разделяя мнение классиков педагогики, неуклонно отстаивала идею о регентальной функции воспитания.

Исследования Н.Е. Щурковой внесли значительный вклад в дальнейшую разработку проблем воспитания подрастающего поколения и вопросов профессионального образования педагога. Благодаря широкомасштабным и глубоким изысканиям Надежды Егоровны стали достоянием педагогической общественности идея ценностных отношений как содержания воспитания, идея педагогической технологии учителя, идея безусловного уважения человека и этической защиты от посягательства на достоинство, идея системно-структурного построения программы воспитания и её ступенчатого характера, методика социально-психологической игры как способа овладения культурными формами общежития, идея логического разворачивания деятельности группы как совокупного субъекта, идея максимального расширения пространства воспитания школьника, охватывающего всю жизнь школьника.

Исследования последних трёх десятилетий Надежды Егоровны – свидетельство обостренного внимания к вопросам содержательной сущности духовной сферы человека и его нравственного становления как личности и представителя человечества («человека человечества»). Книги «Нравственные основы жизни человека (2012 г.), «Восхождение к нравственности» (2016 г.), «Система достойного воспитания» (2020 г.) – убедительное подтверждение этого.

Весом вклад Н.Е. Щурковой в реализацию инициативы Президента Российской Федерации «Наша Новая школа» (2008 г.). Под её руководством подготовлен и опубликован ряд изданий: «Новое воспитание в Новой школе» (2012 г.), «Педагог нового воспитания» (2014 г.), «Воспитание – ХХI век: Методика и искусство» (2016 г.), «Современное воспитание: перспективы развития» (2019 г.) и др. В них положено начало переосмыслению теоретико-методологических и организационных основ школы будущего, выстраивания нового воспитания в ней.

Н.Е. Щурковой разработаны пособия по педагогической технологии, этике и психологии гендерного воспитания, ораторскому искусству педагога, культурологическим средствам воспитательного процесса: «Педагогическая технология воспитания» (2002 г.), «Уроки добра и красоты» (1995 г.), «Речь педагога» (2019 г.); воспитательному потенциалу урока в школе: «Культура современного урока» (1997 г.), «Воспитание на уроке» (2007 г.); разработаны учебно-методические материалы по методике проведения классного часа: «Классный час: поговорим о жизни» (2005 г.); по методике работы классного руководителя: «Классное руководство. Настольная книга учителя» (1999 г.), «Профессиональное мастерство классного руководителя» (2007 г.), «Классное руководство: игровые методики» (2005 г.), «Профессиональный журнал работы классного руководителя, 1 - 4-й классы и 5 – 11-й классы», 2008 г.); по методике педагогической инструментовки урока как воспитательного акта, по методике работы с Программой воспитания, по вопросам внеклассной и внешкольной работы с детьми: «За гранью урока» (2004 г.), «Нежная педагогика» (2005 г.), «Воспитание счастьем, счастье воспитания» (2004 г.), «Жизнь и воспитание» (2020 г.), «Программа воспитания школьника» (1998, 2010 гг.).

Стержневая идея исследовательской концепции Надежды Егоровны – формирование образа жизни, достойной Человека. Воспитание в её концепции определяется как целенаправленное, направляемое педагогом восхождение ребенка к нравственности, как развитие способности жить и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека. Основу содержания воспитательного процесса, по её мнению, составляют три направления: философическое, диалогическое и этическое воспитание. Стратагема воспитательного процесса по Щурковой – это воспитание надситуативного мышления, способности к обобщениям. Ребенку предоставляется возможность видеть за фактом – явления жизни, за явлением – закономерности, а за закономерностями «распознавать основы человеческой жизни». Механизм формирования образа жизни, достойной Человека – это постепенное, пошаговое движение (способность осознания, оценочной рефлексии, определение и принятие образа жизни).

Фундаментальные положения, глубоко обоснованные выводы и тщательно выверенные рекомендации Надежды Егоровны широко используются в практике работы школ, вузов и ссузов, учреждений дополнительного профессионального образования Российской Федерации, стран СНГ и дальнего зарубежья. Её труды изданы в Казахстане, Украине, Венгрии, Германии и других странах.

Всю свою сознательную жизнь Н.Е. Щуркова возводила храм, имя которому – педагогическая наука(!), благодаря которой происходит перерождение биологического существа в Человека-личность, одухотворенную и нравственно ответственную. Она заложила прочный камень в основание Педагогики высокого полета. Одна из её книг так и называется «Педагогика высокого полета» (2015 г.).

Надежда Егоровна снискала неподдельную любовь и глубокое уважение у многочисленных поклонников её таланта! Педагоги-практики, студенты, слушатели учреждений дополнительного профессионального образования, коллеги восхищались широтой её эрудиции, всесторонне обоснованными методико-технологическими выкладками, глубокими психолого-педагогическими размышлениями, необычайной чуткостью и нежным проникновением в душу собеседника.

Надежда Егоровна ушла, оставив богатое педагогическое наследие, многие концептуальные положения которого еще предстоит переосмыслить. Наш долг – её многочисленных учеников, ученых, широкой педагогической общественности – сохранить и приумножить сокровища её неординарного опыта во имя поколений, что выстраивают жизнь третьего тысячелетия.

 

М.И. Мухин, доктор педагогических наук,
 профессор кафедры социальной психологии РУДН,
ведущий научный сотрудник НИИ ФСИН России


Вера и Время

Последние публикации:

27 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Мы призваны искать ответы вместе, сознавая ответственность за будущее нашей страны». Выступление на внеочередном соборном съезде Всемирного русского народного собора

27 марта 2024 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил на внеочередном соборном съезде Всемирного русского народного собора.

(См. далее...)

22 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Главная цель жизни — это стяжание Царствия Божиего…». Патриаршая проповедь в пятницу первой седмицы Великого поста

22 марта 2024 года, в пятницу первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Святейший...

(См. далее...)

2 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Традиционные ценности помогают сохранить жизнеспособность в условиях теряющей свой гуманизм цивилизации». Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на Всемирном фестивале молодежи

2 марта 2024 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Всемирный фестиваль молодежи, проходящий на федеральной территории «Сириус» в Краснодарском крае...

(См. далее...)

9 февраля 2024

Президент России В.В. Путин:

«Мы защищаем своих людей, себя, свою Родину и наше будущее». Интервью Президента России Владимира Путина Такеру Карлсону

9 февраля 2024 года в Кремле Президент России Владимир Владимирович Путин ответил на вопросы Такера Карлсона, американского журналиста, основателя видеоплатформы Tucker Carlson Network. 10 февраля 2024 г.

(См. далее...)

Знаменательные даты:
Я.А. Коменский

28 марта

Чешский педагог Я.А. Коменский (1592-1670)

Яна Амоса Коменского относят к корифеям педагогической науки - на том основании, что в центре его интересов стояла проблема переустройства школы. Как всякий крупный мыслитель, занимавшийся проблемами становления личности, Коменский, безусловно, является и ярким психологом. Его идеи предвосхитили...

(См. далее...)

Анонсы
Фотоальбомы

18 октября 2021

Шмелёвские чтения - 2021: Лица и сюжеты

Фотоальбом по материалам XXVI Крымских международных Шмелёвских чтений, прошедших в Алуште 15-19 сентября 2021 года.

(См. далее...)

Вера и Время    2024