Рейтинг@Mail.ru На главную Библиотека Фотогалерея Контакты Лица О проекте Поиск      В е р а    и    В р е м я
Религиозные ценности и современная система образования
Основные разделы:
Аннотация:

...наше духовное исцеление начинается с исцеления ума. Давайте это запомним и этим займёмся. Возникают вопросы: по каким признакам можно определить, что процесс духовного лечения правильный? что наблюдается «положительная духовная динамика»? и где указания, что мы наконец-то стали чуть-чуть умнее? Отвечаем словами святых отцов: когда нашему уму откроются и сделаются понятными евангельские истины...

Сообщения по теме:

11 декабря 2017

Краткая программа XXVI Международных Рождественских образовательных чтений

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА 24 26 января 2018 года в Москве будут проходить XXVI Международные Рождественские образовательные чтения на...

(См. далее...)

7 декабря 2017

Старец Амфилохий (Макрис): «Духовная жизнь имеет большие радости»

...Если в нашем сердце нет Христа, мы заполняем его деньгами, или вещами, или людьми. Если в человеке нет внутреннего тепла, тогда, хоть и лето будет на дворе, он мёрзнет и стынет...

(См. далее...)

Архив событий:
Сообщения:
12 апреля 2017

Московский Патриархат | Общие проблемы и вопросы | Личная позиция


 

Протоиерей Андрей Овчинников. Просить у Бога мудрости

Исцеление ума будет влиять на всю жизнь человека и особенно на его слово. Слово – это мысль, облеченная в звуковой образ и перешедшая из духовной сферы разума в материальный мир чувств и знаний
12 апреля 2017 г.



Надобно не жаловаться на то, что мало умных людей,
а благодарить Бога за то, что они есть.

В.О. Ключевский

 Все наши жизненные проблемы от недостатка ума, однако, как говорил Д. Дефо устами Робинзона Крузо, «никогда не поздно поумнеть». И в это надо твердо поверить. Поздно там, а здесь – никогда. И еще: поумнеть можно только с Божией помощью. Об этом читаем у апостола Иакова:

«Если же у кого недостаёт мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, – и дастся ему. Но да просит с верою, нимало не сомневаясь» (Иак. 1: 5–6).

Запомним это сами и расскажем другим. Как говорится, Бог велел делиться.

На мой взгляд, умнеть лучше всего Великим постом. Ведь мудрость – это всегда дар Божий, а дары надо заслужить. Мудрость – это сокровище, а его, как известно, нужно собрать. А что такое Великий пост? Не голодание же с хандрой и не весенняя депрессия с авитаминозом, а… собирание сокровищ. Вспомним евангельское напутствие Прощеного воскресения. В нем два важных слагаемых образуют еще более важную сумму, а именно: прощение согрешений ближних + подвиг поста = небесное сокровище.

Но мы отвлеклись. Так почему же умнеть лучше всего постом? На этот вопрос прекрасно отвечает святитель Игнатий (Брянчанинов):

«Закон поста, будучи по наружности законом для чрева, в сущности есть закон для ума… Гордый человек! Ты мечтаешь так много и так высоко о уме твоём, а он – в совершенной и непрерывной зависимости от желудка».

Вспомним и языческую мудрость:

«Избыток пищи мешает тонкости ума» (Сенека).

Значит, правильное воздержание в пище очень полезно для нашего ума, а пост для подобного воздержания – лучшее время. Не будем его терять!!!

А еще постом нужно познавать себя. По мысли преподобного Иоанна Лествичника, «в новоначальных (а это мы с вами. – прот. А.О.) рассуждение проявляется в познании своего душевного устроения» (Слово 26). Старцы любили повторять:

«Познай себя, и довольно с тебя».

А наш любимый Ф.М. Достоевский точно подметил, что «дурак, сознавшийся, что он дурак, есть уже не дурак». Познать себя – это и значит поумнеть. Для этого хороши уединение, молчание, тишина. Только где их взять? Об этом можно лишь мечтать, а мечтать всё-таки вредно, лучше быть реалистом.

Идем дальше. Правильно постясь, мы должны понять еще одно изречение из «Лествицы»:

«Нельзя скрыть того, что понятие ума нашего весьма несовершенно и всячески исполнено неведения».

Эти слова «Лествицы» говорят о всецелом греховном поражении человека. Всецелая греховность повреждает ум, а это отражается на всей нашей жизни. Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет:

«Человеком управляет его ум».

В этом смысле уму отдаётся некое царское достоинство. Ум обладает верховной властью по отношению к прочим силам человека: сердцу, воле, совести и даже самому телу. Поэтому наше духовное исцеление начинается с исцеления ума. Давайте это запомним и этим займемся.

Возникают вопросы: по каким признакам можно определить, что процесс духовного лечения правильный? что наблюдается «положительная духовная динамика»? и где указания, что мы наконец-то стали чуть-чуть умнее? Отвечаем словами святых отцов: когда нашему уму откроются и сделаются понятными евангельские истины, в которых подлинная жизнь и истинный свет.

«Ум наш должен непрестанно устремлять взоры на духовное небо – Евангелие, из которого, подобно солнцу, сияет учение Христово»,

–пишет святитель Игнатий.

На мой взгляд, интересно высказывание мыслителя К. Гельвеция:

«Следует свой ум углублять, а не расширять и, подобно фокусу зажигательного стекла, собрать всё тепло и все лучи своего ума в одной точке».

Думаю, понятно, на какой точке фокусировать внимание ума: такой точкой является Христос, «ибо мы Им живем, и движемся, и существуем» (Деян. 17: 28).

Если ум уподобить мягкой губке, то его нужно напитать евангельскими изречениями. Святые отцы говорили, что ум человека должен плавать в Священном Писании, а сердце – в нем жить. Усвоение Евангелия для нас с вами – дело нелегкое. Здесь потребуются немалые труды самоотвержения и борьба с ленью, сонливостью, рассеянностью и, конечно, бездельем и праздностью. Честно перед вами покаюсь, что классическую литературу читаю часто легче и охотней слова Божия, а находиться в интернет-пространстве мне порой интересней, чем вдумчиво погружаться в творения святых отцов.

«Бедный я человек (а еще и глупый. – прот. А.О.)!скажу вместе с апостолом Павлом. – Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим. 7: 19, 24).

Наш ум подобен ребенку, а учение Христово – твердой пище.

«Для вас нужно молоко, а не твердая пища» (Евр. 5: 12),

– справедливо упрекает нас святой апостол и далее добавляет:

«Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец» (Евр. 5: 13).

Из всего выше сказанного следует, что современным христианам нужно запастись терпением, в первую очередь – к самим себе, чтобы правильно организовать духовную жизнь. Нам предстоит «переквасить» свое естество, приобрести «ум Христов» (1 Кор. 2: 16), усвоить себе кротость и смирение Христово и самое главное – достичь любви (см.: 1 Кор. 14: 1). Одним словом, перед нами стоят очень важные в духовном смысле задачи, невыполнимые без Божией помощи. Но со Христом возможно всё.

Начинать духовную жизнь надо с воспитания и образования ума, который «подтянет» за собой и прочие силы человека. Исцеление ума даст многие добрые плоды. Главные из них, согласно святителю Игнатию (Брянчанинову), это «воздержание сердца от увлечения суетным и тленным» и внимательное отношение к совести: она указывает правильное направление всей человеческой жизни и, как тонкое, светлое чувство нашего духа, яснее различает добро от зла, нежели ум. Труднее обольстить совесть, чем ум, и с обольщенным умом иногда долго борется совесть.

«Вот почему уму необходимо присматриваться к совести, как бы к компасной стрелке, чтобы не принять ложного направления всей жизни»,

– делает вывод святитель Игнатий.

Исцеление ума будет влиять на всю жизнь человека и особенно на его слово. Слово – это мысль, облеченная в звуковой образ и перешедшая из духовной сферы разума в материальный мир чувств и знаний.

«Неразумие души, – согласно «Лествице», – обнаруживают слова».

Значит, исцеление души и ее разумение определяется тем, что человек будет говорить, ибо «кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и всё тело» (Иак. 3: 2).

А закончим наш разговор советом У. Шекспира:

«Не давай языка необдуманным мыслям и никакой необдуманной мысли не приводи в исполнение».

Протоиерей Андрей Овчинников

10 апреля 2017 года


Православие.ru

Последние публикации:

10 декабря 2017

Митрополит Лонгин:

«Самое трудное на свете — это Богу молиться и старых родителей кормить»

...наши отношения с Богом ни в коем случае не должны ограничиваться только вот этим «дай, дай, дай»… Если мы христиане, нужно, чтобы мы думали и о каких-то более глубоких вещах, сами старались что-то принести Богу в жертву...

(См. далее...)

5 декабря 2017

Протоиерей Андрей Ткачев:

Дерзкие советы молодых

...Старики должны командовать. Мудрые старики, сохранившие совесть и телесную силу. Они самые лучшие советчики для царя, хоть бы он был и молодой. Это Вторая Книжка Паралипоменон. Поучимся у древних. Авось нам придётся давать советы кому-нибудь...

(См. далее...)

3 декабря 2017

Святейший Патриарх Кирилл:

«В единстве наша сила». Слово на заключительном торжественном заседании Архиерейского Собора Русской Православной Церкви

2 декабря 2017 года в Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве состоялось заключительное торжественное заседание Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. Святейший Патриарх Московский...

(См. далее...)

1 декабря 2017

Архимандрит Клеопа (Илие):

«Наш долг – молиться за тех, у кого нет времени молиться»

...Брат, если видишь, что твой отец или твоя мать больны, не зови сначала доктора; первым позови священника, потому что доктор не может прибавить к нашей жизни ни минуты! Всё зависит от Бога...

(См. далее...)

Знаменательные даты:
Анонсы
Фотоальбомы

4 сентября 2016

Дорогами паломников: Москва - Пюхтицы - Новый Валаам

Фотоальбом по материалам паломнической поездки московских педагогов по маршруту Москва – Санкт-Петербург – Пюхтицы – Таллинн – Хельсинки – Новый Валаам – Санкт-Петербург.

(См. далее...)

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Рейтинг@Mail.ru

Вера и Время    2017