Рейтинг@Mail.ru На главную Библиотека Фотогалерея Контакты Лица О проекте Поиск      В е р а    и    В р е м я
Религиозные ценности и современная система образования
Основные разделы:
Аннотация:

Дни памяти: Март 14 (27), Август 16 (29)

События по теме:
Икона Божьей Матери «Неопалимая Купина»

17 сентября

Икона Божьей Матери «Неопалимая Купина» (1680)

...Алтарь монастырского собора расположен как раз над корнями той самой неопалимой купины. За алтарём — часовня «Неопалимой Купины». Сюда, припасть к святыням, стекаются тысячи паломников...

(См. далее...)

21 сентября

Рождество Пресвятой Богородицы

День памяти: Сентябрь 8 (21)

(См. далее...)

Архив событий:
КАЛЕНДАРЬ:
27 марта

Церковные праздники


 

Феодоровская икона Божьей Матери (1613)

Дни памяти: Март 14 (27), Август 16 (29)



Икона Божьей Матери Феодоровская

Феодоровская - Костромская икона Божией Матери написана евангелистом Лукой и близка по иконографии к Владимирской иконе Божией Матери.

Название своё икона получила от великого князя Ярослава Всеволодовича (+ 1246), отца святого Александра Невского, носившего в святом крещении имя Феодор - в честь святого Феодора Стратилата.

Обретена она была, по преданию, его старшим братом, святым Юрием Всеволодовичем (+ 1238, память 4 (17) февраля), в ветхой деревянной часовне близ старинного города Городца - позже на том месте был устроен Городецкий Феодоровский монастырь.

Князь Ярослав-Феодор, ставший после гибели в битве с татарами на Сити святого Юрия великим князем Владимирским, в следующем, 1239 году торжественно перенёс его мощи из Ростова в Успенский собор Владимира, а оставшейся от брата иконой благословил своего сына, святого Александра Невского, вступившего в том же году в брак с полоцкой княжной Брячиславой.

Ярослав-Феодор оставил значительную о себе память в русской истории. С ним, продолжателем славных традиций дяди - святого Андрея Боголюбского (память 4 (17) июля) и отца - Всеволода Большое Гнездо, связаны почти все наиболее значительные события в истории Руси первой половины XIII века. Ему досталась в наследство Русь, сожжённая и разграбленная в 1237 - 1238 гг. татарами. Он поднял её из пепла, отстроил и украсил городами, святыми обителями и храмами. Им были восстановлены опустошенные врагом города Поволжья: Кашин, Углич, Ярославль, Кострома, Городец. Церковь Феодора Стратилата в Костроме и Феодоровский монастырь близ Городца основаны им в честь своего Ангела. Всего восемь лет стоял он у кормила великого княжения, но за это время он сумел направить страну по единственно верному в то время пути - военно-политического равновесия с Золотой Ордой на востоке и активного противостояния католической Европе на западе. Ближайшим сподвижником и продолжателем его государственного дела был сын, святой Александр Невский.

Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери - благословение отца - постоянно находилась при святом Александре, была его моленным образом. После его смерти (святой князь умер 14 ноября 1263 года в Городце, в основанном отцом монастыре) икона, в память о нём, была взята его младшим братом Василием.

Василий Ярославич был «мизинным», то есть младшим (восьмым), сыном Ярослава Всеволодовича. В 1246 году после смерти отца (князь был отравлен в столице Монголии - Каракоруме), пяти лет от роду, он стал князем костромского удела - наименее значительного во владениях его отца. Но в 1272 году Бог судил ему стать великим князем Владимирским. Четыре года его великого княжения (1272 - 1276) заполнены обычными для того времени княжескими междоусобными бранями. Несколько лет вёл он войну за Новгород с непокорным племянником Димитрием Александровичем. Поэтому, став великим князем, Василий не поехал во Владимир, а остался под защитой чудотворной иконы в Костроме, считая это место более надежным на случай новых усобиц.

Пришлось ему защищать Русь и от внешних врагов. В 1272 году при очередном татарском набеге русское войско выступило из Костромы им навстречу. По примеру деда, святого Андрея Боголюбского, который брал с собой в походы чудотворную Владимирскую икону Божией Матери, князь Василий двинулся в бой с чудотворной иконой Феодоровской. Яркие лучи исходили от святого образа, попаляя врагов; татары были разгромлены и изгнаны из Русской земли.

Летописи рассказывают, что великий князь Василий питал особую любовь к Церкви и духовенству. После мученической гибели при штурме татарами Владимира 4 февраля 1238 года епископа Владимирского Митрофана долгие годы Владимирская епархия оставалась вдовствующей. Это печалило великого князя Василия. В 1274 году при его участии состоялся во Владимире большой церковный Собор. Непосредственным поводом его явилась хиротония во епископа Владимирского святителя Серапиона (+ 1275, память 12 июля), из Печерских игуменов, митрополитом Кириллом III (+ 1282) и собором русских святителей. Содержание соборных деяний было очень широко - это был первый Собор в Русской Церкви со времени монгольского нашествия. Много накопилось проблем и неурядиц в церковной жизни, Русская Церковь только-только вправлялась от постигшего ее бедствия. Но главной задачей было возрождение русской церковной письменности - восстановление традиций древнерусского «княжеского строения». Без книг невозможно было бы спасительное делание Церкви, они нужны были и для Богослужения, и для проповедничества, и для келейного вразумления иноков, и для домашнего чтения верующих. Трудами митрополита Кирилла, русских епископов и монастырских иноков-книжников эта задача, важнейшая для последующего христианского просвещения Руси, была успешно выполнена. Собор принял новую редакцию Кормчей книги - основного канонического кодекса православной церковной жизни.

В 1276 году князь Василий завершил свой жизненный путь, важнейшие вехи которого были осенены благословением Феодоровской иконы Божией Матери. Он умер в Костроме и там же обрёл место последнего упокоения. Святая икона пребывала с тех пор в Костромском соборе святого Феодора Стратилата.

Восстановление памяти Феодоровской иконы Божией Матери и широкое распространение ее почитания по всей России связано с событиями начала XVII века - прекращением Смутного времени. В 1613 году чудотворной Феодоровской иконой из Костромского собора был благословлен при избрании на царство Михаил Романов. В память об этом историческом событии было установлено повсеместное празднование иконе Феодоровской Богоматери 14 (27) марта. Появились многочисленные списки с Костромской Феодоровской иконы, один из первых был заказан и принесён в Москву матерью царя Михаила - инокиней Марфой.

Со второй половины XVII века получают распространение иконы Феодоровской Божией Матери с клеймами, изображающими события из истории чудотворного образа.

В 1670 году иеродиакон Костромского Ипатьевского монастыря Лонгин написал «Сказание о явлении и чудесах Феодоровской иконы Богоматери в Костроме». Не все содержащиеся в ней сведения совпадают с изложенными выше, у народной памяти, своя хронология, свои законы.

Феодоровская икона - двухсторонняя. На обратной стороне - образ святой великомученицы Параскевы, изображенной в богатом княжеском одеянии. Предполагают, что появление образа Параскевы на обороте иконы связано с супругой святого Александра Невского.


Православный календарь

Последние публикации:
Святейший Патриарх Кирилл в Ольгинскомм храме в Останкине. 15.09.2019

16 сентября 2019

Святейший Патриарх Кирилл:

«Произошло событие, которое может стать историческим». Проповедь в московском храме равноапостольной княгини Ольги в Останкине

...Это не просто церковное деяние — скорее всего, это последний акт, который закрывает драму революции, гражданской войны, драму разделения нашего народа. Поэтому сегодня наша молитва к Господу — молитва благодарения за то, что...

(См. далее...)

13 сентября 2019

Святейший Патриарх Кирилл:

Пример и для мужей государственных, и для всех нас. Проповедь в день памяти святых благоверных князей Даниила Московского и Александра Невского в Даниловом монастыре

...Святой преподобный князь Даниил является действительно особой личностью в ряду русских князей. Он был успешным правителем, и при нём Москва расширяла свои владения, хотя князь избегал...

(См. далее...)

12 сентября 2019

Святейший Патриарх Кирилл:

«Ханам нужен был наш кошелёк, а этим господам — наша душа». Об уникальной роли в русской истории святого. благоверного князя Александра Невского

...В настоящее время, когда предпринимаются попытки поставить под сомнение единство исторической Руси, деятельность святого князя Александра служит еще одним напоминанием о нашем общем историческом прошлом....

(См. далее...)

7 сентября 2019

Святейший Патриарх Кирилл:

Личность, которая объединяет пространство и время. Проповедь в Успенском соборе Московского Кремля и слово после молебна в Высоко-Петровском монастыре в день памяти святителя Петра

...Святитель Петр принял жребий Всероссийского Предстоятеля в годину тяжких испытаний. Русь была ослаблена междоусобной бранью и находилась под властью оккупационных сил....

(См. далее...)

Знаменательные даты:
С.П. Боткин

17 сентября

Русский врач-терапевт, общественный деятель С.П. Боткин (1832-1889)

Сергей Петрович Боткин (5 (17) сентября 1832 год, Москва, – 12 (24) декабря 1889 год, Ментона) - русский врач-терапевт, основоположник физиологического направления в клинической медицине, общественный деятель. Родился в Москве в купеческой семье 5 (17 н.ст.) сентября...

(См. далее...)

Анонсы
Фотоальбомы

22 июня 2018

Родная земля. Дорогами паломников: Кострома - Нерехта - Плёс

Фотоальбом по материалам паломнической поездки московских педагогов в Кострому 22-24 июня 2018 года.

(См. далее...)

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Рейтинг@Mail.ru

Вера и Время    2019