Рейтинг@Mail.ru На главную Библиотека Фотогалерея Контакты Лица О проекте Поиск      В е р а    и    В р е м я
Религиозные ценности и современная система образования
Основные разделы:
События по теме:
Г.В. Свиридов

16 декабря

Русский композитор Г.В. Свиридов (1915-1997)

3 (16) декабря 1915 года, г. Фатеж Курской губернии – 6 января 1998 года, Москва

(См. далее...)

16 декабря

Русский композитор Р.К. Щедрин (р. 1932)

Родион Константинович Щедрин (р. 1932) - русский композитор. Родился в Москве 16 декабря 1932 года в семье профессиональных музыкантов. В 1955 году после обучения в Московском хоровом училище...

(См. далее...)

Архив событий:
КАЛЕНДАРЬ:
5 декабря

Выдающиеся личности


 

Русский поэт Ф.И. Тютчев (1803-1873)



Ф.И. Тютчев

Фёдор Иванович Тютчев (1803–1873) - великий русский поэт.

Родился 23 ноября (5 декабря) 1803 года в усадьбе Овстуг Брянского уезда Орловской губернии в стародворянской семье. Детство Тютчева прошло в усадьбе Овстуг, в Москве и подмосковном имении Троицкое. В семье царил патриархальный помещичий быт. Тютчев, рано проявивший способность к учению, получил хорошее домашнее образование. Его воспитателем был поэт и переводчик С.Е. Раич (1792–1855), познакомивший Тютчева с произведениями античности и классической итальянской литературы.

В 12 лет будущий поэт под руководством своего наставника переводил Горация и писал в подражание ему оды. За оду «На новый 1816 год» в 1818 был удостоен звания сотрудника Общества любителей российской словесности. В «Трудах» Общества в 1819 году состоялась его первая публикация – вольное переложение «Послания Горация к Меценату».

В 1819 году Тютчев поступил на словесное отделение Московского университета. В годы учёбы сблизился с М. Погодиным, С. Шевыревым, В. Одоевским. В это время начали формироваться его славянофильские взгляды. Будучи студентом, Тютчев писал и стихи.

В 1821 году он окончил университет и получил место в Коллегии иностранных дел в Петербурге, в 1822 году был назначен сверхштатным чиновником русской дипломатической миссии в Мюнхене.

В Мюнхене Тютчев как дипломат, аристократ и литератор оказался в центре культурной жизни одного из крупнейших городов Европы. Изучал романтическую поэзию и немецкую философию, сблизился с Ф. Шеллингом, подружился с Г. Гейне. Перевёл на русский язык стихотворения Г. Гейне (первым из русских поэтов), Ф. Шиллера, И. Гёте и других немецких поэтов. Собственные стихи Тютчев печатал в российском журнале «Галатея» и альманахе «Северная лира».

В 1820–1830-е годы были написаны шедевры философской лирики Тютчева «Silentium! » (1830), «Не то, что мните вы, природа... » (1836), «О чём ты воешь, ветр ночной?.. » (1836) и др. В стихах о природе выявлялась главная особенность тютчевского творчества на эту тему: единство изображения природы и мысли о ней, философско-символический смысл пейзажа, очеловеченность, одухотворенность природы.

В 1836 году в пушкинском журнале «Современник» по рекомендации П. Вяземского и В. Жуковского была опубликована за подписью Ф.Т. подборка из 24 стихотворений Тютчева под названием «Стихи, присланные из Германии». Эта публикация стала этапной в его литературной судьбе, принесла ему известность.

На гибель Пушкина Тютчев откликнулся пророческими строками: «Тебя ж, как первую любовь, / России сердце не забудет» (29-е января 1837).

В 1826 году Тютчев женился на Э. Петерсон, затем пережил роман с А. Лерхенфельд (ей посвящено несколько стихотворений, в числе которых знаменитый романс «Я встретил вас – и всё былое...» (1870). Роман с Э. Дернберг оказался настолько скандальным, что Тютчев был переведён из Мюнхена в Турин.

Тютчев, тем не менее, тяжело пережил смерть жены (1838), но вскоре вновь женился – на Дернберг, самовольно выехав для венчания в Швейцарию. За это был уволен с дипломатической службы и лишён звания камергера.

В течение нескольких лет Тютчев оставался в Германии, в 1844 году вернулся в Россию. С 1843 года выступал со статьями панславистского направления «Россия и Германия», «Россия и Революция», «Папство и римский вопрос», работал над книгой «Россия и Запад».

Он писал о необходимости восточноевропейского союза во главе с Россией и о том, что именно противостояние России и Революции определит судьбу человечества. Тютчев считал, что русское царство должно простираться «от Нила до Невы, от Эльбы до Китая».

Политические взгляды Тютчева вызвали одобрение императора Николая I. Автору было возвращено звание камергера, в 1848 году он получил должность при министерстве иностранных дел в Петербурге, в 1858 году был назначен председателем Комитета иностранной цензуры.

В Петербурге Тютчев сразу же стал заметной фигурой в общественной жизни. Современники отмечали его блестящий ум, юмор, талант собеседника. Его эпиграммы, остроты и афоризмы были у всех на слуху. К этому времени относится и подъем поэтического творчества Тютчева.

В 1850 году в журнале «Современник» была воспроизведена подборка стихов Тютчева, некогда опубликованных Пушкиным, и напечатана статья Н. Некрасова, в которой он причислил эти стихи к блестящим явлениям русской поэзии, поставил Тютчева в один ряд с Пушкиным и Лермонтовым.

В 1854 году в приложении к «Современнику» было опубликовано 92 стихотворения Тютчева, а затем по инициативе И. Тургенева был издан его первый поэтический сборник. Славу Тютчева подтвердили многие его современники – И. Тургенев, А.Фет, А. Дружинин, С. Аксаков, А. Григорьев и др. Л. Толстой называл Тютчева «одним из тех несчастных людей, которые неизмеримо выше толпы, среди которой живут, и потому всегда одиноки».

Поэзия Тютчева определялась исследователями как философская лирика, в которой, по словам Тургенева, мысль «никогда не является читателю нагою и отвлечённою, но всегда сливается с образом, взятым из мира души или природы, проникается им, и сама его проникает нераздельно и неразрывно». В полной мере эта особенность его лирики сказалась в стихах «Видение» (1829), «Как океан объемлет шар земной... » (1830), «День и ночь» (1839) и др.

Славянофильские взгляды Ф. Тютчева продолжали укрепляться, хотя после поражения России в Крымской войне он стал видеть задачу славянства не в политическом, а в духовном объединении. Суть своего понимания России поэт выразил в стихотворении «Умом Россию не понять... » (1866).

Несмотря на «демократические» взгляды, образ жизни Тютчева был исключительно европейским: он вращался в обществе, живо реагировал на политические события, не любил деревенской жизни, не придавал большого значения традициям.

Как и всю свою жизнь, в зрелые годы Тютчев был полон страстей. В 1850 году, будучи женатым человеком и отцом семейства, он влюбился в 24-летнюю Е. Денисьеву, почти ровесницу своих дочерей. Открытая связь между ними, во время которой Тютчев не оставлял семью, продолжалась 14 лет, у них родилось трое детей. Общество восприняло это как скандал, от Денисьевой отрёкся отец, её перестали принимать в свете. Всё это привело Денисьеву к тяжёлому нервному расстройству, а в 1864 году она умерла от туберкулёза.

Потрясение от смерти любимой женщины привело Тютчева к созданию «денисьевского цикла» – вершины его любовной лирики. В него вошли стихи «О, как убийственно мы любим...» (1851), «Я очи знал, – о, эти очи!.. » (1852), «Последняя любовь» (1851–1854), «Есть и в моем страдальческом застое... » (1865), «Накануне годовщины 4 августа 1865 г.» (1865) и др.

Любовь, воспетая в этих стихах как высшее, что дано человеку Богом, как «и блаженство, и безнадежность», стала для поэта символом человеческой жизни вообще – муки и восторга, надежды и отчаяния, непрочности того единственного, что доступно человеку, – земного счастья. В «денисьевском цикле» любовь предстает как «роковое слиянье и поединок роковой» двух сердец.

После смерти Денисьевой, в которой он винил себя, Тютчев уехал к семье за границу. Год провёл в Женеве и Ницце, а по возвращении (1865) в Россию ему пришлось пережить смерть двоих детей от Денисьевой, затем матери.

За этими трагедиями последовали смерти ещё одного сына, единственного брата, дочери. Ужас подступающей смерти выразился в стихотворении «Брат, столько лет сопутствовавший мне... » (1870). В строках этого стихотворения поэт предчувствовал и свою «роковую очередь».

Умер Фёдор Иванович Тютчев в Царском Селе 15 (27) июля 1873 года. Гроб с телом поэта был перевезён из Царского села в Петербург и похоронен на кладбище Новодевичьего монастыря.

  

ПОСЛЕДНЯЯ ЛЮБОВЬ

 

 О, как на склоне наших лет

Нежней мы любим и суеверней...

Сияй, сияй, прощальный свет

Любви последней, зари вечерней!

 

Полнеба обхватила тень,

Лишь там, на западе, бродит сиянье,-

Помедли, помедли, вечерний день,

Продлись, продлись, очарованье.

 

Пускай скудеет в жилах кровь,

Но в сердце не скудеет нежность...

О ты, последняя любовь!

Ты и блаженство и безнадежность.

(Написано между 1852-1854 гг.)


Кругосвет

Последние публикации:
Митрополит Антоний (Паканич)

13 декабря 2019

Митрополит Антоний (Паканич):

Одно бесценное предложение Бога, от которого мы постоянно отказываемся

...Господь хочет участвовать в нашей жизни, наполнять её идеальной красотой, светом, совершенной радостью, разделять все наши переживания, воплощать мечты. Он предлагает нам новый уровень жизни, свободу от страхов и полную защищённость...

(См. далее...)

6 декабря 2019

Святейший Патриарх Кирилл:

«Приведение детей в храм — одна из самых главных задач воспитания». Проповедь в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы в Успенском соборе Московского Кремля

...ни в коем случае не откладывайте религиозное воспитание ваших детей, не ссылайтесь на возраст или на состояние здоровья! Некоторые говорят: ребёнок ещё слаб, чтобы вести его в храм. Приводить...

(См. далее...)

5 декабря 2019

Святейший Патриарх Кирилл:

«Сила разума, сила образования, сила веры, сила благочестия могут объединяться в одной личности». Слово в день памяти святителя Филарета Московского в Храме Христа Спасителя

...святитель бросил вызов наметившейся тенденции отделить знания от веры, жизнь образованного общества от Церкви, ибо никто, даже самый критически настроенный в отношении Православия...

(См. далее...)

19 ноября 2019

Митрополит Антоний (Паканич):

О том, что выше любви

...чтобы относиться друг к другу с нежностью, сперва следует научиться относиться к Богу с нежностью. Обладая этим высшим для человека чувством, душа уже никогда не сможет думать о выборе между Творцом и чем-то или кем-то ещё. Только Бог навеки...

(См. далее...)

Знаменательные даты:
Г.В. Свиридов

16 декабря

Русский композитор Г.В. Свиридов (1915-1997)

3 (16) декабря 1915 года, г. Фатеж Курской губернии – 6 января 1998 года, Москва

(См. далее...)

Анонсы
Фотоальбомы

22 июня 2018

Родная земля. Дорогами паломников: Кострома - Нерехта - Плёс

Фотоальбом по материалам паломнической поездки московских педагогов в Кострому 22-24 июня 2018 года.

(См. далее...)

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Рейтинг@Mail.ru

Вера и Время    2019