Рейтинг@Mail.ru На главную Библиотека Фотогалерея Контакты Лица О проекте Поиск      В е р а    и    В р е м я
Религиозные ценности и современная система образования
Основные разделы:
События по теме:
А.А. Тарковский

25 июня

Русский поэт А.А.Тарковский (1907-1989)

Семья Арсений Александрович Тарковский родился в дворянской семье Александра Карловича Тарковского (с его памятью связано стихотворение «Плыл вниз от Юрьевца по Волге звон пасхальный...

(См. далее...)

26 июня

Российский детский писатель Ю.Я. Яковлев (1922-1996)

Юрий Яковлевич Яковлев – российский советский детский писатель и сценарист. Родился в Ленинграде в 1922 году. В ноябре 1940 года призван на военную службу, участвовал в обороне Москвы...

(См. далее...)

Архив событий:
КАЛЕНДАРЬ:
22 апреля

Выдающиеся личности

 

Русский писатель-фантаст И.А. Ефремов (1907-1972)



И.А. Ефремов в экспедиции, 1932 (крайний справа)

Иван Антонович Ефремов родился 22 апреля 1907 (1908?) года в купеческой семье в селе Вырица Царско-Сельского уезда Петербургской губернии.

Всё в доме было под стать хозяину-лесоторговцу – основательное и массивное; первыми игрушками мальчика были медные ступки, утюги и часовые гири, залитые свинцом; даже во дворе вместо собаки на цепи сидел медведь. Ничто в купеческом доме не способствовало развитию творческих способностей мальчика – ни жестокий деспотизм отца, ни царившая в семье атмосфера – «самая что ни на есть мещанская», «внутренне глубоко некультурная», как вспоминал Ефремов.

С раннего детства он был предоставлен самому себе. Мать много внимания уделяла младшему брату, росшему слабым и болезненным. Отец же занимался торговыми делами, а в свободное время хаживал с рогатиной на медведя – один на один. Впрочем, в кабинете отца стояли массивные шкафы, заполненные книгами, и своим видом показывавшие посетителям, что у Ефремовых «всё как у людей» За их пыльными дверцами таился неведомый мир, притягивавший к себе мальчика, рано выучившегося читать.

Уже в шесть лет он прочитал «Двадцать тысяч лье под водой» Ж. Верна. Книга произвела оглушающее впечатление. Он взахлеб перечитывал её несколько раз. С той поры фантастика стала его неизменным спутником. Она будила воображение, заставляла забывать о тусклой реальности, уносила в далёкие миры, полные тайн. Именно эта тяга к неведомому стала решающей силой, вырвавшей его из привычного круга жизни в творчество.

Вскоре ему попался роман Ж. Верна «Путешествие к центру Земли». Из него он вынес интерес к минералам. В марте 1916 года с матерью он попал на выставку самоцветных камней известного ювелира и художника Денисова-Уральского, проходившую в Петербурге. Красота, блеск самоцветов и минералов окончательно покорила его. С той поры появилось новое увлечение – коллекционирование камней причудливой раскраски, которое в будущем сыграло важную роль в возникновении серьёзного интереса к геологии и в последующем научном творчестве.

Состояние здоровья младшего брата не улучшалось, и в 1916 году семья Ефремовых по рекомендации врачей переехала на юг, в Бердянск.

Здесь в жизнь романтически настроенного подростка вошла еще одна тайна – море. Шипение волн, запахи водорослей, шум и толчея в порту манили его, будили неясные, и от того еще более желанные мечты.

По-прежнему его внутренний мир был открыт для книг об удивительном и неведомом. Рони-старший, Г. Уэллс, Дж. Лондон, А. Конан-Дойл – каждый из них оставил в его душе неизгладимый след. Ефремов считал, что его мировоззрение во многом определил Уэллс.

Решение стать моряком, вероятно, не обошлось без морских рассказов и повестей Дж. Лондона.

Повесть А. Конан-Дойла «Затерянный мир» - как когда-то «Путешествие к центру Земли» - перенесла его в далекое прошлое, в мир динозавров. Так он впервые узнал о существовании палеонтологии – науки о вымерших обитателях древней Земли, ставшей впоследствии главным делом жизни. Вскоре ему попалась тоненькая научно-популярная книжонка, раскрывавшая перед ним палеонтологию как науку. Мысль о том, что по фрагментарным останкам можно восстанавливать цельную картину необычного, диковинного мира далекого прошлого, захватила дух, бередила воображение. Интерес к палеонтологии усиливался жаждой путешествий в дальние неведомые страны. Книги Ш. Депре «Превращения животного мира» и Р. Ланкастера «Вымершие животные» увлекательно описывали вымерших животных и были снабжены множеством прекрасных иллюстраций.

Спокойную и размеренную жизнь семьи Ефремовых разметали трагические для России события 1917 года.

Давно зревший в семье разлад завершился разводом родителей. В 1919 году мать с детьми переехала в Херсон. Там она вышла замуж за красного командира и уехала, оставив детей у тетки. Вскоре тетка заболела тифом и умерла.

Началась холодная и голодная жизнь беспризорника, и вряд ли кто из работников отдела народного образования, снабжавшего беспризорников бесплатными талонами в столовую, подозревал, что один из них впоследствии станет выдающимся ученым и писателем.

Даже в это смутное время в городской библиотеке Ефремов открывал для себя книги. Хаггард распахнул перед ним таинственный загадочный мир Африки. В будущем романтический интерес к Африке пройдет через всё творчество писателя.

В соседнем доме разместилась вторая авторота 6-й Красной армии. Автомобили приковали его внимание, а красноармейцам полюбился любознательный беспризорник. Его взяли воспитанником автороты, и с ней он дошел до Перекопа. Он научился вождению и стал неплохо разбираться в устройстве автомобиля. Впоследствии это обеспечивало заработок на жизнь, а ещё позднее пригодилось в экспедициях.

В 1921 году, четырнадцати лет, Ефремов демобилизовался из армии. Детство оборвалось внезапно, и он принимает решение ехать в Петроград и продолжать прерванную гражданской войной учебу.

В Петрограде заморенному недоеданием подростку, вернувшемуся в дом отца, сперва пришлось очень туго. На рабфак, где платили стипендию, его не приняли – нет трудового стажа. Устроиться на работу в городе, полном безработных, было невозможно. Оставалось одно – перебиваться случайными заработками и учиться.

В 6-й единой трудовой школе подобрался прекрасный коллектив учителей. Например, известный популяризатор науки В.М. Усков преподавал природоведение; блестящими были уроки истории, преподававшиеся молодым ученым А.И. Андреевым, впоследствии членом-корреспондентом Академии наук; старый школьный учитель математики Василий Александрович Давыдов приметил в подростке сильную тягу к знаниям и поддержал её. С его помощью Ефремов интенсивно наверстывал упущенное, оканчивая в год по два класса. В благодарность к старому учителю И.А. Ефремов, уже зрелый учёный, приезжая в Ленинград, обязательно шел к дому на Большой Серпуховской, чтобы почтить его память…

Не по годам рослый, прибавивший себе в метрику год, Ефремов ходил в поношенной, с многочисленными заплатами, шинели, за что школьные товарищи окрестили его «царём Иваном Пёстрым». А «царь» разгружал вагоны и баржи с дровами, подряжался по дворам пилить, колоть и укладывать дрова; устраивался шофёром в ночную смену и слыл среди сверстников «богачом»; большую часть денег тратил на книги и помощь друзьям.

И так было до конца жизни.

За всеми заботами он не забывал про палеонтологию. Ефремову порекомендовали обратиться за помощью к профессору Н.Н. Яковлеву, президенту Русского палеонтологического общества. Он написал письмо с просьбой помочь советом. Профессор принял его, выслушал и написал экстравагантную записку в Центральную геологическую библиотеку: «Дать этому щенку книги и пускать в читальный зал».

Однако прекрасно изданные книги показались Ефремову скучными и непонятными.

Однажды ему посчастливилось за большие деньги купить в букинистической лавке учебник «Курс палеонтологии» А.А. Борисяка. По издававшемуся в то время справочнику «Наука и научные работники» разыскал адрес автора учебника и решил встретиться с ним. Они встретились дома у профессора, долго беседовали. Борисяк пообещал привезти из Германии известный в то время справочник по палеонтологии Циттеля, но рассказ профессора о своей науке показался Ефремову слишком сухим, академичным: он не узнавал «свою» палеонтологию. В душе постепенно накапливалось отчаяние – неужели его представления об этой науке лишь игра воображения?

Как-то в начале 1923 года он просматривал в библиотеке подшивку журнала «Природа» за 1922 год и встретил статью П.П. Сушкина об уникальной коллекции ящеров с Северной Двины. Статья раскрывала перед читателем необъятную перспективу времени в 170 миллионов лет и огромное количество нерешённых вопросов – интереснейших загадок науки. Перед ним словно открылась «зелёная дверь» в науку. Возникло сильное желание разыскать этого человека и поговорить с ним. Выяснилось, что Пётр Петрович Сушкин – известный зоолог и палеонтолог, живет здесь же, в Петрограде. Ефремов написал ему письмо. Вскоре пришёл ответ: «Приходите, но не на квартиру, а в Геологический музей. Мы побеседуем, а кстати, вы кое-что увидите…».

18 марта 1923 года встретились будущие Учитель и ученик.

Ефремов шёл с некоторой опаской – поговаривали, что у Сушкина крутой нрав. Но опасения были напрасны. В течение длительной беседы Пётр Петрович убедился в подлинности интереса Ефремова к палеонтологии. Он водил его по залам музея, показывал настоящие скелеты динозавров, а главное, разрешил приходить к нему для занятий в любое время! К огромному удивлению сотрудников музея, в кабинете академика никому не известному мальчишке выделили стол. Он запросто приходил сюда и читал подобранные Сушкиным книги. Сушкин постепенно вводил его в мир науки: рассказывал о новейших гипотезах в палеонтологии, обучал основам препараторского искусства – умению аккуратно отделять окаменевшие и хрупкие как стекло кости от породы, в которой они находились. Но мечта о море не отпускала Ефремова.

Весной 1924 года он поехал во Владивосток – один из красивейших приморских городов, нанялся старшим матросом на парусно-моторное судно «III Интернационал». Здесь, неожиданно для себя, романтически настроенный юноша оказался в компании со всякой шпаной. Благодаря природной силе и некоторым боксёрским навыкам, он сумел отстоять свое достоинство. Грязь и рыбные запахи мало способствовали возвышенному настроению, но за бортом был великий и постоянно изменчивый Тихий океан.

Во время кратких стоянок в Японии, когда команда «рассыпaлась» по портовым кабакам, он бродил в окрестных парках, где познакомился с удивительной гармонией человека и природы, свойственной японской архитектуре и образу жизни. Именно тогда он впервые осознал значение чувства прекрасного в воспитании и жизни человека, позднее обоснованное в романах «Лезвие бритвы» и «Таис Афинская».

Вернувшись осенью в Петроград, он поступил на биологические отделение физико-математического факультета Ленинградского университета и с головой окунулся в премудрости палеонтологии под руководством П.П. Сушкина.

Однако в 1925 году Ефремов переходит в Горный институт на геологическое отделение. Работает, учится вечерами, защищает диплом с отличием.

В 1935 году, он, автор 35 опубликованных работ, без процедуры защиты получает учёную степень кандидата наук за исследование эволюции древнейших земноводных. Однако диплом об окончании Горного института он получает лишь в 1937 году и поступает на работу к заведующему лабораторией низших животных в Паленонтологическом институте АН СССР.

В 17 лет он принял участие в геологической экспедиции и позднее сам руководит более сорока экспедициями на Кавказе, в Средней Азии, Якутии, Восточной Сибири, Дальнем Востоке и Монголии.

В 1940 году Ефремов защищает степень доктора биологических наук, а с 1944 года он обретает известность как писатель.

По вкладу в науку имя Ефремова стоит в ряду наиболее выдающихся палеонтологов мира. В 1943 году окончательно сформировалась та новая отрасль исторической геологии и палеонтологии – тафономия, которая в 1952 году была отмечена Государственной премией СССР. Ефремов был мастером анализа эволюции природы на протяжении миллионов лет, он осмысливал процесс взаимодействия природы и общества, предвосхищая их глубокие противоречия в случае сохранения того характера отношений, который культивировался в последние столетия. Фактически Ефремов установил новые закономерности – теорию Инферно, закон Рамголя, стрелу Аримана, имеющие ценность научного открытия. Благодаря его экспедициям открыты огромные запасы угля, меди, железа, алмазов, ртути на Востоке России.

В творчестве Ефремова-писателя есть несколько высокопродуктивных периодов, три цикла рассказов (1944, 1945, 1959 гг.), где он популяризует необыкновенные явления и открытия.

Так в «Звёздных кораблях» он опирается на концепцию множественности обитаемых миров и общности мыслящих существ Вселенной, что было смелым для исключительно материалистического стиля мышления его времени.

Центр интереса в поздних рассказах переместился с явлений природы на людей в обстановке далекого будущего («Эллинский секрет», «Лезвие бритвы»), их мышление, интеллект и мораль.

Его произведения стали подлинной научно-художественной прогностикой будущего, моделями социального развития на тысячелетия вперед, чему посвящены его романы «Туманность Андромеды», «Лезвие бритвы», «Час Быка», «Таис Афинская».

«Туманность Андромеды» – прекрасное видение будущего во всей мировой научной фантастике, гимн безграничным возможностям человеческого разума, красоте человеческих отношений в объединенном мире Земли, освобождённой от гнёта, корысти, ненависти, зависти и вражды.

Центром философских размышлений Ефремова является понимание человека: «Человек – та же вселенная, глубокая, таинственная, неисчерпаемая. Самое главное – найти в человеке всё, что ему нужно теперь же, не откладывая это на сотни лет в будущее!»

На основе собственного понимания сущности человека, Ефремов формулирует как главную задачу – воспитание, а образование трактует как часть воспитания. Выработать стремление, жажду знаний, жадность и вкус к наукам, далёким от окончательных ответов – главное в воспитании, согласно Ефремову.

Не менее важной стороной воспитания он считал «развитие острого восприятия природы и тонкого с ней общения». Притупление внимания к природе Ефремов оценивал как остановку в развитии человека. Писатель справедлив в утверждении, что глобальных проблем современности – экологической, термоядерной, сырьевой, энергетической, демографической – на разобщённой Земле не решить.

Выше всего Ефремов ставил красоту мира. В сущности он предлагал теорию красоты как высшую степень целесообразности, включающую не только вершину физического совершенства всего живого, но и духовно-нравственные вершины совершенства человека и человечества. Несовершенное по законам эволюции деградирует и отмирает, следовательно, условием и гарантией цивилизации является всестороннее совершенствование самого человека и общества.

Завершение человека разумного произошло с появлением фантазии – главного мотора выживания и совершенствования цивилизации. Значима также страсть к непознанному, ожидаемому, предстоящему, то есть к будущему. Человек властен только над будущим. Над прошлым мы бессильны, настоящее – эфемерно и неумолимо перетекает в прошлое, и только будущее возможно в виде планов, мечтаний, грёз, проектов, идеалов. В современных условиях будущее приобретает необычайную значимость, ценность.

Хотя в романах Ефремова изображены мирная Земля и мирный космос, они в своем контексте содержат отчётливое предупреждение о возможной опасности небытия, которую может создать сам человек. По Ефремову, взрыв безнравственности гораздо опаснее ядерной войны, нравственность же существеннее шпаг и пикирующих бомбардировщиков. Все разрушения империй, государств происходят через утерю нравственности, – весьма справедливо пишет Ефремов Э.К. Олсону.

Итак, перед нами - один из интереснейших представителей отечественного космизма, точнее, синтеза его естественно-научного и художественно-литературного направлений.

Ефремов – учёный-энциклопедист, биолог, палеонтолог, его учёной эрудиции не было чуждо ни одно из русел общечеловеческой культуры.

Ефремов – философ, способный проникнуть и в тонкую сущность явлений, и в их масштабное, общеприродное единство, видевший - как никто другой в его время - связь научных открытий с запросами практики, жизни, народа, создавший оригинальное отнологическое понимание мира и человека, природы и общества.

Ефремов – мыслитель, «панорамный» с точки зрения пространства и времени: ничто не останавливало его «крейцеровского характера» и «пионерской фантазии».

Ефремов – интереснейший из футурологов, смелость и оригинальность которого дополнена уникальным художественным даром. Полёт его воображения и интуиция создают систему достоверных координат для взгляда в будущее.

Следует признать, что фигура И.А.Ефремова в палитре русских космистов заметна благодаря необычности его биографии, своеобразия личности.

Уже при жизни он, казалось, получил полное признание, о его литературном творчестве писали книги, диссертации, статьи и очерки.

В 1959 году Ефремов вынужден был завершить свою научную карьеру и посвятить себя писательству. Причинами резких изменений в жизни стало состояние здоровья и атмосфера завистливого выживания успешного учёного. Однако именно в оставшиеся 13 лет жизни Ефремов создает лучшие из крупных романов «Лезвие бритвы», «Час быка», «Таис Афинская».

Роман «Час быка» после кончины автора как бы перестал существовать, упоминания о нём были запрещены вплоть до перестройки, впервые в стране он был опубликован лишь в 1988 году. Опасность возвращения тоталитаризма, вспышки расизма, шовинизма, национализма, фундаментализма, антиглобализма имеют одну природу – человеконенавистиничество, культурный вандализм, оскудение морали и отсутствие ответственности перед будущим. Образы всех этих социальных зол были ярчайшими в романе.

И в конце жизни судьба не баловала писателя: спустя месяц после его кончины в доме был проведён тринадцатичасовой обыск с целью найти идеологически вредную литературу, поползли слухи о его «принадлежности» к английской разведке, был задержан выход шеститомного собрания сочинений Ефремова, а на ХХ сессии Всесоюзного палеонтологического общества доклады о Ефремове были отменены.

Тем не менее, признание заслуг учёного и писателя И.А. Ефремова, его популярность, любовь к нему не знали границ и пределов времени. До сих пор идут письма на имя И.А. Ефремова, создан центр ноосферных знаний и культуры его имени, проведён I международный научно-художественный симпозиум «Иван Ефремов – учёный, мыслитель, писатель. Взгляд в третье тысячелетие. Предвидения и прогнозы», его именем – именем великого знатока Земли – названа одна из малых планет Солнечной системы – Ефремиана.

Оглядывая в целом жизнь, оценивая биографию И.А. Ефремова, понимаешь, что более всех внешних его заслуг всё же важнее другое. Уделом человека является постоянная работа над собой - творческая, с полной отдачей физических и духовных сил. Этот удел, образ мышления и жизни был свойственен писателю и учёному Ивану Ефремову. Он сотворил себя сам, как некогда М.В. Ломоносов, К.Э. Циолковский, другие выдающиеся люди. И этот его опыт особенно бесценен для нас.

Н.Г. Апухтина



София

Последние публикации:
Святейший Патриарх Кирилл в Неделю Всех святых в Храме Христа Спасителя, 18.06.2017

19 июня 2017

Святейший Патриарх Кирилл:

«Все святые были чистые сердцем». Проповедь в Неделю Всех святых в Храме Христа Спасителя

...другой природы Бог человеку не дал — Он дал ему только одну природу, с врождённым нравственным чувством, с совестью, с тем, что мы называем «сердцем». И когда мы грехом разрушаем эту природу, мы разрушаем самих себя, а если говорить глобально, разрушаем человеческую...

(См. далее...)

18 июня 2017

Андрей Кончаловский:

«Дело не в свободе, а в таланте»

...Художник не может быть некультурным, сегодня это серьёзная проблема. Все серьеёные художники хорошо знали мировую культуру. Знали традиции, а традиции - это же человеческая мудрость. А вот новаторство - это уже нарушение традиций. Прежде чем что-то нарушать, надо знать...

(См. далее...)

18 июня 2017

Святейший Патриарх Кирилл:

Помочь людям извлечь духовные уроки из прошлого. Вступительное слово на конференции «100-летие начала эпохи гонений на Русскую Православную Церковь»

...Молитвенное почитание новомучеников, глубокое изучение их житий и духовного наследия имеет огромное общественное значение, способствуя воспитанию подрастающего поколения в духе православной веры и традиций...

(См. далее...)

16 июня 2017

Митрополит Волоколамский Иларион:

Теология в современной России: становление отрасли. Доклад на I Всероссийской конференции «Теология в гуманитарном образовательном пространстве»

...Для того, чтобы развивать научную отрасль «Теология», мы должны не смешивать религиозные традиции, а изучать каждую из них в отдельности. При этом важно находить в них, при всех вероучительных и культурных...

(См. далее...)

Знаменательные даты:
День дружбы и единения славян

25 июня

День дружбы и единения славян

Сегодня славяне всего мира, а их около 270 миллионов, отмечают День дружбы и единения. Наиболее широко эта дата отмечается тремя дружественными странами - Россией, Украиной и Белоруссией. Этот день можно считать народным праздником, идущим от общих корней, культурных традиций и обычаев наших...

(См. далее...)

Анонсы
Фотоальбомы

4 сентября 2016

Дорогами паломников: Москва - Пюхтицы - Новый Валаам

Фотоальбом по материалам паломнической поездки московских педагогов по маршруту Москва – Санкт-Петербург – Пюхтицы – Таллинн – Хельсинки – Новый Валаам – Санкт-Петербург.

(См. далее...)

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Рейтинг@Mail.ru

Вера и Время    2017