Владимир Галактионович Короленко - выдающийся русский писатель.
Родился 15 (28) июля 1853 года в Житомире. По отцу он старого казацкого рода, мать - дочь польского помещика на Волыни.
Отец его, занимавший должность уездного судьи в Житомире, Дубне, Ровне, отличался редкой нравственной чистотой.
В главных чертах сын обрисовал его в полу-автобиографической повести «В дурном обществе», в образе идеально-честного «пана-судьи», и более подробно - в «Истории моего современника».
Детство и отрочество Короленко протекли в маленьких городках, где сталкиваются три народности: польская, украинско-русская и еврейская. Бурная и долгая историческая жизнь оставила здесь ряд воспоминаний и следов, полных романтического обаяния. Всё это, в связи с полу-польским происхождением и воспитанием, наложило неизгладимую печать на творчество Короленко и ярко сказалось в его художественной манере. В ней гармонично слились лучшие стороны обеих национальностей: польская колоритность и романтичность, и украинско-русская задушевность и поэтичность.
К природным качествам пришли на помощь альтруистические течения русской общественной мысли 70-х годов.
Все эти элементы создали художника с высоко-поэтическими настроениями, с всепроникающей и всепобеждающей человечностью.
В 1870 году Короленко окончил курс в ровенском реальном училище. Незадолго до этого умер идеально бескорыстный его отец, оставив многочисленную семью почти без всяких средств.
Когда в 1871 году Короленко поступил в Санкт-Петербургский технологический институт, ему пришлось вынести самую тяжёлую нужду: обедать за 18 копеек в благотворительной кухмистерской он мог себе позволить не чаще одного раза в месяц.
В 1872 году благодаря стараниям энергичной матери, ему удалось перебраться в Москву и поступить стипендиатом в Петровско-Разумовскую земледельческую академию.
В 1874 году, за подачу от имени товарищей коллективного прошения, он был исключён из академии.
Поселившись в Петербурге, Короленко вместе с братьями добывал средства к существованию для себя и семьи корректурной работой.
С конца 70-х годов Короленко подвергается аресту и ряду административных кар.
После нескольких лет ссылки в Вятской губернии, он в начале 80-х годов был поселен в Восточной Сибири, в 300 верст за Якутском.
Сибирь произвела на Короленко огромное впечатление и дала материал для лучших его очерков. Дико-романтическая природа сибирской тайги, тяжёлая обстановка жизни поселенцев в якутских юртах, полная самых невероятных приключений жизнь бродяг, с их своеобразной психологией, типы правдоискателей, рядом с типами людей почти озверевших - все это художественно отразилось в превосходных очерках Короленко из сибирской жизни: «Сне Макара», «Записках сибирского туриста», «Соколинце», «В подследственном отделении».
Верный основному складу своей творческой натуры - любви к яркому и возвышенному, автор почти не останавливается на будничных сторонах сибирского быта, а берёт его по преимуществу в его наиболее величавых и настраивающих на высокой лад проявлениях. В 1885 году Короленко разрешено поселиться в Нижнем Новгороде, и с тех пор всё чаще и чаще фигурирует в его рассказах верхневолжская жизнь. Романтического в ней немного, но много трудного, сложного - и всё это нашло своё отражение в рассказах Короленко: «На солнечном затмении», «За иконой», «Река играет», в полу-этнографических «Павловских очерках» и особенно в очерках, составивших целую книгу «В голодный год» (Санкт-Петербург, 1893).
Эта книга явилась результатом энергической деятельности Короленко по устройству бесплатных столовых для голодающих в Нижегородской губернии. Газетные статьи его об организации помощи голодающим в своё время дали ряд весьма важных практических указаний.
Общественная деятельность Короленко за всё время его 10-летнего пребывания в Нижнем была, вообще, чрезвычайно ярка. Он стал своего рода «учреждением»: около него сгруппировались лучшие элементы края для противостояния злоупотреблениям всякого рода. Банкет, устроенный ему по случаю отъезда из Нижнего в 1896 году, принял грандиозные размеры.
К числу самых блестящих эпизодов нижегородского периода жизни Короленко принадлежит так называемое «Мултанское дело», когда благодаря замечательной энергии Короленко и искусно проведённой защите, были спасены от каторги вотяки.
В 1894 году Короленко ездил в Англию и Америку и часть своих впечатлений выразил в очень оригинальной повести «Без языка» («Русское Богатство», 1895, № 1 - 3 и отдельно), несколько сбивающейся на анекдот, но в общем написанной блестяще и с чисто диккенсовским юмором.
С 1895 года Короленко - член редакции и официальный представитель «Русского Богатства» - журнала, к которому он теперь примкнул окончательно; раньше его произведения чаще всего печатались в «Русской Мысли».
В 1900 году при образовании разряда изящной словесности при Академии Наук Короленко был в числе первых, избранных в почётные академики, но в 1902 году, в связи с незакономерным кассированием выборов в почётные академики Горького, Короленко вернул свой диплом при письменном протесте.
С 1900 года Короленко поселился в Полтаве.
С 1906 года он начал печатать отдельными главами самое обширное по объёму из своих произведений: автобиографическую «Историю моего современника».
По замыслу это должно было быть нечто типическое по преимуществу. Автор заявляет, что его «записки - не биография, не исповедь и не автопортрет». Но, вместе с тем, он «стремился к возможно полной исторической правде, часто жертвуя её красивыми или яркими чертами правды художественной».
В результате «историческое» или, вернее, автобиографическое взяло верх над типическим. К тому же вышедшие две первые части «Истории моего современника», главным образом, посвящённые начальному периоду жизни Короленко, центральным пунктом которой является столкновение трёх национальных элементов в эпоху польского восстания 1863 года, недостаточно типичны с общерусской точки зрения. Не типичны и те формы крепостного права, которые так поражали молодого наблюдения в быту шляхетской Украины.
Очень удались Короленко воспоминания о писателях - Успенском , Михайловском , Чехове, - которые он объединил под общим заглавием «Отошедшие». Среди них поистине превосходен очерк об Успенском, написанный со всей выразительностью чисто беллетристического этюда и, вместе с тем, согретый настоящей личной любовью к писателю и человеку.
Блестящее место в литературном творчестве Короленко занимает его обширная публицистическая деятельность - многочисленные газетные и журнальные статьи, посвящённые разным жгучим злобам текущего дня. Проникновенная публицистика Короленко находится в тесной связи с выдающейся практической его деятельностью.
Где бы он ни поселился, он везде становился в центре активной работы, направленной к облегчению нужд и бедствий.
Эта практическая деятельность Короленко неотделима от литературной и образует одно слитное целое. Трудно сказать, что, например, в «Голодном годе», или в произведшем огромное впечатление «Бытовом явлении» (1910) есть замечательное литературное явление и что - крупнейшая общественная заслуга.
Высокое положение, которое занимает в русской литературе Короленко, - в такой же степени выражение прекрасного, в одно и то же время и задушевного, и изящного художественного таланта, как и результат того, что он – рыцарь пера в лучшем смысле этого слова. Случится ли стихийное бедствие, осудят ли невинных людей, учинят ли погром, доведут ли до кошмара, до превращения в «бытовое явление» смертные казни, Короленко уже «не может молчать», по выражению Толстого; ему не боязно говорить об «избитом сюжете».
Искренность Короленко так глубока и несомненна, что захватывает читателя совершенно независимо от принадлежности к тому или другому политическому лагерю. Короленко не «партиец», он христианин в прямом и непосредственном смысле слова.
В 1914 году вышло в свет 9-томное собрание сочинений писателя. Мечтая создать художественную летопись своего поколения, Короленко до конца жизни работал над «Историей моего современника».
Считая себя «беспартийным социалистом», писатель отнёсся к Февральской революции 1917 года как к возможности демократического переустройства страны.
Короленко в своих очерках «Война, отечество и человечество» выступил против «пораженцев» в войне, полагая, что только после освобождения национальной территории и заключения справедливого мира можно будет избежать «войны всех против всех». В.И. Ленин, прочитав это сочинение Короленко, сказал о нём: «Жалкий мещанин, плененный буржуазными предрассудками».
Октябрьскую революцию Короленко не принял, полагая, что «сила большевизма всякого рода в демагогической упрощенности» и «возможная мера социализма может войти только в свободную страну».
С началом гражданской войны выступал против «красного» и «белого» террора, ходатайствуя перед любыми властями о спасении жизни людей.
Короленко осуждал раскулачивание и продразверстку как безнравственное и безумное прекращение нормальных экономических отношений.
Он требовал свободы слова, считая, что «лучше даже злоупотребления свободой, чем её отсутствие».
Писатель требовал отказа властей от невозможного в отсталой стране осуществления социализма и коммунизма, написав шесть безответных писем А.В. Луначарскому, назвавшему их автора «прекраснодушным Дон-Кихотом».
Будучи тяжелобольным, писатель категорически отказался от выезда за границу на лечение.
В последние годы у него прогрессировала болезнь сердца, но он трудится: основывает колонии для сирот и беспризорных, участвует в помощи голодающим.
Умер Владимир Галактионович Короленко от воспаления легких 25 февраля 1921 года в Полтаве. Похоронили его близ его усадьбы при огромном стечении народа.
Всей своей жизнью Короленко подтвердил данную ему современниками характеристику «нравственного гения».
|