Рейтинг@Mail.ru На главную Библиотека Фотогалерея Контакты Лица О проекте Поиск      В е р а    и    В р е м я
Религиозные ценности и современная система образования
Основные разделы:
Аннотация:

...Торжество Православия в Церкви бу­дет праздноваться всегда, ибо это торжество не о видимой славе Православия, но о том един­ственном, что дает миру жизнь и чего не могут отнять теперь уже никакие внешние беды и ни­какие враги,— это торжество Божественной любви к миру и вечная жизнь мира в этой люб­ви, этой любовью...

События по теме:
Молебен у памятника Кириллу и Мефодию

24 мая

День славянской письменности и культуры

В славянских государствах, в том числе и в России, широко отмечается День славянской письменности и культуры. Переживаемый славянскими народами Европы кризис требует активного...

(См. далее...)

29 мая

Отдание праздника Преполовения Пятидесятницы

В среду 4-й седмицы (недели) после Пасхи празднуется Преполовение Пятидесятницы. В этот день воспоминается событие из жизни Спасителя, когда Он в Преполовение ветхозаветного праздника Кущей...

(См. далее...)

Архив событий:
КАЛЕНДАРЬ:
17 марта

Церковные праздники


 

Торжество Православия (Переходящее празднование в Неделю 1-ю Великого Поста)

Переходящее празднование в 1-ю Неделю (воскресенье) Великого Поста



Торжество Православия

 Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину,
и истина сделает вас свободными
. (Ин. 8, 31-32)

 

КРАТКОЕ ПРИВЕТСТВИЕ В НЕДЕЛЮ 1-Ю ВЕЛИКОГО ПОСТА, ТОРЖЕСТВА ПРАВОСЛАВИЯ

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие мои, други наши, чада Божий, дети Святой Православной Церкви! Сегодня особый день — день Торже­ства Православия, день торжества Святой Православной, Соборной и Апостоль­ской Церкви, Церкви Торжествующей — Небесной и Церкви воинствующей — земной. И это день радости о воплощении Сына Божия, о полноте Божества на земле в Нем и о полноте Божества и в теле Его — в Церкви Христо­вой.

А тело Его — это все те, кто идет подвигом жизни в вере и истине, в лоне Церкви, это все, начиная со святых апостолов: сами апостолы и учители Церкви, ее патриархи, святители, свя­тые отцы и народ Божий — миряне, держащи­еся истины веры, ею жившие, ею живущие и те­перь. Это все мы, собравшиеся после первой недели постных подвигов в церкви и облеченные ныне в белую одежду оправдания, вкусив боже­ственной жизни, соединясь с Господом в Таин­стве Святого Причащения.

Мы с вами слышали сегодня в евангельском чтении высокую оценку и похвалу от испытую­щего сердца Господа будущему апостолу Нафанаилу: «...Вот подлинно Израильтянин, в кото­ром нет лукавства» (Ин. 1, 47). И это похвала христианину, это похвала той Церкви, о кото­рой Господь изрек: вот Церковь, в которой нет лукавства, нет суетных измышлений человечес­ких, которая вся есть истина во всем её учении, Таинствах, богослужении, управлении, во всем ее устройстве.

Именно эта Церковь, по слову апостола Пав­ла «...столп и утверждение истины» (1 Тим. 3,15), есть славная Церковь, не имеющая сквер­ны или порока. Какими кровавыми подвига­ми, какой борьбой с врагами истины, какими и сколькими смертями ревнителей чистоты, святости веры и Церкви приобретено, сохранено и передано нам Православие!

Сегодня мы видим земную Церковь удручённой, отягчённой многообразными бедами и скорбями (а это почти постоянное состояние Церкви Православной от дней её основания), и кажется нам: есть ли о чем радоваться? Но знайте, доро­гие мои, Торжество Православия в Церкви бу­дет праздноваться всегда, ибо это торжество не о видимой славе Православия, но о том един­ственном, что дает миру жизнь и чего не могут отнять теперь уже никакие внешние беды и ни­какие враги,— это торжество Божественной любви к миру и вечная жизнь мира в этой люб­ви, этой любовью.

А для нас, для каждого из нас, остаётся толь­ко частный вопрос — будем ли мы с вами учас­тниками этой Божественной любви? Сохраним ли себя и сохраним ли для своего потомства то, что дал нам Сам Христос и что передали в чис­тоте Его верные последователи в Церкви?

Так будем же помнить, дорогие наши, чтобы нам с вами быть истинно православными хрис­тианами, надо иметь живое и постоянное об­щение с Православной Церковью в ее молит­вах, учении, Таинствах, надо знать свою веру, изучать ее, проникаться и жить её духом, руко­водствоваться её правилами, заповедями и уста­вами. А главное - - необходимо постоянно вос­станавливать в себе глубоким покаянием образ истинно православного христианина по примеру святых Божиих людей, живших во все времена.

Первое Торжество Православия было уста­новлено, когда Церковь в борьбе с иконоборче­ством отстояла свое право и долг поклоняться иконам Христа, Матери Божией и святых, и тем самым отстояла она и истину Боговоплощения. А теперь Церковь продолжает праздновать и будет праздновать до конца дней мира явление в нём образов Живого Бога. Ибо и теперь Бог от­крывает Себя в людях, стяжавших и являющих в себе это бесценное сокровище, эту единствен­ную жемчужину, которой не стоит весь мир,— богоподобие человека в святости жизни.

Так помолимся сейчас, дорогие мои, тем, кто святостию своей освящал и освящает и нам путь к истине.

Помолимся и о тех, кто трудами своими и болезнями сохраняет в наши дни верность исти­не Божией.

Попросим Господа, чтобы и нам быть не чуж­дыми этой верности и этих трудов. Аминь.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
 

27 февраля 2004 года

***

Торжество Православия совершается в первую Неделю (воскресенье) Великого поста. Оно было установлено в Греции в IX века, в память окончательной победы над врагами Православия — иконоборцами.

Учение о почитании икон, основанное на Священном Писании и утверждённое обычаем первых христиан, до VIII века оставалось неприкосновенным. Но иконоборческая ересь, появившаяся в самой Греции, распространилась по многим странам.

Церковь Божия подверглась гонению, большему чем от язычников. Более 100 лет лились слезы и невинная кровь истинно православных, которые боролись за право изображать на иконах Господа Иисуса Христа, Божию Матерь и святых, а также молиться им перед иконами. Этих православных заключали в темницы, подвергали мучениям и казням. Иконы и мощи святых сжигались.

 После VII Вселенского Собора (787 год), закрепившего почитание икон, наступило ослабление гонений, но только в середине IX века были освобождены из темниц и заточения иконопочитатели и возвращены на прежние должности, а иконоборцам предложено было или оставить своё заблуждение, или прекратить церковное служение. Христолюбивая царица Феодора объявила: «Кто не чествует изображения Господа нашего, Пресвятой Его Матери и всех святых, да будет проклят!»

 Избранный Патриархом Константинопольским Мефодий установил тогда же особое праздничное богослужение.

Православие было торжественно восстановлено на службе в Софийском соборе в Константинополе в первое воскресенье Великого поста, которое пришлось в 843 году на 19 февраля.

Так появилось празднование и особый чин, называемый Торжество Православия.

В XII и XIV веках эта служба была значительно дополнена за счёт включения других текстов, изображающих главные догматы христианства.

Эта служба представляет собой торжество Церкви над всеми когда-либо существовавшими ересями и расколами. В нём утверждается не только православное учение об иконопочитании, но и все догматы и постановления семи Вселенских Соборов. Благославляются не только иконопочитатели, но и все живущие и отошедшие ко Господу в вере и благочестии отцев.

Особое место в этой службе занимает чин анафематствования. Анафема провозглашается соборно не только иконоборцам, но всем, кто совершил тяжкие прегрешения перед Церковью.

 В России чин Православия был введён в XIV веке и состоял из греческого синодика этого чина с прибавлением сначала имен «новых еретиков», как например, Кассиана, архимандрита Юрьева монастыря, и других, затем прибавились новые имена: Стеньки Разина, Гришки Отрепьева, протопопа Аввакума, многих расколоучителей и др. Всех анафематствований было 20, а имён до 4 тысяч.

В конце XVIII века чин Православия был исправлен и дополнен митрополитом Новгородским и Санкт-Петербургским Гавриилом. Из него исключены были как множество имён, которым возглашалась вечная память, так и имена многих гражданских преступников и расколоучителей.

В таком виде чин Православия был напечатан в 1767 году.

 Чин Православия совершался в кафедральных соборах после прочтения часов или перед окончанием Литургии на середине храма перед иконами Спасителя и Божией Матери, возлежащими на аналое.

Чин был существенно сокращён в 1801 году, в нём перечислялись только ереси, без упоминания имён еретиков.

Чин оставался без переработки до 1869 года, когда из него были убраны имена государственных преступников.


Православие.ру


Также по этой теме:


Святитель Игнатий Брянчанинов. Что есть Православие? Слово в первую Неделю (Воскресенье) Великого поста. 28.02.2015
Последние публикации:
Преподобный Антоний Великий в окружении учеников

11 мая 2019

Архимандрит Андрей (Конанос):

Цена твоей жизни открывается, когда другой тебя отругает, унизит, обидит… Поучения святого Антония Великого

...Правда [о тебе] откроется, когда произойдёт разлад с братом твоим, когда заденут твой эгоизм, немного тебя разозлят, испортят твои планы, – вот тогда видно будет, проявишь ли ты благостыню и любовь. А когда тебя хвалят, ты, естественно, проявляешь...

(См. далее...)

5 мая 2019

Архимандрит Андрей (Конанос):

Если ты внутренне в порядке, тогда в порядке будет всё: из поучений святого Антония Великого

...Три вещи я скажу тебе. Куда ни пойдёшь, имей Бога с собой, думай о Нём, молись, и чтобы Он был с тобою. Второе: что б ты ни делал, да будет это в духе Священного Писания, т.е. чтобы оно соответствовало Евангелию. И третье: где бы ты ни был, не меняй своего...

(См. далее...)

3 мая 2019

Святитель Николай Сербский (Велимирович):

«Верь больше!». О жизни с Богом

...О трёх предметах не спеши рассуждать: о Боге, пока не утвердишься в вере; о чужих грехах, пока не вспомнишь о своих, и о грядущем дне, пока не увидишь рассвета...

(См. далее...)

1 мая 2019

Архимандрит Андрей (Конанос):

Сделай что-нибудь малое!

...Не можешь одного, не можешь другого. А что ты можешь? Ты что, болен, дорогой мой человек? Говорю одно – это тебе кажется тяжёлым, говорю другое – это неподъёмно. Я не хочу, чтобы ты становился подвижником. Не говорю, чтобы ты ушёл на Святую Гору Афон, остался там и подвизался весь год. Там ведь не вкушают растительного масла...

(См. далее...)

Знаменательные даты:
М.А. Шолохов

24 мая

Великий русский писатель М.А. Шолохов (1905-1984)

Шолохов Михаил Александрович (1905 - 1984) – великий русский писатель, лауреат Нобелевской премии Родился 11 мая (24 н.с.) 1905 года на хуторе Кружилинском станицы Вешенской в крестьянской семье. Учился в церковноприходской школе, затем в гимназии, окончив четыре класса. Начавшаяся...

(См. далее...)

Анонсы
Фотоальбомы

22 июня 2018

Родная земля. Дорогами паломников: Кострома - Нерехта - Плёс

Фотоальбом по материалам паломнической поездки московских педагогов в Кострому 22-24 июня 2018 года.

(См. далее...)

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Рейтинг@Mail.ru

Вера и Время    2019