Рейтинг@Mail.ru На главную Библиотека Фотогалерея Контакты Лица О проекте Поиск      В е р а    и    В р е м я
Религиозные ценности и современная система образования
Основные разделы:
Аннотация:

...Имя Эйзенштейна навсегда останется в истории не только отечественного, но и мирового кинематографа...

События по теме:
В. Гюго

26 февраля

Французский писатель Виктор Гюго (1802-1885)

Виктор Гюго - один из самых значительных представителей европейского романтизма. Французы, выражая свое глубочайшее уважение к писателю, говорили: «Гюго родился, когда веку было два года, когда...

(См. далее...)

28 февраля

Кинорежиссёр, актёр, теоретик кино В.И. Пудовкин (1893-1953)

Как и С. Эйзенштейн, В. Пудовкин внёс неоценимый вклад в художественную практику и в теорию кино.

(См. далее...)

Архив событий:
КАЛЕНДАРЬ:
22 января

Выдающиеся личности


 

Кинорежиссёр, теоретик кино С.М. Эйзенштейн (1898-1948)

Сергей Михайлович Эйзенштейн - русский кинорежиссёр, художник, теоретик кино. Родился 10 (22) января 1898 года в Риге - умер 11 февраля 1948 года в Москве



С.М. Эйзенштейн

Сергей Михайлович Эйзенштейн (1898–1948) - русский кинорежиссёр, художник, теоретик кино, фильмы и теоретические работы которого (прежде всего, в области монтажа) утвердили новые формы кинематографической выразительности.

Родился 10 (22) января 1898 года в Риге, в семье инженера-строителя.

Избрав профессию отца, учился в Петроградском институте гражданских инженеров; после революции 1917 года, в Гражданскую войну, записался добровольцем в Красную Армию, работал художником по декорациям в армейской самодеятельности.

После окончания войны, вдохновленный революционными идеями, Эйзенштейн пришёл в авангардистский рабочий театр Пролеткульта, работал режиссёром и художником по декорациям.

В 1924 году совместно с коллегами по Пролеткульту поставил свой первый фильм «Стачка» – о забастовке рабочих на одном из российских заводов.

Следующий фильм Эйзенштейна, «Броненосец «Потёмкин» (1925), в острой драматической форме рассказывал о восстании матросов на «Потёмкине».

В 1927 году был поставлен фильм «Октябрь» – сложное, полное художественных экспериментов произведение, воссоздающее события революции 1917-го года, а ещё через два года – картина «Генеральная линия», посвящённая коллективизации сельского хозяйства.

В 1930 году Эйзенштейн отправился в США. В Голливуде он предложил для постановки несколько сценариев, но ни один из них не был принят.

По возвращении в Россию режиссёр основное внимание уделял работе над теоретическими исследованиями и лекционными курсами.

Впоследствии его статьи и лекции этого периода стали основой двух книг – «Смысл фильма» (1942) и «Форма фильма» (1949), где разрабатываются принципы цвета, звука и монтажа в кино.

После вынужденного отказа от ряда замыслов, сценариев и фильмов Эйзенштейн ставит свою первую звуковую картину «Александр Невский» (1938) – о русской победе над тевтонскими рыцарями в 13 веке.

Работа Эйзенштейна над его последним фильмом «Иван Грозный» (1944–1945) велась в условиях бдительного надзора и растущей критики со стороны сталинского режима, испытывавшего всё большее раздражение творческой независимостью режиссёра. Вторая серия фильма вышла в прокат после смерти художника только в 1958 году.

«Иван Грозный» представляет собой масштабную эпическую композицию. Манера игры актёров приближена к оперному спектаклю. В режиссуре акцент перенесён с монтажа на эмоциональную насыщенность отдельного кадра.

Эйзенштейн считал монтаж ключевым элементом кинематографической выразительности. Он исходил из того, что противопоставление двух кадров производит эффект, превосходящий по силе воздействия эффект каждого кадра в отдельности. В отличие от многих режиссёров немого кино, Эйзенштейн не использовал кадр лишь для повествовательной и описательной функции, но работал с ним так же, как музыкант работает с нотами: ставя один кадр рядом с другим, он искал скрытую визуальную гармонию или диссонанс. Такого рода стилистика позволяла отображать на экране любые темы, даже самые абстрактные (так, режиссёр даже предполагал экранизировать «Капитал» К. Маркса).

В большей степени ассоциативная, чем повествовательная роль монтажа, стилизованная, «оперная» манера игры актеров в последних фильмах художника, масштабные эпические сюжеты, которые скорее оркестровывались, как музыкальные произведения, нежели просто рассказывались, эксперименты с контрапунктом звука и изображения, экспрессивные цветовые решения – все эти выразительные средства кино в творчестве Эйзенштейна достигли апогея, были им глубоко разработаны и исследованы.

Имя Эйзенштейна навсегда останется в истории не только отечественного, но и мирового кинематографа.

Умер Сергей Михайлович Эйзенштейн в Москве 11 февраля 1948 года.

Похоронен на Новодевичьем кладбище.


Кругосвет

Последние публикации:
Святейший Патриарх Кирилл в день памяти свт. Алексия Московского после Литургии в Богоявленском кафедральном соборе, 25.02.2017

25 февраля 2021

Святейший Патриарх Кирилл:

Чтобы будущее было счастливым для из наших детей: урок Святителя. Слово в день памяти святителя Алексия Московского

...Счастье там, где смирение, где отдача себя другому, где способность пожертвовать собой ради другого. Именно этой силой любви, самоуничижения и смирения святитель Алексий обезоруживал русских князей, содействуя великому делу объединения...

(См. далее...)

25 февраля 2021

Протоиерей Александр Шаргунов:

«Божий избранник». Слово в день памяти святителя Алексия, митрополита Московского

...Это было не просто «некое извещение» об успешности предстоящего ему путешествия, но явный знак, зримое Божие благословение на всю его, связанную с трудами ради Отечества, деятельность. Существует предание, что кроме ярлыка, в благодарность за исцеление Тайдулы, святитель...

(См. далее...)

20 февраля 2021

Игумен Нектарий (Морозов):

Величие смирения. Памяти архимандрита Кирилла (Павлова)

...Рядом с отцом Кириллом было удивительно спокойно, словно все замирало вокруг. Удивительно тихо, словно безмолвие царило, словно время останавливалось. Удивительно тепло: ты отогревался, и сердце твое оживало...

(См. далее...)

16 февраля 2021

Святитель Николай Японский:

Что должен знать работающий Господу

...Все мы, здесь находящиеся, конечно, приступили работать Богу и, таким образом, хорошо знаем, что служить Богу? значит понуждать себя на труд. Но мы знаем также, что в этом служении заключается и великая радость. Ибо Бог всевидящий не только видит работающих Ему, но и помогает им...

(См. далее...)

Знаменательные даты:
Тульский оружейный завод

26 февраля

Указом Петра I основан Тульский оружейный завод (1712)

15 февраля 1712 года, по именному Указу Петра I началось строительство Тульского оружейного завода. Предприятие оснащалось прогрессивным по тому времени оборудованием: водяными машинами, «вертельными» станками для сверления стволов, точилами, молотами, станками для «оттирания»...

(См. далее...)

Анонсы
Фотоальбомы

2 октября 2020

Благословенная Алания

Фотоальбом по материалам паломническо поездки московских педагогов («Алтарь Отечества», Ассоциация учителей Православной культуры города Москвы) в Северную Осетию 2-7 октября 2020 года.

(См. далее...)

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Рейтинг@Mail.ru

Вера и Время    2021