Рейтинг@Mail.ru На главную Библиотека Фотогалерея Контакты Лица О проекте Поиск      В е р а    и    В р е м я
Религиозные ценности и современная система образования
Основные разделы:
Аннотация:

...Имя Эйзенштейна навсегда останется в истории не только отечественного, но и мирового кинематографа...

События по теме:
А.А. Брусилов

31 марта

Генерал, русский военный деятель А.А. Брусилов (1853-1926)

Родился - 1853, Тифлис; умер - 1926, Москва.

(См. далее...)

31 марта

Писатель К.И. Чуковский (1882-1969)

(Родился - 1882, Петербург; умер - 1969, Кунцево)

(См. далее...)

Архив событий:
КАЛЕНДАРЬ:
22 января

Выдающиеся личности


 

Кинорежиссёр, теоретик кино С.М. Эйзенштейн (1898-1948)

Сергей Михайлович Эйзенштейн - русский кинорежиссёр, художник, теоретик кино. Родился 10 (22) января 1898 года в Риге - умер 11 февраля 1948 года в Москве



С.М. Эйзенштейн

Сергей Михайлович Эйзенштейн (1898–1948) - русский кинорежиссёр, художник, теоретик кино, фильмы и теоретические работы которого (прежде всего, в области монтажа) утвердили новые формы кинематографической выразительности.

Родился 10 (22) января 1898 года в Риге, в семье инженера-строителя.

Избрав профессию отца, учился в Петроградском институте гражданских инженеров; после революции 1917 года, в Гражданскую войну, записался добровольцем в Красную Армию, работал художником по декорациям в армейской самодеятельности.

После окончания войны, вдохновленный революционными идеями, Эйзенштейн пришёл в авангардистский рабочий театр Пролеткульта, работал режиссёром и художником по декорациям.

В 1924 году совместно с коллегами по Пролеткульту поставил свой первый фильм «Стачка» – о забастовке рабочих на одном из российских заводов.

Следующий фильм Эйзенштейна, «Броненосец «Потёмкин» (1925), в острой драматической форме рассказывал о восстании матросов на «Потёмкине».

В 1927 году был поставлен фильм «Октябрь» – сложное, полное художественных экспериментов произведение, воссоздающее события революции 1917-го года, а ещё через два года – картина «Генеральная линия», посвящённая коллективизации сельского хозяйства.

В 1930 году Эйзенштейн отправился в США. В Голливуде он предложил для постановки несколько сценариев, но ни один из них не был принят.

По возвращении в Россию режиссёр основное внимание уделял работе над теоретическими исследованиями и лекционными курсами.

Впоследствии его статьи и лекции этого периода стали основой двух книг – «Смысл фильма» (1942) и «Форма фильма» (1949), где разрабатываются принципы цвета, звука и монтажа в кино.

После вынужденного отказа от ряда замыслов, сценариев и фильмов Эйзенштейн ставит свою первую звуковую картину «Александр Невский» (1938) – о русской победе над тевтонскими рыцарями в 13 веке.

Работа Эйзенштейна над его последним фильмом «Иван Грозный» (1944–1945) велась в условиях бдительного надзора и растущей критики со стороны сталинского режима, испытывавшего всё большее раздражение творческой независимостью режиссёра. Вторая серия фильма вышла в прокат после смерти художника только в 1958 году.

«Иван Грозный» представляет собой масштабную эпическую композицию. Манера игры актёров приближена к оперному спектаклю. В режиссуре акцент перенесён с монтажа на эмоциональную насыщенность отдельного кадра.

Эйзенштейн считал монтаж ключевым элементом кинематографической выразительности. Он исходил из того, что противопоставление двух кадров производит эффект, превосходящий по силе воздействия эффект каждого кадра в отдельности. В отличие от многих режиссёров немого кино, Эйзенштейн не использовал кадр лишь для повествовательной и описательной функции, но работал с ним так же, как музыкант работает с нотами: ставя один кадр рядом с другим, он искал скрытую визуальную гармонию или диссонанс. Такого рода стилистика позволяла отображать на экране любые темы, даже самые абстрактные (так, режиссёр даже предполагал экранизировать «Капитал» К. Маркса).

В большей степени ассоциативная, чем повествовательная роль монтажа, стилизованная, «оперная» манера игры актеров в последних фильмах художника, масштабные эпические сюжеты, которые скорее оркестровывались, как музыкальные произведения, нежели просто рассказывались, эксперименты с контрапунктом звука и изображения, экспрессивные цветовые решения – все эти выразительные средства кино в творчестве Эйзенштейна достигли апогея, были им глубоко разработаны и исследованы.

Имя Эйзенштейна навсегда останется в истории не только отечественного, но и мирового кинематографа.

Умер Сергей Михайлович Эйзенштейн в Москве 11 февраля 1948 года.

Похоронен на Новодевичьем кладбище.


Кругосвет

Последние публикации:

27 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Мы призваны искать ответы вместе, сознавая ответственность за будущее нашей страны». Выступление на внеочередном соборном съезде Всемирного русского народного собора

27 марта 2024 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил на внеочередном соборном съезде Всемирного русского народного собора.

(См. далее...)

22 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Главная цель жизни — это стяжание Царствия Божиего…». Патриаршая проповедь в пятницу первой седмицы Великого поста

22 марта 2024 года, в пятницу первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Святейший...

(См. далее...)

2 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Традиционные ценности помогают сохранить жизнеспособность в условиях теряющей свой гуманизм цивилизации». Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на Всемирном фестивале молодежи

2 марта 2024 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Всемирный фестиваль молодежи, проходящий на федеральной территории «Сириус» в Краснодарском крае...

(См. далее...)

9 февраля 2024

Президент России В.В. Путин:

«Мы защищаем своих людей, себя, свою Родину и наше будущее». Интервью Президента России Владимира Путина Такеру Карлсону

9 февраля 2024 года в Кремле Президент России Владимир Владимирович Путин ответил на вопросы Такера Карлсона, американского журналиста, основателя видеоплатформы Tucker Carlson Network. 10 февраля 2024 г.

(См. далее...)

Знаменательные даты:
Анонсы
Фотоальбомы

18 октября 2021

Шмелёвские чтения - 2021: Лица и сюжеты

Фотоальбом по материалам XXVI Крымских международных Шмелёвских чтений, прошедших в Алуште 15-19 сентября 2021 года.

(См. далее...)

Вера и Время    2024