Рейтинг@Mail.ru На главную Библиотека Фотогалерея Контакты Лица О проекте Поиск      В е р а    и    В р е м я
Религиозные ценности и современная система образования
Основные разделы:
Аннотация:

Яна Амоса Коменского относят к корифеям педагогической науки - на том основании, что в центре его интересов стояла проблема переустройства школы. Как всякий крупный мыслитель, занимавшийся проблемами становления личности, Коменский, безусловно, является и ярким психологом. Его идеи предвосхитили многие достижения педагогической и психологической науки. Поэтому Коменскому по праву принадлежит почетное место в галерее мэтров мировой психологии

События по теме:
Оперная певица Мария Петровна Максакова

8 апреля

Русская певица М.П. Максакова (1902—1974)

...В 1946 году Мария Петровна получила Государственную премию СССР за выдающиеся достижения в области оперного искусства и в концертно-исполнительской деятельности. Она получала её еще дважды —...

(См. далее...)

9 апреля

Писательница О.В. Перовская (1902—1961)

...В 1925 году вышла её первая и наиболее известная книга рассказов «Ребята и зверята», сразу завоевавшая симпатии маленьких читателей. Это цикл рассказов о насыщенной событиями жизни детворы — четырёх...

(См. далее...)

Архив событий:
КАЛЕНДАРЬ:
28 марта

Выдающиеся личности


 

Чешский педагог Я.А. Коменский (1592-1670)

Яна Амоса Коменского относят к корифеям педагогической науки - на том основании, что в центре его интересов стояла проблема переустройства школы. Как всякий крупный мыслитель, занимавшийся проблемами становления личности, Коменский, безусловно, является и ярким психологом. Его идеи предвосхитили многие достижения педагогической и психологической науки. Поэтому Коменскому по праву принадлежит почетное место в галерее мэтров мировой психологии



Я.А. Коменский

Этапы его жизни хорошо известны и документированы. При этом, однако, многие биографические подробности оказались утрачены для истории.

Наши предки ценили человека по его достижениям, отмечая лишь самые значительные вехи на его жизненном пути. «Добродетель развивается посредством дел, а не посредством болтовни», - писал сам Коменский. Последуем его завету и проследим впечатляющую череду его славных дел.

***

Ян Амос Коменский родился 28 марта 1592 года в Южной Моравии. Относительно места его рождения нет единой точки зрения из-за отсутствия документальных данных. Сам Коменский в разных местах своих сочинений называл себя то нивниченским, то венгеробродским мораванином. (Местечко Нивница находится на расстоянии часа ходьбы от города Угерский (Венгерский) Брод, неподалеку от тогдашней границы с Венгрией.)

Отец Коменского, Мартин Коменский, был довольно зажиточным человеком, принадлежал к религиозной общине чешских братьев, одной из многочисленных протестантских общин того времени, пользовался уважением сограждан и слыл большим знатоком Библии. Можно предположить, что Мартин Коменский прививал сыну любовь к знаниям и занимался его обучением дома, как это было принято в протестантских общинах.

Считается, что Я.-А. Коменский первоначально учился в братской школе в городе Угерский Брод. Однако закончить эту школу ему не удалось, так как в 1604 году умерли его отец, мать и две сестры. Из большой семьи остался только двенадцатилетний Ян Амос и его старшая сестра. Опекуны мало заботились об образовании сироты, и в течение нескольких лет Ян Амос учился урывками, живя то у тети в городе Стражнице, то у своих опекунов в Нивнице.

В 1608 году, когда ему было уже 16 лет, Коменский поступил в латинскую школу, по-видимому, в городе Пшерове. То, что Коменский поздно поступил в латинскую школу, имело и положительную сторону: он был достаточно взрослым и сознательным, чтобы понять всю порочность организации и методов обучения в ней, унаследованных ещё от средневековой школы. Недаром позднее он назвал свои школьные годы потерянным временем.

Этот личный отрицательный опыт в значительной степени и побудил его заняться разработкой вопросов, связанных с усовершенствованием методов школьной работы и содержания школьного образования. В латинской школе, где учился Коменский, юноши готовились, как правило, к проповеднической деятельности, одновременно изучая различные ремесла. В школе он проучился всего два года, с 1608 по 1610 год.

В 1611 году руководители общины чешских братьев направили Коменского для подготовки к проповеднической деятельности в университет. Протестантских священников для Чехии готовил богословский факультет Карлова университета в Праге, однако во главе факультета стояли религиозные противники чешских братьев, и для Коменского был выбран новый Гернборнский университет в Германии.

В университете на Коменского сильное влияние оказал молодой (всего на четыре года старше Коменского) профессор И.-Ф. Альштед, который был уже широко известным, энциклопедически образованным ученым. Под руководством Альштеда Коменский познакомился с произведениями многих мыслителей античности и эпохи Возрождения.

Летом 1613 года Коменский совершил путешествие по Северной Европе и в том же году записался в число слушателей Гейдельбергского университета, где проучился около года. Болезнь заставила его прекратить занятия, и в 1614 году больной, без денег Коменский пешком возвращается на родину, исполненный желания служить своему народу.

С этого времени начинается практическая педагогическая деятельность Коменского: в возрасте 22 лет он стал учителем той самой школы в горде Пшерове, где несколькими годами раньше учился сам.

В 1618-1621 годах Я.-А. Коменский был проповедником и одновременно учителем в другом чешском городке - Фульнеке. Здесь он много занимался самообразованием, внимательно изучал произведения гуманистов эпохи Возрождения, таких, как Т. Мор, Т. Кампанелла, Л. Вивес.

Большие изменения ввел Коменский в организацию школьной работы. Молодой учитель стремился усовершенствовать процесс обучения, сделать его привлекательным для детей, возбуждающим у них интерес к знаниям. Поэтому он нарушал все каноны тогдашней школьной жизни: широко использовал наглядность, водил учеников на прогулки, знакомил их с реальной жизнью.

Мирная жизнь чешского народа была нарушена 30-летней войной, в ходе которой Чехия потеряла самостоятельность.

Чешские протестанты, в том числе и Коменский, преследуемые католиками, в течение ряда лет вынуждены были скрываться в горах, пользуясь покровительством отдельных князей.

Именно в эти годы Я.-А. Коменский начал создавать свой замечательный труд - «Дидактику», то есть общую теорию обучения. В тяжелый период потери чешским народом национальной независимости Коменский хотел помочь своей родине путём улучшения дела воспитания и обучения молодежи, сохранить культурное наследие, оставленное предками. Поэтому труд Коменского пользовался поддержкой чешских братьев, членов общины.

В 1628 году по указу германского императора все чехи-протестанты были изгнаны за пределы родины. Часть их, в том числе и Коменский, переселились в польский город Лешно. Здесь он прожил с перерывами 28 лет, создав ряд замечательных педагогических произведений, слава о которых разошлась по всему миру.

В Лешно был закончен труд по дидактике, написанный первоначально по-чешски, а потом переработанный и переведенный на латинский язык, международный язык науки того времени. Кроме этой книги, получившей название «Великая дидактика», в Лешно Коменским была написана первая в мире книга для родителей «Материнская школа» - о воспитании детей в семье, а также составлен целый ряд учебников - «Открытая дверь языков», «Физика», «Астрономия».

Первая книга была учебником латинского языка, который от всех предшествующих отличался тем, что вместо обычных парадигм склонений и спряжений, правил и исключений здесь давалось описание реальной действительности. Обучение же языку сопровождалось сообщением различного рода знаний.

В этом учебнике Коменский первым из педагогов проявил заботу о том, чтобы дети одновременно познавали слова и вещи. Ни один из школьных учебников ни до, ни после Коменского не получил такого всеобщего признания и столь широкого распространения, как «Открытая дверь языков», переиздававшаяся во многих странах Европы и Азии.

В Лешно Коменский увлеченно работал над другой интересной и принципиально новой идеей создания пансофии - своеобразной энциклопедии о реальном мире в сочетании с основами христианского вероучения. Интерес к проблеме пансофии был так велик, что группа английских ученых и общественных деятелей решила создать международную комиссию для сведения воедино всех достижений науки и техники. Во главе комиссии должен был стоять сам Коменский.

Начавшаяся в Англии буржуазная революция помешала реализовать этот замысел, и Коменский принял поручение шведского правительства разработать новую методику обучения латинскому языку и соответствующие учебники. В результате явился труд «Новейший метод языков», в котором Коменский применил к конкретной методике свои общепедагогические принципы и попытался обосновать три важнейших положения: параллельное изучение вещей и слов, соблюдение строгой последовательности и постепенности в обучении, переход от лёгкого к трудному.

В это время Коменский уже пользовался европейской известностью.

В 1650 году его пригласили для усовершенствования школьного дела в Венгрию, где он пытался реализовать свою идею создания школы нового типа: она должна была иметь семь последовательных классов со своими комнатами, учителями и учебниками. В каждом классе планировалось 1200 часов учебных занятий в год, предусматривалось время для игр, выходные дни и каникулы.

Хотя Коменскому и не удалось создать семиклассную школу полностью (были открыты только первые три класса), можно признать, что он разработал модель школы, которая в модифицированном виде сохранилась до настоящего времени.

Здесь же, в Венгрии, Коменский окончил свой замечательный труд «Мир чувственных вещей в картинках», который произвёл подлинную революцию в учебном деле: это был первый в истории человечества учебник, в котором иллюстрации использовались в качестве дидактического средства, облегчающего усвоение учебного материала. Этот учебник выдержал бессчётное число изданий на всевозможных языках, а переработанные варианты его использовались в европейских школах вплоть до конца XIX века.

Венгерский период жизни и творчества Коменского был весьма продуктивным. За четыре года (1650-1654) он, кроме «Мира чувственных вещей в картинках», написал ряд небольших педагогических работ, посвящённых организации школы и методам обучения в широком смысле слова.

Стремясь пробудить в детях интерес к занятиям, Коменский широко использовал метод драматизации учебного материала. Так на основе учебника «Открытая дверь языков» он написал восемь школьных пьес, составивших одну широко известную книгу - «Школа-игра».

В 1654 году Коменский, являвшийся главой лешненской общины чешских братьев, вернулся в Лешно. Однако в ходе начавшейся войны между Польшей и Швецией город был разрушен, погибли все рукописи Коменского, всё его имущество, а сам он нашел пристанище в Амстердаме.

Здесь его приняли с большим почетом, как знаменитого педагога, автора замечательных учебников и методических трудов. В Амстердам Коменский приехал в августе 1656 года, а в 1657 году по решению сената было издано собрание его дидактических трудов в четырех частях.

Выход в свет собрания дидактических сочинений Коменского явился эпохальным событием в истории педагогики.

В Амстердаме Коменский много работал над завершением своего капитального труда, начатого еще в 1644 году и названного «Всеобщим советом об исправлении дел человеческих».

В этой работе Коменский сделал попытку наметить план реформ человеческого общества, причём особо большую роль он отводил воспитанию и образованию.

Первые части этого труда («Панегерсия» - всеобщее пробуждение и «Панавгия» - всеобщее озарение) были изданы в Амстердаме в 1662 году, рукописи же остальных пяти частей были утеряны и найдены только в 30-х годах XX века в Германии. Весь же огромный труд, объемом около полутора тысяч страниц крупного формата, увидел впервые свет в 1966 году в Чехословакии.

Последние годы своей жизни Коменский посвятил борьбе за мир, призывал при урегулировании возникающих между народами конфликтов руководствоваться принципами доброй воли и не применять силу.

15 ноября 1670 года Коменский умер в Амстердаме, вдали от родины.


Российское образование

Последние публикации:

3 апреля 2020

Святейший Патриарх Кирилл:

Призываю усилить молитву ко Господу... Патриаршее послание Преосвященным архипастырям, священнослужителям, монашествующим и мирянам

... призываю архиереев, духовенство, монашествующих и мирян усилить молитву ко Господу об ограждении людей от вредоносного поветрия, а архипастырей и пастырей — продолжать ревностно совершать богослужения и особенно Божественную...

(См. далее...)

1 апреля 2020

Митрополит Антоний (Паканич):

Как быть, если устал от страхов, болезней и катаклизмов

...значит, все бушующие вокруг нас страсти и стихии только пугают и кажутся страшными и серьёзными, на самом деле при первом же приближении они вдребезги разбиваются о ступни Его ног. Так что не стоит спешить разорвать земные оковы, важно здесь научиться жить с Богом в радости, мире, полном доверии...

(См. далее...)

25 марта 2020

Митрополит Лимассольский Афанасий:

Чему нас учит пандемия. Из беседы с прихожанами

...Пандемия учит нас нашей слабости. Учит нас суетности вещей человеческих. Учит нас тому, что всё, что мы видим вокруг, преходяще. Нам стоит понять, что главным нашим устремлением должно стать Царствие Божие...

(См. далее...)

22 марта 2020

Протоиерей Андрей Ткачёв:

Радость оная...

...Очевидно, что тогдашнее веселье было неким эталоном для многих будущих веселий. Та радость стала навеки образцом всякой чистой христианской радости. В ней есть место страху, потому что искуплен Кровью Христа не кто-то, а я. И не абстрактные грехи ближних, а конкретные грехи мои смыты этой Кровью...

(См. далее...)

Знаменательные даты:
Анонсы
Фотоальбомы

22 июня 2018

Родная земля. Дорогами паломников: Кострома - Нерехта - Плёс

Фотоальбом по материалам паломнической поездки московских педагогов в Кострому 22-24 июня 2018 года.

(См. далее...)

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Рейтинг@Mail.ru

Вера и Время    2020