В VIII столетии император Лев Исавриец воздвиг жестокое гонение на святые иконы, которое продолжалось при сыне его и внуке.
В 787 году против этой ереси царица Ирина созвала Седьмой Вселенский Собор в городе Никее, на который явились 367 епископов, среди них были те, кто представляли восточную часть церкви, а также легаты Папы Римского.
Открытие Собора было назначено в Константинополе на 7 августа 786 года.
Приехавшие в столицу епископы-иконоборцы еще до открытия Собора начали вести переговоры в гарнизоне, стараясь заручиться поддержкой воинов. 6 августа перед храмом Святой Софии прошел митинг с требованием не допустить открытия Собора. Несмотря на это, Ирина не стала изменять назначенной даты, и 7 августа Собор был открыт. Когда начали зачитывать святые писания, в храм ворвались вооруженные воины, сторонники иконоборцев.
Епископам, поддерживающим Ирину, ничего не оставалось, как разойтись.
Пережив неудачу, Ирина приступила к подготовке созыва нового Собора. Ирина не решилась вновь проводить его в столице, а выбрала для этой цели отдаленную Никею в Малой Азии, в которой в 325 году состоялся Первый Вселенский собор.
Императрица Ирина лично не присутствовала в Никее, ее представлял комит Петрона и начальник штаба Иоанн. Собор провел 8 заседаний, только последнее из которых состоялось 23 октября 787 года в Константинополе в присутствии Ирины и императора, ее сына. Собор начал свою работу с принятия решения в отношении епископов-иконоборцев, многих из которых разрешили допустить к участию в работе Собора, приняв их публичное раскаяние. И лишь на четвертом заседании — по предложению папских легатов, в храм, где заседал Собор, была принесена икона.
По итогам работы был принят орос Собора, восстановивший почитание икон и разрешивший употреблять в церквах и домах иконы Господа Иисуса Христа, Божией Матери, ангелов и святых.
После закрытия Собора епископы были распущены по своим епархиям с дарами от Ирины. Императрица приказала изготовить и поместить над воротами Халкопратии образ Иисуса Христа взамен уничтоженного 60 лет назад при императоре Льве III Исавре. К образу была сделана надпись:
«[образ], который некогда низверг повелитель Лев, вновь установила здесь Ирина».
Решения этого собора вызвали возмущения у франкского короля Карла Великого (будущего императора), и в 792 году он послал Папе список из 85 ошибок, которые были допущены на этом соборе. Карл считал одобрение византийской формулы о том, что «Святой Дух исходит от Отца» — главнейшим «грехом», и настаивал на прибавлении слов: «и от Сына» (filioque). Этим был продолжен старый догматический спор между восточной и западной Церквами.
Богословские споры о филиокве были частью широких противоречий между Западом и Востоком.
|