Рейтинг@Mail.ru На главную Библиотека Фотогалерея Контакты Лица О проекте Поиск      В е р а    и    В р е м я
Религиозные ценности и современная система образования
Основные разделы:
Аннотация:

Дни памяти: Май 8 (21), Июнь 30 (13 июля) (12 апостолов), Сентябрь 26 (9 октября) (Преставление)

События по теме:
Архив событий:
КАЛЕНДАРЬ:
21 мая

Святые


 

Апостол и евангелист Иоанн Богослов (98-117)

Дни памяти: Май 8 (21), Июнь 30 (13 июля) (12 апостолов), Сентябрь 26 (9 октября) (Преставление)



Апостол Иоанн Богослов

Святой апостол и Евангелист Иоанн Богослов занимает особое место в ряду избранных учеников Христа Спасителя. Нередко в иконографии апостол Иоанн изображается кротким, величественным и духоносным старцем, с чертами девственной нежности, с печатью полного спокойствия на челе и глубоким взором созерцателя неизреченных откровений.

Другая главная особенность духовного облика апостола открывается через его учение о любви, за которое ему по преимуществу усвоено наименование Апостола любви.

Действительно, любовью пронизаны все его писания, основная мысль которых сводится к понятию, что Бог в Своем существе есть Любовь (1 Ин. 4, 8). В них он останавливается преимущественно на проявлениях неизреченной любви Бога к миру и человеку, на любви своего Божественного Учителя. Он постоянно увещевает учеников к взаимной любви.

Служение Любви - весь жизненный путь апостола Иоанна Богослова.

Ему были свойственны спокойствие и глубина созерцания в сочетании с горячей верностью, нежная и безграничная любовь с пылкостью и даже некоторой резкостью.

Из кратких указаний Евангелистов видно, что он обладал в высшей степени пылкой натурой, сердечные порывы его иногда доходили до такой бурной ревности, что Иисус Христос вынужден был умерять их, как несогласные с духом нового учения (Мк. 9, 38 - 40; Лк. 9; 49 - 50: Лк. 9, 54 - 56). Он назвал апостола Иоанна и его родного брата Иакова «сынами грома» (Воанергес).

В то же время Иоанн Богослов обнаруживает редкую скромность и, несмотря на свое особенное положение среди апостолов как ученика, которого любил Иисус, он не выделялся из ряда других учеников Спасителя.

Отличительными чертами его характера были наблюдательность и восприимчивость к событиям, проникнутые тонким чувством послушания воле Божией. Полученные извне впечатления редко обнаруживались в его слове или действии, но сильно и глубоко проникали во внутреннюю жизнь святого Апостола.

Всегда чуткий к другим, он болезновал сердцем о погибающих.

Апостол Иоанн с благоговейным трепетом внимал Богодухновенному учению своего Учителя, исполненному благодати и истины, в чистой и возвышенной любви созерцая Славу Сына Божия. Ни одна черта из земной жизни Христа Спасителя не ускользнула от проницательного взора апостола Иоанна, ни одно событие не прошло, не оставив глубокого следа в его памяти, поэтому в нём сосредоточились вся полнота и целостность человеческой личности.

Такой же целостностью обладали и мысли апостола Иоанна Богослова. Для него не существовало раздвоенности. По его убеждению, где нет полной преданности, там нет ничего.

Избрав путь служения Христу, он до конца жизни совершал его с полнотой и безраздельной последовательностью.

Апостол Иоанн говорит о всецелой преданности Христу, о полноте жизни в Нём, поэтому и грех рассматривается им не как слабость и повреждённость человеческой природы, а как зло, как отрицательное начало, совершенно противоположное добру (Ин. 8, 34; 1 Ин. 3, 4; 1 Ин. 3, 8 - 9). По его воззрению, можно принадлежать или Христу или дьяволу, среднего, неопределённого состояния быть не может (1 Ин. 2, 22; 1 Ин. 14, 3).

Поэтому он сам служил Господу с безраздельной любовью и самоотверженностью, отвергая всё, что принадлежит исконному врагу человека, врагу истины и родоначальнику лжи (1 Ин. 2, 21 - 22).

Чем сильнее Иоанн Богослов любит Христа, тем сильнее ненавидит антихриста; чем больше он любит истину, тем больше ненавидит ложь, - свет исключает тьму (Ин. 8, 12; Ин. 12, 35 - 36). Этим проявлением внутреннего огня любви он свидетельствовал с особой силой духа о Божестве Иисуса Христа (Ин. 1, 1 - 18; 1 Ин. 5, 1 - 12).

Апостолу Иоанну было определено выразить последнее слово Божественного Откровения, вводящего в сокровеннейшие тайны внутренней Божественной жизни, ведомые только вечному Слову Божию, Единородному Сыну.

Истина отображена в его уме и слове, потому что он чувствует и постигает её сердцем. Он созерцает вечную Истину и как видит, так и передает своим возлюбленным чадам. Апостол Иоанн просто утверждает или отрицает и всегда говорит с абсолютной точностью (1 Ин. 1, 1). Он слышит голос Господа, открывающего ему то, что Сам Он слышит от Отца.

Богословие апостола Иоанна уничтожает границу между настоящим и будущим. Наблюдая настоящее, временное, он не останавливается на нём, а переносит свой взор к вечному в прошедшем и к вечному в будущем. Поэтому он, призывая к святости жизни, торжественно провозглашает, что «всякий, рожденный от Бога не согрешит» (1 Ин. 5, 18; 1 Ин. 3,9). В общении с Богом истинный христианин причастен жизни Божественной, поэтому будущее человечества совершается уже на земле.

В изложении и раскрытии учения о Домостроительстве спасения Апостол Иоанн Богослов переходит в область вечно настоящего, в котором Небо сошло на землю и обновлённая земля освещается Светом Небесной Славы.

Так галилейский рыбак, сын Зеведея, стал Богословом, возвестившим через Откровение тайну миробытия и судьбы человечества.

Празднование 8 (21) мая святому апостолу Иоанну Богослову установлено Церковью в воспоминание ежегодного исхождения в этот, день на месте его погребения тончайшего розового праха, который собирали верующие для исцелений от различных болезней.



Православный календарь

Последние публикации:
Успение Пресвятой Богородицы

15 августа 2018

Протоиерей Максим Козлов:

Три вехи Успенского поста

...Последний этап истории созидания Богом нашего спасения — восхождение на Небо первой до конца обоженной человеческой личности. Божия Матерь в силу особого избрания, в силу того, что Она была вершинным плодом всего человеческого рода, переживает смерть совершенно особенно...

(См. далее...)

7 августа 2018

Гаврилова Ольга Владимировна:

Нежная Белая Русь. Рассказ о поездке

...Паломничество – это тяжёлый труд, преодолеваешь себя, свои немощи и нестроения души, смиряешься. Поэтому и благодати много Господь давал. С радостью неизреченной возвращаемся...

(См. далее...)

3 августа 2018

Святейший Патриарх Кирилл:

«Православные духовно-нравственные ценности в значительной степени сформировали национальные черты характера нашего человека». Слово в день празднования 1030-летия Руси у памятника св. князю Владимиру в Москве

...Культура и просвещение самым непосредственным и тесным образом связаны с приобщением наших предков к христианской традиции. Крещение в водах...

(См. далее...)

26 июля 2018

Святейший Патриарх Кирилл:

Чтобы возродилась сила духа нашего народа… Проповедь в Преображенском соборе подмосковной Каширы

...Для того чтобы мысль была единой, должен быть единым дух, — эту заповедь апостола должны усвоить все: и руководители страны, и те, кто считает себя лидерами общественного мнения, кто пытается учить народ, как ему нужно жить. А если эту основополагающую...

(См. далее...)

Знаменательные даты:
Александр Александрович Алябьев

15 августа

Русский композитор А.А. Алябьев (1787-1851)

Александр Александрович Алябьев (15.08.1787 - 06.03.1851) - русский композитор. Наибольшую популярность приобрел как автор вокальных произведений, в том числе знаменитого «Соловья». Родился в семье тобольского губернатора 4 (15) августа 1787 года, с 1804 года жил в Москве. Получил хорошее...

(См. далее...)

Анонсы
Фотоальбомы

22 июня 2018

Родная земля. Дорогами паломников: Кострома - Нерехта - Плёс

Фотоальбом по материалам паломнической поездки московских педагогов в Кострому 22-24 июня 2018 года.

(См. далее...)

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Рейтинг@Mail.ru

Вера и Время    2018