Юрий Александрович Завадский – русский режиссёр, актёр. Народный артист СССР, Лауреат Государственных премий СССР, Герой Социалистического Труда.
Родился 13 июля 1894 года в дворянской семье.
Учился в Московском университете.
В 1915 году поступил в Студию Е.Б. Вахтангова, где был сначала художником, затем актёром и режиссёром.
В 1924-1931 гг. — актёр МХАТа.
В 1924 году основал студию, реорганизованную в 1927 году в Театр-студию под руководством Завадского.
В 1932-1935 гг. — художественный руководитель театра Красной Армии, а в 1936 — 1940 гг. — Ростовского театра имени Горького.
С 1940 года — главный режиссёр Московского театра имени Моссовета.
Завадский вёл большую педагогическую работу в ГИТИСе (с 1940). С 1947 — он его профессор.
Создав первые роли — Антония («Чудо святого Антония» Метерлинка, 1916) и Калафа («Принцесса Турандот» Гоцци, 1922) вместе с Вахтанговым, Завадский воспринял от него стремление к изящной театральной форме, праздничности, лёгкости сценического представления.
Работа под руководством Станиславского во МХАТе над ролями Чацкого («Принцесса Турандот», 1925), Графа Альмавивы («Женитьба Фигаро», 1927), Трубецкого («Николай I и декабристы», 1926) открыла перед Завадским неисчерпаемые возможности, определила стремление к глубокому анализу душевной жизни человека.
Искусство Завадского достигло зрелости к середине 30-х годов, когда выявились лучшие черты его творчества — лиризм, рождающийся в результате проникновенного раскрытия характеров современников, оптимизм восприятия жизни. Героическое, великое раскрывалось им как задушевное, органически присущее каждому человеку в спектаклях «Мстислав Удалой» (1932), «Гибель эскадры» (1934), поставленных им в ЦТКА;
«Машенька» (1941), «Нашествие» (1943), «Встреча в темноте» Кнорре (1944), «Браденбургские ворота» Светлова (1946), поставленных в театре имени Моссовета.
Завадский вписал яркую страницу в сценическую историю комедий Гольдони («Трактирщица» (1940) и «Забавный случай» (1942)) и Шекспира («Укрощение строптивой» (1938) и «Виндзорские насмешницы» (1957)), утверждая при постановке этих спектаклей принцип контрастного сочетания драматизма и комедийности, психологической правды и откровенной театральной игры.
Опытный режиссёр-педагог, Завадский воспитал ряд выдающихся актеров — В. Марецкую, Н. Мордвинова, О. Абдулова, Р. Плятта и других, создал актёрскую школу, особенностями которой являются лёгкость перевоплощения, широкий диапазон творчества — от остродраматических трагедийных ролей до фарсовых, буффонных.
Увлекаясь живописью, Завадский всегда уделял большое внимание внешнему облику спектакля, являясь сторонником поэтического, изящного образа постановки.
Среди лучших спектаклей, поставленных Завадским во 2-ой половине 50-х — начале 60-х годов: «Дали неоглядные» (1957) и «Летом небо высокое» (1960), «Битва в пути»(1958), «Антей»(1961).
В 1959 году театр имени Моссовета переезжает в современное здание в саду «Аквариум» и вскоре Завадский выпускает спектакль, получивший Государственную премию — «Маскарад» М. Лермонтова.
Здесь же вышел и, ставший знаменитым, спектакль «Шторм» (1967). В этой постановке режиссёр сам выходил в прологе на сцену, чтобы погрузить зрителей в атмосферу дальних грозовых лет.
Новый взлёт искусства Завадского был связан с выпуском спектакля «Петербургские сновидения» (по роману Ф. Достоевского «Преступление и наказание») (1969). Это была практически «лебединая песня» великого мастера.
За выдающиеся заслуги в развитии театрального искусства Завадскому в 1973 году присвоили звание Героя Социалистического труда, а 22 февраля 1977 года он в последний раз выступает перед труппой театра.
Скончался Юрий Александрович Завадский 5 апреля 1977 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище.
|