Рейтинг@Mail.ru На главную Библиотека Фотогалерея Контакты Лица О проекте Поиск      В е р а    и    В р е м я
Религиозные ценности и современная система образования
Основные разделы:
Сообщения по теме:
Святитель Иоанн Златоуст толкует Павловы Послания

8 февраля 2019

Священник Иоанн Валентин Истрати. Один день в мире святого Иоанна Златоуста

...какая колоссальная разница в стиле жизни, какая пропасть лежит между нашим и святых отцов способом существования?! Сколько шума по пустякам здесь, в XXI веке, какой вопль земли...

(См. далее...)

30 января 2019

Антоний Великий об умных людях и умных душах

...Истинно умная душа, смотря на счастье злых и благоденствие недостойных, не возмущается, помышляя об их наслаждениях в сей жизни, как это бывает с людьми безрассудными, ибо такая душа ясно знает и непостоянство...

(См. далее...)

Архив событий:
Сообщения:
10 октября 2010

Святыни и святые


 

Тамбовский чудотворец Святитель Питирим и Спасо-Преображенский кафедральный собор



Тамбовский чудотворец Святитель Питирим и Спасо-Преображенский кафедральный собор

 

История города Тамбова и его главной святыни Спасо-Преображенского кафедрального собора берёт начало, по словам «Древнего Тамбовского летописца», с Светлого праздника Христова Воскресения 1636 года. «По указу Богом избранного… великого государя, царя Михаила Феодоровича всея Руси самодержца, в 24-е лето благочестивые державы его, по совету и благословению… отца его богомольца, великого государя, Святейшего Филарета Никитича, патриарха Московского и всея России, в 18 лето патриаршества его. Обложен город Тамбов на реке Цне на левой стороне, на устье речки Студенца, апреля в 17 день в самый день Живоносного Христа Воскресенья, в память преподобного отца Зосимы Соловецкого, соборная церковь обложена того же года… августа в 6 день, на самый праздник Боголепного Христова Преображения Господня…». В 1637 году был «город Тамбов совершен… октября в 1-й день» и освящён на праздник Покрова Пресвятой Богородицы.

С открытием в 1682 году Тамбовской епархии Спасо-Преображенский собор становится кафедральным. В марте 1686 года в Тамбов приехал Святитель Питирим, который на сороковом году жизни в феврале 1685 года в Успенском соборе Московского кремля Патриархом Иоакимом (1620-1690гг.) был рукоположен во епископа с назначением на Тамбовскую кафедру.

Епископ Питирим (в миру Прокопий) родился 27 февраля 1645 городе в Вязьме. К тридцати двум годам он прошёл путь от послушника до архимандрита Вяземского Иоанно-Предтеченского монастыря.

Ко времени приезда святителя Питирима в Тамбов край был населён языческой мордвой и мещерой, татарами-мусульманами, ссыльными и беглыми преступниками. Русское население в основном состояло из казаков и тяглых крестьян, которые в это время начали осваивать Тамбовскую землю.

Несомненно, святитель был удручён состоянием вверенной его попечениям епархии, она была скудна храмами, бедна церковной утварью и остро нуждалась в пастырях. Да и православная паства была малочисленной и составляла меньшую часть населения. Однако бедность обстановки нисколько не стесняла епископа, нищета церковного быта восполнялась его внутренним духовным богатством.

Доброжелательный архипастырь быстро заслужил уважение всей своей паствы. Личными беседами и проповедями он приобщал к Православию старообрядцев и язычников, воскресные и праздничные богослужения совершал сам, а в будничных службах учил пению и чтению, привлекая людей к храму. В Тамбове благодаря святителю Питириму появилась традиция проведения крестных ходов по городу. Известно, что по приезде в Тамбов святитель совершил крестный ход вокруг города-крепости. Над воротами города святитель Питирим поместил иконы, среди которых наибольшую известность получила написанная им Ильинско-Черниговская икона Божьей Матери, которую он поместил на западных вратах Тамбова. Эта икона особо прославилась своими чудотворениями в XIX веке и была названа Тамбовской иконой Божьей Матери.

Постепенно экономическое благосостояние Тамбовской епархии улучшалось и у епископа Питирима появлялись возможности для развития миссионерства и храмового строительства.

Одной из первых церквей, построенных по храмозданной грамоте св.Питирима, стала Предтеченская в Пяшкильской слободе (с Донское). Как священную реликвию хранил Предтеченский храм до конца XIX столетия деревянный крест, исполненный руками святителя Питирима и подаренный храму в мае 1687 года.

К концу XVII века число приходских храмов значительно возросло, они находились в селах Вихляйка, Дубровка, Ишеево, Русское, Ачадово, Вярвиль, Селищи, Кириллово, Веденяпино, Пахотный Угол, Романове, Добры, Ширингуши, Перкино, Алгасово, Пичаево, Горелое, Бокино, Лысые Горы.

Много внимания святитель Питирим уделял и устройству монастырей. Как известно монастыри сыграли немалую роль в колонизации Верхоценской волости и значительно способствовали расширению масштабов христианизации народов, населяющих Тамбовский край. С помощью монастырей, опираясь на самые крупные из них и создавая новые, епископ Питирим укреплял в Тамбовском крае позиции Православной Церкви. Монастыри активно помогали епископу развивать еще молодую Тамбовскую епархию.

В семи верстах от Тамбова епископ Питирим основал Предтеченский монастырь, ставший тихим приютом тамбовского подвижника, любившего монашеское уединение и молитву. По древнему преданию, у монастыря в Трегуляевском лесу епископ Питирим вырыл колодец, вода которого обладала целительными свойствами.

Заботами архипастыря в Тамбове расширились владения Казанского мужского монастыря. Его трудами обустроен Вознесенский женский монастырь, настоятельницей которого была родная сестра св. Питирима - Екатерина.

Умелой хозяйственной распорядительностью епископ Питирим укреплял и благоустраивал Тамбовскую епархию. В результате упорных просьб епархии были переданы Рождественский и Матвеев монастыри, Сергиева и Вышенская пустыни. Обстоятельства обратили внимание св. Питирима на Николаевский Черниев монастырь, основанный донским казачеством в XVI веке. Монастырь имел прочные связи с Москвой, его исключительное положение чрезвычайно усложняло жизнь насельников из-за враждебной зависти соседей. По настойчивому прошению епископа Питирима Черниев монастырь был навечно приписан к Тамбову. С этого времени над монастырем исчезла казачья опека, а рачительный хозяин учёл все монастырское имущество с немалыми покосами и богатыми лесными угодьями.

Главным делом жизни в Тамбове святителя Питирима стало возведение величественного кафедрального Спасо-Преображенского собора, заложенного им в камне в 1694 году. В течение лета были устроены фундаменты и подняты стены с подкупольными столбами на 20 аршин в вышину. Внутреннее расположение и фасад собора были составлены применительно плану и фасаду кафедрального Рязанского собора. Новый собор стал любимым детищем св. Питирима, он ревностно следил за строительными работами, был и архитектором, и строителем, и рабочим. Поднимавшийся в высь Преображенский собор становился сердцем Тамбовской земли и символом укрепившей свои позиции Русской Православной Церкви на территории, совсем недавно называвшейся Диким полем. Одновременно строящийся собор свидетельствовал и о возрастающем престиже Тамбовской епархии. После десятилетия самоотверженных трудов по управлению епархией архипастырь тяжело заболел, и строительство собора надолго прекратилось.

Тамбовская паства скорбела о своем епископе и искренне возносила молитвы пред иконой Казанской Божией Матери о возвращении его к активной жизни. Тамбовская летопись повествует о том, что 6 декабря 1695 года к скорби паствы присоединился плачь Царицы Небесной - от очей иконы Казанской Богородицы явились слезы, текущие до пелены. О молитвам Божьей Матери поднявшись с одра болезни, епископ Питирим продолжил строительство собора и изменил его план, сделав собор двухэтажным, отделал южный придел, освятив его во имя Николая Чудотворца и подготовив его для своего погребения.

Тамбовский архипастырь отошёл к Господу 28 июля (10 августа нового стиля) 1698 года в день памяти почитаемой им иконы Смоленской Божией Матери. «Истинный основатель Тамбовской церкви и возлег в основу перваго ея храма, чтобы сообщить ей полную крепость и силу», - отмечал один из жизнеописателей Святителя. Над местом его упокоения была установлена резная гробница, золотой вязью на ней были означены важнейшие даты жизни епископа Питирима, на боковой стороне – строки: «Не забывайте мя, егда молитеся Господу».

Постепенно гробница тамбовского архипастыря стала местом благоговейного почитания. Сюда, в Спасо-Преображенский собор, стекались многие паломники не только из окрестных сел и городов Тамбовского края, но и из соседних епархий. При гробнице Святителя Питирима сложилась традиция, когда люди перед началом какого-либо дела приходили в собор, заказывали заупокойные панихиды о епископе Питириме и просили его о помощи в добром деле или нужде. В кафедральном соборе многие десятилетия велись специальные книги, в которые записывались чудесные исцеления людей, происходившие после совершения молитв у гробницы Святителя. При Тамбовском епископе Феофане Затворнике Вышенском (1859-1863) в день памяти Святителя Питирима в ограде собора освящалась трапеза для его почитателей.

Только через 90 лет после закладки Спасо-Преображенский собор был полностью достроен. Отделка интерьера верхнего храма завершилась в 1801 году. В 1812 году перед собором была воздвигнута 4-х ярусная колокольня, разрушенная в советское время. После канонизации прп. Серафима Саровского, которая прошла в Тамбовской епархии в 1903 году, жители Тамбовского края стали ожидать канонизации и святителя Питирима. Известно, что и прп. Серафим почитал святителя Питирима и благословлял всех, кто собирался в Тамбов поклониться Тамбовскому святителю.

Немалую роль в канонизации св. Питирима сыграл архиепископ Кирилл (Смирнов, 1863-1937), ныне прославленный как священномученик. В 1910-1918 гг. архиепископ Кирилл возглавлял Тамбовскую епархию.

27 июля 1912 года Святейшим Синодом была образована комиссия по освидетельствованию мощей святителя Питирима под председательством архиепископа Тамбовского и Шацкого Кирилла (Смирнова) по исследованию чудес, совершаемых у гробницы Святителя Питирима. 14 января 1913 года на основании тщательно проведённых исследований комиссия представила протоколы своих заседаний Святейшему Синоду.

13 июня 1913 года доклад Святейшего Синода «о признании в лике Святых почившего Питирима, епископа Тамбовского, и о торжественном прославлении Святителя 28 июля 1914 г. – в день памяти его, о составлении ему особой службы, и об объявлении об сем во всенародное известие от Святейшего Синода» был представлен на Высочайшее благоусмотрение. На представленном докладе 28 июня 1913 года Его Императорское Величество Николай II собственноручно начертал: «Согласен. Прочел с чувством истинной радости и умиления».

К этому времени Спасо-Преображенский кафедральный собор был капитально отремонтирован. В нижнем храме, где почивали мощи святителя Питирима, стены и потолки были отделаны под мрамор, так что в вечернее время зажжённые свечи и лампады красиво отражались в окнах и стенах. Верхний Преображенский храм был богато расписан итальянскими мастерами. Снаружи собора также были произведены большие работы. Площадь перед собором покрыта асфальтом. В северо-восточной стороне построена открытая шатровая церковь для паломников, которых не мог вместить собор. В сотнях саженей от собора, над колодцем святителя Питирима, была сооружена богатая металлическая часовня с золотым верхом и крестом. Над колодцем в большой резервуар наливалась вода, которая по трубам, имевшим множество кранов, шла к богомольцам. К колодцу вела широкая мраморная лестница.

25 и 26 июля 1914 года начались «торжества по случаю прославления Святителя Питирима и изнесения из земли честных его мощей». В эти дни из всех уездов Тамбовской губернии стали прибывать многочисленные крестные ходы в город Тамбов на Соборную площадь, где при общенародном пении совершались панихиды по Святителю Питириму.

27 июля 1914 года перед всенощным бдением в Спасо-Преображенском кафедральном соборе мощи Святителя, более двух веков почивавшие в соборе, были изнесены на середину храма для всенародного поклонения.

28 июля (10 августа – н. ст.) 1914 года во всех храмах Тамбова совершались торжественные богослужения с целодневным колокольным звоном. Крестным ходом мощи Святителя Питирима были обнесены вокруг Преображенского собора и поставлены в нижнем храме у южной стены, рядом с Никольским приделом, некогда возведенным трудами Святителя. Высокую торжественность в дни канонизации создавало пение сводного хора духовенства Тамбовской епархии. В верхнем храме собора был освящён престол в честь святителя Питирима. В торжествах приняло участие до 50 тысяч человек. За время торжеств было отмечено несколько случаев исцелений у раки святителя и на его колодце.

Вскоре после торжеств над мощами святителя Питирима была сооружена мраморная сень с золотым верхом, по углам которой изображены Ангелы со скрещенными рипидами, куда перенесены святые мощи святителя Питирима.

После Октябрьской революции мощи святителя Питирима находились в запасниках Тамбовского областного краеведческого музея, расположенного в Преображенском кафедральном соборе.

В год 1000-летия Крещения Руси накануне празднования юбилея в Тамбове по ходатайству архиепископа Евгения (Ждана, 1942-2002) мощи святителя Питирима были переданы Русской Православной Церкви. Святые мощи и сохранившийся гроб до 1993 года находились в Покровском соборе. В 1993 году мощи святителя Питирима были перенесены Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II в Спасо-Преображенский собор, который вновь был возвращён Тамбовской епархии.

Здесь, у мощей святителя Питирима, явившегося для Тамбовской земли «воистину неоскудной врачебницей», и сегодня можно приложиться к честной ризе святителя, которая, как свидетельствуют строки из акафиста св. Питириму, «на недужные полагаема, дарует исцеления» всем немощным и скорбящим людям.

 

Русская церковная история богата подвижниками, которые оставляли о себе добрую память. Святость их жизни исходила из безграничной любви к Богу, своему Отечеству и народу, а также из стремления поделиться с людьми животворной мудростью и жизненным опытом. Таким святым подвижником являлся и святитель Питирим, имя которого сохранилось в памяти многих поколений верующих людей.

 

По материалам сайта Тамбовской епархии.


Вера и Время

Последние публикации:

16 февраля 2019

Архимандрит Андрей (Конанос):

Я лучше других?

...цель любого дара, какой бы он у тебя ни был в жизни, – это единство. Чтобы ты общался с другими, связал себя с другими. Святой апостол Павел говорит, что мы – одно тело, мы все – члены друг для друга...

(См. далее...)

15 февраля 2019

Протоиерей Андрей Ткачёв:

«Видеста очи мои…»

...Мало сказал Симеон, но вся будущая история мира нашла отображение в его словах. Он предсказал, что Христос просветит язычников; что в Израиле, для которого Он – слава, Ему предстоит стать «предметом пререкания». Из-за Него многие падут и многие поднимутся. Слова эти вряд ли можно было понять заранее, но последующая история оправдала...

(См. далее...)

14 февраля 2019

Святейший Патриарх Кирилл:

«Встреча с Господом должна коренным образом изменить нашу жизнь». Обращение по случаю празднования Дня православной молодёжи

...Согретые любовью Христовой, мы призваны являть эту любовь другим людям, призваны творить дела милосердия. Это под силу каждому — напитать алчущего, помочь нуждающемуся, сказать слово ободрения унывающему, утешить плачущего,...

(См. далее...)

12 февраля 2019

Протоиерей Андрей Ткачёв:

Три святителя: организатор, молитвенник, проповедник

...У Церкви во все эпохи должны быть и организаторы, и пламенные ораторы, и тихие созерцатели. Горе Церкви и народу Божиему, если кого-то из этих трёх нет у неё в одну из эпох. Трижды горе Церкви, если никого нет! Тогда за привычной и благообразной наружностью усиливаются и умножаются лютые болезни...

(См. далее...)

Знаменательные даты:
Абхазия. Новый Афон

17 февраля

Абхазия вошла в состав России (1810)

Абхазское царство возникло в VIII веке, во второй половине IX века вошло в состав Грузии, в XVI-XVII веках выделилось в самостоятельное государство. Со второй половины XVI века Абхазия оказалась в зависимости от Турции; в ответ на обращение владетельного князя Г.Чачба-Шервашидзе император Александр...

(См. далее...)

Анонсы
Фотоальбомы

22 июня 2018

Родная земля. Дорогами паломников: Кострома - Нерехта - Плёс

Фотоальбом по материалам паломнической поездки московских педагогов в Кострому 22-24 июня 2018 года.

(См. далее...)

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Рейтинг@Mail.ru

Вера и Время    2019