Рейтинг@Mail.ru На главную Библиотека Фотогалерея Контакты Лица О проекте Поиск      В е р а    и    В р е м я
Религиозные ценности и современная система образования
Основные разделы:
Сообщения по теме:
Митрополит Горловский и Славянский Митрофан (Никитин)

25 июля 2018

Митрополит Горловский и Славянский Митрофан (Никитин). Не оставляйте молитвы

...Нам хочется, чтобы молитва была не монологом, когда ты как бы в пустоту говоришь, а тебе никто не отвечает, но диалогом, когда тебя слышат, когда тебе дают ответ и исполняют...

(См. далее...)

22 июля 2018

Мария Кузьмина. Гений послушания. О преподобном Никоне Радонежском

...Сергий, как опытный садовод, умеющий по цветку определить, сколь добр будет его плод, задолго до своей смерти прозревает в Никоне его духовные дарования и начинает уготовлять того к...

(См. далее...)

Архив событий:
Сообщения:
10 октября 2010

Святыни и святые


 

Тамбовский чудотворец Святитель Питирим и Спасо-Преображенский кафедральный собор



Тамбовский чудотворец Святитель Питирим и Спасо-Преображенский кафедральный собор

 

История города Тамбова и его главной святыни Спасо-Преображенского кафедрального собора берёт начало, по словам «Древнего Тамбовского летописца», с Светлого праздника Христова Воскресения 1636 года. «По указу Богом избранного… великого государя, царя Михаила Феодоровича всея Руси самодержца, в 24-е лето благочестивые державы его, по совету и благословению… отца его богомольца, великого государя, Святейшего Филарета Никитича, патриарха Московского и всея России, в 18 лето патриаршества его. Обложен город Тамбов на реке Цне на левой стороне, на устье речки Студенца, апреля в 17 день в самый день Живоносного Христа Воскресенья, в память преподобного отца Зосимы Соловецкого, соборная церковь обложена того же года… августа в 6 день, на самый праздник Боголепного Христова Преображения Господня…». В 1637 году был «город Тамбов совершен… октября в 1-й день» и освящён на праздник Покрова Пресвятой Богородицы.

С открытием в 1682 году Тамбовской епархии Спасо-Преображенский собор становится кафедральным. В марте 1686 года в Тамбов приехал Святитель Питирим, который на сороковом году жизни в феврале 1685 года в Успенском соборе Московского кремля Патриархом Иоакимом (1620-1690гг.) был рукоположен во епископа с назначением на Тамбовскую кафедру.

Епископ Питирим (в миру Прокопий) родился 27 февраля 1645 городе в Вязьме. К тридцати двум годам он прошёл путь от послушника до архимандрита Вяземского Иоанно-Предтеченского монастыря.

Ко времени приезда святителя Питирима в Тамбов край был населён языческой мордвой и мещерой, татарами-мусульманами, ссыльными и беглыми преступниками. Русское население в основном состояло из казаков и тяглых крестьян, которые в это время начали осваивать Тамбовскую землю.

Несомненно, святитель был удручён состоянием вверенной его попечениям епархии, она была скудна храмами, бедна церковной утварью и остро нуждалась в пастырях. Да и православная паства была малочисленной и составляла меньшую часть населения. Однако бедность обстановки нисколько не стесняла епископа, нищета церковного быта восполнялась его внутренним духовным богатством.

Доброжелательный архипастырь быстро заслужил уважение всей своей паствы. Личными беседами и проповедями он приобщал к Православию старообрядцев и язычников, воскресные и праздничные богослужения совершал сам, а в будничных службах учил пению и чтению, привлекая людей к храму. В Тамбове благодаря святителю Питириму появилась традиция проведения крестных ходов по городу. Известно, что по приезде в Тамбов святитель совершил крестный ход вокруг города-крепости. Над воротами города святитель Питирим поместил иконы, среди которых наибольшую известность получила написанная им Ильинско-Черниговская икона Божьей Матери, которую он поместил на западных вратах Тамбова. Эта икона особо прославилась своими чудотворениями в XIX веке и была названа Тамбовской иконой Божьей Матери.

Постепенно экономическое благосостояние Тамбовской епархии улучшалось и у епископа Питирима появлялись возможности для развития миссионерства и храмового строительства.

Одной из первых церквей, построенных по храмозданной грамоте св.Питирима, стала Предтеченская в Пяшкильской слободе (с Донское). Как священную реликвию хранил Предтеченский храм до конца XIX столетия деревянный крест, исполненный руками святителя Питирима и подаренный храму в мае 1687 года.

К концу XVII века число приходских храмов значительно возросло, они находились в селах Вихляйка, Дубровка, Ишеево, Русское, Ачадово, Вярвиль, Селищи, Кириллово, Веденяпино, Пахотный Угол, Романове, Добры, Ширингуши, Перкино, Алгасово, Пичаево, Горелое, Бокино, Лысые Горы.

Много внимания святитель Питирим уделял и устройству монастырей. Как известно монастыри сыграли немалую роль в колонизации Верхоценской волости и значительно способствовали расширению масштабов христианизации народов, населяющих Тамбовский край. С помощью монастырей, опираясь на самые крупные из них и создавая новые, епископ Питирим укреплял в Тамбовском крае позиции Православной Церкви. Монастыри активно помогали епископу развивать еще молодую Тамбовскую епархию.

В семи верстах от Тамбова епископ Питирим основал Предтеченский монастырь, ставший тихим приютом тамбовского подвижника, любившего монашеское уединение и молитву. По древнему преданию, у монастыря в Трегуляевском лесу епископ Питирим вырыл колодец, вода которого обладала целительными свойствами.

Заботами архипастыря в Тамбове расширились владения Казанского мужского монастыря. Его трудами обустроен Вознесенский женский монастырь, настоятельницей которого была родная сестра св. Питирима - Екатерина.

Умелой хозяйственной распорядительностью епископ Питирим укреплял и благоустраивал Тамбовскую епархию. В результате упорных просьб епархии были переданы Рождественский и Матвеев монастыри, Сергиева и Вышенская пустыни. Обстоятельства обратили внимание св. Питирима на Николаевский Черниев монастырь, основанный донским казачеством в XVI веке. Монастырь имел прочные связи с Москвой, его исключительное положение чрезвычайно усложняло жизнь насельников из-за враждебной зависти соседей. По настойчивому прошению епископа Питирима Черниев монастырь был навечно приписан к Тамбову. С этого времени над монастырем исчезла казачья опека, а рачительный хозяин учёл все монастырское имущество с немалыми покосами и богатыми лесными угодьями.

Главным делом жизни в Тамбове святителя Питирима стало возведение величественного кафедрального Спасо-Преображенского собора, заложенного им в камне в 1694 году. В течение лета были устроены фундаменты и подняты стены с подкупольными столбами на 20 аршин в вышину. Внутреннее расположение и фасад собора были составлены применительно плану и фасаду кафедрального Рязанского собора. Новый собор стал любимым детищем св. Питирима, он ревностно следил за строительными работами, был и архитектором, и строителем, и рабочим. Поднимавшийся в высь Преображенский собор становился сердцем Тамбовской земли и символом укрепившей свои позиции Русской Православной Церкви на территории, совсем недавно называвшейся Диким полем. Одновременно строящийся собор свидетельствовал и о возрастающем престиже Тамбовской епархии. После десятилетия самоотверженных трудов по управлению епархией архипастырь тяжело заболел, и строительство собора надолго прекратилось.

Тамбовская паства скорбела о своем епископе и искренне возносила молитвы пред иконой Казанской Божией Матери о возвращении его к активной жизни. Тамбовская летопись повествует о том, что 6 декабря 1695 года к скорби паствы присоединился плачь Царицы Небесной - от очей иконы Казанской Богородицы явились слезы, текущие до пелены. О молитвам Божьей Матери поднявшись с одра болезни, епископ Питирим продолжил строительство собора и изменил его план, сделав собор двухэтажным, отделал южный придел, освятив его во имя Николая Чудотворца и подготовив его для своего погребения.

Тамбовский архипастырь отошёл к Господу 28 июля (10 августа нового стиля) 1698 года в день памяти почитаемой им иконы Смоленской Божией Матери. «Истинный основатель Тамбовской церкви и возлег в основу перваго ея храма, чтобы сообщить ей полную крепость и силу», - отмечал один из жизнеописателей Святителя. Над местом его упокоения была установлена резная гробница, золотой вязью на ней были означены важнейшие даты жизни епископа Питирима, на боковой стороне – строки: «Не забывайте мя, егда молитеся Господу».

Постепенно гробница тамбовского архипастыря стала местом благоговейного почитания. Сюда, в Спасо-Преображенский собор, стекались многие паломники не только из окрестных сел и городов Тамбовского края, но и из соседних епархий. При гробнице Святителя Питирима сложилась традиция, когда люди перед началом какого-либо дела приходили в собор, заказывали заупокойные панихиды о епископе Питириме и просили его о помощи в добром деле или нужде. В кафедральном соборе многие десятилетия велись специальные книги, в которые записывались чудесные исцеления людей, происходившие после совершения молитв у гробницы Святителя. При Тамбовском епископе Феофане Затворнике Вышенском (1859-1863) в день памяти Святителя Питирима в ограде собора освящалась трапеза для его почитателей.

Только через 90 лет после закладки Спасо-Преображенский собор был полностью достроен. Отделка интерьера верхнего храма завершилась в 1801 году. В 1812 году перед собором была воздвигнута 4-х ярусная колокольня, разрушенная в советское время. После канонизации прп. Серафима Саровского, которая прошла в Тамбовской епархии в 1903 году, жители Тамбовского края стали ожидать канонизации и святителя Питирима. Известно, что и прп. Серафим почитал святителя Питирима и благословлял всех, кто собирался в Тамбов поклониться Тамбовскому святителю.

Немалую роль в канонизации св. Питирима сыграл архиепископ Кирилл (Смирнов, 1863-1937), ныне прославленный как священномученик. В 1910-1918 гг. архиепископ Кирилл возглавлял Тамбовскую епархию.

27 июля 1912 года Святейшим Синодом была образована комиссия по освидетельствованию мощей святителя Питирима под председательством архиепископа Тамбовского и Шацкого Кирилла (Смирнова) по исследованию чудес, совершаемых у гробницы Святителя Питирима. 14 января 1913 года на основании тщательно проведённых исследований комиссия представила протоколы своих заседаний Святейшему Синоду.

13 июня 1913 года доклад Святейшего Синода «о признании в лике Святых почившего Питирима, епископа Тамбовского, и о торжественном прославлении Святителя 28 июля 1914 г. – в день памяти его, о составлении ему особой службы, и об объявлении об сем во всенародное известие от Святейшего Синода» был представлен на Высочайшее благоусмотрение. На представленном докладе 28 июня 1913 года Его Императорское Величество Николай II собственноручно начертал: «Согласен. Прочел с чувством истинной радости и умиления».

К этому времени Спасо-Преображенский кафедральный собор был капитально отремонтирован. В нижнем храме, где почивали мощи святителя Питирима, стены и потолки были отделаны под мрамор, так что в вечернее время зажжённые свечи и лампады красиво отражались в окнах и стенах. Верхний Преображенский храм был богато расписан итальянскими мастерами. Снаружи собора также были произведены большие работы. Площадь перед собором покрыта асфальтом. В северо-восточной стороне построена открытая шатровая церковь для паломников, которых не мог вместить собор. В сотнях саженей от собора, над колодцем святителя Питирима, была сооружена богатая металлическая часовня с золотым верхом и крестом. Над колодцем в большой резервуар наливалась вода, которая по трубам, имевшим множество кранов, шла к богомольцам. К колодцу вела широкая мраморная лестница.

25 и 26 июля 1914 года начались «торжества по случаю прославления Святителя Питирима и изнесения из земли честных его мощей». В эти дни из всех уездов Тамбовской губернии стали прибывать многочисленные крестные ходы в город Тамбов на Соборную площадь, где при общенародном пении совершались панихиды по Святителю Питириму.

27 июля 1914 года перед всенощным бдением в Спасо-Преображенском кафедральном соборе мощи Святителя, более двух веков почивавшие в соборе, были изнесены на середину храма для всенародного поклонения.

28 июля (10 августа – н. ст.) 1914 года во всех храмах Тамбова совершались торжественные богослужения с целодневным колокольным звоном. Крестным ходом мощи Святителя Питирима были обнесены вокруг Преображенского собора и поставлены в нижнем храме у южной стены, рядом с Никольским приделом, некогда возведенным трудами Святителя. Высокую торжественность в дни канонизации создавало пение сводного хора духовенства Тамбовской епархии. В верхнем храме собора был освящён престол в честь святителя Питирима. В торжествах приняло участие до 50 тысяч человек. За время торжеств было отмечено несколько случаев исцелений у раки святителя и на его колодце.

Вскоре после торжеств над мощами святителя Питирима была сооружена мраморная сень с золотым верхом, по углам которой изображены Ангелы со скрещенными рипидами, куда перенесены святые мощи святителя Питирима.

После Октябрьской революции мощи святителя Питирима находились в запасниках Тамбовского областного краеведческого музея, расположенного в Преображенском кафедральном соборе.

В год 1000-летия Крещения Руси накануне празднования юбилея в Тамбове по ходатайству архиепископа Евгения (Ждана, 1942-2002) мощи святителя Питирима были переданы Русской Православной Церкви. Святые мощи и сохранившийся гроб до 1993 года находились в Покровском соборе. В 1993 году мощи святителя Питирима были перенесены Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II в Спасо-Преображенский собор, который вновь был возвращён Тамбовской епархии.

Здесь, у мощей святителя Питирима, явившегося для Тамбовской земли «воистину неоскудной врачебницей», и сегодня можно приложиться к честной ризе святителя, которая, как свидетельствуют строки из акафиста св. Питириму, «на недужные полагаема, дарует исцеления» всем немощным и скорбящим людям.

 

Русская церковная история богата подвижниками, которые оставляли о себе добрую память. Святость их жизни исходила из безграничной любви к Богу, своему Отечеству и народу, а также из стремления поделиться с людьми животворной мудростью и жизненным опытом. Таким святым подвижником являлся и святитель Питирим, имя которого сохранилось в памяти многих поколений верующих людей.

 

По материалам сайта Тамбовской епархии.


Вера и Время

Последние публикации:
Успение Пресвятой Богородицы

15 августа 2018

Протоиерей Максим Козлов:

Три вехи Успенского поста

...Последний этап истории созидания Богом нашего спасения — восхождение на Небо первой до конца обоженной человеческой личности. Божия Матерь в силу особого избрания, в силу того, что Она была вершинным плодом всего человеческого рода, переживает смерть совершенно особенно...

(См. далее...)

7 августа 2018

Гаврилова Ольга Владимировна:

Нежная Белая Русь. Рассказ о поездке

...Паломничество – это тяжёлый труд, преодолеваешь себя, свои немощи и нестроения души, смиряешься. Поэтому и благодати много Господь давал. С радостью неизреченной возвращаемся...

(См. далее...)

3 августа 2018

Святейший Патриарх Кирилл:

«Православные духовно-нравственные ценности в значительной степени сформировали национальные черты характера нашего человека». Слово в день празднования 1030-летия Руси у памятника св. князю Владимиру в Москве

...Культура и просвещение самым непосредственным и тесным образом связаны с приобщением наших предков к христианской традиции. Крещение в водах...

(См. далее...)

26 июля 2018

Святейший Патриарх Кирилл:

Чтобы возродилась сила духа нашего народа… Проповедь в Преображенском соборе подмосковной Каширы

...Для того чтобы мысль была единой, должен быть единым дух, — эту заповедь апостола должны усвоить все: и руководители страны, и те, кто считает себя лидерами общественного мнения, кто пытается учить народ, как ему нужно жить. А если эту основополагающую...

(См. далее...)

Знаменательные даты:
Александр Александрович Алябьев

15 августа

Русский композитор А.А. Алябьев (1787-1851)

Александр Александрович Алябьев (15.08.1787 - 06.03.1851) - русский композитор. Наибольшую популярность приобрел как автор вокальных произведений, в том числе знаменитого «Соловья». Родился в семье тобольского губернатора 4 (15) августа 1787 года, с 1804 года жил в Москве. Получил хорошее...

(См. далее...)

Анонсы
Фотоальбомы

22 июня 2018

Родная земля. Дорогами паломников: Кострома - Нерехта - Плёс

Фотоальбом по материалам паломнической поездки московских педагогов в Кострому 22-24 июня 2018 года.

(См. далее...)

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Рейтинг@Mail.ru

Вера и Время    2018